Чин молитв от холеры свт филарет

Обновлено: 24.04.2024

Действия приснопамятного архипастыря во время холерной эпидемии были запечатлены характером мудрой рассудительности и горячей любви к отечеству и пастве. Мы будем говорить об этих действиях, держась хронологического порядка, и только однородное из разновременного будем соединять по возможности и нужде для цельности обозрения.

«Растворились Божьи храмы,

Сшелся тысячьми народ,

Вышел клир и крестный ход.

Все идут, благоговеют

Как смиренные рабы

За святыми образами.

С чувством внутренней мольбы.

Всякой пастырь паству водит,

Крест нося перед собой;

Всякой свой приход обходить

И кропит святой водой:

Там встречаются иконы,

Там лобзанье, там поклоны,

Там пылает фимиам,

Там гремит святое пенье –

И Москва на то мгновенье

Превратилась в Божий храм.

Царь небесный! все взывают: –

Защити нас в злые дни;

Ветры смертность навевают,

Царь небесный, сохрани!

Удержи десницу мщенья,

Просят грешники прощенья,

Пощади свою в нас кровь,

Пощади свое созданье,

Мы все – грех, но Ты – любовь!

О событие святое,

Небывалое в веках,

Для истории златое,

Отразись на облаках;

Пронесись в грядущи роды;

Пусть читают все народы,

Все страны, все времена,

Что под гневным неба сводом

С верой в Бога, крестным ходом

«И хладно руку жмет чуме.

И в погибающем уме

Рождает бодрость. Небесами

Клянусь: кто жизнию своей

Играл пред сумрачным недугом,

Чтоб ободрить угасший взор,

Увеличение смертности увеличило и сиротство, беспомощность и бедность; а все это взывало к благотворительности и вызывало усиление ее. И Москва, благотворительная и в обыкновенное время, в рассматриваемое скорбное время показала в этом достоподражаемый пример для всех времен и городов. Все сословия дружно приносили жертвы деньгами, вещами, даже домами на дело благотворения. Голицыны, Шереметевы, Самарины, Пашковы и другие из дворянских фамилий; Лепешкины, Аксеновы, Рыбниковы и многие иные из купеческого и других сословий принесли в это время весьма значительные жертвы на дела благотворения. Один из поэтов того времени так выражается:


Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительныя болезни.

Говорено сентября 18 дня 1830 года.

Вкратце буду беседовать с вами, братия; хотя не мало сказать надобно. Продолжившияся молитвы не позволяют быть долгому слову. Послушайте не долго, но внимательно.

В молитвах упоминалось о губительной язве во дни Давида, и о чудесном ея прекращении (2 Цар. XXIV). Воспоминание сие здесь к месту, теперь ко времени.

Царь Давид впал в искушение тщеславия: хотел показать силу своего царства, и повелел исчислить всех способных носить оружие, тогда как такое исчисление совсем не было в употреблении у Евреев. И праведник не безопасен от падения, если вознерадит.

Еще не кончилось исчисление народа, как Царь почувствовал в совести своей обличение греха и страх наказания от Бога. В самом деле явился Пророк, и, по повелению Божию, предложил Давиду на выбор одно из трех наказаний: войну, голод, мор. Примечайте из сего примера, что война, голод, мор, и подобныя бедствия, хотя кажутся приключениями случайными; хотя происходят частию от известных причин естественных, тем не менее однако суть орудия правосудия Божия, употребляемыя для наказания согрешивших человеков.

Давид смирился пред Богом, безропотно покорился суду Его, и совершенно предался в волю Его. Да впаду убо в руце Господни, сказал он. И даде Господь смерть во Израили от утра до часа обедняго. Здесь приметьте скорый плод смиренной покорности судьбам Божиим. Не три месяца несчастной войны послал Бог, не три года голода, и мор не на три дня, как угрожал Пророк сначала, но уже только от утра до часа обедняго.

Открылось наказание греха, и совершилось покаяние Давида. И рече Давид ко Господу, егда виде Ангела биюща люди, и рече: се аз есмь согрешивый. Давид совершенно покаялся во зле греха, и тотчас раскаялся Господь о зле наказания. И рече Ангелу погубляющему люди: довольно ныне, отъими руку твою. Примечайте спасительное действие покаяния.

Чтобы довершить действие помилования, избавления и спасения, Пророк, по наставлению Ангела, побудил Давида поставить Господеви олтарь, на гумне Орны Иевусеанина, там, где в последствии времени создан и храм Соломонов. И созда тамо Давид олтарь Господеви, и вознесе всесожжения и мирная. И послуша Господь земли, и отъят язву от Израиля. Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно пред олтарем, по наставлению духовному и небесному, по установлению Божественному.

Братия! не видится ли нам нечто подобное грозному видению Давида? Не видим ли и мы Ангела Господня стояща между землею и небом, и меч его извлечен в руку его, простерт на Иерусалим (1 Пар. XXI. 16)? Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть: взирайте острым и мужественным оком проницания и благоразумной предосторожности. Губительная болезнь, несколько лет опустошавшая не Христианския страны Азии, простерлась и на Христианския страны Европы. В прошедшем году показалась она в пределах отечества нашего: уступила предохранительным средствам попечительнаго Правительства: но в нынешнее лето явилась вновь. Мы, до сего дня пощаженные, благословим долготерпеливаго к нам Бога! Но Ангел погубляющий виден; меч его извлечен: он угрожает.

Что же нам делать? Я думаю, то же, что сделали Давид и жители Иерусалима при виде Ангела погубляющаго. Паде Давид и старейшины Израилевы, облеченнии во вретище, на лице свое. То же должно нам делать, чем Ниневитяне отвратили не по догадкам и опасениям ожиданную беду, но определительно предсказанную погибель. Вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост. И возопиша прилежно к Богу, и возвратися кийждо от пути своего лукаваго, и от неправды сущия в руках их (Ион. III. 5-8).

Повергнем, братия, сердца наши пред Богом во смирении, в покорности неисповедимым судьбам Его. Признаем не только правосудие Бога, готоваго карать грехи наши, обличающаго наше житие, недостойное имени Христианскаго, но и Его милосердие и долготерпение, которое не вдруг, не прежде других, поражает нас, а показует поразившее других, нам же только грозящее наказание, и, как бы предохраняя, говорит: аще не покаетеся, вси такожде погибнете (Лук. XIII. 5). Покаемся, братия, и принесем плод достойный покаяния, то есть исправление жития. Отложим гордость, тщеславие и самонадеяние. Возбудим веру нашу. Утвердимся в надежде на Бога и на имя Иисуса Христа, Ходатая Бога и человеков, Спасителя грешных и погибающих. Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужнаго. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся, если не во вретище, то в простоту. Отвергнем украшения изысканныя, ознаменованныя легкомыслием и непостоянством. Презрим забавы суетныя, убивающия время, данное для делания добра. Умножим моления, тайныя на всяком месте, и во всякое время, общественныя, по руководству Святыя Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно, всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, безкровную жертву, приобщением Пресвятаго Тела и Крови Христовы.

Хотя ни Ангел, ни Пророк не приходил побудить нас к созданию благоприятнаго Богу, а для нас благодатнаго олтаря: но, благодарение Богу, Христолюбивое усердие, не престает созидать олтари и храмы; и на одной неделе, не один олтарь освящен, и еще не один готовится к освящению.

Господи! послушай земли, смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и отъими язву от России. Сохрани град сей, и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во Святых храмах Твоих!

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Аминь.


Жизнеописание Святителя Филарета (Вознесенского), Митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского. >>> ( HTML )​

Служба святителю митрополиту Филарету (Вознесенскому), Исповеднику (одобрена Архиерейским Собором РПЦЗ 2008 г.). >>> ( HTML )​

О, святителю Филарeте, достохвaльный, послѣднихъ времeнъ исповѣдниче, Истиннаго Правослaвія защитниче, и всѣхъ вѣрныхъ христіaнъ надeжный прeдъ Богомъ застyпниче. Добрая дѣла твоя восхваляя, помощи присно отъ тебѣ взыскyюще, просимъ усeрдно за ны предстaтельства. Укрепи ны въ исповѣданіи вѣры истинныя, да не устрашимся гонeній и страдaній, да не отвeржемся Христа. И сподоби нaсъ до конца вѣрныя чaда Церкве Христовой пребыти и неосуждeнно Святыя Тайны Господни отъ истинныхъ свящeнниковъ пріимaти. Не престaй, исповѣдниче, творити молитвы къ человѣколюбцу Богу за мaлое стaдо Его, да дaруетъ миръ Церкви, избавляя Ю отъ ересeй, расколовъ и отъ прелeстныхъ ловлeній антiхріста. Умоли всещeдраго Бога, да подaстъ всѣмъ, въ молитвахъ тебѣ призывaющымъ: покаяніе нелицемѣрное, стрaхъ Божій и пaмять смeртную, смирeніе неподдѣльное и самоукорeніе постоянное, терпѣніе неослaбное, греховъ оставлeніе и сердца очищeніе. По кончинѣ же да обрящемъ твоимъ заступлeніемъ милоcтива и милосерда Бога нaшего Іисуса Христа, Емy же подобaетъ всякая слaва, честь и поклонeніе, со безначaльнымъ Его Отцемъ и всесвятымъ и благимъ и животворящимъ Его Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.


Перенесение мощей метрополита Филарета
Третьего Первоиерарха Русской Православной Церкви Зарубежом.

(свидетельство верующего)

Третьего ноября (ст. стиля) гроб владыки митрополита Филарета был открыт в присутствии нескольких священников. Я разговаривал с двумя священниками.

Они увидели, что тело владыки покрыто белым веществом. На одеянии тоже был белый налет. Когда они счистили это белое вещество, то обнаружили, что лицо и руки совершенно целы. Было даже отмечено, что тело и кожа - в лучшем состоянии и более светлого цвета, чем у владыки Иоанна Шанхайского. Один из священников омывал его руки и лицо водой и вином. Он сказал, что можно было видеть вены под его кожей, а его борода была совершенно мягкой. Его лицо было узнаваемо, и даже рот, который был немного парализован с левой стороны, был виден. Еще они видели часть ноги, которая была совершенно целой и мягкой. Они не осматривали все тело, поскольку это нужно делать комиссии назначенной по решению Синода.


Их особенно поразило то, что материал в гробу вокруг тела был белым и блестящим. Некий директор похоронного дома по этому поводу заметил, что обычно после трех лет этот материал становится черным. Одеяние владыки было ярким и блестящим. Зеленые четки в руке - как только что изготовленные. Бумага в его руке с разрешительной молитвой не имела налета и была чистой, как совершенно новая. Бумажные иконы на его митре были тоже яркими и не имели никаких признаков разложения или выцветания. Покров на его лице (которым покрывали св. Дары в алтаре) был тоже яркий, словно совершенно новый.

Одна только вещь подверглась тлению - это металлические застежки на Евангелии, - они проржавели и рассыпались, когда их тронули. Это важно отметить, потому что некоторые говорили, что тело владыки сохранилось, потому что гроб был положен в холодном месте, "как в холодильнике". Однако директор похоронного дома говорил, что такого вообще не могло быть. Проржавевшие застежки свидетельствуют о высокой влажности внутри гроба, но на бумагу, ткань и тело владыки она не подействовала.

Замечателен был гроб владыки. Он был покрашен черным, и на нем был белый крест. Он был как новый, как будто его покрасили только вчера. То же самое можно было сказать и о мантии, покрывавшей тело владыки. Она была чистой и блестящей. Один человек, который там был, заметил, что пуговица на мантии поржавела от влаги.

Я спросил одного священника, каковы были ощущения, когда открывали гроб. Он сказал, что все было очень мирно, спокойно и торжественно.

Затем пришел архиепископ Лавр и запечатал гроб. После этого каждый день в течение той недели, с понедельника до пятницы служили панихиду. Я там был два раза. Люди говорили, что когда они поклонялись гробу владыки митрополита Филарета, то чувствовали что это не обычный гроб, они ощущали там особую благодать.

В пятницу 8 ноября (ст. стиля) гроб перенесли в главную церковь. День был дождливый. В церкви было множество народа. Служили панихиду. Гроб поставили в середину церкви в начале службы, а затем отнесли в сторону, направо, к тому месту, где обычно принимают исповеди. Я заметил, что многие люди приходили со свечами к гробу и поклонялись ему в течение всей службы.

На следующее утро, в субботу, на Праздник Собора Архангела Михаила и прочих сил бесплотных, в церкви было около 300 человек. Служили человек тридцать: один архиепископ, одиннадцать диаканов, остальные - священники.


На литургии о. Валерий произнес проповедь. Он отметил последние слова, найденные в пишущей машинке митрополита Филарета: "держи, что имеешь. " (Откр. 3,11). О. Валерий сказал, что это как раз то, что мы должны делать: быть послушными и верными Вере Церковной. Он сказал, что, быть может, владыка не был очень хорошим администратором, но он был великим молитвенником и истинным постником. После литургии они обычно собирались на трапезу, но владыка не ел после всех этих служб а только выпивал чаю. Только иногда он что-то съедал, но ел очень мало, "как птица". Все этому удивлялись, потому что видели, как он служил и молился. Откуда он черпал силы?

О. Валерий рассказывал, какой был владыка милосердный. Он помогал многим людям. Многим он помог деньгами, но об этом не знали, потому что он это делал тайно. О. Валерий знал женщину, которую с двумя детьми бросил муж. Владыка помог ей. Когда владыка лежал в гробу, эта самая женщина стояла при гробе и плакала слезами благодарности за то, что он сделал для нее и для ее детей.

Владыка был богословски очень образованным человеком и очень хорошо знал писания Отцов Церкви. Проповедь владыки против экуменизма не была его мнением, а имела в своем корне учение св. Отец. Когда он был митрополитом, произошли истинно значительные и великие события: прославление в 1981 г. Новомучеников и Исповедников Российских и Царственных мучеников. Были прославлены также св. Герман Аляскинский, св. блаженная Ксения Петербургская и св. праведный Иоанн Кронштадский.

Владыка очень любил детей и молодежь. В Синоде он устраивал чаепития, на которые он их приглашал и говорил с ними о св. Писании и о Церковной жизни. Он действительно любил молодое поколение и заботился о душах молодых людей. Теперь многие, хотя уже и не такие молодые, могут вспомнить, какое внимание им оказывал владыка, каким он был тихим и молитвенным. Он был великим молитвенником. На проповеди о. Валерий говорил еще много других добрых слов о владыке.


После Божественной Литургии была панихида. Вышел архиепископ Лавр и сказал несколько слов. То, что он сказал, всех очень поразило. Многие из пришедших были разочарованы, что гроб не открыли. Некоторые подошли к архиерею и говорили об этом. Но тот сказал, что некоторые чувствуют, что нужно захоронить снова гроб. Некоторые готовы воспринимать его тело как мощи, а некоторые - еще не готовы. И вот, чтобы предотвратить некоторые неправильные мысли и чувства, гроб открывать не будут. На заседании Синода будет сделан доклад, и нужно будет ждать, что решит Синод. Гроб положат в могилу. Он еще раз повторил, что не надо скорбеть, что гроб не открыли…

Некоторые говорили, что не удивлены тем, что останки владыки были обнаружены нетленными, потому что он был святым человеком. Те, кто хорошо его знали и были близки ему, говорили о нем, как о глубоком молитвеннике, мудром духовном борце, постнике и о "недвижимом камне, который поддерживал целой и неповрежденной нашу Веру".

Акт Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей

о прославлении в лике святых приснопамятного Митрополита Филарета, Первоиерарха РПЦЗ.

Вопрос прославления возник в 2004 году, когда к Архиерейскому Собору обратилась большая группа верующих нашей Церкви из разных стран с пожеланием общецерковно прославить Приснопамятного Митрополита Филарета в лике святых. Тогда же на Соборе в связи с этими пожеланиями была создана Синодальная комиссия по подготовке его прославления. На Архиерейском Соборе в марте/апреле 2008 г. был утвержден новый состав этой комиссии, под председательством Преосвященного Епископа Владимира Сан-Францисского и Западно-Американского, которой было поручено собрать материалы для прославления и представить отчёт к следующему Архиерейскому Собору.

Результатом деятельности Синодальной комиссии явилась, на основании собранных материалов, заключение о святости приснопамятного Митрополита Филарета. В связи с этим, членами комиссии была составлена служба Святителю, написана ему икона и предпринята работа по составлению подробного жизнеописания.

Их этих материалов явствует, что почитание приснопамятного Владыки Митрополита начало созревать в недрах нашей Церкви уже давно, еще в бытность его в Китае и усилилось более, когда он стал Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.

Рассмотрим теперь главные причины, вызвавшие почитание Митрополита Филарета верующими, не только в русском рассеянии и в Отечестве, но и в других странах:

4. Особенно примечательно исповедничество Митрополита Филарета. Так, в годы японских гонений на православных, когда власти заставляли их поклоняться языческой богине Аматерасу, Святитель, претерпев страшные, нечеловеческие пытки, побои и издевательства, заступничеством свят. Николая Чудотворца, с помощью Божией, идолу не только не поклонился, но чад своих от поклонения отвратил, что и вызвало озлобление японских властей, хотевших его предать смерти. Следы повреждений остались навсегда на лице Святителя.

5. Также, в период коммунистического нашествия в Китае, Святитель был одним из немногих в своей епархии, кто отказался поминать советскую власть и московского патриарха, несмотря на вынужденную и формальную от него зависимость и, более того, в своих проповедях он громогласно обличал нечестие безбожной власти и неверность Христу, особенно в лице иерархов, созданной ею марионеточной советской церкви. Служил он также, несмотря на запрет, панихиды по Царственным мученикам. За эти действия ему было запрещено одно время проповедовать, также он был сослан на два года в дальний монастырь. Коммунистические власти неоднократно вызывали его на многочасовые допросы, подвергали побоям и издевательствами и, в конце концов, желая его погубить, подожгли его келью, когда он спал. Получив большие ожоги, исповедник чудом остался жив. Исповедничество архим. Филарета стало известно и в Русской Зарубежной Церкви и вызвало высокую оценку ее Первоиерарха Митрополита Анастасия, который делал все возможное, чтобы вызволить исповедника из коммунистического Китая.

8. Будучи ярым противником безбожной коммунистической идеологии и ее воплощения советской власти, решительно не признавал и ее порождение, т. наз. советскую церковь. Соответственно, Святитель не признавал ее руководителей, поставленных коммунистами, в качестве законных возглавителей Российской Православной Церкви. Истинною Русскою Церковью считал лишь Церковь Катакомбную, свободным голосом которой считал возглавляемую им Русскую Зарубежную Церковь. Отметим, что, в потаенной Церкви было установлено поминовение почитаемого катакомбниками зарубежного Первоиерарха.

9. Отвращаясь от экуменизма и модернизма во всех его проявлениях, Святитель шел навстречу пожеланиям греческих старостильников установить молитвенное общение с Русской Зарубежной Церковью, что и было сделано путем признания законности хиротоний одних и совершение хиротесии над другими.

11. Строго православная позиция Святителя в отношении современных церковных вопросов, обусловленная хорошим знанием Митрополитом Филаретом св. Отцов, отнюдь не утратила доныне своей актуальности и важности. Его мнения являются в пагубный век Апостасии важнейшим указанием для всех, стремящихся остаться в Истине, и дают им верное направление среди путаницы, фальши и подделок, которыми так богата современная церковная жизнь.

12. Святитель вел поистине аскетический образ жизни, спал по 2-3 часа в сутки, пищу принимал по монашескому уставу в самом умеренном количестве, был кроток, молчалив, незлобив, уступчив, особенно, если дело касалось второстепенных вещей, и неумолимо тверд, если дело касалось вещей принципиальных и важных с точки зрения церковной правды, при этом старался никогда не вмешиваться в чужие разговоры и никого не критиковать и не осуждать.

14. Благочестивая жизнь, ревностная забота о пастве, исповедническая деятельность Митрополита Филарета вселенского масштаба получили явное признание не только у верующих в Отечестве и в рассеянии сущих, но у Господа Бога, выразившееся в полном нетлении его мощей и облачения, о чем показало открытие его гроба и его перезахоронение в начале ноября 1998 года, в 13-ю годовщину кончины Святителя.

Список деяний Святителя можно было бы продолжать и далее, но уже приведенное позволяет свидетельствовать о неоспоримой святости Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, явно угодившего Господу.

Поэтому, Архиерейский Собор, не сомневаясь в его святости, постановляет:

1. Прославить в лике Святых Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, как Святителя и Исповедника.

2. Прославление Святителя совершить 10/23 августа 2009 года в Синодальном храме Свято-Преображенского скита в Мансонвилле (Канада) и одновременно в храме Свят. Иоанна Шанхайского г. Киева (Украина).

4. Поручить Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей оповестить клир и паству о предстоящей канонизации Святителя Филарета, разработать порядок ее проведения (в соответствии с чином, принятым в Русской Зарубежной Церкви) и предоставить возможность всем приходам заранее обзавестись службой и иконой Святителя.

ПРОПОВЕДЬ Святителя Филарета Московского во время эпидемии

1

За полвека, пока Московскую святительскую кафедру возглавлял митрополит Филарет (Дроздов) (1821-1867), в городе несколько раз свирепствовала эпидемия холеры, уносившая жизни части горожан и наводившая ужас на всех прочих.

Первый раз холера явилась в Москву в сентябре 1830 года. Инфекция пришла из Персии, преодолела южные границы России, поразила крупные российские города, а в самой Москве продержалась всю осень. Впоследствии она еще не раз возвращалась — вспышки холеры были отмечены в 1847, 1848, 1855 годах.

Храмы, тем не менее, оставались открытыми. В сентябре 1830 г. митрополит Филарет писал в одном из писем:

25 сентября святитель Филарет отслужил молебен об избавлении от болезни в главном московском соборе — Успенском, после совершил крестный ход вокруг Кремля. Священникам было поручено обходить дома своих прихожан, чтобы исповедовать и причащать желающих. Вдобавок, святитель учредил Московский архиерейский временный комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для помощи больным, их семьям, семьям умерших. В числе жертвователей этого комитета был, в том числе, государь Николай I,

2

не испугавшийся лично посетить Москву в самый разгар эпидемии и руководивший здесь устройством больниц (в городе были открыты Ордынская и Басманная временные холерные больницы, а также несколько частных), работами по снабжению города всем необходимым, созданием приютов для детей и т. д.

Первая вспышка холеры сошла на нет в декабре 1830 года. Мужественная позиция московского митрополита сыграла, по отзывам современников, немалую роль в укреплении духа москвичей: многие из них становились добровольцами и сами оказывали помощь заболевшим. Брали пример с московского святителя и архиереи других городов, куда холера пришла вслед за Москвой.

Святитель Филарет Московский: "Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительныя болезни" (Говорено сентября 18 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 годов.)


«В молитвах упоминалось о губительной язве во дни Давида, и о чудесном ея прекращении (2Цар. XXIV). Воспоминание сие здесь к месту, теперь ко времени.

Царь Давид впал в искушение тщеславия: хотел показать силу своего царства, и повелел исчислить всех способных носить оружие, тогда как такое исчисление совсем не было в употреблении у Евреев. И праведник не безопасен от падения, если вознерадит.

Еще не кончилось исчисление народа, как Царь почувствовал в совести своей обличение греха и страх наказания от Бога. В самом деле явился Пророк, и, по повелению Божию, предложил Давиду на выбор одно из трех наказаний: войну, голод, мор. Примечайте из сего примера, что война, голод, мор, и подобныя бедствия, хотя кажутся приключениями случайными; хотя происходят частию от известных причин естественных, тем не менее однако суть орудия правосудия Божия, употребляемыя для наказания согрешивших человеков.

Хотя ни Ангел, ни Пророк не приходил побудить нас к созданию благоприятнаго Богу, а для нас благодатнаго олтаря: но, благодарение Богу, Христолюбивое усердие, не престает созидать олтари и храмы; и на одной неделе, не один олтарь освящен, и еще не один готовится к освящению458.

3

Подвиг святителя Филарета Московского особенно ясен для тех, кто знает церковную историю. Архипастыри отнюдь не защищены от заражения или даже смерти от инфекционной болезни. Русской церковной истории известно, как минимум два случая, когда владыки становились жертвами эпидемии.

В 1352 г. архиепископ Новгородский Василий Калика (прославленный в XV веке в лике святых), принял псковских послов, которые просили архиерея приехать в их город, охваченный чумой, для благословения горожан.

4

В Пскове после совершённых богослужений и крестных ходов архиепископ Василий заразился и 3 июля 1352 г. скончался. Вместе с его телом черная смерть пришла в Новгород. Жители города не смогли устоять перед желанием проститься со своим духовным пастырем, – и это привело к страшной эпидемии.

В 1866 году, во время очередного нашествия холеры, другой святитель, Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан.

6

5 августа Филарет выехал из Чернигова, а 8 августа – приехал в Конотоп уже больным, став жертвой холеры. Несмотря на усилия врачей, святитель скончался от этой болезни.

Самоотверженность святителя Филарета Московского, которого Бог уберёг от заражения и двух святителей, которые пожертвовали собой ради паствы, не подлежит сомнению. Но их опыт свидетельствует против распространившегося сегодня странного суждения, будто верующий человек, человек святой жизни, имеет некий особый иммунитет против болезни, а меры предосторожности при причащении чуть ли не являются десакрализацией Таинства. Это не так. И такого радикального представления Церковь не исповедует. Во все времена разумные профилактические меры старались соблюдать, они не выдуманы сейчас, но лишь скорректированы с учетом нынешнего уровня наших знаний об инфекционных болезнях.

Читайте также: