Цикличное меню для детей больных туберкулезной интоксикацией

Обновлено: 15.04.2024

Вероятно, не случайно проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день особо актуальна, оздоровление становится одной из главных социальных проблем, т. к. в "группу риска" попадают, прежде всего, дети. Если просмотреть распределение детей по группам здоровья, то можно увидеть такую картину, что абсолютно здоровых детей практически не осталось. А так как дошкольные учреждения являются первой ступенью общественного воспитания, то на нас возлагаются как воспитательно-образовательные, так и оздоровительно- профилактические задачи.

На территории Чувашии реализуется программа ВОЗ от 2005 года. "Профилактика, диагностика и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфицированных" под финансированием Всемирного банка реконструкции и развития. Мы, опираясь на эту программу, совместно с тубдиспансером занимаемся предупреждением развития туберкулеза у детей, т.к. туберкулез - социальное зло во всем мире. Заболеваемость туберкулезом не уменьшается и число детей, состоящих на учете у фтизиатров с первичным инфицированием, возрастает. В условиях увеличения количества тубинфицированных детей актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи таким детям.

  • повышения процента больных туберкулезом взрослых, имеющих первичную устойчивость ко всем противотуберкулезным антибиотикам;
  • с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих снижение общей сопротивляемости организма.

Общеизвестно, что инфицированность туберкулёзной палочкой снижает общую сопротивляемость организма ребёнка к воздействию любых внешних факторов, а также обостряет имеющиеся отклонения состояния здоровья ребенка.

Наш детский сад открыт с 1988 года как санаторный, а с 2009 года переименован в детский сад присмотра и оздоровления для детей с туберкулезной интоксикацией. Имеет 12 возрастных групп, где воспитываются около 160 детей, в возрасте от 1,5 до 7 лет. Детский сад комплектуется из числа детей, состоящих на учете у фтизиатров детского отделения противотуберкулезного диспансера. Воспитываются дети с различными хроническими заболеваниями: с виражом туберкулиновых проб, гиперергической р. Манту, тубинфицированием и тубконтактные. Дети поступают и выписываются из детского сада по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. Дети приходят из разных детских садов, т.е. из разных "образовательных ситуаций" - программ, традиций и требований воспитателей. В основном дети приходят в наш детский сад только на один год, в течение которого по-прежнему болеют, т.е. "выпадают" из системы обучения.

В первую половину дня - наиболее эффективное время для проведения обучающих занятий, однако-нам приходится "делить" с обязательными лечебно-профилактическими и оздоровительными процедурами, что еще и еще сокращает возможности образовательной работы.

Анализ направляемых к нам детей за 3 года показывает, что увеличивается общее количество поступающих детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, а также увеличивается поступление детей из очагов контакта, имеющих гиперергическую Р.Манту. Растет число детей с виражом с гиперергией. Остается достаточным число детей из неполных и социально неблагополучных семей. И большинство детей, посещающих наше учреждение, в сочетании с основными заболеваниями, имеют сопутствующие заболевания: это лор-патологии, патологии ЦНС, заболевания органов дыхания и т.д.

В ДОУ созданы благоприятные условия для проведения полноценной лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы. Детский сад имеет все необходимое оборудование для полноценной работы медицинских специалистов ДОУ. В учреждении имеются: физкультурный и музыкальный залы, кабинеты: лечебно-восстановительный, ЛФК, массажный, логопедический, психологический, медицинский, изолятор, методический, экологическая комната, фитобар, спортивная площадка, комната по ОБЖ.

Воспитательно-коррекционную работу осуществляют: учитель-логопед, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, инструктор по ЛФК, старший воспитатель и 27 воспитателей. 60% педагогического коллектива имеют высшее педагогическое образование, 62,5% имеют высшую и первую квалификационные категории. Высокий образовательный ценз, достаточная специальная подготовка педагогических и медицинских кадров позволяет нам в условиях интенсивного психолого-медико-педагогического процесса сохранять целостность педагогических воздействий на ребенка, добиваться эффективности в работе, обеспечивая непрерывность образования детей разного возраста.

Лечебная работа, которую проводят врач-фтизиопедиатр и медсестра, направлена на профилактику туберкулеза у детей, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, контроль за питанием, закаливающими мероприятиями, санитарно-эпидемиологическим состоянием и т. д.

Свою работу мы планируем на основе комплексной оценки состояния здоровья ребенка при поступлении в детский сад и в последующем динамическом наблюдении за ним врачом - фтизиопедиатром, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателями групп.

Практика показала, что решить поставленные задачи возможно только совместными усилиями ДОУ и семьи. Поскольку пребывание в нашем саду ограничивается определенным сроком, нам необходимо осуществить за короткий промежуток времени комплексный подход к воспитанию детей, обеспечивающийся полнотой взаимосвязью лечебных мероприятий и педагогическим процессом. И при этом необходим тесный контакт всех заинтересованных сторон: педагогов, медиков и родителей. В связи с чем, сотрудничество мы рассматриваем как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

Специфика образовательного процесса в учреждении направлена на реабилитацию воспитанников с туберкулезной интоксикацией и реализацию образовательных программ. Реализуя основные задачи укрепления здоровья формирования здорового образа жизни - мы выделяем главную задачу - это лечение и оздоровление воспитанников с туберкулезной интоксикацией.

Приоритетным значением в реабилитации детей с туберкулезной инфекцией является объем получаемой медицинской помощи. Учитывая длительность химиопрофилактического лечения от туберкулеза, мы пришли к выводу, что нам необходима программа, которая бы решала проблему создания комплекса медико-психолого-педагогических услуг для детей с туберкулезной интоксикацией, целью которой является укрепление здоровья и своевременная профилактика туберкулеза у детей из группы риска, долечивание детей с малыми формами туберкулеза и остаточными изменениями после перенесенного туберкулеза через внедрения новых форм работы.

Разработанную нами программу комплексного медико-психолого-педагогического подхода к реабилитации детей с туберкулезной интоксикацией составляют три блока: лечебно-оздоровительный, коррекционно-педагогический и социальный.

1. Лечебно-оздоровительный блок.

Работа в этом блоке ведется в двух направлениях:

Направления Содержание деятельности
Лечебно-профилактическое Химиопрофилактика

I направление - контролируемая химиопрофилактика, проводимая медицинским персоналом. Это специфический метод профилактики туберкулеза антибиотиками в сочетании с витаминами В6. Химиопрофилактика как основной метод лечения туберкулеза назначается детям из "групп риска" на срок от 3 до 5 месяцев. В детском саду созданы благоприятные условия для проведения качественной химиопрофилактики и предупреждения развития локального туберкулеза у детей с остаточными изменениями после перенесенного заболевания.

II направление - физкультурно-оздоровительная работа, проводимая совместно с педагогами ДОУ, строится на основе диагноза основного и сопутствующего заболевания, группы здоровья и индивидуального плана оздоровления. Каждый ребенок имеет лист здоровья с рекомендациями специалистов.

Для закрепления результатов химиопрофилактики и создания защитных сил организма наиболее эффективными оказались следующие неспецифические методы оздоровления: ЛФК с применением дыхательного тренажера, ароматерапия, ультратонотерапия, СУ-ДЖОК терапия, соллюкс, лечебный массаж, стопотерапия, физиотерапия, витаминотерапия, сухое обтирание, массаж по Уманской, УГГ с дыхательными упражнениями, корригирующая гимнастика, фитоаэрация с лекарственными травами и чесночно-луковым настоем, фито и щелочные ингаляции, лампа Чижевского и другие.

2. Коррекционный блок. Он включает логопедическое, психологическое и педагогическое направления.

Направления Содержание деятельности
Психологическое Создание психологического микроклимата в детском саду и семье
Диагностика
Психокоррекция
Логопедическое Диагностика
Преодоление недоразвития речи, фонематического слуха
Развитие связной речи и лексикограмматических категорий
Педагогическое Развитие личности ребенка
Создание предметно-развивающей среды
Проведение коррекционной работы по рекомендациям специалистов

Эта работа осуществляется при условии комплексного взаимодействия всех специалистов. На основе клинической характеристики ребенка, составленной врачом-фтизиопедиатром, специалисты намечают комплекс необходимых коррекционных и воспитательных мероприятий с детьми туберкулезной инфекцией на период х/п и после х/п. Воспитательно-образовательная работа в группах строится по результатам заключительного диагноза основного и сопутствующего заболевания, с выведением группы здоровья врачом - фтизиопедиатром, т.е. с учетом карты индивидуального сопровождения ребенка, которая воплощается педагогами на период пребывания ребенка в д/саду. (Приложение 1)

Нами разработана модель взаимодействия специалистов при индивидуальном сопровождении ребенка, которая дает нам комплексно осуществить лечебно-профилактическую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми с туберкулезной интоксикацией.

В цепочке взаимодействия медиков, педагогов, специалистов по осуществлению коррекционной работы нельзя обойтись без его ключевого звена-семьи. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

3. Работа с семьей. Блок имеет три направления:

Направления Содержание деятельности
Индивидуальное Реализация индивидуальных и коррекционно-развивающих программ помощи собственному ребенку
Дифференцированное Вовлечение родителей в процесс реабилитации детей в зависимости от тяжести заболеваний
Массовое Участие родителей в совместной деятельности по достижению общей цели детского сада

Наш лозунг в работе с родителями: "Никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни". Наряду с традиционными формами работы с родителями, мы дифференцированно подходим к семьям "группы риска", для чего в дошкольном учреждении создана медико-психолого-педагогическая служба, где родители могут получить квалифицированную консультацию и помощь специалистов.

Эффективным направлением работы с родителями являются индивидуальные и подгрупповые консультации, дни открытых дверей, занятия - практикумы, на которых родители обучаются таким приемам и методам оздоровления детей, как корригирующая гимнастика, массаж по Уманской, дыхательная гимнастика, закаливание, гимнастика пробуждения, а также знакомятся с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, и нетрадиционными методами оздоровления детей (фито-ароматерапия, галотерапия, сухое обтирание варежкой, само и взаимомассаж и др).

Опыт свидетельствует: занятия -практикумы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех, а взаимодействие всего коллектива детского сада с семьей обеспечивает достойный уровень укрепления здоровья детей, а значит, снижение заболеваемости.

  • нет случаев перехода виража в формы локального туберкулеза;
  • нет роста туберкулиновой чувствительности на фоне химиопрофилактики;
  • почти в 100% химиопрофилактика дает улучшение по результатам р. Манту.

Мы убеждены, что только системный подход к проблеме восстановления здоровья и физического развития дошкольников на основе единства медицины и педагогики в сотрудничестве с семьей позволяет повысить эффективность оздоровительной и коррекционно-педагогической работы.

от 10 мая 2007 года N 15-3/839-09

Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов (нормы питания) для питания детей и подростков, больных и инфицированных туберкулезом, в противотуберкулезных учреждениях (стационарах), санаториях и амбулаторных условиях

Разработаны ГУ НИИ питания РАМН.

Одобрены на заседаниях Ученого совета ГУ НИИ питания РАМН и Бюро Межведомственного Научного Совета по медицинским проблемам питания.

Рекомендуемые наборы продуктов для питания детей и подростков, больных и инфицированных туберкулезом, в противотуберкулезных учреждениях (стационарах), санаториях и амбулаторных условиях

Количество продуктов в г, брутто

Крупы, бобовые, макаронные изделия

Овощи разные, зелень

Фрукты и ягоды свежие

Фрукты, плоды, ягоды сухие

Соки фруктовые, овощные, ягодные

Мясо 1 категории

Птица 1 кат. потрошеная

Куры (филе из грудной части)

Молоко и кисломолочные продукты

Кофейный напиток, какао

Сухие витаминизированные напитки

Питание детей, детей, больных туберкулезом, является необходимым компонентом в комплексном лечении этого заболевания. При этом целью лечебного питания детей, больных туберкулезом, является:

1. Удовлетворение физиологической потребности детей во всех пищевых веществах и энергии.

2. Компенсация потерь пищевых веществ и энергии, связанных с процессами деструкции легочной ткани.

3. Стимуляция иммунного ответа и репаративных процессов в органах и тканях.

4. Протекторное действие в отношении неблагоприятных эффектов массивной химиотерапии на органы желудочно-кишечного тракта, печени и органов мочевыделительной системы.

Следует подчеркнуть, что преобладающими формами туберкулеза у детей являются так называемые "малые" формы (вираж туберкулиновых проб, туберкулезная интоксикация и т.д.).

Исходя из изложенного нами разработаны рекомендуемые наборы продуктов для детей, находящихся на лечении в туберкулезных стационарах и туберкулезных санаториях, дифференцированные по основным возрастным группам (табл. N 1). Химический состав наборов представлен в таблице N 2:

Валеология – наука о здоровье. Здоровье людей относится к числу глобальных проблем и здоровье не как отсутствие болезни, а как физическая, социальная, психологическая гармония человека, как доброжелательное спокойное отношение с людьми, с природой, с самим собой.

Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда проходит перестройка функционирования многих систем организма ребенка. Поэтому валеологическая работа с детьми с туберкулезной интоксикацией очень актуальна.

Туберкулез – инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое несколькими разновидностями туберкулезной микробактерии.

Причины увеличения числа детей с ранним проявлением туберкулезной интоксикации следующие:

  • Сложное социально-экономическое положение многих семей.
  • Невысокий социально-культурный уровень.
  • Неблагоприятные жилищно-бытовые условия.
  • Увеличение лиц с социально дезадаптированным поведением.
  • Экология нашего региона.

От проявления туберкулезной инфекции детей можно разделить на основные группы:

Здоровые, имеющие семейный контакт (не бациллярный) и проживающие с бациллярными больными.

2007/2008 – 18,1% (2ч).
2008/2009 – 18,1% (2ч).
2009/2010 - 30,8% (4ч).

Инфицированные.

2007/2008 – 63,8% (9ч).
2008/2009 – 54,7% (6ч).
2009/2010 – 53,8% (7ч).

Диагностическая группа (частоболеющие с неустановленным периодом инфицированности, дети с неясными заболеваниями легких и т.д.)

2007/2008 – 18,1% (2ч).
2008/2009 – 27,2% (3ч).
2009/2010 – 15,4% (2ч).

Группу посещают дети со второй и с третьей группой здоровья.

2008/2009 – II г.з. – 9ч., III г.з. – 2ч.
2009/2010 – II г.з. – 10ч., III г.з. – 3ч.

Распространенность хронических заболеваний в группе:

  1. Костно-мышечной системы (плоские, плосковальзусные стопы, пупочные и паховые грыжи, сколиоз);
  2. Заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, заболевания носоглотки, хронические тонзиллиты, аденоиды);
  3. Аллергические заболевания (бронхиальная астма, анатомический дерматит, нейродермиты);
  4. Специфические заболевания БК (-), МБТ (+) т.е. первичный туберкулезный комплекс;
  5. Самую многочисленную группу составляют дети, имеющие функциональные отклонения со стороны ряда органов и систем, а также дети, длительно и часто болеющие.

Большинство детей в группе имеют 3-4 отклонения и только несколько 1-2 отклонения.

Лечебно-профилактическая работа включает

Лечебная

  • Общий режим
  • Сон
  • Занятия
  • Прогулки
  • Витаминизация

Профилактическая

  • Правильный ортопедический режим
  • Мебель
  • Фототерапия
  • Аэропрофилактика
  • Гидромассажные ванны
  • ЛФК

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

Циклограмма лечебно-оздоровительных мероприятий в санаторной группе

При любом умственном труде основная разгрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью.

Продолжительность непрерывного внимания у детей 6 лет ограничивается в среднем 12-15 минут. Существуют еще индивидуальные различия детей. Ребенок не может долго сохранять заданную позу (младшие – 1,5-2 минуты, старшие дети – 3-4 минуты).

По разделам программы показали следующие результаты

Начало уч. года Конец уч. года
Высокий уровень 2009/2010 -39,4% 2009/2010 – 58,5%
Средний уровень 2009/2010 – 33,9% 2009/2010 – 27,1%
Низкий уровень 2009/2010 – 26,7% 2009/2010 - 14,4%

В результате работы по разделам программы прослеживается динамика в развитии детей.

Каникулярные дни и недели Здоровья, которые являются одной из эффективных форм активного отдыха детей. Они способствуют.

  • Снятию утомления детского организма, накопившегося в течение определенного времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на занятиях, восстановлению физических и психических сил ребенка;
  • Укреплению здоровья и закаливанию детей;
  • Повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций;
  • Созданию условий для самостоятельной деятельности детей.

Каждый год принимаем участие в соревнованиях, в рамках Хибинского спортивного фестиваля:

Каникулярные дни и недели Здоровья, которые являются одной из эффективных форм активного отдыха детей.

Взаимодействие с родителями.

Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог. В начале, и в конце учебного года, проводим патронаж на дому. В проблемные (неблагополучные) семьи патронаж ведем чаще с социальным педагогом. Работу с семьями группы риска планируем в плане учебно-воспитательной работы:

  • Для коррекции физического и психического здоровья ребенка большое значение имеет выполнение схемы индивидуальных лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий при непосредственном участии семьи.
  • Для прослеживания динамики развития ребенка, определение статуса его физического здоровья ведем паспорт здоровья, который позволяет родителям получить полную информацию.

Важнейшим условием сотрудничества, является организация совместной деятельности, в котором родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Поэтому мы используем традиционные и нетрадиционные, коллективные, индивидуальные формы деятельности. Для облегчения работы с семьей проводятся индивидуальные и групповые консультации; выступления на родительских собраниях; информация в родительских уголках и библиотечках семейного чтения; тренинговые занятия с психологом. На родительские собрания приглашаем детских врачей, старшую медицинскую сестру, психолога, представителей библиотек, ДДЮТ и т.д.

Взаимодействие работников детского сада, противотуберкулезного диспансера, детской поликлиники, родителей дает ощутимые результаты.


Туберкулез - это преимущественно хроническое инфекционное заболевание, при котором чаще всего поражены легкие. Реже встречается туберкулез почек, кишечника, гортани, костей и суставов, кожи. Для туберкулеза характерны изменения пораженных органов, включая распад их тканей, и интоксикация организма. При туберкулезе имеют место нарушения обмена веществ и функций различных органов и систем, в частности угнетение функции органов пищеварения.

Важнейшей составной частью режима больных туберкулезом является лечебное питание. Комбинируя определенные продукты, назначая специальные диеты, можно нормализовать нарушенный обмен веществ при развитии туберкулезного воспаления, повысить реактивность организма, создать благоприятные условия для развития репаративных процессов.

Лечебное питание при туберкулезе

Больному туберкулезом необходима диета, в которой должны быть представлены основные продукты, содержащие в своем составе не только оптимальное количество белков жиров и углеводов, но и достаточное количество витаминов и минеральных солей. Важное значение имеет не столько количество пищи и высокий калораж, сколько ее качественный состав.

Главным в лечении впервые выявленного туберкулеза легких или его обострения (рецидива) являются интенсивные режимы приема в течение нескольких месяцев одновременно 4-5 противотуберкулезных препаратов. Естественно, что при такой химиотерапии можно ожидать возникновения побочных эффектов от лекарств. Окончательное устранение инфекции, рассасывание либо отграничение очагов туберкулезного поражения легких остаются задачей самого организма.

Отсюда вытекает необходимость укрепления защитных сил организма, преодоления побочного действия противотуберкулезных препаратов, в том числе за счет целенаправленного питания.

Общие принципы диетотерапии при туберкулезе:

  • обеспечить организм полноценным питанием в условиях распада белков, ухудшения обмена жиров и углеводов, повышенного расхода витаминов и минеральных веществ на фоне нередкого резкого снижения аппетита;
  • повысить защитные силы организма, направленные против инфекции, и уменьшить явления интоксикации;
  • способствовать нормализации нарушенного обмена веществ и устранить вторичные расстройства питания организма, обусловленные туберкулезным процессом;
  • содействовать восстановлению тканей, пораженных туберкулезной инфекцией.

Энергоценность диеты зависит от особенностей течения туберкулеза, сопутствующих заболеваний, массы тела больного, а также характера труда при сохраненной трудоспособности. При остром течении или резком обострении болезни и постельном режиме достаточно 2200-2400 ккал в день, при полупостельном режиме больше - 2500-2700 ккал, при затухании острого процесса или обострения 2800-3100 ккал, или 40-45 ккал на 1 кг массы тела.

Для больных легочным туберкулезом с хроническим течением, особенно молодого возраста, а также при истощении необходима диета, энергоценность которой на 15-20% выше физиологических норм. Более высокая энергоценность рациона не является полезной. Быстрая и большая прибавка массы тела может ухудшить состояние больного. Заблуждением является мнение о необходимости сверхусиленного питания больных туберкулезом, что ведет к их перекармливанию и перегрузке органов пищеварения.

В диете должно быть повышено содержание белка в среднем 90-100 г (1,3-1,4 г на 1 кг нормальной массы тела), а при истощении, вялом течении болезни, распаде тканей, затухании обострения 1,5-1,7 г белка на 1 кг нормальной массы тела, в среднем 110-120 г, из них не менее 55-60% - за счет животных продуктов. Высокое содержание белка необходимо для восполнения его повышенного расхода, восстановления тканей в очаге инфекции, усиления защитных сил организма. При тяжелом течении болезни с высокой температурой, сильной интоксикацией количество белков в диете ограничивают до 70-80 г, из них 65% за счет белка животных продуктов.

С учетом вкусов больного источниками белка могут быть различные виды мяса, птицы и рыбы, исключая очень жирные. Целесообразно использование блюд из печени. При хроническом течении туберкулеза легких допустима любая кулинарная обработка указанных продуктов. При отсутствии противопоказаний (например, при плеврите с выпотом) в рацион включают мясные и рыбные продукты - колбасные изделия, ветчину, сельдь, балыки, икру, консервы (шпроты, сардины, лососевые в собственном соку и др.). В питании должны быть яйца и различные блюда из них.

В полном ассортименте используются молочные продукты с обязательным включением творога и сыра, а также кисломолочных напитков, в том числе обогащенных пробиотиками и пребиотиками (кефиры, йогурты и др.). Прием пробиотиков не только нормализует кишечную микрофлору, но и улучшает течение туберкулеза. С другой стороны, курсы кумысотерапии на фоне курортной климатотерапии неплохо зарекомендовали себя при лечении туберкулеза легких.

Содержание жиров в диете не должно превышать 100-110 г, а при обострении болезни 70-80 г. Основные источники пищевых жиров - сливочное и растительные масла в натуральном виде, а также мягкие (наливные) маргарины. Не следует перегружать диету жирами, так как при этом ухудшается сниженный при туберкулезе аппетит, расстраивается пищеварение, в крови накапливаются продукты неполного окисления жиров. Использование сала барсуков, сурков или медведей относится к давним народным средствам лечения туберкулеза, но особое лечебное действие этих жиров не получило научного подтверждения.

Углеводы восполняют нужную для конкретного больного энергоценность, в среднем же их потребление должно быть в пределах физиологических норм: 350-400 г в день, из них 80-100 г - за счет сахара, меда, варенья и других сахаристых продуктов. Вне острого периода болезни в питание включают различные мучные изделия (пироги и пирожки печеные с мясом или рыбой, бисквиты, сдобу и др.), любые блюда из разных круп (особенно гречневой и овсяной), в частности, в сочетании с творогом, макаронные изделия, хорошо разваренные бобовые. Необходимая углеводная часть рациона - овощи, фрукты и ягоды в любой кулинарной обработке, но с обязательным включением сырых. Хронический туберкулез легких не в фазе обострения включен в число заболеваний, при которых применяют ампелометрию - лечение виноградом.

Особого внимания при туберкулезе требует обеспечение организма витаминами, прежде всего В1 (тиамином), В6 (пиридоксином) и С (аскорбиновой кислотой). Это объясняется тем, что на фоне химиотерапии происходит угнетение местного образования ряда витаминов микрофлорой толстого кишечника и всасывания витаминов в кишечнике, а также прямым антагонизмом между противотуберкулезными препаратами и витамином В6, между антибиотиками и витамином В1. Хотя клиническая картина витаминной недостаточности проявляется редко, скрытый дефицит витаминов способствует токсическому влиянию химиопрепаратов на нервную систему, печень, сердце, кожу и слизистые оболочки.

Стандарт лечения больных туберкулезом легких предусматривает назначение дополнения диеты препаратами витаминно-минеральных комплексов.

При неосложненном туберкулезе кулинарная обработка пищи обычная, прием пищи 5-6 раз в день. Необходимо максимально разнообразить питание, исключить частую повторяемость блюд в меню. Указанным требованиям в основном отвечают рассмотренные подходы к питанию, которые применимы при туберкулезе легких в период нерезкого обострения или его затухания, при костно-суставном туберкулезе, при туберкулезе лимфатических узлов.

В условиях стационара при туберкулезе используется высокобелковая диета 11(т).

Химический состав лечебной диеты при туберкулезе

  • 100-110 г белков, 60 % из которых животные;
  • 100-110 г жиров, 20-25 % из которых растительные;
  • 400-450 г углеводов;
  • 12-15 г соли;
  • 1,5 л жидкости.

Лечебная диета № 11 имеет энергоценность, равную 2900-3100 калориям.

Примерное меню диеты при лечении туберкулеза

1-й завтрак: салат из свежей капусты с яблоками со сметаной, омлет из двух яиц, каша овсяная молочная, чай, кофе или какао с молоком.

2-й завтрак: бутерброд с сыром и сливочным маслом, томатный или иной сок.

Обед: сельдь с растительным маслом и зеленым луком, борщ на мясном бульоне со сметаной, курица жареная с отварным рисом, компот.

Полдник: отвар шиповника, печенье или выпечка.

Ужин: зразы мясные, фаршированные луком и яйцом, картофельное пюре, запеканка из гречневой крупы с творогом, чай с медом.

Туберкулезная интоксикация – это форма проявления туберкулезной инфекции, развивающаяся при первичном заражении МБТ и протекающая с явлениями интоксикации при отсутствии локальных очагов туберкулеза. Туберкулезная интоксикация обычно выявляется у детей. Ее проявлениями служат утомляемость, потливость, увеличение лимфоузлов, периодический субфебрилитет, отставание в физическом развитии, уменьшение массы тела и др. Диагноз подтверждается положительной туберкулиновой пробой, изменениями со стороны периферической крови. Выявление туберкулезной интоксикации требует проведения химиотерапии тремя основными противотуберкулезными препаратами.

МКБ-10

Туберкулезная интоксикация

Общие сведения

Туберкулезная интоксикация – комплекс функциональных расстройств, отражающих общую реакцию организма на инфицирование микобактериями туберкулеза. Наряду с туберкулезом ВГЛУ и первичным туберкулезным комплексом, относится к первичным формам туберкулеза. Чаще развивается у впервые инфицированных детей и подростков, реже – у взрослых лиц. В структуре первичных форм заболевания туберкулезная интоксикация составляет 7-12%.

Диагноз туберкулезной интоксикации выставляется в том случае, если у ребенка имеется стойко положительная проба Манту, локальные очаги специфического поражения не удается обнаружить с помощью рентгенологических и лабораторных методов исследования, а симптомы интоксикации невозможно объяснить другими причинами. Обследованием и лечением пациентов с туберкулезной интоксикацией занимаются специалисты в области фтизиопульмонологии.

Туберкулезная интоксикация

Причины

Первичное инфицирование является следствием первого контакта организма ребенка с микобактериями туберкулеза. Источником инфекции выступают больные открытой формой туберкулеза легких, которые выделяют МБТ в окружающую среду с мокротой. Ведущий путь заражения - аэрогенный (пылевой или капельный); в более редких случаях инфекция проникает в организм контактно-бытовым и трансплацентарным путем. В результате первичного инфицирования примерно у 5% пациентов развивается туберкулезная интоксикация.

Патогенез

При аэрогенном пути заражения МБТ, попав в легкие, не вызывают в них специфического воспаления. Затем они проникают в лимфатические пути и, циркулируя с лимфой, оседают в лимфатических узлах, вызывая их реакцию. По кровеносной системе микобактерии могут разноситься по всему организму, обусловливая туберкулезную интоксикацию. В месте оседания МБТ возникают специфические изменения – туберкулезные гранулемы (бугорки), свидетельствующие о формировании противотуберкулезного иммунитета. Выявить туберкулезную инфекцию на этом этапе можно путем проведения туберкулинодиагностики, которая дает положительный результат. При неблагоприятных условиях (ослаблении общей резистентности, сахарном диабете, стрессах, недостаточном питании, злоупотреблении алкоголем и т. п.) развивается клинически выраженная форма туберкулеза.

Симптомы туберкулезной интоксикации

В зависимости от давности заражения различают раннюю туберкулезную интоксикацию (при свежем инфицировании) и хроническую (при давнем эпизоде инфицирования).

Рання интоксикация

При ранней туберкулезной интоксикации на первый план выступают неврологические симптомы: ребенок становится раздражительным, возбудимым, быстро утомляется, страдает головными болями, нарушением сна. Общетоксическое воздействие МБТ на организм находит выражение в развитии субфебрилитета, повышенной ночной потливости, снижении аппетита. Кожные покровы имеют бледную, иногда мраморную окраску. Периферические лимфоузлы увеличиваются, как минимум, в пяти группах, приобретают мягкоэластическую консистенцию. У худощавых детей пальпаторно определяется гепатоспленомегалия. Возможны диспепсические нарушения: боли в животе, поносы или запоры.

Для ранней туберкулезной интоксикации характерно развитие узловатой эритемы, отражающей аллергическую реакцию на инфекцию. Как правило, появлению кожных симптомов, предшествует высокий подъем температуры. Спустя несколько дней на коже голеней появляются плотные, болезненные, горячие на ощупь застойные инфильтраты. Положительная проба на туберкулин (так называемый вираж туберкулиновой пробы) возникает через 4-6 недель после первичного инфицирования ребенка.

Хроническая интоксикация

При хронической туберкулезной интоксикации отмечается отставание детей в физическом развитии, лимфополиаденит (увеличение 6-9 групп лимфоузлов, которые имеют эластическую или плотную консистенцию), периодический субфебрилитет, дефицит массы тела. Функциональные кардиоваскулярные расстройства включают тахикардию, артериальную гипотензию, нерезко выраженный систолический шум на верхушке сердца.

У больных хронической туберкулезной интоксикацией часто возникают рецидивирующие конъюнктивиты, кератиты, отмечается хроническое расстройство пищеварения. У ребенка присутствует повышенная утомляемость, астения, нервозность, ухудшается школьная успеваемость. Важным диагностическим критерием является сохранение или нарастание положительной реакции на туберкулин спустя один год после виража пробы Манту.

Диагностика

Туберкулезная интоксикация может быть диагностирована на основании тщательного анализа анамнеза, симптоматики, проведения туберкулиновых проб, исследования периферической крови. Пациенты в обязательном порядке должны быть осмотрены специалистом-фтизиатром. Важнейшее значение имеет указание на контакт ребенка или взрослого с бактериовыделителем в семье или коллективе. При осмотре обращают внимание на увеличенные группы лимфоузлов (шейных, подмышечных, локтевых, паховых и др.), наличие функциональных расстройств и эритемных пятен на голенях.

В анализе крови появляются признаки неспецифического воспаления: умеренно выраженный лейкоцитоз, увеличение СОЭ, нейтрофильный сдвиг влево, лимфопения, эозинофилия. При микроскопическом и бактериологическом исследовании мокроты, смывов с бронхов и другого материала МБТ не обнаруживаются. Рентгенография легких также не выявляет специфических изменений, иногда может быть обнаружено усиление легочного рисунка, очаг Гона, кальцинаты в лимфоузлах корня легкого. В ряде случаев выявить ограниченные локальные изменения помогают КТ легких или бронхоскопия.

Несомненным диагностическим признаком ранней туберкулезной интоксикации служит совпадение клинических проявлений с виражом туберкулиновых проб. При хронической туберкулезной интоксикации результат туберкулинодиагностики остается положительным, нередко отмечается гиперергическая реакция. Подтвердить наличие тубинфекции помогают иммуноферментные анализы - Т-спот и квантиферон-тест.

При постановке диагноза туберкулезной интоксикации важно исключить неспецифические воспалительные заболевания, которые сопровождаются интоксикационным синдромом: хронический тонзиллит, гайморит, аденоидит, кариес зубов, холецистит, инфекции мочевыводящих путей, глистную инвазию, латентно текущий ревматизм и др.

Лечение туберкулезной интоксикации

Лечение туберкулезной интоксикации проводится в условиях противотуберкулезного стационара. Основу терапии составляет химиотерапия, включающая комбинацию трех основных противотуберкулезных средств (изониазида, рифампицина, этамбутола или пиразинамида). Этиотропное лечение проводится на фоне витаминотерапии и десенсибилизирующей терапии. Общий курс лечения составляет от 6 месяцев до 1 года. Большое значение отводится полноценному питанию, щадящему режиму, санаторному лечению, немедикаментозным методам (дыхательной гимнастике, физиотерапии).

После окончания лечения больному присваивается I группа диспансерного наблюдения (в этот период исключается любая профилактическая вакцинация, посещение детских учреждений). Через год его переводят в III группу (контрольную) диспансерного учета; еще через год, при отсутствии признаков заболевания, пациента снимают с учета.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев исходы туберкулезной интоксикации благоприятны, наступает выздоровление. Длительная эффективная химиотерапия в 6 раз снижает риск развития активного туберкулеза. При неблагоприятной эпидемической ситуации, неудовлетворительных социально-бытовых условиях часто развиваются локальные формы туберкулеза легких и других органов (включая менингит туберкулезной этиологии). Профилактика туберкулезной интоксикации заключается в назначении превентивной химиотерапии детям из групп риска: с виражом туберкулиновых проб, заболеваниями органов дыхания, контактировавшим с бацилловыделителями и т. д. Специфическая профилактика включает проведение своевременной вакцинации против туберкулеза, которая способствует формированию поствакцинального иммунитета у детей и подростков.

Читайте также: