Аттестационный материал при инфекциях

Обновлено: 24.04.2024

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Определение

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) относится к группе острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Она, безусловно, имеет ряд значимых особенностей, отличающих ее от других заболеваний этой группы, но многие признаки, в том числе некоторые способы профилактики, являются общими для всех ОРВИ.

Пути заражения

Ведущим путем передачи нового коронавируса SARS-CoV-2 является воздушно-капельный (при кашле, чихании и разговоре на близком - менее 2 метров - расстоянии). Менее значимый контактный путь передачи реализуется во время рукопожатий и других видах непосредственного контакта с инфицированным человеком, а также через поверхности и предметы, возможно через пищевые продукты, обсемененные вирусом. Аэрозольным путем можно заразиться в помещениях с большим количеством людей и плохой вентиляцией воздуха.

Группы риска

Примерно у 80% заболевших инфекция протекает в легкой форме. Однако с учетом широкой распространенности новой коронавирусной инфекции COVID-19, огромного количества одновременно болеющих людей и 15-20% среднетяжелого и тяжелого течения существует риск неполучения своевременной медицинской помощи, нехватки лекарств и мест в стационарах. От каждого из нас во многом зависит, по какому сценарию будет развиваться эта пандемия.

Кто же входит в группу риска по тяжелому течению COVID-19? Для кого защита от болезни особенно важна?

Пациенты с сахарным диабетом являются группой риска по тяжелому течению новой коронавирусной инфекции, наиболее уязвимы лица пожилого возраста с данным заболеванием, а также люди с ожирением.

Пациенты с сахарным диабетом страдают микро- и макроангиопатиями (повреждением мельчайших сосудов – капилляров и крупных сосудов соответственно), ранним развитием атеросклероза. При коронавирусной инфекции сосудистые осложнения (тромбозы) – одна из основных причин смертности. При исходно измененной сосудистой стенке при сахарном диабете риск возникновения тромбозов возрастает. С другой стороны, тяжелая вирусная инфекция может вызывать резкие колебания уровня глюкозы в крови больных сахарным диабетом, что может вызвать декомпенсацию углеводного обмена.

Ожирение

Существует расчетный показатель – индекс массы тела (ИМТ), позволяющий оценить степень соответствия массы человека его росту. Показатель более 30 свидетельствует об ожирении. При индексе массы тела 30-34 летальность от COVID-19 может достигать 8,9%. Соответственно, при ИМТ 35-39 - 11,5%, свыше 40 - 13,5%.

Возраст старше 65 лет и другие заболевания

Люди старше 65 лет чаще страдают среднетяжелым и тяжелым течением инфекционных болезней. Кроме того, есть данные об умеренном снижении клеточного и гуморального иммунитета в пожилом возрасте.

Наличие иммунодефицитных состояний – ВИЧ, онкологические заболевания в активной фазе болезни или лечения могут стать причиной тяжелого течения новой коронавирусной инфекции.

Люди с хроническими заболеваниями сердца и легких (врожденными пороками сердца, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью, бронхиальной астмой, хронической обструктивной болезнью легких) также входят в группу риска.

Медицинские работники и сотрудники общественного транспорта, магазинов, кафе и ресторанов в связи с профессиональной деятельностью имеют длительный тесный контакт с большим количеством людей, и, как следствие, значительную вирусную нагрузку, поэтому у них повышенный риск тяжелого течения коронавирусной инфекции.

Из вышесказанного следует, что люди, относящиеся к данным категориям, должны особенно внимательно относиться к вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции. А в случае заболевания максимально быстро обращаться за медицинской помощью для постоянного наблюдения и получения адекватного лечения.

Профилактические мероприятия

Профилактика любых инфекционных заболеваний делится на специфическую (вакцинация) и неспецифическую. Неспецифическая профилактика представляет собой мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекции, и проводится в отношении источника инфекции (инфицированного человека), механизма передачи возбудителя инфекции, а также потенциально восприимчивого контингента (здоровых лиц, находящихся и/или находившихся в контакте с инфицированным человеком).

Основная цель применения вакцины от COVID-19 - не предотвращение самого заболевания, а существенное облегчение его течения и снижение вероятности развития неблагоприятных, тяжелых форм инфекции, особенно у людей из групп риска.

Вопросы безопасности и эффективности вакцин активно изучаются во всем мире. Предполагается, что при охвате вакцинацией большого количества людей, а также с учетом уже переболевших лиц, эпидемия должна пойти на спад.
В идеале вакцина от COVID-19, наряду с доказанной безопасностью, должна:

  • приводить к формированию высоких титров нейтрализующих антител (для эффективной борьбы с вирусом);
  • сопровождаться формированием низких (в идеале – нулевых) титров ненейтрализующих антител (для снижения вероятности антитело-зависимого усиления инфекции);
  • вызывать значительный и устойчивый Th1-клеточный ответ и слабый Th2-клеточный ответ (для физиологической воспалительной реакции без угрозы тяжелого поражения легких и цитокинового шторма/ОРДС);
  • поддерживать длительную иммунологическую память (клеточную и гуморальную);
  • обеспечивать защиту от возможных мутантных вариантов вируса.

Вакцинация.jpg

Неспецифическая профилактика

Поговорим подробнее о неспецифической профилактике новой коронавирусной инфекции. Как уже было сказано, возможно воздействие на источник инфекции, механизм передачи вируса и здорового человека, в отношении которого проводится профилактика. Ниже перечислены основные меры по профилактике респираторных вирусных инфекций, в том числе COVID-19.

Мероприятия в отношении источника инфекции:

    Ранняя диагностика и активное выявление инфицированных лиц, в том числе с бессимптомными формами – мазки из зева и носа для обнаружения вируса (выявление РНК SARS-CoV-2 методом ПЦР или антигена вируса – экспресс-диагностика);

Для проведения исследования в медицинских офисах необходимо предъявить СНИЛС и документ удостоверяющий личность. Запись на исследование В случае получения положительного или сомнительного результата на COVID-19 и при необходимости проведения подтверждающего тестирования обра.

*Изучив настоящие материалы при восстановлении корректной работы Портала Вы сможете поставить себе в план соответствующие ИОМ и подтвердить их освоение, пройдя тестирование.

Клиническая лабораторная диагностика

Через Личный кабинет с подтверждением освоения

При технических сложностях работы в Личном кабинете

Лабораторная диагностика коронавирусной инфекции: актуальные аспекты. От 21.12.2020

*Изучив настоящие материалы при восстановлении корректной работы Портала Вы сможете поставить себе в план соответствующие ИОМ и подтвердить их освоение, пройдя тестирование.

Медицинская помощь детям

Через Личный кабинет с подтверждением освоения

При технических сложностях работы в Личном кабинете

*Изучив настоящие материалы при восстановлении корректной работы Портала Вы сможете поставить себе в план соответствующие ИОМ и подтвердить их освоение, пройдя тестирование.

Оказание медицинской помощи выездными бригадами

Через Личный кабинет с подтверждением освоения

При технических сложностях работы в Личном кабинете

Организация специализированной медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) выездными мультидисциплинарными бригадами: тестирование (по ВМР версии 14 от 27.12.2021)

Оказание медицинской помощи в психиатрии

Через Личный кабинет с подтверждением освоения

При технических сложностях работы в Личном кабинете

Проблемы психического здоровья в условиях пандемии COVID-19. Актуализация 10.01.2022

*Изучив настоящие материалы при восстановлении корректной работы Портала Вы сможете поставить себе в план соответствующие ИОМ и подтвердить их освоение, пройдя тестирование.

Оказание медицинской помощи в акушерстве и гинекологии и неонатологии

Через Личный кабинет с подтверждением освоения

При технических сложностях работы в Личном кабинете

*Изучив настоящие материалы при восстановлении корректной работы Портала Вы сможете поставить себе в план соответствующие ИОМ и подтвердить их освоение, пройдя тестирование.

Патологоанатомические исследования

Через Личный кабинет с подтверждением освоения

При технических сложностях работы в Личном кабинете

Особенности патологоанатомических исследований при новой коронавирусной инфекции COVID-19. Актуализация 10.01.2022

*Изучив настоящие материалы при восстановлении корректной работы Портала Вы сможете поставить себе в план соответствующие ИОМ и подтвердить их освоение, пройдя тестирование.

Оказание помощи средним медицинским персоналом

Через Личный кабинет с подтверждением освоения

При технических сложностях работы в Личном кабинете

Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских организациях. Актуализация 11.11.2020

*Изучив настоящие материалы при восстановлении корректной работы Портала Вы сможете поставить себе в план соответствующие ИОМ и подтвердить их освоение, пройдя тестирование.

Лабораторные исследования при инфекционных заболеваниях. Методы

Отбор проб для анализа при инфекционных заболеваниях. Для микробиологического исследования может быть отобрана любая ткань или физиологическая жидкость организма.

Выделение чистой культуры способствует увеличению количества бактерий и их точной идентификации. Для этого используют питательные среды. Если в образце присутствует нормальная микрофлора, то применяют избирательные (селективные) среды, позволяющие создать условия, неблагоприятные для роста непатогенных микроорганизмов и способствующие росту патогенной микрофлоры.

Для получения точных результатов следует выбрать оптимальный метод отбора проб и подойти к этому процессу с должной аккуратностью. При несоблюдении правил асептики контаминация проб крови микроорганизмами извне может привести к назначению неправильного лечения.

Большинство бактерий не способны существовать вне организма хозяина: облигатные анаэробы погибают под действием кислорода воздуха, а некоторые возбудители очень чувствительны к высыханию (Neisseria gonorrhoeae). Именно поэтому анализируемые образцы сразу после отбора должны быть помещены на подходящие среды или посеяны на среды для транспортировки.

Лабораторные методы исследования при инфекционных заболеваниях

Образцы могут быть проанализированы невооружённым глазом (например, для определения взрослых гельминтов в фекалиях или крови в мокроте). Микроскопия — быстрый и недорогой метод исследования, но требует высокого технического мастерства, характеризуется низкой чувствительностью: для точного определения необходимо присутствие большого количества возбудителей.

Кроме того, очень часто условно-патогенные микроорганизмы принимают за патогенные, что связано с недостаточной специфичностью метода.

Для определения возбудителя могут быть использованы различные красители (например, аурамин или окрашивание по Цилю—Нильсену для идентификации микобактерий). Уротропиновый серебряный окрашивает хитин клеточной стенки грибов и Pneumocystis jiroveci. Краситель Гимза применяют для окрашивания возбудителей малярии, лейшманий и других паразитов.

В основе иммунофлюоресцентного метода лежит применение специфических антител, помеченных флюоресцентными маркёрами. Микроскопию осуществляют в ультрафиолетовом свете, при этом возбудитель и связанные с ним антитела светятся ярко-зелёным цветом.

Лабораторные исследования при инфекционных заболеваниях

Лабораторные исследования при инфекционных заболеваниях

Выделение чистой культуры возбудителя при инфекционных заболеваниях

Иногда, даже при выраженных клинических симптомах, возбудитель может присутствовать в очаге инфекции в количестве, недостаточном для микроскопического определения. В этом случае выделение чистой культуры позволяет увеличить численность микроорганизмов в исследуемом субстрате.

Существует два способа выращивания микроорганизмов: на жидких (увеличивается количество возбудителей) и твёрдых (исследуют отдельные колонии, в том числе и на чувствительность к антибиотикам) питательных средах. Большинство возбудителей инфекций человека достаточно требовательны к условиям культивирования. Именно поэтому питательные среды для их выращивания должны содержать белки, сахарозу и нуклеиновые кислоты (присутствующие в крови и сыворотке).

Кроме того, необходимо поддерживать соответствующий газовый состав: для культивирования анаэробов необходимо отсутствие кислорода, в то время как для облигатных аэробов (Bordetella pertussis) — наоборот. Оптимальная температура выращивания большинства патогенных микроорганизмов составляет 37 °С; культивирование некоторых фибов осуществляют при 30 С.

Идентификация возбудителя инфекционного заболевания

Симптомы заболеваний зависят от вида возбудителей, вызвавших их. Именно поэтому идентификация микроорганизма позволяет предположить клиническую картину вызываемого им заболевания (например, симптомы инфекции, вызванной Vibrio cholerae, отличны от таковых при заражении Shigella sonnei). Большое значение имеет выделение Neisseria meningitidis именно из спинномозговой жидкости. Идентификация микроорганизмов основана на:
• изучении морфологических свойств их колоний в агаре;
• различной окраске по Граму;
• способности возбудителей к образованию спор;
• изучении биохимических свойств (каталазный или коагулазный тесты).

Точное определение штамма обычно зависит от результатов биохимического анализа (например, уреазный тест) или обнаружения продуктов жизнедеятельности бактерий (индол). Возбудителей, которые не могут быть выращены на питательных средах, идентифицируют при помощи молекулярно-генетического метода ДНК и секвенирования (например, Trophyrema whippelii).

типирование при инфекционных заболеваниях

Определение чувствительности возбудителя инфекционного заболевания к антибиотикам

Если для эрадикации микроорганизмов достаточно стандартной дозы антимикробного препарата, то их считают чувствительными, если необходимо увеличение дозы лекарственного средства — относительно устойчивыми. Абсолютно устойчивыми (резистентными) называют возбудителей, в отношении которых антибиотикотерапия неэффективна. Существует широкий спектр различных методов определения чувствительности к антимикробным препаратам.

Методы Британской ассоциации антимикробной химиотерапии (British Society of Antimicrobial Chemotherapy — BSAQ и Института клинических лабораторных стандартов (Clinical Laboratory Standards Institute — С LSI) основаны на определении диаметра зоны слабого роста микроорганизмов на твёрдой питательной среде при применении антимикробного препарата.

Минимальную подавляющую концентрацию антибиотика измеряют с помощью Е-теста, растворения препарата в питательном бульоне или нанесения его на плотный агар. В последнем случае на засеянный исследуемыми микроорганизмами агар наносят бумажные диски, пропитанные различными антибиотиками (метод бумажных дисков).

Уровень чувствительности зависит от диаметра зоны пониженного роста бактерий. Однако тестирование in vitro предоставляет лишь приблизительные данные, так как в клинической практике многое зависит от состояния больного.

Серологические исследования при инфекционных заболеваниях

Серологический анализ при инфекционном заболевании

Различные виды инфекций можно идентифицировать с помощью определения иммунного ответа, возникающего при внедрении возбудителя. Для этого существует большое количество различных методов: реакция агглютинации (РА), реакция связывания комплемента (РСК), реакция нейтрализации (РН) и иммуноферментный анализ (ИФА). Диагноз устанавливают на основании:
• определения уровня антител (IgM) в ответ на попадание в организм чужеродного белка (антигена);
• определения антигена.

Молекулярный анализ при инфекционном заболевании

Южный блоттинг и метод гибридизации нуклеиновых кислот. Методы основаны на связывании меченой ДНК с анализируемым образцом, при условии, что он имеет определённую последовательность аминокислот. Связанный комплекс определяют по активности метки. Это достаточно быстрый и надёжный способ, который, тем не менее, уступает по чувствительности молекулярно-генетическим методам.

Молекулярный анализ при инфекционных заболеваниях

Метод молекулярно-генетический (NAAT)

Для диагностики инфекционных заболеваний используют несколько молекулярно-генетических методов. Механизм выделения патогенной ДНК или РНК в количестве, достаточном для постановки диагноза, для каждого метода индивидуален. Так, при молекулярно-генетическом методе ДНК возбудителя разделяют на отдельные цепи, затем синтезируют праймеры для связывания с целевыми последовательностями. Образование новой ДНК катализирует полимераза.

Основное преимущество — достижение результата даже при наличии всего лишь одной копии ДНК. Благодаря автоматизированным системам и большому выбору специальных наборов эти методы стали доступны большинству диагностических лабораторий. Новые аппараты способны выдавать результат в режиме реального времени. Генетические методы позволяют идентифицировать микроорганизмы, выращивание которых отличается сложностью или сопряжено с риском для человека (например, Mycobacterium tuberculosis и Chlamydia trachomatis).

Кроме того, их можно использовать для определения генов, кодирующих устойчивость к действию антибиотиков (например, мутационный ген rpoВ, обеспечивающий устойчивость М. tuberculosis к рифампицину). Это позволяет заранее выбрать альтернативный путь лечения инфекционных заболеваний.

Иногда необходимо проводить типирование микроорганизмов в случае их распространения в больницах или в окружающей (внебольничной) среде.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Аттестационная работа всегда окружена пристальным вниманием. В ней должны быть прописаны определенные разделы. Такой отчет несет своей целью анализ деятельности сотрудника в учреждении. Не все знают, какой должна быть аттестационная работа медсестры, и подходят к процессу написания формально. Результатом становится ее отправка на доработку. Только пользуясь рекомендациями, прописанными руководством учреждения, удастся успешно сдать работу.

  • Основные правила
  • Этапы написания
  • Трудовые обязанности
  • Знания и навыки
  • Санитарно-эпидемиологические меры
  • Обеспечение безопасности при действиях с пациентами
  • Этика и деонтология
  • Стандарты учёбы и наставничество
  • Заключительная часть
  • Палатная и процедурная медсестры

Аттестационная работа медсестры

Основные правила

Медицина испытывает необходимость в профессиональных специалистах, справляющихся со своими обязанностями быстро и качественно. По этой причине создаются особые стандарты, в соответствии с которыми необходимо написать аттестационное портфолио. Важное значение имеет поддержка со стороны руководителя сестринской службы. Он обязан помогать со сбором документов и проверкой знаний, прежде чем студентка направится на сдачу теста. Хорошую поддержку способна оказать инструкция, в которой содержатся:

  • специальные схемы;
  • отчёты;
  • симулятор теста.

Отчет о проделанной работе медсестры на категорию должен составляться по образцу. Есть определенные категории, которые должны содержаться в нем.

Этапы написания

Если речь идёт о специалисте с высшим образованием, работа должна содержать анализ предыдущих 3 лет. Претенденты со средним специальным образованием отчитываются за минувший год. Обязательное требование:

Работа операционной медсестры на высшую категорию

  1. Наличие четкой структуры.
  2. Присутствие тематических блоков.
  3. Читаемость текста. Он должен хорошо восприниматься на слух.

Работа должна содержать наименование лечебно-профилактического учреждения, в котором осуществляла свою деятельность медсестра. Также в неё следует включить описание ЛПУ.

В свободное от работы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Что ещё присутствует в разделе с описанием рабочего места:

  • особенности материально-технической базы;
  • информация о филиале организации, в котором медсестре довелось поработать;
  • короткое описание занимаемого специалистом рабочего места и его оснащенности;
  • характеристики ключевых помещений и сестринских постов, выводы об их соответствии требованиям Санэпиднадзора.

Следует обязательно указывать местоположение заведения, уровень заболеваемости здесь, численность потенциальных пациентов, обслуживаемых в ЛПУ, их состав по полу и возрасту. Аттестационный отчет должен содержать и другие сведения.

Трудовые обязанности

Медсестра обязана перечислять их в собственном отчёте. Желательно делать это по этапам, составляя график действий, которые сотрудница совершает на протяжении дня:

Как написать аттестационную работу медсестры на категорию

  • манипуляции в процедурном кабинете и на сестринском посту;
  • подготовка необходимого инструментария и его настройка;
  • действия в отношении пациентов;
  • дезинфекция, стерилизация и прочие обеззараживающие процедуры;
  • заполнение медицинских карт, составление отчётов.

Анестезист может рассказывать, какие препараты были ею использованы, для каких целей. Свои обязанности есть и у специалиста по физиотерапии. Он должен включать перечень своих навыков и проводимую за день работу в рецензию. В физиокабинете осуществляются различные манипуляции, например, массаж, нанесение лечебных грязей и прочее.

Диетсестра имеет отдельный список обязанностей, среди которых выдача пациентам плана диетического питания, консультации пациентов.

В стоматологическом отделении медсестра ассистирует врачу во время лечебных процедур, дезинфицирует инструменты, заполняет документы. Сложнее всего составить отчетность о деятельности за минувший год.

Знания и навыки

В аттестационной работе медсестры терапевтического участка должен быть проведён анализ профессиональных знаний и навыков среднего медицинского персонала. Эту информацию следует конкретизировать. Надо перечислить, что за манипуляции выполняет специалист, какими приемами неотложной помощи он владеет. При этом недостаточно просто перечислить свои обязанности. Комиссия будет внимательно присматриваться к тому, насколько объективно и точно человек анализирует свои умения.

 аттестационная работа палатной медсестры на высшую категорию

При составлении квалификационной работы, необходимой для подтверждения знаний и повышения уровня, занимаемого медработником, должна быть указана специализация ЛПУ.

Это могут быть наркологический, дерматовенерологический, психоневрологический диспансеры, инфекционное, неврологическое, офтальмологическое, хирургическое, психиатрическое и ЛОР-отделения при стационаре, отделение функциональной диагностики и УЗИ, клиника стоматологии и т. д.

Медсестра указывает, какие манипуляции освоила во время пребывания в эндоскопическом кабинете, операционном блоке, приемном отделении, в перевязочной и других местах. Любая деятельность должна быть описана максимально подробно. Те же рекомендации даются работникам детских садов и школ-интернатов.

Надо детально описывать требования по уходу за пациентами, пребывающими в различных состояниях, поведать о потенциальных последствиях проведения определенных процедур и побочном действии лекарств. Важно, чтобы затрагивались моменты, с которыми человек столкнулся на практике.

Раздел необходимо подытожить качественными и количественными показателями в деятельности медсестры, которые должны быть приведены в виде графиков либо таблиц. Можно также составлять такую информацию в форме диаграмм.

Медсестре надо привести комментарии к ним, чтобы продемонстрировать способность критически оценивать собственную работу, а также ее личный вклад в работу лечебно-профилактического учреждения.

Санитарно-эпидемиологические меры

Они вносятся в соответствующий раздел. Это часть аттестационной рецензии, необходимой для анализа:

Отчет о проделанной работе медсестры на категорию

  • соответствия требованиям асептики и антисептики мер, проводимых в учреждении; правильности манипуляций с медицинскими отходами;
  • дезинфекции и стерилизации, осуществляемых в ЛПУ;
  • организации текущих и генеральных уборок, оценка их эффективности.

Если сестра хочет получить высшую категорию, ей следует включить в работу ссылки на актуальные сегодня нормативные акты и требования. В работе должны присутствовать показатели по санэпидрежиму. Это данные, касающиеся контроля, организованного внутри учреждения. Также следует перечислить достижения, которые были отмечены в отчётном периоде. Старшие (главные) медсёстры несут ответственность за соблюдение санитарных норм в учреждении и своевременное проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения инфекции.

Обеспечение безопасности при действиях с пациентами

Далее идёт раздел, в котором описывается работа медперсонала по предотвращению вспышек эпидемий ВИЧ и вирусных гепатитов.

Обязательные действия, касающиеся этого вопроса, включают:

 аттестационная работа участковой медсестры взрослой поликлиники

Этика и деонтология

Медицинская комиссия оценивает знания основ деонтологии и этики. Специалист должен владеть общими понятиями и принципами. Но при этом надо понимать, почему так важно придерживаться указанных норм на практике, подкрепить эти тезисы случаями из реальной жизни.

Важное место в деятельности любого медработника занимает санитарно-просветительская работа. В ней должно быть указано, когда и по какому случаю были организованы беседы с пациентами, различные лекции и прочее. Можно поведать о создании специальных буклетов, рефератов, посвященных санитарно-гигиеническому воспитанию.

Стандарты учёбы и наставничество

Обычно работа медсестёр, сдающих тест на высшую категорию, включает в себя раздел, посвящённый присутствию на различных образовательных мероприятиях.

 работа на категорию медсестры процедурного кабинета

Это конференции, различные конкурсы и планерки. Следует описывать то, какую роль играл медработник в них.

Медсестра играет роль наставника для новых специалистов, студентов колледжей и ВУЗов. Поэтому надо описать, каким образом проводится такая работа. Можно поведать о целях, с которыми организуется такое наставничество. Если у медсестры был опыт по обмену специалистами других направлений, можно также включить эту информацию в свою работу.

Заключительная часть

Заключение является обязательной частью аттестационной работы на категорию. Этот раздел как бы подводит итоги проведенной деятельности, оценивает достигнутые результаты. В нём автор указывает потенциальные проблемы и возможные пути их решения.

Список научной и нормативной литературы надо привести сразу после заключительной части. Это источники, использованные при написании работы. Их роль могут играть интернет-источники, научные статьи, диссертации. Некоторые медсёстры самостоятельно разрабатывают методическую литературу. В таких случаях необходимо приводить и их названия в тексте.

Самоотчет медсестры на категорию должен отображать ее профессионализм и грамотность. Следует продемонстрировать, что она не обязана следовать исключительно требованиям врачей. Это полноценный участник лечебного процесса.

Палатная и процедурная медсестры

Аттестационная работа палатной медсестры на высшую категорию должна включать определённые пункты. В ней следует указывать характеристики учреждения, где работал специалист. Надо обозначить профессиональный маршрут. После характеристик места указывают ключевые разделы работы. Далее идут описание санэпидрежима, проводимой санитарно-просветительской работы. В конце приводится оценка работы за отдельно взятый период. Далее медсестра делает выводы по своей работе и описывает задачи на предстоящий временной промежуток.

 самоотчет медсестры на категорию

Процедурная медсестра выполняет манипуляции, назначенные врачом. Она осуществляет забор крови из вены, следит за движением лекарств в отделении, их правильным хранением. На ее плечи возложены и обязанности по стерилизации инструментов и других расходных материалов. Все эти процессы необходимо отразить в аттестационной работе.

Важно при этом учитывать, что как структура, так и оформление должны быть составлены в соответствии с требованиями учреждения, проверяющего работу. Для каждой категории предусматриваются свои нормативы. Пример аттестационной работы участковой медсестры взрослой поликлиники можно скачать онлайн. Готовый документ с приведенным в нем планом увеличит шансы на получение необходимой квалификации.


Аттестация медицинских работников на категорию — это право, а не обязанность. Для чего нужна такая аттестация и как она проводится, расскажем в нашей статье.

Аттестация — это не повышение квалификации

Право осуществлять медицинскую деятельность в нашей стране имеют лица, обладающие специальным образованием и свидетельством об аккредитации.

ВАЖНО! До 2016 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2021 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.

В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.

Аттестация медицинских работников в 2022 году: правовые основы

Аттестация медицинских работников в 2022 году регулируется специальным НПА — приказом Минздрава России от 22.11.2011 № 1083н, который определяет порядок и процедуру получения категорий. Данный норматив заменил ранее действовавший аналогичного назначения — приказ Минздрава России от 23.04.2013 № 240н.

ВАЖНО! До 1 января 2023 года аттестация медицинских и фармацевтических работников на получение квалификационной категории приостановлена, за исключением аттестации на присвоение категории впервые и получение более высокой категории (п. 1 приказа Минздрава России от 07.02.2022 № 59н).

Так или иначе, приказ № 1083н — действующий нормативный акт по аттестации, общий для лиц с высшим и средним образованием. При этом:

  • специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием аттестуют согласно номенклатуре специальностей из приказа Минздрава России от 07.10.2015 № 700н;
  • специалистов со средним медобразованием — согласно номенклатуре из приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н;
  • специалистов, имеющих иное высшее профобразование,— по должностям согласно номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Врачи и фармацевты проходят аттестацию один раз в 5 лет, за исключением аттестации на получение более высокой категории. На более высокую категорию аттестация проводится не ранее чем через два года с момента издания акта о присвоении текущей категории (п. 5 Порядка, утвержденного приказом № 1083н).

В феврале 2022 года Минздрав выпустил приказ — от 07.02.2022 № 59н, разъясняющий особенности прохождения медработниками и фармацевтами аттестации для получения квалификационной категории в 2022 году. В соответствии с п. 1 документа прохождение ими аттестации приостанавливается до 01.01.2023 (исключение — аттестация на присвоение квалификационной категории впервые, а также более высокой квалификационной категории). А в соответствии с п. 3 документа на 12 месяцев продлевается срок действия квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 1 января по 31 декабря 2022 года. В том числе — срок действия присвоенных категорий, которые были продлены в период:

  • с 01.02.2022 по 01.01.2021 в соответствии с приказом Минздрава России от 30.04.2020 № 394н;
  • до 01.01.2022 в соответствии с приказом Минздрава России от 02.02.2021 № 41н.

С 1 марта 2022 года работодатели учитывают большое количество нововведений в сфере охраны труда.

Всего квалификационных категорий три:

Для каждой из них приказом № 1083н закреплены требования к стажу, знаниям и умениям специалиста медицинского профиля.

Общие правила аттестации врачей и медработников среднего звена

Аттестацию медицинских работников проводит экспертная группа специальной аттестационной комиссии. Сам экзамен включает в себя три этапа:

  1. Экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста. Такой отчет подается соискателем в пакете документов, требуемых для прохождения аттестации, и предварительно оценивается комиссией с вынесением заключения.
  2. Тестирование. Успешным считается выполнение 70% от общего объема тестовых заданий.
  3. Собеседование по теории и практике.

Итоговым результатом экзамена/аттестации будет решение комиссии о присвоении категории или отказе в этом. В случае несогласия решение можно обжаловать в органе госвласти или организации, которыми была создана комиссия. В данном случае правомерно говорить о действии нормы, установленной п. 91 Административного регламента, утвержденного приказом Минздрава России от 10.09.2020 № 959н. Приказ № 1083н не содержит норм, устанавливающих порядок обжалования действий аттестационной комиссии (в отличие от приказа № 240н, в соответствии с которым обжалование было возможно в течение года после принятия комиссией решения по аттестации).

Присвоение категории оформляется распорядительным актом указанного органа (организации). О присвоении категории специалиста уведомляет ответственный секретарь.

ВАЖНО! С 1 марта 2022 года работодатели обязаны информировать сотрудников об условиях и охране труда.

Итоги

Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.

Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: