Действия медсестры при обнаружении пациента с дифтерией

Обновлено: 24.04.2024

Менингококковая инфекция – острое заболевание с тяжелой интоксикацией и различными клиническими формами.

Диплококк: Neissera meningitides ABC. Очень неустойчив во внешней среде, погибает под действием УФО

Источник инфекции – больные и носители (Б, Н)

Соотношение Б : Н = 1 : 2 тыс. Механизм заражения: воздушно-капельный при непосредственном контакте. Иммунитет после заболевания: непродолжительный, типоспецифический

Менингококк размножается на слизистой носоглотки  бактериемия  оболочки мозга  воспаление

Инкубационный период от 2 до 10 дней

Формы менингококковой инфекции:

Менингококк размножается в месте входных ворот на слизистой носоглотки

Менингококк проникает в кровь

Лихорадка до 38°, сухой кашель, серозные выделения из носа, слабость

Озноб, головная боль, слабость

Тяжелая интоксикация, лихорадка до 40°, геморрагическая сыпь на ступнях, голенях, ягодицах. Сыпь в виде клякс, распространяется вверх

Головокружение, слабость, озноб, чувство жара

Сильная головная боль, рвота, потеря сознания, лихорадка до 40°, ригидность затылочных мышц

Сильная головная боль, слабость, невозможность наклонить голову, тошнота, рвота

Клинический анализ крови: лейкоцитоз

При назофарингите – посев слизи из носоглотки

При сепсисе – гемокультура

При менингите – микроскопия и посев ликвора

При генерализованных формах – обязательная госпитализация

Парентерально антибиотики пенициллинового ряда – строго по часам

После люмбальной пункции обеспечить транспортировку пациента на животе и строгий постельный режим на сутки

При наличии менингиальных симптомов и после пункции обеспечить удобное положение в постели

Уметь выявить симптомы нарастающей интоксикации и доложить врачу

Строгий постельный режим в течение 2-х недель при менингите, менингосепсисе

После выписки наблюдение участкового инфекциониста и невропатолога

Неспецифическая – санация зева и носоглотки, закаливание

Специфическая – по эпидемическим показаниям в очаге инфекции – иммуноглобулин

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, вызываемое Coreynebacterium diphteriae, характеризующееся образованием дифтерийных налетов на коже и слизистых.

Этиология

Возбудитель — дифтерийная палочка или бактерия Леффлера, продуцирующая экзотоксин. Источники инфекции — больной дифтерией человек, реконвалесценты и здоровые носители дифтерийных бактерий. Путь передачи инфекции — воздушно-капельный. Инкубационный период — 2–10 дней.

Клинические проявления

Выделяют следующие формы заболевания: дифтерия носа, зева, гортани, трахеи, бронхов, наружных половых органов и кожи.

Чаще встречается дифтерия зева. В первые сутки заболевания отмечаются повышенная температура тела, недомогание, боль в горле, гиперемия и отечность слизистой оболочки миндалин, появление белесоватого налета на них (фибринозной пленки). На вторые сутки налет приобретает характерный вид: гладкую поверхность, четко очерченные края, возвышается над слизистой оболочкой миндалины, имеет серовато-белый цвет, плотно спаян с подлежащей тканью. Одновременно увеличиваются и становятся резко болезненными подчелюстные лимфатические узлы. Возможно появление отека подкожной клетчатки шеи, груди (в тяжелых случаях).

При дифтерии гортани наблюдается развитие синдрома крупа: лающий кашель, изменение голоса, одышка, цианоз. При отсутствии своевременной помощи может наступить смерть.

После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет.

Осложнения

Инфекционно-токсический шок, токсический нефроз, миокардит, полиневрит, парезы и параличи дыхательной мускулатуры, периферические параличи верхних и нижних конечностей.

Диагностика

1. Учет эпидемиологической ситуации.

2. Бактериологическое исследование материала, полученного с фибринозной пленки.

3. Серологическое исследование.

Лечение

1. Лечебный режим.

2. Введение антитоксической противодифтерийной сыворотки.

3. Медикаментозная терапия: дезинтоксикация, глюкокортикостероиды, антигистаминные, седативные препараты, ингибиторы протеаз, альбумин, антибиотики.

4. При нарастании симптомов дифтерийного крупа и отсутствии эффекта от медикаментозной терапии проводится трахеотомия.

Профилактика

1. Активная иммунизация ослабленным дифтерийным токсином (анатоксином), который входит в состав вакцины АКДС. Вакцинацию начинают в возрасте 3 месяцев. Первичная вакцинация состоит из 3 инъекций с промежутком в 45 дней. Первая ревакцинация поводится через 1,5–2 года.

2. Госпитализация всех больных дифтерией. Выписка пациента из стационара производится при наличии двух отрицательных посевов слизи из зева, проведенных с 2-дневным промежутком.

3. После госпитализации больного проводится заключительная дезинфекция очага.

4. Проводится бактериологическое обследование на дифтерию всех больных ангиной.

5. При подозрении на дифтерию обязательна госпитализация в стационар.

Сестринский уход

1. Необходимо лечение пациента в инфекционном стационаре. Палата должна быть изолированой. Нужно регулярно проветривать помещение (не менее 2 раза в день).

2. Больному надо обеспечить общий уход: гигиену тела, ротовой полости.

3. Питание должно быть протертым, полужидким, теплым, так как необходимо механическое, химическое и термическое щажение ротоглотки. Пища должна быть витаминизированной, рекомендуется включать в рацион продукты с повышенным содержанием калия. Для предотвращения дополнительного раздражения ротоглотки нужно немного ограничить количество поваренной соли. Ограничение жидкости нужно при выраженной отечности тканей в зеве. Этих правил надо придерживатся до 3 недель от начала заболевания.

4. В течение 3 недель следует контролировать количество выделенной мочи, так как возможно токсическое поражение почек.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Дифтерия

Дифтерия Дифтерия — сильнейшая бактериальная инфекция, основные клинические проявления которой обусловлены дифтерийным токсином. Дифтерия поражает нос, горло и иногда кожу, но в более серьезных случаях может распространяться также на сердце, почки и нервную систему.

Дифтерия

Дифтерия Дифтерия – это острое инфекционное заболевание, которое характеризуется специфическим воспалением кожи, слизистых оболочек зева, гортани, глаз, а также сопутствующим токсическим поражением различных органов. Среди заболевших дифтерией преобладают дети в

Дифтерия

Дифтерия Общие сведенияДифтерия (от греч. – кожица, пленка) – острое инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи. Чаще всего наблюдается у детей, но может развиться и у взрослых. У части больных может переходить в хроническую форму

Дифтерия

Дифтерия Дифтерия (от греч. — кожица, пленка) — острое инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи. Чаще всего наблюдается у детей, но может развиться и у взрослых. Возбудитель — дифтерийная палочка вида Corynobacterium diphtheriae. Она продуцирует очень

Дифтерия

Дифтерия Дифтерия (от греч. – кожица, пленка) – острое инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи. Чаще всего наблюдается у детей, но может развиться и у взрослых. У части больных может переходить в хроническую форму

Дифтерия

Дифтерия Эпидемиология. Возбудитель – бацилла (палочка) Леффлера (BL). Патогенные свойства BL связаны, главным образом, с выделением экзотоксина. Возбудитель обладает значительной устойчивостью во внешней среде и незначительной летучестью. Быстро гибнет при кипячении и

Дифтерия

Дифтерия Дифтерия – острое инфекционное заболевание, вызываемое Coreynebacterium diphteriae, характеризующееся образованием дифтерийных налетов на коже и слизистых.ЭтиологияВозбудитель – дифтерийная палочка или бактерия Леффлера, продуцирующая экзотоксин. Источники инфекции –

Дифтерия

Дифтерия Дифтерия — острое инфекционное заболевание, вызываемое Coreynebacterium diphteriae, характеризующееся образованием дифтерийных налетов на коже и слизистых.ЭтиологияВозбудитель — дифтерийная палочка или бактерия Леффлера, продуцирующая экзотоксин. Источники инфекции —

ДИФТЕРИЯ

ДИФТЕРИЯ Дифтерия — острое инфекционное заболевание, основным симптомом которого является серовато-белый налет в виде пленок на слизистых оболочках горла и гортани. Наиболее распространенными проявлениями этой болезни являются дифтерические ангины. См. также статьи

Дифтерия

Дифтерия Опасное заразное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем, а также через предметы, которыми пользовался больной.Бывает несколько видов дифтерии с различными признаками.Дифтерия зева часто начинается с повышения температуры и незначительной боли

Акдс (коклюш, дифтерия, столбняк)

Акдс (коклюш, дифтерия, столбняк) Дифтерия – детская болезнь, образующая плёнки в горле (истинный круп), которые перекрывают доступ к кислороду, но это ещё фигня по сравнению с поражением сердца токсином, которое вряд ли потом вообще получится запустить.Болезнь стала

Теоретические основы лечебно-диагностического процесса дифтерии: этиология, патогенез, клинические проявления, принципы лечения. Организация деятельности медицинской сестры по профилактике и проведению противоэпидемических мероприятиях при дифтерии.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.03.2017
Размер файла 1,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

-- вызов «Скорой помощи или срочная консультация реаниматолога;

-- разрешение психологических проблем с пациентом, родственниками.

СТАДИИ ДИФТЕРИИ ГОРТАНИ

Катаральная стадия

Кардинальные признаки: кашель, осиплость голоса (1-3 суток).

-- быстро нарастает осиплость голоса.

Клинический осмотр. Состояние до средней тяжести, t тела до 38°С. Катаральные явления носоглотки. Дыхание свободное. Быстро прогрессирующая осиплость голоса.

-- выделить индивидуальную посуду, полотенце;

-- давать теплое питье;

а) постельный илиполупостельный режим;

б) оптимальную t в комнате;

в) достаточную аэрацию и влажность воздуха;

-- при невысокой t тела (до 38°С) провести отвлекающие процедуры.

Стенотическая стадия

-- нарастающая инспираторная одышка;

-- отсутствие звучности речи (голоса);

-- бледность с синюшностью губ, кончиков пальцев;

-- западение подложечной области и мягких тканей грудной клетки;

-- быстрое ухудшение самочувствия.

вспомогательной мускулатуры грудной клетки. На фоне бледности нарастают цианоз и беспокойство пациента.

-- обеспечить вертикальное положение;

-- обеспечить доступ свежего, прохладного воздуха;

-- создать спокойную обстановку;

-- строгое выполнение назначений врача.

Переходная (предасфиктическая) стадия

-- периодические приступы беспокойства;

-- усиленное потоотделение(особенно головы);

-- нарастающие цианоз, дыхательная и сердечная недостаточность.

-- потливость (особенно головы);

-- сонливость и безучастие к окружающему;

-- нарастающая синюшность кожи.

Клинический осмотр. Состояние крайне тяжелое. Периодические приступы беспокойства, усиленное потоотделение; ослабленное дыхание, пароксизмальная тахикардия, выпадение пульсовой волны на вдохе (парадоксальный пульс).

-- разрешение психологических проблем с пациентом, родственниками;

-- оказание физической помощи;

-- выполнение назначений врача и помощь при интубации (трахеостомии).

Асфиксическая стадия

-- прогрессирующее развитие дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности.

-- похолодание рук и ног.

Клинический осмотр. Состояние агонирующее. Адинамия, акроцианоз с переходом в тотальный, похолодание конечностей, глухость сердечных тонов, брадикардия, нитевидный пульс, ослабленное дыхание. Остановка дыхания и сердца.

-- строгое выполнение назначений врача-реаниматолога.

Заболевание дифтерией представляет серьезную эпидемиологическую опасность для окружающих. Поэтому обязательна срочная госпитализация в боксированное отделение инфекционной больницы. Приблизительный срок изоляции больных детей 30 дней.

Дифтерийные миокардиты

У пациента появляются и усугубляются проблемы:

-- сердцебиение (приступы сердцебиения);

-- уменьшается диурез (количество выделяемой мочи);

Цели медсестры: уменьшить (устранить) проблемы.

-- разрешение психологических проблем с пациентом и его родственниками;

-- оказание физической помощи при кормлении, переодевании, смене белья и так далее, создание возвышенного положения в постели;

-- обеспечение оптимального температурного режима в помещении (палате, боксе), проветривание;

-- измерение t тела, артериального давления, пульса, числа дыханий;

-- контроль за работой младшего медперсонала;

-- предупреждение нарушения постельного режима.

При появлении у пациента гнусавости, вытекания жидкой пищи и питья через нос, нарушения глотания во время еды, двоения в глазах, косоглазия, опущения века можно говорить о парезах и параличах мышц вследствие развития полиневритов черепных нервов.

Цель медсестры: уменьшить дискомфорт и снять остроту проблем.

-- оказание помощи при кормлении;

-- физическая помощь (приподнять, повернуть пациента, создать удобное положение в постели);

-- предупреждение нарушения строгого постельного режима;

-- разрешение психологических проблем;

-- осуществление зондового кормления по назначению врача.

При развитии парезов и параличей дыхательной мускулатуры возникают проблемы с дыханием, связанные с уменьшением подвижности грудной клетки, скоплением слизи в дыхательных путях и невозможностью откашлять мокроту.

Цель медсестры: уменьшить остроту проблем и риск возникновения пневмонии.

Ведущим в плане сестринских действий будет:

-- отсасывание слизи из носоротоглотки;

-- создание дренажного положения.

Возможно также развитие периферических парезов и параличей нижних и верхних конечностей, что приводит к ограничению движений, неподвижности, невозможности самообслуживания.

-- облегчить состояние пациента;

-- восстановить функции пораженных конечностей (улучшить).

Действия медсестры будут заключаться в оказании физической помощи, выполнении врачебных назначений. [15]

Заключение

В 2014 году прошел 10-летний интервал с момента последней массовой иммунизации взрослого населения против дифтерии, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, таким образом, возможны вновь вспышки дифтерии. Чтобы это не происходило, необходимо:

- усилить профилактические мероприятия, обучить медицинский персонал по вопросам профилактики дифтерии;

- проводить беседы с населением о важной роли профилактических прививок;

- проводить обучение граждан по вопросам профилактики дифтерии;

- при любых подозрениях на дифтерию сразу проводить противоэпидемические мероприятия;

- выявлять бактерионосителей и госпитализировать в стационар для санации.

Изучив литературу и проанализировав статистические данные, были составлены рекомендации для медицинской сестры по профилактике дифтерии и по уходу за пациентами:

1. Медицинская сестра должна знать что, в комплексе противоэпидемических мероприятий против дифтерии используются два основных способа, предупреждающих вирусные заболевания: специфическая профилактика (вакцинопрофилактика), и неспецифическая защита.

2. Медицинская сестра должна активно участвовать в неспецифической профилактике воздушно - капельных инфекциях.

3. Медицинская сестра должна знать симптомы этих форм заболевания, чтобы вовремя вызвать врача, чтобы оказать помощь пациенту и оградить других от очага инфекции, а так же проводить профилактику в периоды эпидемии.

4. Медицинская сестра должна обучить пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при дифтерии.

5. Медицинская сестра должна обучать родственников и самого больного уходу и правилам санитарной безопасности для того, что бы предупредить осложнения и не допустить, прогрессирования течения болезни.

6. Медицинская сестра должна проводить санпросвет работу с населением о здоровом образе жизни (закаливание, физическая нагрузка).

7. Палаты, в которых находятся больные с дифтерией, необходимо часто и хорошо проветривать, кроме того, нужно своевременно проводить текущую и заключительную дезинфекцию.

8. Особого внимания и ухода требуют больные с тяжелыми (токсическими) формами дифтерии, которые находятся на постельном режиме.

9. Несколько раз в день больной с помощью медицинской сестры должен проводить туалет полости рта (либо самостоятельно).

10. Кожные покровы следует ежедневно обтирать теплой водой.

11. При выполнении медицинских процедур медицинская сестра должна очень осторожно менять положение больного в постели.

12. Медицинской сестре необходимо вести тщательное наблюдение за больным и при выявлении малейших признаков дифтерийного крупа (дифтерии гортани) оповещать о них дежурного или лечащего врача.

13. При наличии у больных парезов и параличей (мягкого неба, конечностей и т.д.) помощь медицинской сестры больному особенно необходима.

Список литературы

1. Бережнова И.А. Инфекционные болезни: учебное пособие М.: РИОР, 2011г.

4. Павлова Н. В. Инфекционные заболевания. Шпаргалки М.: Эксмо 2011г.

6. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни М.: Медицина 2010г.

Приложение А

Правила забора материала из зева и носа для бактериологического исследования

Взятие мазка из носа и зева на наличие возбудителя дифтерии

Показания. Обследование здоровых и больных детей.

Примечание. Существует три метода обследования:

I метод. Обследование здоровых детей:

-- оформление детей в детские учреждения;

-- контактных детей по дифтерии.

II метод. Обследование детей с разными формами ангин.

III метод (экспресс-метод). Обследование детей, болеющих дифтерией.

- чашка Петри со средой Клауберга,

- две стерильные пробирки со стерильными стержнями,

- стерильные резиновые перчатки,

-- Обследование проводится утром, натощак (не есть и не пить), или через 2 часа после приема пищи.

-- Среда имеет красный цвет. Хранить среду в холодильнике в течение 2 суток.

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

4. Поставить чашку со средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37 o C.

5. Разделить стеклографом чашку со средой на обратной стороне на 2 части. Подписать стеклографом №1 -- нос, №2 -- зев.

6. Одеть стерильные резиновые перчатки.

7. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Нанести на чашку сначала густые штрихи, а потом -- редкие параллельные штрихи.

Примечание. Наносить штрихи параллельно линии раздела среды, аккуратно, не повреждая среду.

8. Открыть ребенку рот. Левой рукой придерживать язык шпателем. Другим стержнем взять мазок с миндалин. Сделать посев на чашку так же, как посев из носа.

Направление в баклабораторию:

Бактериологическое исследование на наличие возбудителя дифтерии (бацилла Лефлера -- BL)

Дата и время обследования_________________________

- две стерильные пробирки с транспортной средой и стерильными стержнями (стерильные стержни находятся над средой),

- стерильные резиновые перчатки,

Примечание. Транспортная среда имеет светло-желтый цвет. Хранится в холодильнике в течение 7 суток.

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

4. Поставить две пробирки с транспортной средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37 o C.

5. Одеть стерильные резиновые перчатки. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Опустить стержень в среду.

6. Открыть ребенку рот. Придержать язык шпателем. Осторожно вытянуть стержень из другой пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной слизистой оболочки миндалин. Опустить стержень в пробирку со средой.

7. Пронумеровать пробирки №1 -- зев, №2 -- нос.

8. Выписать направление.

Оснащение:

- стерильная пробирка со стерильным стержнем,

- стерильные резиновые перчатки,

1. Объясните пациенту цель и ход выполнения манипуляции.

2. Подготовьте необходимое оснащение.

3. Вымыть руки, надеть стерильные резиновые перчатки.

4. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной тканей. Осторожно опустить стержень в пробирку.

Направление в баклабораторию:

Посев на возбудителя дифтерии

Дата и время обследования_________________________

В том случае, если в лабораторию поступил тампон с клиническим материалом в транспортной среде, после проведения посева, остатки транспортной среды, в которой находился тампон, следует отобрать в количестве 1 мл с помощью одноразовой пластиковой стерильной пипетки (на 1 мл) в пробирку объемом 1,5-2 мл (типа Эппердорф или аналогичную), добавить тампон, которым проводили посев, соблюдая условия стерильности отрезать длинную его часть (используя отдельные для каждого образца автоклавированные ножницы), герметично закрыть пробирку и заморозить (от минус 20°С до минус 70°С).

При выделении культуры коринебактерий с помощью бактериологического исследования, необходимо предоставить описание культуры номер культуры, вид коринебактерий, наличие токсина, результаты тестов по определению биохимических свойств) и указать методы, использованные с целью определения вида и токсигенности.

К образцам клинического материала необходимо приложить сопроводительную информацию о пациентах (возраст, пол, диагноз при направлении, регистрационный номер образца, номер соответствующей культуры, если культуры выделены из одного очага инфекции, то указать эту информацию в примечании).

Подобные документы

Принципы деятельности медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе при уходе за пациентами с гипертермическим синдромом. Особенности протекания гипертермического синдрома у пациентов детского возраста. Применение медикаментозного лечения.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 17.05.2019

Симптомы и признаки аллергии у детей. Принципы лечения и профилактика аллергических заболеваний. Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. Анализ статистических данных заболеваемости детей бронхиальной астмой.

курсовая работа [707,2 K], добавлен 14.12.2021

Изучение видов и способов передачи инфекционных заболеваний дыхательной системы. Описание гриппа, острых респираторных инфекций, ангины, дифтерии, кори, коклюша. Профилактика данных заболеваний, а также оказание доврачебной помощи медицинской сестрой.

курсовая работа [4,1 M], добавлен 30.10.2014

Понятие дифтерии как острого инфекционного заболевания. Симптомы, течение и классификации дифтерии. Диагностика и осложнения дифтерии. Распознавание катаральной дифтерии зева. Методы лечения и предупреждения. Профилактика и мероприятия в очаге болезни.

реферат [20,9 K], добавлен 26.08.2011

Этиология и патогенез цирроза печени. Его клинические проявления, осложнения, принципы диагностики и лечения. Алкоголизация как фактор риска развития болезни. Роль медицинской сестры в профилактике употребления алкоголя. Сестринский уход за пациентами.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

нарушение физической и двигательной активности;

боли при глотании;

изменение внешнего вида;

страх перед госпитализацией, манипуляциями;

разлука с близкими, сверстниками;

снижение познавательной активности;

осложнения заболевания (миокардиты, параличи).

Возможные проблемы родителей:

дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания;

дефицит знаний о заболевании и уходе;

неадекватная оценка состояния ребенка;

угроза инфицирования членов семьи.

Сестринское вмешательство

1. Информировать пациента и его родителей о причине развития дифтерии, механизме передачи инфекции, клиниче­ских проявлениях, принципах лечения, профилактике.

2. Убедить родителей и ребенка, если позволяет его воз­раст и состояние, в необходимости срочной госпитализации для обеспечения благополучного исхода болезни, оказать помощь в госпитализации, объяснить преимущества свое­временного проведения специфической серотерапии (с по­мощью введения антитоксической противодифтерийной сы­вороткой).

3. Осуществлять контроль соблюдения ребенком стро­гого постельного режима, обеспечить ему комфортное поло­жение в постели. Продолжительность постельного режима, обычно 2-3 недели, затем необходимо постепенно расширять режим под контролем жизненных функций и лабораторных показателей.

4. Осуществлять мониторинг жизненно важных функций (температуры, пульса, АД, ЧДД и пр.). Своевременно выпол­нять назначения врача. Оказывать доврачебную помощь при развитии неотложных состояний. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений, взаимодействовать с лечащим врачом.

5. Если позволяет состояние и возраст, необходимо побу­ждать детей к самоуходу: убедить полоскать зев слабыми растворами антисептиков, регулярно чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды. Если он не может это делать сам, несколько раз в день проводить орошение полости рта с по­мощью грушевидного баллончика; преддверие рта, носа, язык обрабатывать стерильным глицерином, масляными рас­творами витаминов А и Е. При дифтерии глаз промывать конъюнктивы растворами антисептиков, закапывать витамин А. При дифтерии дыхательных путей по показаниям, саниро­вать дыхательные пути с помощью электроотсоса, проводить ингаляции с протеолитическими ферментами, эуфиллином или гидрокортизоном и оксигенотерапию с помощью маски или носовых канюль. Обеспечить пациента достаточным комплектом чистого нательного и постельного белья, прово­дить его смену, по мере необходимости. Организовать прове­дение текущей дезинфекции (проветривать палату 4-5 раз в сутки, дезинфицировать посуду, игрушки, предметы ухода, обстановки, проводить 2 раза в день влажную уборку с дезинфектантами и пр.).

6. Контролировать питание ребенка. Нельзя ребенка кор­мить принудительно, при отсутствии аппетита предложить теплые витаминизированные напитки (разведенные сладкие соки, морсы, компоты, дегазированную слабощелочную ми­неральную воду). Диета должна быть жидкой и полужидкой легкоусвояемой, обогащенная витаминами и исключающая острые блюда и трудно перевариваемые продукты. Частота кормлений должна составлять в остром периоде до 5-6 раз в сутки малыми порциями. После снятия симптомов интокси­кации и восстановления эпителиального слоя слизистой ротоглотки можно переходить к обычной полноценной, но не грубой пище, предложить ребенку свежие некиcлые фрукты, фруктовые и овощные салаты, пюре, вегетарианские и не­жирные супы на курином и говяжьем вторичном бульоне, полужидкие каши (гречневую, рисовую, овсяную), отварные или запеченные мясо, рыбу, не жирный творог, фруктовые йогурты. При параличе глоточной мускулатуры осуществ­лять кормление через зонд.

7. С помощью терапевтической игры своевременно гото­вить ребенка к манипуляциям и лабораторно-инструментальным методам исследования (инъекциям, взя­тию мазков из ротоглотки и носа на токсигенные коринебактерии, анализов крови, проведению ЭКГ и др.) на понятном ребенку языке объяснить, что и зачем нужно делать.

8. Корректировать поведение ребенка, своевременно уст­ранять дискомфорт, связанный с длительным пребыванием в постели путем организации интересного досуга, давать соот­ветствующие его возрасту задания, поощрять познаватель­ную деятельность, дающую ему чувство удовлетворения, по­стоянно поддерживать положительный эмоциональный то­нус.

9. Убедить родителей после выписки из стационара про­должить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром, отоларингологом и другими специалистами по показаниям, в течение 6 месяцев.

10. После выздоровления порекомендовать проводить не­специфическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, прием поливитаминов, иммунокоррегирующих средств).

Читайте также: