Что такое полиомиелит и дцп

Обновлено: 22.04.2024

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. Детский церебральный паралич может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения. Диагностируется детский церебральный паралич преимущественно по клиническим и анамнестическим данным. Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на выявление сопутствующей патологии и исключение другой врожденной или послеродовой патологии. Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.

МКБ-10

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Общие сведения

Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей до года. В России этот показатель по различным данным составляет 2,5-6 случаев на 1000 детей. Среди недоношенных детей заболеваемость ДЦП в 10 раз выше среднестатистической. По данным последних исследований около 40-50% детей с ДЦП появились на свет в результате преждевременных родов.

Если говорить о хронических заболеваниях детского возраста, то в современной педиатрии детский церебральный паралич является одной из ведущих проблем. Среди причин увеличения числа больных ДЦП совершенно справедливо называют не только ухудшение экологии, но и прогрессивное развитие неонатологии, позволяющее сейчас выхаживать младенцев с различной патологией, в том числе и недоношенных новорожденных с весом от 500г.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Причины возникновения ДЦП

Согласно современным представлениям детский церебральный паралич возникает в результате воздействия на ЦНС ребенка различных повреждающих факторов, обуславливающих неправильное развитие или гибель отдельных участков головного мозга. Причем действие этих факторов происходит в перинатальном периоде, т. е. до, во время и непосредственно после рождения ребенка (первые 4 недели жизни). Основное патогенетическое звено в формировании детского церебрального паралича — это гипоксия, к развитию которой и приводят различные причинные факторы ДЦП. В первую очередь при гипоксии страдают те участки головного мозга, которые отвечают за поддержание равновесия и обеспечение двигательных рефлекторных механизмов. В результате возникают типичные для ДЦП расстройства мышечного тонуса, парезы и параличи, патологические двигательные акты.

Этиологическим фактором ДЦП, действующим в период внутриутробного развития, является различная патология беременности:

а также инфекции:

Соматические заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия) и перенесенные женщиной в период беременности травмы также могут обусловить развитие детского церебрального паралича.

Факторы риска

К факторам риска развития ДЦП, влияющим на ребенка в период родов, относятся:

Лишь в некоторых случаях родовая травма является единственной причиной возникновения детского церебрального паралича. Зачастую тяжелые роды, приводящие к возникновению ДЦП, становятся следствием уже имеющейся внутриутробной патологии.

Основными факторами риска появления ДЦП в послеродовом периоде являются асфиксия и гемолитическая болезнь новорожденного. Приводящая к ДЦП асфиксия новорожденного может быть связана с аспирацией околоплодных вод, различными пороками развития легких, патологией беременности. Более частая послеродовая причина возникновения ДЦП состоит в токсическом поражении мозга при гемолитической болезни, развивающейся в результате несовместимости крови или иммунологического конфликта плода и матери.

Классификация ДЦП

В соответствии с местонахождением пораженного участка головного мозга в неврологии ДЦП классифицируют на 5 видов. Самой распространенной формой ДЦП является спастическая диплегия. По различным данным детский церебральный паралич этой формы составляет от 40 до 80% от общего числа случаев ДЦП. В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, ведущее к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, проявляющаяся парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.

Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур. Клинически данная форма ДЦП проявляется непроизвольными движениями — гиперкинезами, усиливающимися при волнении или усталости ребенка. При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.

Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не в состоянии не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову. Встречаются также смешанные варианты детского церебрального паралича, включающие клинические симптомы, характерные для разных форм ДЦП. Например, часто наблюдается сочетание гиперкинетической формы ДЦП со спастической диплегией.

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич может иметь разнообразные проявления с различной степенью выраженности. Клиническая картина ДЦП и его тяжесть зависят от локализации и глубины поражения мозговых структур. В отдельных случаях детский церебральный паралич заметен уже в первые часы жизни ребенка. Но чаще симптомы ДЦП становятся очевидными спустя несколько месяцев, когда ребенок начинает существенно отставать в нервно-психическом развитии от принятых в педиатрии норм. Первым симптомом ДЦП может быть задержка в формировании двигательных навыков. Ребенок с детским церебральным параличом долго не держит голову, не переворачивается, не интересуется игрушками, не может осознанно двигать конечностями, не удерживает игрушки. При попытке поставить ребенка с ДЦП на ноги он не ставит ногу на полную стопу, а встает на цыпочки.

Парезы при детском церебральном параличе могут быть только в одной конечности, иметь односторонний характер (рука и нога на стороне, противоположной пораженному участку мозга), охватывать все конечности. Недостаточность иннервации речевого аппарата обусловливает нарушение произносительной стороны речи (дизартрию) у ребенка с ДЦП. Если ДЦП сопровождается парезом мышц глотки и гортани, то возникают проблемы с глотанием (дисфагия). Зачастую детский церебральный паралич сопровождается значительным повышением мышечного тонуса. Выраженная спастика при ДЦП может приводить к полной обездвиженности конечности.

В дальнейшем у детей, имеющих детский церебральный паралич, происходит отставание паретичных конечностей в физическом развитии, в результате чего они становится тоньше и короче здоровых. В следствие этого формируются типичные для ДЦП деформации скелета (сколиоз, деформации грудной клетки). Кроме того, детский церебральный паралич протекает с развитием контрактур суставов в паретичных конечностях, что усугубляет двигательные нарушения. Расстройства моторики и деформации скелета у детей с ДЦП приводят к появлению хронического болевого синдрома с локализацией болей в плечах, шее, спине и ступнях.

Детский церебральный паралич гиперкинетической формы проявляется внезапно возникающими непроизвольными двигательными актами: поворотами или кивками головой, подергиваниями, появлением гримас на лице, вычурными позами или движениями. Для атонически-астатической формы ДЦП характерны дискоординированные движения, неустойчивость при ходьбе и в положении стоя, частые падения, мышечная слабость и тремор.

При детском церебральном параличе может наблюдаться косоглазие, функциональные нарушения ЖКТ, расстройства дыхательной функции, недержание мочи. Примерно в 20-40% случаев детский церебральный паралич протекает с эпилепсией. До 60% детей с ДЦП имеют проблемы со зрением. Возможна тугоухость или полная глухота. В половине случаев детский церебральный паралич сочетается с эндокринной патологией (ожирением, гипотиреозом, задержкой роста и др.).

Часто детский церебральный паралич сопровождается различной степенью олигофрении, задержкой психического развития, расстройством восприятия, нарушениями способности к обучению, отклонениями в поведении и т. п. Однако до 35% детей с ДЦП имеют нормальный интеллект, а в 33% случаев ДЦП нарушения интеллекта выражены в легкой степени.

Диагностика ДЦП

Пока не существует специальных диагностических критериев детского церебрального паралича. Однако некоторые типичные для ДЦП симптомы сразу обращают на себя внимание педиатра. К ним относятся: низкий бал, выставляемый по шкале Апгар сразу же после рождения ребенка, аномальная двигательная активность, нарушения мышечного тонуса, отставание ребенка в психофизическом развитии, отсутствие контакта с матерью. Подобные признаки всегда настораживают врачей в отношении ДЦП и являются показанием к обязательной консультации ребенка детским неврологом.

При подозрении на детский церебральный паралич необходим тщательный неврологический осмотр ребенка. В диагностике ДЦП также используются электрофизиологические методы обследования:

Они помогают дифференцировать ДЦП от наследственных неврологических заболеваний, проявляющихся на 1-ом году жизни (врожденной миопатии, атаксии Фредрейха, синдрома Луи-Бар и др). Использование в диагностике ДЦП нейросонографии и МРТ головного мозга позволяют выявить сопутствующие ДЦП органические изменения (например, атрофию зрительных нервов, очаги кровоизлияний или ишемии, перивентрикулярную лейкомаляцию) и диагностировать пороки развития головного мозга (микроцефалию, врожденную гидроцефалию и пр.).

Полная диагностика ДЦП может потребовать участия детского офтальмолога, детского отоларинголога, эпилептолога, детского ортопеда, логопеда и психиатра. При необходимости дифференцировать ДЦП от различных наследственных и обменных заболеваний применяются соответствующие генетические исследования и биохимические анализы.

Реабилитационное лечение ДЦП

К сожалению, пока детский церебральный паралич относится к неизлечимой патологии. Однако своевременно начатые, комплексно и беспрерывно проводимые реабилитационные мероприятия могут значительно развить доступные ребенку с ДЦП моторные, интеллектуальные и речевые навыки. Благодаря реабилитационному лечению можно максимально компенсировать имеющийся при ДЦП неврологический дефицит, уменьшить вероятность появления контрактур и скелетных деформаций, научить ребенка навыкам самообслуживания и улучшить его адаптацию. Наиболее активно развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и обучение происходят в возрасте до 8 лет. Именно в этот период при ДЦП необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.

Основу реабилитационного лечения при детском церебральном параличе составляют ЛФК и массаж. Важно, чтобы детям с ДЦП они проводились ежедневно. По этой причине родителям ребенка с детским церебральным параличом следует овладеть навыками массажа и проведения ЛФК. В таком случае они смогут самостоятельно заниматься с ребенком в период между курсами профессиональной реабилитации ДЦП.

Для более эффективных занятий ЛФК и механотерапии с детьми, страдающими детским церебральным параличом, в соответствующих реабилитационных центрах имеются специальные аппараты и приспособления. Из последних разработок в этой области в лечении ДЦП нашли применение пневмокомбинизоны, фиксирующие суставы и обеспечивающие растяжение мышц, а также специальные костюмы, позволяющие при некоторых формах ДЦП выработать правильный двигательный стереотип и уменьшить спастику мышц. Подобные средства помогают максимально задействовать компенсаторные механизмы нервной системы, что зачастую приводит к освоению больным ДЦП ребенком новых, ранее не доступных для него, движений.

К реабилитационным мероприятиям при ДЦП относятся также так называемые технические средства реабилитации: ортодезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Они позволяют компенсировать имеющиеся при ДЦП двигательные нарушения, укорочения конечностей и деформации скелета. Важное значение имеет индивидуальный подбор таких средств и обучение ребенка, имеющего детский церебральный паралич, навыкам их использования.

В рамках реабилитационного лечения детского церебрального паралича ребенку с дизартрией требуются логопедические занятия по коррекции ФФН или ОНР.

Медикаментозное и хирургическое лечение ДЦП

Лечение ДЦП при помощи лекарственных препаратов является в основном симптоматическим и направлено на купирование конкретного симптома ДЦП или возникших осложнений. Так, при сочетании ДЦП с эпилептическими припадками назначаются антиконвульсанты, при повышении мышечного тонуса — антиспастические препараты, при ДЦП с хроническим болевым синдромом — обезболивающие и спазмолитические средства. В медикаментозную терапию ДЦП могут входить ноотропы, метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин), неостигмин, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, сосудистые препараты.

Показанием к хирургическому лечению детского церебрального паралича являются контрактуры, образовавшиеся в результате длительной спастичности мышц и ограничивающие двигательную активность больного. Чаще всего при ДЦП применяются тенотомии, направленные на создание опорного положения парализованной конечности. Для стабилизации скелета при детском церебральном параличе может применяться удлинение костей, пересадка сухожилий и др. операции. Если детский церебральный паралич проявляется грубой симметричной мышечной спастичностью, ведущей к развитию контрактур и болевого синдрома, то для прерывания исходящей из спинного мозга патологической импульсации пациенту с ДЦП может быть проведена спинальная ризотомия.

Физиотерапевтическое лечение и анималотерапия ДЦП

Применяемые в лечении детского церебрального паралича методы физиотерапевтического воздействия прекрасно сочетаются с ЛФК и массажем. Хорошо зарекомендовали себя при ДЦП

Применение при детском церебральном параличе общих ванн с теплой водой уменьшает выраженность гиперкинезов и снижает мышечный тонус при спастике. Из водных процедур при ДЦП назначаются хвойные, кислородные, радоновые, скипидарные и йодобромные ванны, фитованны с валерианой.

Относительно новым способом терапии детского церебрального паралича является анималотерапия — лечение посредством общения больного с животным. К наиболее распространенным методикам анималотерапии ДЦП на сегодняшний день относятся иппотерапия ДЦП (лечение с использованием лошадей) и дельфинотерапия ДЦП. Во время проведения подобных лечебных сеансов с имеющим детский церебральный паралич ребенком одновременно работают инструктор и психотерапевт. В основе терапевтического воздействия указанных методик лежат:

  • благоприятная эмоциональная атмосфера
  • установление особого контакта между больным ДЦП и животным
  • стимуляция мозговых структур через насыщенные тактильные ощущения
  • постепенное расширение речевых и двигательных навыков.

Социальная адаптация при ДЦП

Не смотря на значительные двигательные нарушения, многие имеющие детский церебральный паралич дети могут быть успешно адаптированы в обществе. Огромную роль в этом играют родители и родные ребенка с ДЦП. Но для эффективного решения этой задачи им необходима помощь специалистов: реабилитологов, психологов и коррекционных педагогов, непосредственно занимающихся детьми с ДЦП. Они работают над тем, чтобы ребенок с ДЦП максимально освоил доступные для него навыки самообслуживания, приобрел соответствующие его возможностям знания и умения, постоянно получал психологическую поддержку.

Социальной адаптации при диагнозе детский церебральный паралич в большой степени способствует занятия в специализированных детсадах и школах, а в дальнейшем в специально созданных обществах. Их посещение расширяют познавательные возможности, дают ребенку и взрослому с ДЦП возможность общаться и вести активную жизнь. При отсутствии нарушений, значительно ограничивающих двигательную активность и интеллектуальные возможности, взрослые люди с ДЦП могут вести самостоятельную жизнь. Такие пациенты с ДЦП успешно трудятся и могут создать свою семью.

Прогноз и профилактика ДЦП

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от формы ДЦП, своевременности и беспрерывности проводимого реабилитационного лечения. В некоторых случаях ДЦП приводит к глубокой инвалидности. Но чаще стараниями медиков и родителей ребенка с ДЦП удается до определенной степени компенсировать имеющиеся нарушения, поскольку растущий и развивающийся головной мозг детей, в том числе и ребенка с ДЦП, обладает значительным потенциалом и гибкостью, благодаря которым здоровые участки мозговой ткани могут брать на себя функции поврежденных структур.

Профилактика ДЦП в дородовом периоде состоит в корректном ведении беременности, позволяющем вовремя диагностировать угрожающие плоду состояния и предупредить развитие гипоксии плода. В последующем важное значение для профилактики ДЦП имеет выбор оптимального способа родоразрешения и правильное ведение родов.

Детский церебральный паралич – это органическое поражение мозга, которое возникает при гипоксии, различных инфекциях, в период внутриутробного развития, в период родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации. При этом нарушаются важные для человека функции: движение, психика и речь.

Формы церебрального паралича

Выделяют пять форм детского церебрального паралича:

1. Двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атоническая-астатическая форма.

Двойная гемиплегия

Это самая тяжелая форма ДЦП. Из-за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни нарушаются все важнейшие человеческие функции: двигательные, психические и речевые. Отсутствует защитный рефлекс, резко выражены все тонические рефлексы - лабиринтный, шейный и установочный, все сухожильные рефлексы очень высокие. Следовательно, не развиваются цепные установочные рефлексы и ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить.

Спастическая диплегия

Это самая распространенная форма детского церебрального паралича. По распространенности двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (поражены руки и ноги), но нижние конечности поражаются в значительно большей степени. Цепные установочные рефлексы не развиваются или развиваются с опозданием. При вертикальной установке тела возникает характерное положение рук, туловища, ног. Руки согнуты в локтевых суставах, предплечья и кисти пронированы, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, опора на передние отделы стоп.

В зависимости от степени выраженности двигательных нарушений, различают тяжелую, среднюю и легкую степени спастической диплегии.

Гемипаретическая форма.

Эта форма заболевания характеризуется односторонним поражением руки и ноги. Ребенок начинает сидеть вовремя или некоторым запаздыванием, но из-за нарушений цепных установочных рефлексов поза оказывается также неправильной: плечо на пораженной стороне опущено, пораженная нога согнута, здоровая - разогнута в коленном суставе, что приводит к асимметрии позы и к формированию искривления позвоночника (сколиозу), выпуклая сторона которого обращена в здоровую сторону.

Гиперкинетическая форма

Насильственные движения усиливающиеся при нагрузке или волнении. Причиной при этой форме заболевания чаще всего является билирубиновая энцефалопатия (возникает при резус конфликте матери и плода), реже недоношенность с последующей черепно-мозговой травмой во время родов. При этой форме могут наблюдаться гиперкинезы различного характера, различают: хореиформный, атетоидный, хореатетоз, гемибаллизм, паркинсоноподобный тремор.

Атонически-астатическаяформа-причиной этой формы являются мозжечковые нарушения.

Эта форма характеризуются общей слабостью движений, которые схожи со слабыми параличами и заболеваниями мышечной системы. С момента рождения отсутствуют рефлексы опоры, автоматическая походка, ползание, слабо выражены или отсутствуют защитный и хватательный рефлексы. Наблюдается пониженный мышечный тонус (гипотония) и разболтанность в тазобедренных и коленных суставах. Характерные позы у детей с различными формами ДЦП представлена на рис. 5.2.

Основными этапами важными для развития моторики ребенка являются: первый год жизни, третий, седьмой и тринадцатый.

Первый год жизни ребенка – это период характеризуется интенсивным морфологическим развитием головного мозга и его важнейших структурных систем. На основе имеющихся безусловных рефлексов начинают формироваться условные, пищевые, защитные, ориентировочные. Развитие локомоций и статики на первом этапе жизни ребенка характеризуется формированием движений, обеспечивающих перемещение в пространстве и сохранением позы в строго установленном порядке: движения головы, повороты тела, ползание, вставание, ходьба.

Третий год жизни характеризуется не только навыками самостоятельного передвижения, но и навыками самообслуживания. В этот период ребенок может взбираться и спускаться с горок, перешагивать через препятствия, бегать, подпрыгивать, ритмично двигаться под музыку, менять темп движения, бросать и ловить мяч, самостоятельно одеваться и раздеваться.




Седьмой год. К этому этапу в основном заканчивается координационная перестройка ходьбы от переступания младенца к ходьбе с перекатом с теми ее фазами, которые характерны для взрослых. У ребенка окончательно формируются основные физиологические кривизны позвоночного столба и индивидуальные особенности осанки.

Тринадцатый год. В этот период происходит завершение построения структуры различных координационных механизмов в центральной нервной системе, обеспечивающей высокий уровень регуляции функций и взаимодействия различных органов и систем, в том числе и органов движения и опоры. Отмечается прирост скорости одиночных движений при движениях пальцев кисти и стопы.

Приведенная характеристика основных этапов развития движений (С.А.Бортфельд) у здоровых детей и подростков показывает те цели к которым необходимо стремиться в физической реабилитации детей с детским церебральным параличом.

С самого раннего возраста детей с ДЦП нуж­но включать ребенка в активное поддержание позы и активные передвижения: повороты, ползание, ходьба на коленках, кото­рые одновременно включают в дея­тельность многие мышечные груп­пы. Кроме того, необходимо развивать такие простые действиям как одевание, умывание, вытирание своих рук салфеткой, которые необходимы в повседневной жизни.

5.2.2. П о н я т и е о п о л и о м и е л и т е, е г о ф о р м ы и х а р а к т е р н ы е н а р у ш е н и я

Полиомиелит– острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением серого вещества спинного мозга и мозгового ствола с развитием вялых парезов и параличей.

В клиническом течении заболевания выделяют 4 периода: предпаралитический, или менингиальный, паралитический, восстановительный и остаточный.

Начинается заболевание с лихорадочного состояния и подъема температуры до 38—40°. Появляются сонливость или раздражительность, головная боль, понос, рвота или катаральные явления верхних дыхательных путей. У детей до года отмечаются частые срыгивания, выбухание и пуль­сация большого родничка. Для полиомиелита в начальной стадии заболевания характерны симптомы поражения моз­говых оболочек: ригидность (напряжение) затылочных мышц, боли в области спины. Отмечают нарушение дыхания вследствие паралича дыхательных мышц на фоне распространенных вялых параличей мышц туловища и ко­нечностей. Параличи появляются иногда в лихорадочный период, но чаще после падения температуры в первые 5 дней бо­лезни и обладают способностью вначале распространяться на большую площадь, а затем концентрироваться в каком-либо определенном ограниченном месте в виде стойкого де­фекта. В остаточном периоде в результате параличей дети резко ограничены в своих движениях.

Параличи при полиомиелите называются периферически­ми или вялыми. Чаще поражаются обе ноги, реже руки, иног­да одна рука или нога. Пораженная конечность повисает как плеть, синюшная, холодная на ощупь. Сухо­жильные рефлексы отсутствуют (арефлексия), тонус мышц резко снижен (атония), а через 2—3 недели развивается ат­рофия мышц.

Ответственным периодом для детей, перенесших полиомиелит, является начало восстанови­тельного периода, который наступает через 6 недель. Восстановительный период зависит от тяжести и локализации пораже­ний нервных клеток, от условий, в которых находился ребенок, а также от характера лечения. Характерной особенностью этого пе­риода является неравномерность процесса восстановления функций различных мышечных групп и выражается в разной длительности и интенсивности сроков восстановления.

Постепенно появляются движения в пальцах, потом в кистях и стопах пораженных парали­чом ног или рук. Если поражены обе ноги (реже руки), то на одной ноге движения восстанавливаются быстро, а на другой медленно. В резуль­тате неравномерного поражения различных мышечных групп образуются контрактуры, по­являются деформации туловища, ног или рук, что приводит к отставанию в своем росте в ширину и длину, к вывихам и к атрофиям костей, которые в дальнейшем искрив­ляются, становятся ломкими, хрупкими и как следствие приводит к невозможности самостоятельно передвигаться. При параличе брюшных и спинных мышц позвоночник под­вергается различным деформациям, из-за чего больные не могут стоять, ходить и принимают неестественные позы. Чувствительность и умственные способности сохраняются.

Эффективность реабилитации тес­но связана с выполнением определенного двигательного режима и с мерами ортопедической профилактики, соз­дающими благоприятные условия для вос­становления пораженных мышц. Однако к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Во время острого периода ребенку необходимо соблюдать полный покой с правильной укладкой тела. Положение ребенка должно быть удобным, руки, бедра и ноги выпрямлены, по возможности. Стопы должны упираются в специально сделанную подставку см. рис.5.3. В задачу этого периода входит борьба с расстройствами дыхания.

После снижения температуры наступает период восстановления. Важной задачей этого периода является нормализация движе­ний и борьба со спазмом мышц.

Неврогенные ортопедические деформации характеризуются тяжелыми анатомическими и функциональными нарушениями аппарата опоры и движения, которые очень часто приводят к инвалидности, особенно когда у больных имеются изменения в конечностях.

Очень важно облегчить жизнь этой категории больных, применять все лечебные средства, чтобы дать им возможность передвигаться и обслуживать самих себя, учить посильной труда, то есть провести медицинскую и социальную реабилитацию. Вопросы реабилитации инвалидов являются государственным делом, и решаются они отделами здравоохранения и социального обеспечения.

Причинами неврогенных ортопедических деформаций являются преимущественно травмы и заболевания центральной нервной системы, перенесенные в детстве.

Детский церебральный паралич (ДЦП, болезнь Литтла)

Заболевание впервые было описано Литтлом (1862), а названо ДЦП Фрейдом. Причины возникновения детского церебрального паралича разные. Их разделяют на 3 группы:

1) прирожденные — когда есть порок развития головного мозга плода вследствие токсикоза беременности, перенесенных инфекционных заболеваний (туберкулез, сифилис, тиф), токсоплазмоза, физической и психической травмы женщины, рентгено- и ионизирующего облучения;

2) родовые — вследствие акушерских вмешательств (щипцы, вакуум-экстрактор и т.п.), несоответствия таза и головы плода, асфиксии (нарушение плацентарного кровообращения, преждевременная отслойка плаценты);

3) послеродовые — механическая травма (ушиб головного мозга, кровоизлияния), менингит, энцефалит, спазмофилия т.д.

Встречается также сочетание различных причин детского церебрального паралича.

Клинические симптомы ДЦП

Неврологическая симптоматика бывает разной, что зависит от локализации поражения центральной нервной системы. Встречаются монопарез верхней или нижней конечности, гемипарез (одновременно верхней и нижней конечностей), парапарез (обеих верхних или обеих нижних конечностей), тетрапарез (всех четырех конечностей). Кроме этого, бывают нарушения черепно-мозговой иннервации (косоглазие, снижение зрения и зрительной реакции, слуха), бульбарные расстройства (нарушения речи, глотания), а также нарушения психики (около 40% детей умственно отсталые и около 13% больные идиотией, которые не подлежат лечению).

Поражение центральной нервной системы и проводящих путей ведет к органическим и функциональным нарушениям аппарата опоры и движения, которые клинически могут быть легкой, средней и тяжелой степени.

Болезнь проявляется повышением сухожильных рефлексов и появлением патологических, повышенным тонусом и спазмом мышц, атрофией и снижением их силы, изгибно-приводными контактурами и деформацией конечностей, что ведет к нарушению стояния, хождения и координации движений.

Ортопедическая симптоматика, особенно при тяжелой степени церебрального паралича, столь характерная, что затруднений в диагностике не бывает. При спастическом монопарезе рук плечо приведено, предплечье согнуто в локте и пронировано, кисть и пальцы максимально согнуты (в кулак), что резко ограничивает функцию конечности. Если есть монопараз нижней конечности, то бедро изогнутое и приведено, голень и стопа согнуты (конская стопа).

Отставание в росте конечности и изгибная контрактура в коленном суставе обусловливают анатомическое и проекционное укорочение конечности, спастическое хромота. При гемипарезе выражены такие же клинические признаки, как и при монопарезе верхней или нижней конечности: неритмичная походка, неустойчивость осанки, ограничение движений через спазм мышц, выраженная атрофия мышц сравнительно со здоровой половиной тела, наклон и асимметрия таза. Интеллект в большинстве случаев сохранено, но больные страдают от дизартрии, часто (10-15%) -судорог.

Спастический парапарез нижних конечностей сопровождается классическим их положением. Оба бедра согнуты в тазобедренных суставах, приведены и ротированы внутрь, коленные суставы сжатые между собой или взаимно перекрещиваются. Голени и стопы согнуты: эквиноварусная или эквиновальгусная деформация. Походка спастическая, рывками, с поочередным перекрещиванием колен. Больные могут передвигаться с помощью костылей.

Тетрапарез характеризуется указанными выше положениями верхних и нижних конечностей. При тяжелых спазмах мышц возникают стойкие контрактуры и подвывихи в суставах верхних и особенно нижних конечностей. Вследствие дискордантных деформаций больные ходить не могут, лежат с согнутой или откинутой головой. Тонические рефлексы могут сохраняться очень долго (всю жизнь). У подавляющего большинства больных выражены психические расстройства, дизартрия, судороги и т.д.

Лечение ДЦП

Чтобы облегчить состояние больного, создают условия для улучшения функций спазмированной конечности, а у тяжелобольных с пара или тетрапарезом для передвижения и самообслуживания проводят комплексное консервативное и оперативное лечение.

Для того чтобы снять спазмы мышц и улучшить восстановительные процессы в центральной нервной системе, назначают медикаментозную терапию (диплацин, тропацин, дибазол, галантамин и т.п.).

В развитии учредительных рефлексов большое значение имеет ЛФК и кинезотерапия. С целью улучшения функций конечностей и уменьшение атрофии проводят массаж мышц и физио и бальнеотерапию (диатермия, ванны, грязи и т.п.).

В последнее время широко используют курсы иглоукалывания, микроволновой резонансной терапии, которые дают положительные сдвиги в динамике нейроортопедического статуса больных (уменьшение спазма мышц, гиперкинезов и контрактур в суставах, увеличение силы мышц, амплитуды движений, улучшение координации и общего состояния больного).

С целью предотвращения и уменьшения контрактур применяют, особенно на ночь, гипсовые корригирующие повязки. Чтобы улучшить походку больных, их обеспечивают ортопедическими аппаратами и обувью.

Оперативное лечение применяют в тех случаях, когда консервативные методы исчерпаны и остаются ортопедические деформации, которые ограничивают функциональные возможности конечностей. Предложено около 50 видов различных восстановительных и корректирующих операций, однако все они являются паллиативными. Условно их можно разделить на 3 группы:

1. Операции на нервах: частичная резекция ветвей, иннервирование чрезмерно спазмированной мышцы. Сечение (внутритазовое или позатазовое) запирательного нерва (нейротомия Зелиг) проводят для уменьшения спазма приводящих мышц бедра. Как правило, оно сочетается с тенотомией этих мышц. Операция Штоффеля — сечение двигательных волокон ветвей большеберцового нерва; проводят с целью ослабления спазма икроножной мышцы.

2. Операции на сухожилиях и мышцах, которые проводят чаще, чтобы устранить контрактуры. Преимущественно применяют теномиотомию мышц флексоров и аддукторов бедра, чтобы устранить изгибно-приводные контрактуры в тазобедренном суставе. Эту операцию в случае необходимости выполняют одновременно с двух сторон. После устранения контрактуры на операционном столе накладывают двустороннюю кокситную повязку. Иногда еще дополнительно поэтапно сменяют гипсовые повязки, чтобы достичь гиперкоррекции. Если есть сгибательные контрактуры в коленном суставе, проводят операцию Эггерса и ее модификации — транспозицию мышц–сгибателей голени на участок мыщелков бедренной кости.

3. Операции на костях и суставах, которые проводят реже с целью устранения косметических дефектов и улучшения функций конечностей. Особенно часто применяют артродез лучезапястного сустава с установкой кистей в функционально выгодном положении, а также трисуставный артродез на стопах при их варусной деформации.

Очень важно правильно выбрать оптимальную методику операции с учетом поэтапного проведения ее у каждого конкретного больного. А это требует внимательного изучения биомеханики ходьбы, электрофизиологической активности мышц и т.д..

Полиомиелит (болезнь Гейне-Медина)

Полиомиелит — это острое детское инфекционное заболевание, которое вызывает нейротропный вирус. Впервые заболевание описал Гейне (1840), указал на его инфекционную природу Медин (1890). Полиомиелит случается очень редко, поскольку сейчас хорошо налажена профилактика — активная иммунизация по Солку.

Вирус полиомиелита попадает в организм ребенка через носовую часть глотки и органы пищеварения, проникает в центральную нервную систему и поражает серое вещество передних рогов спинного мозгу (75%), меньше — кору большого мозга и гипоталамус, а также другие органы и системы организма.
Клинически различают 4 стадии болезни:

  • препаралитическую,
  • паралитическую,
  • восстановительную,
  • остаточных явлений.

Полиомиелит

После инкубационного периода заболевание начинается с резкого повышения температуры тела, общей слабости, головной боли, то есть таких признаков, которые свойственны многим детским заболеванием, и поэтому в первый день его диагностируют только в случаях эндемии. На второй день может появиться ригидность мышц затылка. Это препаралитическая стадия, которая длится всего 24-48 часов.

Паралитическая стадия начинается на 3-4-й день болезни появлением вялых параличей. Локализация и тяжесть параличей зависят от уровней и тяжести поражения передних рогов спинного мозга, поэтому могут захватывать как верхние, так и нижние конечности, туловище. Для полиомиелита характерна мозаичность параличей.

Во время выздоровления постепенно частично восстанавливаются функции мышц и трофика тканей. Часть мышц остается парализованной. Восстановительная стадия может длиться 1-2 и более лет. В этой стадии у детей наблюдаются распространенные вялые параличи, атрофия мышц, вазомоторные расстройства (гипотермия, отек и цианоз конечностей). Выпадение функций определенных групп мышц ведет к неврогенным и вторичным статическим ортопедическим деформациям скелета. Вследствие тяги мышц, которые возобновили свою иннервацию, возникают контрактуры. Ограниченное нагрузки конечностей и нарушение трофики тканей обусловливают отставание в росте костей, укорочение конечности, прогрессирование деформации. Кости и корковое вещество парализованной конечности тонкие.

Возникают изменения в связном аппарате суставов и сухожилиях парализованных мышц (они растягиваются), что приводит к чрезмерным движениям, расшатыванию и подвывихам. Односторонние параличи мышц туловища ведут к сколиозу.

Дети очень переживают по поводу своей физической неполноценности и пытаются любой ценой не отставать от своих сверстников. Несмотря на компенсаторные приспособления, походка становится затрудненной и приводит к вторичным статическим ортопедическим деформациям.
Лечение больных полиомиелитом и его последствия состоит из комплекса консервативных и оперативных средств.

Консервативное лечение включает медикаментозную терапию, физиотерапию, функциональное, ортопедическое и санаторно-курортное лечение. Начинают его с первых дней болезни; оно носит симптоматический характер и нацелено на профилактику осложнений. Больным назначают полноценное питание и лекарственные средства (прозерин, дибазол, витамины группы В и т.д.).

Чтобы предупредить развитие контрактур и деформаций, на парализованные конечности накладывают гипсовые шины, которые снимают на время проведения лечебной физкультуры и массажа мышц, используют гипсовые кроватки или правильно укладывают больного на щите.

Функциональное лечение начинают с момента появления параличей и проводят его систематически в течение всей стадии восстановления.

Через 2 недели от начала заболевания больным назначают комплекс физиотерапевтического лечения (различные виды тепла, влажное горячее обертывание, диатермию, электрофорез калия йодида, новокаина, фарадизация мышц), которое применяют по очереди (курсами). Очень важно своевременно предупредить и устранить контрактуры этапными гипсовыми повязками, чтобы не образовались устойчивые артрогенные контрактуры, которые подлежат только оперативному лечению.

Когда ребенок начинает ходить, для улучшения функций конечностей и профилактики вторичных статических ортопедических деформаций (в зависимости от локализации парализованных и сохраненных групп мышц) назначают лифчики, корсеты, аппараты на нижние конечности и соответствующую ортопедическую обувь.

Комплексное консервативное лечение длится достаточно долго и требует терпения со стороны родителей и медицинских работников.
В период восстановления большое значение имеет санаторно-курортное лечение. Как правило, после эпидемий полиомиелита организуют специализированные отделения со штатом педагогов на курортах (Евпатория, Одесса), где дети кроме комплексного консервативного лечения получают общее образование. В специальных школах дети могут приобрести профессию, которая, несмотря на устойчивые деформации, позволяет выполнять общественно полезный труд.

Оперативное лечение больных с последствиями полиомиелита применяют после окончания восстановительного периода — через 4-5 лет. Основная его цель: устранение деформаций с тем, чтобы улучшить статико-динамическую функцию конечностей. В клинической практике применяют различные виды восстановительных операций, которые условно можно разделить на такие группы: операции на мягких тканях, на костях и суставах. Однако у большинства больных их нужно поэтапно совмещать.

Чтобы выбрать очередность и оптимальный метод оперативного лечения, следует досконально изучить осанку и биомеханику ходы у каждого конкретного больного, характер ортопедических деформаций, возбудимость и силу отдельных мышц по пятибалльной системе.

Операции на мягких тканях при полиомиелите

При сгибательной контрактуре тазобедренного сустава отсекают прямую мышцу бедра, швейную мышцу и широкую фасцию от места их прикрепления к крылу подвздошной кости. Если возникает изгибно-приводящая контрактура бедра, отсечение дополняют тенотомией приводящих мышц бедра (у таза). В случае паралича четырехглавой мышцы бедра пересаживают на надколенник мышцы — сгибатели голени (двуглавая мышца бедра, полусухожильная). Изгибную контрактуру в коленном суставе устраняют удлинением сухожилий мышц-сгибателей голени, а в случае необходимости и задней капсулотомией сустава.

Чаще всего приходится проводить коррекцию деформаций стопы вследствие паралича мышц голени. Например, в результате паралича малоберцовых мышц развивается эквиноварусная стопа, для устранения которой пересаживают сухожилие передней большеберцовой мышцы на IV плюсневой кости. Если свисает стопа, удлиняют пяточное сухожилие. После операции накладывают гипсовую повязку с тем, чтобы зафиксировать конечность в достигнутой коррекции. Детям назначают ортопедическую обувь с твердым высоким задником голенища.

Укорочения сухожилий проводят в тех случаях, когда они после коррекции становятся слишком длинные. Например, после устранения эквинуса путем удлинения пяточного сухожилия следует укоротить сухожилия разгибателей пальцев стопы.

Операции на костях и суставах чаще всего проводят после окончания роста костей, когда сухожильных пластика недостаточная или возникают изменения в костях и суставах. Ограничиваются артродезом, корректирующей остеотомией и артроризом. Артродез выполняют, как правило, с целью коррекции деформации и создание стабильности и неподвижности в суставе (трисуставный артродез стопы при паралитической косолапости, артролез коленного сустава при его нестабильности и расшатывании, когда невозможна транспозиция сгибателей голени, тазобедренного при подвывихах).

Полую стопу устраняют медиотарзальной резекцией по Куслику. Корректирующую остеотомию применяют для восстановления угловых соотношений сегментов конечности, если увеличен шеечно-диафизарный угол бедра, появляется устойчивая контрактура коленного сустава и т.д.

Артрориз применяют крайне редко, в частности при подвывихах плеча, лошадиной стопе т.д. Суть операции заключается в создании костного порога, который ограничивал бы амплитуду определенных движений в суставе. Сюда можно отнести пластику края вертлужной впадины по Ситенко-Кенигу, ее реконструкцию, которые применяют, когда есть паралитические подвывихи бедра.

Очень важна социальная реабилитация больных с устойчивыми ортопедическими деформациями. Инвалиды должны иметь пенсионное обеспечение и быть соответственно трудоустроены. В случае необходимости следует также решать проблемы транспорта (вело- или мотоколяски) и жилья (определение или обмен на первый этаж).

Детский церебральный паралич – термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальньгй и ранний постнатальный периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.

Частота детского церебрального паралича составляет 1,7–3,3 на 1000 детского населения и 1,7–5,9 на 1000 родов.

Что провоцирует / Причины Детского церебрального паралича:

Факторы, детерминирующие структурно-функциональные изменения в мозге, в 80 % случаев действуют в процессе внутриутробного развития плода, в 20 % – постнатально. Среди патогенных факторов, повреждающих мозг внутриутробно, ведущая роль принадлежит инфекциям (грипп, краснуха, токсоплазмоз), соматическим и эндогенным заболеваниям матери (врожденные пороки сердца, хронические заболевания легких, сахарный диабет, гипо– и гипертиреоз и др.), иммунологической несовместимости крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам), профессиональным вредностям, алкоголизму. Из факторов, вызывающих поражение мозга в процессе родов, основное значение имеют родовая травма, асфиксия в родах, в раннем послеродовом периоде – энцефалиты.

Патогенез (что происходит?) во время Детского церебрального паралича:

Изменения в нервной системе связаны с гипоксией и метаболическими расстройствами, оказывающими прямое и опосредованное (через продукты нарушенного метаболизма) влияние на развитие и функцию мозга.

Патоморфология. Многообразие вредных факторов и различные периоды их действия определяют вариабельность степени выраженности структурных дефектов мозга. У 30 % детей с церебральным параличом обнаруживаются аномалии мозга – микрополигирия, пахигирия, порэнцефалия, агенезия мозолистого тела, являющиеся результатом поражения мозга в ранней стадии онтогенеза. При микроскопическом исследовании определяются пролиферация глии и дегенерация нейронов. В ряде случаев обнаруживаются грубые очаговые дефекты – атрофический лобарный склероз, атрофии клеток базальных ганглиев и зрительного бугра, гипофиза, мозжечка. Атрофический лобарный склероз проявляется массивной локализованной атрофией лобной доли, недоразвитием коры головного мозга, среднего мозга. Поражение базальных ганглиев и зрительного бугра характеризуется разрастанием миелиновых волокон с кольцеобразным расположением их вокруг сосудов. Обычно эти изменения происходят при ядерной желтухе. В мозжечке обнаруживаются недостаточная миелинизация проводящих путей, изменение нейронов.

Симптомы Детского церебрального паралича:

В зависимости от особенностей двигательных, психических и речевых расстройств выделяются пять форм:

  1. спастическая диплегия;
  2. двойная гемиплегия;
  3. гиперкинетическая форма;
  4. атонически-астатическая форма;
  5. гемиплегическая, или гемипаралитическая, форма.

Различают три стадии течения заболевания:

  1. раннюю;
  2. начальную хронически-резидуальную;
  3. конечную резидуальную.

В конечной стадии определяют Iстепень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень – некурабельную, с глубоким нарушением психики и моторики.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Наиболее распространенная форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия (диплегия) или тетрапарез с преимущественной локализацией в ногах, психические и речевые расстройства. Наиболее отчетливо спастическая диплегия проявляется к концу первого года жизни. У детей задерживается формирование статических и локомоторных функций, выпрямляющих рефлексов туловища. Мышечный тонус значительно повышен во всех конечностях. Особенно выражено повышение тонуса в сгибательных группах мышц рук, а также разгибательных и приводящих мышцах ног. Вследствие повышения мышечного тонуса ограничиваются активные движения ребенка, возникает вынужденное положение конечностей. В положении лежа руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, ноги вытянуты, разогнуты в тазобедренных и голеностопных суставах, приведены друг к другу, иногда перекрещены. При попытке поставить ребенка на ноги он упирается на носки, а ноги при этом перекрещиваются. Движения в проксимальных группах мышц затруднены, а в дистальных сохранены. Повышение мышечного тонуса с возрастом способствует возникновению тугоподвижности, контрактур в крупных суставах. Постоянное напряжение пяточного (ахиллова) сухожилия и усиленная опора на носки приводят к грубым деформациям стоп.

Сухожильные и надкостничные рефлексы на руках и особенно ногах повышены, вызываются с расширенной рефлексогенной зоны. Возможны клонусы стоп, коленных чашечек, патологические сгибательные (Россолимо, Менделя – Бехтерева, Жуковского) и разгибательные (Бабинского, Оппенгейма, Шеффера, Гордона) рефлексы. Спастическая диплегия сочетается с гиперкинезами главным образом атетоидного и хореоатетоидного типа, синкинезиями. Гиперкинезы в руках и мимической мускулатуре лица преобладают над гиперкинезами в ногах. Атетоидный гиперкинез доминирует в пальцах, кистях, мышцах лица, хореический – в проксимальных отделах конечностей. Гиперкинезы усиливаются при волнении и ослабевают во сне, в состоянии покоя. Степень выраженности гиперкинезов прямо коррелирует с тяжестью поражения нервной системы.

Развитие речи у детей со спастической диплегией задерживается. Речевые расстройства проявляются дизартрией, алалией. Гиперкинезы артикуляционной и дыхательной мускулатуры делают речь смазанной, толчкоо бразной. Интеллект в больш инстве случаев снижен . Дети с трудом концентрируют внимание на занятиях, быстро истощаются, отвлекаются. Как правило, не могут самостоятельно организовать игру, не владеют собой. Память снижена. Судорожные пароксизмы при спастической диплегии встречаются реже, чем при других формах детского церебрального паралича.

В первые месяцы жизни чаще возникают генерализованные пароксизмы, затем характер их варьирует. Наличие судорог ухудшает прогноз.

Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия или тетрапарез с преимущественной локализацией в руках и неравномерным поражением сторон, выраженные психические и речевые расстройства. Заболевание проявляется в первые месяцы жизни. В положении ребенка на спине обращает на себя внимание ограничение его активности. Вследствие вы сокого мышечного тонуса в конечностях руки согнуты в ло ктевых суставах, приведены к туловищу, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах или, наоборот, разогнуты. Статические и локомоторные функции у детей с двойной гемиплегией не формируются. Они не овладевают навыками сидения, самостоятельной ходьбы. Тяжелые двигательные расстройства сочетаются с ранними контрактурами суставов, костными деформациями.

Сухожильные рефлексы очень высокие. Выявляются патологические кистевые и стопные рефлексы. Часто выражен симптомокомплекс псевдобульбарного паралича, что обусловливает затруднение приема пищи, нарушение функций артикуляционного аппарата.

Речевые расстройства при двойной гемиплегии проявляются задержкой речевого развития, малым словарным запасом, псевдобульбарными дизартриями. Речь обычно смазанная, гнусавая, плохо понятная, нередко отмечается неправильное произношение звуков. Изменен темп речи. Слова и звуки произносятся либо чрезмерно громко, быстро, либо слабо, медленно.

Интеллект значительно снижен. Мышление замедленно, инертно, память ослаблена. Часто наблюдаются расторможенность, эйфория, апатико-абулические нарушения, отмечаются судорожные припадки. Как и при спастической диплегии, они влияют на прогноз заболевания.

Гиперкинетическая форма. Характерны непроизвольные атетоидные движения, нарушение мышечного тонуса, речевые расстройства. Непроизвольные насильственные движения в тяжелых случаях появляются в гр удном возрасте, но у большинства детей при умеренном поражении нервной системы гиперкинезы возникают в конце 1-го – начале 2-го года жизни. Гиперкинезы локализуются в дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре лица, мышцах туловища, шеи. При тяжелых формах непроизвольные движения медленны, наблюдаются главным образом в кистях и стопах, при относительно легких развиваются быстро, внезапно, охватывают мышцы шеи , плеч, туло вища, типа то рсионного спазма. Эмоциональные переживания усиливают движения, а физиологический покой, спокойная обстановка ослабляют непроизвольные движения.

Мышечный тонус в течение первого года жизни периодически меняется. Типичны быстрые полярные изменения его за короткий период (перемежающиеся спазмы, дистония). У детей 1-го месяца жизни наблюдается мышечная гипотония. Со 2-го месяца жизни отмечаются дистонические атаки, во время которых происходит внезапное повышение мышечного тонуса. сменяющееся снижением. Сухожильные рефлексы нормальны или повышены. Речевые расстройства проявляются задержкой формирования речи, нарушением артикуляции, темпа речи. Как правило, речь при гиперкинетической форме детского церебрального паралича замедленная, монотонная, невнятная, иногда представляет набор трудноразличимых звуков. Интеллект может страдать незначительно. Судорожные пароксизмы редки.

Атонически-астатическая форма. Характерными особенностями являются мозжечковые расстройства. С рождения наблюдается генерализованная мышечная гипотония. Задерживается формиров ание статических и локомоторных функций. Дети со значительным опозданием по сравнению с физиологической нормой начинают садиться, стоять, ходить. В вертикальном положении вследствие мышечной гипотонии наблюдается переразгибание в коленных суставах. Сухожильные и периостальные рефлексы могут быть сохранными, что отличает данную форму от спинальных амиотрофий. Нарушения координации и статики движений становятся заметными при развитии произвольных движений. Типичны интенционный тремор, дисметрия, атаксия. Интеллект страдает незначительно. В ряде случаев у детей с атонически-астатической формой имеются умеренные гиперкинезы и признаки пирамидной недостаточности.

Гемиплегическая форма. Характерными особенностями являются односторонний парез руки и ноги по центральному типу, преимущественно выраженный в руке, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства. В тяжелых случаях гемиплегическая форма диагностируется с рождения. Признаки двигательной недостаточности пораженных конечностей обнаруживаются по ограничению объема спонтанных активных движений. Гемипарез в конечностях сочетается с поражением по центральному типу VII и XII пар черепных нервов. Мышечный тонус в первые 2–3 мес. жизни снижен. Повышение мышечного тонуса происходит медленно. Выраженным оно становится к 1–1,5 годам жизни, когда ребенок начинает ходить. Увеличение мышечного тонуса в сгибателях руки и разгибателях ноги определяет классическую позу Вернике – Манна.

Сухожильные и периостальные рефлексы обычно высокие с обеих сторон, но на стороне поражения выше. На стороне гемипареза выявляются также патологические кистевые и стопные рефлексы. Редко наблюдаются чувствительные нарушения по проводниковому типу. Речевые расстройства проявляются псевдобульбарной дизартрией. Интеллект и память, как правило, снижены. Внимание неустойчиво, дети быстро истощаются. Психическая активность снижена. Судороги обычно генерализованные, реже парциальные, встречаются в 40–50 % случаев. Они влияют на психическое развитие и прогноз болезни.

Диагностика Детского церебрального паралича:

Диагноз детского церебрального паралича ставится на основании семейного анамнеза и данных клинического осмотра. В первые месяцы жизни детский церебральный паралич может быть заподозрен при отсутствии либо задержке основных безусловных рефлексов, позднее – при появлении мезэнцефальных позотонических установочных рефлексов, асимметрии мышечного тонуса, отклонении его от физиологической нормы (мышечная гипотония или умеренная гипертония), ограничении объема спонтанных движений, асимметрии в движениях, треморе пальцев, атетоидных гиперкинезах. Эти признаки и отягощенный анамнез беременности (инфекции, интоксикации, резус-конфликт матери и плода) являются факторами риска развития детского церебрального паралича, что служит основанием для наблюдения за ребенко м. Окончательный диагно з формируется по сле года, когда двигательные, речевые и психические нарушения становятся отчетливыми.

Дифференцировать детский церебральный паралич следует от наследственных заболеваний, хромосомных синдромов, опухолей нервной системы, нейроинфекций. При дифференциальной диагностике необходимо учитывать данные генеалогического анамнеза, сведения о течении беременности, возраст больных, клиническую симптоматику (характер двигательных расстройств и изменений мышечного тонуса), эффективность терапии, особенности течения.

Большинство форм наследственно-дегенеративных заболеваний отличается отягощенным семейным анамнезом (наличие в семье родственников, страдающих аналогичным заболеванием), полисистемным поражением нервной системы и внутренних органов, прогредиентным течением. У больных с хромосомными синдромами характерный внешний вид, имеются множественные пороки развития. Опухоли головного мозга, как правило, сочетаются с общемозговой и очаговой симптоматикой, течение их прогрессирующее.

Течение и прогноз. Течение детских церебральных параличей обычно регредиентное, с постепенным улучшением. Исключением являются случаи с судорогами. Прогноз определяется степенью поражения мозга. При детском церебральном параличе, возникшем вследствие действия повреждающего фактора в ранние сроки беременности, имеются более глубокие нарушения в нервной системе и прогноз серьезен.

Лечение Детского церебрального паралича:

Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, этапным, длительным. Раннее лечение детского церебрального паралича предусматривает своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций позы, ротации, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка. Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.

Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж, занятия с логопедом, медикаментозную терапию, а в случае необходимости хирургическое лечение контрактур. (При болезни Литтла в отдельных случаях возникают показания для операции на корешках конского хвоста.)

Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости. Улучшение психического развития детей достигается назначением глутаминовой кислоты, церебролизина, аминалона, пиридитола (энцефабола). Стимулируют и улучшают обмен веществ также витамин В12, пирогенал.

Профилактика Детского церебрального паралича:

К каким докторам следует обращаться если у Вас Детский церебральный паралич:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Детского церебрального паралича, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору .

Читайте также: