Чум презентация для детей

Обновлено: 18.04.2024

Задачи: Дать знания детям о жилищах народов Севера; обогащать словарный запас; развивать познавательный интерес; воспитывать чувство уважения к представителям Северных народов.

В городе дома – домищи

И машин, пожалуй, тыщи,

А я маленький, я - гномик,

У меня из снега домик.

Он без лифта и без света,

Но мне нравится все это.

В дом большой я не прошусь,

В санки быстрые сажусь.

Съеду с горки ледяной,

Кто покатится со мной!

Вос-ль: Ребята, на крайнем Севере, так холодно, что замерзает даже Северный Ледовитый океан, который омывает эти края. На всей территории простирается тундра. Проживает там много разных северных народностей : ханты, манси, эвенки, ненцы, чукчи, долганы, коряки, эскимосы. Их называют малыми народами. Потому что численность этих народов маленькая.

Вос-ль: Отгадайте загадки (ответы)

Вос-ль: Яранга делится на две зоны – холодную у входа и теплую, за пологом из оленьих шкур. В теплой спят и готовят еду, она освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы, заготовки на зиму.

Вос-ль: Чумы сделаны из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костер, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в теплых меховых мешках.

Вос-ль:Они строят их из снежных блоков в форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, снег начинает подтаивать, и вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остается только развесить шкуры и можно жить.

Вос-ль:Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки. Их запрягают в легкие сани – нарты, таким образом они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста- хорея.

Вос-ль: Среди северных народов есть охотники, рыболовы и оленеводы. Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур. Другие охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу. Третьи, отличные рыболовы – они ловят рыбу как чир, нельму, белорыбицу, а также щуку, карася, язя. Охотой и рыболовством занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель, лук, молодые листочки карликовой ивы.

Вос-ль: сейчас я вам предлагаю взять листочки и нарисовать иглу.

Прикреплённые файлы:

Фотоотчёт о творческих работах к Всемирному Дню жилища и архитектуры

Фотоотчёт о творческих работах к Всемирному Дню жилища и архитектуры Дом - это место, куда хочется бежать после работы, дом - это место - где можно расслабиться и отдохнуть мыслями, дом - это место - в которое.

Коллективное творчество. Аппликация с элементами рисования по мотивам сказок народов Севера (старшая логопедическая группа)

Коллективное творчество. Аппликация с элементами рисования по мотивам сказок народов Севера (старшая логопедическая группа) Сегодня хочу рассказать вам ещё об одной работе,которая появилась в результате коллективного творчества детей. Взяться за эту работу нас.

Подборка материала ко Всемирному Дню жилища и архитектуры

Подборка материала ко Всемирному Дню жилища и архитектуры Стихотворения о домах. В городе дома – домищи И машин, пожалуй, тыщи, А я маленький, я - гномик, У меня из снега домик. Он без лифта и без.

Праздник народов Севера! (Фотоотчет)

Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

Один из исследователей Котов пишет: «Быт оленевода состоит из непрестанной ра.

Гипотеза: Возможно ли выполнить макет чума с использованием традиционных мате.

Гипотеза: Возможно ли выполнить макет чума с использованием традиционных материалов и технологии?
Актуальность:
Проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.

Цель: Изучение и сохранение жизненного уклада моих предков со стороны отц.

Цель: Изучение и сохранение жизненного уклада моих предков со стороны отца

Задачи:
1. Сбор информации для практической и теоретической базы
2. На основании собранного и проанализированного материала собрать макет чума.

Методы исследования:
Интервью
Личные наблюдения
Практический метод

Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м.

Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м

Технология сборки чума

Технология сборки чума




Макет чума


Выводы В быстром и скоротечном ритме нашей жизни, всё эволюционирует, изм.

Выводы
В быстром и скоротечном ритме нашей жизни, всё эволюционирует, изменяется, не всегда в лучшую сторону, забываются традиции, национальные праздники, игры, традиционный жизненный уклад. Поэтому важно знать, помнить, ценить прошлое, и передавать информацию из поколения в поколение.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Краткое описание документа:

Исследовательская часть.

Из интервью с Барановым Ермилом Николаевичем я узнала, что снятая береста очищалась от наростов, сворачивалась в рулоны и варилась в

В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке. Материалы для изготовления чума являются удобными при частых переездах, служат для защиты от внешнего воздействия. Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.
Из интервью с Барановым Константином Ермиловичем- он эвенк, охотник. Мне стало известно, что остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги — нюками. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.
Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. (Историко-этнографический атлас Сибири, М.-Л.1961.с.138,140,142,144, 145.)
В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах. Итог : проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

 Традиционное жилище хантов - чумВыполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Традиционное жилище хантов - чумВыполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

Традиционное жилище
хантов - чум
Выполнила: Будайчиева Рема Джавидовна

Цель: расширить представление детей о народах крайнего Севера; познакомить.

Цель:
расширить представление детей о народах крайнего Севера;
познакомить детей с бытом и жилищем хантов;
воспитывать уважение к культуре коренных жителей тайги.

Чум – традиционное жилище народов Севера, занимающихся оленеводством. Чум сде.

Чум – традиционное жилище народов Севера, занимающихся оленеводством.
Чум сделан из деревянных жердей, плотно укрытых берестой и оленьими шкурами. Имеет коническую форму, что делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который счита.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки. После того, как установлены шесты в виде конуса, натягивается покрытие чума. Покрытие заходит один за другой, сверху их обвязывают веревками.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бер.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности. Чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания.

Посреди чума – очаг. Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских.

Посреди чума – очаг.
Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами

В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на н.

В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на ней, в центре сделан очаг. Справа и слева от очага, находятся спальные места. Справа посредине место хозяина и хозяйки. В дальнем правом углу место для маленьких детей. Справа, ближе к двери, место для стариков. Левая половина чума предназначена для остальных членов семьи и гостей.

В чуме хозяйкой является женщина. Она содержит чум в чистоте и порядке. Чум п.

В чуме хозяйкой является женщина. Она содержит чум в чистоте и порядке. Чум поделен на хозяйственную часть и спальную, в переднем углу чума стоит сундучок с фигурками домашних духов. Летом в чуме расстилают свежескошенную траву, зимой покрывают лапником - хвойными ветками.

Дом в представлении жителей тайги не ограничивается рамками жилища, а включа.

Дом в представлении жителей тайги не ограничивается рамками жилища,
а включает весь обжитой участок леса, тундры или берега реки, где проживает семья.

Ханты и манси очень трепетно относились к окружающему миру. Перед тем как сру.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Мастер-класс по изготовлению ненецкого чума Презентацию подготовила: воспитат.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер-класс по изготовлению ненецкого чума Презентацию подготовила: воспитат.

Инструменты и материалы: Плотный гофрированный картон; Ножницы, циркуль, клей.

Инструменты и материалы: Плотный гофрированный картон; Ножницы, циркуль, клей, карандаш, линейка; Ткань (брезент или сукно); Деревянные палочки длиной 30 см – 19 штук, нитки и иголки; Мех оленя или искусственный; Фольга цвета меди или бронзы.

Из картона вырезаем круг диаметром 30 см. Определим, где у чума будет вход. О.

Из картона вырезаем круг диаметром 30 см. Определим, где у чума будет вход. Отступив от края на 8 мм, с помощью циркуля, нарисуем круг. На круге карандашом нарисуем точки на равном расстоянии друг от друга (4 см). Там где будет вход в чум, оставим расстояние между точками 17 см. Острым концом циркуля слегка продавим нарисованные точки.

Приготовим наши шесты. Возьмем 2 палочки, это будут 2 основных шеста на котор.

Приготовим наши шесты. Возьмем 2 палочки, это будут 2 основных шеста на которых держится весь чум. Основные шесты настоящего чума, на некотором расстоянии от верхнего конца имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке чума ставим их по обе стороны от настила (пола), на равном расстоянии от входа и противоположной стороны чума. Втыкаем острыми концами в картон и перекрещиваем несколько ниже веревочного кольца.

Затем продеваем другие шесты чума в веревочное кольцо. Для прочности острые к.

Затем продеваем другие шесты чума в веревочное кольцо. Для прочности острые концы шестов мажем клеем. Количество шестов должно соответствовать количеству дырок.

Покрышки чума Покрышки шьются примерно одинакового размера (несколько превыша.

Покрышки чума Покрышки шьются примерно одинакового размера (несколько превышающего половину поверхности чума, их высота соответствует размеру шестов) и имеют форму усеченных секторов. Пришиваем к углам покрышек веревки, которыми они привязываются к шестам чума.

На остов чума натянем покрышки, начиная с левой стороны чума. Покрышку привяз.

На остов чума натянем покрышки, начиная с левой стороны чума. Покрышку привязываем веревками, имеющимися на ее углах. Концы веревок привязываем у основания шестов. В верхней части чума остается не закрытое отверстие.

Берем правую покрышку и устанавливаем ее на нашем чуме. Правая покрышка должн.

Берем правую покрышку и устанавливаем ее на нашем чуме. Правая покрышка должна закрыть вход в чум. Покрышку привязываем веревками, имеющимися на углах. Концы веревок тоже привязываем у основания шестов.

Вот и готов наш чум. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. Зас.

Вот и готов наш чум. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. Заселим его куклами в национальной одежде. У нас и наших детей появилась еще одна возможность приобщиться к народной культуре. Взрослым – это для души. А для ребенка, чум, прежде всего, предмет для игры. Сделанная своими руками игрушка никогда не надоест. Через создание таких игрушек дети постигают свои корни.

УДАЧИ ВСЕМ ВАМ!

Краткое описание документа:

ВложениеРазмер
zhilishche_severnyh_narodov.pptx 1.32 МБ
zhilishche_severnyh_narodov.docx 7.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия посвященное Дню округа

-способствовать формированию представления о народах, населяющих Северное побережье России;

- обобщить и расширить представления детей о жилищах народов Севера;

- обобщить представления детей о кочующих народах населяющих наш округ;

- развивать у обучающихся навыки и умения работать с акварельными красками, восковыми мелками, кусочком свечи.

- развивать глазомер, мелкую моторику рук;

- воспитывать у обучающихся уважение к другим национальностям;

- воспитывать умение слушать, работать в группе.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльвира Егоровна, и я к вам в гости пришла из школы искусств со своей подругой Матреной. Ваша гостья Матрена вам приготовила сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о жилищах народов Севера, которые появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Эти переносные жилища собираются и разбираются в строгой последовательности, конструкция которых не менялась веками. Посмотрите на карту, какая это страна? Конечно же, Россия. Весь Север России населен народами разных национальностей, название некоторых из них, возможно, вы впервые слышите. Это - саамы , ненцы , энцы , лопари, эвенки , манси , ханты , северные якуты , ороки , нганасаны , тувинцы , тоджинцы , эскимосы , чукчи , коряки , юкагиры и многие другие , посмотрите , сколько разных народностей на севере и все они дружно живут . ( Показывает фотографии северных народностей ).

Первый слайд: Первое жилище , с которым я хочу вас познакомить это - иглу. Зимнее жилище эскимосов часто в виде полусферического купола , сложенное из снежных глыб . Высота около двух метров, диаметр - 3 или 4 метра.

Второй слайд: Следующее жилище – яранга, переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом , сооруженным из шестов . Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.

(физминутка) (Фоном играет тихая этническая музыка)

Ну что ж, пришла пора отдохнуть, и мы с вами посоревнуемся, кто же быстрее соорудит чум? Разделимся на пары. Перед вами шесты, из которых на надо собрать чум. ( ребята собирают чум из шпажек за 3-4 мин.) Молодцы ребята. Вот мы немного и отдохнули. Так как занятие у нас посвящено Дню округа, мы с вами сегодня нарисуем волшебными материалами чум. Для этого нам понадобится альбомный лист, акварельные краски, масляная пастель, кусочек свечи, непроливайка, кисти, салфетка.

Сначала мы берем альбомный лист ложим его перед собой. Теперь масляной пастелью нарисуем снег, на нем мы рисуем чум, можно добавить по желанию деревья. Возьмем кусочек свечи и на рисунок ставим много, много точек по всему рисунку. Волшебную кисточку смачиваем в воде, набираем голубую акварельную краску и заполняем рисунок. Краску можно набрать один раз, а потом просто смочить кисть в воде и продолжать заливать фон. Вот наш рисунок готов. Давайте представим рисунки на выставке, посмотрите, какое большое стойбище у нас получилось!

Так как у нас приближается День округа и День района, Мы с Матреной вас всех поздравляем с наступающим праздником, желаем вам всем здоровья, радости. счастья и мира. А теперь Матренин сюрприз, ей очень вы понравились и она приготовила вам гостинцы.(Преподаватель угощает детей). Спасибо ребята, до свидания!

Читайте также: