Чум далеко живешь или нет

Обновлено: 28.03.2024

Коренные народы Арктики встревожены происходящим, но представители турбизнеса не обращают внимания на протесты аборигенов. Чудо древней тундровой цивилизации – ненецкий чум, стал объектом массового воровства. Поделать с этим оленеводы Ямало-Ненецкого округа ничего не могут. Ведь беда приключилась в Мурманской области.

Владельцы турбаз в Лапландии хотят видеть у себя как можно больше клиентов, готовых щедро раскошелиться на этническую экзотику. Чтобы привлечь посетителей, они используют узнаваемые для россиян образы из тундры. Речь об изобретении ненцев-оленеводов – о чуме. Слава о нём облетела всю Россию. Коми и другие северные народы копируют чумы и живут в них в своё удовольствие. Нет ни одного человека, который не знает, что такое чум. Туристы сгорают от нетерпения, если узнают, что им выдастся шанс познакомиться с чумом поближе.

Однако в Мурманской области трудно найти ненецкий чум. Всего полторы сотни ненцев обжили необозримые просторы тундры и чарующие леса Лапландии. Первопроходцами в конце 19 века стали несколько семей, переселившиеся по льдам Белого моря вместе с оленеводами коми-ижемцами. Тундровики живут вдали от городов посещаемых туристами. Так недавно ненецкая семья даже освоилась на полуострове Рыбачьем, самом северном уголке Лапландии, куда не ходит общественный транспорт и даже не летают вертолёты. А день оленевода в Лапландии отмечают скромно, не так как в ЯНАО. Так что встретить ненца в Лапландии – большая удача. Да и чумы там не у каждой семьи.

Так откуда в Мурманской области взяться ненецкому чуму?

Владельцы местных турбаз и мест для развлечения с этническим колоритом нашли выход. Предприниматели заказывает себе упрощённые копии чумов далеких от оригинала, и приписывают чум коренным жителям Лапландии. Народу, имя которому – саамы (саамов в России всего две тысячи человек). Однако познакомиться поближе с саамской культурой бизнесмены очевидно ещё не успели.

И саамы от этого в шоке. Ведь они никогда не изобретали чум. Саамского чума нет.

Чум есть у ненцев, а также у коми, которые переняли его у первых. Что такое чум не надо объяснять и представителям народа ханты. Саамы российской Лапландии обустраивались по-другому. Ведя полукочевую жизнь, они жили в вежах, куваксах и в тупах. Потом переняли от русских и скандинавов избы. Аутентичные саамские постройки заметно отличаются от чумов. Например, тупа – это крошечная полуизба-полухижина из брёвен.

Однако сегодня многие упорно путают вежу с тем, что они по незнанию называют чумом.

Кувакса - переносной шалаш, который использовался саамами как временное жилье при сезонных перекочевках, фото: ALEXEY ZAYTSEV .

Кувакса - переносной шалаш, который использовался саамами как временное жилье при сезонных перекочевках, фото: ALEXEY ZAYTSEV .

Ещё есть кувакса. Издалека она походит на чум, и непосвящённый легко спутает куваксу с изобретением ненцев. Но вблизи разница бросается в глаза. А вот если провести внутри куваксы зимнюю ночь, то воспоминания останутся не такие приятные, как от ночёвки в теплом чуме, который благодаря отличной способности сохранять изнутри жар от печи, не берут и лютые стужи. В куваксе же плохо с теплоизоляцией, и нет пола – его заменяли хворостом или лапником.

Кувакса – это просто переносной шалаш у саамов, каркас из тонких жердей, на которые крепятся шкуры оленей или брезент. Кувакса, в отличие от чума, не такая просторная. Жить там тесновато.

Уютная квартира-студия с прекрасным видом, свежим воздухом, приспособленная для проживания большой семьи с домашними животными. Тут вам будет тепло и уютно даже в самый лютый мороз. А ещё вы всегда сможете собрать свой домик и взять его с собой.

Чум строят из 40 жердей, на которые наброшено около 180 оленьих шкур в два слоя. Понятно, что в зависимости от количества шкур и необходимости чум можно поставить разного размера, но в среднем получается площадь в 26 квадратных метров.

Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.

Почти всё пространство внутри чума. Дверь напротив. Справа на снимке - спальное место за пологом. Слева - хозяйственная часть. По центру - кухня.

И в таком жилище мне предстояло прожить несколько дней. А сами оленеводы проводят тут почти всё зимнее время. Ну, не считая работы со стадом оленей. Но это прерогатива мужчин, а вот женщина даже отлучаться далеко от чума не может.

Но давайте начнем по порядку. Это вход. Просто полог из оленьих шкур, который надо поднять и быстро зайти внутрь (а на самом деле - залезть), так, чтобы запустить минимум холодного воздуха.

По центру чума - печка. Это и обогреватель, и плита, и микроволновка. Весь день женщина поддерживает в печке огонь, там постоянно стоит чайник с горячей водой. Чтобы получить воду, топят снег в чане, который находится рядом.

Слева от печки - жилая часть (если смотреть от входа), тут спят и принимают пищу, а справа - хозяйственная. Там находятся собаки (и иногда олени), умывальник, сложены дрова и там же размещают гостей, если они не помещаются на хозяйской половине.

В качестве спального места - шкуры оленей и куски поролона. Импровизированная подушка сделана из одежды, которая сейчас не в ходу. Дыры на полу вдоль основания чума, из которых поддувает, также затыкают одеждой, вещами и шкурами.

За печкой - стол с телевизором. Летом, когда кочуют далеко от поселков, используют спутниковое телевидение, а зимой добивает эфирное. Антенна закреплена на ближайшей лиственнице. Тут же к одной из жердей примотан спутниковый телефон - на экстренный случай.

Сотовые телефоны тоже в постоянном доступе. Во-первых, на них смотрят скачанные заранее фильмы и мультики. А во-вторых, если встать на табуретку и просунуть телефон за одну из жердей, то ловится одно деление сотовой связи. Так что можно позвонить родным и друзьям.

Тут же возникает резонный вопрос. А откуда электричество? От генератора. Его запускают на пару часов в день, чтобы зарядить мобильные телефоны, посмотреть телевизор. Ну и чтобы ночью не совсем в темноте сидеть.

Но с генератором тоже есть беда: иногда слишком сильно скачет напряжение. Так, в соседнем чуме прямо при нас перегорел телевизор от скачка, а наши хозяева тоже каждый раз при просадках переживали и бросались выдергивать все немногочисленные приборы из розеток.

Тут же, под столом с телевизором - импровизированный холодильник. По полу отлично дует, а по краям чума не тает снег. Так что там отлично хранятся и замораживаются продукты.

Рядом - низкий стол, который во время обеда хозяйка вытаскивает к спальному месту.

Стульев в привычном нам понимании нет: сидят либо на шкурах оленей (там же, где и спят), либо на двух низеньких табуреточках.

Ещё немаловажный момент: часть чума, где стоит телевизор (за печкой и дальняя от входа) - запретная для женщины. Там нельзя ходить. Считается, что это место, где живут боги, охраняющие жилище.

Удивительно, но при наличии кучи современного походного оборудования и гаджетов тут в ходу те же вещи, что и 100 лет назад. Но именно они проверены временем и поколениями ненцев.

Быстровозводимое жилье могут получить многодетные коренные жители.

Для молодых семей

Чумовые дошкольные учреждения посещают десятки детей

На Ямале молодая семья может претендовать на один комплект чума. Он состоит из зимнего нюка (покрытие из оленьих шкур) и брезента на лето, двух нарт, печи, обрезной доски и 40 шестов. Чтобы получить жилье необходимо, чтобы возраст у участников был до 36 лет и в семье имелось трое детей, младший из которых родился с 1 января 2021 года.

Проект появился благодаря молодой паре, когда в администрацию села Салемала пришла семья Езанги с просьбой властей о помощи. Они хотели жить отдельно, но возможности построить свой чум не было.

Сертификаты на чум - существенная поддержка для молодых семей. Стоимость хорошего традиционного жилья недешёвая - 700-800 тысяч рублей.

Как говорит блогер Надежда Худи, цена формируется за счет тяжёлой ручной работы по шитью нюков. Оленью шкуру после выделки нужно прокоптить, потом сшить и такого стройматериала нужно порядка 80 штук.

Молодая семья может претендовать на один комплект чума.

Молодая семья может претендовать на один комплект чума. Фото: Администрация муниципального образования Пуровский район

Есть свои плюсы и минусы

Надежда признается, что отношение к быстровозводимым чумам у нее неоднозначное, с одной стороны, это проще, с другой, не всегда овчинка выделки стоит.

По заявлениям представителей малочисленных народов севера, эти принадлежности выдают в течение года.

Сертификаты на чум - существенная поддержка для молодых семей.

Кстати, раздобыть лиственницу не так-то просто, она есть только в лесотундре, поэтому за ней добираются на снегоходе.

Своими руками

Семья Надежды не спешит с приобретением готового чума. Женщина уверена, что если есть возможность, лучше строить самим.


Блогерше нравится жить и в поселковом доме, и в чуме. Но без тундры своей жизни она не представляет. Раз в два месяца обязательно приезжает на волю, подышать свежим воздухом, побыть на бескрайних просторах родной земли.

Стоит отметить, что чум для северных жителей чуть больше, чем просто жилье.

У него есть и божественный, космический промысел - разборность, возможность перенести такое жилище с одного места на другое - отображает динамичность мира, а сама его конструкция — постоянство мира. Монтаж и демонтаж чума может приравниваться фактически к разрушению, хаосу и созданию космоса, мирового порядка заново.

Свадьбу коренные народы предпочитают отмечать осенью

Быт семейства оленеводов

Кругом - пустота

У лодочной станции на берегу реки Полябты пересаживаемся на вездеходы. Большие машины с огромными колесами не портят природный ландшафт, в отличие от гусеничной техники, поэтому по тундре ездить можно только на них. Вместо привычного адреса у стойбища, в который едем в гости, на бумаге указаны географическая долгота и широта. Как рассказали сопровождающие, дорога - как повезет, поэтому можно 200 км ехать "быстро" - 30 км в час, а еще 20 км - "тащиться" со скоростью пять км в час.

Ямал

В Салехарде проходят торжества в честь Дня оленевода.

Молотком по росомахе

У хозяина чума Василия Ного - пятеро детей и трое внуков. Также с ними живут жены умерших братьев. Василий - не только глава большого семейства, но и бригадир, а все его родственники - еще и работники предприятия. Несмотря на то, что семья большая, на стойбище не все: некоторые дети учатся в колледже, некоторые - в школе-интернате. Дома старший, Александр, юноша пока работает с отцом и ждет призыва в армию.

Ямал

Обязанности мужчин и женщин строго распределены. Раз в несколько дней сильная половина чума отправляется к своему стаду оленей. Чаще зимой нельзя: животным нужен покой, иначе они будут плохо есть и не наберут вес. Пасутся они в двадцати километрах от стойбища. Самая большая угроза – это браконьеры и дикие звери.

Ямал

У Василия около 2500 оленей, примерно 500 из них свои, остальные - предприятия. Шкуры, рога, мясо своих животных мужчины не только продают, но и обменивают на рыбу.

День оленевода в Салехарде 25 марта 2017 | Фотогалерея









День оленевода в Салехарде 25 марта 2017 | Фотогалерея









Рядом с чумом одно из главных благ цивилизации - антенна. Вечером включают электрогенератор, и вся семья смотрит телевизор.

Ямал

У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин.

Ямал

Постепенно небольшой чум начал наполняться гостями. За небольшой, но богатый стол садиться пришлось в два захода. Для гостей - все то, чем славится север: мясо оленины, строганина из щекура, морошка и национальная выпечка. Такой стол готовится преимущественно по праздникам. В будни в меню блюда попроще, даже лапша быстрого приготовления. Опасения ученых по поводу того, что вредная еда плохо сказывается на здоровье коренных жителей, сами аборигены не подтверждают.

Ямал

За сотни километров

Ямал

Также на каждом новом месте нужно собирать чум. При хорошей погоде на это уходит около 1,5 часа - и так десятки раз за сезон из года в год. И менять такой тяжелый, но привычный образ жизни аборигены Ямала не хотят и с каждым годом количество представителей коренных народов на полуострове только растет.

Ямал

Национальные блюда народов Ямала. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Это около 20% КМНС России. Кочевой образ жизни ведут 16,5 тысячи человек. С 2002 по 2010 годы численность коренных северян на Ямале увеличилась на 11,5%. На ЯНАО более 50 национальных общин, 3000 частных оленеводческих хозяйств. В АПК ЯНАО занято 13 тысяч человек, из них 80% - представители коренных малочисленных народов Севера. На Ямале выпасается самое крупное в России стадо домашних северных оленей - более 700 тысяч голов. 56% всех оленей находятся в частных хозяйствах, 44% - в сельхозпредприятиях. На Ямале ежегодно производится более 2,5 тысячи тонн мяса северного оленя.

Читайте также: