Алексе й льво вич хвосте нко

Обновлено: 18.04.2024

Русский поэт-авангардист, автор песен, художник Алексей Хвостенко, известный как Хвост, родился 14 ноября 1940 г. в Свердловске. Друзья рассказывают, что сам поэт называя себя Хвостом, даже придумал расшифровку своего псевдонима. "Хвост - как Христос Воскреси, "ост" - как Восток и "о" - как горловина гитары посередине. " - говорил он.

Отец Алексея Хвостенко был поэтом и переводчиком, мать умерла рано, он ее практически не помнил. После войны они с отцом перебрались в Ленинград, где Алексей учился в английской спецшколе. Ему было 18 лет, когда отец умер и Алексей остался один. Он вел жизнь битника (его даже считают первым русским хиппи), образ жизни которого не предполагал постоянной работы. Хвостенко два раза арестовывали за тунеядство, но до суда дело не доходило, два раза его отправляли в психиатрическую больницу ‑ в первый раз на месяц, а второй раз он полгода провел в Ленинградской областной психиатрической больнице. Иногда органы внутренних дел обязывали его устраиваться на работу, но все обычно заканчивалось увольнением. Он работал в зоопарке, в Большом драматическом театре (БДТ) художником по рекламе, художником в Обществе слепых и т. д.

Алексей Хвостенко был одним из завсегдатаев легендарного кафе "Сайгон", где собирался цвет питерского рока и назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с поэтом, метафизиком и эзотериком Анри Волохонским, который стал его другом и соавтором многих его песен и пьес.

В этот период он общался по большей части с поэтами-шестидесятниками, джазовыми музыкантами и другими представителями художественной богемы. Писал стихи, которые в отдельных случаях ложились на музыку и быстро становились частью городского фольклора.

В начале 1960-х гг. Хвостенко увлекся живописью и современным искусством, учился в Высшей школе искусств, затем, решив стать режиссером, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), на курс знаменитого режиссера и художника Николая Акимова.

В 1963 г. Алексей Хвостенко создал литературную группу "Верпа", девиз которой был взят из "Телемского Аббатства" Рабле: "Каждый делает, что хочет".

В 1965 г. он опубликовал в самиздате свою первую книгу "Подозритель". В 1966 г. вошел в содружество "Хеленуктов".

В 1968 г. Хвостенко женился на москвичке Алисе Тиле и переехал в Москву, став активным деятелем столичного художественного андеграунда. В Москве он создает минималистскую поэму "Я живу в Измайловском зверинце", пишет картины, сочиняет и подпольно публикует стихи и песни.

Обвинив поэта в тунеядстве, власти предложили ему либо высылку из страны, либо арест. Хвостенко выбрал первое и в 1977 г. эмигрировал во Францию. Жил в Париже, где продолжал заниматься главным образом изобразительным искусством, издавал самиздатовским способом стихи, исполнял их под гитару, ставил спектакли, занимался рекламой, организацией выставок в сквотах (заброшенных помещениях, часто нелегально заселяемых творческой богемой). Он устраивал в сквотах театральные постановки, даже поставил пьесу Горького "На дне", превратив ее в мюзикл, в котором сам играл Луку и пел.

Вместе с Владимиром Марамзиным стал издавать журнал "Эхо".

В конце 1970-х гг. Алексей Хвостенко выпустил в Лондоне пластинку "Прощание со степью", в 1981 г. записал альбом "Последняя малина".

На родине Хвоста вспомнили лишь в конце 1980-х гг., когда на экраны вышел фильм Сергея Соловьева "АССА", где в исполнении Бориса Гребенщикова прозвучала песня "Рай", более известная как "Город золотой" или "Под небом голубым", которая вскоре стала одним из главных рок-н-ролльных гимнов того времени. Эта песня стала самой знаменитой песней Алексея Хвостенко, несмотря на то, что он был всего лишь ее первым исполнителем. Песня была написана на стихи Анри Волохонского, а музыка позаимствована у средневекового итальянского лютниста Франческо да Милано.

В 1989 г. Хостенко снялся вместе с группой "Митьки" в фильме "Митьки в Париже".

В декабре 1990 г. он, впервые после долгого перерыва, вернулся в Питер и дал серию концертов в сопровождении музыкантов группы "АукцЫон" (один из них позднее был издан под названием "Верпования").

В 1991 г. в Москве и в Париже вышел сборник его стихов "Черный квадрат".

С середины 1990-х гг. Алексей Хвостенко выступал с концертами и выпускал альбомы в России. В частности, он записал несколько альбомов с группой "АукцЫон", в том числе альбом на стихи Велимира Хлебникова "Жилец Вершин" и альбом "Чайник вина".

Во второй половине 1990-х гг. Хвостенко продолжал заниматься литературой и вернулся к опытам со скульптурой. Помимо того, он стал вице‑президентом Ассоциации русских художников во Франции, а также возглавлял собственный клуб "Symposion", в котором выступали многие российские, экс-российские и западные музыканты. За эти годы в Питере и Москве вышло несколько работ Хвоста разных лет.

Осенью 1997 г. он записал в Нью-Йорке альбом "Завтра потоп", в котором ряд его песен звучит в джазовой аранжировке.

Хвостенко написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волохонским, ему принадлежат стихи "Ах, Александр Исаевич. ", "Хочу лежать с любимой рядом. ", "На турецкий выходит берег Соханевич молодой. " и др.

Самыми удачными своими работами он считал альбомы, сделанные с группой "АукцЫон" и с саксофонистом Анатолием Герасимовым.

Издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1982), "Чайник вина" (1992), "Жилец вершин" (1995), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Ночные фонарики (или Хвост от Кузьмы" (1997), "Завтра потоп" (2000), "Верпования" (2001), "Репетиция" (2002), "Последняя малина" (2004).

Алексей Хвостенко - автор книг "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия".

В 2003 г. Хвост провел несколько концертов в Москве и Петербурге, записал совместно с группой deГЕНЕРАТОРs диск "Могила-live", выступил дуэтом с гитаристом Алексеем Батусовым в Питере, Москве и Саратове.

Летом 2003 г. Алексей Хвостенко направил президенту России письмо с просьбой о предоставлении российского гражданства, и его просьба была удовлетворена.

21 января 2004 г. в Париже поэту был вручен российский паспорт с именным указом, текст которого был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным.

После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами. Он выпустил в Москве один за другим музыкальные альбомы, печатал свои тексты, концертировал сольно и в компании с молодыми музыкантами.

В апреле 2004 г. Хвостенко выступил на VIII фестивале "S.K.I.F." в питерском Балтийском Доме в сопровождении группы deГЕНЕРАТОРs, позже начал работу над новым студийным альбомом под рабочим названием "Рай" (с ними же), занимался подготовкой и проведением разнообразных художественных проектов.

На декабрь 2004 г. была запланирована серия концертов Алексея Хвостенко и выставка картин и скульптур "Колесо времени" в ЦДХ на Крымском Валу (открылась 7 декабря 2004 г.).

В последних числах ноября Алексей приехал в Москву. Здесь он почувствовал себя плохо, был госпитализирован в 61-ю больницу Москвы с диагнозом воспаление легких. Начался отек легких, который повлек остановку сердца.

Скончался Алексей Хвостенко 30 ноября 2004 г. Похоронен в Москве на Перепеченском кладбище.

Русский поэт-авангардист, автор песен, художник Алексей Хвостенко, известный как Хвост, родился 14 ноября 1940 г. в Свердловске. Друзья рассказывают, что сам поэт называя себя Хвостом, даже придумал расшифровку своего псевдонима. "Хвост - как Христос Воскреси, "ост" - как Восток и "о" - как горловина гитары посередине. " - говорил он.

Отец Алексея Хвостенко был поэтом и переводчиком, мать умерла рано, он ее практически не помнил. После войны они с отцом перебрались в Ленинград, где Алексей учился в английской спецшколе. Ему было 18 лет, когда отец умер и Алексей остался один. Он вел жизнь битника (его даже считают первым русским хиппи), образ жизни которого не предполагал постоянной работы. Хвостенко два раза арестовывали за тунеядство, но до суда дело не доходило, два раза его отправляли в психиатрическую больницу ‑ в первый раз на месяц, а второй раз он полгода провел в Ленинградской областной психиатрической больнице. Иногда органы внутренних дел обязывали его устраиваться на работу, но все обычно заканчивалось увольнением. Он работал в зоопарке, в Большом драматическом театре (БДТ) художником по рекламе, художником в Обществе слепых и т. д.

Алексей Хвостенко был одним из завсегдатаев легендарного кафе "Сайгон", где собирался цвет питерского рока и назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с поэтом, метафизиком и эзотериком Анри Волохонским, который стал его другом и соавтором многих его песен и пьес.

В этот период он общался по большей части с поэтами-шестидесятниками, джазовыми музыкантами и другими представителями художественной богемы. Писал стихи, которые в отдельных случаях ложились на музыку и быстро становились частью городского фольклора.

В начале 1960-х гг. Хвостенко увлекся живописью и современным искусством, учился в Высшей школе искусств, затем, решив стать режиссером, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), на курс знаменитого режиссера и художника Николая Акимова.

В 1963 г. Алексей Хвостенко создал литературную группу "Верпа", девиз которой был взят из "Телемского Аббатства" Рабле: "Каждый делает, что хочет".

В 1965 г. он опубликовал в самиздате свою первую книгу "Подозритель". В 1966 г. вошел в содружество "Хеленуктов".

В 1968 г. Хвостенко женился на москвичке Алисе Тиле и переехал в Москву, став активным деятелем столичного художественного андеграунда. В Москве он создает минималистскую поэму "Я живу в Измайловском зверинце", пишет картины, сочиняет и подпольно публикует стихи и песни.

Обвинив поэта в тунеядстве, власти предложили ему либо высылку из страны, либо арест. Хвостенко выбрал первое и в 1977 г. эмигрировал во Францию. Жил в Париже, где продолжал заниматься главным образом изобразительным искусством, издавал самиздатовским способом стихи, исполнял их под гитару, ставил спектакли, занимался рекламой, организацией выставок в сквотах (заброшенных помещениях, часто нелегально заселяемых творческой богемой). Он устраивал в сквотах театральные постановки, даже поставил пьесу Горького "На дне", превратив ее в мюзикл, в котором сам играл Луку и пел.

Вместе с Владимиром Марамзиным стал издавать журнал "Эхо".

В конце 1970-х гг. Алексей Хвостенко выпустил в Лондоне пластинку "Прощание со степью", в 1981 г. записал альбом "Последняя малина".

На родине Хвоста вспомнили лишь в конце 1980-х гг., когда на экраны вышел фильм Сергея Соловьева "АССА", где в исполнении Бориса Гребенщикова прозвучала песня "Рай", более известная как "Город золотой" или "Под небом голубым", которая вскоре стала одним из главных рок-н-ролльных гимнов того времени. Эта песня стала самой знаменитой песней Алексея Хвостенко, несмотря на то, что он был всего лишь ее первым исполнителем. Песня была написана на стихи Анри Волохонского, а музыка позаимствована у средневекового итальянского лютниста Франческо да Милано.

В 1989 г. Хостенко снялся вместе с группой "Митьки" в фильме "Митьки в Париже".

В декабре 1990 г. он, впервые после долгого перерыва, вернулся в Питер и дал серию концертов в сопровождении музыкантов группы "АукцЫон" (один из них позднее был издан под названием "Верпования").

В 1991 г. в Москве и в Париже вышел сборник его стихов "Черный квадрат".

С середины 1990-х гг. Алексей Хвостенко выступал с концертами и выпускал альбомы в России. В частности, он записал несколько альбомов с группой "АукцЫон", в том числе альбом на стихи Велимира Хлебникова "Жилец Вершин" и альбом "Чайник вина".

Во второй половине 1990-х гг. Хвостенко продолжал заниматься литературой и вернулся к опытам со скульптурой. Помимо того, он стал вице‑президентом Ассоциации русских художников во Франции, а также возглавлял собственный клуб "Symposion", в котором выступали многие российские, экс-российские и западные музыканты. За эти годы в Питере и Москве вышло несколько работ Хвоста разных лет.

Осенью 1997 г. он записал в Нью-Йорке альбом "Завтра потоп", в котором ряд его песен звучит в джазовой аранжировке.

Хвостенко написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волохонским, ему принадлежат стихи "Ах, Александр Исаевич. ", "Хочу лежать с любимой рядом. ", "На турецкий выходит берег Соханевич молодой. " и др.

Самыми удачными своими работами он считал альбомы, сделанные с группой "АукцЫон" и с саксофонистом Анатолием Герасимовым.

Издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1982), "Чайник вина" (1992), "Жилец вершин" (1995), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Ночные фонарики (или Хвост от Кузьмы" (1997), "Завтра потоп" (2000), "Верпования" (2001), "Репетиция" (2002), "Последняя малина" (2004).

Алексей Хвостенко - автор книг "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия".

В 2003 г. Хвост провел несколько концертов в Москве и Петербурге, записал совместно с группой deГЕНЕРАТОРs диск "Могила-live", выступил дуэтом с гитаристом Алексеем Батусовым в Питере, Москве и Саратове.

Летом 2003 г. Алексей Хвостенко направил президенту России письмо с просьбой о предоставлении российского гражданства, и его просьба была удовлетворена.

21 января 2004 г. в Париже поэту был вручен российский паспорт с именным указом, текст которого был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным.

После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами. Он выпустил в Москве один за другим музыкальные альбомы, печатал свои тексты, концертировал сольно и в компании с молодыми музыкантами.

В апреле 2004 г. Хвостенко выступил на VIII фестивале "S.K.I.F." в питерском Балтийском Доме в сопровождении группы deГЕНЕРАТОРs, позже начал работу над новым студийным альбомом под рабочим названием "Рай" (с ними же), занимался подготовкой и проведением разнообразных художественных проектов.

На декабрь 2004 г. была запланирована серия концертов Алексея Хвостенко и выставка картин и скульптур "Колесо времени" в ЦДХ на Крымском Валу (открылась 7 декабря 2004 г.).

В последних числах ноября Алексей приехал в Москву. Здесь он почувствовал себя плохо, был госпитализирован в 61-ю больницу Москвы с диагнозом воспаление легких. Начался отек легких, который повлек остановку сердца.

Скончался Алексей Хвостенко 30 ноября 2004 г. Похоронен в Москве на Перепеченском кладбище.

Алексей Хвостенко

Русский поэт-авангардист, автор песен, художник Алексей Хвостенко, известный как Хвост, родился 14 ноября 1940 г. в Свердловске. Друзья рассказывают, что сам поэт называя себя Хвостом, даже придумал расшифровку своего псевдонима. "Хвост - как Христос Воскреси, "ост" - как Восток и "о" - как горловина гитары посередине. " - говорил он.

Отец Алексея Хвостенко был поэтом и переводчиком, мать умерла рано, он ее практически не помнил. После войны они с отцом перебрались в Ленинград, где Алексей учился в английской спецшколе. Ему было 18 лет, когда отец умер и Алексей остался один. Он вел жизнь битника (его даже считают первым русским хиппи), образ жизни которого не предполагал постоянной работы. Хвостенко два раза арестовывали за тунеядство, но до суда дело не доходило, два раза его отправляли в психиатрическую больницу ‑ в первый раз на месяц, а второй раз он полгода провел в Ленинградской областной психиатрической больнице. Иногда органы внутренних дел обязывали его устраиваться на работу, но все обычно заканчивалось увольнением. Он работал в зоопарке, в Большом драматическом театре (БДТ) художником по рекламе, художником в Обществе слепых и т. д.

Алексей Хвостенко был одним из завсегдатаев легендарного кафе "Сайгон", где собирался цвет питерского рока и назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с поэтом, метафизиком и эзотериком Анри Волохонским, который стал его другом и соавтором многих его песен и пьес.

В этот период он общался по большей части с поэтами-шестидесятниками, джазовыми музыкантами и другими представителями художественной богемы. Писал стихи, которые в отдельных случаях ложились на музыку и быстро становились частью городского фольклора.

В начале 1960-х гг. Хвостенко увлекся живописью и современным искусством, учился в Высшей школе искусств, затем, решив стать режиссером, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), на курс знаменитого режиссера и художника Николая Акимова.

В 1963 г. Алексей Хвостенко создал литературную группу "Верпа", девиз которой был взят из "Телемского Аббатства" Рабле: "Каждый делает, что хочет".

В 1965 г. он опубликовал в самиздате свою первую книгу "Подозритель". В 1966 г. вошел в содружество "Хеленуктов".

В 1968 г. Хвостенко женился на москвичке Алисе Тиле и переехал в Москву, став активным деятелем столичного художественного андеграунда. В Москве он создает минималистскую поэму "Я живу в Измайловском зверинце", пишет картины, сочиняет и подпольно публикует стихи и песни.

Обвинив поэта в тунеядстве, власти предложили ему либо высылку из страны, либо арест. Хвостенко выбрал первое и в 1977 г. эмигрировал во Францию. Жил в Париже, где продолжал заниматься главным образом изобразительным искусством, издавал самиздатовским способом стихи, исполнял их под гитару, ставил спектакли, занимался рекламой, организацией выставок в сквотах (заброшенных помещениях, часто нелегально заселяемых творческой богемой). Он устраивал в сквотах театральные постановки, даже поставил пьесу Горького "На дне", превратив ее в мюзикл, в котором сам играл Луку и пел.

Вместе с Владимиром Марамзиным стал издавать журнал "Эхо".

В конце 1970-х гг. Алексей Хвостенко выпустил в Лондоне пластинку "Прощание со степью", в 1981 г. записал альбом "Последняя малина".

На родине Хвоста вспомнили лишь в конце 1980-х гг., когда на экраны вышел фильм Сергея Соловьева "АССА", где в исполнении Бориса Гребенщикова прозвучала песня "Рай", более известная как "Город золотой" или "Под небом голубым", которая вскоре стала одним из главных рок-н-ролльных гимнов того времени. Эта песня стала самой знаменитой песней Алексея Хвостенко, несмотря на то, что он был всего лишь ее первым исполнителем. Песня была написана на стихи Анри Волохонского, а музыка позаимствована у средневекового итальянского лютниста Франческо да Милано.

В 1989 г. Хостенко снялся вместе с группой "Митьки" в фильме "Митьки в Париже".

В декабре 1990 г. он, впервые после долгого перерыва, вернулся в Питер и дал серию концертов в сопровождении музыкантов группы "АукцЫон" (один из них позднее был издан под названием "Верпования").

В 1991 г. в Москве и в Париже вышел сборник его стихов "Черный квадрат".

С середины 1990-х гг. Алексей Хвостенко выступал с концертами и выпускал альбомы в России. В частности, он записал несколько альбомов с группой "АукцЫон", в том числе альбом на стихи Велимира Хлебникова "Жилец Вершин" и альбом "Чайник вина".

Во второй половине 1990-х гг. Хвостенко продолжал заниматься литературой и вернулся к опытам со скульптурой. Помимо того, он стал вице‑президентом Ассоциации русских художников во Франции, а также возглавлял собственный клуб "Symposion", в котором выступали многие российские, экс-российские и западные музыканты. За эти годы в Питере и Москве вышло несколько работ Хвоста разных лет.

Осенью 1997 г. он записал в Нью-Йорке альбом "Завтра потоп", в котором ряд его песен звучит в джазовой аранжировке.

Хвостенко написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волохонским, ему принадлежат стихи "Ах, Александр Исаевич. ", "Хочу лежать с любимой рядом. ", "На турецкий выходит берег Соханевич молодой. " и др.

Самыми удачными своими работами он считал альбомы, сделанные с группой "АукцЫон" и с саксофонистом Анатолием Герасимовым.

Издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1982), "Чайник вина" (1992), "Жилец вершин" (1995), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Ночные фонарики (или Хвост от Кузьмы" (1997), "Завтра потоп" (2000), "Верпования" (2001), "Репетиция" (2002), "Последняя малина" (2004).

Алексей Хвостенко - автор книг "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия".

В 2003 г. Хвост провел несколько концертов в Москве и Петербурге, записал совместно с группой deГЕНЕРАТОРs диск "Могила-live", выступил дуэтом с гитаристом Алексеем Батусовым в Питере, Москве и Саратове.

Летом 2003 г. Алексей Хвостенко направил президенту России письмо с просьбой о предоставлении российского гражданства, и его просьба была удовлетворена.

21 января 2004 г. в Париже поэту был вручен российский паспорт с именным указом, текст которого был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным.

После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами. Он выпустил в Москве один за другим музыкальные альбомы, печатал свои тексты, концертировал сольно и в компании с молодыми музыкантами.

В апреле 2004 г. Хвостенко выступил на VIII фестивале "S.K.I.F." в питерском Балтийском Доме в сопровождении группы deГЕНЕРАТОРs, позже начал работу над новым студийным альбомом под рабочим названием "Рай" (с ними же), занимался подготовкой и проведением разнообразных художественных проектов.

На декабрь 2004 г. была запланирована серия концертов Алексея Хвостенко и выставка картин и скульптур "Колесо времени" в ЦДХ на Крымском Валу (открылась 7 декабря 2004 г.).

В последних числах ноября Алексей приехал в Москву. Здесь он почувствовал себя плохо, был госпитализирован в 61-ю больницу Москвы с диагнозом воспаление легких. Начался отек легких, который повлек остановку сердца.

Скончался Алексей Хвостенко 30 ноября 2004 г. Похоронен в Москве на Перепеченском кладбище.

Алексе́й Льво́вич Хвосте́нко (известный как Хвост) родился 14 ноября 1940 года в Свердловске, спустя неделю после очередной годовщины Октябрьской революции. Его дед – горный инженер и оперный певец Василий Хвостенко, эмигрировавший ещё до революции вернулся в Россию из Англии в тридцатые с сыном Львом и довольно скоро стал профессором одного из ВУЗов Свердловска. Тайком бабка Алексея показывала афиши с выступлений Василия Хвостенко в Нью-Йорке, Париже, Лондоне. По её рассказам Василий Васильевич был дружен с Шаляпиным и являлся его большим поклонником. Своими выступлениями он вполне мог прокормить семейство.

Его расстреляли в конце тридцатых как врага народа. Отец Алексея — переводчик Лев Васильевич Хвостенко (1915—1959). Мать — Ирина Ивановна Хвостенко (дев. Бояркина; 1916—1987), оставила Льва Васильевича в 1946 году, когда Алексею было шесть лет, и отец с сыном переехали в Ленинград.

Уже сиротой Алексей продолжает учиться, поступив в Высшую школу искусств.

Вообще в начале 60-х годов он пытался учиться в нескольких ВУЗах – Мухинском училище, Институте им. Герцена, а затем пошел учиться режиссерскому мастерству в ЛГИТМиК, к знаменитому режиссеру и художнику Николаю Акимову. Когда, позже, он серьёзно займётся живописью, то будет вспоминать, что первый и единственный урок рисования в жизни ему дал монгол из ленинградской Академии художеств, зарисовывавший бюст Маяковского.

Перед театральным институтом Хвост увлекается битниками, Поллоком и поп-артом, читает Гинзберга и Керуака. Подобно многим молодым питерцам Хвостенко зовёт себя битником, разгуливая в рванье с нечесаными, грязными волосами.

Чуть раньше, чем Бродского его судят за тунеядство. Бродский ходит просить за Хвоста. В то время по Питеру расходятся фельетоны о тунеядцах Ентине, Роме Каплане, Бродском и Хвосте.

Когда Хвоста в первый раз арестовали – он писал, стихи и готовился к поступлению. Затем его арестовывали ещё два раза, но не судили, а сразу сажали. Первый раз на месяц упекли в Пряжку – на койку Бродского. Дальше – хуже. Полгода он провёл в Ленобласти, в психбольнице на инсулиновой шокотерапии.

Был знаком и дружен со многими талантливыми людьми, поэтами, артистами, музыкантами и писателями, живущими в Париже, в том числе выше упомянутыми Иосифом Бродским, Анри Волохонским, Владимиром Аллоем, Виталием Амурским, Жанной Астер.

Ставил перформансы, выступал с концертами.

С лёгкой руки лидера АУКЦЫОНА Леонида Фёдорова сотрудничество его группы и парижского изгнанника продолжалось и дальше: так в 1995 в Питере был записан их второй совместный альбом — на этот раз, в его основу легли отобранные Хвостом тексты великого экспериментатора и реформатора языка, поэта Велимира Хлебникова, а в записи участвовал давно живущий на Западе джазовый саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов.

В апреле 2004 г. указом Президента РФ Хвосту вернули гражданство, а в ноябре того же года в московской больнице № 61 он обрёл вечный покой и могилу. Алексей Хвостенко умер от пневмонии и сердечной недостаточности во сне 30 ноября 2004 года. Похоронен под Москвой, на Перепечинском кладбище (19 участок, могила 7525).

Дискография

Ключевые слова: Алексей Хвостенко,Алексей Львович Хвостенко,биография,подробная биография,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,русская литература,20 век,хвост,жизнь и творчество,авангард,андеграунд

Алексей Львович Хвостенко Хвост

Алексей Львович Хвостенко

Я — дегенерат, имеющий все основания…

Алёша Хвостов родился не в самое лучшее время, да и не в самом лучшем месте. Он появился на свет в Свердловске, в 1940 г. спустя неделю после очередной годовщины Октябрьской революции. Его дед – горный инженер и оперный певец Василий Хвостенко, эмигрировавший ещё до революции вернулся в Россию из Англии в тридцатые с сыном Львом и довольно скоро стал профессором одного из ВУЗов Свердловска. Тайком бабка Алексея показывала афиши с выступлений Василия Хвостенко в Нью-Йорке, Париже, Лондоне. По её рассказам Василий Васильевич был дружен с Шаляпиным и являлся его большим поклонником. Своими выступлениями он вполне мог прокормить семейство.

Уже сиротой Алексей продолжает учиться, поступив в Высшую школу искусств.
Вообще в начале 60-х годов он пытался учиться в нескольких ВУЗах – Мухинском училище, Институте им. Герцена. Когда, позже, он серьёзно займётся живописью, то будет вспоминать, что первый и единственный урок рисования в жизни ему дал монгол из ленинградской Академии художеств, зарисовывавший бюст Маяковского.

Перед театральным институтом Хвост увлекается битниками, Поллоком и поп-артом, читает Гинзберга и Керуака. Подобно многим молодым питерцам Хвостенко зовёт себя битником, разгуливая в рванье с нечесаными, грязными волосами.

Позже Горбовский спасался у него на 5-й Советской, от… клопов, которых тогда морили в его квартире. Кроме Глеба, которого Хвост знал с 1960 г, примерно в то же время завязал дружбу с Бродским. Они жили рядом – Бродский на Пестеля, Хвостенко – на Греческом, так что когда ломали старую греческую церковь стихи на эту тему написали оба. Вполне возможно, что первым стихи Бродского об этом услышал именно Хвост – Бродский часто забредал к нему утром прочесть что-нибудь новенькое.

Пускай работает рабочий
Иль не рабочий если хочет
Пускай работает, кто хочет
А я работать не хочу

Алексей Львович Хвостенко

В 1961 году он проездом в Тарусе – на выставке Штейнберга, Воробьёва и компании. По уверениям Хвоста он побыл там день, повалялся в стогу с какой-то девчонкой а утром его погнали крестьяне с вилами, навсегда отбив охоту посещать Тарусу.

Чуть раньше, чем Бродского его судят за тунеядство. Бродский ходит просить за Хвоста. В то время по Питеру расходятся фельетоны о тунеядцах Ентине, Роме Каплане, Бродском и Хвосте.

Когда Хвоста в первый раз арестовали – он писал, стихи и готовился к поступлению. Затем его арестовывали ещё два раза, но не судили, а сразу сажали. Первый раз на месяц упекли в Пряжку – на койку Бродского. Дальше – хуже. Полгода он провёл в Ленобласти, в психбольнице на инсулиновой шокотерапии.

Я говорю вам: жизнь красна
В стране больших бутылок.
Здесь этикетки для вина –
Как выстрелы в затылок

Алексей Львович Хвостенко

15 р. 30 коп. – единственный легальный гонорар Хвоста в СССР, уплаченный за чтение его стихотворения о войне котов и мышей дикторшей по кличке Марихуана на салехардском радио.

Верпа всегда умирает
Алексей Хвостенко

В апреле 2004 г. указом Президента РФ Хвосту вернули гражданство, а в ноябре того же года в московской больнице № 61 он обрёл вечный покой и могилу под номером 7525.

14 ноября исполняется 80 лет со дня рождения Алексея Хвостенко, русского поэта, художника и автора множества популярных песен. Хвост, как его все называли, представлял собой явление уникальное. Трудно найти другого такого человека, в любви к которому признавались бы практически все, кто с ним сталкивался: женщины и мужчины, дети и старики. Он притягивал людей, как магнит, давая им ощущения радости и полноты жизни.

Джаз в Городе Золотом


В пожилом возрасте Хвоста некоторые принимали за пьяного забулдыгу, но вступив с ним в разговор, понимали, что встретили тончайшего интеллектуала с энциклопедическими знаниями. А в молодости он был красавцем, которого сравнивали с Аленом Делоном.

Поле счастья

Отличительной чертой Хвостенко была полная независимость от каких бы то ни было внешних условий.

Жившие в СССР неофициальные художники и поэты всегда были готовы к борьбе, сопротивлению стремившейся задавить их системе. Но Хвоста отличало умиротворение, отсутствие надрыва. Казалось, что ему везде и всегда хорошо и легко на душе. Он не любил конфликтов и на окружающих действовал успокаивающе.

Кажется, что речь идет о каком-то небесном существе, а не о человеке из подполья, не чуждому алкоголю, наркотикам и прочему хулиганству.


Инсулиновый шок

Внешне жизнь Хвоста выглядит довольно характерно для нонкоформистов его поколения. Рос в высококультурной ленинградской среде. Отец Лев Хвостенко был литературным переводчиком и основателем одной из первых английских школ в СССР.

С юности Алеша оказался в питерской художественной богеме: авангардная поэзия, неофициальные выставки, пьяное веселье. Желание жить, как хочется, вне советского социума, стоило ему трех показательных судов за тунеядство.

С тех пор столкновений с советской властью у Хвоста уже не было. Они существовали, не замечая друг друга. Алексей не был диссидентом, он был вольной птицей, которая могла жить где угодно. Он уехал из СССР в 1977 году и поселился в Париже, но сделал это в основном потому, что эмигрировал его ближайший друг Анри Волохонский, а они договорились действовать вместе.

Неземное притяжение

Казавшийся порой расслабленным пофигистом Хвост всегда находился в работе и успел сделать очень много. Он повторял, что вся жизнь – это непрерывное творчество.

Райский бомж

В последний год жизни Хвостенко вернулся в Россию: друзья выхлопотали ему российское гражданство, которое было присвоено специальным указом Путина. Очень неожиданный поворот для человека, всю жизнь чуравшегося даже тени официоза.


Думается, Хвост оценил эту сцену, глядя на нее из Города Золотого, который он всю жизнь воспевал.

Читайте также: