Анкетирование медсестры при дифтерии

Обновлено: 28.03.2024

Теоретические основы лечебно-диагностического процесса дифтерии: этиология, патогенез, клинические проявления, принципы лечения. Организация деятельности медицинской сестры по профилактике и проведению противоэпидемических мероприятиях при дифтерии.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.03.2017
Размер файла 1,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

-- вызов «Скорой помощи или срочная консультация реаниматолога;

-- разрешение психологических проблем с пациентом, родственниками.

СТАДИИ ДИФТЕРИИ ГОРТАНИ

Катаральная стадия

Кардинальные признаки: кашель, осиплость голоса (1-3 суток).

-- быстро нарастает осиплость голоса.

Клинический осмотр. Состояние до средней тяжести, t тела до 38°С. Катаральные явления носоглотки. Дыхание свободное. Быстро прогрессирующая осиплость голоса.

-- выделить индивидуальную посуду, полотенце;

-- давать теплое питье;

а) постельный илиполупостельный режим;

б) оптимальную t в комнате;

в) достаточную аэрацию и влажность воздуха;

-- при невысокой t тела (до 38°С) провести отвлекающие процедуры.

Стенотическая стадия

-- нарастающая инспираторная одышка;

-- отсутствие звучности речи (голоса);

-- бледность с синюшностью губ, кончиков пальцев;

-- западение подложечной области и мягких тканей грудной клетки;

-- быстрое ухудшение самочувствия.

вспомогательной мускулатуры грудной клетки. На фоне бледности нарастают цианоз и беспокойство пациента.

-- обеспечить вертикальное положение;

-- обеспечить доступ свежего, прохладного воздуха;

-- создать спокойную обстановку;

-- строгое выполнение назначений врача.

Переходная (предасфиктическая) стадия

-- периодические приступы беспокойства;

-- усиленное потоотделение(особенно головы);

-- нарастающие цианоз, дыхательная и сердечная недостаточность.

-- потливость (особенно головы);

-- сонливость и безучастие к окружающему;

-- нарастающая синюшность кожи.

Клинический осмотр. Состояние крайне тяжелое. Периодические приступы беспокойства, усиленное потоотделение; ослабленное дыхание, пароксизмальная тахикардия, выпадение пульсовой волны на вдохе (парадоксальный пульс).

-- разрешение психологических проблем с пациентом, родственниками;

-- оказание физической помощи;

-- выполнение назначений врача и помощь при интубации (трахеостомии).

Асфиксическая стадия

-- прогрессирующее развитие дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности.

-- похолодание рук и ног.

Клинический осмотр. Состояние агонирующее. Адинамия, акроцианоз с переходом в тотальный, похолодание конечностей, глухость сердечных тонов, брадикардия, нитевидный пульс, ослабленное дыхание. Остановка дыхания и сердца.

-- строгое выполнение назначений врача-реаниматолога.

Заболевание дифтерией представляет серьезную эпидемиологическую опасность для окружающих. Поэтому обязательна срочная госпитализация в боксированное отделение инфекционной больницы. Приблизительный срок изоляции больных детей 30 дней.

Дифтерийные миокардиты

У пациента появляются и усугубляются проблемы:

-- сердцебиение (приступы сердцебиения);

-- уменьшается диурез (количество выделяемой мочи);

Цели медсестры: уменьшить (устранить) проблемы.

-- разрешение психологических проблем с пациентом и его родственниками;

-- оказание физической помощи при кормлении, переодевании, смене белья и так далее, создание возвышенного положения в постели;

-- обеспечение оптимального температурного режима в помещении (палате, боксе), проветривание;

-- измерение t тела, артериального давления, пульса, числа дыханий;

-- контроль за работой младшего медперсонала;

-- предупреждение нарушения постельного режима.

При появлении у пациента гнусавости, вытекания жидкой пищи и питья через нос, нарушения глотания во время еды, двоения в глазах, косоглазия, опущения века можно говорить о парезах и параличах мышц вследствие развития полиневритов черепных нервов.

Цель медсестры: уменьшить дискомфорт и снять остроту проблем.

-- оказание помощи при кормлении;

-- физическая помощь (приподнять, повернуть пациента, создать удобное положение в постели);

-- предупреждение нарушения строгого постельного режима;

-- разрешение психологических проблем;

-- осуществление зондового кормления по назначению врача.

При развитии парезов и параличей дыхательной мускулатуры возникают проблемы с дыханием, связанные с уменьшением подвижности грудной клетки, скоплением слизи в дыхательных путях и невозможностью откашлять мокроту.

Цель медсестры: уменьшить остроту проблем и риск возникновения пневмонии.

Ведущим в плане сестринских действий будет:

-- отсасывание слизи из носоротоглотки;

-- создание дренажного положения.

Возможно также развитие периферических парезов и параличей нижних и верхних конечностей, что приводит к ограничению движений, неподвижности, невозможности самообслуживания.

-- облегчить состояние пациента;

-- восстановить функции пораженных конечностей (улучшить).

Действия медсестры будут заключаться в оказании физической помощи, выполнении врачебных назначений. [15]

Заключение

В 2014 году прошел 10-летний интервал с момента последней массовой иммунизации взрослого населения против дифтерии, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, таким образом, возможны вновь вспышки дифтерии. Чтобы это не происходило, необходимо:

- усилить профилактические мероприятия, обучить медицинский персонал по вопросам профилактики дифтерии;

- проводить беседы с населением о важной роли профилактических прививок;

- проводить обучение граждан по вопросам профилактики дифтерии;

- при любых подозрениях на дифтерию сразу проводить противоэпидемические мероприятия;

- выявлять бактерионосителей и госпитализировать в стационар для санации.

Изучив литературу и проанализировав статистические данные, были составлены рекомендации для медицинской сестры по профилактике дифтерии и по уходу за пациентами:

1. Медицинская сестра должна знать что, в комплексе противоэпидемических мероприятий против дифтерии используются два основных способа, предупреждающих вирусные заболевания: специфическая профилактика (вакцинопрофилактика), и неспецифическая защита.

2. Медицинская сестра должна активно участвовать в неспецифической профилактике воздушно - капельных инфекциях.

3. Медицинская сестра должна знать симптомы этих форм заболевания, чтобы вовремя вызвать врача, чтобы оказать помощь пациенту и оградить других от очага инфекции, а так же проводить профилактику в периоды эпидемии.

4. Медицинская сестра должна обучить пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при дифтерии.

5. Медицинская сестра должна обучать родственников и самого больного уходу и правилам санитарной безопасности для того, что бы предупредить осложнения и не допустить, прогрессирования течения болезни.

6. Медицинская сестра должна проводить санпросвет работу с населением о здоровом образе жизни (закаливание, физическая нагрузка).

7. Палаты, в которых находятся больные с дифтерией, необходимо часто и хорошо проветривать, кроме того, нужно своевременно проводить текущую и заключительную дезинфекцию.

8. Особого внимания и ухода требуют больные с тяжелыми (токсическими) формами дифтерии, которые находятся на постельном режиме.

9. Несколько раз в день больной с помощью медицинской сестры должен проводить туалет полости рта (либо самостоятельно).

10. Кожные покровы следует ежедневно обтирать теплой водой.

11. При выполнении медицинских процедур медицинская сестра должна очень осторожно менять положение больного в постели.

12. Медицинской сестре необходимо вести тщательное наблюдение за больным и при выявлении малейших признаков дифтерийного крупа (дифтерии гортани) оповещать о них дежурного или лечащего врача.

13. При наличии у больных парезов и параличей (мягкого неба, конечностей и т.д.) помощь медицинской сестры больному особенно необходима.

Список литературы

1. Бережнова И.А. Инфекционные болезни: учебное пособие М.: РИОР, 2011г.

4. Павлова Н. В. Инфекционные заболевания. Шпаргалки М.: Эксмо 2011г.

6. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни М.: Медицина 2010г.

Приложение А

Правила забора материала из зева и носа для бактериологического исследования

Взятие мазка из носа и зева на наличие возбудителя дифтерии

Показания. Обследование здоровых и больных детей.

Примечание. Существует три метода обследования:

I метод. Обследование здоровых детей:

-- оформление детей в детские учреждения;

-- контактных детей по дифтерии.

II метод. Обследование детей с разными формами ангин.

III метод (экспресс-метод). Обследование детей, болеющих дифтерией.

- чашка Петри со средой Клауберга,

- две стерильные пробирки со стерильными стержнями,

- стерильные резиновые перчатки,

-- Обследование проводится утром, натощак (не есть и не пить), или через 2 часа после приема пищи.

-- Среда имеет красный цвет. Хранить среду в холодильнике в течение 2 суток.

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

4. Поставить чашку со средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37 o C.

5. Разделить стеклографом чашку со средой на обратной стороне на 2 части. Подписать стеклографом №1 -- нос, №2 -- зев.

6. Одеть стерильные резиновые перчатки.

7. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Нанести на чашку сначала густые штрихи, а потом -- редкие параллельные штрихи.

Примечание. Наносить штрихи параллельно линии раздела среды, аккуратно, не повреждая среду.

8. Открыть ребенку рот. Левой рукой придерживать язык шпателем. Другим стержнем взять мазок с миндалин. Сделать посев на чашку так же, как посев из носа.

Направление в баклабораторию:

Бактериологическое исследование на наличие возбудителя дифтерии (бацилла Лефлера -- BL)

Дата и время обследования_________________________

- две стерильные пробирки с транспортной средой и стерильными стержнями (стерильные стержни находятся над средой),

- стерильные резиновые перчатки,

Примечание. Транспортная среда имеет светло-желтый цвет. Хранится в холодильнике в течение 7 суток.

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

4. Поставить две пробирки с транспортной средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37 o C.

5. Одеть стерильные резиновые перчатки. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Опустить стержень в среду.

6. Открыть ребенку рот. Придержать язык шпателем. Осторожно вытянуть стержень из другой пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной слизистой оболочки миндалин. Опустить стержень в пробирку со средой.

7. Пронумеровать пробирки №1 -- зев, №2 -- нос.

8. Выписать направление.

Оснащение:

- стерильная пробирка со стерильным стержнем,

- стерильные резиновые перчатки,

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

3. Вымыть руки, надеть стерильные резиновые перчатки.

4. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной тканей. Осторожно опустить стержень в пробирку.

Направление в баклабораторию:

Посев на возбудителя дифтерии

Дата и время обследования_________________________

В том случае, если в лабораторию поступил тампон с клиническим материалом в транспортной среде, после проведения посева, остатки транспортной среды, в которой находился тампон, следует отобрать в количестве 1 мл с помощью одноразовой пластиковой стерильной пипетки (на 1 мл) в пробирку объемом 1,5-2 мл (типа Эппердорф или аналогичную), добавить тампон, которым проводили посев, соблюдая условия стерильности отрезать длинную его часть (используя отдельные для каждого образца автоклавированные ножницы), герметично закрыть пробирку и заморозить (от минус 20°С до минус 70°С).

При выделении культуры коринебактерий с помощью бактериологического исследования, необходимо предоставить описание культуры номер культуры, вид коринебактерий, наличие токсина, результаты тестов по определению биохимических свойств) и указать методы, использованные с целью определения вида и токсигенности.

К образцам клинического материала необходимо приложить сопроводительную информацию о пациентах (возраст, пол, диагноз при направлении, регистрационный номер образца, номер соответствующей культуры, если культуры выделены из одного очага инфекции, то указать эту информацию в примечании).

Подобные документы

Принципы деятельности медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе при уходе за пациентами с гипертермическим синдромом. Особенности протекания гипертермического синдрома у пациентов детского возраста. Применение медикаментозного лечения.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 17.05.2019

Симптомы и признаки аллергии у детей. Принципы лечения и профилактика аллергических заболеваний. Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. Анализ статистических данных заболеваемости детей бронхиальной астмой.

курсовая работа [707,2 K], добавлен 14.12.2021

Изучение видов и способов передачи инфекционных заболеваний дыхательной системы. Описание гриппа, острых респираторных инфекций, ангины, дифтерии, кори, коклюша. Профилактика данных заболеваний, а также оказание доврачебной помощи медицинской сестрой.

курсовая работа [4,1 M], добавлен 30.10.2014

Понятие дифтерии как острого инфекционного заболевания. Симптомы, течение и классификации дифтерии. Диагностика и осложнения дифтерии. Распознавание катаральной дифтерии зева. Методы лечения и предупреждения. Профилактика и мероприятия в очаге болезни.

реферат [20,9 K], добавлен 26.08.2011

Этиология и патогенез цирроза печени. Его клинические проявления, осложнения, принципы диагностики и лечения. Алкоголизация как фактор риска развития болезни. Роль медицинской сестры в профилактике употребления алкоголя. Сестринский уход за пациентами.

Теоретические основы лечебно-диагностического процесса дифтерии: этиология, патогенез, клинические проявления, принципы лечения. Организация деятельности медицинской сестры по профилактике и проведению противоэпидемических мероприятиях при дифтерии.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.03.2017
Размер файла 1,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

-- вызов «Скорой помощи или срочная консультация реаниматолога;

-- разрешение психологических проблем с пациентом, родственниками.

СТАДИИ ДИФТЕРИИ ГОРТАНИ

Катаральная стадия

Кардинальные признаки: кашель, осиплость голоса (1-3 суток).

-- быстро нарастает осиплость голоса.

Клинический осмотр. Состояние до средней тяжести, t тела до 38°С. Катаральные явления носоглотки. Дыхание свободное. Быстро прогрессирующая осиплость голоса.

-- выделить индивидуальную посуду, полотенце;

-- давать теплое питье;

а) постельный илиполупостельный режим;

б) оптимальную t в комнате;

в) достаточную аэрацию и влажность воздуха;

-- при невысокой t тела (до 38°С) провести отвлекающие процедуры.

Стенотическая стадия

-- нарастающая инспираторная одышка;

-- отсутствие звучности речи (голоса);

-- бледность с синюшностью губ, кончиков пальцев;

-- западение подложечной области и мягких тканей грудной клетки;

-- быстрое ухудшение самочувствия.

вспомогательной мускулатуры грудной клетки. На фоне бледности нарастают цианоз и беспокойство пациента.

-- обеспечить вертикальное положение;

-- обеспечить доступ свежего, прохладного воздуха;

-- создать спокойную обстановку;

-- строгое выполнение назначений врача.

Переходная (предасфиктическая) стадия

-- периодические приступы беспокойства;

-- усиленное потоотделение(особенно головы);

-- нарастающие цианоз, дыхательная и сердечная недостаточность.

-- потливость (особенно головы);

-- сонливость и безучастие к окружающему;

-- нарастающая синюшность кожи.

Клинический осмотр. Состояние крайне тяжелое. Периодические приступы беспокойства, усиленное потоотделение; ослабленное дыхание, пароксизмальная тахикардия, выпадение пульсовой волны на вдохе (парадоксальный пульс).

-- разрешение психологических проблем с пациентом, родственниками;

-- оказание физической помощи;

-- выполнение назначений врача и помощь при интубации (трахеостомии).

Асфиксическая стадия

-- прогрессирующее развитие дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности.

-- похолодание рук и ног.

Клинический осмотр. Состояние агонирующее. Адинамия, акроцианоз с переходом в тотальный, похолодание конечностей, глухость сердечных тонов, брадикардия, нитевидный пульс, ослабленное дыхание. Остановка дыхания и сердца.

-- строгое выполнение назначений врача-реаниматолога.

Заболевание дифтерией представляет серьезную эпидемиологическую опасность для окружающих. Поэтому обязательна срочная госпитализация в боксированное отделение инфекционной больницы. Приблизительный срок изоляции больных детей 30 дней.

Дифтерийные миокардиты

У пациента появляются и усугубляются проблемы:

-- сердцебиение (приступы сердцебиения);

-- уменьшается диурез (количество выделяемой мочи);

Цели медсестры: уменьшить (устранить) проблемы.

-- разрешение психологических проблем с пациентом и его родственниками;

-- оказание физической помощи при кормлении, переодевании, смене белья и так далее, создание возвышенного положения в постели;

-- обеспечение оптимального температурного режима в помещении (палате, боксе), проветривание;

-- измерение t тела, артериального давления, пульса, числа дыханий;

-- контроль за работой младшего медперсонала;

-- предупреждение нарушения постельного режима.

При появлении у пациента гнусавости, вытекания жидкой пищи и питья через нос, нарушения глотания во время еды, двоения в глазах, косоглазия, опущения века можно говорить о парезах и параличах мышц вследствие развития полиневритов черепных нервов.

Цель медсестры: уменьшить дискомфорт и снять остроту проблем.

-- оказание помощи при кормлении;

-- физическая помощь (приподнять, повернуть пациента, создать удобное положение в постели);

-- предупреждение нарушения строгого постельного режима;

-- разрешение психологических проблем;

-- осуществление зондового кормления по назначению врача.

При развитии парезов и параличей дыхательной мускулатуры возникают проблемы с дыханием, связанные с уменьшением подвижности грудной клетки, скоплением слизи в дыхательных путях и невозможностью откашлять мокроту.

Цель медсестры: уменьшить остроту проблем и риск возникновения пневмонии.

Ведущим в плане сестринских действий будет:

-- отсасывание слизи из носоротоглотки;

-- создание дренажного положения.

Возможно также развитие периферических парезов и параличей нижних и верхних конечностей, что приводит к ограничению движений, неподвижности, невозможности самообслуживания.

-- облегчить состояние пациента;

-- восстановить функции пораженных конечностей (улучшить).

Действия медсестры будут заключаться в оказании физической помощи, выполнении врачебных назначений. [15]

Заключение

В 2014 году прошел 10-летний интервал с момента последней массовой иммунизации взрослого населения против дифтерии, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, таким образом, возможны вновь вспышки дифтерии. Чтобы это не происходило, необходимо:

- усилить профилактические мероприятия, обучить медицинский персонал по вопросам профилактики дифтерии;

- проводить беседы с населением о важной роли профилактических прививок;

- проводить обучение граждан по вопросам профилактики дифтерии;

- при любых подозрениях на дифтерию сразу проводить противоэпидемические мероприятия;

- выявлять бактерионосителей и госпитализировать в стационар для санации.

Изучив литературу и проанализировав статистические данные, были составлены рекомендации для медицинской сестры по профилактике дифтерии и по уходу за пациентами:

1. Медицинская сестра должна знать что, в комплексе противоэпидемических мероприятий против дифтерии используются два основных способа, предупреждающих вирусные заболевания: специфическая профилактика (вакцинопрофилактика), и неспецифическая защита.

2. Медицинская сестра должна активно участвовать в неспецифической профилактике воздушно - капельных инфекциях.

3. Медицинская сестра должна знать симптомы этих форм заболевания, чтобы вовремя вызвать врача, чтобы оказать помощь пациенту и оградить других от очага инфекции, а так же проводить профилактику в периоды эпидемии.

4. Медицинская сестра должна обучить пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при дифтерии.

5. Медицинская сестра должна обучать родственников и самого больного уходу и правилам санитарной безопасности для того, что бы предупредить осложнения и не допустить, прогрессирования течения болезни.

6. Медицинская сестра должна проводить санпросвет работу с населением о здоровом образе жизни (закаливание, физическая нагрузка).

7. Палаты, в которых находятся больные с дифтерией, необходимо часто и хорошо проветривать, кроме того, нужно своевременно проводить текущую и заключительную дезинфекцию.

8. Особого внимания и ухода требуют больные с тяжелыми (токсическими) формами дифтерии, которые находятся на постельном режиме.

9. Несколько раз в день больной с помощью медицинской сестры должен проводить туалет полости рта (либо самостоятельно).

10. Кожные покровы следует ежедневно обтирать теплой водой.

11. При выполнении медицинских процедур медицинская сестра должна очень осторожно менять положение больного в постели.

12. Медицинской сестре необходимо вести тщательное наблюдение за больным и при выявлении малейших признаков дифтерийного крупа (дифтерии гортани) оповещать о них дежурного или лечащего врача.

13. При наличии у больных парезов и параличей (мягкого неба, конечностей и т.д.) помощь медицинской сестры больному особенно необходима.

Список литературы

1. Бережнова И.А. Инфекционные болезни: учебное пособие М.: РИОР, 2011г.

4. Павлова Н. В. Инфекционные заболевания. Шпаргалки М.: Эксмо 2011г.

6. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни М.: Медицина 2010г.

Приложение А

Правила забора материала из зева и носа для бактериологического исследования

Взятие мазка из носа и зева на наличие возбудителя дифтерии

Показания. Обследование здоровых и больных детей.

Примечание. Существует три метода обследования:

I метод. Обследование здоровых детей:

-- оформление детей в детские учреждения;

-- контактных детей по дифтерии.

II метод. Обследование детей с разными формами ангин.

III метод (экспресс-метод). Обследование детей, болеющих дифтерией.

- чашка Петри со средой Клауберга,

- две стерильные пробирки со стерильными стержнями,

- стерильные резиновые перчатки,

-- Обследование проводится утром, натощак (не есть и не пить), или через 2 часа после приема пищи.

-- Среда имеет красный цвет. Хранить среду в холодильнике в течение 2 суток.

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

4. Поставить чашку со средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37 o C.

5. Разделить стеклографом чашку со средой на обратной стороне на 2 части. Подписать стеклографом №1 -- нос, №2 -- зев.

6. Одеть стерильные резиновые перчатки.

7. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Нанести на чашку сначала густые штрихи, а потом -- редкие параллельные штрихи.

Примечание. Наносить штрихи параллельно линии раздела среды, аккуратно, не повреждая среду.

8. Открыть ребенку рот. Левой рукой придерживать язык шпателем. Другим стержнем взять мазок с миндалин. Сделать посев на чашку так же, как посев из носа.

Направление в баклабораторию:

Бактериологическое исследование на наличие возбудителя дифтерии (бацилла Лефлера -- BL)

Дата и время обследования_________________________

- две стерильные пробирки с транспортной средой и стерильными стержнями (стерильные стержни находятся над средой),

- стерильные резиновые перчатки,

Примечание. Транспортная среда имеет светло-желтый цвет. Хранится в холодильнике в течение 7 суток.

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

4. Поставить две пробирки с транспортной средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37 o C.

5. Одеть стерильные резиновые перчатки. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Опустить стержень в среду.

6. Открыть ребенку рот. Придержать язык шпателем. Осторожно вытянуть стержень из другой пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной слизистой оболочки миндалин. Опустить стержень в пробирку со средой.

7. Пронумеровать пробирки №1 -- зев, №2 -- нос.

8. Выписать направление.

Оснащение:

- стерильная пробирка со стерильным стержнем,

- стерильные резиновые перчатки,

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

3. Вымыть руки, надеть стерильные резиновые перчатки.

4. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной тканей. Осторожно опустить стержень в пробирку.

Направление в баклабораторию:

Посев на возбудителя дифтерии

Дата и время обследования_________________________

В том случае, если в лабораторию поступил тампон с клиническим материалом в транспортной среде, после проведения посева, остатки транспортной среды, в которой находился тампон, следует отобрать в количестве 1 мл с помощью одноразовой пластиковой стерильной пипетки (на 1 мл) в пробирку объемом 1,5-2 мл (типа Эппердорф или аналогичную), добавить тампон, которым проводили посев, соблюдая условия стерильности отрезать длинную его часть (используя отдельные для каждого образца автоклавированные ножницы), герметично закрыть пробирку и заморозить (от минус 20°С до минус 70°С).

При выделении культуры коринебактерий с помощью бактериологического исследования, необходимо предоставить описание культуры номер культуры, вид коринебактерий, наличие токсина, результаты тестов по определению биохимических свойств) и указать методы, использованные с целью определения вида и токсигенности.

К образцам клинического материала необходимо приложить сопроводительную информацию о пациентах (возраст, пол, диагноз при направлении, регистрационный номер образца, номер соответствующей культуры, если культуры выделены из одного очага инфекции, то указать эту информацию в примечании).

Подобные документы

Принципы деятельности медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе при уходе за пациентами с гипертермическим синдромом. Особенности протекания гипертермического синдрома у пациентов детского возраста. Применение медикаментозного лечения.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 17.05.2019

Симптомы и признаки аллергии у детей. Принципы лечения и профилактика аллергических заболеваний. Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. Анализ статистических данных заболеваемости детей бронхиальной астмой.

курсовая работа [707,2 K], добавлен 14.12.2021

Изучение видов и способов передачи инфекционных заболеваний дыхательной системы. Описание гриппа, острых респираторных инфекций, ангины, дифтерии, кори, коклюша. Профилактика данных заболеваний, а также оказание доврачебной помощи медицинской сестрой.

курсовая работа [4,1 M], добавлен 30.10.2014

Понятие дифтерии как острого инфекционного заболевания. Симптомы, течение и классификации дифтерии. Диагностика и осложнения дифтерии. Распознавание катаральной дифтерии зева. Методы лечения и предупреждения. Профилактика и мероприятия в очаге болезни.

реферат [20,9 K], добавлен 26.08.2011

Этиология и патогенез цирроза печени. Его клинические проявления, осложнения, принципы диагностики и лечения. Алкоголизация как фактор риска развития болезни. Роль медицинской сестры в профилактике употребления алкоголя. Сестринский уход за пациентами.

Что такое коклюш? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Каминской Ольги Николаевны, инфекциониста со стажем в 21 год.

Над статьей доктора Каминской Ольги Николаевны работали литературный редактор Юлия Липовская , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Каминская Ольга Николаевна, детский инфекционист, инфекционист, педиатр - Кемерово

Определение болезни. Причины заболевания

Коклюш (от франц. coqueluche) — острое инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Bordetella pertussis. Клинически характеризуется респираторным синдромом (поражением верхних дыхательных путей) с приступообразным кашлем. Имеет характерное название "стодневный кашель", так как симптомы держатся длительно — 3-4 месяца [1] [2] [3] [4] [5] .

Кашель при коклюше

Этиология

Вид — Bordetella pertussis

Бактерия представляет собой мелкую палочку с закруглёнными концами. Она неподвижная, хорошо окрашивается анилиновыми красителями (при микроскопии данные красители окрашивают коклюшный микроб в красный цвет ) [6] [7] .

Бактерия Bordetella pertussis

Строение Bordetella pertussis

Возбудитель коклюша (Bordetella pertussis) содержит чужеродные вещества (антигены), которые стимулируют образование в организме антител. Антигены, участвующие в реакции агглютинации (склеивания бактерий антителами) называются агглютиногенами , а антитела вызывающие этот процесс — агглютининами . А гглютиноген иначе называют фактором и обозначают цифрами от 1 до 14. Коклюшная палочка в своём строении имеет несколько таких факторов.

Именно по наличию в организме определённых факторов-агглютиногенов с помощью специальных лабораторных исследований возможно определить принадлежность микроба к данному виду. Схожее строение имеет Bordetella parapertussis, которая вызывает похожее заболевание. Отличие возможно только по лабораторным тестам.

Возбудитель неустойчив во внешней среде, поэтому посев нужно делать сразу после взятия материала. При высушивании, облучении ультрафиолетом, под действием дезинфицирующих веществ бактерия быстро погибает [4] [5] .

Эпидемиология

Заболевание коклюш является антропонозом, т. е. им болеют только люди. Источник инфекции — больные коклюшем, носители. В эпидемиологическом плане наиболее опасны бактериовыделители, которые не имеют жалоб и клинических симптомов, ведут активный образ жизни, но выделяют микроб во внешнюю среду, заражая окружающих.

Для коклюша характерен аэрозольный механизм передачи, т. е. заболевание передается воздушно-капельным путём, особенно часто заражение происходит при близком, семейном контакте. Чаще болеют дети дошкольного возраста.

Воздушно-капельный путь передачи коклюша

Отмечается высокая восприимчивость к инфекции, индекс контагиозности до 90 %, т. е из 100 человек, которые не болели коклюшем и не прививались, после контакта заболевает до 90 человек. В зимне-весенний период отмечается подъём заболеваемости.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы коклюша

Инкубационный период продолжается до 14 суток. В этот период пациент не предъявляет жалоб, но уже с конца данного периода становится опасен для окружающих, так как начинает выделять коклюшный микроб во внешнюю среду при кашле и чихании. Начало болезни постепенное без лихорадки с умеренно выраженной интоксикацией.

По мере развития заболевания появляются следующие синдромы:

  • респираторный (кашель, скудный насморк без гнойного отделяемого);
  • интоксикации — выражен умеренно, характеризуется кратковременной невысокой температурой. Высокая температура возможна при развитии осложнений (пневмонии).

Болезнь начинается с появления кашля на фоне слабой интоксикации и насморка. Интенсивность кашля постепенно нарастает, с 10-14 дня кашель становится мучительным, приступообразным с формированием характерных реприз с остановкой дыхания и затруднённым вздохом. Реприза представляет собой кашлевые толчки, сменяющиеся глубоким вдохом по типу "петушиного крика". В приступе кашля у больного синеет лицо, кончик языка при кашле направлен вверх, возможны кровоизлияния в кожу лица и склеры. В одном приступе может быть от 2 до 15 реприз. У детей приступы часто заканчиваются рвотой.

При тяжёлом течении с частотой реприз более 15 в сутки, большой частотой рвоты, связанной с кашлем, отмечается ухудшение физического состояния. Дети до года теряют в весе, начинают отставать в физическом и нервно-психическом развитии, теряют приобретённые навыки: перестают держать головку, переворачиваться, не сидят, хотя до развития заболевания данные навыки присутствовали.

Приступ кашля при коклюше

При аускультации (выслушивании дыхания через фонендоскоп) выслушивается жёсткое дыхание, хрипов нет [4] [5] [6] .

Патогенез коклюша

Ворота инфекции — верхние дыхательные пути. Коклюшные палочки прикрепляются к слизистой дыхательных путей, вызывают воспаление без проникновения в кровоток. Коклюшная палочка не имеет факторов агрессии (ферментов), способных растворять клеточные мембраны, сосудистую стенку, поэтому её размножение происходит на поверхности бронха. На месте внедрения увеличивается секреция слизи, реснитчатый эпителий угнетается, формируются очаги некрозов (омертвения). Больше всего процесс затрагивает бронхи и бронхиолы.

В патогенезе судорожных приступов играет роль действие токсина коклюшной палочки. Токсин, попадая в кровоток, вызывает постоянное раздражение рецепторов бронхов, что приводит к перевозбуждению дыхательного центра. Также приступ может быть спровоцирован неинфекционными факторами, например холодным воздухом.

После перенесённого коклюша и вакцинации пожизненного иммунитета не формируется, он сохраняется до 5-6 лет, в дальнейшем возможны повторные заболевания.

Около 5 % случаев коклюша приходится на взрослых. Последние исследования показывают увеличение доли школьников среди заболевших коклюшем, что подтверждается результатами обследования длительно-кашляющих подростков на коклюш [4] [5] [6] [9] .

Классификация и стадии развития коклюша

Критерии тяжести протекания коклюша :

  • лёгкая форма (до 15 реприз в сутки);
  • средне-тяжёлая (15-25 реприз в сутки);
  • тяжёлая (более 25 реприз в сутки) [7] .

По форме:

  • Типичная форма коклюша — характерно наличие приступообразного кашля, этапность появления симптомов.
  • Атипичная форма коклюша — характеризуется нетипичным покашливанием, отсутствием последовательной смены периодов болезни. Длительность кашля составляет до 50 дней, в среднем около 30 дней. Кашель носит сухой, навязчивый характер, наблюдается напряжение лица, чаще ночью с усилением на второй неделе от начала болезни. Иногда удаётся наблюдать появление единичных типичных приступов кашля при волнении ребёнка, во время еды или в связи с наслоением респираторной вирусной инфекции. Для этой формы характерно редкое повышение температуры и слабая выраженность катарального синдрома (воспаления) слизистых носа и зева [1][2][5][7] .

Клинические периоды (стадии) коклюша:

  1. Инкубационный период (3-14 дней) — симптомы не проявляются, пациент не предъявляет жалоб .
  2. Катаральный период (10-13 дней) — наблюдается клиническая картина, характерная для множества простудных заболеваний .
  3. Пароксизмальный, или спазматический период (1-6 недель) — проявления становятся более выраженными, пациента беспокоит мучительный приступообразный кашель.
  4. Период обратного развития, или реконвалесценции — приступы кашля становятся редкими , улучшается общее состояние. Этот период, в свою очередь, делят на ранний (развивается через 2-8 недель от начала клинических проявлений) и поздний (спустя 2-6 месяцев) [12] .

Осложнения коклюша

Наиболее частым осложнением является пневмония, которая может быть вызвана самой коклюшной палочкой или быть вторичной из-за активизации микрофлоры бронха.

Пневмония

В период спазматического кашля возможны: остановка дыхания, ателектазы (спадение доли лёгкого), пупочная и паховая грыжи, энцефалопатия (нарушение поведения, расстройство внимания, у детей до года отставание в психомоторном развитии, беспокойный сон, раздражительность).

Данные осложнения чаще развиваются у грудных детей. У взрослых осложнения встречаются редко [5] [7] [9] .

Диагностика коклюша

К какому врачу обратиться при коклюше

При подозрении на коклюш следует обратиться к врачу-инфекционисту.

Лабораторная диагностика коклюша

К методам лабораторной диагностики относятся:

  • Клинический анализ крови: при коклюше наблюдается лимфоцитарный лейкоцитоз, СОЭ (скорость оседания эритроцитов) повышена или в норме.
  • Бактериальный посев с носоглотки (мазок) на коклюш.
  • ПЦР диагностика (мазок с носоглотки).
  • ИФА (иммуноферментный анализ) крови с определением маркеров проникновения инфекции — антител IgG и IgM, IgА к Bordetella pertussis. Исследование проводится двукратно с интервалом 10-14 дней, оценивается нарастание антител IgG (отвечают за устойчивый иммунитет к инфекции) в четыре раза в динамике. Наличие в крови IgM (первый ответ на инфекцию), IgА (обеспечивают местную защиту на уровне слизистых оболочек) к Bordetella pertussis является подтверждением диагноза [5][7][8][10] .

Дифференциальная диагностика

Длительный кашель может указывать не только на инфекционные заболевания, но и на патологии ЖКТ и других систем.

Инфекционный мононуклеоз может характеризоваться длительным кашлем из-за увеличения всех групп лимфоузлов, в том числе расположенных около бронха. Возникает синдром сдавления бронха, что вызывает длительный сухой кашель. Отличительная особенность — высокая и длительная лихорадка, кашель протекает без реприз. Диагноз подтверждается результатами обследования крови: в клиническом анализе крови на фоне повышения общего числа лейкоцитов с преобладанием лимфоцитов определяются специфичные клетки — мононуклеары, при серологическом исследовании крови определяются антитела класса IgM к вирусу Эбштейна — Барр.

Инфекционный мононуклеоз

Паракоклюш — заболевание, клинически не отличимое от коклюша. Вызывается схожей бактерией Bordetella parapertussis. Диагностика совпадает с таковой при коклюше. Возможно только лабораторное подтверждение: выделение Bordetella parapertussis при бактериологическом посеве со слизистой носоглотки, при ПЦР-исследовании, нарастание титров антител к Bordetella parapertussis при обследовании крови метом ИФА.

Туберкулёз — заражение туберкулёзной палочкой приводит к состоянию, для которого характерно поражение внутригрудных лимфоузлов (чаще у детей), лёгких (чаще у взрослых). В клинике преобладает длительный, навязчивый кашель, интоксикация, снижение массы тела. Репризы не характерны, необходимо дообследование у фтизиатра для исключения туберкулёза. Для уточнения диагноза применяют рентгенологические методы исследования лёгких, мультиспиральную компьютерную томографию (МСКТ) грудной клетки, учёт реакций туберкулиновых проб (реакция Манту, Диаскинтест), бактериологические методы исследования (посев мокроты на туберкулёзную палочку).

Туберкулёз

Рефлюкс-эзофагит — при данном состоянии возникает заброс кислого содержимого желудка в пищевод. Из-за близкого расположения пищевода и бронхов происходит раздражение последних и в клинике появляется кашель. Характерно появление кашля в положении лёжа, ночной кашель преобладает над дневным. Диагноз подтверждается проведением ультразвукового исследования желудка. Лечение рефлюкс-эзофагита проводит врач-гастроэнтеролог [5] [7] .

Рефлюкс-эзофагит

Дополнительные методы обследования: на рентгенограмме органов грудной клетки при неосложнённом коклюше отмечаются признаки усиления лёгочного рисунка: из-за отёка и воспаления на рентгеновском снимке тень лёгкого более выражена.

Лечение коклюша

В домашних условиях осуществляется лечение лёгких форм при условии отсутствия в семье непривитых детей.

Нужен ли постельный режим пациенту с коклюшем

Режим — домашний, постельный режим по самочувствию.

Когда необходимо лечение в стационаре

Тяжёлые формы подлежат госпитализации в инфекционный стационар. Показания для госпитализации: остановка дыхания, более 10 реприз в день, возраст до двух лет.

Диета при коклюше и общие рекомендации

Диета при коклюше — общий стол. Общие рекомендации: увлажнение воздуха (снижает раздражение рецепторов бронхов, уменьшает частоту реприз), витаминотерапия, исключение пассивного курения, проветривание и влажная уборка помещения.

Какие медикаменты и физиотерапевтические процедуры помогут при коклюше

В катаральный период показано применение антибактериальной терапии. Коклюшный микроб чувствителен к макропенам (азитромицин) и защищённым аминопенициллинам (амоксициллина клавуанат). В период спазматического кашля антибиотики малоэффективны, так как в этот период микроба уже нет в организме человека, клиника развивается на основании уже выделенного токсина.

Показаны ингаляции через небулайзер с гормонами (будесонид) [5] [6] [7] .

Небулайзер

Как облегчить кашель при коклюше. Симптоматическая терапия

Облегчить кашель помогут препараты на основе кодеина или либексина, насморк — сосудосуживающие препараты в каплях или спрее.

Народные методы лечения коклюша

Народные методы не имеют доказанной эффективности, поэтому применение их может нанести вред здоровью. Отсутствие своевременного адекватного лечения коклюша, особенно у маленьких детей, опасно осложнениями — пневмонией и остановкой дыхания.

Прогноз. Профилактика

Прогноз обычно благоприятный. Симптомы коклюша нарастают в течение месяца, стихают за 2-4 месяца. Рецидивы связаны с наслоением ОРЗ, так как снова возникает раздражение слизистой бронха, усиливается кашель, учащаются репризы. На фоне лечения ОРЗ симптомы коклюша угасают.

Вакцинация против коклюша

Основным профилактическим мероприятием является вакцинация. Вакцинация позволяет сформировать иммунитет к коклюшу после введения в организм специальных иммунобиологических препаратов. Современные вакцины против коклюша входят в состав комплексных вакцин отечественного и зарубежного производства. В состав комплексных вакцин кроме коклюшного компонента может входить дифтерийный и столбнячный анатоксин, вакцина против гепатита В, гемофильной инфекции и полиомиелита (таблица 1).

В соответствии с Национальным календарём профилактических прививок вакцинация показана детям с трёх месяцев жизни. Курс прививок в первый год состоит из трёх вакцинаций с интервалом 45 дней. Дальнейшие прививки проводят на втором году жизни (через год от последней вакцинации). Вакцинацию против коклюша можно сочетать с другими прививками Национального календаря прививок: грипп, пневмококковая инфекция. Все вакцины, содержащие коклюшный компонент, взаимозаменяемы.

Таблица 1. Компоненты комплексных вакцин для профилактики коклюша

Комплексные вакцины имеют ограничение применения по возрасту пациента (таблица 2). У детей вакцинация от коклюша возможна до 4-6 лет. Длительность иммунного ответа после вакцинации составляет до 5-6 лет.

В современном здравоохранении всё большая роль отводится самому многочисленнному отряду медицицинских работников – медицинским сёстрам. Важное значение приобретает качество оказываемых сестринских услуг, удовлетворённость пациентов от взаимодействия с данной подсистемой. Для оценки качества сестринской помощи, выявления существующих проблем нами было проведено анкетирование пациентов. В результате исследования выявлено, что на сегодняшний день есть нерешённые проблемы в профессиональной деятельности медицинских сестёр, такие, как недостаточное знание этики, деонтологии, психологии общения, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил, недостаточна профилактическая и разъяснительная работа, но есть и положительный потенциал – достаточно высокая оценка общей деятельности. Данная работа, по результатам исследования, направлена на создание чётких критериев оценки качества сестринской помощи на этапе профессионального отбора.


1. Двойников С.И. Сестринское дело в гериатрии: монография / С.И. Двойников, В.В. Осипов. - Самара, 1999. - 17 с.

3. Шешунов И.В., Павлов В.В. Ирошникова Л.Е. Управление медицинским учреждением в условиях страховой медицины. - Самара: Изд-во СамГМУ, 2002. - С. 21.

4. Щепин О.П., Стародубов В.И., Линденбраден А.Л., Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. - М.: Медицина, 2002. - С. 5-7.

5. Петров В.Н. Пожилой человек. Сестринский уход: пособие для медицинских сестёр. - М.-СПб., 2006. - С. 27.

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожидания современному уровню медицинской науки и технологии.

Улучшение качества сестринской помощи - одна из составляющих КМП. Медицинские сёстры являются самым многочисленным отрядом медицинских работников, которые трудятся в системе общей практики, в поликлиниках, больницах, учебных и научно-исследовательских учреждениях, при этом занимают разные должности [2]. В настоящее время в рамках служб здравоохранения важную роль в укреплении здоровья населения, профилактике болезней, а также в уходе и реабилитации играют медицинские сёстры [1]. Роль медицинской сестры чрезвычайно велика в современном здравоохранении. Она не просто манипулятор, она самостоятельный сотрудник , принимающий решения в сфере управления и организации отделения [3]. Для понимания значимости сестринского ухода в процессе повышения эффективности медицинской помощи необходимо оперировать следующими характеристиками КСП:

Повышение КСП возможно при эффективном взаимодействии медицинской сестры, профессионально компетентной, и пациента(его родственников) в позитивных социально-психологических, материально-технических и организационно-экономических условиях единого правового пространства при наличии стойкой положительной мотивации пациента( родственников) на выздоровление( сохранение здоровья) [5].

Потребитель сестринской помощи - пациент, получающий её. Под качеством сестринской помощи понимают соответствие между ожиданиями пациента(семьи, общества) и восприятием пациентом (семьёй, обществом) процесса и результата оказания помощи [2].

С целью оценки качества сестринской помощи нами было проведено социологическое исследование-анкетирование пациентов клиник СамГМУ. Анкета состоит из 26 вопросов и включает в себя данные о пациенте (пол, возраст, образование и т.д.), блок вопросов об объёме оказаной сестринской помощи, мнение о работе медицинских сестёр в данном отделении, о качестве питания и условиях пребывания в отделении, предложения по улучшению качества сестринской помощи. В опросе принял участие 341 пациент.

Получены следующие данные:

Большинство пациентов - это люди старше 50 лет - 57 %.

Среди опрошенных - 44 % мужчины, 56 % - женщины.

Основная масса опрошенных - пациенты хирургических отделений (74 %). Это объясняется тем, что на момент анкетирования инфекционные (1 %) и кожно-венерологические (4 %) отделения находились в стадии ремонта. Часть терапевтических коек сократили (21 %). Чуть меньше половины (43 %) пациентов не в первый раз находятся на лечении в данном стационаре.

Большинство опрошенных (76 %) были ознакомлены медицинской сестрой с правилами внутреннего распорядка. С другой стороны, почти треть (24 %) пациентов осталась в неведении. Причина может быть или в невнимательности мед. сестёр, или в чрезмерной загруженности.

Гигиеническая обработка тела проводилась только 34 % респондентов. Такая ситуация может быть следствием недостаточного финансирования (нет необходимого количества нательного и постельного больничного белья, дез. и моющих средств), нехватка среднего и младшего мед. персонала.

Подавляющее большинство респондентов высоко оценили качество сестринских манипуляций - 90 %. Факт, указывающий на хорошую профессионально-техническую подготовку медицинских сестёр. 10 % недовольных качеством выполнения манипуляций могут быть обусловлены как психологическими особенностями пациентов, так и некомпетентными действиями сестринского персонала. Встаёт вопрос о несовершенстве проф. отбора.

Основная масса респондентов довольны сестринским уходом - 91,6 % дали отрицательный ответ и 3 % отметили иное, к сожалению, не дав комментарий.

С санитарно-эпидемиологическим режимом, на наш взгляд, ситуация не очень благополучная. Достаточно большой процент (22 %) респондентов отметили, что соблюдается он не всегда, а 4 % пациентов дали и вовсе отрицательный ответ. Конечно, нельзя не принимать во внимание, что опрашиваемые не специалисты в этой области, но, с другой стороны, какие-либо действия или бездействие со стороны сестринского персонала дали основание для формирования такого мнения у пациентов.

Был задан вопрос, были ли конфликтные ситуации с медицинской сестрой.

Также мы задали в анкете вопрос: Какая помощь медицинской сестры, на Ваш взгляд, больше всего нужна пациенту в стационаре?

На вопрос по улучшению качества сестринской помощи ответили 83 респондента. 31 из них предложили повысить заработную плату. Четыре человека высказались за то, чтобы медицинские сестры были более доброжелательными. Несколько пациентов предложили увеличить количество сотрудников среднего звена.

Некоторые предложения касались конкретных ситуаций: больше уделять внимания больным, а не порядку на тумбочках; не ходить в обуви на шпильках; выполнять вовремя назначения врача.

Более половины опрошенных - это люди предпенсионного и пенсионного возраста - 57 % (192 человека). Женщин больше (190 чел.), чем мужчин (151 чел.). По социальному статусу контингент респондентов более всего работающий - 31 % (110 чел.) и пенсионеры - 29 % (104 чел). По образованию приоритетов нет.

Преобладание пациентов хирургического профиля (74 %) связано с ремонтом некоторых терапевтических отделений и перераспределением коечного фонда.

Примерно каждый десятый пациент недоволен качеством выполнения сестринских манипуляций и сестринским уходом. Очевидна необходимость совершенствования кадровой политики в сестринском деле.

По определению психологических свойств характера медицинской сестры респонденты достаточно едины в своём мнении, отмечая положительные качества - 98 %. Одиннадцать человек, которые указали отрицательные качества, скорее всего, столкнулись с действиями конкретной мед. сестры.

Действия мед. сестёр по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима не всегда корректны: 22 % (75 чел.) респондентов ответили, что не всегда он соблюдается, а 4 % (15 чел.) считает, что вообще не соблюдается.

Нехватка информации у пациентов о проводимых им манипуляциях - тоже серьёзная проблема. 15 % респондентов ответили, что им не объясняли сути проводимого исследования.

Если взять среднеарифметическую оценку, которую респонденты дали сестринской помощи, то она равна 4,28 по пятибалльной шкале, что очень неплохо, хотя не совсем согласуется с другими ответами в данной анкете. К примеру, в некоторых анкетах респонденты могли ответить, что им не нравится выполнение сестринских манипуляций и качество ухода, но при том дать высокую оценку впечатлению об оказанной сестринской помощи.

Полученные результаты будут использованы при разработке программы профессионального отбора медицинских сестёр.

Читайте также: