Целевая программа по бруцеллезу

Обновлено: 24.04.2024

Профилактика и ликвидация бруцеллеза крупного рогатого скота в хозяйствах всех форм собственности с использованием научных данных и передового опыта, современных методов профилактики и диагностики заболевания и создания устойчивого эпизоотического благополучия по бруцеллезу;

профилактика бруцеллеза крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, благополучных по данному заболеванию;

ограничения распространения бруцеллеза крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, фермерских хозяйствах и индивидуальных хозяйствах граждан;

оздоровление крупного рогатого скота от бруцеллеза в неблагополучных пунктах по данному заболеванию;

совершенствование материально-технической оснащенности государственных ветеринарных лабораторий, повышение качества и эффективности диагностических исследований;

проведение организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на защиту животноводческих объектов и животных от проникновения инфекционного начала;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

эпизоотический мониторинг заболевания бруцеллезом крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий;

формирование системы взаимодействия органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики с непосредственными исполнителями Программы

Основные мероприятия Программы

Общие организационно-хозяйственные и ветеринарно-санитарные мероприятия;

применение технологических схем специальных противобруцеллезных мероприятий;

строительство и реконструкция ветеринарно-санитарных объектов в сельскохозяйственных подразделениях и населенных пунктах;

организация и проведение искусственного осеменения коров в хозяйствах всех категорий;

приобретение современных приборов и оборудования для проведения комплексной и дифференциальной диагностики бруцеллеза;

обеспечение ветеринарной службы республики и сельскохозяйственных предприятий биопрепаратами, дезинфектантами и другими расходными материалами ветеринарного назначения;

обеспечение продовольственной безопасности и защиты людей от возможного заражения бруцеллезом;

пропаганда и агитация

Сроки и этапы реализации Программы

Программа выполняется в 2005-2009 годах. Исходя из настоящего эпизоотического состояния Карачаево-Черкесской Республики по бруцеллезу крупного рогатого скота и материально-технической оснащенности производственных баз государственных учреждений, задействованных в Программе, выполнение ее разделено на три взаимосвязанных между собой этапа:

первый этап - 2005-2006 годы

второй этап - 2007-2008 годы

третий этап - 2009 год

Управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, территориальные районные государственные администрации, органы местного самоуправления (по согласованию), заинтересованные юридические лица

Объем и источники финансирования Программы

Финансирование, всего 3220 тысяч рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 1720 тысяч рублей - 54% (по согласованию);

республиканский бюджет - 1500 тысяч рублей - 46%

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация программных мероприятий приведет к:

снижению заболеваемости животных бруцеллезом, выбраковке ценных и племенных животных, сокращению потери животных от данного заболевания;

охране благополучных и оздоровлению неблагополучных по бруцеллезу крупного рогатого скота хозяйств всех категорий;

созданию высокопродуктивных стад в хозяйствах всех форм собственности, свободных от заболевания бруцеллезом крупного рогатого скота;

обеспечению населения доброкачественной в ветеринарно-санитарном отношении животноводческой продукцией;

развитию материально-технической базы задействованных в Программе ветеринарных учреждений и сельскохозяйственных подразделений всех форм собственности

Система организации контроля за реализацией мероприятий Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик. Государственный заказчик ежегодно представляет в Правительство Карачаево-Черкесской Республики отчет о ходе реализации Программы в срок до 15 сентября.

  • Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
  • Раздел 2. Цель и задачи Программы
  • Раздел 3. Основные мероприятия Программы
  • Раздел 4. Сроки и основные этапы выполнения Программы
  • Раздел 5. Механизм реализации и финансового обеспечения Программы
  • Раздел 6. Контроль за ходом исполнения Программы
  • Раздел 7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
  • Приложение. Перечень программных мероприятий

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Бруцеллез сельскохозяйственных животных наносит большой ущерб экономике республики и представляет серьезную опасность для людей. Обострившаяся в последние годы в республике эпидемиолого-эпизоотическая обстановка по бруцеллезу, связанная как с имеющимися недостатками в учете сельскохозяйственных животных, сосредоточением его в личных подсобных хозяйствах граждан, так и с возросшей неконтролируемой торговлей сельскохозяйственными животными и продуктами животноводства без ветеринарно-санитарной экспертизы, проведением подворного убоя больных животных, требует более новых подходов к решению этой проблемы.

Заболеваемость людей бруцеллезом в республике остается достаточно высокой. Дагестан - один из самых неблагополучных по бруцеллезу регионов Российской Федерации. В последние годы отмечается рост показателей заболеваемости людей с впервые установленным диагнозом бруцеллеза, который многократно превышает средний по Российской Федерации показатель: в 2005 году - 255 случаев, интенсивный показатель (далее - ИП) - 9,7 (РФ - 0,34), в 2006 году - 235 случаев, ИП - 8,8 (РФ - 0,29), в 2007 году - 163 случая, ИП - 6,17 (РФ - 0,2), в 2008 году - 180 случаев, ИП - 6,77 (РФ - 0,29), в 2009 году - 239 случаев, ИП - 8,99 (РФ - 0,29), в 2010 году - 171 случай, ИП - 6,25 (РФ - 0,3), в 2011 году - 199 случаев, ИП - 7,21 (РФ - 0,34).

Из общего числа заболевших в 2011 году 52,6 процента составили больные острой формой, 11,4 процента - подострой, 36 процентов - впервые выявленные больные хронической формой. Из числа заболевших 88,9 процента - сельские жители. По профессиональному составу из числа заболевших: чабанов - 6,8 процента, ветеринарных работников - 0,5 процента. Эпидемиологическое расследование случаев заболевания бруцеллезом среди людей показало, что 30 процентов заболевших - владельцы сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, 26,2 процента больных принимали участие в окотной кампании, из которых 1,9 процента - дети до 17 лет. Убоем скота и разделкой мяса занимались 15 процентов, в стрижке овец участвовали 16,3 процента. Наиболее поражаемая возрастная группа - от 20 до 40 лет.

Вызывает озабоченность факт регистрации случаев заболевания бруцеллезом детей. В настоящее время случаи заболевания детей бруцеллезом отмечены в 16 административно-территориальных единицах республики. Так, в 2007 году среди всех заболевших бруцеллезом дети до 17 лет составили 9,2 процента, в 2008 году - 16,1 процента, 2009 году - 10,5 процента, 2010 году - 5,9 процента, 2011 году - 12 процентов.

Следует отметить, что распространенность бруцеллеза в республике остается повсеместной. В настоящее время этим заболеванием охвачены 43 административно-территориальные единицы Республики Дагестан. Ежегодно выявляются новые неблагополучные по бруцеллезу населенные пункты и хозяйства. Неблагополучными по бруцеллезу крупного рогатого скота районами являются: Бабаюртовский - 1 населенный пункт (с. Геметюбе), Гунибский - 4 (с. Салта, с. Бухты, с. Корода, с. Кудали), Хунзахский - 1 (с. Орота "Львовское" N 7), Рутульский - 1 (с. Рутул), Унцукульский (Бабаюртовская зона отгонного животноводства) - 1 (СПК "Араканский"), Гергебильский - 1 (ПК "Мурад"), Кизлярский - 1 (ООО "Аверьяновка"), Цумадинский - 1 (с. Нижний Гаквари), Гумбетовский - 1 (с. Аргвани), а также г. Кизляр (пос. Комсомольский) - 1. По бруцеллезу мелкого рогатого скота неблагополучными районами являются: Кизлярский - 1 (СПК "Огузерский"), Шамильский (Кочубеевская зона отгонного животноводства) - 1 (СПК "Гасанова"), Ботлихский - 1 (СПК "Хелетуринский"), Кизилюртовский - 1 (с. Новый Чиркей), Рутульский - 1 (с. Кина).

Значительное влияние в распространении бруцеллеза оказывает поголовье частного сектора, а также продукция животноводства, производимая и перерабатываемая индивидуальными предпринимателями в личных подсобных хозяйствах с использованием нестандартных и малоконтролируемых технологий. Реализуемая продукция зачастую не проходит ветеринарно-санитарную экспертизу, о чем свидетельствует рост регистрации бруцеллеза среди владельцев личного скота и лиц, по роду деятельности не связанных с животноводством.

Проблема бруцеллеза в Республике Дагестан в настоящее время вышла из-под контроля и требует вмешательства государственных структур. Ее невозможно решить только силами ветеринарных и медико-санитарных служб. Необходимо активное участие органов местного самоуправления, руководителей хозяйств, агропромышленных объединений и граждан - владельцев скота.

До настоящего времени администрациями муниципальных образований не приняты меры по созданию в районах и городах условий для ветеринарной обработки скота, содержащегося в индивидуальных подворьях, отсутствуют загоны, расколы, базы, площадки для убоя скота, не налажен учет и идентификация сельскохозяйственных животных.

Ветеринарные и медицинские учреждения нуждаются в укреплении материально-технической базы. Проводимые профилактические мероприятия по предотвращению распространения бруцеллеза среди людей и сельскохозяйственных животных малоэффективны. В связи с этим возникает необходимость изыскания новых форм в организации противобруцеллезных мероприятий и принятия республиканской целевой программы.

Осуществление мероприятий в рамках настоящей Программы позволит обеспечить снижение уровня заболеваемости бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных, сократить расходы на лечение больных и оздоровление неблагополучных по бруцеллезу населенных пунктов, снизить первичный выход людей на инвалидность.

2. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели, сроки реализации Программы

Основной целью Программы является снижение уровня заболеваемости бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных.

Задачами Программы являются:

обеспечение населения безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией животноводства, улучшение качества ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения;

правовая и социальная защита людей, больных и переболевших профессиональными заболеваниями бруцеллезной этиологии;

оздоровление неблагополучных по бруцеллезу населенных пунктов и хозяйств.

Динамика значений целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении 1 к настоящей Программе.

Программа реализуется в один этап с 2013 по 2016 год.

3. Перечень мероприятий Программы

Программа включает мероприятия по следующим направлениям:

профилактика бруцеллеза среди населения республики;

правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с бруцеллезом;

предупреждение бесконтрольного завоза скота и распространения бруцеллеза в Республике Дагестан, ветеринарная экспертиза и сертификация продукции животноводства;

от 3 февраля 2012 года N 15-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С БРУЦЕЛЛЕЗОМ ЛЮДЕЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2016 ГОДЫ"]

1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "О мерах по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2012-2016 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "О мерах по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2012-2016 годы" (далее - Программа) Комитет по ветеринарии Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 70975,6 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет) и может ежегодно уточняться, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

4. Комитету по ветеринарии Республики Дагестан и Министерству здравоохранения Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ

Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 3 февраля 2012 года N 15-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С БРУЦЕЛЛЕЗОМ ЛЮДЕЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2016 ГОДЫ"


I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан

Задачи по профилактике и борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных предусмотрены федеральными законами от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и другими нормативными правовыми актами. Однако выполнение указанных задач затруднено в связи с отсутствием механизмов их реализации, особенно в части отчуждения и сдачи на убой больных бруцеллезом сельскохозяйственных животных, осуществления надзора за ввозом, реализацией животных и продуктов животноводства, а также сырья животного происхождения, возмещения дополнительных расходов ветеринарным и лечебно-профилактическим учреждениям за проведение противоэпизоотических и противоэпидемиологических мероприятий в очагах инфекции и неблагополучных пунктах.

разработку дополнительных правовых и нормативно-методических документов по вопросам, обеспечивающим профилактику и борьбу с бруцеллезом;

подготовку методического руководства по разработке типового макета территориальной целевой программы по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных;

тиражирование сборника нормативно-методических документов по вопросам профилактики бруцеллеза и ветеринарно-санитарных правил;

организацию и проведение мероприятий по охране территории Республики Дагестан от заноса и распространения особо опасных болезней животных;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы вывозимых животных, продуктов животноводства;

создание мобильных ветеринарно-полицейских постов на федеральных трассах для контроля за завозом животных и продуктов животноводства;

открытие дополнительных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках республики;

санитарное благоустройство, оснащение и оборудование рынков;

приобретение специального автотранспорта, средств для проведения дезинфекционных работ;

строительство и реконструкцию ветеринарно-санитарных объектов.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Бруцеллез сельскохозяйственных животных наносит большой ущерб экономике республики и представляет серьезную опасность для людей.

Обострившаяся в последние годы в республике эпидемиолого-эпизоотическая обстановка по бруцеллезу, связанная с отсутствием учета сельскохозяйственных животных, сосредоточением его в личных подсобных хозяйствах, возросшей неконтролируемой торговлей сельскохозяйственными животными и продуктами животноводства без ветеринарно-санитарной экспертизы, проведение подворного убоя больных животных требуют кардинально новых подходов к решению этой проблемы.

Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости бруцеллезом в республике продолжает оставаться напряженной. Показатель заболеваемости в десятки раз превышает среднефедеративный показатель: в 2005 г. - 255 случаев, инфекционный показатель (далее - ИП) - 9,7 (РФ - 0,34), 2006 г. - 235 случаев, ИП - 8,8 (РФ - 2,29), 2007 г. - 163 случая, ИП - 6,17 (РФ - 0,2), 2008 г. - 180 случаев, ИП - 6,77 (РФ - 0,29), 2009 г. - 239 случаев, ИП - 8,99 (РФ - 0,29), 2010 г. - 171 случай, ИП - 6,25.

Распространенность бруцеллеза остается повсеместной, охвачено 43 населенных пункта.

Из года в год выявляются новые неблагополучные пункты и хозяйства по бруцеллезу сельскохозяйственных животных. Неблагополучными районами по бруцеллезу крупного рогатого скота являются: Бабаюртовский - 2 населенных пункта (с. Геметюбе, с. Советское), Гунибский - 5 (с. Салта, с. Бухты, с. Мегеб, с. Корода, с. Кудали), Хунзахский - 2 (с. Тануси, с. Орота "Львовское" N 7), Рутульский - 1 (с. Рутул), Унцукульский (Бабаюртовская зона отгонного животноводства) - 1 (СПК "Араканский"). По бруцеллезу мелкого рогатого скота неблагополучные: Кизлярский - 1 (с. Черняевка "Новый Кутан"), Кумторкалинский - 1 (с. Учкент), Магарамкентский - 1 (с. Новый Гапцах), Кизилюртовский - 1 (с. Новый Чиркей).

Из общего числа заболевших в 2010 году 48,2 проц. составили больные острой формой, 13,9 проц. - подострой, 37,8 проц. - хронической, впервые выявленной формой. По составу: 6,7 проц. - чабаны, 1,5 проц. - ветеринарные работники, 49,8 проц. - владельцы сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, 26,2 проц. - принимали участие в окотной кампании, из них детей до 17 лет - 1,9 проц., убоем скота и разделкой мяса занимались 15 процентов. В стрижке овец участвовало 16,3 процента.

Подавляющее число заболевших - сельские жители, которые составили в 2007 г. 96,1 проц., 2008 г. - 95,4 проц., 2009 г. - 92,3 проц., 2010 г. - 92,3 процента. Наиболее поражаемая возрастная группа - от 20 до 40 лет.

Вызывает озабоченность факт регистрации случаев заболевания бруцеллезом среди детского населения на 16 административных территориях. Так, в 2007 г. среди всех заболевших бруцеллезом дети до 17 лет составили 9,2 проц., в 2008 г. - 16,1 проц. (в т.ч. дети до 14 лет - 5,5 проц.), в 2009 г. - 10,5 проц. (в т.ч. дети до 14 лет - 1,7 проц.), 2010 г. - 5,9 проц. (до 14 лет - 4,7 проц.).

В 2010 г. выявлено 4 случая профессионального заражения бруцеллезом (Каякентский, Хасавюртовский, Кизлярский районы, г. Махачкала), в 2009 году - 3.

Бактериологическое исследование на выделение возбудителя бруцеллеза от больных в 2010 г. не проводилось из-за отсутствия необходимых реактивов в федеральном казенном учреждении здравоохранения "Дагестанская противочумная станция".

В республике система информационного обеспечения для разъяснения ветеринарно-санитарных и санитарно-гигиенических норм и правил профилактики бруцеллеза размещена только на официальном сайте Комитета по ветеринарии Республики Дагестан.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

Ветеринарные и медицинские лечебно-профилактические учреждения из-за дефицита финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан не оснащаются своевременно необходимыми диагностическими и иммунобиологическими препаратами, что не позволяет на современном уровне и в полном объеме проводить комплекс противобруцеллезных и лечебно-диагностических мероприятий.

В условиях недостаточного финансирования и не соответствующего нормативам материально-технического снабжения обеспечить эпизоотолого-эпидемиологическое благополучие республики представляется затруднительным.

Эту проблему невозможно решить только силами ветеринарных и медико-санитарных служб, необходимо активное участие органов местного самоуправления, руководителей хозяйств, агропромышленных объединений и граждан - владельцев сельскохозяйственных животных.

В частности, до настоящего времени администрациями не предприняты меры по созданию в районах и городах условий для ветеринарных обработок скота, содержащегося в индивидуальных подворьях, отсутствуют загоны, расколы, базы, скотобойные площадки для убоя скота, не налажен учет и идентификация сельскохозяйственных животных.

В связи с этим возникает необходимость перехода на новые формы организации и проведения противобруцеллезных мероприятий в виде реализации целевых программ путем придания им государственного характера как на республиканском, так и на муниципальном уровне.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Программа нацелена на снижение заболеваемости бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных, обеспечение населения безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией животноводства, улучшение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства.

Мероприятия Программы финансируются за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан.

При решении проблемы заболеваемости бруцеллезом программно-целевым методом возможны 3 варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.

Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.

Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели. При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.

Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 проц. заявленного объема.

При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости бруцеллезом, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования. Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять отдельные проекты и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Указанный вариант не предусматривает кардинального изменения принципов реализации Программы, не включает проведение современных методов диагностики бруцеллеза, совершенствование лечения бруцеллеза, улучшение качества диспансеризации переболевших, совершенствование системы государственного ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора за бруцеллезом, предупреждения завоза и распространения бруцеллеза в Республике Дагестан, поэтому реализация Программы будет сопряжена с риском ведомственной разобщенности мероприятий по обеспечению единой политики в области профилактики бруцеллеза.

Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов. По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях.


V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Срок реализации Программы - 2012-2016 годы.

Программа имеет среднесрочный характер.


VI. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам и показателям Программы, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Основными целями Программы являются снижение заболеваемости людей и сельскохозяйственных животных бруцеллезом, обеспечение населения безопасной продукцией животноводства.

Динамика заболеваемости бруцеллезом людей снизится с 6,25 случая на 100 тыс. населения в 2010 г. (базовое значение) до 5,2 случая в 2016 г., заболеваемость бруцеллезом сельскохозяйственных животных снизится с 0,24 проц. (базовое значение 2010 г.) до 0,1 проц. в 2016 году. Охват иммунизацией против бруцеллеза контингентов группы риска возрастет с 15 проц. в 2010 г. до 95 проц. в 2016 году. Процент охвата иммунизацией крупного и мелкого рогатого скота возрастет с 88,1 проц. (в 2010 г.) до 98 проц. в 2016 году.

Достижение вышеуказанных целей обеспечивается решением следующих задач:

правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с бруцеллезом;

предупреждение завоза и распространения бруцеллеза в Республике Дагестан, улучшение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства;

совершенствование системы эпизоотического и эпидемиологического надзора за бруцеллезом, государственного контроля за проведением профилактических, противоэпизоотических, противоэпидемических и ветеринарно-санитарных мероприятий;

совершенствование диагностики и лечения бруцеллеза, улучшение качества диспансеризации переболевших;

правовая и социальная защита людей, больных и переболевших профессиональными заболеваниями бруцеллезной этиологии;

развитие системы информирования населения о мерах профилактики бруцеллеза, подготовка медицинских кадров;

оздоровление неблагополучных пунктов по бруцеллезу;

обеспечение своевременной диагностики и качественного проведения лабораторных исследований сельскохозяйственных животных.


VII. Предложения по объемам и источникам финансирования

Реализация Программы обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы в 2012-2016 гг. составляет 70975,6 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы могут уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год.


VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы заключается в:

Закон Республики Дагестан от 17 декабря 2012 г. N 93
"Об утверждении республиканской целевой программы "Борьба с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2013-2016 годы"

Принят Народным Собранием Республики Дагестан 29 ноября 2012 года

ГАРАНТ:

Законом Республики Дагестан от 27 декабря 2013 г. N 102 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2014 г.

17 декабря 2012 года

Республиканская целевая программа
"Борьба с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2013-2016 годы"
(утв. Законом Республики Дагестан "Об утверждении республиканской целевой программы "Борьба с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2013-2016 годы")

республиканская целевая программа "Борьба с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2013-2016 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Республики Дагестан от 3 февраля 2012 года N 15-р

Государственный заказчик Программы

Комитет по ветеринарии Республики Дагестан

Основной разработчик Программы

Комитет по ветеринарии Республики Дагестан

Цель и задачи Программы

снижение уровня заболеваемости бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных

обеспечение населения безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией животноводства, улучшение качества ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения

правовая и социальная защита людей, больных и переболевших профессиональными заболеваниями бруцеллезной этиологии

оздоровление неблагополучных по бруцеллезу населенных пунктов и хозяйств

Целевые индикаторы и показатели Программы

заболеваемость бруцеллезом людей

заболеваемость бруцеллезом сельскохозяйственных животных

охват иммунизацией против бруцеллеза контингентов группы риска людей

охват иммунизацией против бруцеллеза крупного и мелкого рогатого скота

Сроки реализации Программы

Объемы и источники финансирования Программы

финансирование Программы предусматривается из республиканского бюджета Республики Дагестан в размере 63 677,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

стабилизация эпидемиологической ситуации по бруцеллезу, снижение заболеваемости бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных

снижение прямых и косвенных затрат, связанных с заболеванием бруцеллезом

предупреждение бесконтрольного завоза скота и распространения бруцеллеза в республике

совершенствование диагностики и лечения бруцеллеза, улучшение качества диспансеризации переболевших людей

развитие системы информирования населения о мерах профилактики бруцеллеза

выявление и оздоровление неблагополучных по бруцеллезу населенных пунктов и хозяйств

улучшение системы учета сельскохозяйственных животных путем проведения идентификации (биркования)

Контроль за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Бруцеллез сельскохозяйственных животных наносит большой ущерб экономике республики и представляет серьезную опасность для людей. Обострившаяся в последние годы в республике эпидемиолого-эпизоотическая обстановка по бруцеллезу, связанная как с имеющимися недостатками в учете сельскохозяйственных животных, сосредоточением его в личных подсобных хозяйствах граждан, так и с возросшей неконтролируемой торговлей сельскохозяйственными животными и продуктами животноводства без ветеринарно-санитарной экспертизы, проведением подворного убоя больных животных, требует более новых подходов к решению этой проблемы.

Заболеваемость людей бруцеллезом в республике остается достаточно высокой. Дагестан - один из самых неблагополучных по бруцеллезу регионов Российской Федерации. В последние годы отмечается рост показателей заболеваемости людей с впервые установленным диагнозом бруцеллеза, который многократно превышает средний по Российской Федерации показатель: в 2005 году - 255 случаев, интенсивный показатель (далее - ИП) - 9,7 (РФ - 0,34), в 2006 году - 235 случаев, ИП - 8,8 (РФ - 0,29), в 2007 году - 163 случая, ИП - 6,17 (РФ - 0,2), в 2008 году - 180 случаев, ИП - 6,77 (РФ - 0,29), в 2009 году - 239 случаев, ИП - 8,99 (РФ - 0,29), в 2010 году - 171 случай, ИП - 6,25 (РФ - 0,3), в 2011 году - 199 случаев, ИП - 7,21 (РФ - 0,34).

Из общего числа заболевших в 2011 году 52,6 процента составили больные острой формой, 11,4 процента - подострой, 36 процентов - впервые выявленные больные хронической формой. Из числа заболевших 88,9 процента - сельские жители. По профессиональному составу из числа заболевших: чабанов - 6,8 процента, ветеринарных работников - 0,5 процента. Эпидемиологическое расследование случаев заболевания бруцеллезом среди людей показало, что 30 процентов заболевших - владельцы сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, 26,2 процента больных принимали участие в окотной кампании, из которых 1,9 процента - дети до 17 лет. Убоем скота и разделкой мяса занимались 15 процентов, в стрижке овец участвовали 16,3 процента. Наиболее поражаемая возрастная группа - от 20 до 40 лет.

Вызывает озабоченность факт регистрации случаев заболевания бруцеллезом детей. В настоящее время случаи заболевания детей бруцеллезом отмечены в 16 административно-территориальных единицах республики. Так, в 2007 году среди всех заболевших бруцеллезом дети до 17 лет составили 9,2 процента, в 2008 году - 16,1 процента, 2009 году - 10,5 процента, 2010 году - 5,9 процента, 2011 году - 12 процентов.

Следует отметить, что распространенность бруцеллеза в республике остается повсеместной. В настоящее время этим заболеванием охвачены 43 административно-территориальные единицы Республики Дагестан. Ежегодно выявляются новые неблагополучные по бруцеллезу населенные пункты и хозяйства. Неблагополучными по бруцеллезу крупного рогатого скота районами являются: Бабаюртовский - 1 населенный пункт (с. Геметюбе), Гунибский - 4 (с. Салта, с. Бухты, с. Корода, с. Кудали), Хунзахский - 1 (с. Орота "Львовское" N 7), Рутульский - 1 (с. Рутул), Унцукульский (Бабаюртовская зона отгонного животноводства) - 1 (СПК "Араканский"), Гергебильский - 1 (ПК "Мурад"), Кизлярский - 1 (ООО "Аверьяновка"), Цумадинский - 1 (с. Нижний Гаквари), Гумбетовский - 1 (с. Аргвани), а также г. Кизляр (пос. Комсомольский) - 1. По бруцеллезу мелкого рогатого скота неблагополучными районами являются: Кизлярский - 1 (СПК "Огузерский"), Шамильский (Кочубеевская зона отгонного животноводства) - 1 (СПК "Гасанова"), Ботлихский - 1 (СПК "Хелетуринский"), Кизилюртовский - 1 (с. Новый Чиркей), Рутульский - 1 (с. Кина).

Значительное влияние в распространении бруцеллеза оказывает поголовье частного сектора, а также продукция животноводства, производимая и перерабатываемая индивидуальными предпринимателями в личных подсобных хозяйствах с использованием нестандартных и малоконтролируемых технологий. Реализуемая продукция зачастую не проходит ветеринарно-санитарную экспертизу, о чем свидетельствует рост регистрации бруцеллеза среди владельцев личного скота и лиц, по роду деятельности не связанных с животноводством.

Проблема бруцеллеза в Республике Дагестан в настоящее время вышла из-под контроля и требует вмешательства государственных структур. Ее невозможно решить только силами ветеринарных и медико-санитарных служб. Необходимо активное участие органов местного самоуправления, руководителей хозяйств, агропромышленных объединений и граждан - владельцев скота.

До настоящего времени администрациями муниципальных образований не приняты меры по созданию в районах и городах условий для ветеринарной обработки скота, содержащегося в индивидуальных подворьях, отсутствуют загоны, расколы, базы, площадки для убоя скота, не налажен учет и идентификация сельскохозяйственных животных.

Ветеринарные и медицинские учреждения нуждаются в укреплении материально-технической базы. Проводимые профилактические мероприятия по предотвращению распространения бруцеллеза среди людей и сельскохозяйственных животных малоэффективны. В связи с этим возникает необходимость изыскания новых форм в организации противобруцеллезных мероприятий и принятия республиканской целевой программы.

Осуществление мероприятий в рамках настоящей Программы позволит обеспечить снижение уровня заболеваемости бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных, сократить расходы на лечение больных и оздоровление неблагополучных по бруцеллезу населенных пунктов, снизить первичный выход людей на инвалидность.

2. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели, сроки реализации Программы

Основной целью Программы является снижение уровня заболеваемости бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных.

Задачами Программы являются:

обеспечение населения безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией животноводства, улучшение качества ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения;

правовая и социальная защита людей, больных и переболевших профессиональными заболеваниями бруцеллезной этиологии;

оздоровление неблагополучных по бруцеллезу населенных пунктов и хозяйств.

Динамика значений целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении 1 к настоящей Программе.

Программа реализуется в один этап с 2013 по 2016 год.

3. Перечень мероприятий Программы

Программа включает мероприятия по следующим направлениям:

профилактика бруцеллеза среди населения республики;

правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с бруцеллезом;

предупреждение бесконтрольного завоза скота и распространения бруцеллеза в Республике Дагестан, ветеринарная экспертиза и сертификация продукции животноводства;

совершенствование системы государственного контроля, эпизоотического и эпидемиологического надзора за заболеваемостью бруцеллезом в Республике Дагестан;

развитие системы информирования населения о мерах профилактики бруцеллеза, подготовка кадров.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 2 к настоящей Программе.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Реализация Программы обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы в 2013-2016 годах составляет 63 677,6 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы могут уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год.

5. Механизм реализации Программы

В реализации Программы участвуют Комитет по ветеринарии Республики Дагестан и Министерство здравоохранения Республики Дагестан, которые несут ответственность за своевременную реализацию мероприятий Программы, решение задач, рациональное использование выделенных денежных средств.

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан.

Комитет по ветеринарии Республики Дагестан - государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы.

Государственный заказчик Программы:

осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативно-правовое и методическое обеспечение;

обобщает и анализирует статистическую отчетность по ее реализации и опубликовывает доклады о ходе и результатах реализации Программы;

на основе ежегодных докладов подготавливает и представляет в Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан отчеты о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;

ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые индикаторы и показатели, расходы по мероприятиям Программы и при необходимости вносит в Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан предложения по корректировке, продлению срока ее реализации либо о прекращении ее выполнения.

По завершении реализации Программы государственный заказчик Программы подготавливает доклад о выполнении Программы и эффективности использования средств за весь период ее реализации и представляет его до 1 марта 2017 года в Правительство Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан.

6. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Социально-экономическая эффективность реализации Программы заключается:

в стабилизации эпидемиологической ситуации по бруцеллезу;

в снижении по сравнению с 2011 годом заболеваемости бруцеллезом людей на 35,1 процента, сельскохозяйственных животных - на 59,1 процента, доведение охвата иммунизации против бруцеллеза крупного и мелкого рогатого скота до 94 процентов, контингентов группы риска людей - до 80 процентов;

в снижении по сравнению с 2011 годом прямых и косвенных затрат, связанных с заболеванием бруцеллезом на 5 процентов;

в предупреждении бесконтрольного завоза скота и распространения бруцеллеза в республике;

в совершенствовании диагностики и лечения бруцеллеза, улучшении качества диспансеризации переболевших людей;

в развитии системы информирования населения о мерах профилактики бруцеллеза;

в выявлении и оздоровлении неблагополучных по бруцеллезу населенных пунктов и хозяйств на территории Республики Дагестан;

в улучшении системы учета сельскохозяйственных животных путем проведения идентификации (биркования).

"Борьба с бруцеллезом людей

и сельскохозяйственных животных

в Республике Дагестан

на 2013-2016 годы"

Динамика значений целевых индикаторов и показателей республиканской целевой программы "Борьба с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2013-2016 годы"

Читайте также: