Дезинфекция транспорта при перевозке инфекционных больных

Обновлено: 23.04.2024

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Е.П. Игонина, Ю.Е. Абрамов), ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (М.Ф. Вильк, Л.В. Иванова, О.С. Сачкова, Э.Д. Сторожева), ФБУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора (Т.В. Гололобова, Л.Г. Пантелеева, Л.С. Федорова, А.Ю. Скопин), ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России (Н.В. Шестопалов).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 23 декабря 2020 г.

3. Введены впервые.

1.2. МР определяют общие положения по выбору реагентных (химических) дезинфицирующих средств, безреагентных (физических) методов и технологий для обработки поверхностей, оборудования, систем вентиляции, обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации транспортных средств.

1.3. МР предназначены для специалистов органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы специалистами органов государственного транспортного контроля, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров автомобильным городским, пригородным и междугородним общественным транспортом, городским наземным электрическим транспортом; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими проектирование и производство транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров; специализированными организациями, осуществляющими деятельность (работы и услуги) по уборке, очистке, мойке, дезинфекции, дезинсекции транспортных средств, а также осуществляющими контроль за эффективностью и безопасностью таких работ; пассажирами транспортных средств.

2.1. В МР определены приоритетные направления обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при транспортном обслуживании населения общественным автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, представлен комплекс профилактических санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению угрозы возникновения массовых заболеваний, передающихся контактным и воздушно-капельным путем.

2.2. Эпидемическая опасность и угроза заражения и распространения инфекционных болезней в ограниченном пространстве салона транспортного средства наиболее высока при инфекционных болезнях с аэрозольным механизмом передачи возбудителя и возникает в присутствии человека (больного и/или носителя) из числа пассажиров и/или обслуживающего персонала, выделяющего возбудитель при разговоре, кашле и чихании с выдыхаемым воздухом либо при контактной передаче возбудителей через кожные покровы рук, одежду.

Микроорганизмы в воздухе и на поверхностях транспортного средства в зависимости от видовой принадлежности способны сохранять патогенные свойства в течение длительного времени (от нескольких часов до нескольких суток), что обусловливает высокую значимость своевременного и эффективного проведения мероприятий, направленных на уничтожение патогенных и потенциально патогенных видов микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья пассажиров и персонала.

2.3. В целях предупреждения распространения инфекционных болезней рекомендуется в транспортных средствах проводить следующие мероприятия:

- проветривание транспортных средств в пути следования подвижного состава и обеззараживание рециркуляционного воздуха, поступающего в салон транспортного средства через системы вентиляции и кондиционирования, в целях профилактики бактериальных и вирусных инфекций, передающихся воздушно-капельным путем;

- проведение профилактических дезинфекционных мероприятий в целях снижения риска распространения инфекционных заболеваний через контаминированные микроорганизмами поверхности салона транспортного средства;

- контроль состояния здоровья персонала для своевременного выявления заболевших;

- использование персоналом средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) и кожных антисептиков для обработки рук, оборудование (по возможности) ограждений, отделяющих рабочее место водителя от пассажиров;

- использование (по возможности) бесконтактных технологий при открывании дверей, продаже билетов;

- соблюдение пассажирами респираторного этикета, использование личных СИЗОД или гигиенических масок, других средств индивидуальной профилактики (кожные антисептики, перчатки).

2.4. Для проведения дезинфекционных мероприятий (дезинфекции, дезинсекции) необходимо применять современные средства, имеющие свидетельство о государственной регистрации и соответствующую область применения, широкий спектр антимикробной активности, безопасные для персонала и пассажиров в рекомендованных режимах применения.

2.5. Для обеспечения эффективного и качественного проведения дезинфекционных мероприятий в салонах транспортных средств используются безопасные конструкционные и отделочные материалы и ткани, в том числе полимерсодержащие и (или) с антимикробными свойствами, устойчивые к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

2.6. Не рекомендуется использовать рабочие растворы дезинфицирующих средств, агрессивные по отношению к обрабатываемым поверхностям и объектам, способные обесцвечивать ткани и отделочные материалы, фиксировать органические и неорганические загрязнения, вызывать коррозию металлов, оставлять разводы. Рекомендуется использовать средства с моющими свойствами и не требующие дополнительного смывания.

2.7. Транспортные средства, используемые для междугородних пассажирских перевозок, рекомендуется обеспечивать индивидуальными одноразовыми подголовниками для кресел, смена которых производится после очистки и дезинфекции кресел по возвращении с линии либо перед выходом на линию или в пути (в случае смены пассажиров), а также одноразовыми непромокающими пакетами, предназначенными для сбора биологических жидкостей.

2.8. В транспортных средствах, используемых для междугородних пассажирских перевозок, рекомендуется для экстренных ситуаций (оказание первой помощи) иметь в пути следования резервный запас упакованной питьевой воды в емкостях объемом не более 1 л в количестве не менее трех упаковок.

Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (ТР ЕАЭС 044/2017), утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45.

III. Обеззараживание воздуха в пассажирских салонах

3.1. На транспортных средствах для профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, обеспечивается возможность проветривания, а также подача в салон транспортного средства достаточного количества безопасного в микробиологическом отношении воздуха системами вентиляции и кондиционирования. Санитарно-гигиеническое состояние систем вентиляции и кондиционирования воздуха поддерживается путем проведения плановой очистки и дезинфекции в отсутствие пассажиров.

3.2. Обеспечение микробиологической безопасности воздуха рекомендуется осуществлять посредством оснащения транспортных средств разрешенными к применению в присутствии людей устройствами (установками) обеззараживания воздуха (далее - УОВ), эксплуатация которых производится в пути следования на протяжении всего рейса.

3.3. Обеззараживание воздушной среды салонов транспортных средств в присутствии людей осуществляется с помощью безреагентных (физических) методов, разрешенных к применению в установленном порядке, в том числе основанных на использовании ультрафиолетового излучения бактерицидного диапазона, различных видов фильтров, электрофильтров или других технологий, обеспечивающих безопасность и эффективность очистки и обеззараживания воздуха.

Для предотвращения вторичного микробного загрязнения воздуха салона транспортного средства при использовании технологии фильтрации рекомендуется проводить своевременную замену фильтрующих элементов в соответствии со сроком эксплуатации, установленным производителем.

3.4. Для поддержания микробиологической безопасности воздуха в салонах транспортных средств рекомендуется использовать УОВ, обеспечивающие при испытаниях эффективность расчетной дозы (одноразового или дискретного) воздействия не менее 99,99% и эффективность обеззараживания воздушной среды в условиях эксплуатации в соответствии с критериями, установленными для моторвагонного подвижного состава .

Эффективность обеззараживания воздуха в салоне транспортного средства при проведении эксплуатационных испытаний рекомендуется определять в пути следования (или при моделировании) путем отбора проб воздуха аспирационным методом на уровне дыхания пассажиров в двух - трех (в зависимости от длины транспортного средства) точках: в головной части (у кабины водителя), в середине салона, в концевой части, при заполнении салона пассажирами (волонтерами) не менее 80%.

3.5. При наличии в транспортных средствах систем вентиляции и кондиционирования, использующих режим рециркуляции, микробиологическая безопасность рециркуляционного или смешанного воздуха обеспечивается УОВ, установленными в систему вентиляции и кондиционирования.

3.6. При отсутствии в транспортном средстве системы принудительной вентиляции и кондиционирования рекомендуется применение в пассажирских салонах автономных УОВ, разрешенных к применению на транспортных средствах в присутствии людей. Необходимое количество УОВ определяют расчетным путем исходя из их мощности, предусмотренной руководством по эксплуатации (паспортом) конкретных моделей УОВ.

3.7. В транспортных средствах, ввиду повышенного риска механических повреждений, для исключения возможности вредного воздействия озона и паров ртути на человека рекомендуется использовать только безозоновые бактерицидные лампы, содержащие ртуть в связанном состоянии (амальгама).

3.8. Воздух салона транспортного средства должен соответствовать гигиеническим нормативам . Особое внимание при контроле воздуха в салоне транспортного средства необходимо уделить среднесуточным предельно допустимым концентрациям ртути и озона.

3.9. При использовании УОВ необходимо осуществлять их профилактическое техническое обслуживание и замену сменных элементов (ламп, фильтров и др.) в соответствии со сроками и правилами, предусмотренными технической и эксплуатационной документацией на УОВ.

4.1. Перевозка пассажиров допускается только после предварительной очистки, мойки и дезинфекции транспортного средства.

4.2. Очистка, мойка и дезинфекция транспортных средств производится перед выходом на линию либо по возвращении с линии в отсутствие пассажиров.

4.3. Очистка, мойка, дезинфекция транспортных средств проводится на площадке (посту) с твердым водонепроницаемым покрытием, оборудованной электроосвещением, подводкой воды, организованным стоком, оснащенной уборочным инвентарем, предназначенным для профессиональной уборки, мойки и дезинфекции. Работников поста мойки и дезинфекции обеспечивают спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

4.4. Дезинфекционные мероприятия (дезинфекцию, дезинсекцию) рекомендовано осуществлять в планово-систематическом или экстренном режиме.

4.5. В профилактических целях планово-систематические дезинфекционные мероприятия рекомендовано проводить в течение всего года в соответствии с установленным графиком, не реже 1 раза в неделю; экстренную дезинфекцию проводят по эпидемиологическим показаниям (приложение к настоящим МР).

4.6. После сбора мусора и механической очистки транспортное средство перемещают на пост мойки. Наружная мойка всего транспортного средства, в том числе и колес, а также уборка и профилактическая дезинфекция салона производится в соответствии с утвержденной технологической инструкцией. В зимнее время года при дезинфекции наружных поверхностей рекомендуется использовать растворы дезинфицирующих средств с добавлением антифриза.

4.7. Профилактическую дезинфекцию салонов транспортных средств методом протирания рекомендуется проводить дезинфицирующими средствами, обладающими моющими свойствами, малоопасными при ингаляционном и кожно-раздражающем воздействии (IV класс) и не требующими применения средств защиты органов дыхания и глаз. Обработку высококонтактных поверхностей (поручни и т.п.) рекомендуется проводить дезинфицирующими средствами с пролонгированным антимикробным действием.

4.8. Аэрозольную дезинфекцию салонов транспортных средств, в том числе с применением автоматизированных систем, проводят в отсутствие пассажиров силами организаций, занимающихся дезинфекционной деятельностью, или персонала, обученного правилам проведения этих работ. Все работы проводят с использованием спецодежды, средств защиты органов дыхания, кожных покровов и глаз.

4.9. Рекомендуется 1 раз в 6 месяцев проводить ротацию дезинфицирующих средств на аналогичные по антимикробным свойствам, классу опасности, но имеющие другой состав основных действующих веществ.

4.10. Профилактическая дезинфекция внутренних поверхностей салонов транспортных средств, совмещенная с профессиональной уборкой, проводится путем обработки пассажирских кресел и подголовников, стен, ниш, потолка, полок для багажа, багажного отделения, поручней, дверей, полов и внутренних поверхностей окон. Дезинфекция мягких кресел, обтянутых мебельными, в том числе ворсовыми, тканями, проводится после их предварительного обеспыливания с помощью промышленных пылесосов в соответствии с инструкцией на используемое дезинфицирующее средство.

4.11. При дезинфекции внутренних поверхностей салонов транспортных средств в отсутствие людей, наряду с реагентами (дезинфицирующие, моющие средства), в качестве дополнительного средства обеззараживания воздуха и поверхностей может использоваться оборудование на основе источников бактерицидного ультрафиолетового излучения.

4.12. В транспортных средствах, оснащенных биотуалетами, выгрузка содержимого (сточных вод), уборка и дезинфекция проводятся в соответствии с инструкцией по применению используемого биотуалета.

4.13. При выявлении или при подозрении на присутствие в пассажирском транспорте среди пассажиров или сотрудников инфекционного больного при необходимости организуется оказание ему медицинской помощи, по возможности производится его изоляция; затем в отсутствие людей проводится заключительная дезинфекция транспортного средства силами специализированных организаций.

4.14. Дезинфицирующие средства, применяемые для профилактической дезинфекции в условиях неблагоприятной эпидемической обстановки и для заключительной дезинфекции, а также способы их применения определяются нормативными и методическими документами, определяющими проведение дезинфекционных мероприятий при отдельных инфекционных заболеваниях и применение конкретных дезинфицирующих средств (в соответствии с инструкциями по их применению).

4.15. Очистка и профилактическая дезинфекция систем вентиляции и кондиционирования, в том числе воздуховодов транспортных средств (при их наличии), в условиях штатной эксплуатации проводится не менее 1 раза в 6 месяцев, при неблагоприятной эпидемической ситуации не реже 1 раза в месяц, экстренная дезинфекция проводится по эпидемиологическим показаниям.

5.1. Дезинсекцию рекомендовано проводить при наличии жалоб или по эпидемиологическим показаниям физическими, механическими и химическими способами путем орошения, нанесения инсектицидов, репеллентов и аттрактантов на поверхности, фумигацией, применением инсектицидных приманок и другими способами, выбор которых определяется особенностями обрабатываемого объекта, биологическими особенностями синантропных членистоногих, свойствами дезинсекционных средств.

5.2. Дезинсекцию в транспортных средствах проводят методом сплошной или выборочной обработки. Дезинсекцию проводят в отсутствие людей. После окончания обработки транспортного средства проводят влажную уборку, в ходе которой удаляют все остатки препарата(ов). На транспортных средствах применяют инсектициды III - IV класса опасности.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий и о мерах профилактики пассажирского и грузового транспорта, осуществляющего автомобильные перевозки (направлена Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 13 февраля 2020 г.)


Обзор документа

Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий и о мерах профилактики пассажирского и грузового транспорта, осуществляющего автомобильные перевозки (направлена Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 13 февраля 2020 г.)

Коронавирусы (семейство Coronaviridae) - РНК-содержащие вирусы размером 80-160 нм, имеющие внешнюю липосодержащую оболочку. По устойчивости к дезинфицирующим средствам относятся к вирусам с низкой устойчивостью.

Механизмы передачи инфекции - воздушно-капельный, контактный, фекально-оральный.

Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%), кислородактивные (перекись водорода - в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) - четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%), спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе). Содержание действующих веществ указано в Инструкциях по применению.

Обеззараживанию подлежат все поверхности в салоне пассажирского автобуса и грузового автотранспорта.

Уборка и дезинфекция пассажирского автобуса проводится после высадки пассажиров в конечный пункт прибытия.

Уборка и дезинфекция грузового транспорта проводится после убытия с территории КНР, до начала движения по территории Российской Федерации.

Профилактическая дезинфекция

Профилактическая дезинфекция начинается немедленно при возникновении угрозы заболевания с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя.

1. Меры личной гигиены, частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками.

2. Проведение влажной уборки салона - обрабатывается потолок, стены и окна, двери, полки, сиденья, поручни, индивидуальные подголовники пассажирских кресел. С мягких кресел сначала удаляют пыль пылесосом, а затем двукратно с интервалом в 2-3 минуты их протирают ветошью, смоченной в дезинфекционном растворе. В последнюю очередь обрабатывают пол. Дезинфекция салона может осуществляться путем протирания либо орошения. После завершения дезинфекционной обработки салон автотранспорта тщательно промывают чистой водой от остатков дезинфекционных средств и высушивают.

При выполнении рейсового задания обязательно проводится проветривание салонов пассажирских автобусов и кабины грузового транспорта на остановочных пунктах по маршруту следования.

Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, необходимо проводить своевременную очистку и дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования воздуха в салонах пассажирских автобусов и кабины грузового транспорта.

В условиях отрицательных температур для дезинфекции транспорта используют горячие растворы дезинфектантов или дезинфицирующие средства с антифризами.

Дезинфекция колес автомобильного транспорта проводится при въезде на территорию пункта пропуска на дезинфекционно-промывочных блоках.

Все виды работ с дезинфицирующими средствами следует выполнять во влагонепроницаемых перчатках одноразовых или многократного применения. При проведении дезинфекции способом орошения используют средства индивидуальной защиты (СИЗ). Органы дыхания защищают респиратором, глаз - защитными очками или используют противоаэрозольные СИЗ органов дыхания с изолирующей лицевой частью.

Дезинфицирующие средства хранят в упаковках изготовителя, плотно закрытыми в специально отведенном сухом, прохладном и затемненном месте, недоступном для детей.

Меры предосторожности

Меры предосторожности при проведении дезинфекционных мероприятий и первой помощи при случайном отравлении изложены для каждого конкретного дезинфицирующего средства в Инструкциях по их применению.

Обзор документа

Роспотребнадзор определил дезинфекционные мероприятия и меры профилактики пассажирского и грузового автотранспорта во избежание заражения коронавирусом.

Профилактическая дезинфекция включает меры личной гигиены, частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками, а также влажную уборку салонов.

Урегулированы вопросы работы с дезинфицирующими средствами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

от 7 апреля 2020 года N 355

Об утверждении алгоритма дезинфекции автотранспорта, используемого для транспортировки больных или лиц с подозрением на COVID-19

1. Утвердить алгоритм дезинфекции автотранспорта, используемого для транспортировки больных или лиц с подозрением на COVID-19 (далее - Алгоритм) в соответствии с приложением к настоящему приказу.

2. Руководителям медицинских организаций области принять к исполнению Алгоритм.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Губернатора области
Н.Н.ЗУБАРЕВА

Приложение
к приказу
департамента здравоохранения и
социальной защиты населения
Белгородской области
от 7 апреля 2020 года N 355

АЛГОРИТМ ДЕЗИНФЕКЦИИ АВТОТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ БОЛЬНЫХ ИЛИ ЛИЦ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА COVID-19

Мероприятия бригад скорой медицинской помощи до начала транспортировки

Члены бригады медицинской эвакуации по прибытии к месту выявления больного перед входом в помещение, где находится больной, под наблюдением врача - руководителя бригады надевают защитные костюмы в установленном порядке.

- уточняет у больного данные эпидемиологического анамнеза, круг лиц, которые общались с ним (с указанием даты, степени и длительности контакта):

- определяет контингенты лиц, подлежащих изоляции, медицинскому наблюдению, экстренной профилактике:

- обеспечивает контроль эвакуации больного и контактировавших с ним лиц:

- сообщает незамедлительно согласно утвержденной схеме (старший врач смены) уточненные сведения о больном, о контактировавших с больным и проведенных первичных мероприятиях по локализации очага.

Бригада, выполняющая медицинскую эвакуацию инфекционного больного, должна состоять из врача и двух помощников (фельдшер, санитар), обученных требованиям соблюдения противоэпидемического режима и прошедших дополнительный инструктаж по вопросам дезинфекции.

Больной транспортируется в маске со всеми мерами предосторожности. Водитель транспортного средства, в котором осуществляется медицинская эвакуация, при наличии изолированной кабины должен быть одет в комбинезон, при отсутствии ее - в защитную одежду.

Водители (фельдшера-водители, санитары-водители) санитарного транспорта работают в защитной одежде в установленном порядке.

Сотрудники скорой медицинской помощи совместно с врачом инфекционистом в средствах индивидуальной защиты определяют количество и очередность эвакуации больных.

Уточняют маршрут эвакуации больного в медицинскую организацию. Транспортировка двух и более инфекционных больных на одной машине не допускается. Перевозка контактировавших с больными лиц вместе с больным на одной автомашине не допускается.

Машину скорой медицинской помощи оснащают медико-техническими, лекарственными, перевязочными средствами противоэпидемической, реанимационной укладками.

Машина скорой медицинской помощи должна быть оснащена гидропультом или ручным распылителем, уборочной ветошью, емкостью с крышкой для приготовления рабочего раствора дезинфекционного средства и хранения уборочной ветоши: емкостью для сбора и дезинфекции выделений.

Необходимый набор дезинфицирующих средств из расчета на 1 сутки:

средство для дезинфекции выделений;

средство для дезинфекции поверхностей салона:

средство для обработки рук персонала (1 - 2 упаковки);

Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоинануровой кислоты в концентрациях активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б в концентрациях активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%), кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%). спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации нс менее 75% по массе).

Расход дезинфицирующих средств, необходимых на I смену, рассчитывают в зависимости от того какое средство имеется в наличии и возможного числа выездов.

После доставки больного в инфекционный стационар бригада проходит на территории больницы полную санитарную обработку с дезинфекцией защитной одежды.

Машина и предметы уходг за больным подвергаются заключительной дезинфекции на территории больницы силами самой больницы или бригад учреждения дезинфекционного профиля (при наличии договора). Обработка автотранспорта проводится на территории инфекционного стационара (перепрофилируемого стационара) на специальной, оборудованной стоком и ямой, площадке для дезинфекции транспорта, используемого для перевозки больных в соответствии с действующими методическими документами.

За членами бригады, проводившей медицинскую эвакуацию, устанавливается наблюдение на срок 14 дней.

Профилактическая и очаговая (текущая, заключительная) дезинфекция.

Профилактическая дезинфекция включает меры личной гигиены, использование масок (респираторов) для защиты органов дыхания, частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками, проветривание и проведение влажной уборки салонов транспортных средств профилактическая дезинфекция проводится путем протирания дезинфицирующими салфетками (или растворами дезинфицирующих средств) ручек дверей, поручней, подлокотников кресел, персональных панелей управления, пластмассовых (металлических и т.п.) частей спинок сидений, видеомониторов).

Очаговую дезинфекцию проводят в инфекционном очаге (автотранспорте) при выявлении больного (текущая дезинфекция проводится способом протирания дезинфицирующими средствами, разрешенными к использованию в присутствие людей (на основе катионных поверхностно-активных веществ) и после выбытия больного из очага (автомобиля) - заключительная дезинфекция.

Заключительная дезинфекция проводится после удаления больного и освобождения салона от людей. Для обработки используют наиболее надежные дезинфицирующие средства на основе хлорактивых и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей применяют способ орошения. Воздух в отсутствие людей рекомендуется обрабатывать с использованием открытых переносных ультрафиолетовых излучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.

Обеззараживанию подлежат все поверхности салона транспортного средства.

Дезинфекцию следует начинать с кресла (сиденья), где находился больной. При наличии видимых загрязнений их следует обработать дезинфектантом, очистить, потом дезинфицировать поверхности кресла (сиденья).

Для уничтожения микроорганизмов необходимо соблюдать время экспозиции и концентрацию рабочего раствора дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией к препарату. При необходимости, промыть поверхность водой и высушить с помощью бумажных полотенец.

При заключительной дезинфекции салона транспортного средства и всех загрязненных зон необходимо использовать:

- одноразовые защитные костюмы;

- защитную маску, защитные очки или щиток для лица;

- обувь с закрытым носком или бахилы при повышенном риске разбрызгивания или при сильно загрязненных биологическими жидкостями поверхностях;

- влагонепроницаемые мешки для отходов.

Гигиеническую обработку рук с применением спиртосодержащих кожных антисептиков следует проводить после каждого контакта с кожными покровами больного (потенциального больного), его слизистыми оболочками, выделениями, повязками и другими предметами ухода, после контакта с оборудованием, мебелью и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от больного. Когда уборка и дезинфекция завершены и перчатки сняты, вымыть руки водой с мылом или обработать кожным антисептиком. Избегать прикасаться клипу руками в перчатках или немытыми руками.

Не используются для чистки сжатый воздух и/или вода под давлением, а также любые другие методы, которые могут вызвать разбрызгивание или распространение инфекционного материала в виде аэрозоля.

После завершения уборки и дезинфекции защитную одежду, обувь, средства индивидуальной защитной, уборочный инвентарь следует сложить в промаркированные баки или мешки для проведения их дезинфекции.

Дезинфицирующие средства хранят в упаковках изготовителя, плотно закрытыми в специально отведенном сухом, прохладном и затемненном месте. Меры предосторожности при проведении дезинфекционных мероприятий и первой помощи при случайном отравлении изложены для каждого конкретного дезинфицирующего средства в Инструкциях по применению.

Больные или лица с подозрением на COVID-19 перевозятся транспортом с использованием транспортировочного изолирующего бокса (ТИБ), оборудованного фильтровентиляционными установками, окнами для визуального мониторинга состояния пациента, двумя парами встроенных перчаток для проведения основных процедур во время транспортирования.

Для медицинской эвакуации пациента формируется медицинская бригада в составе 3-х специалистов: 1 врач специалист, 1 фельдшер, 1 санитар и водитель, обученных требованиям соблюдения противоэпидемического режима и прошедших дополнительный инструктаж по вопросам дезинфекции. Медицинские работники осуществляют прием пациента, его размещение в ТИБ и последующее сопровождение.

Медицинские работники и водитель должны быть одеты в защитную одежду.

Пациента готовят к транспортированию до помещения в ТИБ: на месте эвакуации врач бригады оценивает состояние пациента на момент транспортирования и решает вопрос о проведении дополнительных медицинских манипуляций.

Пациента размещают внутри камеры транспортировочного модуля в горизонтальном положении на спине и фиксируют ремнями; в ТИБ помещают необходимое для транспортирования и оказания медицинской помощи оборудование и медикаменты; после этого закрывают застежку-молнию. Проверяют надежность крепления фильтров, включают фильтровентиляционную установку на режим отрицательного давления.

После помещения пациента в ТИБ медицинский персонал бригады:

- протирает руки в резиновых перчатках и поверхность клеенчатого фартука, орошает наружную поверхность транспортировочного модуля дезинфицирующим раствором с экспозицией в соответствии с инструкцией по применению;

- проводит обработку защитных костюмов методом орошения дезинфицирующим раствором в соответствии с инструкцией по применению, затем снимает защитные костюмы и помещает их в мешки для опасных отходов;

- орошает дезинфицирующим средством наружную поверхность мешков с использованными защитными костюмами и относит на транспортное средство.

В боксе инфекционного стационара пациента из ТИБ передают медицинским работникам стационара.

После доставки больного в стационар медицинский транспорт и ТИБ, а также находящиеся в нем предметы, использованные при транспортировании, обеззараживаются силами бригады дезинфекторов на территории инфекционного стационара на специальной, оборудованной стоком и ямой, площадке для дезинфекции транспорта, используемого для перевозки больных в соответствии с действующими методическими документами. Внутренние и внешние поверхности транспортировочного модуля и автотранспорта обрабатываются путем орошения из гидропульта разрешенными для работы с опасными вирусами дезинфицирующими средствами в концентрации в соответствии с инструкцией.

Фильтрующие элементы ТИБ и другие медицинские отходы утилизируют в установленном порядке.

Защитную и рабочую одежду по окончании транспортирования больного подвергают специальной обработке методом замачивания в дезинфицирующем растворе по вирусному режиму согласно инструкции по применению.

Все члены бригады обязаны пройти санитарную обработку в специально выделенном помещении инфекционного стационара.

За членами бригад, проводивших медицинскую эвакуацию, устанавливается наблюдение на срок 14 дней.

Читайте также: