Анатолий берестов о вич

Обновлено: 27.03.2024


Корр.: Отец Анатолий, расскажите, чем занимается сегодня ваш центр?

О. Анатолий: Наш центр существует с 1996 года, когда он был организован по благословению Патриарха Алексия II для реабилитации лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма. А с 1997 года мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимой молодёжи. За эти годы центром сделано очень много. Около 25 тысяч человек излечились от наркомании и алкоголизма. Десятки тысяч человек спасены от оккультизма и сект. Около 1000 бывших оккультистов и сектантов обратились к Церкви. Так что мы зря хлеб не едим. И сейчас эти два направления у нас основные: секто-оккультизм и наркомания.

Корр.: Почему вы стали заниматься наркозависимыми?

О. Анатолий: Изначально мы это не планировали. Но однажды из сатанинских сект к нам пришло одновременно 18 молодых людей, страдающих наркоманией. Нам надо было их как-то переориентировать. Мы создали специальную программу реабилитации молодёжи, страдающей наркозависимостью и алкоголизмом. И эта программа вдруг стала очень хорошо работать, все 18 человек в течение месяца были переориентированы – перестали употреблять наркотики, увлекаться алкоголем. С этого момента мы поняли, что и этой проблемой можно эффективно заниматься. А раз можно, значит, нужно. И мы стали активно заниматься реабилитацией наркозависимых. И очень успешно.

Корр.: Каковы цифры?

О. Анатолий: 95 человек из 100, приходящих в наш центр с улицы, – как правило, не верующих и не воцерковленных молодых людей, становились здоровыми, то есть прекращали употребление наркотиков и алкоголя. И вот с тех пор уже более 25 тысяч молодых людей, прошедших через наш центр, стали вести здоровый образ жизни. Но сейчас мы работаем без какой-либо программы. Мы просто воцерковляем. Мы увидели, что достаточно воцерковить этого молодого человека, чтобы в нём исчезла тяга к наркотикам или алкоголю. Были у нас и игровые зависимые. Сейчас их, слава Богу, стало гораздо меньше.

Корр.: Вы считаете, что можно воцерковить нашу современную неверующую молодёжь?

О. Анатолий: Оказывается, ещё как можно! Наша практика показывает, что почти все молодые люди, приходящие в наш центр с улицы, становятся верующими. Таким образом, мы делаем их не только здоровыми в психическом отношении, но они наполняют храмы. Это замечательно!

Одно время я много летал и ездил по России – от Камчатки и Сахалина до Минска, а также бывал в Сербии, Болгарии и Греции. И везде организовывались православные центры по реабилитации наркозависимых, которые действовали с таким же успехом. Года 4 назад мы провели конференцию руководителей таких центров. Оказалось, что везде очень хорошие результаты. Самые минимальные – 60 процентов оздоровления. Сравним с цифрами оздоровления от официальной медицины – от 0 до 5 процентов. Некоторые общественные организации по разным программам – до 10–12 процентов. Всё это говорит о том, что проблема наркомании и алкоголизма – скорее всего не медицинская, а духовная. И только вторично она становится медицинской. Но изначально виной всему грех, греховный образ жизни.

Корр.: Я знаю, что к вам обращаются и непрофильные больные.

О. Анатолий: Да. Были человек 7 гомосексуалистов, которые стали вести нормальный образ жизни. Они женились и родили детей. У всех хорошие семьи.

Были больные СПИДом. У нас в храме служил молодой человек, который в буквальном смысле слова умирал от СПИДа. У него были поражены все органы, особенно нервная система, почки, печень, сердце. Мы все в храме за него молились, и он начинал молиться в те минуты, когда к нему возвращалось сознание. Я один из первых врачей в Советском Союзе, кто изучал проблему СПИДа и ВИЧ-инфекции. Поэтому знаю этот вопрос не понаслышке. Он не должен был выжить. Но он выжил. Начиная с него, я насчитал 18 человек, которые обращались в наш центр с подобным заболеванием и исцелились, а потом перестал считать. С 1997 года ни один из них не умер, хотя их было сотни больных! Если человек начинает молиться, СПИД уходит, ВИЧ-инфекция может оставаться в дремлющем состоянии, а может и совсем исчезнуть.

Корр.: Поразительно!

О. Анатолий: Да, поразительно. Так что, видите, когда люди становятся на церковный путь, начинают молиться, вести православный образ жизни, коренным образом меняется их не только душевное, но и телесное здоровье. Бывает и такое, что после многих лет употребления наркотиков наркозависимый после первой же исповеди теряет эту зависимость. Это для нас уже обычное явление.

Корр.: Чудо. Но почему подобное не случается в других храмах? Ведь во всех храмах исповедуют…

О. Анатолий: Дело в том, что мы специально занимаемся этой проблемой. Мы очень хотим помочь больным и молимся за них. И они приходят к нам с желанием получить помощь от нас, они верят нам и тоже молятся. Получается двойная молитва, которая и приводит к таким удивительным результатам.

Корр.: Батюшка, я знаю, что к вам приходили даже бесноватые…

О. Анатолий: Да, приходили и тоже получали исцеление. Не могу сказать, чтобы слишком часто. В последнее время их особо и не видно. А в первые годы бывали частенько.

Корр.: А как вы их отчитывали? По требнику Петра Могилы?

Корр.: Отец Анатолий, а как относятся к вашим успехам в медицинском сообществе?

Корр.: Сейчас к вам обращается меньше или больше больных, чем в прежние годы?

О. Анатолий: Примерно одинаково. Через медицинский кабинет обращаются примерно 700 человек в год, но большая часть больных приходит непосредственно в наш храм на Крутицком подворье. Они проходят у нас реабилитацию, конечно же, амбулаторно. Невозможно 1500–2000 человек принять на стационарное лечение. Правда, есть у нас домик в Дедовске (Московская область), куда мы помещаем особо сложных больных, как правило, не москвичей.

Корр.: Ваш центр сейчас полностью переориентировался на работу с наркозависимыми?

О. Анатолий: Нет, мы продолжаем работать и с пострадавшими от сект и оккультизма, постоянно проводим чин присоединения к Православной Церкви.

О. Анатолий: Реальны, как реален грех. С моей точки зрения, сглаз и порча – это и есть грех. Поэтому все мы – порченные грехом. Кроме того, бывают люди очень мнительные, на которых достаточно не так посмотреть, чтобы они себе вбили в голову, что на них навели порчу.

Корр.: Как относитесь к ясновидению?

О. Анатолий: Ясновидение – это проявление колдовства и магии. Мы с такими проявлениями боремся. К прозорливости это не имеет никакого отношения.

Корр.: А каково ваше отношение к знаменитой предсказательнице Ванге, которая позиционировала себя православной?

О. Анатолий: У меня к Ванге отношение двоякое. С одной стороны, я признаю, что это очень хороший, добрый, милый человек. А с другой стороны, её мистика – не христианская. И на доброго, хорошего человека бесы нападают. Даже более скажу – именно на такого человека бесы более злы. Важно вовремя покаяться, чтобы иметь защиту от бесов. Иначе можно окончательно попасть в их цепкие лапы.

Корр.: Приходили ли к вам экстрасенсы?

О. Анатолий: Да, и немало. Каялись, отрекались о своей деятельности, проходили чин присоединения к Церкви. Но в последнее время перестали приходить. В основном обращаются люди, пострадавшие от экстрасенсов.

Корр.: Что бы вы посоветовали молодым людям с проблемами, на которых специализируется ваш центр?

О. Анатолий: Когда молодой человек приобретает Бога, его жизнь резко меняется и меняется жизнь его семьи. Коренным образом жизнь меняется. Это результат воцерковления. Так что если кто-нибудь из молодых людей или членов их семей прочитает эти мои слова, я бы посоветовал им начать ходить в храм и молиться. Все надежды свои надо возлагать на Бога. Только тогда можно стать по-настоящему здоровым – и душевно, и телесно.

1-й день. Пятница.

…В первый день я общался с отцом Анатолием не более двадцати минут. Очередь за дверьми кельи не давала мне забывать о том, что я — не один.

- Отец Анатолий, скажите, после вашего заявления по телевидению о том, что ВИЧ может пропадать, какая была реакция со стороны официальной медицины?

Отец Анатолий улыбается.

- Может быть, у них нет интереса признавать чудо?

- Отец Анатолий, в Нижнем Новгороде количество наркоманов и ВИЧ-инфицированных не меньше, чем в других регионах России. И тот материал, который я привезу, крайне важен. Я уже не говорю о высочайшей степени ответственности. Ведь мы таким образом обнадеживаем людей. Вы можете повторить то заявление, которое вы сделали по телевидению? И сами вы видели те документы и медицинские справки у тех, у кого ВИЧ пропал?

- Дорогой мой, я не устану повторять то, что многие не хотят услышать. По вере вашей дается вам. У меня в центре проходила реабилитацию девочка Катя. Она из Новокузнецка. Приехала сюда с ВИЧ-инфекцией. Выполняла послушание, молилась. Регулярно исповедовалась и причащалась. Спустя какое-то время решила сдать кровь на анализ для того, чтобы узнать, в какой стадии ее болезнь. Сдавала кровь в гематологическом отделении центра трансплантации. ВИЧ у нее нет. Сдала еще раз анонимно. Результат отрицательный. Потом она еще раз сдала. Нет у нее ВИЧ.

- Как вы это объясняете?

- У него ВИЧ всплыл на призывной комиссии. Потом он решил сдать анализы еще раз после воцерковления, после того, как побывал на литургии, – поясняет отец Анатолий. – теперь он живет без ВИЧ. Но сюда не приходит. Его папа нас кое в чем сильно подвел.

Отец Анатолий дозвонился до сестры Дмитрия и при мне спросил о ВИЧ-инфекции брата.

- Да, — слышу я ответ из телефонной трубки. — ВИЧ-инфекция была, а теперь нет.

- А где сейчас Катя? — спрашиваю у отца Анатолия.

- Катя уехала в Дивеево с другими ребятами. У нас работает паломнический центр. Сейчас много ребят в разъездах. Можете поговорить с теми, кто сейчас здесь. Главное чудо — то, что происходит с ними. Процент реабилитации у нас знаете какой? Семьдесят! Вот главное чудо-то! Ребята воцерковляются, становятся другими. Кстати, тут есть один из тех, у кого пропал гепатит С. Можете с ним поговорить.

Мы расстаемся до субботы.

2-й день. Суббота.

Я приезжаю на Крутицкое подворье за час до вечерней службы для того, чтобы поговорить с ребятами. Соглашаются. Истории почти у всех схожи. Три-четыре года стажа наркомании, потом — медикаментозное снятие ломки и жизнь в послушании при душепопечительском центре св. Иоанна Кронштадтского.

- Скажи, до центра как ты относился к вере?

- Никак. Крестился в тринадцать лет, но так, номинально. Первый раз причащался здесь, у отца Анатолия.

- А откуда ты узнал об этом центре?

- Сколько ты уже не колешься?

- Год. Последний раз сорвался, когда домой ездил. В Москве срывов практически не было. Но если сильно захочешь, и в Москве можно наркотики найти. Но лучше восстанавливаться подальше от дома. Там — старые друзья, много соблазнов. Я из-за последнего срыва год института потерял. В прошлом году поступил и вот сорвался.

- Скажи, а ты веришь в чудесное исцеление?

- Конечно, верю. Это реально. Я это чудо, можно сказать, на себе испытал. Меня мама вымолила. Я совсем по-другому стал смотреть на мир.

- Какой здесь распорядок?

- Подъем в восемь, молитва, труд. Послушание у каждого свое. Кто алтарничает, кто на телефоне сидит. Кто в Новоспасский монастырь ходит просфоры печь… Катю, которая исцелилась, я хорошо знаю. Это чудо Божие, что с ней произошло. Когда она приехала сюда, ее все побаивались. Знали, чем она больна. А потом она несколько раз кровь сдавала, а у нее нет ничего. Она, конечно, была в шоке. Сейчас находится в Дивеево.

- Какова судьба ребят после центра?

- Кто в институт поступает, кто — в семинарию, а кто в монастыре остается. Я, например, буду в этом году восстанавливаться в институте.

Валера (Самара).

- Я переламывался через монастырь. Мать привезла меня никакого сюда. Меня сначала отвезли в Ярославскую область к игумену Борису, к сожалению новопреставленному. Он сильно помогал нашему батюшке. Нас тогда было шестнадцать человек. Только двое не смогли оставить наркотики. Один из них умер от передозировки героином, другой до конца веру не принимает.

- Как ты можешь объяснить чудесные исцеления?

- Сколько ты уже не колешься?

- Как относишься к алкоголю?

- Спокойно. Могу немножко выпить.

- А к анаше? — задаю провокационный вопрос.

- Нет, — спокойно отвечает он. — К наркотикам у меня твердое неприятие.

- А как же ты расслабляешься?

- А зачем мне расслабляться? — парирует он. — Я и так себя хорошо чувствую. У меня другие интересы. Я теперь даже когда по телевизору вижу, как кто-то колется, меня воротит.

Иван (Запорожье).

- Каким образом ты узнал об этом центре?

- Да пацаны в Запорожье сказали. Там, наверное, половина молодежи на игле сидит. Мак там растет. Сюда я приехал месяц назад. До этого год не кололся. Зачем приехал? Чтобы укрепиться душевно. В Бога я всегда верил, но от Церкви был далек. Теперь я понял, что наркотики — это замануха дьявола.

- Скажи, а если сейчас я вытащу шприц с героином и предложу тебе уколоться, ты откажешься? Только честно.

- А кто финансирует ваше проживание здесь?

- Никто. Тут кормят, поят бесплатно. Я-то приехал с деньгами, снял квартиру, потому что мест сейчас нет. А так тут все бесплатно.

Несмотря на то, что время приближается к вечерне, к отцу Анатолию по-прежнему большая очередь. И я решаюсь потревожить его завтра перед литургией.

3-й день. Воскресенье.

Отец Анатолий у себя в келье, но готовится к принятию исповеди. Исповедуются у него в основном бывшие наркоманы. Небольшая очередь выстроилась у дверей кельи. Несколько знакомых молодых людей вижу в облачении алтарников. Они готовятся к службе. Захожу к отцу Анатолию. Он улыбается и бодро кивает головой в сторону храма.

- Ну, видели, сколько молодежи? Вот главное чудо. Еще вчера — самые потерянные, а сегодня… сколько радости жизни в глазах! Вы меня спрашивали, отчего у некоторых ВИЧ переходит в СПИД? От уныния. Только от уныния. Уныние — это величайший грех. А грех порождает болезнь. Вот по какой причине развивается СПИД.

- Отец Анатолий, могу я написать о странном молчании со стороны официальной медицины?

Итак, откуда же появился ВИЧ? Был всегда? Неправда. Пришел из Африки? Допустим. Был в обезьяне? — Это наивная попытка объяснить научным языком необъяснимое. Вирус этот появился тогда, когда распущенность человеческая стала возрастать в геометрической прогрессии. Церковь земная была не в силах остановить этот процесс. И тогда с Божьего произволения появился в высшей степени продуманный и необходимый инструмент воздействия на горячие людские головы — вирус.

Подобные явления в человечестве бывали и раньше, и они всегда носили очистительный характер. Вспомним, для чего Господь попускал мировые катаклизмы? Появление вируса, с духовной точки зрения, абсолютно логично и оправдано. Но христиане знают, что, наказывая, Господь вразумляет. Что это значит? Это значит, что те, кто оказался носителем ВИЧ-инфекции, обратясь к Богу и изменив свою жизнь соответствующим образом (а опыт тех, о ком рассказал отец Анатолий, убеждает, что для этого необходимо бросить наркотики и регулярно причащаться), — что они не станут лишними для Бога, Который любит живой любовью всех — и праведников, и грешников. Эта логика вполне объясняет то чудо, что произошло с подопечными отца Анатолия. Она может показаться ученому медику сумасшедшим бредом. Но она объясняет происхождение ВИЧ.

На вопросы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Екатеринбургской Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

Можем ли мы с мужем повенчаться, если ожидаем ребенка? Срок маленький, всего два месяца.

Сегодня, во Всемирный день борьбы во СПИДом, выступая на организованном в столичном храме св. вмц. Екатерины Круглом столе, посвященном оказанию духовно-медицинской помощи наркозависимым людям, иеромонах Анатолий (Берестов) рассказал о том, что десятки наркоманов, проходивших курс реабилитации в православном Центре имени святого Иоанна Кронштадтского, после обращения к Церкви излечились от СПИДа.

По словам отца Анатолия, в возглавляемом им Центре нет разделения по признаку ВИЧ-инфекции: все, кто проходят здесь реабилитацию, ежедневно посещают богослужения и причащаются из одной чаши.

Участники Круглого стола напомнили официальную статистику, согласно которой сегодня в мире около 40 млн. ВИЧ- инфицированных, с 1980 года уже умерли 20 млн. человек и около 3 млн. ежегодно умирает от СПИДа. По России статистика составляет 430 тыс. ВИЧ-инфицированных.

При этом данные экспертов свидетельствуют о том, что реальные цифры превышают официальные данные примерно в пять раз.

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в работе Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

Данные о притеснениях Украинской Православной Церкви направлены западным политикам и в международные организации

Епархии Русской Православной Церкви примут участие в Фестивалях дарения, которые пройдут на Пасхальной неделе

В Йошкар-Оле сотрудники и эксперты Синодального отдела по благотворительности провели семинар-супервизию

Объявлен набор добровольцев для работы в церковном штабе адресной помощи беженцам в Москве

6 мая на Крутицком подворье в Москве состоится ежегодный Георгиевский парад

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством возглавил расширенное заседание Коллегии войсковых священников

В Церкви организовали бесплатное обучение для украинских детей-беженцев

Летопись епархиальной жизни

В защиту единства Русской Православной Церкви


Официальная карта храмов Русской Православной Церкви

Календарь

Мч. Евпсихия (362). Мчч. Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362–364). Прмч. Вадима архим. (376).

Иеромонах Анатолий (Берестов):

Кирилл, 22 года, приехал из Белоруссии. В Центре провел месяц.

Это он сейчас так говорит, а изначально заставить наркозависимого работать — одна из самых трудных задач реабилитации. О. Анатолий выделяет две особенности наркомана — патологическое вранье и нежелание работать.

— Бывает, что люди уходят?

— Эти случаи очень редки. Если человека что-то не устраивает здесь, значит, проблема в нем, значит, остались какие-то твердыни в его душе, которые он в данный момент не может или, скорее, не хочет преодолевать.

Когда я приехал сюда, я ни разу не исповедовался и не был в церкви. Но я понимал, что у меня обратной дороги нет: дух мой умирает, внутри абсолютная пустота. Это просто последний шанс. И когда есть желание и тебе говорят: ты должен делать то и то, чтобы получилось так и так, то ты прикладываешь все возможные усилия для преодоления этих трудностей. Бог ведь простой, Он не где-то за облаками, Он просто есть. Он пришел, рядом с убийцами был распят на Кресте, рыбаки были Его учениками и прокаженных Он просто исцелял, понимаешь? Бога не нужно где-то искать. Просто открой для Него сердце — и Он придет. И все изменит Сам. Просто нужно желание и стремление к правильному образу.

— Отец Анатолий так говорит?

— Это Библия так говорит.

Максим, 30 лет. В Центре три недели.

И этот случай не единственный. Особенно часто так происходило раньше, до того как был заключен договор с Департаментом здравоохранения Москвы о том, чтобы на первый этап реабилитации — для выведения наркоманов из наркотизации, из физической ломки, класть их в больницу. До этого принимали всех, даже в состоянии наркотического опьянения, сразу в Центр. Тогда каждый пятый приходящий впервые в жизни в церковь наркоман терял тягу к наркотикам после первой же исповеди.

— И что, за месяц все так изменилось? — обращаюсь я опять к Кириллу.

— Не все. Я знаю, что если я сейчас уеду, то просто пропаду. Но я чувствую большие изменения. Одно из условий эффективности реабилитации — уезжая из общины или уходя из Душепопечительского Центра, посещать храм, исповедоваться. Чтобы не было так: человек здесь научился жить, а вышел — и начал опять курить, колоться или пить, вести греховную жизнь.

"Мы столкнулись с таким фактом, которому я, как врач, вначале не мог поверить. По мере воцерковления молодых людей и смены образа жизни наркомана на евангельский образ жизни у многих исчезала положительная реакция на ВИЧ. По крайней мере, я могу насчитать 30 таких случаев", – сказал иеромонах Анатолий.

По его словам, один из больных, обратившихся в центр, находился в реанимации в тяжелейшем состоянии. "Ему оставалось жить один-два дня. Но он буквально воскрес из мертвых, и сейчас это совершенно здоровый человек, который работает, активно занимается спортом, и еженедельно приходит к нам на службу и причащается", – отметил иеромонах.

"ВИЧ-инфицированные живут у нас вместе со здоровыми людьми. Еженедельно они причащаются из одной чаши. И я, как священник и как врач, свидетельствую, что с 1996 года у нас не было ни одного случая перехода ВИЧ-инфекции в так называемый "горящий СПИД", – сообщил Берестов.

Душепопечительский центр Иоанна Кронштадтского занимается реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных, с 1996 года. "Из четырех тысяч прошедших реабилитацию в нашем центре около 200 человек – ВИЧ-инфицированные", – отметил Берестов.

"Таким образом, активное отношение верующих к больным может не только продлевать им жизнь, но даже приводить к исцелению", – подчеркнул иеромонах.

"Миллионы людей погибают из-за того, что не знают, что может предложить им Церковь", – заключил настоятель московского подворья Православной Церкви в Америке архимандрит Закхей.

Главная защита от СПИДа – отказ от греха, считают участники международной конференции. "Одна из основных причин распространения СПИДа – это блуд. И здоровая семья – это главная защита от СПИДа", – сказала председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской думы Людмила Стебенкова.

"Ни одна Православная Церковь никогда не соглашалась с понятием "безопасный секс". Общение мужчины и женщины вне пределов брака является опасностью – телесной и духовной", – подчеркнул архимандрит Закхей.

"Церковь может вносить большой вклад в профилактику распространения ВИЧ и реабилитацию больных СПИДом", – отметил директор Агентства по международному развитию США Терри Майерс. По его словам, в мире сегодня насчитывается более 40 миллионов ВИЧ-инфицированных.

Читайте также: