Бешенство матки лечение в средние века

Обновлено: 19.04.2024

Методы лечения, применяемые Гиппократом, в основном сходны с описанными в египетских папирусах. Они также основывались на приеме и ингаляции ароматических и зловонных веществ с целью вернуть матку в нормальное положение. Однако лечение женщин, не живших половой жизнью, проводилось иначе, чем, например, вдов. В случае, если больная была вдовой, она непосредственно после истерического припадка получала сильное слабительное, затем ослиное молоко. Потом ее половые органы окуривали благовониями, вводили влагалищное кольцо, которое должно было удерживать матку в правильном положении, а на следующий день его заменяли кольцом с горьким миндалем. Через 2 дня проводили ароматическое спринцевание влагалища, на следующий день вводили кольцо, пропитанное мятой, затем снова проводили окуривание. У девиц не предпринимали никаких лечебных мероприятий. В основном они получали касторовое масло в вине натощак или можжевеловое вино с эфиопским тмином. Женщину купали в горячей воде, которую она затем должна была пить [Veith, 1965]. Рекомендовали вызывать приступы чиханья, что должно было привести к возвращению матки на свое место. Наилучшим методом терапии по отношению как к вдовам, так и к девицам считалось замужество и беременность. Такого рода советы, к сожалению, дают и сегодня некоторые врачи, особенно гинекологи, не знающие сущности истерических расстройств.

Гиппократ подчеркивал важную роль дифференцирования истерии и эпилепсии, которую он считал болезнью мозга, требующей совсем других способов лечения. При обследовании врач нажимал пальцами на живот больной и, если она чувствовала давление, диагностировал расстройства истерического происхождения; если же больная не ощущала давления, считал, что она, вероятно, страдает эпилепсией.

Пропагандируемые Гиппократом и, его современниками— просвещенными греческими врачами рациональные методы лечения часто были малоэффективны при определенных истерических расстройствах Поэтому больные стали искать помощь у богов и ожидали исцеления в храмах Асклепия, греческого бога врачевания, мифологического сына Аполлона и нимфы Корониды. В IV в. до н. э. в Греции было около 300 таких храмов, в которых больные подвергались мистическим и ритуальным процедурам, основанным главным образом на внушении Там оказывали помощь лицам с истерической слепотой, афонией и параличами [Edelstein, Edelstein, 1945].

Соран лечил в соответствии с правилом методической школы — contraria contrariis curantur (противоположное лечи противоположным —Примеч. ред.), но в то же время ценил девиз similia similibus curantur (подобное лечи подобным.— Примеч. ред.) и потому симптомы истерического удушья и рвоты пытался ликвидировать, назначая средства, вызывающие идентичные симптомы (например, применение морозника белоцветного вызывало резкие приступы поперхивания). Методы лечения, заключающиеся в применении зловонных и душистых препаратов, он считал неправильными. Он критиковал также методы лечения, предлагаемые другими известными врачами, например, Диоклом (сдавление в области эпигастрия) или Асклепиадом (тугое бинтование живота, громкие крики и нюхание уксуса).

Он подчеркивал также изменчивость, разнородность форм и внезапность появления истерических симптомов и выделил три клинические формы истерии: 1) потеря сознания и неподвижность; 2) обмороки, сочетающиеся со слабостью и удушьем, но без потери сознания; 3) спастические парезы конечностей. Терапия сводилась к теплым спринцеваниям влагалища и раздражению пальцами половых органов, что должно было побудить матку к выделению своеобразного семени [Cesbron, 1909].

Во II и III веках н. э. наблюдается отчетливое влияние мистицизма и религии на медицину, что проявляется главным образом обращением за помощью вновь в храмы Асклепия и появлением веры в демонов как в причину всяческих болезней и несчастий. Отказ от многочисленных богов и возврат к древним верованиям в злых духов стали для эллинистического общества шагом назад и одновременно почвой для развития монотеизма. Отсюда относительно быстрое восприятие убеждений, принесенных христианской религией, и довольно долгий период поклонения Христу как врачевателю тела и духа по примеру Асклепия (Эскулапа). Слияние языческих и христианских идей формировало взгляды на истерию. Радикальная перемена точки зрения на истерию и ее лечение наступила под влиянием произведений и деятельности св. Августина (354—430 гг. н. э.), который на многие столетия привил миру демонологическую концепцию соматических заболеваний и психических расстройств.

Упор на ведущую роль половых факторов в этиологии истерии, ярче всего проявляющийся в теории Галена, подчеркивающей патогенетическое значение длительного полового воздержания, явно противоречил христианским образцам добродетели, понимаемой в категориях сексуального воздержания. Решение этой дилеммы нашел св. Августин, дополнивший чисто физиологическое отношение древних греков и римлян к половому акту элементом эротизма, а затем резко разделивший естественную, служащую для продолжения рода, функцию половых сношений и чувственное удовольствие. С этого момента безгрешным и оправданным становится половое сношение, предпринимаемое лишь исключительно с целью продолжения рода, а каждое сношение, целью которого было чувственное удовольствие, становилось греховным. По св. Августину, любая чувственность исходит от безбожных духов, соответствующих злым демонам (божествам низшего ранга) языческих верований. Это ночные оборотни, нападающие ночью и принуждающие к сожитию женщин (так называемые инкубы, т. е. демоны мужского пола) и мужчин (так называемые суккубы, т. е. демоны женского пола), приводя их таким образом к одержимости. Одержимость демонами проявлялась прежде всего внезапными расстройствами поведения (например, истерическими припадками) и внезапной утратой зрения, голоса, речи и т. п. Симптомы истерической слепоты, афонии (или немоты) или приступов судорог могут быть излечены исключительно с помощью чудес, творимых во имя Христа. Быстрое исчезновение истерических расстройств укрепляло веру в силу чудесных исцелений. Следует подчеркнуть, что св. Августин не отличал соматических болезней и психических расстройств, в том числе, конечно, истерии от состояния одержимости [Veith, 1965], так как считал все болезни человека выражением зла, присущего его природе.

Лечение женской истерии или “бешенство матки” Медицина, Бешенство, Лечение, Длиннопост

Женская истерия была некогда общим медицинским диагнозом, найденным исключительно в женщинах. Диагностика и изучение женской истерии были обычными явлением в течение сотен лет в Западной Европе и Америке. В 1859 году врачи утверждали, что четверть всех женщин страдают от истерии. Один американский доктор опубликовал 75 страниц возможных признаков болезни и назвал список неполным. Согласно документу, почти любая болезнь могла соответствовать диагнозу женской истерии. История этого диагноза очевидно спорна из-за широкого диапазона причудливых признаков и причин, таких как бессонница, одышка, раздражительность, потеря аппетита.

Древние римляне несколько продвинулись в вопросе изучения расстройств, вызванных нарушениями функционирования матки. Древнегреческий ученый Соран Эффеский, трудившийся в Риме, выдвинул предположение, что матка — это все-таки неподвижный орган, а истерия вызывается ее спазмами. Римляне считали, что корень проблем с маткой лежит также в области половой жизни и сексуальных расстройств.

Знаменитый ученый эпохи Возрождения Парацельс доказал, что истерия относится к душевным заболеваниям и не имеет демонической природы. Новыми методами лечения недуга стали пиявки и банки, которые ставили на низ живота.

Лечение женской истерии – наружный и проникающий массаж половых органов

С давних пор женскую истерию напрямую связывали с сексуальной неудовлетворенностью, поэтому пациенткам назначался ежедневный тазовый массаж. Во время этих сессий доктор вручную стимулировал гениталии женщины. Интересно отметить, что этот диагноз был весьма выгоден для врачей, так как пациентки не были при смерти, но нуждались в постоянной заботе и оплате доктору за каждый оздоровительный сеанс стимуляции. Тазовый массаж использовался как лечение женщин до начала 20 века. Затем резко уменьшилось число диагнозов женской истерии, и сегодня это больше не признанная болезнь.

Лечение женской истерии или “бешенство матки” Медицина, Бешенство, Лечение, Длиннопост

Аппараты Тейлора размещались в терапевтических клиниках, а также на курортах. В дополнение к вибрирующим массажерам священник Себастьян Кнайпп — признанный авторитет в гидротерапии — предложил использовать сидячие ванны с восходящими потоками воды. На многих курортах того времени эти приборы оставались чуть ли не единственным методом лечения всех женских заболеваний и пользовались просто бешеным успехом! Впрочем, и сейчас восходящий душ является одной из самых популярных физиотерапевтических процедур.

Лечение женской истерии или “бешенство матки” Медицина, Бешенство, Лечение, Длиннопост

Лечение женской истерии, стимуляция электрическим током

Кроме этого по мнению именитых медиков того времени, органы напрямую или косвенно влияющие на возникновение и лечение женской истерии, необходимо было стимулировать электрическим током. Это нововведение считалось самым эффективным и современным для тех лет методом лечения, позволяющим принимать процедуры не только под наблюдением врача в клинике, но и самостоятельно, в домашней обстановке.

Лечение женской истерии или “бешенство матки” Медицина, Бешенство, Лечение, Длиннопост

Лечение женской истерии

Жан Мартен Шарко (1825-1895) достиг всемирной славы и основал науку неврологию. Он выделил множествен­ный склероз, расширил понимание полиомиелита, одно из не­врологических расстройств названо его именем. Основные же область его исследований – это заболевание под названием истерия.

Лечение женской истерии или “бешенство матки” Медицина, Бешенство, Лечение, Длиннопост

Душ Шарко - повышает тонус мышц, улучшает кровообращение и снимает напряжение

Именно он является автором душа Шарко. Когда с расстояния нескольких метров он направлял сильнейшую струю воды на своих пациенток, создавая эффект очень плотного массажа. Такой душ повышает тонус мышц, улучшает кровообращение, снижает вес и снимает напряжение.

В России истеричные женщины назывались кликушами. Хотя первые упоминания о бесноватых мужчинах и женщинах встречаются с XI века.

Россия как XVII—XIX веков обычно не отставала от модных тенденций, кроме того здесь обнаружен особый род истерии – кликушество. Как обычно, в отличии от заграничных, российские медики использовали более эффективный, но столь приятный пациенток метод лечения истерии.

Например, Даль, Владимир Иванович - отнюдь не кабинетный учёный, протёрший лысину в битве с пыльными томами. Даль - человек дела, обладатель громадных дарований и ещё больших недостатков. Памятник ему следовало поставить ещё при жизни и тут же снести, чтоб другим самородкам-дилетантам неповадно было нарушать академическое благолепие.

За свою жизнь Владимир Иванович успел побывать (загибайте пальцы) мичманом Императорского флота, военным врачом, писателем, членом-корреспондентом Академии Наук, политзаключённым (дважды), чиновником для особых поручений. Наводил понтонную переправу через Вислу, участвовал в тяжелейшем Хивинском походе. Был в приятелях у известного питерского бузотёра и дуэлянта - Пушкина Александра Сергеевича. Даль консультировал Пушкина после злополучной дуэли на Чёрной Речке, а позже участвовал во вскрытии тела. Перу Даля принадлежит знаменитая "Записка о ритуальных убийствах", которая в 2010 г. внесена в не менее знаменитый "Федеральный список экстремистских материалов" под номером 1494. Между прочим, Даль знал 12 иностранных языков. Воистину, талантливый человек талантлив во всём. На фоне этих свершений "Толковый словарь живого великорусского языка" выглядит побочным увлечением скучающего интеллигента. А ещё Владимир Иванович занимался практической психиатрией.

Заболеванию обыкновенно предшествует "период предвестников". Он начинается расстройством у будущей кликуши ее характера: она делается печальной, раздражительной, беспокойной, легко поддается влиянию ничем не объяснимого страха, тоскует, испытывает беспричинную ненависть и отвращение к людям, которых прежде могла даже любить. Будущая кликуша часто страдает головокружениями, тяжестью в голове, бессонницей, слабостью, потемнением в глазах, сердцебиением, стеснением в груди, болью в желудке. К этим расстройствам вскоре присоединяются другие явления: часто наступающие вздутия живота, бурчания и странные ощущения в нем, трепетание под ложечкой и наконец чувство - как будто что-то "подкатывается под сердце и ложится тут, как пирог".

Место приступа выбирается не в поле и не в избе, а в людном месте, ибо для заболеваний такого рода необходимы зрители. Кликуши ". по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресеньям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом; уверяют, что в них вошло сто бесов, кои гложут у них животы, и проч." Кликушество - заразная болезнь. Как отмечал Даль: "Болезнь эта пристает от одной бабы к другим, и где есть одна кликуша, там вскоре показывается их несколько. Другими словами, они друг у друга перенимают эти проказы, потому что им завидно смотреть на подобострастное участие и сожаление народа, окружающего кликушу и нередко снабжающего её из сострадания деньгами".

Заболеванию обыкновенно предшествует "период предвестников". Он начинается расстройством у будущей кликуши ее характера: она делается печальной, раздражительной, беспокойной, легко поддается влиянию ничем не объяснимого страха, тоскует, испытывает беспричинную ненависть и отвращение к людям, которых прежде могла даже любить. Будущая кликуша часто страдает головокружениями, тяжестью в голове, бессонницей, слабостью, потемнением в глазах, сердцебиением, стеснением в груди, болью в желудке. К этим расстройствам вскоре присоединяются другие явления: часто наступающие вздутия живота, бурчания и странные ощущения в нем, трепетание под ложечкой и наконец чувство - как будто что-то "подкатывается под сердце и ложится тут, как пирог".

Место приступа выбирается не в поле и не в избе, а в людном месте, ибо для заболеваний такого рода необходимы зрители. Кликуши ". по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресеньям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом; уверяют, что в них вошло сто бесов, кои гложут у них животы, и проч." Кликушество - заразная болезнь. Как отмечал Даль: "Болезнь эта пристает от одной бабы к другим, и где есть одна кликуша, там вскоре показывается их несколько. Другими словами, они друг у друга перенимают эти проказы, потому что им завидно смотреть на подобострастное участие и сожаление народа, окружающего кликушу и нередко снабжающего её из сострадания деньгами".

Лечение женской истерии или “бешенство матки” Медицина, Бешенство, Лечение, Длиннопост

Собрать в субботу, перед праздником, и высечь розгами

Ввиду чрезвычайно заразности кликушества и ущерба, наносимого кликушами крестьянскому хозяйству, Владимир Иванович Даль предложил чрезвычайно простой терапевтический метод: "Покуда на селе одна только кликуша - можно смолчать, потому-то иногда это бывает баба в падучей болезни (устаревшее название эпилепсии); но коль скоро появится другая, или третья, то необходимо собрать их всех вместе, в субботу, перед праздником, и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой сымет".

Лечение женской истерии или “бешенство матки” Медицина, Бешенство, Лечение, Длиннопост

Собрать в субботу, перед праздником, и высечь розгами

Источник: Даль В.И. "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" ("Иллюстрация", 1845-1846, 2-е изд. СПб., 1880)

Лечение женской истерии или “бешенство матки” Медицина, Бешенство, Лечение, Длиннопост

Собрать их в субботу, перед праздником, и высечь розгами

Резюмируя историю женской истерии, можно сделать вывод, что современные секс игрушки, для женщин в большой степени являются разновидностью медицинских приборов, а не развлечением, даже учитывая удовольствие от процесса. Сейчас предлагаются самые разнообразные сексуальные игрушки для женщин, которые подойдут как для использования соло, так и для внесения разнообразия в интимные отношения с партнером. Секс-шопы завлекают огромным ассортиментом фаллоимитаторов на любой вкус, вибраторов для стимуляции каждой эрогенной зоны, анальные стимуляторы, вагинальные шарики, вибропомпы, страпоны и еще много других секс-игрушек, способных удовлетворить любой ваш каприз.

В наше время у истерии нет шансов испортить Вам жизнь. Если конечно древние медики выявили правильный источник "бешенства матки".

Упоминание о расстройствах матки встречаются еще в трактатах Древнего Египта, однако тогда это считалось симптомом скорее половой распущенности. В качестве метода лечения предлагалось окуривать орган благовониями и употреблять внутрь деготь.

В итоге, как полагал Гиппократ, матка буквально перемещалась по организму и могла оказаться в легких и даже в мозге. Все это могло вызывать, по мнению философа, в том числе психические расстройства вроде постоянной навязчивой тревоги.

Древние римляне несколько продвинулись в вопросе изучения расстройств, вызванных нарушениями функционирования матки. Древнегреческий ученый Соран Эффеский, трудившийся в Риме, выдвинул предположение, что матка — это все-таки неподвижный орган, а истерия вызывается ее спазмами.

Римляне считали, что корень проблем с маткой лежит также в области половой жизни и сексуальных расстройств.

В других случаях священники проводили обряды экзорцизма, пытаясь изгнать бесов из матки. Это было особенно популярно среди пожилых, овдовевших и одиноких женщин.

Знаменитый ученый эпохи Возрождения Парацельс доказал, что истерия относится к душевным заболеваниям и не имеет демонической природы. Новыми методами лечения недуга стали пиявки и банки, которые ставили на низ живота.

В это же время ученые мужи выдвинули предположение, что истерия — болезнь, преследующая женщин скорее из высшего света, нежели бедных и незнатных дам. Настоящий прорыв произошел уже в начале XVII века, когда было признано, что истерия может проявляться как у женщин, так и у мужчин и даже детей.

Кроме того, считали, что заболевание имеет в том числе эмоциональную природу, а не связано лишь с физиологией.


В Викторианскую эпоху истерия была чрезвычайно расхожим диагнозом. Врачи предлагали множество решений проблемы: во-первых, удаление половых органов, как самой матки, так и клитора. Нет гениталий — нет проблем, полагали эскулапы второй половины XIX века.

Еще одним методом был электрический ток, применявшийся к пациенткам. Наконец, возможно, самым популярным средством был прямой массаж половых органов, который способствовал сексуальной разрядке женщины.

До определенного времени наука не признавала, что прекрасный пол способен получать от половых сношений удовольствие, однако впоследствии этот миф был развеян. Поначалу доктора проводили сеансы, пользуясь непосредственно руками, однако уже в 1882 году свет увидел и первый вибратор, работающий от электричества.

Изобретение завоевало необычайную популярность, его покупка не считалась чем-то зазорным, так как приспособление проходило по разряду фактически медицинских инструментов.

Известный французский врач-психиатр, один из учителей Фрейда, Жан Шарко, перевел истерию в разряд психический заболеваний, отрицая их неврологическую подоплеку. Шарко был одним из первых, кто придумал лечить пациенток гипнозом.

Доктор опробовал свои методы на постояльцах лечебницы, куда помещали женщин с подобным диагнозом. Шарко установил, что они не имели каких-либо заболеваний мозга или других серьезных физиологических отклонений.

Ему удалось продемонстрировать, как пациентки под гипнозом провоцировали характерные симптомы истерии и как потом возвращались обратно в нормальное состояние. Шарко считал, что одним из важнейших этапов исцеления является глубокая уверенность больного в том, что он способен выздороветь.

Зигмунд Фрейд пошел дальше Шарко. Довольно быстро разочаровавшись в гипнозе как методе лечения истерии, он стал применять психоанализ. Фрейд был убежден, что мужчины страдают от схожего недуга не меньше женщин.

Корнем проблемы он видел подавленные сексуальные желания и детские фантазии. Фрейд перевел истерию в разряд заболеваний, вызванных исключительно психическими переживаниями, отрицая тем самым все предыдущие теории о физической неудовлетворенности как первопричине.

По его мнению, пациент, страдающий истерией, неспособен к зрелым отношениям, его либидо не развилось в полной мере, оставив его зародышем в сексуальном плане.

В годы Первой и Второй мировой многие европейские доктора отмечали, что количество пациентов с диагнозом истерия значительно возросло. Притом она активно поражала и мужчин: истерия могла быть спровоцирована страхом смерти и вызывала паралич и тошноту.

Было отмечено, что после окончания Первой мировой многим молодым людям с прекрасной и чистой до той поры медицинской картой заболеваний ставили такой диагноз. Исследования, проведенные в Индии в 1950-м году, показали, что у 57% пациентов, каждый из которых состоял на службе в армии в 40-х, была выявлена такая болезнь.

Постепенно диагноз истерия вовсе исчез из списка заболеваний: его заменили более широкие понятие вроде депрессии и нервного расстройства или расстройства личности.

Веками причудливые женские капризы, перепады настроения и апатию объясняли то колдовством, то бесами, то природной ущербностью.

фото1.jpg

Древние римляне несколько продвинулись в вопросе изучения расстройств, вызванных нарушениями функционирования матки. Древнегреческий ученый Соран Эффеский, трудившийся в Риме, выдвинул предположение, что матка — это все-таки неподвижный орган, а истерия вызывается ее спазмами. Римляне считали, что корень проблем с маткой лежит также в области половой жизни и сексуальных расстройств.

Знаменитый ученый эпохи Возрождения Парацельс доказал, что истерия относится к душевным заболеваниям и не имеет демонической природы. Новыми методами лечения недуга стали пиявки и банки, которые ставили на низ живота. В это же время ученые мужи выдвинули предположение, что истерия — болезнь, преследующая женщин скорее из высшего света, нежели бедных и незнатных дам. Настоящий прорыв произошел уже в начале XVII века, когда было признано, что истерия может проявляться как у женщин, так и у мужчин и даже детей. Кроме того, считали, что заболевание имеет в том числе эмоциональную природу, а не связано лишь с физиологией.

В Викторианскую эпоху истерия была чрезвычайно расхожим диагнозом. Врачи предлагали множество решений проблемы: во-первых, удаление половых органов, как самой матки, так и клитора. Нет гениталий — нет проблем, полагали эскулапы второй половины XIX века. Еще одним методом был электрический ток, применявшийся к пациенткам. Наконец, возможно, самым популярным средством был прямой массаж половых органов, который способствовал сексуальной разрядке женщины. До определенного времени наука не признавала, что прекрасный пол способен получать от половых сношений удовольствие, однако впоследствии этот миф был развеян. Поначалу доктора проводили сеансы, пользуясь непосредственно руками, однако уже в 1882 году свет увидел и первый вибратор, работающий от электричества. Изобретение завоевало необычайную популярность, его покупка не считалась чем-то зазорным, так как приспособление проходило по разряду фактически медицинских инструментов.

Известный французский врач-психиатр, один из учителей Фрейда, Жан Шарко, перевел истерию в разряд психический заболеваний, отрицая их неврологическую подоплеку. Шарко был одним из первых, кто придумал лечить пациенток гипнозом. Доктор опробовал свои методы на постояльцах лечебницы, куда помещали женщин с подобным диагнозом. Шарко установил, что они не имели каких-либо заболеваний мозга или других серьезных физиологических отклонений. Ему удалось продемонстрировать, как пациентки под гипнозом провоцировали характерные симптомы истерии и как потом возвращались обратно в нормальное состояние. Шарко считал, что одним из важнейших этапов исцеления является глубокая уверенность больного в том, что он способен выздороветь.

фото2.jpg

Зигмунд Фрейд пошел дальше Шарко. Довольно быстро разочаровавшись в гипнозе как методе лечения истерии, он стал применять психоанализ. Фрейд был убежден, что мужчины страдают от схожего недуга не меньше женщин. Корнем проблемы он видел подавленные сексуальные желания и детские фантазии. Фрейд перевел истерию в разряд заболеваний, вызванных исключительно психическими переживаниями, отрицая тем самым все предыдущие теории о физической неудовлетворенности как первопричине. По его мнению, пациент, страдающий истерией, неспособен к зрелым отношениям, его либидо не развилось в полной мере, оставив его зародышем в сексуальном плане.

Постепенно диагноз истерия вовсе исчез из списка заболеваний: его заменили более широкие понятие вроде депрессии и нервного расстройства или расстройства личности.

Читайте также: