Чум ненцев из картона

Обновлено: 19.04.2024

Основное занятие северных народностей - оленеводство. Им приходится часто менять места проживания, перегоняя оленей на другие пастбища. Для такой кочевой жизни очень удобен чум. Чум - жилище северных народов ханты и манси. Собирается он из длинных шестов в виде шалаша. В установке принимает участие вся семья. Заостренные концы жердей закрепляются в земле, основные жерди связываются вверху, затем устанавливают и другие. Чем длиннее шесты, тем больше и вместительней чум.

Снаружи чум покрыт сшитыми между собой шкурами оленей. Чтобы не попадал вовнутрь ветер, полог присыпали снегом. Сама конструкция строения такова, что снег не скапливается; да и к ветрам такой дом устойчив. Для входа делают отдельный полог из шкур. В теплое время чум покрывают старыми шкурами, корой деревьев, в последнее время используют брезент, а зимние шкуры бережно хранят в чулане. Посередине жилища стоит печь, дым выводится через трубу через верхнее отверстие в чуме.

Чум - мобильное, удобное, теплое жилище. Его несложно установить, сложить, перевезти.

Вот такой макет теперь есть в нашей группе:

Для изготовления макета чума понадобятся :

- круг из пенопласта, длинные шпажки - 12 штук, ткань, мех

- распечатанные фигурки взрослых и детей, оленей, саней, собак

1. Из ткани вырезать круг диаметром больше, чем круг из пенопласта.


3. Из ткани вырезать полукруг (радиус равен высоте шпажки)

4. Ткань закрепить при помощи клеевого пистолета




5. Перед входом вешаем дополнительный полог


6. Оборачиваем жилище мехом; края у входа отогнув, закрепляем

7. Оживляем наш макет распечатанными фигурками северных жителей, которые устанавливаем на прозрачные капсулы.





Макет детского сада. Мастер-класс

Макет детского сада. Мастер-класс В нашем детском саду мы решили организовать краеведческую комнату, одним из экспонатов должен стать макет нашего детского сада. Для макета.

Макет для уголка ПДД. Мастер-класс

Макет для уголка ПДД. Мастер-класс Макет по ПДД сделан своими руками из подручного материала. Для работы нам понадобится: -лист ДВП; -цветная бумага; -ножницы; -линейка;.

Макет по ПДД для подготовительной группы

Макет по ПДД для подготовительной группы Для того,чтобы расширить представления о правилах дорожного движения на дороге,я решила сделать макет по ПДД. Где наглядно можно познакомить.

Представляю вашему вниманию макет чума, выполненный из шпашек и замши.

Жилище северных народов. Макет чума

Для работы потребуется клей-пистолет, шпажки или палочки (я их скрепила по две, чтобы чум был побольше, подкладочная ткань (но можно и без неё, круг из картона. В последствии я сделала круг большего диаметра, замша или другой подходящий материал (можно мех).


Эту поделку делали как проект в школу, поэтому мой сын принимал активное участие.

Верх палочек собан резинкой, чтобы удобнее было работать.




На шпажки крепится подкладочная ткань. Вырезан полукруг радиусом длиной шпажки, если "болтаются" остатки, их можно обрезать.



Таким же образом крепится основной материал. Вырезается такой же полукруг, как и подкладочная ткань.



Верхнюю часть подкалываем, делаем вход и украшаем наш чум все, что есть под рукой. У меня оказались кусочки искусственного меха (никогда ничего не выбрасываю).




Далее появился непосредственно сам житель Севера (в нашем случае народность Манси). Так как главная их еда - рыба, шпажки накололи в кусочек пенопласта, обернутый бумагой, и навесили рыбу. Человечек и рыба - аппликация. Манси двусторонний, поэтому может стоять.




Текстильная страна

Представляем на Ваш суд еще одну работу, выполненную Никитой. Это чум - переносное жилище народов Севера. Чум похож на конический шалаш из деревянных жердей (шестов), покрываемый берестой, войлоком, шкурами и даже брезентом. Размер чума зависит от количества шестов. Чем их больше и чем они длиннее, тем вместительнее будет жилище. Время на установку требуется один два часа. Используют для установки чума 20-40 шестов.

Представляем на Ваш суд еще одну работу, выполненную Никитой. Это чум - переносное жилище народов Севера. Чум похож на конический шалаш из деревянных жердей (шестов), покрываемый берестой, войлоком, шкурами и даже брезентом. Размер чума зависит от количества шестов. Чем их больше и чем они длиннее, тем вместительнее будет жилище. Время на установку требуется один два часа. Используют для установки чума 20-40 шестов. (фото 1)

Начали работу с установки "шестов" и подбора ткани. В дальнейшем ткань заменили на другую. Уж очень она похожа на шкуру зебры. Для изготовления чума потребовалось очень мало материала.

Начали работу с установки

Шесты скрепляют ремнями. И мы пытаемся скрепить их полоской кожезаменителя. Шпажки приклеили на круглое основание - коробка от сыра. Внутреннюю часть коробочки оклеили тканью.

Шесты скрепляют ремнями. И мы пытаемся скрепить их полоской кожезаменителя. Шпажки приклеили на круглое основание - коробка от сыра. Внутреннюю часть коробочки оклеили тканью. (фото 3)

Теперь покрываем наши шесты тканью.

Теперь покрываем наши шесты тканью. (фото 4)

Добавляем еще кусочки ткани. В некоторых местах фиксируем клеем для прочности. Прикрепляем ткань на вход в чум.

Добавляем еще кусочки ткани. В некоторых местах фиксируем клеем для прочности. Прикрепляем ткань на вход в чум. (фото 5)

Обматываем чум веревками.

Обматываем чум веревками. (фото 6)

Вот жилище почти и готово. Еще не совсем холодно и вход в чум можно оставить открытым.

Вот жилище почти и готово. Еще не совсем холодно и вход в чум можно оставить открытым. (фото 7)

С заданием Никита справился успешно. Чтобы не были "сдуты" сильным ветром шкуры с чума для надежности прикрепим еще сверху шестами из веток деревьев. А тут и олень пожаловал и дожидается своих хозяев - оленеводов.

С заданием Никита справился успешно. Чтобы не были

После моего рассказа о жилищах разных народов, о необычных жилищах Никита выбрал жилище - чум. Никита старательно т рудился над своей работой и успешно ее закончил.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное общеобразовательное учреждение

(Мастер - класс)

Салиндер Алма Ивановна воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

hello_html_m440c2bc0.jpg

- Образовательная: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие;

продолжить работу по обучению технологии аппликации из фетра, сукна, безопасным способам и приемам работы с режущими предметами.

- Развивающая: развивать художественно-творческие способности и самостоятельность на основе организационно-практических умений.

- Воспитательная: воспитать уважение к народному промыслу, привить навыки культуры труда и воспитание художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

1. Воспитанник должен знать: традиции ненецкого народа; технологию выполнения ненецкого сувенира; охрану труда при ручных работах и работе с режущими и клеящими предметами.

2. Воспитанник должен уметь: организовать рабочее место; работать по плану; анализировать свою работу.

Формирование УУД:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.

Регулятивные: уметь анализировать свою работу, уметь работать в парах.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные: умение применить свои знания на практике.

Ход мастер - класса

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. (Эмоциональный настрой) Теперь нам надо поздороваться друг с другом.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Занятие нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

Всю работу, что вам дам поделите пополам, ( при работе в парах ).

- А какое занятие сегодня будет, вы должны догадаться сами.

Нам надо отгадать загадку, чтобы узнать, тему мероприятия.

Дети, отгадайте загадку:

В доме есть одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла! (Чум)

- Что это такое? (ответы детей).

- Как вы догадались?

Воспитатель: Попробуйте сформулировать тему нашего мероприятия.

Воспитанники: Изготовление сувенира ненецкого - чумика.

Что такое чум? (ответы детей).

Чум - это жилище (дом) ненцев.

- Как вы думаете, чум ставят или строят? (ответы детей)

- Как называется чум по ненецки? (Мя)

Воспитанница: Нядонги Диана

Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа. Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы - мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.

- Сколько шестов надо, чтобы поставить чум? (30 – 50 шестов)

- Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют, как? (симзы.)

Воспитанница: Нядонги Алёна

На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов - неприкосновенны.

Воспитатель:

- Как называется место для женщины? (не), оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами.

- Для изготовления сувенира - чумик потребуется картон, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, цветные ленточки и т.д.

Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:

- При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.

- Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.

- При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, направлять в голову сторону, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.

- Передавать только тупыми концами вперед. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.

Практическая часть.

1. Вырезать из сукна или фетра по шаблону две половинки чумика.

2. Каждую половинку чумика, начинаем оформлять по своему усмотрению и вкусу.

hello_html_m298a3d7d.jpg
hello_html_m1337299d.jpg

3. Две половинки нашего чумика пришиваем друг другу, оставляя небольшое отверстия для заполнения ватой или синтепоном, затем аккуратно всё прошивается.

Самостоятельное декоративное оформление чумиков .

Каждому воспитаннику, предоставляется творческая самостоятельность в декоративном оформлении чумика в соответствии с замыслом. Это следует сделать, каждому самостоятельно и по своему вкусу.

hello_html_74414ce8.jpg
hello_html_m7952d926.jpg

Физминутка необходима на каждом мероприятии, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление работоспособности.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше - выше подтянулись.

Ну - ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Ещё раз подтянулись, встряхнули руки.

Сели все на свои места, продолжаем дальше работать.

Воспитатель может предложить некоторым воспитанникам (или всей группе), в зависимости от особенностей группы, выполнить чумики самостоятельно по технологической карте, начиная с первого этапа.

Вот и готов наш чумик. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. У нас и наших детей появилась еще одна возможность приобщиться к народной культуре. Сделанная своими руками игрушка - сувенир, никогда не надоест, может служить как украшением интерьера и быть подарком -сувениром, для родных и близких.

Через создание таких игрушек дети постигают свои корни.

Теперь вы должны оценить свою работу.

- Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик.

- Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.

- Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.

Подведение итогов.

Воспитатель: Как звучала наша цель мероприятия? (ответы детей)

Воспитатель: Цель достигнута? (ответы детей)

По этой технологии можно сделать другие предложенные варианты чумиков. Все зависит от вашей фантазии.

- Что нового узнали на занятии?

- Чему научились на занятии?

Сегодня мы изготовили сувениры своими руками. Я надеюсь, вам понравилось работать с такими материалами как, сукно, фетр, бисер, тесьма с национальными узорами.

А теперь давайте посмотрим на ваши чумики. Вам нравятся они? Действительно, каждая хороша по - своему. Вы молодцы!

hello_html_f868667.jpg
hello_html_1827a722.jpg

Использованная литература:

Представляю вашему вниманию макет чума, выполненный из шпашек и замши.

Представляю вашему вниманию макет чума, выполненный из шпашек и замши. (фото 1)

Для работы потребуется клей-пистолет, шпажки или палочки (я их скрепила по две, чтобы чум был побольше), подкладочная ткань (но можно и без неё), круг из картона. В последствии я сделала круг большего диаметра, замша или другой подходящий материал (можно мех).

Для работы потребуется клей-пистолет, шпажки или палочки (я их скрепила по две, чтобы чум был побольше), подкладочная ткань (но можно и без неё), круг из картона. В последствии я сделала круг большего диаметра, замша или другой подходящий материал (можно мех). (фото 2)

Эту поделку делали как проект в школу, поэтому мой сын принимал активное участие.
Верх палочек собан резинкой, чтобы удобнее было работать.

Эту поделку делали как проект в школу, поэтому мой сын принимал активное участие. Верх палочек собан резинкой, чтобы удобнее было работать. (фото 3)

Жилище северных народов (макет чума) (фото 4)

на шпажки крепится подкладочная ткань. Вырезан полукруг радиусом длиной шпажки, если "болтаются" остатки, их можно обрезать.

на шпажки крепится подкладочная ткань. Вырезан полукруг радиусом длиной шпажки, если

Таким же образом крепится основной материал.

Таким же образом крепится основной материал. (фото 6)

Верхнюю часть подкалываем, делаем вход и украшаем наш чум все, что есть под рукой. У меня оказались кусочки искусственного меха (никогда ничего не выбрасываю).

Верхнюю часть подкалываем, делаем вход и украшаем наш чум все, что есть под рукой. У меня оказались кусочки искусственного меха (никогда ничего не выбрасываю). (фото 7)

Далее появился непосредственно сам житель Севера (в нашем случае народность Манси). Так как главная их еда - рыба, шпажки накололи в кусочек пенопласта, обернутый бумагой, и навесили рыбу. Человечек и рыба - аппликация. Манси двусторонний, поэтому может стоять.

Читайте также: