Чем питаются паразитические организмы

Обновлено: 27.03.2024

1. Многообразие паразитов, особенности их питания. Влияние на организм хозяина. Паразиты — организмы, использующие другие организмы в качестве места обитания и источника пищи, питаются органическими веществами организма-хозяина или его пищей либо заглатывая и переваривая твердые частицы пищи (аскарида), либо всасывая жидкие органические вещества всей поверхностью тела (бычий цепень) или с помощью специальных органов (клещи, клопы). Примеры паразитов: вирусы, многие бактерии, грибы (головня, спорынья, трутовик), простейшие (малярийный паразит, лямблии), плоские и круглые черви (аскарида, острица, печеночный сосальщик, бычий и свиной цепни, кошачья двуустка, эхинококк), клещи (чесоточный, таежный), насекомые (клопы, блохи, вши). Явление паразитизма среди растений (петров крест, заразиха), позвоночных животных (гнездовой паразитизм у кукушки).

Отрицательное влияние на организм хозяина большинства паразитов (вызывают разнообразные заболевания, разрушают клетки или ткани у хозяина, выделяют в организм хозяина ядовитые вещества).

2. Упрощение организации паразитов, обусловленное обилием пищи, отсутствием в организме хозяина врагов, резких колебаний температуры, влажности. Упрощение организации паразитов в процессе эволюции по сравнению со свободноживущими предками. Исчезновение у многих паразитов органов передвижения, органов чувств, более простое строение нервной системы. В связи с питанием переваренной или полупереваренной пищей упрощение строения пищеварительной системы или вообще ее отсутствие у некоторых видов; всасывание пищи, переваренной хозяином, через поверхность тела.

3. Приспособленность паразитов к жизни в организме хозяина. Формирование у паразитов в процессе эволюции приспособлений, защищающих их от неблагоприятных воздействий среды, например особой оболочки, покрывающей тело червей-паразитов и защищающей их от переваривания пищеварительными соками хозяина, приспособлений, позволяющих червям-паразитам удерживаться в пищеварительном канале, несмотря на сокращение его стенок, движение пищи и пищеварительных соков: удлиненная форма тела, наличие крючков и присосок. Преимущество в выживании и оставлении потомства в процессе эволюции тех особей, у которых такие черты приспособленности были наиболее развиты. Высокая плодовитость паразитов — важная черта приспособленности. Эволюция паразитов в направлении увеличения численности потомства: у ряда паразитов число яиц достигает нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Причина большой плодовитости —- гибель многих яиц на ранних стадиях развития от воздействия абиотических и биотических факторов. У паразитов многих видов размножение происходит в организме не только основного, но и промежуточного хозяина. Значительное развитие органов размножения, гермафродитизм.

Упрощение организации паразитов, наличие черт приспособленности к жизни за счет организма хозяина, высокая плодовитость и другие признаки приспособленности к паразитическому образу жизни у червей обеспечивают их выживание.

4. Профилактика глистных заболеваний на основе знаний циклов развития червей-паразитов. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, необходимо уничтожать зараженное мясо, хорошо проваривать или прожаривать говядину перед употреблением в пищу.

ВложениеРазмер
Особенности и разнообразие групп паразитов. 2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Разнообразие паразитов Паразиты

Паразиты - грибы Гриб - трутовик

Паразиты - растения Петров крест

Раффлезия Арнольди Паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Чесоточный зудень - клещ

Паразиты - животные Свиной цепень

Паразиты – бактерии (туберкулёзная бактерия)

Разновидности паразитов Паразиты Бактерии Растения Грибы Животные

Каковы пути заражения паразитами?

Нужны ли паразиты?

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не будь паразитов, многие насекомые размножились бы в количествах, опасных, для существования растений . В природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле

Паразиты Кто такие – паразиты? Какими они бывают? Где они могут обитать? Что между ними общего? Чем они различаются? Зачем они нужны в природе? Зачем нам нужно о них знать?

Защитим себя от паразитов!

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Органы пищеварения".

Презентация к року биологии 8 класс.


Понятие Ткань, основные виды тканей растения.


Презентация к уроку биология 5 кл. фгос

Тема " Значение живых организмов в природе и жизни человека ".


Презентация к уроку биология 6 кл. фгос

Тема " Рост и развитие растений ".


Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Можно ли жить не питаясь?".

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов".

Далеко не все знают, чем питаются паразиты, данный вопрос имеет огромное значение при борьбе с патогенными организмами. Из организма человека паразиты забирают самые важные компоненты, которые употребляет хозяин.

Переносчику заболевания достается незначительная часть их этих соединений, в результате чего организм испытывает серьезную нехватку питательных веществ.

Что же делать в такой ситуации ? Для начала советуем почитать эту статью. В данной статье подробно описываются методы борьбы с паразитами. Также рекомендуем обратиться к специалисту. Читать статью >>>

Какую опасность для здоровья несут паразиты

В результате нехватки полезных элементов возникает повышенный аппетит, организм нуждается в большом количестве пищи, что обусловлено нехваткой витаминов и минеральных веществ.

Гельминты наносят серьезный вред организму, что проявляется в виде:

  • прямого воздействия, в результате чего слизистые поверхности кишечника повреждаются в результате механического воздействия, в результате чего страдает печень, почки, желчевыводящие пути, поджелудочная железа;
  • косвенное воздействие, проявляется в виде нарушения функционирования защитных функций иммунной системы, а также проявлениях аллергической реакции.

Часто бывает, что иммунитет не замечает паразитов. Это связано с тем, что патогенные организмы имеют способность адаптироваться к особенностям человеческого организма.

Очень популярным среди паразитов является прием, при котором строение молекулы белка полностью соответствует иммунорегуляторному белку хозяина. Данный эффект приводит к тому, что паразиты совершенно безопасно адаптируются в организме хозяина, при этом они быстро осваиваются на новой локации и размножаются, достигая больших колоний.

Какую опасность для здоровья несут паразиты

Как перестать кормить паразитов?

Следует отметить, что все паразиты активно потребляют сладкую пищу, но обходят стороной кислые и горькие продукты. Именно поэтому следует меньше потреблять углеводов и сахара, поскольку эти продукты провоцируют размножение и распространение лямблий, грибковых организмов и гельминтов. Следует включить в свой рацион каши, растительное масло и свежие овощи.

Часто для лечения и профилактики специалисты рекомендуют голодание, в этот период внутренняя среда организма окисляется, единственным источником энергии является белок и жир. Без углеводов паразиты погибают из-за отсутствия пищи, именно поэтому лечебное голодание оказывает положительное воздействие на организм.

Чем питаются паразиты в организме человека, жизнедеятельность паразитов

Однако есть и негативные моменты такой терапии, в первую очередь это связано с тем, что организм страдает от нехватки минералов и витаминов.

На первых этапах данный процесс значительно уменьшает иммунитет, из-за чего симптоматика заражения организма усиливается, можно заметить сильное побледнение кожного покрова, общее недомогание, сонливость, апатию, тошноту и даже рвоту.

Паразиты забирают только самые ценные вещества, а человеку остаются исключительно пустые калории, в результате чего человек нуждается в большом количестве пищи, то есть возникает повышенный аппетит. В медицине принято считать, что одной из причин ожирения являются именно паразиты, как бы парадоксально это не звучало.

Паразиты – это опасные организмы, которые поражают важные органы и ткани, что приводит к серьезным последствиям. Лечение усложняется тем, что первое время патогенные организмы никак не проявляют свое присутствие, что дает им время для размножения и распространения. Нередко паразиты приводят к летальному исходу, потому что поражают жизненно важные органы, такие как печень, легкие, сердце и даже головной мозг.

Питание паразитов

Паразиты забирают самые питательные компоненты из потребленной пищи хозяина, а именно: глюкозу, витамины, легкоусвояемые углеводы, микроэлементы. Хозяину достается их самая малая часть.

В результате организм становится обделен калием, медью, марганцем, селеном, кремнием и цинком, в нем появляется гиповитаминоз. Вследствие нехватки минералов и витаминов появляется усиленный аппетит, организм начинает требовать все больших порций пищи.

Гельминты вызывают патологические процессы в организме, нанося ему:

  • прямой вред (в виде механического повреждения слизистой оболочки кишечника и его поверхностей, печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы);
  • опосредованный вред, выражающийся неполадками в деятельности иммунной системы и аллергическими проявлениями.

Такая тактика поведения помогает простейшим выживать в человеке длительное время, медленно, но верно разрушать его здоровье и при этом быть незаметными.

Питание паразитов

Человек может долго лечить заболевание, не подозревая о том, что все время стимулирует его развитие.

Жизнь паразитов внутри человеческого организма

Как паразиты питаются и выживают в новой среде, рассказывается в этой публикации. О паразитарных организмах, которые поселяются в человеческом теле, известно всем.Однако истинную опасность, которую представляют собой новые соседи, до конца люди не хотят понимать.

При наличии первых симптомов паразита в организме требуется немедленно обратиться к врачу, ведь уже само присутствие в кишечнике или желудке постороннего существа должно приводить в шок. Большинство людей думает, что не всегда паразит выживает, попав в человеческий организм. Чем ему там питаться? Но это большая ошибка, которая может привести к печальным последствиям.

Характеристика заболевания

Главной задачей паразитарного организма является его незаметное существование, и достигается оно за счет адаптации. Чем дольше паразит живет в теле хозяина, тем меньше вреда ему наносит. Есть ряд ситуаций, когда первые симптомы спустя какое-то время пропадают, и человек предполагает, что вылечился.

Но на самом деле паразит просто лучше приспособился. В большинстве случаев паразиты не убивают своего хозяина, ведь именно за счет него они и будут обустраивать свою жизнь. Они просто медленно высасывают силы из организма до тех пор, пока организм-переносчик не будет полностью истощен.

Ошибочно полагать, что паразиты − это глисты и другие виды червей. Паразитами еще принято считать грибки, микробы, вирусы, насекомых и даже растения. Среди последних видов можно отметить особей, что размещаются снаружи организма человека, к примеру, вши и пиявки и те, что живут под кожей и внутри органов.

Паразитарные организмы − это очень сложноустроенные существа, большинство из них несут в себе инфекции и вирусы, которые после их гибели распространяются по всему организму. В слюне паразитов есть специальный фермент, что позволяет им быстро расщеплять ткани органов. Именно этими тканями они питаются, а у человека вследствие этого появляются язвы, например, на стенках толстой кишки.

Кто еще живет за счет человека

Примеры бактерий-паразитов

Также за счет человека питаются и бактерии-паразиты. Это патогенные микроорганизмы, которые живут за счет питательных веществ других организмов. Один из примеров таких бактерий — болезнетворные паразиты. В следующей статье будут освещены особенности бактерий-паразитов.

Отдел бактерии

Бактерии так малы, что их можно увидеть только при увеличении в 1000 и даже до 2000 раз. К тому же они и по форме, и по своему внешнему виду очень часто трудно различимы между собой.

Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются при помощи жгутиков, которых иногда бывает несколько. Есть и колониальные формы.

Размножаются бактерии делением одной клетки на две, способом почкования — от старой клетки отделяется новая. Скорость размножения зависит от внешних условий среды — при благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут.

У бактерий есть споры, но они предназначены не для размножения, а для перенесения неблагоприятных условий, так как они защищены толстыми оболочками. Они называются цистами.

Коккобациллярная флора в мазке

Споры выдерживают длительное высушивание, нагревание свыше 100″С и охлаждение почти до абсолютного нуля.

В обычном состоянии бактерии неустойчивы к внешним воздействиям и могут быстро погибать при высушивании, при нагревании до 65-80°С и под действием солнечного света или дезинфицирующих веществ.

Средой обитания бактерий может быть воздух, они поднимаются в верхние слои биосферы (часть оболочки Земли, населенной живыми организмами) до 30 км. Через воздух распространяются возбудители ангины, скарлатины, туберкулеза.

В почве больше всего бактерий сосредоточено в окультуренном черноземе: в 1 га почвы — 2,5-3 млрд бактерий. Здесь они играют большую роль в почвообразовании (азотобактерии, нитрифицирующие и гнилостные бактерии).

В воде: в поверхностных слоях воды открытых водоемов, особенно в черте города. Служат источником инфекционных болезней (дизентерия, холера, бруцеллез).

В живых организмах: бактери и бывают болезнетворные (которые вызывают различные заболевания) и симбиотические, живущие в органах пищеварения животного и человека и помогающие им расщеплять и усваивать пишу.

На теле человека, его одежде могут быть разнообразные бактерии. Много их бывает в ротовой полости, на открытых участках кожи и других частях тела.

Питаются бактерии, всасывая питательные вещества всей поверхностью клетки. По способу питания они могут быть: сапрофиты и паразиты. Сапрофиты питаются органическими веществами умерших животных и растений.

Сюда относятся почвенные бактерии и поселяющиеся на растительных и животных остатках (бактерии гниения, брожения и др.). Они могут иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Так, роль бактерий молочнокислого брожения положительная в том, что они способствуют: 1) приготовлению молочнокислых продуктов питания (творога, простокваши, сметаны, кефира, масла); 2) силосованию кормов; 3) закваске и засолке капусты, огурцов, помидоров. Отрицательная — порча продуктов.

Бактерии уксуснокислого брожения способствуют окислению спирта в уксусную кислоту, которая используется при мариновании и консервировании плодов и овощей. Отрицательная роль — порча продуктов.

Диагностика

Для выявления бактерий-паразитов назначается:

  1. Исследование каловых масс. Данный анализ позволяет обнаружить яйца паразитов и определить вид гельминта.
  2. Общий анализ крови. Позволяет выявить анемию и повышение концентрации эозинофилов. Данные показатели свидетельствуют про развитие паразитарной инвазии, без определения вида возбудителя.
  3. Анализ крови на выявление антител.

Диагностику следует проходить при появлении минимальных признаков заражения. Для профилактики анализы рекомендуется сдавать медицинским работниками, людям, проживающим в местах с высоким риском заражения, сотрудникам детских учреждений.
Своевременное выявление бактерий-паразитов позволяет начать правильную терапию и избежать развития опасных осложнений.

Паразитарные бактерии приспособлены к жизнедеятельности в человеческом организме. Здесь они питаются, активно размножаются и отравляют организм своего хозяина продуктами жизнедеятельности. В результате развиваются тяжелые заболевания, такие как ангина, туберкулез, столбняк, сибирская язва. Пути заражения могут быть совершенно различными – от контактного, до бытового.

Клещи

Черный клещ получил такое название из-за цвета близкого к черному. Паразит относится к семейству иксодовые клещи, могут переносить возбудителей инфекционных заболеваний – боррелеза (болезни Лайма), клещевого энцефалита и бартонеллеза.

Клещевой энцефалит, характеризуется утратой аппетита и интереса к окружающему, повышения температуры, дрожью конечностей или всего тела. В дальнейшем отмечается нарушение координации движений и малоподвижность больного животного или человека.

При бартонеллезе развиваются следующие симптомы: гиперемия век и слабость нижних конечностей. При тяжелом течении отмечается лихорадка и анемия.

Признаки боррелеза проявляются через 10 суток после инфицирования. Его симптомы – это недомогание и снижение аппетита, возможно, появление депрессии, высыпаний и хромоты.

Половозрелые особи клещей меньше кунжутного семечка. У самок черна голова и спина, брюшко же имеет темно-красную окраску. У самцов все тело имеет черную или темно-коричневую окраску.

Когда клещ голодный, то его длина не более 3 мм. А во время кормления его размеры увеличиваются в десятки раз.

Половозрелые особи могут сохранять активность на протяжении всего года, даже зимой, если температура не понижается ниже нуля. Но наибольшей активностью они обладают в весенне-осенний период. Клещи предпочитают обитать в местах с густой травой, кустарников в тени деревьев. Они не любят ярких лучей солнца.

Весной самки в почву откладывают до 3 тыс. яиц. К концу лета из них выходят личинки, размеры которых микроскопичны. Личинки движутся в поиске промежуточного хозяина, это может быть грызун или птица, после прикрепления к нему паразит питается несколько суток кровью.

А после отцепляются и снова попадают в почву для перехода в следующую стадию развития – нимфу. В этой стадии их размеры не больше макового зерна, но они могут, кусая инфицировать человека боррелезом.

Победить паразитов можно!

Комар-долгоножка. Описание, стадии развития. Чем питаются большие комары. Кусаются или нет. Вред от комаров долгоножек

Чем питаются вши на теле человека, образ жизни паразитов

Размножение ДНК вирусов в клетке: особенности, стадии и способы

Чем представлена выделительная система аскариды человеческой

Чем питаются комары, кроме крови, самки и самцы, на болоте и в природе

Подцарство настоящие бактерии: виды, размножение, строение, примеры

Список литературы

  • Centers for Disease Controland Prevention. Brucellosis. Parasites. Ссылка
  • Corbel M. J. Parasitic diseases // World Health Organization. Ссылка
  • Young E. J. Best matches for intestinal parasites // Clinical Infectious Diseases. — 1995. Vol. 21. — P. 283-290. Ссылка
  • Ющук Н.Д., Венгеров Ю. А. Инфекционные болезни: учебник. — 2-е издание. — М.: Медицина, 2003. — 544 с.
  • Распространенность паразитарных болезней среди населения, 2009 / Коколова Л. М., Решетников А. Д., Платонов Т. А., Верховцева Л. А.
  • Гельминты домашних плотоядных Воронежской области, 2011 / Никулин П. И., Ромашов Б. В.

Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Тизерка

Лучшие истории наших читателей

Тема: Во всех бедах виноваты паразиты!

От кого: Людмила С. ([email protected])

Не так давно мое состояние здоровья ухудшилось. Начала чувствовать постоянную усталость, появились головные боли, лень и какая-то бесконечная апатия. С ЖКТ тоже появились проблемы: вздутие, понос, боли и неприятный запах изо рта.

Думала, что это из-за тяжелой работы и надеялась, что само все пройдет. Но с каждым днем мне становилось все хуже. Врачи тоже ничего толком сказать не могли. Вроде как все в норме, но я-то чувствую, что мой организм не здоров.

Решила обратиться в частную клинику. Тут мне посоветовали на ряду с общими анализами, сдать анализ на паразитов. Так вот в одном из анализов у меня обнаружили паразитов. По словам врачей – это были глисты, которые есть у 90% людей и заражен практически каждый, в большей или меньшей степени.

Мне назначили курс противопаразитных лекарств. Но результатов мне это не дало. Через неделю мне подруга прислала ссылку на одну статью, где какой-то врач паразитолог делился реальными советами по борьбе с паразитами. Эта статья буквально спасла мою жизнь. Я выполнила все советы, что там были и через пару дней мне стало гораздо лучше!

Улучшилось пищеварение, прошли головные боли и появилась та жизненная энергия, которой мне так не хватало. Для надежности, я еще раз сдала анализы и никаких паразитов не обнаружили!

Кто хочет почистить свой организм от паразитов, причем неважно, какие виды этих тварей в вас живут - прочитайте эту статью, уверена на 100% вам поможет! Перейти к статье>>>

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

- обучающие: познакомить учащихся с особенностями строения и способами питания паразитов; формировать умения распознавать виды паразитических червей;

- развивающие: развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитательные: прививать любовь к предмету, любознательность, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

I . Организационная часть.

II . Проверка знаний учащихся.

III . Объяснение нового материала.

общие сведения о паразитах;

виды паразитических организмов;

IV . Закрепление нового материала.

V . Подведение итогов.

VI . Задание на дом.

I .Организационная часть.

Долгожданный дан звонок,

Много сможете узнать,

Свои знанья показать.

Цель нашего урока закрепить пройденный материал, ответив на ряд вопросов, и изучить новую, не менее интересную тему, которую вы назовете мне сами.

Вопрос: А какую тему мы изучали на прошлом уроке?

II . Проверка знаний учащихся:

1. Бактерии столбнячной палочки и сенной палочки относят к группе:

2. Закончите определение.

Бактерии — относительно просто устроенные …., состоящие из одной клетки.

3. После окончания школьных уроков количество бактерий в классе:

A. Не изменяется
Б. Увеличивается

4. Приспособлением бактерии к выживанию в неблагоприятных условиях служит:

5. Создавать органические вещества из неорганических могут:

A. Клубеньковые бактерии
Б. Сенная палочка

B. Цианобактерии
Г. Картофельная палочка

6. Закончите предложение.

При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые ….. минут.

7. К способам защиты продуктов питания от бактерий относят:

8. Закончите предложение.

Между бобовыми растениями и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление получило название …

9. Закончите предложение.

Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения ….. бактерий.

10. Выберите правильное определение.
Массовое заболевание среди людей — это:

A. Часть бактерии
Б. Эпидемия

B. Название бактерии
Г. Название гриба

11. Вставьте пропущенные слова.

Болезнетворные ……, поселяясь в организме человека, питаются его органическими веществами, отравляя. вызывая .

III . Объяснение нового материала.

Если ты забыл помыть руки перед едой, ешь на обед плохо проваренное мясо, если ты видишь на дереве нарост непонятного гриба, то это и есть они. Кто это? О ком идет речь? (это паразиты)

Вопрос: Скажите, что означает слово паразит?

Ответ: Паразит – это организм, который живет в организме другого или на поверхности организма.

Паразитизм (от греческого слова parasitos – нахлебник, тунеядец) – явление, когда одни виды живых организмов длительное время существуют за счет других видов – хозяев. Хищник сразу убивает свою жертву и поедает её. Паразит многократно, на протяжении всей своей жизни пользуется органическими веществами, получаемыми из тела хозяина, хозяин оказывается средой обитания для паразита.

За сотни миллионов лет эволюции жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов тесно переплелись. В результате каждая особь любого вида может служить хозяином для каких-то паразитов.

Например, паразитические растения питаются за счет соков растения-хозяина, врастая в него. Это растение омела, которая паразитирует на лиственных деревьях, а заразиха прикрепляется к корням.

Посмотрите на экран. Наверное, вам встречались деревья с наростами на стволах. Такие деревья больны и обречены на гибель: в их организмах поселились грибы-паразиты (показать виды). На поверхности ствола только часть паразита, а внутри дерева многочленные нити гриба, разрушающее дерево и получающее от него питание.

Среди паразитов есть обязательные (облигатные), которые тесно связаны с каким-то конкретным видом хозяина и без него не могут жить, и необязательные (факультативные). Эктопаразиты, живущие на поверхности тела хозяев, например вши, блохи, некоторые клещи; среди них много переносчиков опасных заболеваний человека, так как они питаются кровью своего хозяина.

Эндопаразиты живут в теле хозяина. К ним относятся большинство паразитических червей, например гельминты, обитающих в различных органах и тканях животных и человека.

Вопрос: Каких паразитических червей вы знаете? Как вы думаете, чем они могут питаться?

Ответ: К паразитическим червям относится аскарида, которая живет в кишечнике и питается готовой пищей. Когда развивается аскарида, то она может поселиться и в других органах: в лёгких, сердце, головном мозге и тогда она питается клетками этих органов. Печеночный сосальщик живет в печени и питается клетками печени, постепенно разрушая её. Бычий цепень и свиной солитер длина, которых может достигать до 13 метров, обитают в кишечнике человека, а сама головка в желудке. Острица детская живет в прямой кишке, в близи анального отверстия. Питается не переваренной пищей хозяина и клетками.

Вопрос: Как такие паразиты попадают в организм человека?

Ответ: Грязные руки, фрукты, плохо проваренное, обжаренное мясо могут стать причиной заражения этих червей.

Печеночный сосальщик, кошачья двуустка могут попасть в организм человека и при контакте с нашими домашними питомцами кошками и собаками. На шерсти этих животных могут находиться яйца этих плоских червей и при общении с ними, мы часто забываем мыть руки, и тогда яйца этих червей попадают через рот в наш организм. По крови, циркулируя, останавливаются в печени, закрепляются, размножаются и питаются клетками печени, разрушая её, принося боль человеку.

Вопрос: Как вы думаете, каким образом паразитические черви удерживаются в организме животных и человека?

Есть в природе и паразитические насекомые, которые развиваются в теле насекомых других видов и, заканчивая своё развитие, вызывают гибель хозяина. Если человек не соблюдает личную гигиену, не моет руки, копается в грязных местах, где отходы быта, то он заражается ужасным чесоточным клещом. Этот клещ живет под кожей человека, прокусывает её, роя себе дорогу, питаясь клетками кожи и кровью, вызывает нестерпимый зуд кожи. Человек расчесывает себе кожу до крови, так как зуд очень сильный. При контакте через рукопожатие, использование чужих авторучек здоровый человек может заразиться этим чесоточным клещом.

Поскольку паразиты питаются за чужой счет, ему, как правило, бывает, невыгодна смерть хозяина. Очень часто именно паразиты мешают чрезмерному размножению живых организмов. Не будь паразитов, многие насекомые размножались бы в количествах, опасных для существования растений. Например, существуют паразитические грибы, которые поражают насекомых или их личинок. Ученым, например. Удалось снизить численность тлей, которые поедают листья растений, путём заражения этих насекомых-вредителей паразитическими грибами. Многие паразиты приспособились к существованию, например имеют уплощенное тело, нет органов чувств, простая пищеварительная система, некоторые могут длительное время голодать на протяжении нескольких лет, но все они очень плодовиты. Всю свою жизнь посвятил изучению паразитических червей русский учёный Константин Иванович Скрябин – основатель гельминтологической науки (доклад).

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ kak_pitayutsya_parazity.pptx

Добрый день.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Добрый день.


Раффлезия Арнольда паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами.

Раффлезия Арнольда паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами. Оно полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок раффлезии в бутоне похож на кочан капусты, а в раскрытом виде достигает 1 метра в диаметре и весит 4-6 килограмм.

Как питаются паразиты?

Как питаются паразиты?


Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные

Туберкулезная палочка

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные Бактерии

Разновидности паразитов Паразиты Растения Грибы Животные Бактерии


№1-Организм, как среда обитания для паразитов. №2 – Паразиты имеют органы при.

№1-Организм, как среда обитания для паразитов. №2 – Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски. №3 – Растения-паразиты лишены хлорофилла. №4 – Паразиты ограничивают численность других организмов. №5 – Паразиты приносят вред растениям, животным и человеку.

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не буд.

Нужны ли паразиты? Ослабляя своих хозяев, паразиты ускоряют их гибель. Не будь паразитов, многие насекомые размножились бы в количествах, опасных, для существования растений. В природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле


Д/з: §38, подготовить рассказ о паразитах.

Д/з: §38, подготовить рассказ о паразитах.

До свидания.

Выбранный для просмотра документ группа 1.docx

Приложение 1

Выбранный для просмотра документ группа 2.docx

Приложение 2

Выбранный для просмотра документ группа 3.docx

Приложение 3

Выбранный для просмотра документ задание в группах.docx

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

Выбранный для просмотра документ урок.docx

Урок на тему "Как питаются паразиты"

Познавательная: изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить работу по формированию научного мировоззрения, развивать частично-поисковую и познавательную деятельность.

Воспитательная: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, интерес к предмету.

1. Формирование умений решать проблемно-поисковые задачи, развивающие системное мышление, умение работать с рисунками.

2. Формирование экологических понятий: пищевая связь – “паразит-хозяин”, и его роли в регулировании численности других живых организмов, паразитизм как способ питания, организм как среда обитания.

3. Формирование метапредметных и универсальных действий у учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Работа в группах.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, фронтальная беседа, работа с рисунками, спользование ИКТ и рисуночное письмо (пиктограммы).

Материалы учеников: ручка, тетрадь, учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов “Природоведение”, 5 класс.

Зрительный ряд: рисунки растений и животных паразитов, презентация.

Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус – душитель.(см. приложение 1)

Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы спорынья (см. приложение 2)

Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.(см. приложение 3)

Оборудование: компьютер, СD-RОМ “Живая природа. Центр” , Презентация “Паразиты”

Организационный момент. Приветствие.

Фронтальный опрос по предыдущему материалу.

Мотивация (зачитать отрывок из “Книга для чтения по ботанике” Трайтак).

Актуализация знаний. Целеполагание.

Изучение нового материала: работа в группах с рисунками и объектами, как с источником новой информации по вопросам.

Отчетное задание: общие признаки паразитов (решение поисковых задач, развивающих системное мышление).

Рассказ о бактериях-паразитах, “человеке”-паразите.

Закрепление и обобщение знаний (с использованием ИКТ). Опорный конспект.

Д\з дополнение (рассказы о паразитах)

Ход урока: Тема урока закрыта на доске.

- Добрый день, ребята и наши гости!

2. Фронтальный опрос.

- Что является предметом изучения природоведения?

- Что такое явление?

- А на какие группы делятся все явления?

- С какими видами явлений мы уже познакомились?

- Что такое физическое явление? Приведите пример.

- Что такое химическое явление? Приведите пример.

- А какие явления мы с вами изучаем сейчас? С чем связаны эти явления?

- Что мы с вами изучали на предыдущих уроках?

3.Мотивация (отрывок из книги).

- Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь?

“ Раффлезия Арнольда” многолетнее бесхлорофильное растение, растущее на острове Суматра. Неподалеку от него трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать. отвратительным зловонием. Ее запах привлекает мух к жуков для опыления. Огромные цветки Раффлезии (иногда более 1 метра в диаметре) имеют 5 толстых лепестков красного цвета, с пятнами более светлого оттенка. У Раффлезии нет ни корней, ни хлорофилла, и ее существование полностью зависит от других растений”.

- Так о каком организме идет речь?

- Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

(ребята выдвигают предположения, затем открывается на доске тема сегодняшнего урока: “Как питаются паразиты”).

4. Актуализация знаний. Целеполагание.

- Как вы думаете, что мы должны рассмотреть и узнать на уроке.

(учащиеся высказывают свое мнение)

- Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле и какую роль они играют в жизни человека?”.

5. Изучение нового материала.

1) Объяснение учителя

- Кто такие паразиты? (На слайде термины)

Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет хозяина.

- А что за явление паразитизм? Оказывается, это способ питания.

2) Работа в группах.

- У вас на столах в конвертах находится раздаточный материал и вопросы к теме:

О каких паразитах идет речь?

Какой организм лишний?

Где или на чем паразитирует?

Нужны ли паразиты на Земле?

- В течение 7 минут вам необходимо подготовить отчёт в своих тетрадях по данному материалу. Отчёт вы готовите по следующей форме:

I группа – растения (повилика, петров крест и рисунки)

II группа – грибы ( гриб чага и трутовик, таблица).

III группа – животные (таблица).

- Ребята, какие же группы паразитов мы можем выделить?

- Отразим ваши ответы в виде схемы в ваших тетрадях:

Растения грибы животные

5) Рассказ учителя.

- Послушайте мой рассказ и подумайте, о какой группе паразитов идет речь.

Еще в середине 19 в. врачи отрицали, что туберкулез легких или иначе – чахотка, вызывается бактериями. В 1882 г. немецкий ученый Кох сделал великое открытие – впервые выделил и описал возбудителя туберкулеза, их позже стали называть бациллой или палочкой Коха (бактерии – палочки).

Очень многие болезни человека и животных вызывают бактерии. Болезнетворные бактерии приспособились к жизни в живом организме. В благоприятных условиях они размножаются каждые 20 минут, т.е. через 5 часов из 1 бактерии будет 32768 бактерий.

Бактерии выделяют ядовитые вещества, отравляющие организм. Заражение исходит при контактах с больными или при употреблении зараженной пищи или воды.

Скорость распространения повышается в местах скопления людей.

Болезнь “Чума” – одна из самых быстро распространенных болезней. Например: в 6 веке в Римской империи за 50 лет умерло 100 мил. Человек.

В результате регулярных предохранительных мер в нашей стране Чумы не наблюдалось уже давно.

Зато есть: дифтерия, столбняк, корь, ветрянка, ангина и т.д. Что бы вы не болели, следует ставить прививки.

- Так какую группу паразитов мы с вами не назвали?

(ответы детей, дополнение схемы)

- Итак попробуем ответить на вопросы:

1. Нужны ли паразиты на Земле?

2. Каково значение паразитов в жизни человека?

3. Давайте вспомним, как в тело человека могут попасть паразиты?

(Грязные руки

Грязные овощи и фрукты

Тесный контакт с животными)

4. Можно ли уберечь себя от паразитов?

- А теперь давайте, используя предложенные вам пиктограммы, составим опорный конспект по изученному материалу. У каждого на парте имеются листы с пиктограммами. Каждый знак несёт в себе определённую информацию. Ваша цель определить, о чем идет речь?

- Попробуем. Пиктограмма №1 - Организм как среда обитания для паразитов.

№ 2 - Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски.

№ 3 - Растения – паразиты лишены хлорофилла.

№ 4 - Паразиты ограничивают численность других организмов.

№ 5 - Паразиты приносят вред растениям (в том числе сельскохозяйственным), человеку и животным.

- Сформулируйте вывод о роли паразитов в природе?

(Вывод: в природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле.)

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Могут ли знания полученные сегодня на уроке пригодится нам в жизни?

8. Домашнее задание: §38, найти рассказы о паразитах и мерах профилактики по заражению ими.

Читайте также: