Что такое инфекционные болезни окружающий мир 3 класс

Обновлено: 28.03.2024

Профилактика инфекционных болезней — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска.

Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические).

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей. Классификация основных болезней, которым подвержен организм человека, приведена в таблице 2.

Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление).

Инкубационный период - это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Таблица 2
Классификация основных инфекционных болезней человека по преимущественно поражаемым возбудителем органам, путям поступления, передачи и способам его выделения во внешнюю среду

Классификация основных инфекционных болезней человека

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период - выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый.

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго - годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго - в течение 1 -2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно - путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время - в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система - это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды - токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции - лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы - антитела.

Чрезвычайная ситуация

Чрезвычайная ситуация сложилась в связи с эпидемиеи гемморагической лихорадки в Уфе (1997 г.). Каждый день в больницы Уфы поступали 50-100 пациентов, инфицированных этим заболеванием. Общее число заболевших превысило 10 тыс. человек

1 Вакцинация - метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путём введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин.

2 Антитела — иммуноглобулины, синтезируемые в организме в ответ на воздействие антигена, нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий.

Выводы

  1. Инфекционные болезни - патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворными микробами.
  2. Причинами инфекционных заболеваний являются не только вирусы, но и многочисленные и разнообразные микроорганизмы.
  3. У человека имеется иммунная система, которая мобилизует организм на борьбу с патогенным возбудителем и его токсинами.
  4. Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития.
  5. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Вопросы

Дополнительные материалы к § 25

Профилактика инфекционных болезней

Для профилактики заболевания инфекционными болезнями большое значение имеет иммунизация — специфическая профилактика инфекционных болезней.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вакцин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сыворотку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вначале вводят иммунную сыворотку, а затем - вакцину или антитоксин.

Иммунизация вакцинами и антитоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Иммунизация включает в себя проведение профилактических прививок, которые регламентируются календарём их проведения. В календаре отражены две группы прививок.

В первую группу входят прививки против туберкулёза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори и др. Против перечисленных болезней независимо от эпидемической обстановки проводится иммунизация всех детей в определённые сроки после рождения.

Ко второй группе отнесены прививки против брюшного тифа, бруцеллёза, сибирской язвы, холеры, чумы. Прививки проводят на территориях, на которых создалась напряжённая и угрожающая эпидемическая обстановка, и не только лицам с высокой степенью заражения, но и всему населению.

Особое место в жизни человека занимают бактерии-паразиты, способные вызывать заболевания. Болезнетворные бактерии поселяются в организме человека, питаются за его счёт, размножаются, выделяют продукты своей жизнедеятельности и отравляют ими организм.

Наиболее опасны для человека такие бактериальные заболевания, как менингит, ангина, бактериальная пневмония, тиф, туберкулёз, столбняк, холера, дифтерия.


Заразиться некоторыми из этих болезней можно воздушно-капельным путём, т. е. через капельки слюны, попадающие в воздух при чихании, кашле или разговоре. Возбудители других болезней передаются через загрязнённые продукты питания или воду.

Быстрое распространения болезнетворных бактерий может привести к эпидемии, т. е. массовому заболеванию людей. Возникновению эпидемии способствует несоблюдение правил личной гигиены и антисанитария.

Одним из опасных заболеваний, вызванных бактериями, является туберкулёз . Туберкулёзная палочка обычно поражает лёгкие, но может затрагивать также почки, кости и другие органы. Туберкулёз — болезнь, которая может длиться годами. Передаётся эта болезнь через воздух с капельками слюны и слизи больного человека.

Чума — тяжёлая и самая скоротечная болезнь, которая может погубить человека всего за несколько часов. Её возбудитель — чумная палочка .

В древние времена эпидемии этой страшной болезни опустошали города и сёла. Например, в \(VI\) столетии в крупных городах Центральной Европы эпидемия чумы уничтожала каждый день тысячи человек. В настоящее время чума тоже может быть опасной. Переносят бактерии чумы блохи, которые паразитируют на мелких грызунах (например, на мышах).

Гнойные заболевания, такие как ангины и фурункулёз, вызываются некоторыми видами стрептококковых и стафилококковых бактерий .

Болезнетворные бактерии могут вызывать заболевания животных и растений. Бактериальные болезни животных — бруцеллёз, сибирская язва, сап. От животных болезнь может передаться и человеку.

Известны также бактерии, которые поражают растения, что приводит к значительному снижению урожайности культурных растений.

plant-g6c5a45c95_640.jpg

Разработаны способы предупреждения болезней, вызванных болезнетворными бактериями. Санитарные службы строго контролируют качество продуктов питания и воды. Водопроводная вода проходит специальную обработку. Её пропускают через отстойники и фильтры, обрабатывают хлором или озоном для уничтожения микроорганизмов.


Если человек заразился, его лечат антибиотиками, т. е. лекарствами против болезнетворных бактерий. Помогает предотвратить распространение болезни дезинфекция помещений, т. е. их обработка специальными веществами, уничтожающими вредные бактерии.

Очень важно регулярное проветривание помещений. Количество опасных бактерий после проветривания снижается в несколько раз.

Вода хорошо закаляет. Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру воды снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже +20°С. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

Солнце поможет загореть и окрепнуть. Находиться на солнце нужно в головном уборе. Некоторые ребята, чтобы поскорее загореть, по нескольку часов находятся на солнце. Это опасно для здоровья. В первый раз загорайте не больше 5 минут. Постепенно увеличивайте время до 30—40 минут. Не забывайте пользоваться защитным кремом, который предохраняет кожу от солнечных ожогов.

№3. Какие болезни называются инфекционными?

Инфекционные болезни возникают при заражении человека болезнетворными бактериями или вирусами. Возбудители гриппа, ангины, кори передаются от больного человека здоровому с капельками слюны, когда больной говорит, чихает, кашляет. Возбудители кишечных заболеваний (например, дизентерии) проникают в организм с пищей, водой, с грязных рук. Некоторые болезни передаются через вещи больного.

№4. Почему во время болезни нужно строго выполнять предписания врача?

Если ты заболеешь, надо строго выполнять предписания врача. Иначе болезнь затянется и может привести к осложнениям. Если болезнь инфекционная, нельзя приходить в школу до полного выздоровления. Ведь это опасно не только для тебя, но и для окружающих.

Ответы на задания для домашней работы.

№1. Запиши в словарик: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.

Закаливание — метод физиотерапии воздействием на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов.

Инфекционные болезни — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, вирусов и прионов.

Аллергия — типовой иммунопатологический процесс, выраженный сверхчувствительностью иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм.

Здоровый образ жизни

Вспомни правила сохранения и укрепления здоровья, которые мы узнали на уроках.

1. Соблюдай чистоту! Содержи в чистоте своё тело, одежду и жилище. Надо умываться и мыть руки, чистить зубы, принимать душ, мыться с мылом и мочалкой, чистить обувь и одежду, проветривать помещение, регулярно делать уборку в квартире, содержать в чистоте свой двор, никогда не бросать на улицах мусор мимо урны… Здоровый образ жизни начинается с чистоты!

2. Правильно питайся! Здоровое питание — одна из основ здорового образа жизни. Какое питание можно считать здоровым? Разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки? Или однообразное, богатое сладостями, от случая к случаю, второпях? Наверное, ответ очевиден.

3. Сочетай труд и отдых! Учёба в школе, выполнение домашних заданий — серьёзный труд. Бывает, что третьеклассники заняты не меньше взрослых. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать шт с отдыхом. У современного школьника обычно много возможностей для отдыха и развлечений, среди них телевизор, видео. компьютерные игры. Но некоторые ребята утром, ещё до школы, включают телевизор, после школы часами просиживают у компьютера. Это вредно, особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, видео, компьютерные игры хороши в меру. Не увлекайся ими чересчур. Включай в свой распорядок дня прогулки, игры на свежем воздухе, чтение книг.

4. Больше двигайся! Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Почаще играй в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайся физическим трудом, Физкультурой. Если есть возможность, посещай бассейн. Спортивные игры, катание на лыжах и коньках, плавание — надёжный путь к здоровью.

5. Не заводи вредных привычек! Самые вредные привычки — это курение, употребление спиртного и наркотиков.

Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо справляется с учёбой, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд — никотин и ещё много других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Учёные подсчитали, что от каждой вы- куренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.

Спирт (алкоголь), который содержится в алкогольных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.

Наркотики — особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь — наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков — опасное преступление, за которое строго наказывают.

Как ты уже знаешь, некоторые болезни вызываются мельчайшими, видимыми только под микроскопом организмами. Это возбудители инфекционных болезней — болезнетворные микробы и вирусы. Болезни, которые передаются от человека к человеку или от животных к человеку, называются инфекционными.

Попав в организм, микробы выделяют вредные, отравляющие вещества — токсины. При благоприятных для микробов и вирусов условиях (например, при переохлаждении организма, плохом питании, отсутствии необходимых прививок) они быстро размножаются, и человек заболевает. Каждое инфекционное заболевание вызывается определённым видом возбудителей.

По тому, как человек может заразиться той или иной болезнью, различают способы передачи. Если заболевания передаются по воздуху с капельками слюны при чихании, кашле или громком разговоре, то такой тип заражения называется воздушно-капельной инфекцией. К этому типу относят грипп, дифтерию, скарлатину, туберкулёз и другие заболевания.



У человека, который не следит за чистотой рук, посуды, жилища, чаще, чем у других, может внезапно заболеть живот. Может начаться тошнота или рвота, появиться слабость, головокружение, понос. Всё это результат деятельности определённых микробов. Чаще всего они поражают желудок и кишечник, их называют возбудителями желудочно-кишечных заболеваний. К ним относят дизентерию, брюшной тиф, холеру, сальмонеллёз и другие заболевания.

Возбудителями желудочно-кишечных заболеваний могут быть не только микробы, но и другие организмы, например черви, которых в быту называют глистами. Они могут поселиться в любом органе человека, но чаще всего они встречаются в кишечнике. При этом глисты не только повреждают те органы, в которых они поселились, но и отравляют весь организм человека, выделяя токсины. Человек теряет аппетит, худеет и отстаёт в росте, плохо спит и не успевает в учёбе, страдает головной болью.


Существует также кожно-контактный способ передачи весьма опасных инфекционных заболеваний. В этом случае возбудители передаются при контакте кожи или волос с больным животным или человеком. Так передаются чесотка, стригущий лишай и грибковые заболевания. Например, пожав руку больному чесоткой человеку, ты можешь не заметить, как десятки невидимых без микроскопа чесоточных клещиков переберутся к тебе на ладонь и заразят твой организм.

Чесотка вызывается микроскопическим чесоточным клещом, который прогрызает кожу, оставляя в ней микроскопические ходы, как крот в земле. При этом больной человек испытывает сильный зуд и расчёсывает кожу. Чаще всего клещи поселяются в таких местах, как локти, промежутки между пальцами, живот. Парные красные пятна — это места входа в кожу и выхода из неё наружу клещей.

Бродячие кошки и собаки часто бывают больны стригущим лишаём. Таких животных лучше не трогать, так как от них ты легко можешь заразиться вирусом.

Некоторые виды опасных для жизни инфекционных болезней могут передаваться человеку при укусах животных (собак, волков, лис, крыс) или насекомых (клещей, блох, вшей, определённых видов комаров). Это бешенство, клещевой энцефалит, чума, сыпной тиф, малярия.


Все инфекционные болезни опасны ещё и потому, что могут быстро распространяться от человека к человеку, и если с ними не бороться, то они могут вызвать эпидемию — заражение большого числа людей. Для борьбы с инфекционными болезнями учёные и врачи разрабатывают вакцины — специальные лекарства, повышающие устойчивость организма к инфекции. Вакцина, вводимая в организм через укол или царапину на коже, называется прививка. В результате прививки человек заболевает лёгкой формой болезни. Он быстро выздоравливает, а его организм приобретает защитные свойства против возбудителя болезни. Врачи говорят: у человека появился иммунитет. Если сильный возбудитель болезни попадает в его организм, то благодаря приобретённому иммунитету он легко справляется с болезнью.

В IV в. эпидемия чумы в Европе унесла около 24 млн человек — 1/4 населения.

Другой способ борьбы с инфекционными болезнями не требует прививок. Вспомни основные правила безопасности: предвидеть опасность и стараться её избегать.

Зная основные пути попадания в организм возбудителей инфекционных болезней, ты можешь сам поставить на их пути надёжный заслон. Мыло, зубная паста и щётка, гребешок и носовой платок, соблюдение правил гигиены — вот ваше оружие. Полезные привычки — не лениться каждый день умываться и чистить зубы, регулярно заниматься спортом, мыть руки, особенно перед едой и после туалета, не забывать делать влажную уборку в доме, классе, принимать душ и всегда носить чистую одежду и обувь — помогут тебе избежать многих болезней.

Знаешь ли ты, что великий русский полководец Александр Суворов в детстве был слабым, часто болеющим ребёнком, а вырос сильным, выносливым, никогда не болеющим простудными заболеваниями человеком? В те времена люди ещё не умели бороться с болезнями при помощи прививок. Суворов постоянно закалял и тренировал своё тело не только гимнастическими упражнениями, но и повседневным физическим трудом. Выдающийся полководец любил сам колоть дрова для печки, носить воду из колодца.

Закалённый человек без вреда для здоровья может переносить и ветер, и дождь, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями. Закаливание проводится с помощью воздуха, воды, солнца.

  1. Воздух закалит организм, если делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, чаще играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах.
  2. Вода хорошо закаляет. Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру воды снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20°С. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.
  3. Солнце поможет загореть и окрепнуть. Находиться на солнце нужно в головном уборе. Некоторые ребята, чтобы поскорее загореть, по нескольку часов находятся на солнце. Это опасно для здоровья. В первый раз загорайте не больше 5 минут. Постепенно увеличивайте время до 30—40 минут. Не забывайте пользоваться защитным кремом, который предохраняет кожу от солнечных ожогов.

Закалять свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

Инфекционные болезни и аллергия

Инфекционные болезни возникают при заражении человека болезнетворными бактериями или вирусами. Возбудители гриппа, ангины, кори передаются от больного человека здоровому с капельками слюны, когда больной говорит, чихает, кашляет. Возбудители кишечных заболеваний (например, дизентерии) проникают в организм с пищей, водой, с грязных рук. Некоторые болезни передаются через вещи больного.

Если ты заболеешь, надо строго выполнять предписания врача. Иначе болезнь затянется и может привести к осложнениям. Если болезнь инфекционная, нельзя приходить в школу до полного выздоровления. Ведь это опасно не только для тебя, но и для окружающих.

Иногда у детей и взрослых бывает аллергия — особая чувствительность к некоторым веществам. Таким людям нельзя употреблять отдельные продукты, лекарства. Помощь при аллергии тоже оказывает врач.

Обсудим

Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?

  1. Для чего нужно заниматься закаливанием?
  2. Как правильно закалять свой организм с помощью воздуха, воды, солнца?
  3. Какие болезни называются инфекционными?
  4. Почему во время болезни нужно строго выполнять предписания врача?

Закаляй свой организм с помощью воздуха, воды, солнца. Умей предупреждать болезни, но, если всё-таки заболел, строго выполняй предписания врача.

  1. Запиши в словарик: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.
  2. Повтори правила закаливания и выполняй их.

На следующем уроке

Узнаем, что значит вести здоровый образ жизни. Сформулируем правила здорового образа жизни и будем учиться их выполнять.

Вспомни правила сохранения и укрепления здоровья, которые мы узнали на уроках.

Читайте также: