Адо льф соломо нович шае вич

Обновлено: 28.03.2024

Шаевич долгие годы является лицом российского еврейства. Он возглавлял еврейскую общину нашей страны в нелегкие годы возрождения и становления национальной жизни. Его имя ассоциируется с такими понятиями, как мудрость, достоинство, честность.

Адольф Шаевич никогда не был диссидентом, всегда "поддерживал и одобрял", в сознании большинства российских евреев его имя ассоциируется с умеренным традиционным иудаизмом, последователями которого являются 95 процентов верующих иудеев.
Адольф Шаевич последнее десятилетие на разных уровнях официально представлял российский иудаизм, был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте и соответствующей комиссии при правительстве.

Биография

Шаевич Адольф Соломонович. Главный раввин России, Член Президиума Российского Еврейского Конгресса. Родился 28 октября 1937 г. в Биробиджане. Окончил Хабаровский политехнический институт, а затем религиозные школы (ешива) в Москве и в Будапеште (Венгрия).

С 1980 года - раввин Московской Хоральной синагоги. В 1983 году был избран Главным раввином СССР на съезде Всесоюзного Совета еврейских общин (ВСЕРО). В 1993 году на учредительном съезде Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) был избран Главным раввином России.

Женат, имеет двух сыновей

Увлекается литературой, музыкой и спортом .

Взгляды

Что значит для Шаевича быть евреем в современной России ?

По мнению Главного раввина России каждый еврей обязан знать, что он есть такое, что такое Тора, почему, не имея государства две тысячи лет, евреи остались единой нацией, что их сохранило.

Рассуждения о возможностях еврейского единства

Что значит "быть раввином"?

Отношение к урегулированию палестино-израильского конфликта

Отношение к реформизму

В Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, который возглавляет Адольф Шаевич, входят не только общины ортодоксального толка, но и, скажем, реформистские. Что такое реформизм в сегодняшней России по мнению главного раввина России?

Для него реформизм - это один из путей возвращения к еврейству. Для Шаевича неприемлем подход, согласно которому еврея, посещающего реформистскую синагогу, воспринимают как ущербного еврея. Главный раввин России полагает, что в таких вопросах нужно быть намного терпимее и относиться к происходящему с пониманием.

Отношение Адольфа Шаевича к деятельности Хабада и его представителям в современной России

Хабад ведёт в России очень активную работу, у этого движения масса приверженцев. Адольф Шаевич считает, что с того момента, как Хабад заявил о себе в России, он был, наверное, единственным, кто служил буфером между Хабадом и остальными направлениями, старался делать так, чтобы никто никого не ущемлял. Он знаком с огромным числом хабадников по всему свету, и что ему нравится в них, это их преданность делу, их заряженность на работу, их полная самоотдача, которая выгодно отличает их от других российских функционеров.

Однако, у Хабада, в сравнении с другими хасидами, достаточно много приверженцев в России. Люди, которые никаких корней в Любавичском движении не имели, становятся последователями движения. В чем же секреты их успеха?

По мнению Шаевича, это объясняется тем, что молодым людям нравятся напор, активность хабадников. Кроме того, это полное отрицание того, что было с тобой вчера, плюс внешняя атрибутика - шляпа, пейсы, лапсердак. То, что вызывает отторжение у общества. В каком-то смысле, может быть, то же, что было в своё время с хиппи и панками. Главное, что люди приходят в синагогу, что они чувствуют свою сопричастность к еврейству. Таково мнение главного раввина России.

О противоречиях с ФЕОР

31 мая тогда еще единственного главного раввина России Адольфа пригласили для беседы лидеры российского хасидского объединения "Хабад". Как рассказывает сам Шаевич, ему предложили выступить с официальным заявлением, в котором он должен добровольно сложить с себя полномочия главного раввина и предложить избрать на этот пост хасидского раввина Берла Лазара, одного из активистов ФЕОР. Как писал Шаевич президенту Владимиру Путину, на него оказывал давление и некий высокопоставленный чиновник администрации президента, лоббирующий интересы Федерации, основанной Борисом Березовским. Предполагается, что этим чиновником был заместитель главы администрации Владислав Сурков. Письмо Шаевича президенту с разоблачением "происков ФЕОР" было опубликовано в "Washington Post" 7 июня, когда Шаевич находился с визитом в США. Позже, видимо, под давлением "заинтересованных лиц" Шаевич отказался от своих слов о том, что на него давили из Администрации президента, ограничившись лишь обвинениями в адрес своих братьев из ФЕОР.

13 июня 2000г. в Москве, пока страна и печать праздновали малоизвестный праздник "Независимости России от. ", тихо-мирно, без лишней помпы, собрался Съезд еврейских общин России. В повестке дня съезда стоял один, но существенный вопрос - о раввине. Без лишних слов (что уже приятно) таковым был избран Берл Лазар, который является лидером любавичских хасидов и главным раввином "по версии Федерации еврейских общин России - ФЕОР" (по аналогии с шахматами, там же тоже два чемпиона по разным версиям). Лазар стал раввином всея Руси практически единогласно, ибо 25 из 26 полученных голосов собравшихся на форуме раввинов - это практически идентично позднесоветскому "в едином порыве еще теснее сплотимся вокруг родной коммунистической партии и советского правительства".
ФЕОР вообще до недавних пор в России не было, но понадобился противовес РЕК и одному из его могущественных лидеров Гусинскому - и ее быстренько создали (в ноябре 1999 года), причем, что немаловажно, противовес Гусинскому нашелся "среди своих же".

Адольф Шаевич, избранный на этот пост в 1983 году другим религиозным объединением - Конгрессом еврейских религиозных объединений и организаций России, - не признал съезд легитимным.

Шаевич сетовал, что заподозрил дурное, когда его умышленно не пригласили на церемонию инаугурации президента 7 мая, перетекшую в празднование 55-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне. Зато пригласили, как пишет Шаевич, "представителей одного из направлений в иудаизме, представляющего не более пяти процентов российских евреев. Только после вмешательства влиятельных людей я также получил приглашение". Худшие подозрения ребе Шаевича, за долгие годы научившегося вычислять, что значит приглашение-неприглашение на торжественные мероприятия в Кремле, - сбыться между тем не замедлили.

Шаевич полагает, что за его смещением стоит Леваев.

Впрочем, Адольф Соломонович делает оговорку. Он ничего не имеет против присутствия Хабада в России и рядовых его раввинов. Он даже был на приеме у последнего любавического реббе, который благословил его на работу в России. Однако Шаевич непреклонен в одном: главным раввином России должен быть уроженец России. И точка.

Политический аспект конфликта

Как полагают наблюдатели, за двумя раввинами - двумя религиозными объединениями - стояли разные политические силы. Считалось, что Б.Лазара "курировал" Борис Березовский, а интересы А. Шаевича поддерживал Владимир Гусинский.

На хасидов, как на перспективное и набирающее влияние течение современного иудаизма, решил сделать ставку второй кандидат в лидеры и покровители российского еврейства - Борис Березовский. В ноябре 2000г.он провел в Москве учредительный-съезд Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в которую вошли 105 общин. ФЕОР изначально создавалась в пику Российскому еврейскому конгрессу Владимира Гусинского, так что раскол российского еврейства был предопределен. Впрочем, организаторы ФЕОР надеялись со временем "объединить" под своим крылом и те общины, которые входят в Конгресс Гусинского, однако эти надежды были весьма эфемерны.

Пояснения Адольфа Шаевича по поводу связи с В.Гусинским

« После распада Советского Союза мы долгое время находились в очень сложной финансовой ситуации. И, несмотря на новые возможности в плане свободы, мы не могли осуществить практически никаких программ по возрождению еврейской жизни в России. Мы очень признательны многим иностранным еврейским организациям, таким, как Джойнт, Сохнут, которые тесно сотрудничают с нами и помогали нам на первых порах. Но так не могло продолжаться постоянно. Мы не могли жить за счет помощи из-за рубежа. Нужно было как-то возрождать жизнь еврейских общин России, тем более что появилась такая масса обеспеченных людей, которые могли бы что-то сделать. К нам поступали категоричные телеграммы от разных городских коммунальных служб, с угрозами отключить воду или свет, если до какого то срока не будет внесена плата. С этими телеграммами я ходил по всем олигархам. Кто-то давал деньги, кто-то не давал, кто-то вообще не соглашался на встречу. В конце концов мы предложили создать такую организацию, по типу западных, которая взяла бы на себя финансовые заботы по возрождению еврейства.

И Владимир Александрович Гусинский не только согласился, но и взял на себя всю обузу по организации работы. Мы встречались с огромным количеством людей, которых хотели привлечь в конгресс. И надо отдать ему должное, он с большим энтузиазмом взялся за это дело, и в конце концов четыре года тому назад конгресс был создан. Я должен сказать, что за это время мы действительно смогли почувствовать себя финансово независимыми от всяких зарубежных структур. Не могу сказать, что тех денег, которые выделяет конгресс на различные программы, вполне достаточно. Наверное, если бы их было в несколько раз больше, то все равно было бы недостаточно, потому что мы начинали с нуля. Но тем не менее лично я и все мои коллеги очень признательны Владимиру Александровичу за то, что он делал и делает. И еще я должен сказать, что у нас четкое разделение между деятельностью Гусинского как бизнесмена и его политическими взглядами и работой Российского еврейского конгресса.

Так кто же главный раввин России?

Движение "Хабад", лидером которого является Берл Лазар, производит впечатление типично миссионерской структуры. Сам Берл Лазар - гражданин США, который лишь недавно принял второе гражданство, российское. Подавляющее большинство остальных раввинов "Хабада", входящих в ФЕОР, "чистые" иностранцы, многие из них даже не говорят по-русски. Это вызывает закономерное отторжение у "традиционных" российских евреев.

Многие "светские" евреи России весьма недовольны совершившимся расколом. Вице-президент Российского еврейского конгресса Александр Осовцов считает Берла Лазара "нелегитимным" главным раввином, потому что большинство еврейских общин и организаций не имеет отношения к его избранию.

Член президиума того же конгресса Яков Уринсон, бывший министр внешнеэкономических связей России, а ныне заместитель Чубайса в РАО "ЕЭС России", был встревожен попытками "сместить" Шаевича. Яков Уринсон считает Шаевича "не только всесторонне образованным и высоконравственным человеком", но и "достойным духовным главой еврейской общины России".

“В настоящее время именно Шаевич представляет подавляющее большинство религиозных организаций традиционного и современного иудаизма. Мы считаем, что исключение его из Совета лишает права голоса большинство еврейских религиозных организаций России”, - говорилось в заявлении, подписанном председателем КЕРООР Зиновием Коганом.

Во время визита Клинтона в Москву с тремя известными раввинами - Пинхасом Гольдшмидтом, Берлом Лазаром и Хаимом Бен-Яковом - лично побеседовал советник президента США по национальной безопасности Сэмюэль Бергер (то есть, натурально, судьбам иудаизма в России было уделено внимание едва ли меньшее, чем стратегической противоракетной обороне демократа Клинтона). Вмешательство власти в еврейские дела было решительно осуждено.

Всемирный еврейский конгресс, представляющий еврейские общины в 80 странах, уже тоже отреагировал, заявив, что "не поддерживает антидемократических методов вмешательства извне в жизнь еврейских общин с тем, чтобы манипулировать или подорвать еврейские общинные структуры в России".

Конференция европейских раввинов в духе братской солидарности подтвердила все полномочия раввина Шаевича представлять российское еврейство в Европе. То есть большинство пока что еще теснее сплотилось как раз вокруг Шаевича.

Решение конфликта по Шаевичу

Сам же Шаевич выступал и выступает против раскола еврейской общины за консолидацию усилий, направленных на подлинное возрождение российского еврейства.

Шаевич долгие годы является лицом российского еврейства. Он возглавлял еврейскую общину нашей страны в нелегкие годы возрождения и становления национальной жизни. Его имя ассоциируется с такими понятиями, как мудрость, достоинство, честность.

Адольф Шаевич никогда не был диссидентом, всегда "поддерживал и одобрял", в сознании большинства российских евреев его имя ассоциируется с умеренным традиционным иудаизмом, последователями которого являются 95 процентов верующих иудеев.
Адольф Шаевич последнее десятилетие на разных уровнях официально представлял российский иудаизм, был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте и соответствующей комиссии при правительстве.

Биография

Шаевич Адольф Соломонович. Главный раввин России, Член Президиума Российского Еврейского Конгресса. Родился 28 октября 1937 г. в Биробиджане. Окончил Хабаровский политехнический институт, а затем религиозные школы (ешива) в Москве и в Будапеште (Венгрия).

С 1980 года - раввин Московской Хоральной синагоги. В 1983 году был избран Главным раввином СССР на съезде Всесоюзного Совета еврейских общин (ВСЕРО). В 1993 году на учредительном съезде Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) был избран Главным раввином России.

Женат, имеет двух сыновей

Увлекается литературой, музыкой и спортом .

Взгляды

Что значит для Шаевича быть евреем в современной России ?

По мнению Главного раввина России каждый еврей обязан знать, что он есть такое, что такое Тора, почему, не имея государства две тысячи лет, евреи остались единой нацией, что их сохранило.

Рассуждения о возможностях еврейского единства

Что значит "быть раввином"?

Отношение к урегулированию палестино-израильского конфликта

Отношение к реформизму

В Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, который возглавляет Адольф Шаевич, входят не только общины ортодоксального толка, но и, скажем, реформистские. Что такое реформизм в сегодняшней России по мнению главного раввина России?

Для него реформизм - это один из путей возвращения к еврейству. Для Шаевича неприемлем подход, согласно которому еврея, посещающего реформистскую синагогу, воспринимают как ущербного еврея. Главный раввин России полагает, что в таких вопросах нужно быть намного терпимее и относиться к происходящему с пониманием.

Отношение Адольфа Шаевича к деятельности Хабада и его представителям в современной России

Хабад ведёт в России очень активную работу, у этого движения масса приверженцев. Адольф Шаевич считает, что с того момента, как Хабад заявил о себе в России, он был, наверное, единственным, кто служил буфером между Хабадом и остальными направлениями, старался делать так, чтобы никто никого не ущемлял. Он знаком с огромным числом хабадников по всему свету, и что ему нравится в них, это их преданность делу, их заряженность на работу, их полная самоотдача, которая выгодно отличает их от других российских функционеров.

Однако, у Хабада, в сравнении с другими хасидами, достаточно много приверженцев в России. Люди, которые никаких корней в Любавичском движении не имели, становятся последователями движения. В чем же секреты их успеха?

По мнению Шаевича, это объясняется тем, что молодым людям нравятся напор, активность хабадников. Кроме того, это полное отрицание того, что было с тобой вчера, плюс внешняя атрибутика - шляпа, пейсы, лапсердак. То, что вызывает отторжение у общества. В каком-то смысле, может быть, то же, что было в своё время с хиппи и панками. Главное, что люди приходят в синагогу, что они чувствуют свою сопричастность к еврейству. Таково мнение главного раввина России.

О противоречиях с ФЕОР

31 мая тогда еще единственного главного раввина России Адольфа пригласили для беседы лидеры российского хасидского объединения "Хабад". Как рассказывает сам Шаевич, ему предложили выступить с официальным заявлением, в котором он должен добровольно сложить с себя полномочия главного раввина и предложить избрать на этот пост хасидского раввина Берла Лазара, одного из активистов ФЕОР. Как писал Шаевич президенту Владимиру Путину, на него оказывал давление и некий высокопоставленный чиновник администрации президента, лоббирующий интересы Федерации, основанной Борисом Березовским. Предполагается, что этим чиновником был заместитель главы администрации Владислав Сурков. Письмо Шаевича президенту с разоблачением "происков ФЕОР" было опубликовано в "Washington Post" 7 июня, когда Шаевич находился с визитом в США. Позже, видимо, под давлением "заинтересованных лиц" Шаевич отказался от своих слов о том, что на него давили из Администрации президента, ограничившись лишь обвинениями в адрес своих братьев из ФЕОР.

13 июня 2000г. в Москве, пока страна и печать праздновали малоизвестный праздник "Независимости России от. ", тихо-мирно, без лишней помпы, собрался Съезд еврейских общин России. В повестке дня съезда стоял один, но существенный вопрос - о раввине. Без лишних слов (что уже приятно) таковым был избран Берл Лазар, который является лидером любавичских хасидов и главным раввином "по версии Федерации еврейских общин России - ФЕОР" (по аналогии с шахматами, там же тоже два чемпиона по разным версиям). Лазар стал раввином всея Руси практически единогласно, ибо 25 из 26 полученных голосов собравшихся на форуме раввинов - это практически идентично позднесоветскому "в едином порыве еще теснее сплотимся вокруг родной коммунистической партии и советского правительства".
ФЕОР вообще до недавних пор в России не было, но понадобился противовес РЕК и одному из его могущественных лидеров Гусинскому - и ее быстренько создали (в ноябре 1999 года), причем, что немаловажно, противовес Гусинскому нашелся "среди своих же".

Адольф Шаевич, избранный на этот пост в 1983 году другим религиозным объединением - Конгрессом еврейских религиозных объединений и организаций России, - не признал съезд легитимным.

Шаевич сетовал, что заподозрил дурное, когда его умышленно не пригласили на церемонию инаугурации президента 7 мая, перетекшую в празднование 55-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне. Зато пригласили, как пишет Шаевич, "представителей одного из направлений в иудаизме, представляющего не более пяти процентов российских евреев. Только после вмешательства влиятельных людей я также получил приглашение". Худшие подозрения ребе Шаевича, за долгие годы научившегося вычислять, что значит приглашение-неприглашение на торжественные мероприятия в Кремле, - сбыться между тем не замедлили.

Шаевич полагает, что за его смещением стоит Леваев.

Впрочем, Адольф Соломонович делает оговорку. Он ничего не имеет против присутствия Хабада в России и рядовых его раввинов. Он даже был на приеме у последнего любавического реббе, который благословил его на работу в России. Однако Шаевич непреклонен в одном: главным раввином России должен быть уроженец России. И точка.

Политический аспект конфликта

Как полагают наблюдатели, за двумя раввинами - двумя религиозными объединениями - стояли разные политические силы. Считалось, что Б.Лазара "курировал" Борис Березовский, а интересы А. Шаевича поддерживал Владимир Гусинский.

На хасидов, как на перспективное и набирающее влияние течение современного иудаизма, решил сделать ставку второй кандидат в лидеры и покровители российского еврейства - Борис Березовский. В ноябре 2000г.он провел в Москве учредительный-съезд Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в которую вошли 105 общин. ФЕОР изначально создавалась в пику Российскому еврейскому конгрессу Владимира Гусинского, так что раскол российского еврейства был предопределен. Впрочем, организаторы ФЕОР надеялись со временем "объединить" под своим крылом и те общины, которые входят в Конгресс Гусинского, однако эти надежды были весьма эфемерны.

Пояснения Адольфа Шаевича по поводу связи с В.Гусинским

« После распада Советского Союза мы долгое время находились в очень сложной финансовой ситуации. И, несмотря на новые возможности в плане свободы, мы не могли осуществить практически никаких программ по возрождению еврейской жизни в России. Мы очень признательны многим иностранным еврейским организациям, таким, как Джойнт, Сохнут, которые тесно сотрудничают с нами и помогали нам на первых порах. Но так не могло продолжаться постоянно. Мы не могли жить за счет помощи из-за рубежа. Нужно было как-то возрождать жизнь еврейских общин России, тем более что появилась такая масса обеспеченных людей, которые могли бы что-то сделать. К нам поступали категоричные телеграммы от разных городских коммунальных служб, с угрозами отключить воду или свет, если до какого то срока не будет внесена плата. С этими телеграммами я ходил по всем олигархам. Кто-то давал деньги, кто-то не давал, кто-то вообще не соглашался на встречу. В конце концов мы предложили создать такую организацию, по типу западных, которая взяла бы на себя финансовые заботы по возрождению еврейства.

И Владимир Александрович Гусинский не только согласился, но и взял на себя всю обузу по организации работы. Мы встречались с огромным количеством людей, которых хотели привлечь в конгресс. И надо отдать ему должное, он с большим энтузиазмом взялся за это дело, и в конце концов четыре года тому назад конгресс был создан. Я должен сказать, что за это время мы действительно смогли почувствовать себя финансово независимыми от всяких зарубежных структур. Не могу сказать, что тех денег, которые выделяет конгресс на различные программы, вполне достаточно. Наверное, если бы их было в несколько раз больше, то все равно было бы недостаточно, потому что мы начинали с нуля. Но тем не менее лично я и все мои коллеги очень признательны Владимиру Александровичу за то, что он делал и делает. И еще я должен сказать, что у нас четкое разделение между деятельностью Гусинского как бизнесмена и его политическими взглядами и работой Российского еврейского конгресса.

Так кто же главный раввин России?

Движение "Хабад", лидером которого является Берл Лазар, производит впечатление типично миссионерской структуры. Сам Берл Лазар - гражданин США, который лишь недавно принял второе гражданство, российское. Подавляющее большинство остальных раввинов "Хабада", входящих в ФЕОР, "чистые" иностранцы, многие из них даже не говорят по-русски. Это вызывает закономерное отторжение у "традиционных" российских евреев.

Многие "светские" евреи России весьма недовольны совершившимся расколом. Вице-президент Российского еврейского конгресса Александр Осовцов считает Берла Лазара "нелегитимным" главным раввином, потому что большинство еврейских общин и организаций не имеет отношения к его избранию.

Член президиума того же конгресса Яков Уринсон, бывший министр внешнеэкономических связей России, а ныне заместитель Чубайса в РАО "ЕЭС России", был встревожен попытками "сместить" Шаевича. Яков Уринсон считает Шаевича "не только всесторонне образованным и высоконравственным человеком", но и "достойным духовным главой еврейской общины России".

“В настоящее время именно Шаевич представляет подавляющее большинство религиозных организаций традиционного и современного иудаизма. Мы считаем, что исключение его из Совета лишает права голоса большинство еврейских религиозных организаций России”, - говорилось в заявлении, подписанном председателем КЕРООР Зиновием Коганом.

Во время визита Клинтона в Москву с тремя известными раввинами - Пинхасом Гольдшмидтом, Берлом Лазаром и Хаимом Бен-Яковом - лично побеседовал советник президента США по национальной безопасности Сэмюэль Бергер (то есть, натурально, судьбам иудаизма в России было уделено внимание едва ли меньшее, чем стратегической противоракетной обороне демократа Клинтона). Вмешательство власти в еврейские дела было решительно осуждено.

Всемирный еврейский конгресс, представляющий еврейские общины в 80 странах, уже тоже отреагировал, заявив, что "не поддерживает антидемократических методов вмешательства извне в жизнь еврейских общин с тем, чтобы манипулировать или подорвать еврейские общинные структуры в России".

Конференция европейских раввинов в духе братской солидарности подтвердила все полномочия раввина Шаевича представлять российское еврейство в Европе. То есть большинство пока что еще теснее сплотилось как раз вокруг Шаевича.

Решение конфликта по Шаевичу

Сам же Шаевич выступал и выступает против раскола еврейской общины за консолидацию усилий, направленных на подлинное возрождение российского еврейства.


Адольф (Аврахам) Шаевич (англ. Adolf Shayevich , ивр. אדולף שייביץ' ) — советский и российский религиозный деятель, раввин [1] .

Содержание

О своём происхождении сообщал следующие сведения:

Мои бабушка и дедушка со стороны матери Татьяны Львовны Поляковской родом из Смоленска. В 1921 году во время гражданской войны дед мой сбежал от семьи с какой-то молодой женщиной, оставив бабку с девятью детьми. Бабка же завербовалась на Дальний Восток, поскольку ей пообещали бесплатный проезд и подъёмные, и увезла семью в Хабаровск. Отец мой Соломон Абрамович Шаевич родом из Белорусии, в 1930-е годы поехал строить еврейское государство туда же, на Дальний Восток, в Биробиджан. По пути, в Хабаровске, познакомился с моей мамой, и они поехали в Биробиджан вдвоём. В 1937 году родился я, через два года – мой брат Борис. В 1941 году, когда немцы заняли Белоруссию, вся большая семья моего отца была уничтожена. Их просто закопали живьём в землю.

Вскоре после рождения с семьёй прибыл в Биробиджан в ЕАО.

В 1964 г. закончил механический факультет ХПИ .

В 1964—1972 гг. трудился механиком в Биробиджане в управлении механизации № 5, где обслуживал строительную технику — бульдозеры, автокраны и башенные краны.

В 1980 г. закончил раввинскую семинарию в Будапеште.

Стажировался в Иешиве-университете в Нью-Йорке.

С 1980 г. — раввин при Московской хоральной синагоге и помощник раввина Якова Фишмана.

В 1983 г. был избран раввином Московской хоральной синагоги и Москвы. На этой должности старался посредничать между властями и еврейской общиной. Придерживался советской официальной идеологии и состоял членом АКСО .

В 1989 г. на съезде ВСЕРО был избран главным раввином СССР.

В 1993 г. стал учредителем КЕРООР и был избран главным раввином России.

С 1996 г. — член президиума РЕК .

С 1997 г. — председатель правления ЕАР .

В июне 2000 г. на съезде ФЕО СНГ раввины зарубежных стран объявили Б. Лазара главным раввином РФ, но КЕРООР, РЕК и другие организации продолжают видеть Шаевича исполняющим эту должность.

В Германии 1890-о года (Алоизович родился годом ранее) такое имя носил каждый тринадцатый немецкий мальчик. После прихода к власти НСДАП многие дети были названы Адольфами в честь своего национального лидера. Но после окончания войны имя стало отчаянно непопулярным, и большинство его носителей поменяло документы.

В связи с общей популярностью имени многие европейские евреи, которые чаще всего тяготели именно к германской культуре, тоже начали называть своих сыновей Адольфами – в 1930-е годы это было действительно очень распространено. Если точнее, с давних времен у них была традиция носить парные имена: для семьи и близких – тайное, иудейское, для общества – стандартное европейское. Чаще всего они выбирались по созвучию: Авраам становился Адольфом, Борух – Борисом, Гиллель – Генрихом.

Вот и семья Шаевичей, которая в середине 1930-х отправилась из западных областей Советского Союза на Дальний Восток, хотела назвать своего сына Авраамом, но в документах записала его, как Адольфа. В то время, тем более в СССР, никто не знал о политике, которую Третий Рейх проводит против евреев, и такое решение ни у кого не вызывало удивления.

Разумеется, в послевоенное время быть Адольфом в стране советов стало как-то не престижно. Но Адольф Шаевич не отказался от своего крайне странного для еврея имени ни в то время, когда был обычным молодым инженером, ни даже после того, как стал служителем иудейской веры. Он сохранил его, и после своего избрания на должность главного раввина России.

Сам Адольф Соломонович говорит, что родился в сильно обрусевшей и совсем не верующей семье простой советской технической интеллигенции. Такое имя ему дали по моде тех лет, поскольку семья до и после революции часто бывала в Западной Европе и по своему духу ничем не отличалась от европейцев.

В 1930-е годы вообще была явная мода на необычные имена. Все народы СССР называли детей Рудольфами, Эрнестами, Владиленами, Мэлсами, Тракторами, Даздрапермами и так далее. Красивое немецкое имя Адольф действительно смотрелось модно и загранично и терялось на общем интернациональном фоне.

Что касается будущего главного раввина России, который появился на свет в 1937-м году, то до определенного возраста он вообще думал, что его зовут Адик или Аркадий, и узнал правду только после получения паспорта. В юности он еще задумывался об изменении имени, но когда понял, через какие бюрократические муки ради этого придется пройти, отказался от такой затеи, и на всю жизнь остался Адольфом, пронеся свое имя, как знамя.

В 1970-е годы он переехал из Биробиджана в Москву, где закончил иудейскую религиозную школу и отправился в дружественную Венгрию чтобы выучиться там на раввина. В это время он встретил немало евреев Адольфов, что еще раз убедило Шаевича в правильности сделанного выбора.

Читайте также: