Актуальность темы о клещевом энцефалите

Обновлено: 25.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

г. Пушкино ул. 2-я Домбровская д.26

ученицы 6-Б класса

руководитель учитель ОБЖ

Актуальность. С наступлением весны многие из нас будут выезжать на природу отдыхать или работать на огородах, расположенных в лесной зоне. К сожалению, не все знают, что в наших лесах нас поджидают клещи, которые являются основным резервуаром и главным переносчиком заболеваний, таких как клещевой вирусный энцефалит. Каждому человеку, будет полезным знать, как выглядит клещ, какая защита от клещей наиболее эффективна, и что делать, если укусил клещ.

Цель проекта: выяснить, кто такие клещи и насколько они опасны, и узнать, какие мероприятия необходимо провести, если произошел укус клещом.

Задачи проекта:

Ход работы над проектом:

1. Изучение актуальности данной темы.

2. Найти интересные факты про клещей.

3. Создать памятку при укусе клещей.

4. Донести информацию до учеников и родителей.

Кто такие клещи?
Клещи - ровесники динозавров, но в отличие от древних ящеров обладают феноменальной способностью выживать. Они не имеют естественных врагов и умеют приспосабливаться к любым условиям. Человек тысячелетиями живёт с ними бок о бок, но всё ли мы знаем об этих творениях природы. Сегодня известно более 40 тысяч видов клещей, 10 тысяч из них - паразиты. Сами по себе, клещи не представляют опасности, но они, являются, переносчиками клещевого энцефалита. Кровь сосут только самки (до 7-10 суток). Отмечаются случаи "присасывания" самцов, которые только нарушают целостность кожных покровов, но не способны длительно сосать кровь. В слюне содержится секрет, обезболивающий присасывание клеща - и человек может длительное время не ощущать прикрепившуюся самку.


Клещевой энцефалит .
Клещевой энцефалит — тяжелое заболевание, при котором поражается центральная нервная система. Болезнь может пройти бесследно, но иногда заканчивается смертью или приводит к инвалидности из-за паралича мышц рук, шеи (свисание головы), развития периодических судорожных припадков (эпилепсия), возможного развития слабоумия.
Первые симптомы: Стремительное повышение температуры до 39–40º и озноб; Головные и поясничные боли; Ломота в мышцах; Вялость вместе с заторможенностью; Резь в глазах и светобоязнь; Тошнота, рвота и судороги (в единичных случаях); Покраснение кожи на лице и вниз до ключиц; Учащённое дыхание и редкий пульс; Налёт на языке.
Если вирус успевает проникнуть в мозговую оболочку, появляются отдельные признаки повреждения нервной системы: немеет кожа, слабеют мышцы, по телу бегут мурашки, иногда – судороги. У детей наблюдаются аналогичные симптомы после атаки клеща, заражённого энцефалитом. Основное отличие в том, что болезнь развивается более стремительно и протекает тяжелее. У детей особенно часто возникают судорожные припадки на фоне высокой температуры.

ЛИХОРАДОЧНАЯ ФОРМА Лихорадочная форма инфекции развивается, если вирус циркулирует в крови и не проникает в оболочку мозга. Поначалу болезнь выглядит, как классический грипп: начинается лихорадка (высокая температура чередуется с ознобом), постоянная слабость, укушенного человека мучают боли в голове, тошнота, иногда рвота. Могут наблюдаться слабовыраженные неврологические симптомы: несильные боли в мышцах, ломота в пояснице. Иногда – мурашки по коже отдельными приступами. После выздоровления в течение месяца могут проявляться отдельные признаки: слабость, плохой аппетит, потливость, учащённое сердцебиение.

МЕНИНГИАЛЬНАЯ ФОРМА — Это самая распространённая форма заболевания после укуса энцефалитного клеща. Арбовирус при такой форме поражает оболочки головного и спинного мозга. Болезнь начинается с классических признаков менингита: сильная температура, затем нестерпимая головная боль, которая мгновенно усиливается при малейшем движении, головокружение, тошнота и рвота, резь в глазах от яркого света, вялость, слабость и заторможенность. После заражения клещом энцефалитным возникают ригидность (мышцы затылка напряжены настолько, что голова постоянно опрокидывается назад), напряжение мышц голени и невозможность разогнуть ногу в колене, обострённая чувствительность кожи (даже одежда приносит боль). Длится такой период 7–14 дней, после выздоровления около 2 месяцев могут сохраняться заторможенность, светобоязнь, депрессивное настроение.

Места обитания клещей.

У нас в Подмосковье, клеща можно встретить не только в лесу, но и на своем дачном участке, в парке и даже во дворе. Он прочно цепляется за проходящего мимо человека, и ищет место для укуса. Поиски удачного места, могут занять более 3 часов. Если, за это время, вы успеете его обнаружить, то укуса, в котором таится потенциальная опасность, можно избежать.

Не нужно забывать о том, что клещи ползут снизу-вверх. Ошибочно то мнение, что клещи нападают с деревьев или высоких кустов, поскольку они подстерегают своих хозяев среди растительности нижнего яруса леса. Именно в травянистой среде клещи имеют лучшую защиту от солнечных лучей и больше шансов встретить свою добычу. В последнее время очень часто встречаются энцефалитные клещи.

Что делать, если укусил клещ?
Важно знать, что уничтожать снятых клещей, раздавливая их пальцами, ни в коем случае нельзя.

Интересные факты:

1.Размер самого маленького клеща имеет всего 0,08мм.

2.Большенство клещей за 2 года жизни питаются кровью трех различных хозяев.

3.Весной взрослая самка клеща на земле откладывает примерно 3000 яиц.

4.А также я узнала, что путь заражения может не только через укус, а и при употребления в пищу сырого молока козы и коровы.

1.Прочитали много книг.

3. Нашли интересные факты про клещей.

4.Узнали, как защититься от клещей.

5. Этот материал будет использоваться на классных часах и родительских собраниях.

И в заключения своего проекта я создали памятку что необходимо делать при укусе клеща.

А также необходимо всегда помнить, что болезнь легче предупредить, чем вылечить и вернуть человеку здоровье.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

г. Пушкино ул. 2-я Домбровская д.26

ученицы 6-Б класса

руководитель учитель ОБЖ

Актуальность. С наступлением весны многие из нас будут выезжать на природу отдыхать или работать на огородах, расположенных в лесной зоне. К сожалению, не все знают, что в наших лесах нас поджидают клещи, которые являются основным резервуаром и главным переносчиком заболеваний, таких как клещевой вирусный энцефалит. Каждому человеку, будет полезным знать, как выглядит клещ, какая защита от клещей наиболее эффективна, и что делать, если укусил клещ.

Цель проекта: выяснить, кто такие клещи и насколько они опасны, и узнать, какие мероприятия необходимо провести, если произошел укус клещом.

Задачи проекта:

Ход работы над проектом:

1. Изучение актуальности данной темы.

2. Найти интересные факты про клещей.

3. Создать памятку при укусе клещей.

4. Донести информацию до учеников и родителей.

Кто такие клещи?
Клещи - ровесники динозавров, но в отличие от древних ящеров обладают феноменальной способностью выживать. Они не имеют естественных врагов и умеют приспосабливаться к любым условиям. Человек тысячелетиями живёт с ними бок о бок, но всё ли мы знаем об этих творениях природы. Сегодня известно более 40 тысяч видов клещей, 10 тысяч из них - паразиты. Сами по себе, клещи не представляют опасности, но они, являются, переносчиками клещевого энцефалита. Кровь сосут только самки (до 7-10 суток). Отмечаются случаи "присасывания" самцов, которые только нарушают целостность кожных покровов, но не способны длительно сосать кровь. В слюне содержится секрет, обезболивающий присасывание клеща - и человек может длительное время не ощущать прикрепившуюся самку.


Клещевой энцефалит .
Клещевой энцефалит — тяжелое заболевание, при котором поражается центральная нервная система. Болезнь может пройти бесследно, но иногда заканчивается смертью или приводит к инвалидности из-за паралича мышц рук, шеи (свисание головы), развития периодических судорожных припадков (эпилепсия), возможного развития слабоумия.
Первые симптомы: Стремительное повышение температуры до 39–40º и озноб; Головные и поясничные боли; Ломота в мышцах; Вялость вместе с заторможенностью; Резь в глазах и светобоязнь; Тошнота, рвота и судороги (в единичных случаях); Покраснение кожи на лице и вниз до ключиц; Учащённое дыхание и редкий пульс; Налёт на языке.
Если вирус успевает проникнуть в мозговую оболочку, появляются отдельные признаки повреждения нервной системы: немеет кожа, слабеют мышцы, по телу бегут мурашки, иногда – судороги. У детей наблюдаются аналогичные симптомы после атаки клеща, заражённого энцефалитом. Основное отличие в том, что болезнь развивается более стремительно и протекает тяжелее. У детей особенно часто возникают судорожные припадки на фоне высокой температуры.

ЛИХОРАДОЧНАЯ ФОРМА Лихорадочная форма инфекции развивается, если вирус циркулирует в крови и не проникает в оболочку мозга. Поначалу болезнь выглядит, как классический грипп: начинается лихорадка (высокая температура чередуется с ознобом), постоянная слабость, укушенного человека мучают боли в голове, тошнота, иногда рвота. Могут наблюдаться слабовыраженные неврологические симптомы: несильные боли в мышцах, ломота в пояснице. Иногда – мурашки по коже отдельными приступами. После выздоровления в течение месяца могут проявляться отдельные признаки: слабость, плохой аппетит, потливость, учащённое сердцебиение.

МЕНИНГИАЛЬНАЯ ФОРМА — Это самая распространённая форма заболевания после укуса энцефалитного клеща. Арбовирус при такой форме поражает оболочки головного и спинного мозга. Болезнь начинается с классических признаков менингита: сильная температура, затем нестерпимая головная боль, которая мгновенно усиливается при малейшем движении, головокружение, тошнота и рвота, резь в глазах от яркого света, вялость, слабость и заторможенность. После заражения клещом энцефалитным возникают ригидность (мышцы затылка напряжены настолько, что голова постоянно опрокидывается назад), напряжение мышц голени и невозможность разогнуть ногу в колене, обострённая чувствительность кожи (даже одежда приносит боль). Длится такой период 7–14 дней, после выздоровления около 2 месяцев могут сохраняться заторможенность, светобоязнь, депрессивное настроение.

Места обитания клещей.

У нас в Подмосковье, клеща можно встретить не только в лесу, но и на своем дачном участке, в парке и даже во дворе. Он прочно цепляется за проходящего мимо человека, и ищет место для укуса. Поиски удачного места, могут занять более 3 часов. Если, за это время, вы успеете его обнаружить, то укуса, в котором таится потенциальная опасность, можно избежать.

Не нужно забывать о том, что клещи ползут снизу-вверх. Ошибочно то мнение, что клещи нападают с деревьев или высоких кустов, поскольку они подстерегают своих хозяев среди растительности нижнего яруса леса. Именно в травянистой среде клещи имеют лучшую защиту от солнечных лучей и больше шансов встретить свою добычу. В последнее время очень часто встречаются энцефалитные клещи.

Что делать, если укусил клещ?
Важно знать, что уничтожать снятых клещей, раздавливая их пальцами, ни в коем случае нельзя.

Интересные факты:

1.Размер самого маленького клеща имеет всего 0,08мм.

2.Большенство клещей за 2 года жизни питаются кровью трех различных хозяев.

3.Весной взрослая самка клеща на земле откладывает примерно 3000 яиц.

4.А также я узнала, что путь заражения может не только через укус, а и при употребления в пищу сырого молока козы и коровы.

1.Прочитали много книг.

3. Нашли интересные факты про клещей.

4.Узнали, как защититься от клещей.

5. Этот материал будет использоваться на классных часах и родительских собраниях.

И в заключения своего проекта я создали памятку что необходимо делать при укусе клеща.

А также необходимо всегда помнить, что болезнь легче предупредить, чем вылечить и вернуть человеку здоровье.


This article deals with common, exclusively in the spring and summer, the disease of the Central nervous system, tick-borne encephalitis.

Key words: tick-borne encephalitis, complications, prevention

Полиморфизм клинических проявлений клещевого энцефалита, риск развития инвалидности у каждого пятого пациента, повышенный уровень, возможность летальных исходов до 7 % обуславливают целесообразность совершенствования диагностики, профилактики и лечения данного заболевания [3,7]. Известно, что разнообразие клинических форм клещевого энцефалита связано как с циркуляцией различных серотипов вируса, так и с характером иммунного ответа организма. У детей также существенным фактором является возраст, этапное становление нейроиммунных процессов, от степени зрелости которых зависит исход заболевания [4].

Клещевой энцефалит — широко распространенная на территории России нейроинфекция, поражающая преимущественно ЦНС. Переносчиками энцефалита являются иксодовые клещи, обитающие в лесах и лесостепях. Заражение человека обычно происходит через укус инфицированного клеща.

Заболевание чаще встречается в школьном возрасте: 7–9 лет — в 32,7 %, 10 до 12 лет — в 24,6 %, а с 13 до 17 лет — 25,7 %, реже от 1 года до 3 лет — 3,5 % случаев и от 4 до 6 лет — 13,5 %. Среди больных преобладают мальчики (64,9 %). Превалирует трансмиссивный путь инфицирования (67,8 %) в сравнении с алиментарным (18,1 %) [4].

Известно, что инкубационный период у больных клещевым энцефалитом колеблется от 1 до 29 дней. Заболевание развивается, как правило, остро с подъемом температуры до 38–40°С в течение 3–14 дней. У 3,5 % детей до появления лихорадки возможны продромальные симптомы в виде недомогания, снижения аппетита, головной боли и болей в мышцах.

Согласно работам Н. В. Скрипченко, Г. П. Ивановой, Т. Н. Трофимовой, Н. В. Моргацкого [4], среди клинических форм клещевого энцефалита, можно выделить несколько, которые также отличаются по течению инфекционного процесса (см.рис.1).


Рис. 1. Клинические формы клещевого энцефалита

Чаще диагностируют неочаговые — лихорадочную (52 %) и менингеальную (34 %) — формы по сравнению с очаговыми (14 %), хотя структура клинических форм имеет региональные различия [1].

Лихорадочная форма заболевания отличается подъемом температуры до 37,5–39,6°С в течение 1–6 дней и выраженными симптомами интоксикации в виде вялости, снижения аппетита, иногда головной боли. После нормализации температуры состояние полностью восстанавливается. При менингеальной форме КЭ наблюдается развитие серозного менингита. Данная форма заболевания, как и лихорадочная, начинается остро с внезапного подъема температуры до фебрильных цифр (38,6±1,1°С). Однако в дальнейшем при одноволновом течении на 2–4-е сутки заболевания, а при двухволновом — на 1–2-й день второй волны присоединяются менингеальные и общемозговые симптомы в виде сильной головной боли, повторных рвот и светобоязни. У 12,6 % детей имеет место нарушение сознания до степени сомноленции, что проявляется выраженной сонливостью в течение суток.

При очаговой форме КЭ по превалированию симптомов поражения головного мозга или ствола и спинного мозга различают менингоэнцефалическую и полиоэнцефаломиелическую. У 75 % детей наблюдается менингоэнцефалическая форма, характеризующаяся симптомами диффузного или очагового поражения полушарий головного мозга и, в меньшей степени, — ствола. При этой форме заболевания, помимо общеинфекционных симптомов, во всех случаях выявляются общемозговые нарушения, характеризующиеся головной болью, многократными рвотами, а также разной степенью расстройства сознания — от сомноленции до комы. У 55,6 % детей отмечается сомноленция, несколько реже — сопор и кома. Полиоэнцефаломиелическая форма диагностируется значительно реже, чем менингоэнцефалическая, составляя четверть случаев среди всех очаговых форм заболевания. Проявляется симптомами поражения, преимущественно, ствола и спинного мозга на уровне шейного или поясничного утолщения. Данная форма характеризуется развитием на 3–4-е сутки заболевания вялых парезов мышц шеи и конечностей на фоне общемозговой симптоматики, наблюдавшейся в 83,3 % случаев [4].

Учитывая программу обследования, утверждённой стандартом оказания медицинской помощи больным клещевым энцефалитом, диагностика будет основываться на данных анамнеза (укус клеща, употребление сырого козьего молока или пребывание в лесной зоне) и лабораторной диагностики, которая заключается в исследовании крови и цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) методами иммуноферментного анализа с определением иммуноглобулинов М и G класса и антигена вируса, полимеразной цепной реакции [5].

Н. А. Пеньевская излагает, что способов специфического лечения клещевого энцефалита не существует [2]. При возникновении симптомов, свидетельствующих о поражении центральной нервной системы (менингит, энцефалит), больного следует незамедлительно госпитализировать для оказания поддерживающей терапии, предполагающей обязательное проведение комплексной терапии — этиотропной, патогенетической и симптоматической [8].

Помимо вакцинации, против КЭ также проводят экстренную специфическую профилактику противоклещевым иммуноглобулином лиц, укушенных инфицированным клещом. Иммуноглобулин вводят в течение 96 ч после укуса. Для диагностики инфицированности клеща (обнаружения РНК или антигена вируса КЭ в клеще) его после удаления исследуют методом ПЦР или ИФА. В случае отрицательных результатов исследования клеща рекомендуется наблюдение за ребенком в течение 1 мес. Для повышения неспецифической резистентности организма следует рекомендовать применение Анаферона детского по 1 табл. 3 раза в день детям до 12 лет и по 2 табл. 3 раза в день детям старше 12 лет [5].

Вакцины против клещевого энцефалита исхемы иммунизации

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТААктуальность проблемы клещевого энцефалита в России связа.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность проблемы клещевого энцефалита в России связана, в первую
очередь, с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Тенденция
последних лет – возникновение эпидемических вспышек клещевого энцефалита,
повышение заболеваемости и распространение инфекции в ранее благополучные
регионы. Все это связано с потеплением климата, возросшим
количеством клещей, их активностью и зараженностью вирусом.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:Как влияет клещевой энцефалит на организм человека?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Как влияет клещевой энцефалит на организм человека?

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить влияние клещевой инфекций на организм человека.

изучить влияние клещевой инфекций на организм человека.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. Познакомиться с историей клещевой инфекции , 2.Выяснить ч.

1. Познакомиться с историей клещевой инфекции ,
2.Выяснить что такое клещевые инфекции,
3.Выявить результат воздействия клещевого энцефалита на организм человека.

В таежных районах Дальнего Востока по мере активного освоения этого региона в.

В таежных районах Дальнего Востока по мере активного освоения этого региона в 20-х годах ХХ века все чаще стало встречаться тяжелое заболевание, проявляющееся лихорадкой, поражением нервной системы (судороги, параличи) и нередко заканчивающееся летальным исходом.

1. Клещевой энцефалит, возбудителем которого является вирус клещевого энцефал.

1. Клещевой энцефалит, возбудителем которого является вирус клещевого энцефалита ;
2. Клещевой боррелиоз или болезнь Лайма, причиной которой считается спирохета рода Borrelia ;
3. Человеческий гранулоцитарный эрлихиоз, источником которого служит внутриклеточный паразит;
4. Человеческий моноцитарный эрлихиоз, возбудителями которого являются внутриклеточные паразиты рода .
5. Лихорадка Западного Нила (западно-нильский энцефалит, энцефалит Западного Нила, нильский энцефалит, Западно-нильская лихорадка) — острое трансмиссивное вирусное заболевание, характеризующееся лихорадкой, воспалением мозговых оболочек (крайне редко — менингоэнцефалитом), системным поражением слизистых оболочек, лимфаденопатией и, реже, сыпью.

Лихорадка, продолжающаяся 3-5 дней с явлениями общей интоксикации, но без п.

Лихорадка, продолжающаяся 3-5 дней с явлениями общей интоксикации, но без признаков поражения нервной системы. Исходом является быстрое выздоровление.

Поражение оболочек головного мозга (у взрослых встречается чаще всего), кото.

Поражение оболочек головного мозга (у взрослых встречается чаще всего), которое проявляется нестерпимой головной болью, головокружением, тошнотой и рвотой, не приносящей облегчения, светобоязнью; появляется вялость, заторможенность. Температура тела повышена, лихорадка продолжается 7–14 дней. Прогноз благоприятный.

 Поражение оболочек и вещества мозга, когда к симптомам раздражения мозговых.

Поражение оболочек и вещества мозга, когда к симптомам раздражения мозговых оболочек добавляются нарушения движений в конечностях вплоть до параличей, нарушения зрения, слуха, речи, затруднение глотания и др. Иногда возникают судорожные припадки. Пациент плохо ориентирован в месте и времени, часто наблюдаются бред и галлюцинации. Восстановление происходит долго, нередко двигательные нарушения остаются пожизненно. Это тяжелая форма клещевого энцефалита, поэтому не исключен летальный исход.

Поражение спинного мозга c развитием нарушений движений (парезов и параличей.

Поражение спинного мозга c развитием нарушений движений (парезов и параличей) в мышцах шеи и конечностей.

Поражение нервных корешков и волокон с развитием нарушений чувствительности.

Поражение нервных корешков и волокон с развитием нарушений чувствительности и движений в конечностях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Не смотря на достаточно длительную историю изучения клещей и борь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Не смотря на достаточно длительную историю изучения клещей и борьбы с ними, проблем, связанных с укусами клещами еще достаточно много. Заболевание клещевым энцефалитом можно предупредить с помощью неспецифической и специфической профилактики.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Данный проект можно использовать на уроках ОБЖ и био.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Данный проект можно использовать на уроках ОБЖ и биологии, а так же на классных часах в целях пропаганды здорового образа жизни.

Читайте также: