Акт о массовом отравлении

Обновлено: 22.04.2024

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы о состоянии расследования острых профессиональных отравлений в Российской Федерации за 2001-2005 годы, сообщает.

От воздействия химических веществ острые отравления регистрировались, в основном, у работников химической промышленности, цветной и черной металлургии, жилищно-коммунального хозяйства (на водопроводно-канализационных системах), сельского хозяйства.

Основные вещества, послужившие причиной отравлений - углерода оксид, хлор, двуокись углерода, сероводород, аммиак, формальдегид, диоксид серы, фенол, формальдегид, кислоты, гербициды и фунгициды.

Возрастной состав пострадавших свидетельствует о большой частоте случаев острых отравлений у работников активного трудоспособного возраста: до 20 лет -12 человек, 20-29 лет - 116, 30-39 лет -121, 40-49 лет - 173, 50-59 лет - 71, 60 лет и старше - 14 человек.

Следует отметить серьезные нарушения порядка извещения, расследования и учета острых профессиональных отравлений.

В соответствии с действующим порядком, в течение первых суток, в территориальные органы Роспотребнадзора из лечебно-профилактических учреждений поступили извещения лишь на 43,6% пострадавших (294 человека). В остальных случаях извещения были получены в срок: от 2 до 7 дней – 122 человека, от 8 дней до 1 месяца – на 72 человека, 1 месяц и более - на 17 человек (Республика Татарстан, Вологодская, Самарская области, Приморский, Красноярский край, г. Москва.). В 25% случаев срок поступления извещения не указан.

В 181 акте о случаях острых профессиональных заболеваний не указано наименование учреждения, направившего извещение, что повлекло нарушение сроков расследования или невозможность расследования, недостоверность учета случаев профессиональных отравлений.

Основными недостатками составления санитарно-гигиенических характеристик и актов о случаях профессиональных заболеваний являются: противоречивость приводимых в характеристиках и актах данных; неполное изложение обстоятельств и условий возникновения заболеваний (отравлений), отступления от установленных требований оформления и несвоевременное составление этих документов.

30% актов расследования острых профессиональных заболеваний, оформленных за анализируемый период, составлены с нарушениями законодательства Российской Федерации (Ставропольский, Красноярский, Приморский край и др.).

В большинстве случаев при проведении расследований, не в полной мере проводятся необходимые лабораторно-инструментальные исследования уровней производственных факторов, не проводится их объективная оценка.

По вине работодателей, в ряде случаев, в работе комиссий по расследованию и оформлению актов профзаболеваний участвовали только представители Роспотребнадзора, без привлечения других заинтересованных организаций.

Без привлечения в необходимых случаях представителей заинтересованных лечебно-профилактических учреждений, территориальных органов Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и других, оформлено 80% актов, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000г. № 967. Представители территориальных органов Роструда приняли участие в расследовании лишь 17,5% случаев.

Работа по переоформлению или восстановлению утраченных санитарно-гигиенических характеристик условий труда работника, актов о случае профессионального заболевания, проводимая территориальными управлениями Роспотребнадзора и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по жалобам работников, работодателей, органов социальной защиты, свидетельствует о серьезных нарушениях законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения установленного порядка расследования и учета острых профессиональных заболеваний в субъектах Российской Федерации:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, предлагаю:

1.1. Усилить контроль за мероприятиями по государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, применяемых в подведомственных организациях и предприятиях;

1.2. Выдавать санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации при безусловном их соответствии действующему санитарному законодательству;

1.3. Усилить надзор и контроль, в пределах компетенции службы, за организацией и проведением обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, сроками их проведения при использовании на производствах потенциально опасных химических и биологических веществ;

1.4. Обеспечить контроль за своевременным направлением извещений учреждениями здравоохранения об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления); об установлении, изменении или отмене заключительного диагноза; качеством и полнотой оформления извещений;

1.5. Повысить оперативность при организации расследования обстоятельств и причин возникновения у работника острого профессионального заболевания, формировании комиссии по расследованию и оформлению акта расследования,

1.6. Проводить в необходимом объеме санитарно-эпидемиологические экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;

1.7. Своевременно и в полном объеме оформлять акт о случае профессионального заболевания с указанием обстоятельств и причин профессионального заболевания, допущенные нарушения санитарного законодательства, иных нормативных актов;

1.8. Оперативно решать вопросы устранения разногласий при постановке диагноза профессионального заболевания и его расследования;

1.9. Обеспечивать сохранность и учет документации по расследованию случаев острых профессиональных заболеваний;

1.11. Обеспечить хранение актов о случае профессионального заболевания и материалов расследования случаев профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством;

1.12. Инициировать (совместно с территориальными органами Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и другими) разработку документа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о порядке координации и взаимодействия заинтересованных организаций по вопросам организации профилактических мероприятий, экспертизы связи заболевания с профессией и расследования причин острых и хронических профессиональных заболеваний;

1.13. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, применять к работодателям, нарушающим санитарные правила и гигиенические нормативы в вопросах гигиены труда и профилактики профессиональной заболеваемости работников, меры воздействия, препятствующие возникновению острых профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

О результатах проведенной работы прошу доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2006 года.

Подборка наиболее важных документов по запросу Массовые инфекционные заболевания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Массовые инфекционные заболевания

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 24 "Декларирование соответствия" Федерального закона "О техническом регулировании" "Нарушение требований ст. ст. 24, 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения. Недостоверное декларирование пищевой продукции, не может гарантировать ее безопасность. Употребление такой продукции представляет потенциальную угрозу для здоровья населения, может вызывать аллергические реакции организма, служить причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 17 "Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" "В силу пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. На основании п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Массовые инфекционные заболевания

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Можно ли отказаться от постановки ребенку пробы Манту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, временный отказ в приеме ребенка в образовательную организацию в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. Однако иммунодиагностический тест на туберкулезную инфекцию (проба Манту, проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным) профилактической прививкой не является и, соответственно, отказ от его проведения не вызывает указанные последствия (п. 2 ст. 5 Закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как отказаться от вакцинации (прививки)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) временный отказ в приеме в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

Нормативные акты: Массовые инфекционные заболевания

Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"О донорстве крови и ее компонентов" 2) сообщить известную ему информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, нахождении в контакте с инфекционными больными, пребывании на территориях, на которых существует угроза возникновения и (или) распространения массовых инфекционных заболеваний или эпидемий, об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, о работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также вакцинациях и хирургических вмешательствах, выполненных в течение года до даты сдачи крови и (или) ее компонентов;

Инструкция
о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967
(утв. приказом Минздрава РФ от 28 мая 2001 г. N 176)

I. Общие положения

1.1. Система учета профессиональных заболеваний (отравлений) предназначена для:

- срочного оповещения центров госсанэпиднадзора, осуществляющих учет профессиональных заболеваний в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации;

- проведения расследования обстоятельств и причин возникновения профессиональных заболеваний (отравлений);

- организации мероприятий по ликвидации и предупреждению воздействия вредных производственных факторов на здоровье человека;

- анализа состояния профессиональной заболеваемости в Российской Федерации и внедрения в практику более совершенных программ профилактики профзаболеваний.

1.2. Учет и регистрация профессиональных заболеваний (отравлений) ведется в центре госсанэпиднадзора на основании заключительных диагнозов, устанавливаемых в специализированных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения или их подразделениях.

1.3. Датой установления острого или хронического профессионального заболевания (отравления) следует считать дату установления заключительного диагноза учреждением здравоохранения.

1.4. Информация о видах фактически выполняемых работ в особых условиях, не указанных в трудовой книжке, внесенная в акт о случае профессионального заболевания со слов работника, принимается к сведению.

1.5. Центры госсанэпиднадзора ежегодно запрашивают медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК) о степени утраты трудоспособности пострадавших для учета в журнале учета профессиональных заболеваний (отравлений) и ее анализа.

1.6. Оформление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) осуществляется в соответствии с Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда при подозрении у него профессионального заболевания (отравления).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 5 февраля 2014 г. N АКПИ13-1245 пункт 1.7 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

1.8. Для составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника работодатель обязан представить представителям центра госсанэпиднадзора результаты производственного контроля, аттестации рабочих мест, а также данные лабораторных и инструментальных исследований вредных факторов производственной среды и трудового процесса, хронометражные данные и др., выполненные за счет собственных средств.

II. Порядок заполнения извещения и передачи информации об острых профзаболеваниях (отравлениях)

2.1. На каждый случай острого профессионального заболевания (отравления) врачом, выявившим профессиональное заболевание, или при наличии подозрения на профессиональное заболевание заполняется извещение об установлении предварительного диагноза (по форме согласно приложению N 1 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 г. N 176).

2.2. Извещения по установленной форме заполняются во врачебных здравпунктах, амбулаториях, поликлиниках, диспансерах, медсанчастях, стационарах всех типов, центрах профпатологии, клиниках или отделах профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля, учреждениях судебно-медицинской экспертизы.

2.3. Извещение направляется в течение суток с даты установления предварительного диагноза острого профессионального заболевания или отравления (в т.ч. группового с числом пострадавших 2 и более человек) или острого профессионального заболевания (отравления) со смертельным исходом; заболевания особо опасными инфекциями при подозрении на профессиональный характер (сибирская язва, чума, холера, дифтерия, туберкулез, гепатит, бруцеллез, бешенство, ВИЧ-инфекция, др.) - в центр госсанэпиднадзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло острое профессиональное заболевание (отравление), и работодателю по форме (по форме согласно приложению N 1 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 г. N 176).

В случае острых профессиональных заболеваний (отравлений), при которых одновременно заболело (пострадало) 2 и более человек, извещение составляется на каждого больного.

Помимо направления извещения, руководитель учреждения здравоохранения, в котором выявлено или имеется подозрение на острое профзаболевание (отравление), обязан в течение суток известить об этом (по телефону, электронной почтой и др.) центр госсанэпиднадзора и работодателя.

2.4. В извещении указываются предварительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления), факторы и причины, вызвавшие заболевание (отравление).

2.5. Учреждение здравоохранения, установившее заключительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления) в 3-дневный срок направляет в центр госсанэпиднадзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного, извещение (по форме согласно приложению N 2 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 г. N 176), в котором указывается заключительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления), наименование установленных или предполагаемых вредных производственных факторов и причин, вызвавших заболевание.

2.6. При получении извещения об установлении диагноза острого профессионального отравления центр госсанэпиднадзора информирует территориального государственного инспектора труда.

III. Порядок извещения и передачи информации о хронических профессиональных заболеваниях (отравлениях)

3.1. Извещение об установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) заполняется (по форме согласно приложению N 1 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 г. N 176).

3.2. Центр госсанэпиднадзора при получении извещения в 2-недельный срок представляет в учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз, санитарно-гигиеническую характеристику, предварительно получив следующие документы:

- копию трудовой книжки больного;

- результаты предварительного и периодических медицинских осмотров (при наличии, по возможности, за весь период работы);

- сведения о наличии у работника ранее установленного диагноза профзаболевания.

3.3. После установления заключительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) специализированное лечебно-профилактическое учреждение (центр профпатологии, клиника или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля) составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет извещение об установлении заключительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления), его изменении, уточнении или отмене (по форме согласно приложению N 3 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 г. N 176 в центр госсанэпиднадзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

3.4. Учреждения судебно-медицинской экспертизы обязаны немедленно известить (по телефону, электронной почтой и др.) центр госсанэпиднадзора о случаях смерти, причиной которых послужили острые профессиональные заболевания (отравления).

IV. Порядок расследования случаев профессиональных заболеваний (отравлений)

4.1. На каждый случай острого или хронического профессионального заболевания (отравления), не сопровождающегося временной утратой трудоспособности, учреждениями здравоохранения составляются извещения.

4.2. Расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления)* проводится комиссией на основании приказа, издаваемого работодателем с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза:

- незамедлительно, в соответствии с п.2.1.2 (группового, со смертельным исходом, особо опасными инфекциями);

- в течение 24 часов - предварительного диагноза острого профессионального заболевания (отравления);

- в течение 10 суток - хронического профессионального заболевания (отравления).

В ходе расследования комиссией выявляются обстоятельства и причины возникновения случая, по результатам расследования специалистом (специалистами) центра госсанэпиднадзора составляется санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника.

4.3. Острые отравления, профессиональный характер которых установлен при расследовании несчастных случаев на производстве с участием представителей центра госсанэпиднадзора, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 967.

4.4. В процессе расследования:

- уточняются обстоятельства и определяются условия, способствующие возникновению острого профессионального заболевания (отравления);

- при необходимости определяется перечень проведения лабораторных и инструментальных исследований вредных производственных факторов;

- оценивается состояние санитарно-гигиенических условий труда работника при возникновении заболевания (отравления);

- на основе результатов обследования разрабатываются организационные, технические и санитарно-профилактические мероприятия по ликвидации и предотвращению случаев заболеваний (отравлений).

4.5. По результатам расследования случая профессионального заболевания (отравления) составляется в пяти экземплярах акт о случае профессионального заболевания (отравления) по установленной форме.

4.6. По результатам расследования случая профессионального заболевания (отравления) комиссией в 3-дневный срок по истечении срока расследования составляется акт.

4.7. При необходимости акт о случае профессионального заболевания (отравления) может быть восстановлен или составлен вновь по результатам ретроспективного расследования профессионального заболевания (отравления), независимо от давности имевшего место и диагностированного в установленном порядке профессионального заболевания (отравления), или центром госсанэпиднадзора может быть выдан дубликат этого акта (заверенный печатью организации и подписью руководителя).

4.8. В случае ликвидации организации (предприятия) акт о случае профессионального заболевания (отравления) составляет комиссия, созданная по распоряжению главного врача центра госсанэпиднадзора. В состав комиссии по расследованию включается специалист (специалисты) центра госсанэпиднадзора, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, страховщика. При необходимости могут привлекаться другие специалисты.

4.9. В случае подтверждения связи инфекционного заболевания или паразитарного заболевания с условиями труда расследование данного случая проводится врачом-эпидемиологом или врачом-паразитологом территориального центра госсанэпиднадзора с заполнением утвержденной Карты эпидемиологического обследования и вкладного листа, а также составлением акта о случае профессионального заболевания. Основным документом, устанавливающим возможность заражения инфекционным или паразитарным заболеванием при выполнении профессиональных обязанностей, служит Карта эпидемиологического обследования.

Карта эпидемиологического обследования является приложением к акту о случае профессионального заболевания и хранится вместе с ним.

Карта эпидемиологического обследования составляется в пяти экземплярах для: лечебно-профилактического учреждения, установившего диагноз инфекционного или паразитарного заболевания, центра госсанэпиднадзора, центра профпатологии, работодателя и работника.

V. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний у лиц, изменивших место работы

5.1. Если юридический и фактический адреса предприятия, организации, учреждения (работодателя) и иного места выполнения работы (учебы), на котором работает или работал пострадавший, различны, находятся в разных субъектах Российской Федерации, расследование случая профессионального заболевания (отравления), составление акта о случае профессионального заболевания, регистрация и учет случая проводятся центром госсанэпиднадзора, который осуществляет государственный санитарный надзор по фактическому расположению объекта, где произошло профессиональное заболевание (отравление).

В санитарно-гигиенической характеристике и акте в этом случае указываются два адреса: первый - фактическое место работы пострадавшего, второй - юридический адрес работодателя. Диспансерное наблюдение за больным в этом случае ведет учреждение здравоохранения по месту его жительства.

5.2. Если возникновение профессионального заболевания (отравления) было обусловлено воздействием вредных производственных факторов при работе на объектах, подконтрольных разным центрам госсанэпиднадзора, в т.ч. в разных субъектах Российской Федерации, то центр госсанэпиднадзора по последнему месту работы, получив извещение о предварительном диагнозе профессионального заболевания (отравления), составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда (при необходимости - на основании материалов, полученных из соответствующих центров госсанэпиднадзора по официальным запросам).

Извещение об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания (отравления) направляется в центр госсанэпиднадзора по последнему месту работы пострадавшего в контакте с вредным производственным фактором, вызвавшим профессиональное заболевание (отравление), где и проводится расследование с составлением акта о случае профессионального заболевания и его регистрация.

VI. Порядок регистрации случаев профессиональных заболеваний в центрах госсанэпиднадзора

6.1. Для регистрации данных о пострадавших от профессиональных заболеваний (отравлений), в центрах госсанэпиднадзора ведется Журнал учета профессиональных заболеваний (отравлений) (по форме согласно приложению N 4 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 г. N 176).

6.2. Журнал ведется ответственным лицом, назначенным приказом главного врача центра госсанэпиднадзора.

6.3. Журнал заполняется на основании данных извещений об установлении, изменении, уточнении, отмене диагнозов профессиональных заболеваний (отравлений), актов о случаях профессиональных заболеваний (отравлений), а также полученных дополнительных сведений.

6.4. Центры госсанэпиднадзора на основании актов расследования случаев профессиональных заболеваний (отравлений), Журнала учета профессиональных заболеваний (отравлений), заполняют Карты учета профессионального заболевания (отравления) (по форме согласно приложению N 5 к приказу Минздрава России от 28.05.2001 г. N 176) (для последующего углубленного анализа профессиональной заболеваемости (отравлений).

6.5. Центры госсанэпиднадзора в обязательном порядке регистрируют:

- извещение об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

- извещение об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене;

- санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления);

- акт о случае профессионального заболевания (отравления).

* Список профессиональных заболеваний определен приказом Минздрава России от 14.03.96 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 30.12.1996 г. N 07-02-1376-96).

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Пунктами 1, 3 статьи 29 Закона № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными

предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В силу пункта 2.1 указанных Санитарно-эпидемиологических правил в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться

предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

С целью профилактики и борьбы с СОУГО-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (пункт 6.1 СП 3.1.3597- 20).

Согласно пункту 1 статьи 42 Закона № 52-ФЗ санитарно- эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться в том числе должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-

эпидемиологический надзор, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).

частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Данный довод является несостоятельным и не ставит под сомнение законность и обоснованность принятых по делу актов.

В рассматриваемом случае вопреки утверждению заявителя положения Закона № 294-ФЗ неприменимы, поскольку проверка в соответствии с нормами названного закона не проводилась.

Подпунктом 2 пункта 1 указанной статьи установлено, что санитарно- эпидемиологические расследования и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться, в том числе должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).

В соответствии с пунктом 1.1 названных Методических указаний они определяют организацию и порядок работы специалистов в очагах инфекционных и паразитарных болезней, включающих проведение эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага и алгоритм принятия решения в целях локализации и ликвидации ситуации.

Более того, в силу пункта 5 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей.

Равным образом неприменимы в данном случае положения статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе судебного разбирательства установлено, что эпидемиологическое расследование проведено лицом, указанным в распоряжении руководителя Управления Роспотребнадзора по Смоленской области от 21 июля 2020 г. № 03- 19.

Место отбора проб в акте отражено и вопреки утверждению заявителя достаточно конкретизировано, он производился в служебном помещении общества по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 2.

Утверждение заявителя о том, что акт отбора проб составлен после составления протокола об административном правонарушении, опровергается содержанием данного акта и совокупностью иных собранных по делу доказательств.

Нарушений, которые могли бы поставить под сомнение достоверность хода и результатов отбора проб, а также результатов лабораторных испытаний, зафиксированных в соответствующих акте и протоколе, не установлено.

Результаты проведенного расследования отражены 17 августа 2020 г. в соответствующем акте. Означенный акт, а также акт отбора проб и протокол лабораторных испытаний отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат данные, на основании которых подлежат установлению обстоятельства, указанные в статье 26.1 названного кодекса, поводов для признания их недопустимыми доказательствами по делу не имеется.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных постановлениях.

Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

Читайте также: