Детский сад для детей с туберкулезной интоксикацией что это

Обновлено: 28.03.2024

В установленном действующим законодательством порядке наш детский сад наряду с основной образовательной деятельностью осуществляет деятельность по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур, направленных на реабилитацию здоровья детей с туберкулёзной интоксикацией.

Основные цели этой деятельности :

Сохранение и укрепление здоровья детей с ранними проявлениями туберкулёзной интоксикации, с малыми затихающими формами туберкулёза, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.

Содействовать своевременному полноценному психическому и физическому развитию каждого ребенка.

Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Успешное решение поставленных задач осуществляется при комплексном использовании всех средств физического воспитания: рациональный режим, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные образовательные действия) т. е. через созданную систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

Принципы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО :

1. Дидактические: систематичность и последовательность; развивающее обучение; доступность; воспитывающее обучение; учет индивидуальных и возрастных особенностей; сознательность и активность ребенка; наглядность; осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания.

2. Специальные: непрерывность; последовательность наращивания тренирующих воздействий; цикличность; принцип единства диагностики и коррекции обеспечивающий сопровождение воспитанников всех специалистов медицинского и педагогического коллектива (фтизиатр, педиатр, медсестра, педагог-психолог, инструктор по физической культуре). 3. Гигиенический принцип сбалансированность нагрузок; рациональность чередования деятельности и отдыха; возрастная адекватность; оздоровительная направленность всего образовательного процесса. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

Физкультурно-оздоровительное направление основывается и на принципах сформулированных учёным-педиатром Е. А. Аркиным:

1. учёт влияния психологических факторов на здоровье ослабленного ребёнка;

2. пристальное изучение детской индивидуальности, т. к. индивидуальные различия среди ослабленных детей более выражены, чем среди здоровых;

3. организация отдыха и деятельности (включая двигательную);

4. обеспечение хорошего в количественном и качественном отношении питания;

5. осуществление закаливания с постепенностью и осмотрительностью;

6. неукоснительное выполнение назначений медицинских работников.

В целом же работа в ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в обычных ДОУ, и проводится по типовым программам, индифферентным к специфике нашего детского контингента. Однако специфика контингента наших детей предполагает внесение определённых корректив уже в основные линии образовательно-воспитательной работы, намеченные применительно к обычным ДОУ.

Средства оздоровительной работы :

Двигательная активность, занятия физкультурой.

Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода).

Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).

Формы оздоровительной работы :

- физкультурная образовательная деятельность;

- физкультурные упражнения на прогулке;

- спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;

- самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей;

Направления работы :

Физкультурно-оздоровительное направление :

- развитие физических качеств, двигательной активности становление физической культуры детей

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

- организация здоровьесберегающей среды ДОУ;

- комфортная организация режимных моментов;

- оптимальный двигательный режим;

- правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;

- доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;

- целесообразность в применении приемов и методов;

- использование приемов релаксации в режиме дня;

- оздоровительное направление;

- учет гигиенических требований;

- создание условий для оздоровительных режимов;

- бережное отношение к нервной системе ребенка;

- учет индивидуальных особенностей и интересов детей;

- предоставление ребенку свободы выбора;

- создание условий для самореализации;

- ориентация на зону ближайшего развития.

- организация мониторинга здоровья дошкольников на предмет раннего выявления туберкулеза;

- организация и контроль питания детей;

- организация и проведение медикаментозного лечения;

- диагностика физического развития дошкольников;

- организация процедур закаливания;

- организация профилактических мероприятий;

- организация обеспечения требований СанПиН;

- организация здоровьесберегающей среды.

Взаимодействие с родителями:

- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников, обучение родителей практическим умениям и навыкам сохранения здоровья у детей с туберкулезной интоксикацией.

- консультации со специалистами учреждения (фтизиатр, педагог-психолог, воспитатель, инструктор по ФК).

- рекомендации по оздоровлению детей.

- совместные соревнования, конкурсы воспитанников и родителей. Спартакиады.

- Дни здоровья.

Условия реализации оздоровительной работы :

1. Имеется физкультурный зал, ингаляторий, кабинет психолога, спортивная площадка, физкультурно-оздоровительные центры активности в групповых помещениях и на территории ДОО.

Для индивидуальной и самостоятельной деятельности детей в центрах движения имеется необходимое оборудование в соответствии с современными требованиями, которое способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера :

1) развитие движений и совершенствование двигательных функций;

2) достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

3) предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

4) воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

5) создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.

В группах педагогами изготовлены и специальные атрибуты, для проведения дыхательных упражнений детьми в свободной деятельности для укрепления и развитие органов дыхания, так необходимых для детей ослабленных туберкулёзной интоксикацией.

2. Наличие профессиональных кадров: медицинская сестра, процедурная медицинская сестра, фтизиатр, педиатр, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

3. Систематическая и скоординированная работа всех участников образовательного процесса по оздоровлению детей.

4. Заключение с родителями договора о выполнении ими рекомендаций работников ДОО

по укреплению здоровья детей в семье и проведение своевременного обследования у

Система физкультурно-оздоровительной работы направлена на осуществление комплексного подхода и включает в себя:

- 2 физкультурные занятия в зале, 1 на спортивной площадке;

- подвижные игра различной психофизической нагрузки,

- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья,

- индивидуальная работа с детьми по развитию двигательных навыков и

коррекция отклонений в физическом развитии детей (сколиоз, плоскостопие).

Основная форма физкультурно-оздоровительной работы – физкультурное занятие. Физкультурные занятия, как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы, строится с учетом состояния здоровья ребенка и уровня его подготовленности.

Закаливание организуется очень осмотрительно, под контролем медиков и индивидуализировано по отношению к некоторым детям. Е. А. Аркин отмечал, что закаливание для ослабленного ребёнка имеет ещё большее значение, чем для здорового. Ребёнок, носящий в себе тубинфицированный токсин отличается болезненной чувствительностью, пониженной сопротивляемостью и может стать жертвой любой инфекции. Ослабить эту чувствительность, усилить сопротивляемость организма поможет закаливание. По степени возможности основные закаливающие средства мы расставили так: вода, воздух, земля, солнце.

Закаливание водой проходит после дневного сна и рекомендуем проводить родителям дома перед сном. Водные процедуры вводятся постепенно с конца второго полугодия во второй младшей группе. Летом в жаркие дни педагоги проводят детям обширное умывание.

В летний период проводятся прогулки детей босиком по траве, песку. Дети заряжаются энергией Земли и Солнца, а раздражение рефлекторных зон стопы обладает отличным общеукрепляющим воздействием для всех систем ослабленного организма ребёнка. Солнечные ванны дети принимают под тенью деревьев, где солнечные лучи рассеиваются и дети не получают прямого солнечного облучения. Хождение босиком закаливает кожу стопы, которое происходит под воздействием низкой температуры земли. Данный вид закаливания сочетается с упражнениями для профилактики плоскостопия в группах оборудованы различные рефлекторные дорожки.

Если у ребёнка возникают какие-то отрицательные эмоции, состояние страха, обиды, и т. п. закаливающие процедуры не проводятся.

Проводим обширный комплекс и других закаливающих мероприятий:

- облегченная одежда у детей в помещении детского сада;

- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их

индивидуальные состояния здоровья;

- соблюдение температурного режима в течении дня;

- дыхательные упражнения после сна;

- мытье прохладной водой рук по локоть;

- правильная организация прогулки и ее длительность;

Сочетание активных движений с пребыванием на воздухе имеет особое значение в оздоровлении ослабленных туберкулёзной интоксикацией детей.

Ежедневная продолжительность прогулки составляет не менее 4-4,5 часов. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. Прогулка у нас проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде воспитатели организуют её в беседках.

Комплекс оздоровительных мероприятий.

1. Приём детей на улице (при температуре выше -10°);

2. Утренняя гимнастика;

3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака;

4. Физкультминутки во время занятий;

5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю;

7. Фитонциды (лук, чеснок);

8. Перед прогулкой в период вспышек ОРВИ использование оксолиновой мази (ноябрь, февраль);

10. Оптимальный двигательный режим;

11. Сон без маек;

12. Профилактика нарушения зрения;

13. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;

14. Упражнения на укрепление органов дыхания;

15. Элементы обширного умывания.

16. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.

18. иониизация воздуха,

19. дыхательная гимнастика

20. С-витаминизация третьего блюда;

В ДОО большое внимание уделяется активному отдыху детей : проведение эстафет, соревнований, спортивных праздников, досугов, развлечений в игровой интересной форме, дает возможность для самовыражения, самореализации воспитанников и повышение их самооценки, что способствует раскрытию их индивидуальности и неповторимости.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и рекомендациями Е. А. Аркина. Он отмечал, что особое требование в правильной организации режима дня, заключается в обеспечении разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети с одной стороны, в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровье, а с другой дефицит движений негативно сказывается на психофизическом состоянии. Режим дня составлен с учетом возрастных особенностей и физического состояния детей с туберкулёзной интоксикацией и способствует их гармоничному развитию и оздоровлению. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. Продолжительность дневного сна в санаторном детском саду для ослабленных детей увеличена : у детей 2-Злет до 3 часов, у детей 3-7лет до 2часов 40 минут.

В ДОО проводится дополнительная коррекционная работа с ослабленными детьми в кружке "Крепыш".

Используются разные формы проведения гимнастики:

- игровая - на материале подвижных игр;

- эмоционально-образная - по сюжетам сказок;

- обычного типа с общеразвивающими упражнениями;

- бег на свежем воздухе.

Воспитатели совместно со старшим воспитателем и старшей медсестрой, определяют вид утренней гимнастики, сопоставляя с объёмом физической нагрузки планируемой в течение дня и учитывается адаптационный период каждого ребёнка (т. к. дети поступают в детский сад в течение всего календарного года. Например, если в режиме дня есть физкультурное занятие, то утренняя гимнастика с ОРУ не проводится, а игровая или эмоционально-образная. Гимнастики пробуждения после сна проводится по методике Н. Н. Ефименко и её цель: поднять мышечный тонус, обеспечить профилактику нарушений осанки, эмоциональный подъём, приучать ребёнка разминаться после сна. Гимнастика проводится на высоком эмоциональном фоне и состоит из нескольких частей: разминка в постели, самомассаж, растирание ладоней и стоп ног (до горяча); ходьба по различным рефлекторным дорожкам; подвижные игры 2 и 3 психофизической нагрузки; или упражнения на комплексе "Батыр" или комплекс ОРУ. И заключает комплекс закаливающие процедуры.

Дыхательные упражнения проводятся во всех видах деятельности детей (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, на занятиях, и включают в себя комплекс игровых упражнений.

Активно используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.

Направление работы по воспитанию потребности в

здоровом образе жизни :

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование представлений о том, что вредно и полезно для здоровья;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- овладение знаниями нетрадиционных методов лечения и профилактики заболеваний.

Для реализации этих задач мы используем в своей работе следующее методическое обеспечение: "Безопасность" Р. Н. Стеркиной, "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра', "Уроки этикета" Зайцева Н. В. В расписание занятий включили занятия цикла "Безопасность" (по понедельникам).

Педагоги в увлекательной форме приучают выполнять культурно-гигиенические навыки ежедневно, используют различные игровые моменты для развития интереса к данной деятельности : приход "Айболита", "Мойдодыра" и т. п. Особое внимание уделяют часто болеющим детям в приучении к туалету носа, их учат совершать этот туалет перед едой, перед сном, перед и после прогулки. Это даёт возможность правильно дышать.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает выработка понятий об окружающей среде, умение заботиться о ней. Детей приучают трудиться в группе, на участке; выращивают лук, на грядках зелень, петрушку, укроп, работает кружок по экологическому воспитанию детей "Капельки".

Стало традицией проводить в детском саду совместные с родителями валеологические и экологические праздники, открытые просмотры занятий цикла "Безопасность".

День здоровья, как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду День здоровья – как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду. Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна.

Опыт работы по организации детского клубного часа В настоящее время особое внимание педагогов и родителей направлено насоциально - коммуникативное развитие дошкольников, которое решает задачи.

Опыт работы по организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников в сети Интернет В настоящее время существует необходимость разработки и внедрения системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО. Использование.

Опыт работы по здоровьесберегающей технологиии Сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников Здоровье ребенка.

В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема состояния здоровья детей. Ухудшение качества здоровья детей вызвано многими причинами, которые зачастую имеют социальную этиологию. К ней относится и туберкулез. По последним данным статистики, каждый третий ребенок дошкольного и школьного возраста является тубинфицированным.

К теме оздоровления дошкольников в своих трудах обращались Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев, Е. А. Лисина, М. В. Меличева и другие. Однако проблеме сочетания лечения и воспитания тубинфицированного ребенка в условиях традиционного дошкольного образовательного учреждения уделяется незначительное внимание.

Назрела необходимость поиска путей организации воспитательного процесса и его содержания на основе интеграции воспитательного процесса и оздоровления частоболеющих и тубинфицированных детей. Наиболее перспективным путем оздоровления данной категории детей в дошкольном образовательном учреждении является интеграция психолого-педагогической и лечебно-профилактической работы с целью создания единого здоровьесберегающего пространства, валеологизации педагогического процесса, приобщения дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни и коррекции нарушений здоровья воспитанников. Все это обусловлено тем, что в рамках оздоровительной работы с частоболеющими и тубинфицированными детьми решаются не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи.

Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для частоболеющих и тубинфицированных детей.

К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения (от 1 года до 2 лет) возвращаются в прежние образовательные учреждения. Наряду с задачами образования, социального становления, сохранения и укрепления здоровья, мы ставим задачи реабилитации частоболеющего ребенка, компенсации негативных влияний среды жизни.

Территория детского сада хорошо озеленена деревьями и кустарниками, есть уголок леса. Имеются физкультурная площадка, малые игровые формы.

В структуре деятельности МКДОУ детского сада № 7 заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-профилактическое.

Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка. В этом направлении ведущим является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза, для разработки индивидуально-ориентированной программы развития и оздоровления ребенка.

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена, во-первых, на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей. Специфика учреждения предполагает поступление детей в течение всего учебного года. Дети приходят из разных детских садов, реализующих различные образовательные программы, наблюдается разный уровень развития и подготовленности детей. Поступают дети с диагнозом ОНР или ЗПР, но первично они проходят лечение в нашем учреждении по основному заболеванию (туберкулёзная интоксикация).

Участие психолога в образовательно-оздоровительном процессе заключается в проведении диагностики эмоционального благополучия, социальной компетентности и интеллектуального развития ребенка, адаптации его к условиям детского сада, диагностику психологической компетентности родителей и педагогов.

Основные формы работы психолога:

• проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

• организация и проведение тематических семинаров для педагогов ДОУ;

• беседы с родителями по анализу динамики продвижения детей (по запросу родителей);

• семинары для родителей по повышению их психологической компетентности;

• психологическое консультирование педагогов и родителей (индивидуальное и групповое).

Инструктор по физической культуре тесно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса : воспитателями, медицинским персоналом, педагогом - психологом. Инструктор по физической культуре совместно с другими педагогами ДОУ обеспечивает рациональный общий и двигательный режим, составляет рекомендации по созданию оптимальных условий для игр и занятий. Целесообразность проведения любого педагогического мероприятия рассматривается с позиций сохранности здоровья каждого ребенка.

Комплексность мер по оздоровлению детей предполагает сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами, обязательное включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики.

Планируя работу с детьми, инструктор по физической культуре учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, признает факт уникальности и неповторимости конкретного пути развития ребенка, в данном случае его физического развития. В ДОУ выделены три аспекта индивидуализации:

• индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья;

• индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности;

• индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.

Мы используем следующие формы организации физического воспитания :

физкультурные занятия в зале и на улице;

дозированная ходьба, оздоровительный бег;

физкультурные досуги и праздники;

утренняя гимнастика на свежем воздухе в любое время года;

Воспитатель организует специальную деятельность по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой воспитания и обучения детей в детском саду. Занимается коррекционно-воспитательной работой и в ходе режимных моментов, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья воспитанников, используя рекомендации педагога-психолога и медицинского персонала.

Лечебно-профилактическое направление определяет условия, необходимые для защиты, укрепления здоровья каждого воспитанника учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способов укрепления своего здоровья. В данном блоке осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с туберкулёзной интоксикацией. Медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей в учреждении осуществляется врачом – педиатром и врачом - фтизиатром. Медицинское обеспечение сохранности соматического и физического здоровья включает:

диагностику: этапный, текущий контроль здоровья, углубленный медицинский осмотр детей, оперативное наблюдение; адаптационные мероприятия: ежедневный мониторинг состояния здоровья ребенка, адаптогены, поливитамины; лечебную работу фтизиатра и педиатра: физиопроцедуры, фитолечение;

Два раза в год, а также в период подъема заболеваемости ОРЗ и гриппом проводится профилактический курс оздоровления детей в сочетании кислородотерапии с физиотерапией.

В оздоровительных группах введё н гибкий режим дня: по состоянию здоровья детей увеличивается или сокращается время прогулки, бодрствования; продолжительность занятий в этих группах определена нижней возрастной границей требований СанПиНа, что позволило увеличить время на игру, двигательную активность, профилактические мероприятия (ингаляции, массаж, витаминотерапия)

Врачом – педиатром и врачом - фтизиатром разработаны рекомендации по организации прогулки во всех возрастных группах, циклограмма по охране жизни и здоровья детей.

Педагогом – психологом разработаны критерии оценки адаптации детей в оздоровительных группах.

Слаженная работа педагогических и медицинских кадров способствует положительной динамике оздоровления дошкольников, о чём свидетельствуют результаты мониторинга оздоровительной деятельности и состояния здоровья воспитанников.

Таким образом, созданная нами система организации воспитательно-образовательного процесса является эффективной. В детском саду сформированы условия, обеспечивающие успешность оздоровления, воспитания, развития частоболеющих и тубинфицированных детей.

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

1. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции.

На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную причину. К их числу принадлежит туберкулез.

По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети младенческого, раннего и дошкольного возраста.

2. Дети с туберкулезной интоксикацией внешне ничем не отличаются от других детей, но все же имеют физическое и психическое отличие от своих сверстников, а именно:

нарушение равновесия нервной системы, выражающемся в изменении поведения ребенка: раздражительности, возбудимости, понижении внимания, в нарушении сна, быстрой утомляемости, плохом аппетите, что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Эти проблемы, как показывает практика, влияют на успешность обучения и адаптацию ребенка.

Физиологические особенности детей и специфика их заболевания: недоразвит дыхательный центр, нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, полость грудной клетки относительно мала.

Работа с такими детьми в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах общеразвивающей направленности, и проводится по основной образовательной программе. Различия наблюдаются лишь в организационном плане (особенности режима, характер профилактических процедур и т. д.).

Главным условием правильной организации работы с такими детьми является – оздоровление. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности и актуальность темы не вызывает сомнений.

3. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь?

Поэтому главная цель моей работы: сохранение и укрепление здоровья детей.

-формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;

- дать представление о ценности здоровья, формирование желания вести здоровый образ жизни;

- рационально и своевременно организовывать двигательную активность;

- способствовать созданию активной позиции родителей в вопросе оздоровления детей;

- заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

Ключевой принцип оздоровительной работы с детьми – индивидуально-дифференцированный подход.

5. Начиная работу с детьми, я опираюсь на медицинские показатели их здоровья. 100% таких детей имеют 2 группу здоровья, до 90% 2 группу закаливания.

Эти дети чаще всего болеют простудными заболеваниями, острыми инфекциями верхних дыхательных путей.

6. Для решения поставленных задач я использовала самые разнообразные формы и методы работы, основываясь на нескольких основных принципах:

2. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье воспитанников.

3. Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).

4. Принцип непрерывности организации оздоровительной работы.

5. Принцип соответствия содержания и организации образовательной деятельности возрастным особенностям воспитанников.

6. Принцип медико-психологической компетентности воспитателя.

7. Принцип контроля за результатами.

7. Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы все условия.

Это: и наличие физкультурного зала, закрытого плавательного и открытого бассейнов, физкультурной площадки на улице.

Содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма.

Среда в группе насыщена различным оборудованием. Очень много нетрадиционного физкультурного оборудования, выполненного совместными усилиями воспитателей и родителей. Данное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к профилактическим упражнениям. (Это и коврики для массажа, массажеры, атрибуты для подвижных игр и дыхательной гимнастики).

8. Оздоровительная работа проводилась при освоении всех образовательных областей, в свободной деятельности, в режимных моментах, что способствует разностороннему развитию детей.

Данная работа проходила при тесном взаимодействии с: медицинской сестрой, инструктором по физической культуре, инструктором по плаванию, музыкальным руководителем, родителями.

9. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в группах оздоровительной направленности включает в себя организацию двигательного режима ребенка, который включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

Жизнь детей наполнена движением не только во время организованной деятельности, но и повседневно.

10. В своей работе широко использовала разнообразные формы оздоровления : как традиционные и так и нетрадиционные.

занятия по ОБЖ (Рассматривание с детьми рисунков в анатомических атласах.

закаливание с учетом индивидуальных возможностей ребенка (воздушные ванны, хождение босиком, облегченная одежда, обширное умывание, полоскание рта кипяченой водой, сон с доступом воздуха + 19°С, обливание ног, солевые дорожки).

Проведение различных праздников, дней здоровья, игр и забав.

12. Использование нетрадиционных форм оздоровления позволяет мне учесть особенности данных детей.

Для этого широко использую дыхательную гимнастику, точечный массаж, фито-ароматерапию, психогимнастику, мышечную релаксацию перед сном.

13. Хочется остановиться подробно на нетрадиционных формах, в чем заключалась суть моей работы :

Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учу дышать носом при закрытом рте, ротовому дыханию, задерживать вдох.

Организуя дыхательную гимнастику, всегда придерживаюсь правил:

- проводится в хорошо проветриваемом помещении.

- не проводится на сытый желудок, если ребёнок в плохом настроении или болен.

- при выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут, следить за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

- все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, можно под музыку.

- дыхательная гимнастика проводилась с детьми в игровой форме.

14. Точечный массаж. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, пальчиковый, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

15. Фито-ароматерапия: данные оздоровительные процедуры проводятся только с письменного согласия родителей. В тесном контакте со старшей медсестрой, готовили детям фиточаи. Так же используовали аромомедальоны с чесноком – особенно в период профилактики гриппа. С детьми ежегодно создаем в группе огород на окне. Выращиваем зелень, лук. Дети с удовольствием употребляют в пищу выращенные своим трудом витамины.

16. Психогимнастика: Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, что не маловажно для работы с ослабленными детьми. В ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

В своей работе использовала упражнения направленные на:

В сочетании с релаксацией применяю музыкотерапию. С этой целью я использовала подбор аудиозаписей с записью морского прибоя, пения птиц, журчание ручья. Имеющиеся технические средства в группе позволяют применять этот метод систематически.

17. Мышечная релаксация перед сном: проводилась с целью установки на состояние общего покоя, все слова произносятся медленно, тихим голосом, с длительными паузами, используя тихую релаксационную музыку.

Весь комплекс состоит из упражнений: на расслабление мышц рук, ног, живота и общая релаксация.

По всем комплексам гимнастик мною собраны картотеки.

18. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач можно достигнуть, если в группе создано сообщество дети-родители-педагог.

Для родителей оформлен уголок здоровья с рекомендациями, медицинскими советами по оздоровлению.

19. Систематическое использование различных форм и методов работы позволило достичь следующих результатов:

Прослеживается тенденция к снижению заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей.

По итогам заседания медико-педагогической комиссии в конце каждого учебного года за три года 9 детей (20%) выведены в группы общеразвивающей направленности, что является хорошим результатом.

20. Новизна: Использование данного опыта работы возможно и с детьми не имеющих диагноза: тубинфицированный.

21. Опыт работы по оздоровлению неоднократно представляла в ДОУ на педсоветах, проводила мастер-классы по организации закаливания детей, участвовала в мастер-классе по нетрадиционному физкультурному оборудованию. Опубликовала в интернет-сообществах свои разработки, имеющийся опыт работы.

Данный опыт работы был представлен в ДОУ на педагогическом совете № 4 в мае 2016 года.

22. В перспективе планирую продолжать данную работу по оздоровлению с детьми, не имеющих диагноза: тубинфицированный.

В данный момент осваиваю ИКТ-технологии, чтобы в дальнейшем использовать их в своей работе.

23. Спасибо за внимание!

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Содержание. 1. Введение. 2. Актуальность. Цель и задачи. 3. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку в современных условиях Аннотация. В настоящее время представляется актуальным изучение различных подходов к обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного.

Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения.

Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Развитие коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Дошкольный возраст – уникальный период.

Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией. 1. Тема моей работы «Реализация.


В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией в нашем городе и степени тяжести различных отклонений в развитии, обусловило необходимость разработки целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Нами была сформулирована цель — развитие индивидуальности, общих и специальных способностей детей с туберкулёзной интоксикацией, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение школьной готовности, формирование ценностей гигиенической и физической культуры, как средства противостояния туберкулезу.

Реализация указанной цели может быть достигнута при решении следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

- формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- создание условий для реализации потребности детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной активности;

- выявление интересов, склонностей и способностей детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания нравственных качеств;

- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулёзной интоксикацией. К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения возвращаются в прежние образовательные учреждения. В ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие детям восстановить и укрепить свое здоровье, реализовать образовательные возможности, удовлетворить интересы и развить способности,

В структуре деятельности детского сада для детей с туберкулёзной интоксикацией заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-оздоровительное.

Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка.

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей.

Лечебно-оздоровительная работа осуществляется через проведение химио-профилактического лечения, физкультурно-оздоровительных мероприятий, наблюдения за динамикой физического развития и оздоровления детей.

Разработанная нами система оздоровительных и коррекционных мероприятий, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, включает в себя:

- индивидуальный оптимальный режим;

- предметно-развивающую среду и дизайн, обеспечивающие безопасность, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка;

- материально-техническую и оздоровительные базы;

- оснащенные физкультурные залы и бассейн.

Оздоровительная работа — это комплекс мероприятий по неспецифической профилактике (закаливание, в сочетании с гимнастикой), медикаментозные курсы и лечебные мероприятия с использованием современных оздоровительных технологий:

- точечный массаж биологически активных точек в течение дня;

- дыхательная гимнастика в утреннее время и коррекционная после сна;

- музыкотерапия на музыкальных занятиях,

- цветотерапия в групповых помещениях; на занятиях по ИЗО;

- лечебные игры в самостоятельной деятельности детей, на празднике;

- топтание в тазу с прохладной водой;

- обширное умывание лица, шеи и полоскание горла прохладной водой;

- дорожки здоровья (ребристая, солевая) и массажные коврики;

- подвижные игры, физкультминутки, паузы;

- пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;

Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики, корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние на весь организм.

Для гармоничного развития личности, формирования потребности в здоровом образе жизни с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем подвижные игры с элементами бадминтона. Упражнения с воланом и ракеткой способствуют развитию таких ценных качеств, как ловкость, выносливость, точность и координация движений, укрепляются мышцы рук, также совершенствуется функция равновесия, улучшается осанка. Для укрепления мышечной системы в физкультурные занятия, в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем элементы йоги, способствующие улучшению координации движений и подготовке организма к более сложным занятиям. Освоение упражнений происходит в форме игры с обязательным музыкальным сопровождением.

Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем детском саду.

Благодаря таким мероприятиям повышается положительный настрой на занятия физической культурой, работоспособность, воспитывается характер.

Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению дошкольников высветила положительную динамику снижения заболеваемости: с 9,3 % — в 2013г. до 7,1 % — в 2014г.

Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам. Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.

Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах общеразвивающей направленности с целью организации работы по профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, туберкулезная интоксикация, детский сад, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, дыхательная система, упражнение, двигательная активность, оздоровительная работа, прохладная вода.

Похожие статьи

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для дошкольников. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей.

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов.

Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.

В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

- утренней гимнастики; - Физкультминутки. - упражнений после дневного сна; - организованной двигательной активности детей на прогулках

Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, мышечная релаксация, детский организм, игра, конец

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений.

Формирование двигательной активности воспитанников.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, бассейн, занятие, ребенок, родитель, здоровый образ жизни, детский организм

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет.

Библиографическое описание: Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок.

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного.

Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного возраста на территории ДОУ.

– Дыхательная гимнастика; – Индивидуальные и подгрупповые задания; – Самостоятельная двигательная деятельность

Девочки, подскажите, может ваши детки ходят в такой сад, как попали туда? Говорят там абсолютно здоровые дети, но хочется, как говорится из первых уст услышать.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Кать, честно? ни за что бы не повела… я вообще безумно щепетильна в этих вопросах и брезглива. и вести ребенка к больным детям… НИ ЗА ЧТО

да я знаю, ты вообще против сего адского предприятия для детей, если б не надо было на работу выходить, я бы тоже ни за какие коврижки не отдала бы даже в самый лучший

вы имеете ввиду садик для таких кто поймал палочку туберкулеза (как бы это сказать закрытая форма чтоли, точнее палочка есть, а самой болезни нет, человек не заразен и считается здоровым)?

возможно, честно не знаю, просто сад для детей с положительной реакцией манту, но правильно он как бы так называется, как в теме. Хочется понимать на сколько это опасно

эээ… такие дети не заразны, ибо маленький ребенок не может заболеть вот так легко и просто туберкулезом. он сначала подхватывает палочку. которая просто сидит. ему надо еще несколько контактов с больным чтоб палочка активировалась. от этого не застрахуешься, даже продавщица в магазине не может 100 процентно утверждать что на данный момент она здорова, кашлянула на вас и все. у нас один туб диспансер, туда куча детей приезжает — у многих находят палочку туберкулеза. но они не заразны, и поэтому контакты с детьми им не запрещены, они посещают обычные детские сады. а вообще положительная реакция манту у многих детей: в силу возраста, просто аллергическая реакция, непереносимость и др.

ну вот про аллергическу реакцию знаю, что сейчас у многих деток так, у нас нет, просто сад очень хороший, рядом с домом и для нас место сейчас держат, а я в раздумьях, не опасно ли это

Читайте также: