Чем питается паразитические растения и животные

Обновлено: 25.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

- обучающие: познакомить учащихся с особенностями строения и способами питания паразитов; формировать умения распознавать виды паразитических червей;

- развивающие: развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитательные: прививать любовь к предмету, любознательность, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

I . Организационная часть.

II . Проверка знаний учащихся.

III . Объяснение нового материала.

общие сведения о паразитах;

виды паразитических организмов;

IV . Закрепление нового материала.

V . Подведение итогов.

VI . Задание на дом.

I .Организационная часть.

Долгожданный дан звонок,

Много сможете узнать,

Свои знанья показать.

Цель нашего урока закрепить пройденный материал, ответив на ряд вопросов, и изучить новую, не менее интересную тему, которую вы назовете мне сами.

Вопрос: А какую тему мы изучали на прошлом уроке?

II . Проверка знаний учащихся:

1. Бактерии столбнячной палочки и сенной палочки относят к группе:

2. Закончите определение.

Бактерии — относительно просто устроенные …., состоящие из одной клетки.

3. После окончания школьных уроков количество бактерий в классе:

A. Не изменяется
Б. Увеличивается

4. Приспособлением бактерии к выживанию в неблагоприятных условиях служит:

5. Создавать органические вещества из неорганических могут:

A. Клубеньковые бактерии
Б. Сенная палочка

B. Цианобактерии
Г. Картофельная палочка

6. Закончите предложение.

При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые ….. минут.

7. К способам защиты продуктов питания от бактерий относят:

8. Закончите предложение.

Между бобовыми растениями и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление получило название …

9. Закончите предложение.

Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения ….. бактерий.

10. Выберите правильное определение.
Массовое заболевание среди людей — это:

A. Часть бактерии
Б. Эпидемия

B. Название бактерии
Г. Название гриба

11. Вставьте пропущенные слова.

Болезнетворные ……, поселяясь в организме человека, питаются его органическими веществами, отравляя. вызывая .

III . Объяснение нового материала.

Если ты забыл помыть руки перед едой, ешь на обед плохо проваренное мясо, если ты видишь на дереве нарост непонятного гриба, то это и есть они. Кто это? О ком идет речь? (это паразиты)

Вопрос: Скажите, что означает слово паразит?

Ответ: Паразит – это организм, который живет в организме другого или на поверхности организма.

Паразитизм (от греческого слова parasitos – нахлебник, тунеядец) – явление, когда одни виды живых организмов длительное время существуют за счет других видов – хозяев. Хищник сразу убивает свою жертву и поедает её. Паразит многократно, на протяжении всей своей жизни пользуется органическими веществами, получаемыми из тела хозяина, хозяин оказывается средой обитания для паразита.

За сотни миллионов лет эволюции жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов тесно переплелись. В результате каждая особь любого вида может служить хозяином для каких-то паразитов.

Например, паразитические растения питаются за счет соков растения-хозяина, врастая в него. Это растение омела, которая паразитирует на лиственных деревьях, а заразиха прикрепляется к корням.

Посмотрите на экран. Наверное, вам встречались деревья с наростами на стволах. Такие деревья больны и обречены на гибель: в их организмах поселились грибы-паразиты (показать виды). На поверхности ствола только часть паразита, а внутри дерева многочленные нити гриба, разрушающее дерево и получающее от него питание.

Среди паразитов есть обязательные (облигатные), которые тесно связаны с каким-то конкретным видом хозяина и без него не могут жить, и необязательные (факультативные). Эктопаразиты, живущие на поверхности тела хозяев, например вши, блохи, некоторые клещи; среди них много переносчиков опасных заболеваний человека, так как они питаются кровью своего хозяина.

Эндопаразиты живут в теле хозяина. К ним относятся большинство паразитических червей, например гельминты, обитающих в различных органах и тканях животных и человека.

Вопрос: Каких паразитических червей вы знаете? Как вы думаете, чем они могут питаться?

Ответ: К паразитическим червям относится аскарида, которая живет в кишечнике и питается готовой пищей. Когда развивается аскарида, то она может поселиться и в других органах: в лёгких, сердце, головном мозге и тогда она питается клетками этих органов. Печеночный сосальщик живет в печени и питается клетками печени, постепенно разрушая её. Бычий цепень и свиной солитер длина, которых может достигать до 13 метров, обитают в кишечнике человека, а сама головка в желудке. Острица детская живет в прямой кишке, в близи анального отверстия. Питается не переваренной пищей хозяина и клетками.

Вопрос: Как такие паразиты попадают в организм человека?

Ответ: Грязные руки, фрукты, плохо проваренное, обжаренное мясо могут стать причиной заражения этих червей.

Печеночный сосальщик, кошачья двуустка могут попасть в организм человека и при контакте с нашими домашними питомцами кошками и собаками. На шерсти этих животных могут находиться яйца этих плоских червей и при общении с ними, мы часто забываем мыть руки, и тогда яйца этих червей попадают через рот в наш организм. По крови, циркулируя, останавливаются в печени, закрепляются, размножаются и питаются клетками печени, разрушая её, принося боль человеку.

Вопрос: Как вы думаете, каким образом паразитические черви удерживаются в организме животных и человека?

Есть в природе и паразитические насекомые, которые развиваются в теле насекомых других видов и, заканчивая своё развитие, вызывают гибель хозяина. Если человек не соблюдает личную гигиену, не моет руки, копается в грязных местах, где отходы быта, то он заражается ужасным чесоточным клещом. Этот клещ живет под кожей человека, прокусывает её, роя себе дорогу, питаясь клетками кожи и кровью, вызывает нестерпимый зуд кожи. Человек расчесывает себе кожу до крови, так как зуд очень сильный. При контакте через рукопожатие, использование чужих авторучек здоровый человек может заразиться этим чесоточным клещом.

Поскольку паразиты питаются за чужой счет, ему, как правило, бывает, невыгодна смерть хозяина. Очень часто именно паразиты мешают чрезмерному размножению живых организмов. Не будь паразитов, многие насекомые размножались бы в количествах, опасных для существования растений. Например, существуют паразитические грибы, которые поражают насекомых или их личинок. Ученым, например. Удалось снизить численность тлей, которые поедают листья растений, путём заражения этих насекомых-вредителей паразитическими грибами. Многие паразиты приспособились к существованию, например имеют уплощенное тело, нет органов чувств, простая пищеварительная система, некоторые могут длительное время голодать на протяжении нескольких лет, но все они очень плодовиты. Всю свою жизнь посвятил изучению паразитических червей русский учёный Константин Иванович Скрябин – основатель гельминтологической науки (доклад).


Еда, в какой бы то ни было форме, необходима для выживания живых существ. Миллионы лет эволюции привели к множеству стратегий добычи пищи, и эти различные взаимодействия являются тем клеем, который связывает экосистемы воедино.

Некоторые стратегии питания знакомы нам больше, например, плотоядные животные (и растения), которые едят других животных, и травоядные животные, питающиеся растениями. Тем не менее, существуют различные виды симбиотических отношений, которые связаны с более тесными и сложными взаимодействиями.

Мутуалистические отношения – это партнерство между организмами, при котором каждая из задействованных форм жизни приносит пользу другой.

Комменсализм – это когда один организм использует другой в своих целях, но не нанося ему явного вреда. Примером могут служить мхи, растущие на коре дерева.

Теперь рассмотрим странный мир паразитизма. Паразит – это живое существо, которое получает пищу и убежище от другого организма, нанося ему вред, но обычно не убивая. Более половины видов жизни на Земли в той или иной степени являются паразитами, а также практически каждый вид может играть хозяина.

Паразиты бывают разных форм и размеров: вирусы и бактерии, различные черви, растения, грибы, насекомые и даже птицы или млекопитающие. Они оказывают огромное влияние на живых существ и их популяции, а также являются основной причиной болезней у людей и других организмов. Как мы увидим ниже, получение необходимых питательных веществ из другого организма может привести к его ослаблению и повлиять на его плодовитость, но более широкие последствия паразитизма зачастую положительные.

Наш мир буквально кишит паразитами – некоторые из них невидимы, а других можно легко увидеть или ощутить. Есть несколько увлекательных примеров более изученных видов паразитов, которые могут помочь нам лучше их понять.

Примеры паразитов:

Грибы

Грибы практически повсеместны, и многие виды паразитируют на других организмах. Некоторые из наиболее очевидных – те, которые встречаются на деревьях, и образуют множество грибковых тел. Хорошим примером является трутовик ложный осиновый (Phellinus tremulae). В отличие от большинства паразитов, многие грибы убивают дерево-хозяина. Но они косвенно приносят пользу другим видам, обеспечивая среду обитания, необходимую редким беспозвоночным, таким как осиновая бабочка (Hammerschmidtia ferruginea).

Паразитарные растения

Даже некоторые растения имеют более темную, паразитарную сторону. Марьянник луговой (Melampyrum pratense) является частично паразитирующим видом на корнях ряда растений, включая чернику (Vaccinium myrtillus), в то время как на травах паразитирует мытник лесной (Pedicularis sylvatica) и погремок малый (Rhinanthus minor). Паразитические растения могут увеличивать разнообразие видов флоры в своей среде обитания, контролируя при этом большее количество доминирующих видов.

Появление галл на растении служит признаком того, что оно заражено паразитами. Эти аномальные образования являются ответом на некоторых паразитов, вторгающихся в ткани растения. Есть много индуцирующих галлы паразитов: грибы и цинипиды являются одними из наиболее распространенных. Цинипиды, к примеру, заставляют растение вырабатывать вещества, чтобы создать источник пищи и убежища для развития личинок. Растение страдает от нехватки энергии и питательных веществ, которые тратятся на дополнительный рост.

Некоторые галлы, такие как чернильные орешки на листьях дуба (вызванные осами), поддерживают сообщества насекомых, которые, в свою очередь, могут быть пищей для птиц. Посмотрите на крону березы, и вы увидите плотные структуры веток, которые очень похожи на гнезда птиц. Это результат заражения грибами вида – Taphrina betulina.

Кровососы

Кровь – это богатый источник питательных веществ, и есть много кровососущих (или гематофагов) беспозвоночных. Некоторые виды клещей и мошек относятся к числу наиболее опасных паразитов. Самки этих насекомых используют свои пронзительные ротовые части, чтобы питаться кровью теплокровных животных. Они делают это, чтобы получить белок, необходимый для питания их яиц.

Возможно, знание того, что личинки некоторых видов красных клещей паразитируют на взрослых мошках будет для вас небольшим утешением, после укуса мошки. Это ясно показывает, что паразитизм не дает вам иммунитета от паразитов: у большинства паразитов есть свои паразиты.

Захватчики, узурпаторы и воры

Паразитизм не всегда включает прямое питание за счет хозяина: некоторые виды используют питание или ресурсы хозяина. Кукушка (Cuculus canorus) хорошо известна привычкой подбрасывать свои яйца в гнезда мелких птиц – стратегия, известная как выводков паразитизм. Луговой конёк (Anthus pratensis) и лесная завирушка (Prunella modularis) – виды птиц, которые являются одними из самых распространенных жертв этой уловки.

Примечательно, что отдельные виды кукушки специализируются на паразитировании отдельных видов птиц. Они кладут яйца, которые соответствует по окрасу яйцам хозяина, таким образом маскируя их. Затем молодая кукушка становится намного больше, чем ее неудачливые хозяева и выталкивает настоящих птенцов из гнезда.

Кража пищи или клептопаразитизм – это когда животное получает свою пищу, похищая добычу, убитую другим животным. Преимущество воровства заключается в том, что животное может есть добычу, которую оно, возможно, не могло убить самостоятельно. Это также экономит энергию и снижает риски, связанные с охотой. Члены семейства вороновые часто используют эту стратегию, также как и хищные птицы. Среди млекопитающих, бурый медведь (Ursus arctos) и волк (Canis lupus) также иногда занимаются воровством убитой добычи.

Паразитоиды – это паразиты, которые в конечном итоге убивают своего хозяина. Они находятся где-то между хищником и паразитом. Есть много паразитоидных ос, откладывающих яйца в гнездах пчелы. Затем личинки осы питаются личинками пчел.

Больше, чем кажется на первый взгляд

Одно животное может быть хозяином широкого спектра паразитов. Как и в случае с взаимными отношениями, когда мы видим отдельное животное, мы на самом деле смотрим на целое сообщество жизненных форм. Например, паразиты благородного оленя (Cervus elaphus) были довольно хорошо изучены, и этот вид служит отличной иллюстрацией диапазона паразитов, обитающих в одном животном.

Среди внутренних или эндопаразитов – печеночная двуустка (Fasciola hepatica), различные черви и микроскопические кишечные паразиты. Внешние или эктопаразиты включают клещей, оленью кровососку (Lipoptena cervi) и личинки носоглоточного овода (Cephenemyia auribarbis).

Пути распространения

От вирусов до клещей, паразиты имеют множество стратегий для распространения с одного хозяина на другого. Вши, например, обычно передаются, когда оба хозяина контактируют между собой. Блохи ползают и прыгают на относительно большие расстояния, а клещи забираются на растения, и ждут, пока проходящий хозяин не зацепит их. Ржавчинные грибы и плесень распространяются с помощью спор, а другие паразитические грибы распространяются при контакте с корнями растений.

Мошка определяет местонахождение своих хозяев, обнаруживая химические сигналы, особенно углекислый газ, выделяемый при дыхании. Бактерия Borrelia burgdorferi, ответственная за болезнь Лайма, живет в кишечнике некоторых клещей и может передаваться другим организмам при укусе зараженного клеща. Это пример того, как паразит может использовать другого паразита в качестве средства передвижения (посредника) для заражения новых хозяев.

Роль паразитов

Паразиты оказывают мощное и комплексное влияние на популяции живых существ в экосистеме. Они играют ключевую роль в регулировании экстремальных колебаний численности в популяциях. Уменьшая фертильность, они также препятствуют тому, чтобы некоторые виды стали многочисленными, давая другим организмам шанс процветать.

Тенденция к естественному развитию экосистем в сторону разнообразия иллюстрируется тем фактом, что монокультуры, созданные людьми (например, поля пшеницы или хвойные плантации), часто подвержены паразитарным заболеваниям, и требует много сил, чтобы держать паразитов под контролем. Разнообразные экосистемы гораздо менее уязвимы для разрушительных эпидемий. Присутствие паразитов со временем способствует сохранению биоразнообразия.

Зяблик (Fringilla coelebs) иллюстрируют влияние паразитов на естественный отбор. Чем меньше паразитов у самцов, тем ярче пигменты в его перьях. Почему это имеет значение? Яркие цветные самцы более привлекательны для самок, так как их гены и иммунитет передаются следующему поколению. Это показывает, что паразиты могут фактически улучшить долгосрочное здоровье популяции.

Паразитизм также влияет на движения животных. Мошки, в частности, вынуждают благородных оленей мигрировать на возвышенности, где более хорошие места для выпаса.

Паразиты не имеют той же популярности, как некоторые “гламурные” виды. Хотя паразитизм вредит отдельным организмам, в более широком контексте эти увлекательные взаимодействия играют незаменимую роль в содействии здоровью и разнообразию экосистемы.

Защита от паразитов

Хозяин обычно пытается избавится от паразитов, где это возможно, и существует множество способов, которыми это может быть достигнуто. Благородные олени валяются в грязи, чтобы удалить эктопаразитов, таких как клещи. Ряд птиц, в том числе глухарь (Tetrao urogallus), избавляются от эктопаразитов с помощью муравьев, распыляющих свою защитную кислоту, которая помогает убивать птичьих паразитов.

Другая защита – это предотвращение. Блохи паразитируют на множестве теплокровных животных. Некоторые виды блох заражают гнезда хохлатых синиц (Parus cristatus). Это заставляет птиц менять места гнездования каждый год, увеличивая спрос на подходящие участки.

На микроскопическом уровне, некоторые из самых опасных паразитов – вирусы и бактерии, атакуются иммунной системой хозяина.


Питание животных так же важно, как и растений. Растения производят себе пищу в процессе фотосинтеза, но животные не обладают такой способностью, поэтому им приходится полагаться на растения или других животных в качестве источника питания.

Животные получают свое питание либо напрямую питаясь растениями (травоядные), либо опосредованно, поедая животных, которые едят растения (плотоядные). Некоторые животные (в том числе человек) питаются как растениями, так и животными; их называются всеядными. Все живые организмы нуждаются в пище для выживания, роста и размножения.

Пища состоит из различных компонентов, называемых питательными веществами, таких как углеводы, белки, жиры, минералы и витамины, которые необходимы для поддержания организма. Эти нутриенты сложны и не могут использоваться организмом напрямую, поэтому в процессе пищеварения они расщепляются на более простые компоненты.

Типы и способы питание животных


Питание животных зависит от их пищевых привычек. Способ приема пищи у разных видов отличается. Например, пчелы и колибри сосут нектар из растений, питон заглатывает добычу, а крупный рогатый скот ест траву.

Различные пищевые привычки животных – это результат эволюции. Среди наземных животных самыми ранними формами были крупные земноводные, питавшиеся рыбой. В то время как земноводные, подобно лягушкам, питались мелкой рыбой и насекомыми, рептилии начали питаться другими животными и растениями.

Специализация организмов на определенных источниках пищи и, конечно же, на определенных способах питания является одной из основных причин многообразия форм и функций в процессе эволюции. Например, отличия в строении рта и форме зубов у китов, комаров, тигров и акул или различные формы клювов у птиц, таких как ястребы, дятлы, пеликаны, колибри и попугаи, являются результатом адаптации этих животных к различным видам пищи.

Есть два основных типа питания живых организмов, которые классифицируются в зависимости от способа получения пищи:

    (характерен для большинства растений, зеленых водорослей и цианобактерий) (характерен для почти для всех животных, в том числе и человека)

Гетеротрофный тип питания

Животные не могут приготовить себе пищу из простых неорганических материалов, таких как углекислый газ и вода. Их питание зависит от других организмов. Это называется гетеротрофным питанием. Организмы, которые зависят от других организмов в качестве источника пищи, называются гетеротрофами. Например, человек, собака, кошка, олень, тигр, корова, бесхлорофильные растения, грибы, бактерии и многие протисты являются гетеротрофами. Их пища зависит от растений или других живых организмов.

Существует три типа гетеротрофного питания:

Сапротрофное питание

Паразитарное питание

Это тот способ питания, при котором одни организмы (паразиты) питаются другими (хозяевами), не убивая их. Паразиты вредят хозяину, которым может выступать как растение, так и животное. Паразиты вызывают болезни у людей, домашних животных и сельскохозяйственных культур. К паразитам относятся следующие животные: вши, блохи, клещи, комары, нематоды, плоские черви, некоторые виды кольчатых червей, моллюсков и членистоногих.

Голозойное питание

Способ питания, при котором организмы едят твердую пищу как растительного, так и животного происхождения. При этом типе питания животные поглощают сложный органический пищевой материал, а затем расщепляют его на простые элементы, которые используются клетками организма. Неабсорбированные остатки пищи выводится из организма в процессе пищеварения. Этот способ питания характерен для большинства животных, включая человека.

В зависимости от пищевых привычек животных также можно разделить на следующие группы:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ kak_pitayutsya_parazity.pptx

Добрый день.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Добрый день.


Раффлезия Арнольда паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами.

Раффлезия Арнольда паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Как питаются паразиты?

Как питаются паразиты?


Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные

Туберкулезная палочка

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные Бактерии

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные Бактерии


№1-Организм, как среда обитания для паразитов. №2 – Паразиты имеют органы при.

№1-Организм, как среда обитания для паразитов. №2 – Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски. №3 – Растения-паразиты лишены хлорофилла. №4 – Паразиты ограничивают численность других организмов. №5 – Паразиты приносят вред растениям, животным и человеку.

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не буд.

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не будь паразитов, многие насекомые размножились бы в количествах, опасных, для существования растений. В природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле


Д/з: §38, подготовить рассказ о паразитах.

Д/з: §38, подготовить рассказ о паразитах.

До свидания.

Выбранный для просмотра документ группа 1.docx

Приложение 1

Выбранный для просмотра документ группа 2.docx

Приложение 2

Выбранный для просмотра документ группа 3.docx

Приложение 3

Выбранный для просмотра документ задание в группах.docx

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

Выбранный для просмотра документ урок.docx

Урок на тему "Как питаются паразиты"

Познавательная: изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить работу по формированию научного мировоззрения, развивать частично-поисковую и познавательную деятельность.

Воспитательная: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, интерес к предмету.

1. Формирование умений решать проблемно-поисковые задачи, развивающие системное мышление, умение работать с рисунками.

2. Формирование экологических понятий: пищевая связь – “паразит-хозяин”, и его роли в регулировании численности других живых организмов, паразитизм как способ питания, организм как среда обитания.

3. Формирование метапредметных и универсальных действий у учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Работа в группах.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, фронтальная беседа, работа с рисунками, спользование ИКТ и рисуночное письмо (пиктограммы).

Материалы учеников: ручка, тетрадь, учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов “Природоведение”, 5 класс.

Зрительный ряд: рисунки растений и животных паразитов, презентация.

Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус – душитель.(см. приложение 1)

Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы спорынья (см. приложение 2)

Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.(см. приложение 3)

Оборудование: компьютер, СD-RОМ “Живая природа. Центр” , Презентация “Паразиты”

Организационный момент. Приветствие.

Фронтальный опрос по предыдущему материалу.

Мотивация (зачитать отрывок из “Книга для чтения по ботанике” Трайтак).

Актуализация знаний. Целеполагание.

Изучение нового материала: работа в группах с рисунками и объектами, как с источником новой информации по вопросам.

Отчетное задание: общие признаки паразитов (решение поисковых задач, развивающих системное мышление).

Рассказ о бактериях-паразитах, “человеке”-паразите.

Закрепление и обобщение знаний (с использованием ИКТ). Опорный конспект.

Д\з дополнение (рассказы о паразитах)

Ход урока: Тема урока закрыта на доске.

- Добрый день, ребята и наши гости!

2. Фронтальный опрос.

- Что является предметом изучения природоведения?

- Что такое явление?

- А на какие группы делятся все явления?

- С какими видами явлений мы уже познакомились?

- Что такое физическое явление? Приведите пример.

- Что такое химическое явление? Приведите пример.

- А какие явления мы с вами изучаем сейчас? С чем связаны эти явления?

- Что мы с вами изучали на предыдущих уроках?

3.Мотивация (отрывок из книги).

- Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь?

“ Раффлезия Арнольда” многолетнее бесхлорофильное растение, растущее на острове Суматра. Неподалеку от него трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать. отвратительным зловонием. Ее запах привлекает мух к жуков для опыления. Огромные цветки Раффлезии (иногда более 1 метра в диаметре) имеют 5 толстых лепестков красного цвета, с пятнами более светлого оттенка. У Раффлезии нет ни корней, ни хлорофилла, и ее существование полностью зависит от других растений”.

- Так о каком организме идет речь?

- Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

(ребята выдвигают предположения, затем открывается на доске тема сегодняшнего урока: “Как питаются паразиты”).

4. Актуализация знаний. Целеполагание.

- Как вы думаете, что мы должны рассмотреть и узнать на уроке.

(учащиеся высказывают свое мнение)

- Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле и какую роль они играют в жизни человека?”.

5. Изучение нового материала.

1) Объяснение учителя

- Кто такие паразиты? (На слайде термины)

Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет хозяина.

- А что за явление паразитизм? Оказывается, это способ питания.

2) Работа в группах.

- У вас на столах в конвертах находится раздаточный материал и вопросы к теме:

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

I группа – растения (повилика, петров крест и рисунки)

II группа – грибы ( гриб чага и трутовик, таблица).

III группа – животные (таблица).

- Ребята, какие же группы паразитов мы можем выделить?

- Отразим ваши ответы в виде схемы в ваших тетрадях:

Растения грибы животные

5) Рассказ учителя.

- Послушайте мой рассказ и подумайте, о какой группе паразитов идет речь.

Еще в середине 19 в. врачи отрицали, что туберкулез легких или иначе – чахотка, вызывается бактериями. В 1882 г. немецкий ученый Кох сделал великое открытие – впервые выделил и описал возбудителя туберкулеза, их позже стали называть бациллой или палочкой Коха (бактерии – палочки).

Очень многие болезни человека и животных вызывают бактерии. Болезнетворные бактерии приспособились к жизни в живом организме. В благоприятных условиях они размножаются каждые 20 минут, т.е. через 5 часов из 1 бактерии будет 32768 бактерий.

Бактерии выделяют ядовитые вещества, отравляющие организм. Заражение исходит при контактах с больными или при употреблении зараженной пищи или воды.

Скорость распространения повышается в местах скопления людей.

Болезнь “Чума” – одна из самых быстро распространенных болезней. Например: в 6 веке в Римской империи за 50 лет умерло 100 мил. Человек.

В результате регулярных предохранительных мер в нашей стране Чумы не наблюдалось уже давно.

Зато есть: дифтерия, столбняк, корь, ветрянка, ангина и т.д. Что бы вы не болели, следует ставить прививки.

- Так какую группу паразитов мы с вами не назвали?

(ответы детей, дополнение схемы)

- Итак попробуем ответить на вопросы:

1. Нужны ли паразиты на Земле?

2. Каково значение паразитов в жизни человека?

3. Давайте вспомним, как в тело человека могут попасть паразиты?

(Грязные руки

Грязные овощи и фрукты

Тесный контакт с животными)

4. Можно ли уберечь себя от паразитов?

- А теперь давайте, используя предложенные вам пиктограммы, составим опорный конспект по изученному материалу. У каждого на парте имеются листы с пиктограммами. Каждый знак несёт в себе определённую информацию. Ваша цель определить, о чем идет речь?

- Попробуем. Пиктограмма №1 - Организм как среда обитания для паразитов.

№ 2 - Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски.

№ 3 - Растения – паразиты лишены хлорофилла.

№ 4 - Паразиты ограничивают численность других организмов.

№ 5 - Паразиты приносят вред растениям (в том числе сельскохозяйственным), человеку и животным.

- Сформулируйте вывод о роли паразитов в природе?

(Вывод: в природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле.)

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Могут ли знания полученные сегодня на уроке пригодится нам в жизни?

8. Домашнее задание: §38, найти рассказы о паразитах и мерах профилактики по заражению ими.

Читайте также: