Административная лихорадка при хрущеве

Обновлено: 17.04.2024

Ключевые слова: Хрущев, административные реформы, совнархоз, история государственного управления, народное хозяйство СССР.

Vedernikov A. V.

Postgraduate student, Department of Political History, The Faculty of Public Administration, Lomonosov Moscow State University

N.S. KHRUSHCHEV’S REFORMS OF THE USSR ECONOMY MANAGEMENT IN 1957-1964

Abstract

The article is devoted to the little-known aspects of N. S. Khrushchev’s administrative reforms. In this period, the most significant government reforms were “sovnarkhoz” reform of 1957 and the separation of the party and government organs on the production principle in 1962-1964. These events are being viewed in the mainstream of N. S. Khrushchev’s politics aimed at optimization of the public administration at the expense of its decentralization and expanding the jurisdiction of the regional management structures. The article may be of interest to historians and Public Administration experts.

Keywords: Khrushchev, administrative reform, the economic council, history of Public Administration, USSR economy.

Реформы Н. С. Хрущева в области управления народным хозяйством были призваны решить следующие задачи: а) устранить издержки сверхцентрализованной системы государственного управления за счет ее ограниченной децентрализации – например, для проведения такой политики на первом этапе реформ региональным органам управления (советским и партийным) были предоставлены более широкие права в решении организационных вопросов; б) повысить приоритет выпуска сельскохозяйственной продукции – здесь следует сказать о таких мерах советского руководства, как существенное повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию, ввод в сельскохозяйственный оборот целинных и залежных земель Казахстана и Сибири, увеличение социальных расходов на социальное развитие села и пр.; однако достигнутые успехи в развитии сельского хозяйства носили лишь временный характер, и едва появившиеся материальные стимулы вновь сменились административным нажимом.

Первоначально были образованы совнархозы союзных республик — РСФСР, Украины, Казахстана. В 1962 на основе решений Ноябрьского пленума ЦК КПСС был создан СНХ СССР, в результате последующего укрупнения экономических районов совнархозов стало 47 вместо прежних 105. Госплан СССР и СНХ СССР из общесоюзных были преобразованы в союзно-республиканские и подчинены созданному в марте 1963 г. ВСНХ СССР, который стал таким образом высшей координационной инстанцией для советской промышленности и строительства.

Как становится понятно, к середине 1963 г. между Советом Министров СССР и собственно предприятиями находились пять промежуточных органов управления – ВСНХ СССР, СНХ СССР, Совет Министров республики и совнархозы экономических районов. Такого рода многоступенчатая система управления создавала большие трудности в координации управления, а также неизбежно вызывала параллелизм в повседневной практике управления народным хозяйством.

В ходе проведения реформы можно отметить две совершенно противоречивые тенденции. С одной стороны, упразднение в 1957 г. центральных отраслевых министерств и создание территориальных совнархозов – очевидная децентрализаторская тенденция. Однако с 1961 г. также наблюдается совершенно противоположный по характеру процесс – создание центральных совнархозов республиканского уровня и ВСНХ.

Становится очевидным противоречие между тенденцией промышленности к отраслевому развитию и искусственно внедренной в 1957 г. в СССР системой территориального управления, что неизбежно препятствовало дальнейшему экономическому росту. Сложившаяся система управления народным хозяйством не только была неспособна повысить эффективность и производительность труда, но и приводила к срывам производственных планов.

В условиях снижения производственных темпов Н. С. Хрущев стал продвигать идею разделения управленческих органов государства и партии по производственно-отраслевому принципу – на промышленные и сельскохозяйственные.

Проведение административных реформ и поиск путей оптимизации процессов управления народно-хозяйственным комплексом были весьма актуальны в 50-60-х гг. Летом 1962 г. в ЦК КПСС стали поступать записки от региональных партийных функционеров с отдельными предложениями по улучшению партийного руководства промышленностью, строительством и транспортом.

После совещаний с высокопоставленными соратниками по партии и с учетом предложений секретарей ЦК республиканских компартий, обкомов, крайкомов Хрущев выступил с докладом на расширенном Пленуме ЦК КПСС 19-24 ноября 1962 г.

В результате реорганизации партийно-государственного аппарата в составе ЦК КПСС были созданы три отдела партийных органов: отдел партийных органов ЦК КПСС, отдел партийных органов ЦК КПСС по промышленности РСФСР и отдел партийных органов ЦК КПСС по сельскому хозяйству РСФСР.

В ЦК компартий союзных республик и 9 автономных республиках были образованы по два бюро: по руководству промышленностью и строительством, а также по руководству сельским хозяйством, деятельностью которых руководили единые президиумы ЦК в союзных республиках и бюро обкома – в автономных.

Значительные изменения были произведены и на районном уровне – вместо прежних сельских райкомов были созданы партийные комитеты производственных колхозно-совхозных управлений, а также зональные промышленно-производственные партийные комитеты для управления промышленными предприятиями, расположенными в сельской местности.

Кроме того, для преобразования советских органов в соответствующих республиках, краях, областях происходило разделение Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов так же на промышленные и сельские. Реорганизация затронула и профсоюзные, и комсомольские органы. Все это порождало невероятную путаницу и неразбериху – скажем, зачастую на одном и том же предприятии часть работников относились, к сельскому райкому, а другая часть – к промышленному, в результате чего простые граждане порой не имели представления, в который орган следует обратиться по тому или иному вопросу. Имеются даже свидетельства о планах Хрущева разделить на городские и сельские милицию, КГБ и суд. Значительные трудности создавали и изменения районной сетки – частым явлением стали жалобы населения на значительную удаленность новых райцентров, невозможность взаимодействия с органами власти в силу ухудшившейся транспортной доступности.

На основании вышесказанного мы приходим к выводу, что любая реорганизация управления народным хозяйством с позиций сугубо структурных подходов по своей природе ограничена. Реорганизация должна затрагивать не только существующее построение руководящих органов, но должна гармонично вписываться в экономическую и социальную конъюнктуру, отвечать насущным потребностям развития общества.

В период 1957-1962 гг. в СССР, напротив, сложилась чрезвычайная сложная, многоступенчатая процедура принятия решений, лишавшая процесс управления необходимой оперативности и гибкости, а компетентность и опыт местных чиновников в вопросах принятия управленческих решений зачастую были недостаточными. Отметим, что и собственно реализация уже принятых решений в области управления народным хозяйством была проведена с просчетами.

Административные реформы 1957-1962 гг. были явно безуспешны и в окончательном итоге – провальны, что стало одной из важнейших причин отстранения Хрущева от власти в октябре 1964 г.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Экономика СССР в 1953-1964 г.г.: административная лихорадка. Провал политики. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Учебные задачи: Изучить, какие шаги предпринял Н.С.Хрущев для улучшения социально-экономической ситуации в СССР и что из этого вышло. Письменное ДЗ: что из мероприятий Н.С.Хрущева отвечало потребностям экономического развития страны? Почему эти мероприятия не привели к длительному экономическому росту?

1.Ситуация в н/х. Кризисные явления в промышленности. Упадок в сельском хозяйстве: большинство колхозов были убыточными из-за непосильных поставок государству. Недостатки в системе управления экономикой.

2.Причины тяжёлого положения в с/х Пренебрежение принципом материальной заинтересованности. Низкие заготовительные цены. Остаточный принцип финансирования. Отток рабочей силы в город, несмотря на отсутствие паспортов. Нехватка кадров специалистов. Последствия войны.

3.Сохранение системы планирования и централизованного распределения ресурсов. 1956-1960 г.г.-VI пятилетка (не выполнена из-за ошибок в планировании). 1959-1965 г.г.-7-летний план, куда были включены задания двух последних лет VI пятилетки. Тоже не выполнен. В 50-е годы в СССР были разработаны и проведены 2 основные реформы: 1953 г. –в сельском хозяйстве; 1955 г. –в промышленности.

5. Достигнутые итоги развития к середине 60-х г.г. Построение основ индустриального общества. Переход к созданию развитого индустриального общества. Аграрная реформа 1953 г. : одной рукой Хрущёв поднимал с/х, а другой опускал его почти до прежнего уровня непродуманными мероприятиями! (американский историк Дж. Бофф)

Последствия реформы промышленности 1961-1962 г.г. –Создание госкомитетов, которые отвечали исключительно за техническую реконструкцию предприятий. Это обернулось двоевластием в промышленности и новым разрастанием управленческого аппарата(совнархозы и госкомитеты). Экономика продолжала оставаться во власти команды и жёсткого контроля.

Социальная сфера. 1957 г.- паспортизация колхозников; отмена обязательных государственных займов (облигаций) 1960 г. – Закон о 7-ми часовом рабочем дне. 1961 г. – Начало денежной реформы, сильная девальвация (10 к 1). 1962 г. – Повышение цен на продукты питания, протест населения. 2 июня расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске, протестовавших против повышения цен. Вывод: первоначальное улучшение материального положения трудящихся во второй половине 50-х годов сменилось снижением их жизненного уровня в начале 60-х

Культ личности – возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии.

Марксизм-ленинизм - идеология, социально-политическое и философское учение о законах борьбы за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества.

Новочеркасский расстрел – название исторических событий, произошедших в городе Новочеркасске 1—2 июня 1962 года в результате забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) и других горожан власти расстреляли.

Реформа – изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём

Тоталитарная власть – политический режим, стремящийся к полнейшему (тотальному) контролю государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

ЦК КПСС – центральный комитет коммунистической партии Советского Союза

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. История России.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2. /М.М.Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А.В.Торкунова.-М.; Просвещение, 2016.
  2. Новочеркасские события 1962 / Н. С. Плотникова // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. - М.; 2004—2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кроме того, еще сто человек было арестовано, из них 7 человек приговорили к высшей мере наказания, а еще 7 – к 15 годам заключения [2] . Эти события в течение десятилетия скрывались официальными властями.

Эти и другие явления периода правления Н. Хрущёва привели к государственному перевороту. В результате чего Хрущёв был смещен с поста первого секретаря ЦК КПСС. По отношению к Хрущёву оппозиционно настроены были кадровые офицеры и генералитет, а также многие авторитетные работники органов государственной безопасности. В стране отсутствовал четкий законодательный механизм смены руководства государства. С начало 1964 года готовилось смещение Хрущёва группой партийно-государственной элиты. Наиболее активную роль в перевороте играли руководитель КГБ В. Е. Семичастный, Секретарь ЦК КПСС А. Н. Шелепин, первый секретарь Харьковского обкома КПСС Н. В. Подгорный, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Г. Игнатов, а также Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев.

Окончательных действий со стороны заговорщиков последовали после того, как Н. С. Хрущёв заявил, что в ноябре будет проведен очередной пленум ЦК, на котором будут производиться рокировки в правительстве. После этого Н. С. Хрущёв отправился на отдых.

13 октября 1964 года состоялось заседание Политбюро, на котором первым слово взял Брежнев и начал резко критиковать действующего руководителя партии в следующем:

  • ошибки управления страной;
  • создание культа личности;
  • совмещение должностей;
  • оскорбление единомышленников и членов партии;
  • разделение партии на промышленные и сельскохозяйственные составляющие.

Все присутствующие выступили против Хрущёва за исключением А. И. Микояна.

14 октября 1964 года Н. С. Хрущёв заявил о том, что он не будет бороться за власть и готов добровольно покинуть свой пост. Новым секретарем партии был избран Л. И. Брежнев, а председателем Совета Министров стал Косыгин.

Хрущёв был смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

Однако этот народный подъем, натолкнувшись на страх власти и партийной верхушки, постепенно превратился в иллюзию свободы, которая рассыпалась и пробудила недовольство и возмущение в обществе.

В целом хрущёвская оттепель (период в истории СССР, начавшийся после смерти Сталина и завершившийся с отстранением Хрущёва) характеризуется во внутриполитической жизни Советского Союза освобождением политических заключенных, ликвидацией ГУЛАГа ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, уменьшилось влияние идеологической цензуры. Необходимо отметить, что именно при Хрущёве СССР достиг больших успехов в покорении космоса. Было развернуто активное жилищное строительство.

Примеры и разбор решения заданий:

1. 14 октября 1964 года Н. С. Хрущёв заявил о том, что он не будет бороться за власть и готов добровольно покинуть свой пост. Новым секретарем партии был избран _______________, а председателем Совета Министров стал _______________. ______________ был смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

Ответ: 14 октября 1964 года Н. С. Хрущёв заявил о том, что он не будет бороться за власть и готов добровольно покинуть свой пост. Новым секретарем партии был избран Л. И. Брежнев, а председателем Совета Министров стал А. Н. Косыгин. В. М. Молотов был смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

2. Какие из нижеперечисленных обвинений предъявлялись Н.С. Хрущёву?

  1. Ошибки управления страной;
  2. Пенсионная реформа;
  3. Создание культа личности;
  4. Совмещение должностей;
  5. Убийство Джона Кеннеди;
  6. Оскорбление единомышленников и членов партии;
  7. Введение подоходного налога;
  8. Разделение партии на промышленные и сельскохозяйственные составляющие.

Ответ: 1, 3, 4, 6, 8.

Новочеркасские события 1962 / Н. С. Плотникова // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. - М.; 2004—2017. ↑


Схема 6 – Изменения в партийном и государственном аппарате после смерти И. В. Сталина

В политический лексикон вошло довольно неопределенное и мало что объясняющее понятие "коллективное руководство", в известном смысле отражавшее лишь ситуацию временного консенсуса в правящей группе. Однако единство партийных лидеров было скорее декларативным, чем реальным. Мысли о возможном захвате власти соперником и необходимости его опередить не оставляли соратников И. В. Сталина ещё во время болезни вождя. Формально место лидера занял Г. М. Маленков (таблица 7).

Перед соратниками умершего вождя стояли три важные задачи: обеспечить преемственность социально-политического курса, поделить между собой важные партийные и государственные посты, а также осуществить необходимые изменения в обществе. Перемены в жизни страны начались сразу же после смерти И. В. Сталина в марте 1953 г. "Оттепель" – так символично обозначился в сознании людей этот период, предшествовавший XX съезду КПСС. За время своего существования "коллективному руководству" удалось отказаться от наиболее жёстких проявлений тоталитаризма, снять ситуацию чрезвычайности, сделать поворот к более или менее "нормальным" формам организации общественной жизни, начать реабилитацию, начать новый курс в деревне, поднять проблему разоблачения культа личности. Выбранный тогда вектор движения стал основой для внутриполитического курса Н. С. Хрущёва.

Таблица 7 – Соперники в борьбе за власть в 1950-е гг.

Л. П. Берия (1953)

Г. М. Маленков (1953–1955)

Критика культа личности

Необходимо преодолеть культ личности

Отказ от репрессивной политики: пересмотр и прекращение некоторых следственных дел, реабилитация по "делу врачей" и "мингрельскому делу". Амнистия осужденным внесудебными органами (отклонена). Выведение из ведения МВД ряда подразделений, включая ГУЛАГ. Партия должна заниматься кадрами и пропагандой, а Совмин – всем остальным. Расширение прав союзных республик

Содействие Н. С. Хрущёву в устранении Л. П. Берии от власти. Критика аппарата за "перерождение" (бюрократизм, взяточничество, пренебрежение интересами народа). Ставка на обновлённый государственный аппарат

Приоритеты в сфере

Критика экстенсивного развития экономики. Необходимость материального стимулирования сельского хозяйства (колхозов)

Подъём материального благосостояния народа: рост производства предметов потребления, развитие сельского хозяйства (повышение закупочных цен, поощрение подсобных хозяйств, развитие колхозного рынка). Идея интенсивного развития экономики

Нормализация отношений с Югославией и Германией ("нам нужна мирная Германия, а будет там социализм или нет – нам всё равно"). Попытка наладить отношения с Западом

Идея разрядки международной напряжённости, необходимости предотвращения войны в условиях ядерного противостояния

За что был отстранён от власти

Преступные антипартийные и антигосударственные действия, попытка захвата власти, шпионаж в пользу иностранных разведок

Недостаточная зрелость и твёрдость как большевистского руководителя, стремление к дешёвой популярности, неправильные приоритеты в экономике, пораженчество во внешней политике, моральная ответственность за "ленинградское дело"

Развернувшаяся после смерти И. В. Сталина в партийном и государственном руководстве борьба за лидерство неизбежно должна была закончиться победой того, кто лучше всех знал и интересы аппарата, и проблемы простого народа. Среди наследников И. В. Сталина в наибольшей степени этим требованиям отвечал Н. С. Хрущёв. Ему удалось то, что когда-то удалось И. В. Сталину и что не удавалось уже никому после Н. С. Хрущёва. Он талантливо сумел вычленить меры, отвечающие интересам и бюрократии, и народа (например, реабилитация материальной заинтересованности), что в конечном итоге предопределило успех многих хрущёвских реформ.

В хрущёвском реформаторском курсе явственно выделяются две линии – реформы для аппарата (номенклатуры) и реформы для народа. В целом аппарат и номенклатура получили от Н. С. Хрущёва столько, что его можно назвать последовательным и активным выразителем интересов класса бюрократии, господствовавшего в обществе государственного социализма.

Таблица 8 – Внутриполитический курс и реформы Н. С. Хрущёва

Мероприятие

1. Реорганизация системы управления

("Административная лихорадка")

1. В 1957 г. производится замена централизованного отраслевого министерского управления территориальным (совнархозами) при сохранении централизованного управления оборонными отраслями

– усиление роли местного административного и партийного аппарата, выполнявшего не свойственные для партии функции государственного управления;

– изменение нормирования и оплаты привело к снижению материального стимулирования;

– корректировка пятилетнего плана в семилетний и сбой системы управления

2. В 1957–1958 гг. создаются госкомитеты при Совете Министров СССР

– госкомитеты постепенно подчинили себе предприятия и совнархозы, постепенно восстанавливалась отраслевая система

3. В 1960 г. создаются республиканские Советы народного хозяйства в РСФСР, Казахстане и на Украине, а в 1963 г. – Высший Совет народного хозяйства СССР (ВСНХ)

– сосредоточив в своем ведении вопросы управления промышленностью и строительством в стране, ВСНХ оказался не в состоянии их оперативно решать

4. В 1962 г. при сохранении отраслевых отделов ЦК КПСС партийные организации областей разделяются на промышленные и сельскохозяйственные

– наблюдался рост местного партаппарата, выполнявшего не свойственные для партии функции государственного управления

2. Реформы в сельском хозяйстве

1. В 1958 г. были упразднены машинно-тракторные станции, сельхозтехнику которых обязали выкупить колхозы по завышенным ценам в течение полутора лет

– колхозы остались без средств, а их долги государству резко возросли;

– не хватало квалифицированных механизаторов, не было условий для эксплуатации сложной техники

2. Продолжалось освоение целинных земель в Казахстане, начатое ещё в 1954 г.

– за первые 5 лет разработки целины было освоено 42 млн га земель;

– в центральных районах страны проведение аграрных преобразований было отсрочено

3. После поездки Н.С. Хрущёва в США (1959) началась "кукурузная эпопея" (административное внедрение этой культуры без учёта земледельческих традиций и климатических условий)

– лишь в южных районах страны кукуруза прижилась и стала приносить доход, в отличие от северных, где были ощутимы материальные потери от этой кампании

4. В 1959 г. принимается решение о выкупе за 2–3 года скота у рабочих совхозов и "рекомендации" подобного для колхозов, при сокращении личных приусадебных участков

– к середине 1960-х гг. личное приусадебное хозяйство резко деградировало, а после снятия этих ограничений его состояние заметно не улучшилось

5. Стремление аппаратных работников в погоне за показателями любой ценой увеличить поставки мяса привело к массовому забою скота

– произошёл резкий спад сельскохозяйственного производства, а само сельское хозяйство оказалось на грани кризиса

3. Социальная политика

1. В 1957 г. принимается совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии массового жилищного строительства, положившее начало решению жилищной проблемы в стране

– за 1956–1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80 %, в результате чего новоселье справило около 54 млн чел. (1/4 всего населения), причём изменился сам жилищный стандарт: семьи чаще бесплатно получали от государства отдельные квартиры

2. В 1956–1964 гг. правительством были приняты решения: о прекращении выпуска облигаций госзаймов и сезонных снижений розничных цен; о повышении зарплаты низкооплачиваемым работникам, изменениях в трудовом законодательстве, пенсионном обеспечении

– многие социальные меры существенно не повлияли на повышение жизненного уровня основной части населения страны

3. В результате повышений закупочных цен в 1962 г. государство повысило розничные цены: на масло – на 50 %, на мясо – на 25– 40 %

– повысились цены на десятки наименований продуктов из молока и мяса, что вызвало недовольство широких масс населения и стало причиной "Новочеркасского инцидента"

4. Изменение правового и социального положения колхозников (паспорта, денежная оплата труда)

– несколько улучшилось материальное положение сельских жителей, но при этом начинался отток сельской молодёжи в города

4. Решение национально-территориальных вопросов

1. Решением VI сессии Верховного Совета РСФСР (1957) были восстановлены Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская и Калмыцкая автономии

– в связи с изменением статуса ряда территорий проведена реорганизация системы местного управления, сопровождавшаяся ростом административного аппарата

2. В начале 1960-х гг. Крымская область была включена в состав Украинской ССР

– после распада СССР в 1991 г. возникла проблема о статусе Крыма и Севастополя и судьбе Черноморского ВМФ

5. Реформы в сфере образования

1. Одновременно с введением обязательного восьмилетнего образования и реорганизацией ремесленных и фабрично-заводских училищ в ПТУ, был увеличен срок обучения до 11 лет в полной средней школе, выпускникам которой вместе с аттестатом выдавалось свидетельство о приобретённой профессии

– отсутствие необходимой материально-технической базы и соответствующих кадров в средних школах не позволило добиться ожидаемых результатов

2. Потребность в специалистах высшей квалификации предопределила введение преимуществ при поступлении в вуз для лиц, имеющих трудовой стаж от 2 лет, и демобилизованных из армии; расширение сети подготовительных курсов и отделений; приоритетное развитие вечерней и заочной форм обучения в вузах

– наблюдался рост численности студентов, обучавшихся на вечерних и заочных отделениях: в 1946 г. – 28 %, в 1962 г. – около 62 %

6. Государственная поддержка

развития научно-технической мысли

Приоритет в научных разработках отдавался интересам ВПК. Оказывалась всяческая поддержка и помощь ведущим учёным страны (В. Глушко, М. Келдышу, С. Королеву, И. Курчатову, А. Пилюгину, А. Туполеву, В. Челомею и др.)

– в 1956 г. был открыт Институт ядерных исследований в Дубне, создан первый советский реактивный пассажирский самолёт ТУ–104;

– в 1957 г. создан самый мощный в мире синхрофазотрон, осуществлён запуск первого в мире искусственного космического спутника Земли и было открыто Сибирское отделение АН СССР;

– в 1956–1958 гг. создано 48 новых НИИ;

– в 1959 г. построен первый в мире атомный ледокол "Ленин";

– в 1961 г. осуществлён первый в мире пилотируемый космический полёт

Партийный и государственный аппарат поддержал Н. С. Хрущёва, пропагандируя идею построения коммунизма в СССР. Внеочередной XXI съезд КПСС в феврале 1959 г. констатировал, что социализм одержал в нашей стране полную и окончательную победу. Этот гипертрофированный вывод повлиял на прогнозирование перспектив развития СССР. Помыслы о построении коммунистического общества в Советском Союзе органично вытекали из идей предшественников.

Принципиально нового в развитие коммунистической теории привнесено не было. Сама идея получила конкретизацию и была облечена в Программу коммунистического строительства, на реализацию которой отводилось 20 лет. В октябре 1961 г. XXII съезд партии утвердил эту программу и провозгласил в качестве высшей цели построение коммунистического общества. Этот лозунг предполагал создание прочной материально-технической базы, формирование коммунистических общественных отношений, воспитание человека нового типа. Новая экономическая ситуация определялась начавшейся научно-технической революцией. Овладение ядерной энергией, первые шаги по освоению космоса, автоматизация производств и развитие науки придавали Программе коммунистического строительства особый колорит, подпитывали иллюзию скорого достижения коммунистического идеала.

Однако возможности для радикального изменения советского общества были упущены. Выдвинутая в период хрущёвского правления программа преобразований не отличалась глубиной. В руководстве страной всё более утверждались прожектёрство и волюнтаризм, желание быстро добиться максимальных результатов, заимствованных Н. С. Хрущёвым из сталинской практики. Но даже непоследовательные и противоречивые хрущёвские преобразования вызывали сопротивление консервативных сил в партийном аппарате, которые дважды пытались устранить реформатора. В 1957 г. против Н.С. Хрущёва выступила т. н. "антипартийная группа" в лице В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, Н. А. Булганина, М. Г. Первухина и М. З. Сабурова. Тогда на стороне Н. С. Хрущёва выступило большинство членов ЦК партии и силовые элементы – армия (Г. К. Жуков) и КГБ (И. А. Серов).

Первый заговор консерваторов провалился, однако второй в 1964 г. был успешным. В октябре 1964 г. Н. С. Хрущёв был смещён со своего поста и отправлен на пенсию. Из крупных политических фигур лишь А. И. Микоян выступил на стороне реформатора. Решающую роль в его свержении сыграли секретари ЦК КПСС М. А. Суслов, А. Н. Шелепин, Л. И. Брежнев, министр обороны СССР Р. Я. Малиновский, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. Г. Игнатов. Народ безмолвствовал.

Читайте также: