Анкета по инфекционным заболеваниям

Обновлено: 24.04.2024

В статье ставится задача проанализировать информированность студентов-медиков о путях передачи и профилактике вирусных гепатитов. Была разработана анкета, которая включала вопросы, отражающие информацию о респонденте, информированность о путях передачи вирусного гепатита, знание эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами, осведомлённость студентов о мерах профилактики вирусного гепатита, а также о должностных лицах, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в высшем учебном заведении. Было выяснено, в путях передачи и профилактике каких вирусных гепатитов студенты ориентируются лучше всего, а в каких имеется недостаточно знаний. В ходе проведённого исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что наиболее часто студенты затрудняются в дифференцировке и отождествляют пути передачи гепатита E и гепатита A. Кроме того, у студентов были обнаружены недостаточные знания о профилактике гепатита A. Лучше всего студенты-медики информированы о профилактике гепатита B. Таким образом, у студентов имеется хороший уровень базовых знаний по вопросам путей передачи и профилактики вирусных гепатитов, однако есть ряд вопросов, которые вводят студентов в замешательство. Полученные данные, по нашему мнению, следует учесть при преподавании курса инфекционных болезней.


1. Всемирная организация здравоохранения. Глобальная стратегия сектора здравоохранения по вирусному гепатиту на 2016–2021 гг. ВОЗ. Женева, 2016. 56 с.

3. Эсауленко Е.В., Перадзе Х.Д., Сухорук А.А., Яковлев А.А., Погромская М.Н., Шестакова И.В. Энтеральные гепатиты (гепатит A и гепатит E) у взрослых // Национальные клинические рекомендации. М.: Федеральная медицинская электронная библиотека, 2014. 99 с.

4. Заплотная А.А., Домашенко О.Н. Вирусный гепатит E: эволюция вопроса // Вестник неотложной и восстановительной медицины. 2012. Т. 13. № 2. С. 304–311.

5. Бердиярова Н.А., Мухаметалина У.М., Имангалеева Э.К. Вирусные гепатиты – категория наиболее опасных и распространённых инфекционных заболеваний; гепатит B // Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. 2012. № 2. С. 50.

6. Танкаева Х.С., Губанова М.Н., Жибурт Е.Б. Новое в профилактике гемотрансмиссивного вирусного гепатита C // Вестник Дагестанской государственной медицинской академии. 2016. № 2 (19). С. 17–20.

7. Хрянин А.А., Немчанинова О.Б., Лыкова С.Г., Решетникова Т.Б., Позднякова О.Н., Осипенко М.Ф., Гаскина Т.К., Решетников О.В. Эпидемиология вируса гепатита C и половой путь передачи // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2017. № 9 (145). С. 35–40.

9. Mamatkulova M.T. Study to efficiency voluntary inoculation under viral hepatitis A // Биология и интегративная медицина. 2016. № 2. С. 88–93.

11. Куприянова Э.В. Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья студентов медицинского колледжа и пути профилактики их заболеваемости: автореф. дис. … канд. мед. наук. Москва, 2008. 23 с.

12. Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: автореф. дис. … канд. мед. наук. Москва, 2008. 23 с.

Вирусный гепатит представляет серьезную угрозу общественному здоровью [1]. Пять вирусов гепатита сильно отличаются друг от друга, передаются разными путями, затрагивают разные группы населения и приводят к разным результатам для здоровья. Поэтому для эффективного предупреждения роста их заболеваемости принципиально важно уметь дифференцировать эти типы гепатитов [2–4]. Вирусный гепатит B и C – это инфекции, передаваемые через кровь. Заражение происходит вертикально от матери ребёнку, при небезопасном проведении инъекций и других медицинских процедур, через половые контакты [5–7]. Наиболее эффективной стратегией профилактики инфицирования вирусом гепатита B является иммунизация [5]. В РФ на данный момент существуют эффективные вакцины для профилактики вирусного гепатита A и B [8–10]. Вирусные гепатиты A и E передаются преимущественно через пищу и воду; в сообществах, где отсутствуют безопасные источники воды и сложились неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, могут возникать острые вспышки данных заболеваний [2].

Актуальность проблемы вирусных гепатитов диктует необходимость реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости. В настоящее время проблема вирусных гепатитов в РФ, особенно с парентеральным механизмом передачи возбудителей, не только остается актуальной, но и еще более обострилась [1, 2, 10]. Для решения этих проблем прежде всего необходимо качественное обучение будущих медицинских работников, а также соблюдение населением правил личной гигиены [10–12].

Цель исследования: проанализировать информированность студентов-медиков 4–6 курсов о путях передачи и профилактике вирусных гепатитов.

Материалы и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

При обработке полученных результатов об информированности студентов о путях передачи гепатита было выявлено, что наибольшее число опрошенных знает, как передаётся вирусный гепатит A. Так, 80,9 % студентов осведомлены о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи и фрукты, 76,6 % знают о передаче вируса гепатита A через питьевую воду, 59,6 % – через общую посуду и 55,3 % информированы о передаче вируса гепатита A при купании в грязном водоёме. При сравнении информированности студентов о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи, фрукты и при купании в грязном водоёме было выявлено, что опрошенные статистически достоверно больше знают о возможности заразиться гепатитом A через грязные руки, овощи и фрукты, чем при купании в грязном водоёме (p < 0,01). Однако 23,4 % студентов ошибочно считают, что вирусный гепатит A передаётся при переливании инфицированной крови. Данные об информированности студентов о путях передачи вируса гепатита A отражены в диаграмме (рис. 1).

nik1.tif

Рис. 1. Информированность студентов о путях передачи вирусного гепатита A

О путях передачи вирусных гепатитов B, C и D, согласно проведённому исследованию, студенты хорошо осведомлены. Так, доминирующее число студентов знает, что при переливании инфицированной крови возможно заражение вирусным гепатитом B (95,7 % опрошенных), C (95,7 % опрошенных) и D (87,2 % опрошенных). О половом пути передачи при незащищённом сексуальном контакте вирусного гепатита B знают 91,5 % студентов, гепатита C – 85,1 % и гепатита D – 83 % опрошенных. О вертикальной передаче от беременной женщины её плоду вируса гепатита B знают 93,6 % обучающихся, гепатита C – 72,3 % и гепатита D – 68,1 % студентов. Кроме того, большая часть студентов-медиков осведомлена, что при прокалывании ушей, маникюре, нанесении татуировок, посещении стоматологии возможно заражение вирусом гепатита B (89,4 % опрошенных), вирусом гепатита C (89,4 % опрошенных) и вирусом гепатита D (74,5 % опрошенных). О возможности заражения гепатитом B при попадании инфицированного материала на повреждённые кожные покровы знают 87,2 % обучающихся, гепатитом C – 74,5 % и гепатитом D – 76,6 % студентов. 91,5 % опрошенных информированы о передаче вируса гепатита B при использовании одного шприца несколькими людьми, 89,4 % – о передаче аналогичным путём вируса гепатита C и 85,1 % – о передаче указанным путём вируса гепатита D. При этом следует отметить, что ни один из опрошенных не ответил неправильно, что гепатит B, C, D может передаваться через грязные руки или при купании в грязном водоёме, что является положительной характеристикой имеющихся знаний у студентов.

При анализе информированности студентов о путях передачи вирусного гепатита E было выявлено, что наибольшее число обучающихся (61,7 %) осведомлено о передаче вируса гепатита E через питьевую воду. При этом около половины опрошенных знают о передаче гепатита E через грязные руки (53,2 % опрошенных) и при употреблении в пищу сырых моллюсков (51,1 % опрошенных). Однако лишь небольшая часть студентов знает о возможности передачи вируса гепатита E вертикально от беременной женщины её плоду (29,8 % опрошенных), при переливании инфицированной крови (29,8 % опрошенных), при употреблении в пищу недостаточно подвергнутого термической обработке мяса свинины, оленя, свиной печени (34 % опрошенных). При сравнении осведомлённости студентов о возможности передачи гепатита E через питьевую воду и при переливании инфицированной крови или от беременной её плоду было выяснено, что опрошенные статистически достоверно больше информированы о передаче вируса гепатита E через питьевую воду, чем при переливании инфицированной крови или от беременной женщины её плоду (p < 0,01). В дополнение к указанному было выявлено, что 23,4 % студентов ошибочно полагают, что гепатит E может передаваться половым путём при незащищённом сексуальном контакте.

Также в ходе исследования на основании полученных данных была проанализирована степень информированности студентов-медиков 4–6 курсов об эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами. В результате было выявлено, что 57,4 % опрошенных правильно считают, что одним из самых неблагоприятных регионов по заболеваемости гепатитом A является Удмуртия. 44,7 % студентов также верно относят к неблагоприятным регионам по заболеваемости гепатитом A Пермский край. Однако лишь 14,9 % учащихся знают, что в Пензенской области заболеваемость гепатитом A также остаётся на высоком уровне. При сравнении информированности обучающихся об эпидемической ситуации в Удмуртии и в Пензенской области по заболеваемости вирусным гепатитом A было выявлено, что статистически достоверно больше студентов знают о высоком уровне заболеваемости гепатитом A в Удмуртии, чем в Пензенской области (p < 0,001). И, наоборот, целых 34 % опрошенных ошибочно относят Свердловскую область к региону с высокой заболеваемостью вирусным гепатитом A.

Что касается осведомлённости студентов о распространённости вирусного гепатита E, то здесь, напротив, только 19,1 % опрошенных знают, что в административном центре Свердловской области регистрируется самая высокая частота выявления антител к вирусному гепатиту E. В то же время 36,2 % опрошенных студентов ошибочно полагают, что вирусный гепатит E чаще встречается в Магадане.

Помимо этого, в ходе исследования была проанализирована осведомлённость студентов о профилактике вирусных гепатитов. При проверке информированности респондентов о существующих вакцинах в РФ против вирусных гепатитов, большинство респондентов (93,6 %) знают о наличии вакцинопрофилактики против вирусного гепатита B, однако лишь половина опрошенных (51,1 %) осведомлена о наличии специфической профилактики вирусного гепатита A, что статистически достоверно меньше по сравнению с осведомлённостью о вакцине против гепатита B (p < 0,001). Часть опрошенных ошибочно убеждена в наличии вакцин для профилактики гепатита C, D, E. Данные об информированности студентов о вакцинопрофилактике гепатитов отражены в диаграмме (рис. 2).

nik2.tif

Рис. 2. Данные об информированности студентов о вакцинопрофилактике против вирусных гепатитов в РФ

При анализе информированности студентов о мерах профилактики вирусных гепатитов было выяснено, что лучше всего студенты ориентируются в профилактике гепатита B: 91,5 % опрошенных знают о наличии вакцины против гепатита B. 91,5 % студентов понимают, что для предупреждения заболеваемости гепатитом B необходимо предохраняться при половых контактах, 93,6 % знают, что нужно избегать контакта с биологическими жидкостями, в том числе с кровью. 97,9 % обучающихся верно считают необходимым стерилизовать медицинские приборы, в том числе для пирсинга, тату, маникюра.

Как известно, профилактика гепатитов B, C и D в целом схожа. Единственное отличие – в наличии вакцины против вирусного гепатита B. Поэтому в отношении профилактики гепатита C и D были получены относительно схожие результаты. Однако часть студентов (19,1 %) ошибочно убеждена в наличии несуществующей вакцины против гепатита C и D.

Исследование осведомлённости студентов о должностных лицах, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе, помогло выявить, что большая часть респондентов (76,6 %) знают, что ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации несёт главный врач больницы. Однако студенты плохо информированы о должности лица, несущего ответственность за организацию вакцинопрофилактики в вузе. Так, верно ответили, что ответственность несёт ректор вуза лишь 25,5 % опрошенных. В то время как большая часть опрошенных (40,4 %) убеждена, что за вакцинопрофилактику в вузе ответственен главный врач студенческой больницы, к которой студенты прикреплены. При сравнении информированности обучающихся о должностных лицах, несущих ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе, было выявлено, что статистически достоверно больше студентов осведомлены о должности лица, несущего ответственность за организацию вакцинопрофилактики в медицинской организации, чем в вузе (p < 0,001). Вероятно, опрошенные не видят разницы между организацией вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе.

Выводы

1. У студентов имеется недостаточный уровень знаний о путях передачи гепатита E. Большая часть студентов указывает лишь фекально-оральный механизм передачи вируса, тем самым отождествляя гепатит E с гепатитом A, и не знает о возможных парентеральном и вертикальном путях передачи. При этом, напротив, студенты ошибочно указывают парентеральный и вертикальный пути передачи гепатита A. Это свидетельствует о том, что у студентов недостаточно имеющихся знаний о путях передачи гепатита A и E, студенты затрудняются в их дифференцировке.

2. В отношении осведомлённости студентов об эпидемической ситуации в России по заболеваемости вирусными гепатитами в очередной раз отмечается, что опрошенные путают заболеваемость гепатитом A и E; гепатитом B и C, т.е. гепатитами, имеющими схожие пути передачи.

4. Студенты плохо информированы о должности лица, ответственного за организацию вакцинопрофилактики в вузе. Вероятно, студенты не видят разницы между организацией вакцинопрофилактики в медицинской организации и в вузе.

Приведенные данные свидетельствуют, что у студентов имеется хороший уровень базовых знаний по вопросам путей передачи и профилактики вирусных гепатитов, однако трудно сказать, что студенты в полном объёме владеют информацией по вирусным гепатитам: есть ряд вопросов, которые вводят студентов в замешательство. Часть студентов нуждается в продолжении работы по формированию знаний об эпидемиологическом процессе и профилактике вирусных гепатитов. Полученные данные, по нашему мнению, следует учесть при преподавании курса инфекционных болезней.

1. Часто ли ваш ребёнок болеет вирусными инфекциями (ОРВИ, ОРЗ, грипп и т.д.)?

А). Нет, почти никогда

С). 2-3 раза в год

D). чаще трёх раз в год.

2. Проводите ли Вы своему ребёнку профилактику инфекционных заболеваний?

3. Какие методы профилактики Вы используете?

В). Приём витаминов

D). Правильное питание

E). Всё выше перечисленное.

4. Какие средства профилактики ВЫ применяете во время эпидемий?

А). Фитоадаптогены(чеснок, женьшень)

В). Индивидуальные средства защиты (маска и т.п.)

5. С помощью каких методов Вы боретесь с болезнью ребёнка?

А). Народные средства

С). Применение лекарств, прописанных врачом.

6. Прислушиваетесь ли Вы к прогнозам санитарно-эпидемиологической службы по поводу распространения эпидемии и предсказания основных видов вирусов на сезон?

7. Всегда ли Вы одеваете своего ребёнка по погоде?

С). Почти никогда.

Спасибо за Ваше участие в анкетировании!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка анкетирования родителей МДОУ Д/с К/в №1 "Ласточка" 2010год

Оценка анкетирования родителей по работе дошкольного учреждения выполнена учителем-дефектологом Климовой Н.Ю. поможет методистам и другим работникам ДОУ описывать проводимые анкетирования.


Все родители признают существование экологических проблем, сами знают правила поведения в природе, но не многие знакомят с ними своих детей, очень мало читают книг о природе дома и все согласны с реше.

Анкетирование

1. Анкета знакомство.2. Анкета для родителей.3. Анкета - опрос.


Анализ Анкетирования родителей

Анализ работы по анкетированию родителей за 2009-2011 гг.

Итоги анкетирования "Детский сад глазами родителей"

Анкетирование родителей (результат).

анкетирование родителей. анализ анкетирования

Состояние воспитательно - образовательной работы в детском саду.


Как часто вы моете руки?

А – один раз в день

Б – каждые пол часа

В – перед каждым приемом пищи

Г – придя с улицы

Как часто вы проводите время на свежем воздухе?

А – когда добираюсь до дома от учебы/работы и обратно

Б – хожу на прогулки, подышать свежим воздухом

Вы курите?

Занимаетесь ли вы спортом?

Закаливаетесь ли вы?

Употребляете ли вы в пищу фрукты и овощи?

Принимаете ли вы витамины?

Как можно заразиться инфекцией?

А - при непосредственном контакте с больным

Б – контактно-бытовым способом

10) По-вашему мнению, инфекционные заболевания возникают…

Б – из-за вирусов

В – из-за вредоносных клеток организма

Как вы думаете, могут ли вирусные инфекции проходить бессимптомно?

Как вы считаете, инфекционные заболевания – это опасно?

А - нет, это чаще всего легко переносится организмом

В – собственный вариант ответа

13) Чаще болеют инфекциями…

Г – пожилые люди

Как вы думаете, прививки могут помочь предотвратить заболевание инфекцией?

Делаете ли вы прививки?

Может ли человек после прививки заболеть инфекционным заболеванием?

А – нет, он же сделал прививку

Как часто вы болеете?

Б – один, либо два раза в год

Если вы заболели, каковы ваши действия ?

А – пойду к врачу

Б – у меня нет средств на лечение и медикаменты, пройдет само

В – буду лечиться лекарствами, которые решил принимать сам

Г – буду лечиться народными методами

Можно ли переносить острое инфекционное заболевание на ногах?

А – можно, если выпить таблетки

Б – категорически нельзя

Как часто вы обращаетесь к врачам?

А – когда меня беспокоит что-то

Б – раз в пол года для планового обследования

Могут ли быть последствия после перенесения инфекционного заболевания?

Как на ваш взгляд можно бороться с распространением различных инфекционных заболеваний? (ваш вариант ответа)

1. Часто ли Вы болеете вирусными инфекциями (ОРВИ, ОРЗ, грипп и т.д.)?

А). Нет, почти никогда

С). 2-3 раза в год

D). чаще трёх раз в год.

2. Проводите ли Вы профилактику инфекционных заболеваний?

3. Какие методы профилактики Вы используете?

В). Приём витаминов

D). Правильное питание

E). Всё выше перечисленное.

4. Какие средства профилактики ВЫ применяете во время эпидемий?

А). Фитоадаптогены(чеснок, женьшень)

В). Индивидуальные средства защиты (маска и т.п.)

5. С помощью каких методов Вы боретесь с болезнью?

А). Народные средства

С). Применение лекарств, прописанных врачом.

6. Прислушиваетесь ли Вы к прогнозам санитарно-эпидемиологической службы по поводу распространения эпидемии и предсказания основных видов вирусов на сезон?

7. Всегда ли Вы одеваетесь по погоде?

С). Почти никогда.

Спасибо за Ваше участие в анкетировании!

В ходе исследовательской работы мной была составлена анкета (приведена ниже), по вопросам профилактики инфекционных заболеваний. Анкетирование проводилось среди учащихся десятых и одиннадцатых классов гимназии ТюмГУ.



На третий вопрос (Какие методы профилактики Вы используете?), из числа тех 74 %, кто проводит профилактику, 8% применяют закаливание, 57% - приём витаминов, 14% - прививки, 15% - правильное питание, 6% - все эти четыре способа вместе.

На четвёртый вопрос (Какие средства профилактики Вы применяете во время эпидемии?) 42% используют фитоадаптогены (лук, чеснок, женьшень и т.д.), 10% - индивидуальные средства защиты (маска и т.п.), 48% - ничего не используют.

На пятый вопрос (С помощью каких методов Вы боретесь с болезнью?) 21% опрашиваемых ответил, что предпочитают бороться с болезнью народными средствами, 36% - самолечением, 43% - походом к доктору.

На шестой вопрос (Прислушиваетесь ли Вы к прогнозам. ) 44% респондентов ответили утвердительно, 56 - отрицательно.

В результате проведённого анкетирования выяснилось, что большинство опрашиваемых не всегда ответственно подходят к профилактике инфекционных заболеваний, что можно пронаблюдать по вопросам 2-4,6,7. Но стоит отметить, что большинство респондентов делает акцент именно на профилактику вирусных инфекции, что позволяет сделать вывод о том, что гимназисты предпочитают предотвращать даже появление болезни (вопрос №3), чем её лечение. Но во время эпидемии те же ученики пренебрегают индивидуальными средствами защиты, хотя эффективно используют народные средства защиты, вроде чеснока или лука.

Печально то, что не все уделяют должное внимание прогнозам распространения инфекции, т.к. благодаря этим знаниям можно лишний раз обезопасить себя и подумать: стоит ли посещать общественные места, где можно легко подхватить какой-нибудь вирус. Но так как опрошенными являлись подростки, то об осознании того, что всегда следует одеваться по погоде, или хотя бы стараться это делать, не все задумываются, а ведь правильно подобранный гардероб по погоде - это одна из составляющих того, что человек будет защищён от инфекционных заболеваний.

Пребывание ребёнка с симптомами острого респираторного вирусного заболевания (ОРВИ), в том числе новой коронавирусной инфекции COVID-19 в организованном коллективе (в группе детсада, классе, секции дополнительного образования) является риском распространения инфекции среди большого количества детей.

С целью исключения заражения всего детского коллектива родителям необходимо выполнять следующие правила:

  • оставить ребёнка дома, если у него появились признаки инфекционного заболевания (слабость, повышение температуры тела, покраснение в горле, головная боль, кашель);
  • оставить ребёнка дома, если кто-то из членов семьи заболел ОРВИ или COVID-19 так как он может быть контактным по заболевшему родственнику;
  • сообщить в образовательное учреждение (воспитателю, классному руководителю), что ребёнок заболел или останется дома, как контактный по заболевшему члену семьи;
  • вызвать врача;
  • минимизировать контакты между заболевшим ребёнком и членами семьи, либо между ребёнком и заболевшим членом семьи;
  • организовать своими силами постоянную уборку в квартире с применением дезинфицирующих средств;
  • соблюдать правила личной гигиены: чаще мыть руки, общаясь с заболевшим членом семьи использовать средства индивидуальной защиты (медицинскую маску);
  • при получении положительного результата на COVID-19 у ребёнка необходимо сразу проинформировать образовательное учреждение;
  • при получении положительного результата на COVID-19 у члена семьи ребёнка необходимо так же сообщить эту информацию в медицинскую организацию по месту фактического проживания ребёнка и в образовательное учреждение с целью организации полноценного дистанционного обучения.

Возвращение в образовательной учреждение ребёнка, перенёсшего заболевание или ранее являющегося контактным с больным COVID-19, допускается при наличии заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации.

Читайте также: