Дама с горностаем вши

Обновлено: 19.04.2024

Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонардо да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.

1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога Милана.

2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе был послом во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.

В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога.

3. Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца. И в 1489 году художник начал писать ее портрет. Чечилия частенько приглашала мастера на встречи миланских интеллектуалов. У Леонардо да Винчи сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося словами: «Возлюбленная моя богиня.

Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.

5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.

6. Спрашивается - зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Согласно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница миланского герцога Людовико Сфорца.

Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца.

По второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты.

По третьей версии, Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.

8. Кстати говоря, ранее предполагали, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д'Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо, он разглядел на картине отпечатки пальцев самого да Винчи.

После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в музей Гитлера в Линце и была помещена в берлинский музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Краков. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

Сегодня картина находится в музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.

Как пушистые зверьки и срамные коробочки стали самым практичным аксессуаром Средневековья.


Рассматривая портреты, на которых запечатлены дамы, жившие в XV – XVI веке, замечаешь в руках у многих то ли маленького пушистого зверька, то ли аксессуар из меха. И возникает закономерный вопрос, что это - любовь к домашним животным или веяние моды. На самом деле в руках у красавиц из прошлого блохоловка. О том, что это такое, для чего она была предназначена, и почему этот аксессуар должен был быть в руках каждой уважающей себя дамы.

Борьба с ведьмами в Средние века привела почти к полному уничтожению кошек. Считалось, что именно они помогают колдуньям. Но как только исчезли кошки, города массово заполонили крысы. И как следствие в Европу пришла чума. Разносчиком заболевания стали блохи. Отсутствие бань и низкий уровень гигиены только способствовали развитию эпидемии.

Веселая блошиная охота. The Merry Flea Hunt, Gerrit Van Honthorst, 1628.

Мыслители занимались поисками философского камня, а уничтожать грызунов было не кому. Блохи поражали не только животных, но и людей. Прыгающие насекомые уже никого не удивляли. Они порой воспринимались как предмет для развлечения. Многие молодые французы хранили блох, пойманных на теле любимой девушки, как приятное воспоминание.

Срамная коробочка для блох - традиционный аксессуар Средневековья. И крошечная блоха на ягодице.

Дама с блохоловкой.

Этот вариант блохоловки был довольно популярным среди представительниц высшего общества. В качестве декорирования аксессуара использовали драгоценные металлы и камни. Живописцы того времени очень наглядно отразили блохоловки на своих картинах.

У этого зверька было специальное назначение.

На Руси модницы тоже страдали от прыгающих насекомых. Ведь парики и пышные платья которые они носили практически никогда не стирались, что и стало причиной поголовного поражения блохами. Причем страдали от насекомых не только состоятельные дамы. И в более бедных домах можно было заметить маленьких собачек в постели вместе с хозяйкой. Практичные крестьяне вряд ли стали бы заводить их ради развлечения.

Женщина, ищущая блох при свечах. Роберт Робинсон. Около 1683-1688

Многие дамы вместо воротников предпочитали носить с собой маленьких зверьков. Хорьки, собачки или горностаи выступали в качестве защитников своих хозяев от прыгающих насекомых. Ведь температура тела животного несколько выше, нежели у человека, и блохи почувствовав это, быстро меняли хозяина. Зверьки ловили их зубами и уничтожали. Историки моды считают, что этот факт стал родоначальником современной моды носить с собой карманных собачек.

Ой, не из-за любви к животным.

Был и ещё один вариант блохоловок. Изобретательные француженки изготавливали коробочки с отверстием, украшенные драгоценными камнями. Внутрь капали немного меда. Считалось, что его аромат привлечет надоедливых насекомых.

Блохоловка. XVIII век. Германия.

А вот в России ловушки для блох стали популярны в 18 веке. Их изготавливали из слоновой кости, стекла или фарфора. Помимо меда, игравшего роль липучки, в блохоловку капали немного крови, запах которой должен был привлечь блох. Таким образом попадая в ловушку насекомое прилипало к меду и уже не могло покинуть коробочку. Сегодня эти уникальные аксессуары можно встретить в качестве музейных экспонатов.

Стоит сказать, что блохоловки это не самые необычный модный аксессуар. В продолжение темы ещё 8 странных аксессуаров, которые считались модными в Европе несколько веков назад .



"Дама с горностаем" (1489-1490) - одно из важнейших произведений всего западного искусства, предмет величайшего раритета гения Леонардо да Винчи и один из четырех известных женских портретов мастера. Современные искусствоведы уверены - белый зверёк на картине появился не просто так.

Трансформации картины

На сегодняшний день подлинной осталась лишь малая часть картины, остальное было неоднократно отретушировано: весь фон был затемнен, платье было изменено, а прозрачная вуаль, которую носила женщина, была перекрашена в сочетании с цветом волос. Еще одной корректировкой неизвестного реставратора было добавление темных теней между пальцами ее правой руки (при внимательном рассмотрении двух нижних пальцев заметно, что они значительно уступают другим). Однако, самое главное открытие картины состояло в том, что итальянский художник писал произведение не одноэтапно, а в три четко различимые этапа. Его первой версией был простой портрет без животного. Во вторую стадию художник включил маленького серого горностая. В третьей и последней итерации маленький зверек перевоплотился в крупного белого горностая. Превращение горностая - из маленького и темного в мускулистого и белого - также может указывать на желание герцога Людовико Сфорца создать более лестный портрет своей возлюбленной.

Личность героини картины

Героиня работы - Сесилия Галлерани (ок. 1473-1536). Ее возраст на картине 16 лет. Сесилия родилась в Сиене (Италия), где получила солидное образование, знала латынь, писала стихи и имела музыкальный талант. Этот портрет работы Леонардо, которого она описывала как "не имеющего себе равных", создал новый идеал придворного женского портрета. Запечатленная вполоборота, с намеком на улыбку, Чечилия и впрямь как будто выхвачена из жизни. Эта поза была уже стандартной для портретной живописи, будучи популяризированной голландскими художниками Ян ван Эйком и Хансом Мемлингом. Изящная рука Чечилии поглаживает горностая. Сесилия одета в дорогие ткани, расшитые золотой нитью, ожерелье из насыщенных черных камней и головной убор из тонкой вуали. Леонардо окутывает ее синей мантией, используя лазурит, полудрагоценный камень для изготовления ультрамаринового синего пигмента. Одежда и прическа героини написаны в типично испанской моде XV века.


Символика горностая

Горностай играет ключевую символическую роль в художественном оформлении, поэтому прорыв чрезвычайно важен не только с технической точки зрения, но и с точки зрения интерпретации. Если вы посмотрите на портрет крупным планом, то увидите, что Сесилия и Горностай оба смотрят в одном направлении. Искусствоведы выяснили, что горностай олицетворяет возлюбленного модели Людовико Сфорца (в 1488 году, всего за 2 года до того, как портрет был написан, он был награжден знаком неаполитанского короля Ордена горностая). Иногда он сам называл себя ermellino bianco (белый горностай). Кроме того, горностай скрывает беременность модели (вскоре она родила сына Чезаре, а горностаев с древности связывали с акушерством и защитой беременных женщин).
И все же, на этой картине есть нечто большее, чем просто образ молодой очаровательной женщины с животным. Леонардо, будучи всесторонне талантливым человеком, не смог бы обойтись без символических аллегорий. И все же в этом должно быть что-то большее, чем красивая молодая женщина и своего рода рискованное животное. Леонардо, будучи тонким и умным человеком, каким он был, не был бы удовлетворен недостатком символических ассоциаций.
Мех горностая был дорогим и драгоценным материалом, который могли себе позволить первые лица в государстве. Кроме того, художники иногда изображали Деву Марию в плаще с подкладом из горностая. Поэтому он был расценен как символ чистоты и даже целомудрия, что позволяет оценивать идею с горностаем как идею чистоты самой молодой девушки. Подлинность этой версии доказывает возможная аллюзия художника на имя Чечилии Галлерани (galle в переводе с греческого означает "горностай").


Композиция и техника


"Дама с горностаем"- один из четырех портретов Леонардо и первая картина эпохи Возрождения, на которой женщина воплощает личность и разум, а не только красоту. Это очаровательный образ изысканной элегантности, раскрывающий несравненный творческий ум Леонардо да Винчи.

Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонарло да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.

1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского.

2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе должность посла во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.

В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д'Эсте.

После женитьбы Лодовико Чечилия какое-то время продолжает жить в его замке, хотя к этому времени у него уже появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли.

Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецеей, и становится законной женой герцога и рожает мужу еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от в подарок дворец Карманьола.

Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.

5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.

6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Соответственно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница герцога миланского Людовико Сфорца. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. Следовательно второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты. По третьей версии Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.

8. Кстати говоря, ранее предполагалось, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д'Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо: он разглядел на ней отпечатки пальцев самого да Винчи.

После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

Сегодня картина находится в Музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.

Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё, в первую очередь, зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонарло да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.

1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского.

2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе должность посла во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.

В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д'Эсте.

После женитьбы Лодовико Чечилия какое-то время продолжает жить в его замке, хотя к этому времени у него уже появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли.

Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецеей, и становится законной женой герцога и рожает мужу еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от в подарок дворец Карманьола.

Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.

5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.

6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Соответственно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница герцога миланского Людовико Сфорца. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. Следовательно второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты. По третьей версии Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.

8. Кстати говоря, ранее предполагалось, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д'Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо: он разглядел на ней отпечатки пальцев самого да Винчи.

После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

Сегодня картина находится в Музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.

Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё, в первую очередь, зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: