Анализ инфекционной заболеваемости проводятся с учетом

Обновлено: 18.04.2024

Диагностика инфекционных заболеваний является одной из самых сложных проблем в клинической медицине. Лабораторные методы исследования при ряде нозологических форм играют ведущую, а в целом ряде клинических ситуаций решающую роль не только в диагностике, но и в определении конечного исхода заболевания.

Диагностика инфекционных заболеваний почти всегда предусматривает использование комплекса лабораторных методов.

  • бактериологические;
  • серологические;
  • метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) для обнаружения ДНК или РНК возбудителя инфекционного заболевания в исследуемом материале.

У одних пациентов для диагностики этиологии инфекционно-воспалительного процесса достаточно провести бактериологическое исследование, в других клинических ситуациях решающее значение имеют данные серологических исследований, в третьих, предоставить полезную информацию может только метод ПЦР. Однако наиболее часто в клинической практике врачу-клиницисту необходимо использовать данные различных методов лабораторных исследований.

Бактериологические методы исследования

Бактериологические исследования наиболее часто проводят при подозрении на гнойно-воспалительные заболевания (составляют 40-60% в структуре хирургических заболеваний) с целью их диагностики, изучения этиологической структуры, определения чувствительности возбудителей к антибактериальным препаратам. Результаты бактериологических анализов способствуют выбору наиболее эффективного препарата для антибактериальной терапии, своевременному проведению мероприятий для профилактики внутрибольничных инфекций.

Возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний являются истинно-патогенные бактерии, но наиболее часто условно-патогенные микроорганизмы, входящие в состав естественной микрофлоры человека или попадающие в организм извне. Истинно-патогенные бактерии в большинстве случаев способствуют развитию инфекционного заболевания у любого здорового человека. Условно-патогенные микроорганизмы вызывают заболевания преимущественно у людей с нарушенным иммунитетом.

Бактериологические исследования при заболеваниях, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами, направлены на выделение всех микроорганизмов, находящихся в патологическом материале, что существенно отличает их от аналогичных исследований при заболеваниях, вызванных истинно патогенными микроорганизмами, когда проводится поиск определенного возбудителя.

Для получения адекватных результатов бактериологического исследования при гнойно-воспалительных заболеваниях особенно важно соблюдать ряд требований при взятии биоматериала для анализа, его транспортировки в лабораторию, проведения исследования и оценки его результатов.

  • микроскопическое исследование мазка (бактериоскопия) из доставленного биоматериала;
  • выращивание культуры микроорганизмов (культивирование);
  • идентификацию бактерий;
  • определение чувствительности к антимикробным препаратам и оценку результатов исследования.

Доставленный в бактериологическую лабораторию биоматериал первоначально подвергается микроскопическому исследованию.

Микроскопическое исследование мазка (бактериоскопия), окрашенного по Граму или другими красителями, проводят при исследовании мокроты, гноя, отделяемого из ран, слизистых оболочек (мазок из цервикального канала, зева, носа, глаза). Результаты микроскопии позволяют ориентировочно судить о характере микрофлоры, ее количественном содержании и соотношении различных видов микроорганизмов в биологическом материале, а также дают предварительную информации об обнаружении этиологически значимого инфекционного агента в данном биоматериале, что позволяет врачу сразу начать лечение (эмпирическое). Иногда микроскопия позволяет выявить микроорганизмы, плохо растущие на питательных средах. На основании данных микроскопии проводят выбор питательных сред для выращивания микробов, обнаруженных в мазке.

Культивирование микроорганизмов. Посев исследуемого биоматериала на питательные среды производят с целью выделения чистых культур микроорганизмов, установления их вида и определения чувствительности к антибактериальным препаратам. Для этих целей используют различные питательные среды, позволяющие выделить наибольшее количество видов микроорганизмов. Оптимальными являются питательные среды, содержащие кровь животного или человека, а также сахарный бульон, среды для анаэробов. Одновременно производят посев на дифференциально-диагностические и селективные (предназначенные для определенного вида микроорганизмов) среды. Посев осуществляют на стерильные чашки Петри, в которые предварительно заливают питательную среду для роста микроорганизмов.

Микроскопия мазков, окрашенных по Граму

1 - стрептококки; 2 - стафилококки; 3 - диплобактерии Фридленда; 4 - пневмококки

Колонии отсевают на плотные, жидкие, полужидкие питательные среды, оптимальные для культивирования определенного вида бактерий.

Выделенные чистые культуры микроорганизмов подвергают дальнейшему изучению в диагностических тестах, основанных на морфологических, ферментативных, биологических свойствах и антигенных особенностях, характеризующих бактерий соответствующего вида или варианта.

Определение чувствительности к антибактериальным препаратам. Чувствительность к антимикробным препаратам изучают у выделенных чистых культур микроорганизмов, имеющих этиологическое значение для данного заболевания. Поэтому в направлении на бактериологические анализы требуется указать диагноз заболевания у больного. Определение чувствительности бактерий к спектру антибиотиков помогает лечащему врачу правильно выбрать препарат для лечения больного.

Оценка результатов исследования. Принадлежность условно-патогенных микроорганизмов к естественной микрофлоре организма человека создает ряд трудностей при оценке их этиологической роли в развитии гнойно-воспалительных заболеваний. Условно-патогенные микроорганизмы могут представлять нормальную микрофлору исследуемых жидкостей и тканей или контаминировать их из окружающей среды. Поэтому для правильной оценки результатов бактериологических исследований необходимо знать состав естественной микрофлоры изучаемого образца. В тех случаях, когда исследуемый биоматериал в норме стерилен, как, например, спинномозговая жидкость, экссудаты, все выделенные из него микроорганизмы могут считаться возбудителями заболевания. В тех случаях, когда исследуемый материал имеет собственную микрофлору, как, например, отделяемое влагалища, кал, мокрота, нужно учитывать изменения ее качественного и количественного состава, появление несвойственных ему видов бактерий, количественную обсемененность биоматериала. Так, например, при бактериологическом исследовании мочи степень бактериурии (число бактерий в 1 мл мочи), равная и выше 10 5 , свидетельствует об инфекции мочевых путей. Более низкая степень бактериурии встречается у здоровых людей и является следствием загрязнения мочи естественной микрофлорой мочевых путей.

Установить этиологическую роль условно-патогенной микрофлоры помогают также нарастание количества и повторность выделения бактерий одного вида от больного в процессе заболевания.

Врач-клиницист должен знать, что положительный результат бактериологического исследования в отношении биологического материала, полученного из в норме стерильного очага (кровь, плевральная жидкость, спинномозговая жидкость, пунктат органа или ткани), всегда тревожный результат, требующий немедленных действий по оказанию медицинской помощи.

Серологические методы исследования

В основе всех серологических реакций лежит взаимодействие антигена и антитела. Серологические реакции используются в двух направлениях.

2. Установление родовой и видовой принадлежности микроба или вируса. В этом случае неизвестным компонентом реакции является антиген. Такое исследование требует постановки реакции с заведомо известными иммунными сыворотками.

Серологические исследования не обладают 100%-й чувствительностью и специфичностью в отношении диагностики инфекционных заболеваний, могут давать перекрестные реакции с антителами, направленными к антигенам других возбудителей. В связи с этим оценивать результаты серологических исследований необходимо с большой осторожностью и учетом клинической картины заболевания. Именно этим обусловлено использование для диагностики одной инфекции множества тестов, а также применение метода Western-blot для подтверждения результатов скрининговых методов.

В последние годы прогресс в области серологических исследований связан с разработкой тест-систем для определения авидности специфических антител к возбудителям различных инфекционных заболеваний.

Авидность - характеристика прочности связи специфических антител с соответствующими антигенами. В ходе иммунного ответа организма на проникновение инфекционного агента стимулированный клон лимфоцитов начинает вырабатывать сначала специфические IgM-антитела, а несколько позже и специфические IgG-антитела. IgG-антитела обладают поначалу низкой авидностью, то есть достаточно слабо связывают антиген.

Затем развитие иммунного процесса постепенно (это могут быть недели или месяцы) идет в сторону синтеза лимфоцитами высокоспецифичных (высокоавидных) IgG-антител, более прочно связывающихся с соответствующими антигенами. На основании этих закономерностей иммунного ответа организма в настоящее время разработаны тест-системы для определения авидности специфических IgG-антител при различных инфекционных заболеваниях.

Высокая авидность специфических IgG-антител позволяет исключить недавнее первичное инфицирование и тем самым с помощью серологических методов установить период инфицирования пациента. В клинической практике наиболее широкое распространение нашло определение авидности антител класса IgG при токсоплазмозе и цитомегаловирусной инфекции, что дает дополнительную информацию, полезную в диагностическом и прогностическом плане при подозрении на эти инфекции, в особенности при беременности или планировании беременности.

Метод полимеразной цепной реакции

Полимеразная цепная реакция (ПЦР), являющаяся одним из методов ДНК-диагностики, позволяет увеличить число копий детектируемого участка генома (ДНК) бактерий или вирусов в миллионы раз с использованием фермента ДНК-полимеразы. Тестируемый специфический для данного генома отрезок нуклеиновой кислоты многократно умножается (амплифицируется), что позволяет его идентифицировать.

Сначала молекула ДНК бактерий или вирусов нагреванием разделяется на 2 цепи, затем в присутствии синтезированных ДНК-праймеров (последовательность нуклеотидов специфична для определяемого генома) происходит связывание их с комплементарными участками ДНК, синтезируется вторая цепь нуклеиновой кислоты вслед за каждым праймером в присутствии термостабильной ДНК-полимеразы. Получается две молекулы ДНК. Процесс многократно повторяется. Для диагностики достаточно одной молекулы ДНК, то есть одной бактерии или вирусной частицы.

Введение в реакцию дополнительного этапа - синтеза ДНК на молекуле РНК при помощи фермента обратной транскриптазы - позволило тестировать РНК-вирусы, например, вирус гепатита С. ПЦР - это трехступенчатый процесс, повторяющийся циклично: денатурация, отжиг праймеров, синтез ДНК (полимеризация). Синтезированное количество ДНК идентифицируют методом иммуноферментного анализа или электрофореза.

В ПЦР может быть использован различный биологический материал - сыворотка или плазма крови, соскоб из уретры, биоптат, плевральная или спинномозговая жидкость и т.д. В первую очередь ЦПР применяют для диагностики инфекционных болезней, таких как вирусные гепатиты В, С, D, цитомегаловирусная инфекция, инфекционные заболевания, передающиеся половым путем (гонорея, хламидийная, микоплазменная, уреаплазменная инфекции), туберкулез, ВИЧ-инфекция и т.д.

Методика изучения инфекционной заболеваемости.

В РФ действует строгая система контроля за инфекционной заболеваемостью. Специальный обязательный учет инфекционных заболеваний связан с необходимостью проведения текущих и предупредительных противоэпидемических мероприятий.

Информация о каждом случае обнаружения инфекционного заболевания должна быть представлена в районные или городские центры санэпиднадзора (ЦСЭН). Все инфекционные заболевания в зависимости от способа оповещения о них можно разделить на четыре группы, для каждой из которых существует своя система сбора информации и обработки данных.

1. Карантинные заболевания – особо опасные инфекции (чума, холера, натуральная оспа, желтая лихорадка, возвратный тиф) характеризуются высокой контагиозностью и высокой летальностью, к которым применяют международные карантинные ограничения в соответствии с международными медико-санитарными правилами.

При выявлении карантинных заболеваний или подозрении на них незамедлительно информируются не только руководители санитарно-эпидемиологической службы, но и органы управления здравоохранением вплоть до Министерства здравоохранения РФ. В случае выявления карантинных заболеваний применяются меры экстренного характера, включая создание чрезвычайных противоэпидемических комиссий (ЧПК).

3. Заболевания, о каждом случае которых сообщается в центр санэпиднадзора с приведением детальных сведений: брюшной тиф, паратифы, дизентерия, энтериты, туляремия, сибирская язва, бруцеллез, дифтерия, корь, коклюш, эпидемический паротит, ветряная оспа, краснуха, менингиты, энцефалиты, инфекционный гепатит, скарлатина, столбняк, полиомиелит, бешенство, риккетсиозы (включая сыпной тиф), малярия, лептоспироз, сепсис у детей первого года жизни, геморрагическая лихорадка и орнитоз.

При анализе инфекционной заболеваемости вычисляются следующие показатели.

Общий показатель инфекционной заболеваемости:

Число инфекционных заболеваний, выявленных за год х 1000 (10 000, 100 000) / среднегодовая численность населения.

Возрастно-половые показатели инфекционной заболеваемости:

Число инфекционных заболеваний, выявленных за год у лиц данного пола и возраста х 1000 (10 000, 100 000) / среднегодовая численность населения этого пола и возраста.

Показатель инфекционной заболеваемости по диагнозам:

Число заболеваний с данным диагнозом, выявленных за год х 1000 (10 000, 100 000) / среднегодовая численность населения.

Структура инфекционной заболеваемости (экстенсивный показатель):

Число заболеваний с данным диагнозом, выявленных за год х 100% / общее число инфекционных заболеваний.

Удельный вес (доля) инфекционной заболеваемости в общей заболеваемости:

Число инфекционных заболеваний, выявленных за год х 100% / общее число заболеваний.

Очаговость (интенсивный показатель):

Число выявленных инфекционных больных данным заболеванием / число очагов данного заболевания.

Показатель смертности (характеризует тяжесть заболевания):

Число умерших от данного инфекционного заболевания х 1000 (10 000, 100 000) / среднегодовая численность населения.

Показатель летальности (экстенсивный показатель):

Число умерших от данного инфекционного заболевания х 100 / число больных данным заболеванием.

При углубленном изучении инфекционной заболеваемости анализируются сезонность, частота выявленных бактерионосителей, эффективность профилактических прививок и иное, что дает возможность врачам разработать необходимые мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями.

Все инфекционные заболевания в зависимости от способа оповещения о них можно разделить на четыре группы.

1. Карантинные заболевания – особо опасные инфекции.

2. О таких заболеваниях, как грипп, острые респираторные инфекции, лечебно-профилактические учреждения подают в центр санэпиднадзора суммарные (цифровые) сведения за месяц.

3. Заболевания, о каждом случае которых сообщается в центр санэпиднадзора с приведением детальных сведений.

4. Заболевания, которые регистрируются как важнейшие неэпидемические болезни с одновременной информацией служб санэпиднадзора.

Общий показатель инфекционной заболеваемости:

число инфекционных заболеваний, выявленных за год х 1000 (10 000, 100 000) / среднегодовая численность населения.

Показатель инфекционной заболеваемости по диагнозам:

число заболеваний с данным диагнозом, выявленных за год х 1000 (10 000, 100 000) / среднегодовая численность населения.

Структура инфекционной заболеваемости (экстенсивный показатель):

число заболеваний с данным диагнозом, выявленных за год х 100 % / общее число инфекционных заболеваний.

Очаговость (интенсивный показатель): число выявленных инфекционных больных данным заболеванием / число очагов данного заболевания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В последние годы благодаря новейшим достижениям науки и практики созданы практические методики комплексного изучения уровня речевого развития детей. Новейшие диагностические методики помогают в исследовании

23. Заболеваемость. Методика изучения общей заболеваемости

23. Заболеваемость. Методика изучения общей заболеваемости Заболеваемость наряду с санитарно-демографическими показателями и показателями физического развития является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье населения.Под заболеваемостью

25. Методика изучения важнейших неэпидемических заболеваний

25. Методика изучения важнейших неэпидемических заболеваний Организация специального учета таких важнейших неэпидемических заболеваний, как туберкулез, венерические заболевания, микозы, трахома, злокачественные новообразования и психические заболевания, связана с

26. Методика изучения госпитализированной заболеваемости. Методика изучения заболеваемости по данным медосмотров

26. Методика изучения госпитализированной заболеваемости. Методика изучения заболеваемости по данным медосмотров Единицей учета в данном случае является случай госпитализации больного в стационар, а учетным документом – «Статистическая карта выбывшего из

27. Методика изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности и по данным о причинах смерти

27. Методика изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности и по данным о причинах смерти Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности имеет большое медицинское, социальное и экономическое значение.Единицей наблюдения при изучении

10. Факторы риска заболеваемости детей

10. Факторы риска заболеваемости детей Факторы риска нарушения состояния здоровья в период социальной адаптации и риска повышенной заболеваемости ОРВИ:1) возраст матери свыше 30 лет;2) вредные привычки матери;3) экстрагенитальная патология матери;4) патология

Профессиональные заболевания кожи инфекционной природы

Профессиональные заболевания кожи инфекционной природы Все инфекционные поражения кожи могут рассматриваться как профессиональные, если заражение возбудителями было связано непосредственно с выполнением трудовой деятельности. В настоящее время встречается только

7. Методы изучения ЦНС

7. Методы изучения ЦНС Существуют два большие группы методов изучения ЦНС:1) экспериментальный метод, который проводится на животных;2) клинический метод, который применим к человеку.К числу экспериментальных методов классической физиологии относятся методы,

Частота заболеваемости

Частота заболеваемости Около 1 % общей популяции в цивилизованных обществах страдает шизофренией. Приблизительно от четверти до половины всех пациентов психиатрических больниц составляют больные шизофренией. Таким образом, это заболевание представляет серьезную

Методы изучения цигун

Методы изучения цигун При изучении упражнений цигун лучше следовать следующему плану:1. Изучать одно упражнение в три-четыре дня. Если вы чувствуете, что какое-то упражнение не запомнилось или его выполнение связано с каким-либо дискомфортом, сначала добейтесь того,

Методы изучения цигун

Методы изучения цигун При изучении упражнений цигун лучше следовать следующему плану:1. Изучать одно упражнение в три-четыре дня. Если вы чувствуете, что какое-то упражнение не запомнилось или его выполнение связано с каким-либо дискомфортом, сначала добейтесь того,

Методы изучения тайцзицюань

Методы изучения тайцзицюань Движения в гимнастике тайцзицюань довольно сложные, к тому же часто выполняются повороты туловища, различные перемещения ног, меняются направления и многое другое. Начинающие практиковать, обычно обращая внимание на руки, забывают про ноги,

Особенности заболеваемости у детей грудного возраста

Особенности заболеваемости у детей грудного возраста Многие очень опасные инфекционные болезни способны передаваться с грудным молоком ребенку, например ВИЧ-инфекция, лимфоцитарный лейкоз. Это означает, что гарантией здоровья грудничка является своевременное

Острые и хронические заболевания не инфекционной природы

Острые и хронические заболевания не инфекционной природы У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь. Гиппократ Сердечно-сосудистые заболеванияС одной стороны, сердце человека – всего лишь насос, но без жидкости, которую ежесекундно

Методы изучения тайцзицюань

Методы изучения тайцзицюань Движения в гимнастике тайцзицюань довольно сложные, к тому же часто выполняются повороты туловища, различные перемещения ног, меняются направления и многое другое. Начинающие практиковать, обычно обращая внимание на руки, забывают про ноги,


2. Денисова Е. В., Назаров В. Е. Статистический анализ многолетней заболеваемости как метод оценки эффективности эрадикационной терапии в лечении язвенной болезни и ее осложнений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – № 144. – С.66-75.

3. Мельниченко П. И. Ретроспективный эпидемиологический анализ и прогнозирование заболеваемости личного состава Вооруженных сил Российской Федерации: методическое указание. – М., 2006. – С.11-14, 107-114.

4. Покровский В. И., Брико Н. И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 399 с.

5. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с.

6. Поступайлов В. Б., Никитюк Н. Ф. Методика проведения оперативного слежения с использованием показателей годовой динамики заболеваемости // Медицинский альманах. – 2009. – № 2. – С.124-126.

7. Эміреев С. Э. Эпидемиология. Окулык / С. Э. Эміреев, Ж. Темірбеков. – Актобе: А-Полиграфия. 1-т.: Жалпы эпидемиология. – 2012. – 584 с.

Среди многих требований, предъявляемых к современной науке, существует необходимость совершенствовать методологию научных исследований. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы надлежащее качество научных исследований.

Эпидемиология располагает универсальным научным методом, позволяющим изучать любую патологию человека на популяционном уровне ее организации и здоровье населения.

Эпидемиология изучает заболеваемость населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, для выявления причин, условий и механизмов ее развития и использует эти знания для снижения уровня заболеваемости и улучшения здоровья населения. Разрабатывает комплекс средств и мероприятий, а также систему организации профилактической и противоэпидемической помощи населению [1, 5].

Эпидемиологическая диагностика – раздел эпидемиологии, отражающий содержание, методы и последовательные этапы процесса оценки эпидемиологической ситуации по конкретным проявлениям эпидемического процесса, причин и условий его развития.

Конечной задачей ее является раскрытие причин, условий и механизма возникновения данной эпидситуации, оценка тенденции развития данного эпидемического процесса с целью разработки эпидемиологического прогноза, рационализации планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий.

На современном этапе осуществляется переориентация деятельности противоэпидемической службы с работы по ликвидации возникших эпидемических очагов на работу по предупреждению их возникновения. В связи с этим интенсивно развивается теория эпидемиологической диагностики и внедряется в практику ретроспективный и проспективный эпидемиологический анализ на региональном уровне [1, 4].

Эпидемиологический анализ – это анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости за какой-либо период времени или на данный момент. При исследовании заболеваемости за интервал времени принимаются результаты систематического наблюдения. При анализе на данный момент используются результаты одномоментного (поперечного) обследования. Его целью является установление причин и условий, определяющих проявления эпидемического процесса.

Эпидемиологический анализ – это часть эпидемиологического надзора, которая реализуется в двух временных категориях – ретроспективно и оперативно. Основной задачей ретроспективного эпидемиологического анализа является оценка состояния и тенденций развития эпидемического процесса, призванная обеспечить выявление территорий риска, групп риска, времени риска и факторов риска.

Оперативный (текущий) эпидемиологический анализ проводится вслед за ретроспективным и служит для выявления предвестников эпидемий еще до возникновения массовых заболеваний. Последовательное проведение ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа может и должно обеспечить постановку эпидемиологического диагноза и принятие обоснованного стратегического и тактического решения 2.

Задачи эпидемиологического анализа можно определить следующим образом:

- выделение инфекционных больных и групп инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость в условиях обслуживаемых контингентов и территорий;

- установление основных причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, знание которых является достаточным для назначения мероприятий, способных в конкретной обстановке дать наибольший эпидемиологический эффект.

Решение первой задачи требует исчерпывающей регистрации заболеваемости и расчета наносимого ущерба здоровью, а также объективной количественной оценки итоговых данных.

Выполнение второй задачи предполагает детальное исследование проявлений эпидемического процесса (по интенсивности, группам населения, территории и времени).

Целью данной работы является развитие способности у студентов самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач, необходимых в дальнейшей практической деятельности.

Научно-исследовательская работа способствует:

- развитию профессионального научно-исследовательского мышления студентов;

- формированию четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решения;

- формированию умения планировать научно-исследовательскую работу для решения профессиональных задач с использованием современных методов исследования, вычислительных средств;

- формированию умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных данных;

- анализу литературных данных по выполняемой теме с привлечением современных информационных технологий;

- проведению обработки и анализа полученных данных, сопоставлению результатов собственных исследований с имеющими в литературе данными;

- обеспечению способности критического подхода к результатам собственных исследований, готовности к профессиональному самосовершенствованию и развитию творческого потенциала профессионального мастерства.

Одним из методов научных исследований, используемых в учебном процессе, является ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости, который включает элементы RBL (основанной на научных исследованиях).

Ретроспективный эпидемиологический анализ (РЭА) – это изучение эпидемической обстановки за длительные отрезки времени, проводимые с помощью диагностических (логических и статистических) методов с целью получения всех необходимых данных для планирования противоэпидемической работы на предстоящий период.

Целью ретроспективного эпидемиологического анализа является получение исходных данных для определения задач по противоэпидемическому обслуживанию населения и выбора главных направлений в профилактике наиболее значимых инфекций.

РЭТ в полном объеме предусматривает последовательную разработку материала по четырем направлениям:

- анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения;

- анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения;

- анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам;

- анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.

Многолетняя динамика заболеваемости – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и в отдельных социально-возрастных группах инфекционными болезнями по годам за многолетний период.

Основными показателями многолетней динамики являются: эпидемическая тенденция, цикличность и нерегулярные (эпизодические) подъемы и (или) спады заболеваемости [4, 6, 7].

Для анализа многолетней динамики используются таблицы и графики, построенные на основе динамических (временных) рядов, характеризующих годовую заболеваемость совокупного населения или отдельных его групп.

Годовая динамика – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и отдельных социально-возрастных групп инфекционными болезнями по месяцам в течение года.

Аналогично колебаниям в многолетней динамике, особенности динамических изменений в заболеваемости отдельного года зависят от наличия и активности комплекса разнообразных причин, действующих на эпидемический процесс в разное время года и формирующих различные его проявления.

Выделяют три формы годовой динамики: круглогодичную, сезонную и вспышечную заболеваемость.

Годовая динамика позволяет выявить закономерности распределения на протяжении года (времени риска) и выдвигать гипотезы о факторах риска, лежащих в основе выявленных особенностей эпидемического процесса.

Анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам, заключается в сравнительной оценке уровня заболеваемости отдельных групп населения и оценке удельного веса заболевших каждого контингента в сумме заболеваний всего населения.

Правильно проведенная группировка материала о заболеваемости позволяет наиболее полно выявить особенности течения эпидемического процесса среди отдельных групп населения. Это определяет возможность выдвижения достоверных гипотез о причинно-следственной связи заболеваемости с факторами риска [4, 6, 7].

Результатом РЭА является логически обоснованная и статистически подтвержденная гипотеза о механизме развития эпидемического процесса и обоснование наиболее эффективных и рентабельных мероприятий. В ходе анализа нередко возникает несколько предложений (гипотез) относительно механизма развития эпидемического процесса в тех или иных условиях. Важно провести такой анализ материалов, чтобы все выявленные обстоятельства совпали лишь с одним предложением. При достаточной достоверности факта, не согласующегося с большинством других, послуживших основой для построения конкретной гипотезы, данную гипотезу приходиться отклонить и рассматривать другую.

Не во всех случаях назначение эффективных и рентабельных мероприятий сразу вытекает из результатов ретроспективного эпидемиологического анализа. Важным результатом его проведения может явиться обоснование сбора дополнительной информации, необходимой для дополнительных эпидемиолого-диагностических заключений [4, 7].

Оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости проводится с целью систематической оценки интенсивности эпидемического процесса при конкретной инфекции на определенной территории. Показатели заболеваемости в процессе анализа могут определяться посуточно, еженедельно или с другими интервалами, в зависимости от особенностей инфекции. Заболеваемость анализируется по нозологическим формам, населенным пунктам и районам, социально-возрастным группам, эпидемиологически значимым объектам и т.д.

Данный анализ проводится по следующим разделам:

- слежение за уровнем, структурой и динамикой заболеваемости;

- оценка эпидемической ситуации;

- раннее выявление неблагополучных объектов;

- слежение за микробным пейзажем;

- выявление предполагаемых путей и факторов передачи инфекционных заболеваний и возможных факторов риска;

- слежение за санитарно-эпидемическим фоном.

Полученные данные оперативной оценки эпидемиологической ситуации являются важными критериями эффективности санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий [3, 4, 6].

Студенты, в учебном процессе используя метод эпидемиологического анализа заболеваемости, выполняют дипломный проект, научно-исследовательскую работу по одной из нозологических форм инфекционных заболеваний. Дипломную работу студент выпускник защищает в период проведения итоговой государственной аттестации вместо сдачи одного из этапов государственного экзамена.

Этапы проведения эпидемиологического анализа

Таким образом, большое внимание уделяется внедрению в процесс обучения методов научных исследований, основанных на элементах RBL (научных исследований). Это способствует формированию у будущих специалистов системы здравоохранения аналитического, логического и критического мышления, овладение методами эпидемиологических исследований.

Читайте также: