Американская секта в которой все отравились

Обновлено: 24.04.2024

Что случилось тем ноябрьским днем в маленькой деревне в южно-американских джунглях — совершили ли погибшие коллективный суицид, или были убиты — вопросы, которыми задавалась большая часть мира, узнавшего о трагедии.

Итак, пара строк о вожаке и самом религиозном движении, затем о событиях, согласно официальной и неофициальной версии массового убийства в Джонстауне.

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

Официальная версия массового самоубийства в Джонстауне

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

Прибывший с проверкой политик вынес вердикт о том, что не все благополучно и остающимся здесь людям угрожает опасность: то есть лагерю и общине в скором времени придет конец. Он принимает решение эвакуировать тех, кто пожелал покинуть Джонстаун, вместе с ними летит и один из самых преданных активистов организации, под предлогом нужды выехать в США, что всех удивило. Сев в самолет, он открывает огонь по тем, кто находился рядом, ранит троих. На подмогу приходит посланные в погоню сподвижники Джонса, вооруженные, они убивают всех, кто попался на пути: 5 человек, в том числе Райана, и журналиста NBC, который не выключает камеру и процесс расправы снимается на видео.

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

После трагедии секту признали деструктивным культом и запретили.

Позже нашлись очевидцы, говорившие о том, что система наказаний в лагере была суровой, что работали джонстаунцы под дулами автоматов конвоиров, были черной рабочей силой, им запрещалось общаться с прежним миром. Некоторых били и насиловали.

Неофициальная версия массового самоубийства в Джонстауне

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

Во первых, Джонс, будучи практичным человеком, воспользовался преимуществами в налогообложении, даваемыми американским законодательством религиозным организациям.

Джонс помогал на выборах левым партиям, либерально-прогрессивным политикам, склоняя к определенному выбору единомышленников из общины.

В почтовом адресе они именовались сельскохозяйственным поселением:

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК 893, ДЖОРДЖТАУН, ГАЙАНА (ЮЖНАЯ АМЕРИКА) 18 сентября 1978 года

Его Превосходительству Послу Советского Союза

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

И объединены они были не идеей веры в утопическое, нарисованное фанатиков-маньяком будущее:

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

Уход общины в Гайану был спасительным шагом от усилившихся в сторону Джонса и его последователей угроз, давления. В целях запугивания было убито несколько человек из объединения, людей пытались подкупить, внедрить в сообщество агентов ЦРУ под видом обычных граждан. Письма послу Советского Союза от 1978 года изобилуют фактами о нападках американского правительства, криками о помощи, просьбами о защите общины.

Положительный ответ на просьбу об укрытии на территории Советского Союза был воспринят на ура. Люди учили русский язык по заказанным учебникам.

Но столь прыткие попытки выжить противников американского империализма не очень понравились правительству, с которым они не дружили.

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

«Все трупы были сожжены в обстановке строжайшей секретности на военно-воздушной базе Довера.

Само истребление джонстаунцев было организовано ЦРУ, исполнено парой сотен наемников, авиадесант был выброшен в окрестностях лагеря вечером 18 ноября с самолетов, вертолетов. Перестреляв самых сильных (в первую очередь был убит Джонс -именно поэтому и причиной его смерти были огнестрельные ранения), убийцы принялись за детей, стариков и женщин. Их выстроили в ряды и насильно напоили коктейлем из снотворного и яда, вкололи яд через шприцы, также, есть версия, что наемники распыляли отравляющие вещества, поскольку мертвы были и животные (исполнители были в противогазах).

Трупы намеревалось сжечь, для чего их уложили в штабеля, об этом свидетельствует фото с вертолета. А чуть позже, к приезду журналистов трупы опять были разбросаны. То есть их решили просто бросить. Патологоанатомические экспертизы шокировали своей безграмотностью, повторение их стало бессмысленным в связи с сильным разложением умерших в тропическом климате. Однако, один врач из Индианаполис, осматривавший жертв, успел зафиксировать следы уколов цианистого калия, сделанных в спину. Позже их сожгли. Все СМИ вторили друг другу и культивировали идею самоубийства на фоне фанатизма, призывали клеймить культ деструктивным.

Осудили по данному делу всего лишь одного человека: выжившего Лерри Лейтона (стрелявшего в салоне самолета по собиравшейся покинуть Гайану делегации).

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

МАССОВОЕ САМОУБИЙСТВО В ДЖОНСТАУНЕ: ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИИ Джонстаун, Суицид, Секта, Длиннопост

Альтернативные версии (информация из Википедии):

«Трагедия в Джонстауне была неоднозначно воспринята мировой общественностью и породила множество версий случившегося. В частности, выдвигались следующие версии:

Джим Джонс являлся агентом-ренегатом ФБР, участвовавшим в эксперименте по контролю сознания.

Джонс вместе со своими людьми был убит агентами ЦРУ по заданию правительства США, чтобы не допустить переезда коммуны в СССР, где Джонс мог бы безнаказанно осуществлять антиамериканскую пропаганду.[13]

Трагедия была спровоцирована внедрившимися в организацию агентами правительства США с целью увеличить военный контингент США в Гайане, не вызывая подозрений, и этими силами уничтожить советскую ракетную базу на территории этого государства в рамках предстоящей атомной войны.

Как бы ни было — одному Богу известно, что там произошло. Но и так ясно, что все слишком сложно. 18 ноября 1978 года Джонстаун стал могилой почти для тысячи человек.

Странный малый

Джонс родился в мае 1931 года в местечке Крит в американском штате Индиана. Из-за экономических проблем во время Великой депрессии семья переехала в городок Линн, где он в итоге и рос в лачуге без канализации. Его мать постоянно работала, а отец — ветеран Первой мировой войны — опустился до алкоголика-расиста, из-за чего они с Джонсом долгие годы не общались.

Фотография семьи Джима Джонса. В центре сидят его отец и дедушка. Джонс родился в мае 1931 года в местечке Крит в американском штате Индиана.

Фотография семьи Джима Джонса. В центре сидят его отец и дедушка. Джонс родился в мае 1931 года в местечке Крит в американском штате Индиана.

Сверстники Джонса считали его странным. По их словам, он жаждал внимания, был одержим религией и смертью. Они рассказывали, что мальчик регулярно устраивал похороны для животных, а однажды будто бы вообще сам зарезал кота. Кроме того, он интересовался социализмом и вроде как даже был очарован действиями Адольфа Гитлера и его смертью.

Сам Джонс позднее говорил, что ощущал себя изгоем: его никогда не принимали, он недополучал любви. Из-за этого он даже пошел в самую презираемую и отвергаемую церковь в округе, в которой собирались пятидесятники, где его неожиданно приняли со всем радушием. Джонс окончил школу с отличием в 1948 году, женился годом позже на медсестре, несколько раз переезжал, пока не осел в Индианаполисе. Здесь он начал ходить на собрания Коммунистической партии США, при этом продолжая посещать церковные службы.

Фото: Indianapolis Star / AP

Свирепый хищник

Фото: California Historical Society

В 1965-м Джонс убедил полторы сотни самых верных последователей переехать с ним из Индианы в Калифорнию ради безопасности — север штата был под номером один в той самой статье Esquire. Новый социалистический рай на Земле решили строить в долине Редвуд. Работа на сельхозугодьях, общее хозяйство, равное распределение благ привлекали людей, а социальная повестка и харизма Джонса, к тому времени начавшего проводить лекции в больших городах, многим пришлись по вкусу. В начале 70-х, когда он перенес основную деятельность в Сан-Франциско, его последователями считались около 5 тысяч человек.

Большая власть очень скоро привела к тотальному контролю за паствой. Дома последователей незаконно обыскивали, изучались их банковские счета. Людей заставляли подписывать совершенно пустые бланки, на которых могли затем печатать признания в самых разных преступлениях: якобы они и воры, и педофилы, и издеваются над своими детьми. Все это было необходимо для манипулирования и шантажа на случай, если кто-нибудь решится уйти из церкви.

Фото: Nancy Wong / Wikimedia



Постройка в Джонстауне.

Затерянный рай

Основное строительство коммуны, прозванной в честь основателя Джонстаун, начали небольшой группой в 1976-м. Несмотря на труднодоступность места и жаркий климат, претворять свою мечту в жизнь членам церкви очень нравилось. Они работали на энтузиазме и чувствовали себя счастливыми. В Гайане, помимо домов, был сделан павильон для общего сбора, созданы посевные площади, свинарник и курятник, а также собственная клиника и детский сад.

Начались постоянные учения, причем проводились они не только днем, но и ночью. Через громкоговорители внезапно сообщали, что на общину наступают вооруженные люди, которые отберут детей и будут их пытать. Жители должны были выстраиваться с оружием по периметру для защиты.

Полоса невезения

Прибыл он в Гайану в ноябре 1978 года на небольшом самолете. С конгрессменом были члены его команды, несколько журналистов и обеспокоенные родственники. Приземлились они на взлетной полосе городка Порт Каитума — он был ближайшим к общине (находился от нее примерно в восьми километрах).

В Джонстауне конгрессмену показали территорию, он смог пообщаться с жителями: они чуть ли не наперебой утверждали, что им все нравится, прекрасно живется, да и в целом все тут счастливы. Делегацию накормили, в честь посетителей устроили концерт. После него Райан выступил с речью, в которой отметил, что люди, похоже, и правда, довольны местной жизнью, им все нравится, так что опасаться нечего. Его слова сорвали массовые аплодисменты. Возможно, даже более массовые, чем того требовала атмосфера.

Конгрессмен Лео Райан.

Конгрессмен Лео Райан.

Пожалуй, все могло бы произойти хоть немного иначе, если бы делегация не ждала второго самолета в Порт-Каитуме. Его пришлось запрашивать через посольство США, так как на первом самолете просто не хватило места для шести пожелавших вернуться. К тому моменту, как самолет прилетел, и все начали в него грузиться, на взлетное поле выехал трактор с прицепом. Из него вышли три человека с оружием, еще несколько поднялись из-за бортов. Началась стрельба.

Тела и остатки ядовитого напитка в Джонстауне.

Тела и остатки ядовитого напитка в Джонстауне.

Решение было принято. Вооруженные люди окружили дом собраний. Джонс потребовал принести бочку: в ней смешали фруктовый напиток (Flavor Aid, который затем примут за более известный Kool-Aid), седативные и цианистый калий. Сначала яд впрыснули детям, затем стаканы начали разбирать взрослые.

Впрочем, есть в этой истории и выжившие — помимо спасшихся на взлетной полосе. Так, одна из жительниц общины решила спрятаться под кроватью, да там и заснула. А когда проснулась все вокруг уже было усеяно трупами.

В живых осталась и группа молодежи, в том числе два сына Джима Джонса: родной Стефан и чернокожий Джим Джонс-младший. В тот день они как члены баскетбольной команды были в гайанской столице на матче, а когда получили от отца весть о революционном решении, то попытались прорваться домой, а не бездумно последовали приказу.

Тела в Джонстауне.

Тела в Джонстауне.

Как и любая трагедия, произошедшее в Джонстауне не осталось без теорий заговора и неоднозначностей. Считается, что некоторые сектанты не пили отраву, а вкалывали себе смертельные инъекции — на десятках трупов обнаружат следы от иголок. Этот же факт позволяет некоторым считать произошедшее убийством: людей ведь могли насильно накачивать ядом, а трупы, пролежавшие на тропической жаре несколько дней, после трагедии почти не исследовались.

По другой теории, произошедшее было вовсе не массовым самоубийством. Якобы это спецслужбы США решили избавиться от членов коммуны, потому что те запросили убежища через посольство СССР.

Сейчас место, где когда-то располагался Джонстаун, поглотили джунгли: найти там можно разве что старую вывеску на въезде. После трагедии дома хотели отдать беженцам, затем их разграбили местные гайанцы, но жить в них из предубеждений так и не стали. В середине 1980-х постройки уничтожил пожар.


Болгарский пророк



Братская вражда

Джордж собирает сторонников и изгоняет Кореша — тот ретируется буквально под дулом пистолета. Он и 25 его последователей уходят в техасский город Палестина. Там они живут в палатках под палящим солнцем: Кореш продолжает проповедовать, и к нему присоединяются новые сторонники из США и других стран. Он едет в Израиль, где ему является видение: он — современный царь Кир Великий, и должен построить Царство Божие в Палестине.

Дэвид Кореш

Мессия Дэвид

Подлый удар Вавилона

О тех, которые уверовали

Видеозаписи "Ветви Давидовой"

Смерть через огонь

Узнав о газовой атаке, сектанты бросились разбирать газовые маски. Детских не было: лица мальчикам и девочкам закрывали мокрыми тряпками и полотенцами. Со временем маски отказывали: люди теряли сознание, захлебывались рвотными массами. Женщин и детей отвели в кухню, переоборудованную из подземного бункера, — она была наиболее защищена. Тем не менее, агенты подогнали машину и туда, вдоволь забрызгав обитателей слезоточивой смесью.

Фото: Public Domain / Wikimedia

Фото: Ron Heflin / AP

Беспардонная наглость

Официальное расследование показало, что ФБР действовало правильно и культисты подожгли сами себя. Такие выводы в США, где людям дано право защищать себя от незаконного вторжения в их жилье, вызвали бурю гнева — пусть Кореш, вступая в сексуальные отношения с малолетними девочками, виновен в изнасилованиях — формально к нему пришли изымать оружие, а в итоге устроили осаду и кровавую бойню, из-за которой погибли десятки человек.


Чандра Мохан Джеин — так назвали своего первого сына торговец тканями Бабулал и его жена Сарасвати (всего у них будет 11 детей). Мальчик родился 11 декабря 1931 года в небольшой деревушке в индийском штате Мадхья-Прадеш. Детство он провел с бабушкой и дедушкой, которые не слишком его ограничивали. Как сам он признается в будущем, это оказало сильное влияние на всю его жизнь, ведь в общепринятые рамки поведения и мышления его никто не загонял.

Ребенком он был озорным и даже безбашенным, постоянно проверял свои физические возможности, бросал вызов окружающим, ставил под сомнение все социальные, религиозные и философские нормы. Знавшие его люди отмечали, что он с детства увлекался оккультизмом и гипнозом.

В школу Чандра Мохан впервые попал в восемь лет, когда после смерти деда ему пришлось переехать к родителям в город. Впрочем, от своих привычек он и там не отказался: конфликтовал с учителями и одноклассниками и всячески шалил. При этом он был далеко не глуп и уже тогда снискал славу искусного спорщика. После школы молодой человек поступил в колледж, однако не поладил с одним из преподавателей и вынужден был перевестись в другое учебное заведение. Уже в студенческие годы будущий гуру начал публично выступать с речами, в том числе на религиозные темы, хотя утверждал, что сам он атеист.

Чандра Мохан Джеин не только работал со студентами, но и ездил по стране с лекциями

Чандра Мохан Джеин не только работал со студентами, но и ездил по стране с лекциями

Вернувшись после просветления к учебе, Чандра Мохан получил степень бакалавра, а в 1957 году окончил университет и стал магистром философских наук. Он очень много читал, а его взгляды нередко противоречили общепринятым нормам. Его отец хотел, чтобы старший сын по традиции продолжил семейное дело и управлял семейным магазином, однако будущий гуру совершенно не интересовался торговлей и не желал этим заниматься. Его выручил младший брат: он не пошел учиться и начал работать.

После университета будущий гуру стал преподавателем колледжа в Райпуре, однако его радикальные идеи оказались не по вкусу администрации, и он перешел в Университет Джабалпура. На его лекции ходили даже учащиеся других курсов — всех привлекала его оригинальная и дерзкая трактовка академических тем.

Он критиковал религии и политиков, ставил под сомнение традиции, бросал вызов религиозным деятелям на дебатах, общался с людьми из всех слоев общества. Кроме того, он заявлял, что секс — первый шаг на пути к духовному росту. Все это вызывало шквал негодования и критики, но в то же время сделало его крайне популярным. За консультациями по духовному развитию к нему обращались зажиточные торговцы, а в благодарность делали пожертвования, что приносило ему постоянный доход.

Последователи гуру из Баварии

Последователи гуру из Баварии

Постепенно к лекциям добавилась практика медитаций. В 1964-м Ачарья Раджниш начал возить группы в трех- и десятидневные поездки, вскоре его последователи начали организовывать медитационные центры. В 1966-м он сосредоточился на своих духовных учениях, а через два года его прозвали скандальным секс-гуру: в консервативном обществе он публично говорил о важности и открытости секса и заявлял, что человек может быть свободным, только признав свою истинную природу.

В 1970-м он придумал динамические медитации, состоявшие из нескольких этапов. Первый — быстро и глубоко дышать — нужен был для преодоления внутренней напряженности, во время второго люди выплескивали энергию, активно двигаясь или крича, на третьем — прыгали с поднятыми руками, а затем расслаблялись и неподвижно лежали в полной тишине. На массовых медитациях все было достаточно спокойно, а вот в более тесном кругу второй этап — выплеска энергии — мог вылиться в драку или занятия сексом. Впрочем, это были исключительные случаи, когда обычной активности не хватало для снятия напряжения, да и разрешалось такое лишь в первое время. К тому же все происходило с согласия участников, а травмоопасные способы вообще запрещались.

Вся эта практика вкупе с речами Раджниша о свободных отношениях пришлась по вкусу жителям западных стран, они все чаще приезжали в Индию ради лекций. Кстати, сначала все лекции Ачарьи Раджниша велись исключительно на хинди, что, однако, не помешало его учению захватить умы последователей далеко за пределами Индии.

В индуизме санньяса — этап жизни, который характеризуется отказом от материального и сосредоточением на духовном. Человек на этом этапе называется санньясином.

Последователи Раджниша носили одежду преимущественно оранжевого и красного цветов. Объяснялось это, с одной стороны, чистой случайностью: якобы пресс-секретарь гуру однажды пришла в рыжем, а его самого ассоциировали с солнцем, благодаря которому цветок открывается. С другой — существовало мнение, что таким образом провоцировали религиозных людей: традиционные санньясины ходили в оранжевом, что показывало их статус аскетов, однако выбранный Бхагваном путь к самопознанию не означал отречения от мира и материальных благ.

Поскольку последователей становилось все больше, а здоровье гуру из-за бомбейской экологии ухудшалось, было решено найти более подходящее место. Им стал город Пуна, где для общины удалось выкупить две соседние виллы и прилегающую к ним территорию. В свой ашрам Раджниш перебрался в 1974 году. Он перешел от выездных лекций к выступлениям для близких по духу и практически каждое утро проводил полуторачасовые беседы. Кстати, именно в Пуне он нашел спутницу жизни — англичанку, которой дал имя Вивек.

Бхагван заявлял, что он всего лишь человек, который спал, а теперь пробудился. Он говорил, что хочет и другим помочь очнуться. Гуру объяснял, что из-за своей духовности Восток остается бедным, без науки и технологий, а Запад выбрал материализм, но люди там духовно пусты. Он мечтал соединить эти две половины, чтобы создать единого человека, который будет уважать других, жить в гармонии с природой, не будет делить себе подобных по религиям, расам и национальностям. Он называл ашрам началом великого эксперимента и хотел построить новый город санньясинов.

Некоторые санньясины после пребывания в ашраме Бхагвана основывали медитационные центры на родине

Некоторые санньясины после пребывания в ашраме Бхагвана основывали медитационные центры на родине

В общину стекались люди со всей планеты, в том числе высококвалифицированные специалисты. Проведя в Пуне какое-то время и возвратившись на родину, многие из них основывали свои медитационные центры. Ашрам быстро снискал славу чуть ли не лучшего в мире места для духовного роста и терапии благодаря различным терапевтическим группам и сеансам медитаций. На территории ашрама было запрещено курить и принимать наркотики, зато поощрялось творчество.

Большая община требовала все больше денег. В итоге ее администрация нашла выход: они создали собственный небольшой банк, куда последователи вносили часть средств. Их затем пускали в оборот. Кроме того, поскольку большая община не могла выжить на одни лишь пожертвования, в ней открыли несколько собственных производств (пошив одежды, изготовление ювелирных украшений, выпечка) и частный медицинский центр. Ашрам вмещал 3-4 тысячи человек, примерно 1,5 тысячи из них — работали.

Власти Индии считали ашрам проблемным, видели в нем угрозу общественному спокойствию. Учение Бхагвана было оскорбительным, в особенности для последователей индуизма, которых в Индии большинство, поэтому в СМИ постоянно появлялись обличающие и критические материалы. Широко обсуждались нравы последователей учения и данные о распространении венерических заболеваний, а также истории отдельных санньясинов, которые ради заработка занимались проституцией и наркоторговлей.

У государства возникли вопросы к благотворительному статусу ашрама. Бухгалтеров обвинили в плохом ведении документации, а после отмены налоговых поблажек с общины пытались взыскать четыре миллиона долларов неоплаченных взносов. Серьезным звонком для санньясинов стало покушение на гуру. В 1980 году индуистский фундаменталист попытался убить его прямо во время лекции: неожиданно встал с места и бросил нож в Бхагвана, но промахнулся.

Вскоре после этого Раджниш заявил, что достаточное число санньясинов теперь могут общаться с ним в тишине, и уединился, начав многолетнее молчание. Он не выступал публично, поэтому его представителем стала новый секретарь Ма Ананд Шила (Шила Сильверман). Гуру также ограничил общение с приближенными: к нему пускали лишь несколько человек. Кроме того, у него сильно ухудшилось здоровье — он страдал от астмы и диабета.

А 1 июня 1981 года Бхагван шокировал своих последователей: никому ничего не сказав, сел в свой белый Rolls-Royce и уехал из ашрама в неизвестном направлении.

Конечно же, неожиданностью исчезновение Раджниша было лишь для обычных санньясинов: секретарь и ее команда были в курсе происходящего, однако крепко держали языки за зубами. На протяжении нескольких месяцев они тайно занимались подготовкой всего необходимого для того, чтобы вывезти Бхагвана из Индии в США. Постепенно его последователи разъехались, а все, что в ашраме можно было разобрать и продать, постепенно было разобрано и продано.

Ближайшим к ранчо населенным пунктом был поселок Антелоп (Antelope) с населением всего 40 человек, который располагался в 30 километрах. Именно в этом месте санньясины решили создать город своей мечты, который должен был строиться на любви и доверии и стать примером для всего мира. Поскольку в США город могут создать всего 150 человек, на ранчо провели голосование: собравшиеся единогласно высказались за то, чтобы новое поселение получило название Раджнишпурам.

Санньясины в Раджнишпураме, 1984 год

Санньясины в Раджнишпураме, 1984 год

Фото: Bill Miller / AP

В Орегон начали стекаться последователи Бхагвана: все они желали строить город мечты и ради этого готовы были свернуть горы. Впрочем, именно это они и сделали: на территории ранчо для масштабного строительства действительно сровняли с землей часть холмов. Проектировать город мечты помогали специалисты, которых среди санньясинов было много. Они спроектировали все — дамбу, трубопровод и электроподстанцию, которая должна была обеспечить электроэнергией 10 тысяч человек. Женщины наравне с мужчинами работали на тяжелой технике. Были проложены дороги, построен аэропорт со взлетно-посадочной полосой, торговый центр, рестораны и огромный ангар для медитаций. Грузовик за грузовиком на ранчо привозили небольшие готовые дома, строились и здания в несколько этажей. Постепенно в городе появилась вся необходимая инфраструктура.

На ранее непригодной земле были созданы фермы, использующие передовые для того времени технологии. В последующие годы община по большей части жила на самообеспечении. Санньясины превратили долину в зеленый рай, где даже начали появляться дикие животные. В августе 1981-го сюда переехал и Раджниш. Жил он в статусе гостя, чтобы избежать проблем с законом.

По рассказам обитавших в общине, между поселенцами была необыкновенная связь, все полагались друг на друга. Люди прямо на улицах обнимались, целовались, даже танцевали без музыки и чувствовали себя свободными и умиротворенными. Именно эта свобода, считали они, была чужда американцам, они ее боялись. К тому же в общине не было табу на отношения: пары могли сходиться и расходиться по взаимному согласию.

Духовный лидер по-прежнему не читал лекций, но выходил к людям, приветствовал их. Все управление взяла на себя его секретарь Ма Ананд Шила. Вместе с командой помощников она решала все проблемы, именно ее Бхагван допускал к себе, а она затем передавала остальным его мысли.

Читайте также: