Аппликация чум в подготовительной группе

Обновлено: 17.04.2024

Интеграция разных видов деятельности деятельности:

Беседа о жизни людей на Крайнем Севере. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Материалы: цветная бумага, лист ватмана, ножницы,клей, салфетки, карандаши, иллюстрации для знакомства детей с жизнью людей на крайнем Севере.

Примечание: на занятии по окружающему миру " Жизнь на Севере " дети узнали о том, как живут жители Крайнего Севера (много или мало жителей, кочевой образ жизни, традиционное жилище - чум (яранга, одежда из меха животных украшена бисером или кусочками кожи).

Воспитатель: Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:

Здесь круглый год метет пурга,

Куда ни глянь, одни снега.

Не всякий выживает тут,

Без теплой шубы холод лют.

И даже летом и весной

Покров не тает ледяной.

- О каком месте на Земле говорится?

Ответ детей: Крайнем Севере.

Воспитатель: Ребята, мы уже на занятии по окружающему миру узнали с вами о жизни и обычаях народов Крайнего Севера. Давайте вспомним.

-Расскажите какие народы живут на Севере?

Воспитатель: В каких жилищах живут люди на Севере?

Воспитатель: Правильно, в чумах или ярангах.

Связали шест с другим шестом,

И вот готов ненецкий дом.

Мы чумом этот дом зовем,

Зимой суровой, хмурой.

-Почему у них такие дома?

Воспитатель: Жители Севера на одном месте долго не живут, они часто переезжают на своих оленях с места на место, поэтому жилища возят с собой. Дома сделаны из шкуры оленя и выглядят как пирамиды (конусы).

Воспитатель наглядно изображает способ изготовления чума из карандашей и теплой ткани.

- Кто живет рядом с человеком?

Ответ детей: олени.

Воспитатель: олень - главное домашнее животное жителей Севера. Он дает им все необходимое для жизни: мех, мясо, жир. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают перевозить людям тяжелые грузы.

-Из чего люди шьют себе одежду?

Воспитатель: на Севере очень холодно, поэтому люди ходят в теплой одежде из оленьих шкур и меха.

Давайте немного передохнем и изобразим медведя.

Топай,мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Воспитатель: Ребята теперь давайте изобразим с вами, как живут люди на Кранем Севере. Придумайте, как вырезать человечков и украсить их одежду и жилище.

Самостоятельная деятельность детей:

Из сложенного вдвойне квадрата коричневого цвета размером 4 X 4 см вырезаем одежду. Из белого и коричневого квадратов вырезаем круги диаметром 1 и 1,5 см. Из бумаги серого цвета вырезаем унты и варежки.


Из прямоугольника коричневого цвета размером 8 X 10 вырезаем треугольник - чум, делим его пополам. Украшаем одежду и чум вырезанными из цветной бумаги геометрическими фигурами или полосками. Затем подходим к листу ватмана, начинаем приклеивать чум и собирать человечка (туловище, голова с шапкой, унты и варежки).

Работа готова!

Воспитатель: ребята, расскажите, что мы с вами сегодня делали? Посмотрите, какая замечательная композиция у нас получилась!

Дети рассматривают работу и слушают песню " Увезу тебя я в тундру". Музыка М. Фрадкина, слова М. Пляцковского.


Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация.

1.Учить детей изображать сюжетную композицию.

2. Упражнять детей в технике силуэтного вырезывания.

3. Воспитывать интерес к своей малой Родине.

Методы обучения : Наглядный, словесный, практический.

Материалы и оборудование:

для детей : белый и черный картон, синяя и голубая бумага, 4-6 деревянных палочек, чтобы сделать шесты для чума, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки для рук, карандаши простые.

- Ребята, отгадайте загадку.

Среди северных снегов

Стоит домик без углов. (Чум)

- Верно. Кто живет в чуме? (Семьи оленеводов)

А чтобы сделать шесты для чума, возьмем 4-6 деревянных палочек. Соединяем палочки вместе веревочкой . Надеваем склеенную заготовку для чумы на шесты.

Дети образуют два круга (внешний и внутренний). В центр выходит один ребенок и читает стихотворение:

- Ставит чум моя семья –

Будет дом у нас, друзья.

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю:

Есть кустарник – нарублю,

Разожгу огонь скорей,

Пусть горит он веселей!

Все хором читают следующий стих и выполняют действия.

- Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в доме том!

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова,

Печка жарко топится.

- Но прежде чем приступить к работе с ножницами, что нужно знать? Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами. Ответы детей (ножницы должны быть отремонтированные, концы ножниц закруглены, нельзя играть с ножницами, передавать ножницы можно только кольцами вперед).

Во время работы детей следить за техникой безопасности, за составлением композиции, оказывать индивидуальную помощь. Когда работы будет готовы, можно предложить ребятам украсить работу коми орнаментом.

В конце занятия устроить выставку детских работ и проанализировать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров.

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме.


1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно.


Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме.



Подготовила: Т. В. Шарагина

Цель: Создать условия для развития аппликационных навыков.

1. Развивать умение разрезать квадраты по диагонали.

2. Закрепить умение наклеивать готовые формы и разрезать квадрат на полоски для наклеивания.

3. Воспитывать желание помогать людям, оказавшимся в беде.

4. Закрепить правила безопасного поведения в работе с ножницами.

Материал и оборудование: кисточки, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, клейстер, 3 квадрата из цветной бумаги разных цветов, ножницы, тарелочки, картинки и поделки чума, тундровичок, олень, мольберт, музыкальное сопровождение, светящийся шар.

Ход НОД:

Дети слышат, что где-то играет музыка и заходят с приемной в группу, там их ждем тундровичок и олень.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости. У них случилась беда, в тундре был сильный ветер и все их дома разрушил, а на улице так холодно, что нам делать? Как же нам помочь им? (Сделать для них жилище).

- А как называется жилище северных жителей? (Чум) Какой геометрической формы нащ чум? Давайте вспомнил как он выглядит.

(рассматривание иллюстраций, чумов)

- На улице у нас так много снега, и наш Тундровичок замерз, а давайте мы с вами поиграем и согреемся вместе.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Ходьба по кругу.

Кати по снегу свой снежок!

Он превратится в снежный ком,

Остановка на месте.

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Улыбка для друзей.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Движения и мимика.

Но солнце припечет слегка,

Потягивания к солнцу.

Увы! И нет снеговика!

- Ну вот и отлично! А сейчас ребята присаживайтесь, и я вам покажу как мы с вами сделаем чум для наших новых друзей.

Чум мы будем с вами делать необычным способом, посмотрите какая геометрическая фигура у меня в руках (квадрат) правильно, а чум у нас треугольный, значит нам нужно сложить наш квадрат в треугольную форму, напополам. Далее мы раскрываем наш квадрат и разрезаем по линии сгиба, по диагонали, у нас получается два треугольника, один треугольник мы кладём на дощечку, берем кисть, макну кисть клеем, промазываю и приклеиваю. (предлагаю также наклеить второй чум).

- Ребята, Тундровичок пришел не один к нам со своими друзьями, которые ждут свои новые дома (предлагаю заселить Тундровичок, приклеиваем готовую форму. Ну вот, ребята, у нас закончилась полярная ночь, и к нам уже спешить солнышко и к нашим друзьям (делаем солнышко)

Какая у меня еще есть геометрическая фигура? (круг и маленький квадрат, можно сделать солнышко, приклеиваем готовую форму круг, но чего не хватает нам? ( ответ детей: лучиков, правильно лучики, для этого берем маленький квадрат и нарезаем полоски, как мы уже умеем, приклеиваем к нашему солнышку.

Дети присаживаются на места, и начинают работать.

- Ребята, перед тем как нам начать работать, нам нужно размять наши пальчики

У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)

Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)

Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)

Он глядит в свое окно.

(держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке)

Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца)

В дверь к нему стучит:

-Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь)

Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)

Охотник (показываем как охотник целится из ружья)

Злой (корчим страшную рожицу)

— Поскорее забегай, (имитируем открывание двери)

Лапку мне давай. (соединяем руки вместе в замок)

Во время работы необходимо поправлять, осанку, правила безопасности работы с ножницами.

Итог: предлагаю повесить наши работы на выставку.

- что мы сегодня делали? Кому помогали?

Анализ работ: давайте рассмотрим наши работы, все ли у нас получилось? Что не хватает в наших работах?

Представляю вашему вниманию макет чума, выполненный из шпашек и замши.

Представляю вашему вниманию макет чума, выполненный из шпашек и замши. (фото 1)

Для работы потребуется клей-пистолет, шпажки или палочки (я их скрепила по две, чтобы чум был побольше), подкладочная ткань (но можно и без неё), круг из картона. В последствии я сделала круг большего диаметра, замша или другой подходящий материал (можно мех).

Для работы потребуется клей-пистолет, шпажки или палочки (я их скрепила по две, чтобы чум был побольше), подкладочная ткань (но можно и без неё), круг из картона. В последствии я сделала круг большего диаметра, замша или другой подходящий материал (можно мех). (фото 2)

Эту поделку делали как проект в школу, поэтому мой сын принимал активное участие.
Верх палочек собан резинкой, чтобы удобнее было работать.

Эту поделку делали как проект в школу, поэтому мой сын принимал активное участие. Верх палочек собан резинкой, чтобы удобнее было работать. (фото 3)

Жилище северных народов (макет чума) (фото 4)

на шпажки крепится подкладочная ткань. Вырезан полукруг радиусом длиной шпажки, если "болтаются" остатки, их можно обрезать.

на шпажки крепится подкладочная ткань. Вырезан полукруг радиусом длиной шпажки, если

Таким же образом крепится основной материал.

Таким же образом крепится основной материал. (фото 6)

Верхнюю часть подкалываем, делаем вход и украшаем наш чум все, что есть под рукой. У меня оказались кусочки искусственного меха (никогда ничего не выбрасываю).

Верхнюю часть подкалываем, делаем вход и украшаем наш чум все, что есть под рукой. У меня оказались кусочки искусственного меха (никогда ничего не выбрасываю). (фото 7)

Далее появился непосредственно сам житель Севера (в нашем случае народность Манси). Так как главная их еда - рыба, шпажки накололи в кусочек пенопласта, обернутый бумагой, и навесили рыбу. Человечек и рыба - аппликация. Манси двусторонний, поэтому может стоять.

Читайте также: