Что такое чум эвенкийский

Обновлено: 25.04.2024

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: лёгкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещённых жердей, покрытых ветками, корой или специально припасёнными шкурами.

Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода’ ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже верёвочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.

Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.

Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.

Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.

Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.

В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.

Сымзы – часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между сымзы и очагом огораживало священное место в чуме. Пространство между сымзы и очагом не разрешалось переступать женщина. Во время камлания около сымзы сидел шаман, вокруг шеста обносился его бубен.

Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.

Накануне Дня Оленевода на главной площади бетонного Надыма выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:

Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты, и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.

Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:

По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:

И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:

Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:

Третий элемент - верёвки:

И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем.

Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асимметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса.

И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но. Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".

"Не переживайте, сейчас брат приедет, поставят чум и будете спать в нем", - я сидела и с недоумением смотрела на оленевода Славу, в то время как за окном были уже сумерки и -20 °С.

Его брат Яша вместе с женой Линой уехали делать прививки. И чум свой забрали, чтобы другие ненцы могли в тепле ожидать очереди.

"Слава, а сколько времени занимает поставить чум?" - спрашиваю я, пытаясь прикинуть, во сколько получится лечь спать и стоит ли мне вообще рассчитывать на спальное место.

Исторически чум ставит женщина, но в реальности мужчины всегда помогают - так получается быстрее. Летом, во время камлания (переездов), семья меняет место стоянки примерно каждые 2 дня. Это получается, что раз в два дня нужно разобрать чум утром, а потом собрать. Зимой на одном месте стоят по несколько месяцев, но, как видите, и тут иногда приходится сниматься с места и увозить "дом" с собой.

А вот и Яша приехал, и чум привез. Естественно, тут же все вышли помогать: и собаки, и дочка Алиса, и сын Яши, и сын Славы.

Когда чум ставят на новом месте, предварительно утаптывают площадку под него, но тут чум уже стоял раньше. Поэтому можно сразу приступать к сборке.

Три шеста связывают между собой и устанавливают вертикально.

Обратите внимание, что внутри уже установили мебель и печку.

Потом на этот остов начинают накладывать жерди, сделанные из ели. Яша говорит, что лиственницу для этих целей использовать нельзя.

Параллельно с устройством стен идет сборка "интерьера": на пол укладывают крашеные доски. Но ими застилается только пелейняны - половина чума, где будет спальное место. Во второй половине (вауняны) на пол стелют линолеум или кладут листы пластика - там место для умывальника, собак, дров.

На шесты крепится электрический провод от генератора и протягивается шнур от телевизионной антенны, закрепленной на лиственнице.

Спальное место тоже сооружают ещё до окончания строительства. И постепенно всё внутреннее "убранство" чума покрывается снегом.

Пока хозяйка чума Лина укладывает жерди для стен, мужчины устанавливают трубу от буржуйки.

Кочевники Ямала в течение всего года переме­щаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет в своих касланиях они исполь­­зуют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из ше­стов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими мате­риалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нель­зя назвать прими­тив­ной: она придумана так, чтобы идеально работать в специфических условиях аркти­ческого кочевья.

Положите очажный лист в центре будущего жилища


Поставьте печь, уложите доски пола и циновки. Занесите столики


Зимой сбор чума занимает час или пол­тора, а летом — не больше 40 минут. Такой скоро­сти удается добиться благодаря тому, что хозяйка всегда знает, в какой последователь­ности все устанавливать и на какой нарте лежит нужный элемент. Крупную мебель и печь всегда вносят еще до того, как начнут ставить каркас: так удобнее.

Установите два опорных шеста


В верхней части двух опорных шестов есть отверстия. В них продевается вере­вочная петля, и в нее вставляются верхушки других шестов. Те шесты, которые в петлю не вле­зают, кладут сверху. Нижние части шестов втыка­ют в землю или в снег. Подгнившие от времени части удаляют, так что по высоте торча­щих из верхней части чума шестов можно определить его возраст: чем шест ниже, тем дольше он стоит.

Установите каркас, приставив к опорным шестам все осталь­ные в определенном порядке. Поставьте печную трубу, а после этого священный шест — симзы


В каркасе — от 25 до 50 шестов: чем их боль­ше, тем вместительнее чум. В сред­нем диаметр чума составляет около шести метров — это позволяет не только свободно умещаться одной-двум семьям, но и прини­мать до деся­ти гостей. Шесты устанавлива­ются таким образом, что порывы ветра прогибают их рав­номерно, и чум не валится набок, а прижимается к земле. Шест симзы Симзы — священный шест в чуме; в прошлом рядом с ним проводили камлания шаманов, гадания и другие ритуалы. стоит особня­ком от других шестов посере­дине чума и отделяет сакрально чистое место: помимо культовых предметов и инстру­ментов для мужского ремесла, там хранят компьютеры, зарядки и иногда ставят экраны домашних кинотеат­ров. Нижняя часть шеста симзы ставится за очагом: вдоль него уходит дым через верхнее отверстие чума (зимой дым уходит по трубе буржуйки).

Подвесьте два горизонтальных шеста над очагом


К шесту симзы над очагом крепятся два горизонтальных шеста, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла. Высота котла или чайника над огнем легко регули­руется с помощью отверстий на верхнем конце крюка.

Занесите в чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости


Чум приходится ставить при самой разной погоде (например, в пургу). Но если нет снега или дождя, после установки горизонтальных шестов над очагом кочев­ники заносят в еще не покрытый чум постельные принад­лежно­сти и вещи первой необходи­мости, чтобы потом не протиски­ваться с ними через входное отверстие.

Наденьте на каркас внутренние нюки (мехом внутрь), закрепите веревками


Растяните по каркасу внешние нюки (мехом наружу), закрепите веревками


Сзади чума, в месте, где сходятся края нюков, прислоните к чуму шест, а на него вертикально поставьте нарту


Нарту нужно прислонить к чуму для того, чтобы не разлетались края нюков. Для этого используют не лю­бую нарту, а нуто: на ней перевозят шесты. Строгая специализация нарт (одни для нюков, другие для шестов и т. д.) и их строгий порядок в аргише (караване) — один из многочисленных приемов, которые позволяют чуму быть мобильным жилищем.

Присыпьте снегом подол чума по всей окружности


Одно из немногих дел при установке чума, которым всегда занимается не женщина, а мужчина. Подол чума присыпают снегом (летом — дерном), чтобы защитить его от сквозняков и дополнительно укрепить.

По этнографическим данным в конце XIX – начале ХХ вв. у эвенов наблюдаются три типа населенных пунктов: стойбища оленеводов и охотников, поселки оседлых жителей и заимки.

Кочевые стойбища характерны для эвенов–кочевников, основной отраслью которых является оленеводство, дополнительной – сухопутная охота в тайге, горах и рыболовство.

Стойбища, представляющие собой небольшие временные поселения, обычно располагались на маршрутах кочевий оленьих стад. В нем обитало, несколько семей (2 –3 семьи), чаще всего родственных. Стоянки становились многолюдными лишь весной (тогда собиралось до 19 чумов), еще больше людей собиралось на праздники, общие собрания и встречи родственников.

В зависимости от сезона, местных условий, характера оленьих пастбищ и хозяйственных занятий на одном стойбище жили несколько дней или недель и даже месяцев. Так, эвенки и эвены чаще всего жили на одном месте 4 – 5 дней, у эвенов самые длительные стоянки (от 1 до 2-х месяцев) были приурочены к гону, отелу оленей или особенно сильным морозам.

Что касается других типов поселений, то посёлки осёдлых эвенов и заимки возникали в местах, удобных для промысла рыбы или морского зверя, а также по соседству с уже существующими населёнными пунктами. Некоторые из них со временем превращались в крупные посёлки. На заимках селилось обычно от 1-3-х хозяйств. Появлению заимок нередко предшествовал достаточно долгий период полуосёдлой жизни.

Кочевой образ жизни эвенов обусловил распространение у эвенов традиционных жилищ – илуму (чум) и чорама-дю (юрта). По конструкции чум – илуму представляет собой коническое сооружение из жердей (с определенным креплением опорных жердей); чорама-дю – эвенское цилиндро-коническое жилище.

Эвенский чум относится к тунгусскому типу, для которого характерно четыре способа соединения основных опорных шестов чума: 2-3-4 основных шеста упираются вершинами друг в друга, соединены с помощью оставленных сучьев или веревкой из ровдуги, которые связывают или перекрещивают; очажный круг крепится к одной горизонтальной жерди, скрепленный с жердями чума и особому шесту внутри чума.

С конца XIX в. мы наблюдаем распространение у эвенов цилиндро-конического типа жилища эвенского чорама-дю. Считается, что юрта впервые появилась у эвенов на Охотском побережье (в его северной части) в XVIII- начале XIX вв. в связи с бурным развитием оленеводства и ростом численности отдельных семей. Конструкция эвенского чорама-дю несколько аналогична конструкции чукотской и корякской яранг. У данных типов жилищ мы отмечаем наличие цилиндрического нижнего каркаса высотой 1,5 м. с крепящимися на нем жердями, образующих конусообразную крышу, резко увеличивающую внутренний объем жилища.

Внутри жилища находилось лишь самое необходимое для жизни, предметы, которыми пользовалась в повседневной жизни эвенская семья: посуда и утварь, детские колыбели, подстилки, спальные мешки из оленьих шкур, а также снаряжение для оленевода-охотника, хранившееся в строго определенном месте (справа и слева от входа в чум), передвижной столик и мешки для одежды. Размещение предметов домашнего обихода было закреплено по традиции за определенными местами. Каждый член семьи придерживался установленного традицией порядка перемещения и нахождения в чуме, что было крайне важно при постоянных перекочевках, тем самым в жилище эвена царила гармония, не было хаоса и беспорядка.

Слева от входной двери – уркэпэн – располагался чоонал – место для хранения посуды и еды. Изголовьем к нему стелилась постель хозяйки жилища. Муж отдельной постели не имел, а располагался в противоположном краю семейной постели. Справа от уркэпэн располагались дети. Почетное место в эвено-эвенкийском чуме или юрте считается “мал” или “малу” – сторона против входа за очагом.


На всей этнической территории эвенов наиболее распространенной формой жилья был конический чум ввиду его большей компактности по сравнению с юртой. Берестяные чумы стали большей редкостью уже в 30-е годы из-за сложности изготовления берестяных покрышек. Дольше сохранялись ровдужные чумы (преимущественно у аллайиховских и некоторых других групп эвенов севера Якутии).

Юрты также долгое время были непременным элементом эвенских поселений, особенно в северных безлесных районах Якутии. Так, уже в начале 1930-х гг. у эвенов Томпонского района Якутии юрта перестала употребляться, но она долго сохранялась у эвенов Охотского побережья. До конца 1960-х гг. юртой пользовались только эвены березовско-рассохинской группировки. До сих пор юрта сохраняется у тундренных оленеводов северо-восточной Якутии.

Традиционные жилища-чумы вышли из употребления еще в 60-х годах прошлого столетия. В настоящее время ими пользуются как приспособление для копчения мяса, шкур (например, в оленестадах Кобяйского улуса), для их прикрытия используют брезентовый материал. Юрта до сих пор сохраняется у тундренных оленеводов северо-восточной Якутии. Причина сохранения ее там – сильные пронизывающие ветры, господствующие на побережье Ледовитого океана в зимнее время. Основным видом временного жилища кроме срубных избушек у эвенов-оленеводов является двускатная палатка, отличающаяся легкостью и удобством при транспортировке.

Хозяйственные постройки

У эвенов хозяйственными постройками служили срубные амбары и лабазы, изгороди и загоны для оленей, вешала под мясо, рыбу и одежду, применяемые и в настоящее время в оленеводческих стадах. Их отличительная особенность – коническое покрытие, характерное для тунгусской традиции. Амбары и лабазы (в разных районах их называли по-разному: нэку, пури, биркэн, окин) сооружались из бревен на столбах или спиленных деревьях. Они предназначались для долговременного хранения вещей, которыми пользовались в определенные сезоны года, а также непортящихся продуктов.

Возле чума эвены ставили временный лабаз – на двух бревнах поперечно ложили шесты. На нём хранились вещи и продукты, которые брали с собой во время перекочевки. В тундре, где строительного леса нет, хранение ненужных по сезону вещей практиковалось чаще всего на грузовых нартах, укрытых ровдужными покрышками чумов. Широко распространенными были вешала для мяса, рыбы и одежды.

Читайте также: