Чем лечить ребенка от лишая доктор комаровский

Обновлено: 18.04.2024

Цистит у детей – это заболевание, которое обычно вызывается бактериями. Воспаление мочевого пузыря или цистит – наиболее распространенный вариант инфекции мочевыводящих путей (ИМП) у детей. ИМП может развиться в любой части мочевыводящих путей вашего ребенка, включая уретру, мочевой пузырь, мочеточники или почки. У всех здоровых детей есть бактерии на теле и в кишечнике, которые не наносят вреда. Иногда бактерии могут попасть в мочевой пузырь и вызвать воспаление. Оно возможно у детей любого возраста, в том числе у младенцев.

Какой врач занимается терапией цистита у ребенка?

Первые рекомендации предоставит педиатр или семейный доктор. Он же направит к узкому специалисту – детскому урологу, который определит болезнь и назначит адекватную терапию. Девочкам рекомендуется также посетить детского гинеколога. При хронической форме заболевания дополнительно обращаются к иммунологу, инфекционисту.

Причины и механизмы развития

Чаще всего инфекция мочевого пузыря вызывается бактериями, которые обычно находятся в кишечнике. Цистит или воспаление мочевого пузыря – одна из частых проблем мочевыделительной системы у детей. Иногда врачи используют более общий термин – инфекция мочевыводящих путей (ИМП), если невозможно точно определить, что поражен только мочевой пузырь, есть признаки уретрита и пиелонефрита.

Инфекции мочевого пузыря ежегодно отмечаются примерно у 3 из 100 детей. Младенцы в возрасте до 12 месяцев чаще болеют ИМП, чем дети более старшего возраста. В течение первых нескольких месяцев жизни ИМП чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. К 1 году вероятность развития ИМП у девочек выше, чем у мальчиков, а девочки по-прежнему подвергаются более высокому риску в детстве и подростковом возрасте.

У каких детей чаще развивается инфекция мочевого пузыря

У девочек гораздо больше шансов заболеть инфекциями мочевого пузыря, чем у мальчиков, за исключением первого года жизни. Среди мальчиков младше 1 года, тех, у кого не была удалена крайняя плоть (выполнено обрезание) имеют более высокий риск инфекции мочевого пузыря. Тем не менее, у большинства необрезанных мальчиков инфекция мочевого пузыря не развивается.

Как правило, любое патологическое состояние или привычка задерживать мочу в мочевом пузыре ребенка слишком долго, могут привести к инфекции. Другие факторы, которые могут повысить вероятность развития цистита, включают:

  • гиперактивный мочевой пузырь, излечимое заболевание, которое часто проходит по мере взросления ребенка;
  • неполное опорожнение мочевого пузыря;
  • слишком долгое ожидание, чтобы помочиться;
  • запор – менее двух испражнений в неделю или жесткие фекалии, которые болезненны или трудны для прохождения;
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР) – обратный поток некоторого количества мочи из мочевого пузыря по направлению к почкам во время мочеиспускания;
  • сужение уретры – проблему, которая ограничивает нормальный поток мочи, например, камень или слишком узкий канал (стриктура). В некоторых случаях это может быть связано с врожденным дефектом;
  • нарушения правил гигиены, дефекты ухода за маленьким ребенком;
  • семейный анамнез цистита.

Среди девочек-подростков более склонны к инфекции мочевого пузыря те, кто ведет половую жизнь. Из-за особенностей анатомии у девочек гораздо больше шансов заболеть инфекцией мочевого пузыря, чем у мальчиков.

У девочек уретра короче, чем у мальчиков, таким образом, бактериям нужно проделать небольшой путь, чтобы достичь мочевого пузыря и вызвать инфекцию.

У девочек уретра расположена ближе к анальному отверстию, источнику бактерий, которые могут вызвать инфекцию мочевого пузыря.

Классификация заболевания у детей

  • Осложненный (с присоединением перитонита и других недугов) либо неосложненный.
  • Острый (сопровождается воспалением под- и слизистого слоев, в ряде случаев – кровоточивостью стенок мочевого пузыря) либо хронический (морфологические патологии затрагивают слой мускулатуры).
  • Очаговый либо тотальный (по степени распространенности).
  • Первичный (без аномалий структуры и нарушения функции пузыря) либо вторичный (происходит по причине остаточной мочи ввиду неправильной анатомии и функциональности пузыря). Источник:
    К.В. Митрофанов
    Циститы у детей // Мать и дитя в
    Кузбассе, 2005, №1(20), с.3-9

Причины возникновения воспаления:

  • инфекция, попадающая из почек, уретры, тазовых и более отдаленных органов;
  • нарушение функционирования мочевого пузыря;
  • неправильное строение органа;
  • неполное и/или нерегулярное опорожнение;
  • кишечная палочка;
  • синегнойная палочка, клебсиелла, протей (более редкие возбудители);
  • вирусная инфекция (влияние непрямое – приводит к неправильной микроциркуляции мочи, что становится хорошим фоном для болезни);
  • уреаплазма, хламидия, микоплазма (обычно причина заражения – хламидиоз у родителей, а также отсутствие гигиены, посещение общественных бань и т. д.);
  • фимоз (актуально для мальчиков);
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс;
  • грибок (при иммунодефиците).

Дополнительные факторы риска появления цистита:

Как проявляется цистит у ребенка: основные симптомы

У ребенка есть способы защититься от проникновения инфекции в мочевыводящие пути. Например, моча выходит из почек вашего ребенка через мочеточники в мочевой пузырь. Бактерии, попадающие в мочевыводящие пути, выводятся наружу во время мочеиспускания. Этот односторонний поток мочи не дает бактериям заразить мочевыводящие пути. Иногда защитные силы организма ослабевают, и бактерии восходящим путем попадают в мочевой пузырь,вызывая его воспаление. Если у ребенка есть симптомы цистита или у него жар без ясной причины, обратитесь к врачу в течение 24 часов.

Циститы часто встречаются у детей, особенно у девочек (что связано с особенностями строения мочевых путей). Немедленное лечение цистита у ребенка может предотвратить поражение почек (пиелонефрит). Он может развиться из-за инфекции, которая распространяется вверх по одному или обоим мочеточникам. Инфекции почек очень болезненны, могут быть опасными и вызывают серьезные проблемы со здоровьем, поэтому лучше начать лечение как можно раньше.

Признаки заболевания у грудных младенцев и детей до года:

  • сниженный аппетит либо полный отказ от питания;
  • беспокойность, которая усиливается, когда ребенок мочится;
  • плач, нервное возбуждение либо, наоборот, вялость и слабость;
  • повышенная температура тела, вплоть до лихорадки;
  • спазм уретрального сфинктера снаружи, задержка мочи ввиду выработанного рефлекса;
  • изменение мочи: мутность, осадок, хлопья, отталкивающий запах.

У детей старшего возраста симптомы достаточно яркие, выраженные. Основные симптомы – это боль в нижней части живота, спины или в боку, а также острая потребность в мочеиспускании или частые походы в туалет. Некоторые малыши, которые уже приучены к горшку или ходят в туалет, теряют контроль над своим мочевым пузырем и могут мочиться в постель. Родители также могут увидеть капли крови в моче и/или мочу розового цвета.

Важно знать, как проявляется цистит у детей младшего возраста. У младенцев могут быть более общие симптомы, такие как суетливость, снижение аппетита, плач, беспокойство на горшке или лихорадка. Другие симптомы цистита включают:

  • жжение или боль при опорожнении мочевого пузыря;
  • зловонную или мутную мочу;
  • резкие позывы к мочеиспусканию, а потом выделение всего нескольких капель мочи;
  • высокую температуру;
  • тошноту или рвоту;
  • диарею.

Как определить острый цистит?

Болезнь проявляется быстро, со стремительным нарастанием симптоматики:

  • позывы к опорожнению мочевого пузыря каждые 20 минут или чаще;
  • боль над лобком, отдающаяся в промежность и усиливающаяся при прощупывании живота и даже малой наполненности мочевого пузыря;
  • затрудненный выход мочи, сопровождающийся резями и болью;
  • недержание мочи;
  • несколько капель крови после мочеиспускания;
  • позывы, не приводящие к мочеиспусканию.

Хроническая форма заболевания

Вторичное заболевание, которое характеризуется аналогичной клинической картиной в периоды обострений. Дети испытывают дискомфорт в лобковой зоне, страдают от недержания и заметно учащенного мочеиспускания. Источник:
Пигарева, Н.А. Цап
Хронический цистит у детей: современный взгляд на этиологию,
патогенез, клинику, диагностику и лечение (обзор литературы)
// Российский вестник, 2012, т.II, №2, с.32-37

Диагностика патологии у детей

Если у ребенка есть симптомы цистита, немедленно обратитесь к педиатру. Врач назначит анализы мочи, чтобы проверить их на наличие бактерий. Нужно собирать мочу несколькими способами:

  1. Дети постарше могут писать в стерильный стаканчик.
  2. Младшим детям, которые не приучены пользоваться туалетом, используют стерильный полиэтиленовый мочеприемник на гениталии для сбора мочи.
  3. Детям, которые носят подгузники, можно вставить трубку (катетер) в уретру и мочевой пузырь для сбора пробы.

В лаборатории смотрят на образец под микроскопом, чтобы определить, есть ли микробы в моче. Мочу также можно культивировать – лаборант помещает мочу в чашку, чтобы посмотреть, какие бактерии в ней растут. Это может помочь врачу точно определить микробы, вызвавшие цистит, чтобы он знал, какие препараты нужно прописать для их уничтожения.

УЗИ использует звуковые волны, чтобы определить любые препятствия или другие проблемы в почках и мочевых путях.

Микционная цистоуретрограмма с введением жидкости в мочевой пузырь через трубку применяется, чтобы показать любые проблемы в уретре или мочевом пузыре, когда ребенок мочится.

Ядерное сканирование использует жидкости, содержащие небольшое количество радиоактивного материала, чтобы увидеть, насколько хорошо работают почки.

КТ, или компьютерная томография, это мощный рентгеновский снимок, который делает подробные снимки мочевого пузыря и почек.

МРТ, или магнитно-резонансная томография, использует мощные магниты и радиоволны для получения изображений мочевого пузыря и почек.

Методы лечения

После определения диагноза врач определяет, как лечить цистит у детей. Для терапии острого и хронического цистита в детском возрасте разработаны клинические рекомендации, которые определяют набор действий и препаратов для каждого случая.

В основном, применяют антибиотики. Эти лекарства убивают бактерии. Дети обычно принимают их от 3 до 10 дней (чаще всего 7-10 дней). Ваш врач может сделать еще один анализ мочи после того, как ребенок закончит прием лекарства, чтобы увидеть, исчезла ли инфекция. Всегда принимайте лекарства полным курсом, даже если ребенку станет лучше. Слишком раннее прекращение может сделать микробы устойчивыми к антибиотикам и вызвать повторный цистит.

Большинство ИМП проходят примерно через неделю. У некоторых детей симптомы сохраняются в течение нескольких недель. Обратитесь врачу, если симптомы вашего ребенка не начнут улучшаться через 3 дня после начала приема антибиотиков или если они ухудшаются.

Если состояние ребенка тяжелое, возможна госпитализация, где врачи будут решать, как лечится цистит в зависимости от возраста и тяжести. Может быть показано внутривенное введение антибиотиков и обезболивающие, если ребенку меньше 2 месяцев или у него рвота, боли в животе. Продолжительность лечения зависит от того:

  • насколько серьезна инфекция;
  • исчезают ли у ребенка симптомы и признаки цистита;
  • есть ли у ребенка повторные инфекции мочевого пузыря, пузырно-мочеточниковый рефлюкс или другая проблема с мочевыводящими путями.

Важно! Помочь ребенку и полностью вылечить его может только врач. Самолечение может привести к определенным осложнениям, усугубить течение болезни.

Как облегчить состояние дома, что принимать

При лечении цистита дома детям следует пить много жидкости и часто мочиться, чтобы ускорить выведение микробов и подавление воспаления. Лучше всего пить воду, предварительно уточнив у лечащего врача, сколько жидкости следует принимать ребенку. Грелка на спине или животе ребенка может помочь облегчить боль, вызванную инфекцией мочевого пузыря, они могут использоваться как первая помощь до визита к врачу.

Профилактика

Прием достаточного количества жидкости, соблюдение правил гигиены и пользования подгузниками, ношение свободной одежды, лечение связанных с циститом проблем со здоровьем может помочь предотвратить ИМП у ребенка или подростка.

Важно избегать запоров. Твердый стул может давить на мочевыводящие пути и блокировать отток мочи, позволяя бактериям расти. Помогая ребенку регулярно опорожняться, можно предотвратить запор.

Если у вашего ребенка пузырно-мочеточниковый рефлюкс, структуры мочевыводящих путей или анатомическая проблема, обратитесь к детскому урологу или другому специалисту. Лечение этих состояний может помочь предотвратить повторные инфекции мочевого пузыря.

Диабет и другие проблемы здоровья могут увеличить риск инфекции мочевого пузыря. Спросите у педиатра, как снизить риск развития инфекции мочевого пузыря.

Источники:

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

У нас трое детей. На момент истории им было почти 5 лет, 8 лет и 9 месяцев. Папа наш в очередной раз уехал на заработки, поэтому я, чтобы поднять настроение детям, решила завести котенка. Купили мы его на базаре. У хозяйки. Не с улицы взяли. Дети тягали его страшно. Не отставал и младший. Как-то на загривке у котенка появилось голое пятнышко. Я подумала, что это малый вырвал клок шерсти, и не придала особого значения этому факту.

стригущий лишай. Я не буду пересказывать все то, что нам сказал дерматолог. Сообщу лишь, что он попросил разрешения сфотографировать старшую. Он такого ещё не видел. Когда посветили головы, оказалось, что у девочек тоже есть пятна на голове. А девчонки у меня были с косами.

Первый визит к врачу-педиатру был 13.12.19 года. 26 декабря нас всех положили в отделение дерматологии. Были мы там как на пороховой бочке, потому как отделение должны были закрыть 20 января. Успеем ли мы вылечиться и куда обращаться потом, никто не знал.

26 января отделение закрыли, а с ним и лабораторию. Для того, чтобы официально закончить лечение, каждый из детей должен был иметь три негативных анализа. Лаборатория еще одна в городе частная. Один анализ — 70 грн. У меня трое детей, и всем нужен анализ с головы и с тела. Анализы каждую неделю. Один позитивный — и все по новой! Денег ушла прорва. Начали появляться пятнышки и у меня. Я втихую их мазала тем, чем и детям. Слава Богу, мой иммунитет справился.

Понятное дело — девочек коротко постригли. Хотели налысо, но я пообещала, что буду хорошо обрабатывать. Помыться детям разрешили только через 50 дней. У старшей очень сухая кожа и, конечно, она сильно обиделась на такое лечение. Дорогими кремами и лосьонами пришлось спасать кожу. Но вишенкой на торте стал младший. У него вдруг появился кашель. Лёгкие чистые, горло чистое, а кашляет. Отправили к аллергологу. Там тоже запись на пару дней вперёд. Когда врач услышала нашу историю, она очень громко промолчала и сказала, что будем спасать печень. Гризеофульвин дал сильную интоксикацию. Печень увеличилась на 2 см, и пошел отек на лёгких.

Сегодня 11 марта. Старшая уже месяц как в школе. У нее по-прежнему пятно на виске. Но мы сделали ей модную стрижку с выбритыми висками и так замаскировались. А вот средняя пошла в сад только сегодня. Ещё не знаю, чем кончится. Пятнышко небольшое, но на макушке, и волосики у нее тоненькие. У малого волосы выросли, не осталось и следа, а у девочек волосы на тех пятнышках не растут.

А дерматологическое отделение теперь объединили с терапевтическим (даже не с инфекцией), выделив им одну палату на 6 мест. Раньше было три дерматолога на приеме и очереди были постоянно, а теперь в поликлинике появился дерматолог на 0,5 ставки. Запись к нему — на неделю вперёд. А лаборатории нет совсем. Только частные. А значит, истории, подобные нашей, ещё будут.

Спасибо вам огромное за ту просветительскую работу, которую вы ведёте. Раз за разом пересматриваю ваши старые передачи — это кладезь. А в связи с теперешним положением медицины, ваши передачи — это вообще способ выжить, маленькая свечка в кромешной темноте.

Отдаю вам все авторские права (если такие нужны) на эту историю. Может, она вам пригодится.

Герпесвирусы человека и основные клинические формы инфекций

Вирус простого герпеса (ВПГ) 1 и 2 типов

ВПГ проникает в организм человека через повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки. В первой фазе патогенеза вирус внедряется в клетки эпителия (слизистой полости рта, глотки или половых органов), где происходит его размножение.На слизистых и коже появляются характерные для герпетической инфекции папулы и везикулы.

Во второй фазе патогенеза ВПГ проникает в чувствительные нервные окончания и по центростремительным нервным волокнам в паравертебральные ганглии. В ядрах нейронов происходит репликация вируса. По эфферентным нервным волокнам вирус вновь достигает кожи и слизистых оболочек, где распространяется с появлением новых высыпаний.

В третьей фазе патогенеза (2-4 недели после заражения) при нормальном иммунном ответе происходит разрешение первичного заболевания и элиминация ВПГ из тканей и органов. Однако в паравертебральных ганглиях возбудитель в латентном состоянии сохраняется в течение всей жизни человека.

В четвертой фазе патогенеза происходит реактивация размножения ВПГ и его перемещение по нервным волокнам к месту первичного вхождения (воротам инфекции) с рецидивом специфического инфекционно-воспалительного процесса и возможной диссеминацией инфекции.

Генитальный герпес (ГГ)

Вирус простого герпеса персистирует у мужчин в мочеполовом тракте, а у женщин - в канале шейки матки, влагалище и уретре. Лица с бессимптомным течением заболевания являются резервуаром инфекции. Заражение генитальным герпесом происходит, в основном, при половом контакте. В период вирусемии у беременных женщин заражение плода происходит гематогенным путем, во время родов - контактным. По клинико-морфологическим проявлениям генитальный герпес подразделяется на 4 типа.

  1. Первый клинический эпизод первичного генитального герпеса - истинное проявление первичной герпетической инфекции. На половых органах развиваются отёк, гиперемия, затем появляются везикулярные высыпания, как правило, обильные. Везикулы быстро лопаются, образуя эрозивные, эрозивно-язвенные поверхности. Всё это сопровождается чувством жжения, зудом, мокнутием, болезненностью.
  2. Первичный клинический эпизод при существующей герпетической инфекции характеризуется первичным клиническим проявлением на фоне серопозитивности к вирусу простого герпеса. Вся симптоматика при этом менее выражена, чем при первом типе.
  3. Рецидивирующий генитальный герпес. Реактивация герпесвирусов происходит обычно в первые несколько месяцев после первичного эпизода заболевания. Проявления рецидивирующего генитального герпеса могут быть различными: от бессимптомного выделения вирусов или лёгких симптомов до очень болезненных сливных изъязвлений с четкими границами.
  4. Атипичный герпес встречается примерно в 20% всех случаев генитального герпеса и характеризуется тем, что специфические проявления герпетической инфекции скрыты симптоматикой сопутствующих местных инфекционных заболеваний (чаще всего кандидоза).

Неонатальный герпес

Наиболее часто (85%) инфицирование новорожденного происходит интранатально (при прохождении родового канала), независимо от того, имеются в данный момент очаги повреждения в области шейки матки и вульвы или нет (при бессимптомном выделении вируса). Возможно и постнатальное инфицирование новорожденного при наличии герпетических проявлений у матери и медперсонала, при использовании для ухода за новорожденными инфицированного инструментария. Трансплацентарное поражение плода ВПГ может привести к прерыванию беременности, врождённые пороки встречаются редко. Инфицированные дети часто рождаются недоношенными, с малым весом. Бессимптомная инфекция ВПГ, часто встречающаяся у более старших детей, редко наблюдается у новорожденных. Неонатальный герпес проявляются в трёх клинических формах:

1. Локальная, с повреждением кожи и слизистых.

2. Локальная форма с поражением ЦНС.

3. Диссеминированная форма герпетической инфекции с поражением ЦНС, печени, легких, надпочечников, ДВС-синдромом.

При герпетической инфекции в результате вирусемии в процесс могут вовлекаться несколько органов одновременно. Возможно развитие герпетического эзофагита, пневмонита, гепатита, Поражение периферической нервной системы может протекать в виде ганглионита, ганглионеврита, радикулоневрита, полинейропатии. Поражение центральной нервной системы при герпетической инфекции наиболее часто протекает в виде энцефалита или менингоэнцефалита.

Лабораторная диагностика: вирусологические методы обнаружения и идентификации вирусов простого герпеса; методы выявления антигенов вирусов простого герпеса - иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ; полимеразная цепная реакция (ПЦР); цитоморфологические методы; выявление антител с помощью ИФА; методы оценки иммунного статуса. Материал для исследования берется в зависимости от локализации поражений (содержимое везикул, соскоб клеток, спинномозговая жидкость, аспират из бронхов, биоптат, кровь.

Лечение: противогерпетические препараты.

Вирус varicella-zoster

Уже из самого названия возбудителя можно догадаться, что он вызывает два типа поражений - ветряную оспу (varicella) и опоясывающий лишай (zoster). Основные пути передачи вируса - воздушно-капельный и контактный (через отделяемое везикул). Дети могут заболеть ветряной оспой при тесном контакте с больным опоясывающим лишаем.

Ветряная оспа. Вирус попадает в дыхательные пути, где происходит его репликация; иногда вирус инвазирует лимфатические узлы, вызывая первичную вирусемию. Клинически проявляется как острое инфекционное заболевание, сопровождающееся лихорадкой и пятнисто-везикулярной сыпью на коже и слизистых оболочках. Первично проявляется в виде мелкой пятнистой сыпи, трансформирующейся затем в папулёзную и везикулярную; характерен ложный полиморфизм сыпи. В период реконвалесценции пузырьки подсыхают с образованием корочек и заживлением без образования дефектов.

Диагностика: выделение культуральным методом, микроскопия (клетки Цанка), серологические методы (определение антител к вирусным белкам).

Лечение: при ветряной оспе в большинстве случаев симптоматическое, при опоясывающем лишае - противогерпетические препараты.

Профилактика. Разработана живая вакцина против ветряной оспы, рекомендованная для введения детям старше 1 годa.

Вирус Эпштейн-Барр (ВЭБ)

Эпидемиология. Единственный резервуар инфекции - человек. Основной путь передачи - воздушно-капельный, реже трансмиссивный или половой.

В раннем возрасте инфекцию сопровождают стёртые проявления, либо она бывает вообще бессимптомной; первичное инфицирование в подростковом или более старшем возрасте может вызвать заболевание, известное как инфекционный мононуклеоз. Патогенез инфекционного мононуклеоза включает репликацию вируса в верхних отделах дыхательных путей и ассоциированной лимфоидной ткани с развитием местных воспалительных реакций и лихорадочного состояния. Возбудитель индуцирует появление популяции реактивных Т-клеток (атипичные лимфоциты), а также поликлональную активацию В-клеток и их дифференцировку в плазмоциты, секретирующие гетерофильные AT с низким аффинитетом к вирусу, но реагирующие с различными субстратами, включая эритроциты различных животных. При этом геном вируса может сохраняться в В-лимфоцитах в латентной форме. Значительно реже выявляют хроническую персистенцию вируса, известную как реактивированная хроническая ВЭБ-инфекция. Состояние представлено множеством форм и встречается достаточно редко; среди них чаще наблюдают синдром хронического мононуклеоза (характерны жалобы на постоянную слабость при наличии или отсутствии каких-либо изменений лабораторных показателей). Хроническая активная ВЭБ инфекция обычна для пациентов с иммунодефицитами (наиболее часто со СПИДом и реципиентов трансплантатов). Наиболее часто проявляется прогрессирующим лимфопролиферативным заболеванием либо лимфомами ЦНС. Способность возбудителя вызывать злокачественную трансформацию клеток даёт основание предполагать участие вируса (как коканцерогена) в развитии болезней злокачественного роста, таких как африканские формы лимфомы Беркетта, карцинома носоглотки у мужчин некоторых этнических групп Южного Китая, а также саркома Капоши у пациентов со СПИДом.

Механизмы развития злокачественных трансформаций, индуцированных ВЭБ, связаны со способностью инфицировать В-лимфоциты и нарушать их дальнейшую дифференцировку; при этом часть вирусного генома экспрессируется в инфицированных лимфобластах.

Диагностика: обнаружение атипичных мононуклеаров в крови, серологические методы, ПЦР.

Лечение: при инфекционном мононуклеозе, как правило, симптоматическое; вирус чувствителен к ряду противогерпетических препаратов.

Цитомегаловирусная (ЦМВ) инфекция

Вирус проникает в организм через слюну при поцелуях и через секреты гениталий при половых контактах, через грудное молоко и при использовании нестерильного шприца, при трансплантации органов и переливании донорской крови, при использовании донорской спермы и яйцеклеток. Предполагают, что главным хранилищем вирусов являются мононуклеарные фагоциты - моноциты и макрофаги, а так же эпителиоциты слюнных желез и почечных канальцев, гепатоциты и некоторые другие клетки.

Заражение цитомегаловирусом может произойти ещё в период внутриутробного развития плода. Необходимым условием заражения плода является вирусемия беременных. Если плод заразился этим вирусом в утробе матери, то это будет врождённая цитомегаловирусная инфекция. У таких детей может быть желтуха, увеличиваются печень и селезёнка, могут быть тяжёлые врождённые пороки, иногда несовместимые с жизнью. Инфекция может протекать и бессимптомно, но у 5-25% таких детей в последующие несколько лет может наблюдаться снижение слуха, нарушения психики, могут появиться аномалии глаз. Если ребёнок заражается во время или через небольшой промежуток времени после рождения, то он плохо прибавляет в весе, у него может развиться гепатит, анемия, появится сыпь.

В подростковом возрасте цитомегаловирусная инфекция может проявить себя в виде мононуклеоза. При этом заболевании поднимается температура, появляются боли в мышцах, развивается быстрая утомляемость. У людей с иммунодефицитом инфекция протекает обычно тяжело.

Цитомегаловирусная инфекция является частым спутником СПИДа. При этом поражаются многие внутренние органы, что может закончиться смертью больного. Основные симптомы: лихорадка, недомогание, отсутствие аппетита, боли в мышцах, кашель. При поражении тонкого кишечника могут возникать язвы, которые, в свою очередь могут кровоточить или перфорировать (в стенке желудка или кишечника появится сквозное отверстие). Ретинит (поражение сетчатки глаза), вызванный цитомегаловирусом, может привести к слепоте. У человека с нормальным иммунитетом цитомегаловирусная инфекция никак себя не проявляет и может не давать о себе знать всю жизнь. После пересадки органов и костного мозга активная цитомегаловирусная инфекция обычно развивается в первые четыре месяца после операции и очень часто является причиной заболеваний, и даже смерти реципиентов. Источником инфекции может стать реактивация собственного ЦМВ или повторное заражение реципиента через донорские органы, переливание крови и ее компонентов. Существует предположение, что ЦМВ-инфекция играет определённую роль в патогенезе острых и хронических реакций трансплантата против хозяина.

Лечение: современные противогерпетические препараты - ациклические нуклеозиды - обладают высокой специфичностью и неплохо себя зарекомендовали в лечении цитомегаловирусных инфекций. В последние годы обнаружены штаммы ЦМВ, имеющие двойную устойчивость к ганцикловиру и фоскарнету.

Вирус герпеса 6 типа (ВГ-6)

Клинические проявления инфекции ВГ-6:

а) В-клеточная лимфома. В 80-90% случаев В-клеточных лимфом в трансформированных клетках выделяют интегрированные фрагменты ДНК, гомологичные геному вируса, что даёт основания рассматривать его как возможный этиологический агент.

б) Розеола детская (внезапная), или ложная краснуха - острая вирусная инфекция детей младшего возраста, вызванная ВГ-6; характерны внезапный подъём температуры, лихорадка (иногда с судорогами) и критическое разрешение через несколько дней с появлением пятнисто-папулёзной сыпи.в)
в) Синдром хронической усталости. Относительно недавно выделен в самостоятельную нозологическую единицу; основание для установления этиологической роли ВГ-6 - выявление специфических антител в сыворотке пациентов. Однако это положение остаётся предметом дискуссии, т.к. эти антитела можно выявить у 90% здоровых лиц.

Диагностика: выделение на культуре клеток, иммунологические методы, микроскопия.

Лечение: лечение симптоматическое, получены данные об эффективности ганцикловира.

Вирус герпеса 7 типа (ВГ-7)

Свойства вируса: растет медленно, лишь на CD4 лимфоцитах человека, которые имеют клеточные рецепторы к этому вирусу. Вирус определяется в периферической крови и слюне. Очень часто у людей с вирусом герпеса 7 типа выделяют вирус герпеса 6 типа.

Вызывает заболевания: является возможной причиной синдрома хронической усталости (Chronic Fatigue Syndrome, CFS). Полагают, что вирус герпеса человека 7 типа может быть причиной лимфопролиферативных заболеваний.

Проявления заболевания: синдром хронической усталости можно заподозрить по совокупности ряда признаков: беспричинная слабость, повышенная плаксивость; высокая утомляемость; повышенный уровень тревожности; депрессии; нарушение сна (фазы засыпания). На утро чувство разбитости; температура 36,9-37,3 гр. Цельсия в течение 6 месяцев; беспричинное увеличение лимфоузлов - лимфоаденопатия.

Диагностика: полимеразная цепная реакция (ПЦР), иммуноферментный анализ (ИФА); иммунограмма, на которой можно отметить: снижение NK (естественные киллеры), увеличение CD8 лимфоцитов, ЦИК, IgG; анализ личности больного (симуляция).

Лечение: симптоматическое. Проводится невропатологом или психиатром. Заключается в противовирусной терапии и лечении, направленном на укрепление иммунитета.

Профилактика: не разработана.

Вирус герпеса 8 типа (ВГ-8, HHV8)

ДНК этого вируса постоянно обнаруживается в ткани СПИД-ассоциируемой саркомы Капоши, в то время как в нормальной ткани соседних участков не выявляется. Было установлено, что HHV8 связан со всеми типами саркомы Капоши, включая эндемическую у африканцев, классическую у пожилых людей средиземноморья и трансплантат-связанную. Показано, что за 3-10 лет развитию саркомы Капоши предшествует инфекция, вызванная HHV8. С помощью ПЦР одни авторы вирус обнаруживали в семенной жидкости и сперме, хотя другие этого не подтвердили. HHV8 был выявлен в эндотелиальных клетках, циркулирующих CD20 + лимфоцитах (В-клетки), носовом секрете, бронхоальвеолярной леважной жидкости у больных с легочной локализацией саркомы Капоши.

Клиника. Классическая форма проявляется в виде локализованных узлов коричнево-красного - синюшно-красного цвета с локализацией преимущественно на коже нижних конечностей. Выделяют следующие стадии заболевания: кожные проявления, локализованное торпидное течение (классическое), кожные проявления, локализованное агрессивное течение с увеличением или без увеличения лимфатических узлов (африканский локализованный агрессивный вариант), генерализованные кожные проявления и/или поражение лимфатических узлов (африканская лимфаденопатия и эндемический вариант), висцеральные проявления (эпидемический вариант).

Лечение. Сегодня имеется достаточно много химиопрепаратов, рекомендуемых для лечения саркомы Капоши у больных СПИДом, хотя эффект от терапии не всегда удовлетворителен, применяются так же хирургическое и лучевое лечение.

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Розовый лишай (болезнь Жибера)

Возникновение на коже сомнительных пятен, которые порой зудят и шелушатся, – серьезный повод обратиться к врачу и проверить наличие дерматологических заболеваний.

Розовый лишай (болезнь Жибера, розеола шелушащаяся, питириаз, питиаз) – острое кожное заболевание со специфичными высыпаниями, своеобразным течением и склонностью к сезонным рецидивам. Проявляется образованием на коже груди, спины, конечностей и других участков тела розовых пятен, расположенных по линиям максимальной растяжимости (линии Лангера). Со временем высыпания становятся похожи на крупные медальоны. С момента обнаружения первой материнской бляшки (крупного пятна) до полного исчезновения симптомов заболевания проходит 30-45 дней.

  • Первичная консультация - 3500
  • Повторная консультация - 2300

Причины питириаза

Несмотря на то, что болезнь Жибера встречается очень часто, механизм заболевания изучен не до конца. Предполагают, что первоначальную роль играют следующие факторы:

  1. Воздействие вирусов (герпевирус 7типа и пр.), бактерий и других инфекционных агентов. Это подтверждается тестами, доказывающими присутствие в организме возбудителей. Очень часто кожное заболевание появляется на фоне гриппа, ОРЗ и других инфекций.
  2. Присоединение аллергических реакций.
  3. Укусы клопов, вшей и других кровососущих насекомых.
  4. Сниженная иммунная защита.
  5. Частые переохлаждения и стрессы.
  6. Нарушение ЖКТ-функций и обмена веществ.
  7. Введение вакцин.

Симптомы питириаза

Симптомы розового лишая

Клинические проявления розового лишая обусловлены воздействием инфекционных возбудителей и развитием аллергических реакций. Кожное заболевание проявляется следующими симптомами:

  • Общая слабость, увеличение лимфоузлов, повышенная температура тела.
  • Образование на теле небольших розоватых, а также розовато-лиловых пятен, имеющих симметричную форму и проступающих по линиям Лангера. Высыпания появляются на спине, конечностях, на груди, на шее, в паху и на других участках тела.
  • Появление на коже 2-3 ярко-красных материнских бляшек (их диаметр - 4 см), усеянных чешуйками. Через неделю из этих больших пятен образуются небольшие высыпания-отсевы розового оттенка.
  • Пятна-отсевы распространяются по всему телу и увеличиваются в размерах (их диаметр – 1-2 см), могут шелушиться, по форме напоминают медальоны.
  • Сильный кожный зуд.
  • Повышенная раздражительность.

При грамотной терапии симптомы питириаза пропадают через 5-8 недель, пациент полностью выздоравливает. Более продолжительная терапия требуется, если высыпания имеют плотные узелки, волдыри или папулы. В исключительных случаях розовый лишай переходит в экзему, развиваются гнойные воспаления кожи, фолликулиты, стрептококковые инфекции и пр. Развитию осложнений способствует чрезмерная потливость пациента, склонность к аллергии, постоянное трение кожи и неправильное лечение.

Диагностика питириаза

При обнаружении на кожных покровах подозрительных пятнышек необходимо своевременно обратиться к дерматологу. При визуальном осмотре врач оценивает характер высыпаний, их форму, размеры, расположение на теле и способен поставить правильный диагноз. После дерматоскопии дополнительно проводятся следующие исследования – биохимические анализы крови и мочи, РМП (реакции микропреципитации с антигенами), кожные соскобы с травмированных участков.

Более сложная диагностика проводится, если кожное заболевание длится более шести недель. В этих случаях отделяемое из пораженных очагов отправляют на бакпосев. Поставить правильный диагноз поможет проведение биопсии и последующие гистологические исследования. С целью отличить болезнь Жибера от других типов лишая, токсидермии, псориаза, осложненного сифилиса и других патологий проводится люминесцентная диагностика, проверка соскоба на наличие патогенных грибков, делаются RPR-тесты на сифилис и пр.

Читайте также: