Антиобщественного паразитического образа жизни

Обновлено: 19.04.2024

Содержание

Этимология

Лишь мы, работники всемирной Великой армии труда, Владеть землёй имеем право, Но паразиты — никогда!

Борьба с тунеядством в СССР

Тысячи форм и способов практического учёта и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами должны быть выработаны и испытаны на практике самими коммунами, мелкими ячейками в деревне и в городе. Разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох — жуликов, от клопов — богатых и прочее и прочее. В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы…
В другом — поставят их чистить сортиры.
В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми.
В четвёртом — расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве.
В пятом — придумают комбинации разных средств и путём, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает — ибо только практика может выработать — наилучшие приёмы и средства борьбы.

"Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения. Этим же мерам воздействия, назначаемым как по постановлению районного (городского) народного суда, так и по общественному приговору, вынесенному коллективами трудящихся по предприятиям, цехам, учреждениям, организациям, колхозам и колхозным бригадам, подвергаются также лица, устраивающиеся на работу на предприятия, в государственные и общественные учреждения или состоящие членами колхозов лишь для видимости, которые, пользуясь льготами и преимуществами рабочих, колхозников и служащих, в действительности подрывают дисциплину труда, занимаются частнопредпринимательской деятельностью, живут на средства, добытые нетрудовым путем, или совершают иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни. Постановление районного (городского) народного суда или общественный приговор о выселении выносятся после того, когда лицо, ведущее паразитический образ жизни, несмотря на предупреждение общественных организаций или государственных органов, в установленный ими срок не встало на путь честной трудовой жизни".

К середине 1964 г. по этому указу было сослано 37 тысяч человек. При этом, в частности, тунеядцами признавались и ссылались инженер-технолог, который прекратил работу, оборудовал кролиководческую ферму и стал жить за счет приносимых ею доходов, пожарный, который занимался своим земельным участком и торговал на рынке овощами и фруктами. Иногда суды принимали решения о выселении нетрудоспособных [6] .

Данный указ иногда также использовался для преследований по политическим мотивам.Наиболее известный пример — дело поэта Иосифа Бродского (1964 г.)

Статьёй 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы т. н. паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, — занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни. [7]

Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.

— Статья 209 УК РСФСР. Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством. [8]

В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена. [9] .

Тунеядство и преступность

Основные условия и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определённого рода занятий [11] :

  • Наличие значительного количества свободного времени.
  • Предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности.
  • Наличие контактов и общения с подобными элементами (то есть такими же лицами, ведущими праздный образ жизни).

Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определённого рода занятий:

Наиболее распространенными видами социального паразитизма являются бродяжничество и попрошайничество.

Бродяжничество — это систематическое перемещение лиц в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. Анализ данных показывает, что лица, занимающиеся бродяжничеством, часто совершают кражи, участвуют в сбыте краденого, оказываются посредниками в перевозке и сбыте наркотиков и т. д., среди них много нарушителей общественного порядка.

Под попрошайничеством понимается систематическое выпрашивание у посторонних лиц (под различными предлогами или без них) денег, продуктов питания, одежды, других материальных ценностей. Такие лица часто занимаются бродяжничеством. Попрошайничают нередко алкоголики, наркоманы, прикидываясь больными или инвалидами, чтобы собрать деньги на покупку спиртных напитков или наркотических средств.

Особое внимание необходимо обратить на категорию беспризорных детей, численность которых постоянно увеличивается. На территории Российской Федерации в ходе специализированных профилактических рейдов по выявлению безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и детей, находящихся в социально опасном положении, в 2003 г. с улиц и из иных общественных мест, из объектов транспорта органами внутренних дел были изъяты 681,7 тыс. беспризорных несовершеннолетних, что в 2,5 раза больше, чем в 2002 г. [3]

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях являются продолжающееся ухудшение уровня жизни российской семьи, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, пьянство и аморальный образ жизни, увеличение числа разводов, рост числа неполных семей.

Кроме перечисленных причин дополнительными факторами детской безнадзорности становятся нарушение прав детей в области образования, здоровья, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающей материальное положение семей и толкающей родителей к отказу от детей ввиду невозможности их содержания.

Растет численность детей-бродяг, попрошаек, причем чаще всего их как профессионально нищих используют взрослые. По данным МВД России, в приемники-распределители для несовершеннолетних ежегодно попадают 12 тыс.—15 тыс. детей-беженцев из стран СНГ и районов межнациональных конфликтов. Значительная часть безнадзорных детей и подростков отличается девиантным поведением, употребляет алкоголь, наркотики, совершает правонарушения, страдает соматическими болезнями и психическими расстройствами. Поэтому социальная реабилитация безнадзорных детей и подростков в современной России стала одной из насущных проблем [4] .

Считается, что особенностью преступников-рецидивистов является искусственно создаваемая и усиленно внушаемая себе и окружающим идея об их исключительности и превосходстве над окружающими, демонстративный отказ от работы, решимость идти на риск при совершении преступления. В действительности же это чаще всего алкоголики, психически не здоровые и нравственно разложившиеся люди.

Вопрос о проституции в последнее время обсуждается в научной литературе и в печати, в связи с тем что это социальное явление получило большое распространение и заслуживает серьезного изучения. Особенно эта проблема имеет достаточную остроту в крупных городах и на курортах. Говоря о проституции, в большинстве случаев имеют в виду проституцию женскую, хотя в последнее время все чаще мы сталкиваемся с проституцией мужской и даже детской.

Большинство проституток (или мужчин занимающихся проституцией) совсем не занимаются общественно полезным трудом. Они живут фактически на грани между аморальным и противоправным поведением, многие связаны и с другими формами девиантного поведения. Проституция практически всегда сопровождается пьянством, иногда употреблением наркотиков, совершением различного рода преступлений, является источником распространения СПИДа и венерических заболеваний, ведет к разрыву полезных социальных связей и в конечном счете к деградации личности.

Еще одну значительную группу уклоняющихся от общественно полезного труда составляют лицо, которые нигде не работают и проживают на средства родителей или родственников. Это чаще всего здоровые, молодые неженатые мужчины или незамужние женщины, не имеющие детей и не обремененные никакими обязанностями перед семьей. Очевидно, что для наступления юридической ответственности таких лиц за социальный паразитизм необходимо решение вопроса, являются ли средства, на которые они существуют, нетрудовыми доходами.

Социальный паразитизм — это антиобщественный образ действий, а нередко и образ жизни, основными чертами которого являются излечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда. Паразитическому существованию, как правило, органически присущи примитивизм интересов, низкий культурный уровень, бездуховность, аморальное поведение, нарушение правовых запретов.

Таким образом, социальный паразитизм в целом представляет собой такой образ жизни (социального поведения) индивидуума, когда он умышленно (сознательно) стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счет самого общества.

Социальный паразитизм нельзя считать нормальным общественным явлением. Он закономерен для данного общества, так как это — следствие условий его существования, но совсем не нормален, поскольку является унизительным для человека и разрушительным для социальных институтов. То есть представляет собой своего рода девиацию. Кроме того, иждивенчество (даже если бы оно не было социально опасным само по себе) влечет и другие формы девиации.

Паразитирующее поведение (как образ жизни) свойственно многим живым существам, начиная от микроорганизмов и заканчивая людьми. При этом следует различать паразитизм на внешних объектах (нечленах данного сообщества), например, как у бактерий, для которых живые организмы служат средой обитания, и социальный паразитизм как способ самореализации и утверждения в родовой группе (люди, некоторые насекомые, общественные животные, прежде всего молодые и престарелые особи).

Объяснимо, когда иждивенство является следствием объективных факторов (слабости, незащищенности, уязвимости данного индивидуума), и не оправданно, когда слабость имитируется, является мнимой, а индивидуум приспосабливается к подобному существованию и стремится поддерживать условия такого существования (ему это удобно, выгодно, он нашел свое место в жизни, принял ее правила и играет свою роль, даже несмотря на негативную реакцию окружающих).

Вероятной причиной паразитизма у людей может выступать естественное психологическое стремление к самоутверждению в коллективе, социальному комфорту (удобству и спокойствию). Человек способен привыкнуть к такому образу жизни и не испытывать существенного стеснения и неудобства. Хотя, несмотря на то что паразитическое поведение в среде себе подобных весьма характерно для людей, они в отличие от других живых существ в состоянии осознать его пагубность и предпринять усилия для его пресечения.

В среде людей, ведущих паразитический образ жизни, нередко распространены и другие социальные отклонения. Опасность социального паразитизма заключается также в том, что он негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения, молодежи; препятствует нравственному развитию личности; способствует формированию антиобщественных взглядов.

Социальный паразитизм как форма девиантного поведения связан с другими социальными отклонениями и оказывает на них разностороннее отрицательное влияние, поскольку выполняет роль катализатора и создает условия для возникновения антиобщественных мотивов поведения.

Особенно тесно социальный паразитизм связан с преступностью. Дело не только в том, что отдельные его виды при определенных условиях сами по себе являются преступлениями, но и в том, что он способствует дезадаптации преступников, выключению их из нормальных социальных связей и отношений, продолжению преступной деятельности, ускоряет деградацию личности.

Причины социального паразитизма в нашем обществе имеют своим объективным источником несбалансированное состояние экономики, деформации в социальной сфере, отчуждение трудоспособного населения от участия в политической и экономической жизни общества.

Немаловажную роль играют здесь и деформации в духовной сфере общественной жизни. Опыт показывает, что многие родители пренебрегают трудовым воспитанием детей, закладывая тем самым у них привычку уклоняться от общественно полезного труда. В некоторых семьях происходит разрыв эмоциональных связей, что в конечном счете, как показывает опыт, может не только осознанно, но и неосознанно привести детей и подростков к привычке проводить время вне дома, а затем и к антиобщественному образу жизни.

Питательной средой, своего рода причиной социального паразитизма, являются пьянство и алкоголизм, так как среди лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, алкоголики составляют основной контингент (так же как и в свою очередь социальный паразитизм способствует распространению алкоголизма, токсикомании, наркомании и других девиаций).

Нельзя сбрасывать со счетов и такие причины рассматриваемых форм поведения, как личные неудачи, проявления социальной несправедливости, безразличие, неумение поддержать человека, испытывающего жизненные трудности, привлечь его к полезной деятельности.

Причины существования людей на нетрудовые доходы идентичны причинам уклонения от общественно полезного труда, Однако есть специфические, которые связаны с недостатками развития экономики, трудовых и распорядительных отношений.

Кроме объективных социально-экономических причин существуют и психологические. Они могут быть рассмотрены в рамках нормальных стремлений людей к более высокому жизненному уровню, но могут и выходить (и даже существенно) за эти рамки. Доходы от шабашничества, проституции, азартных игр не всегда столь велики, как иногда считается, и чаще всего они не идут ни в какое сравнение с доходами от хищений, взяток, незаконных валютных операций и т. д. Думается, что паразитический образ жизни, как он понимается по отношению к проституции, азартным играм и т. п., вообще во многих случаях можно считать именно способом существования, когда его цель — не столько обогащаться, сколько жить не работая.

Читайте также: