Дифтерия в приказе 302н

Обновлено: 25.04.2024

от 28 мая 2015 года N 13875-ОФ/Д26и

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт (далее - разработчик, Минздрав России), и Минтруд России (письмо от 18 сентября 2013 года N Д26и-1034), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия".

По результатам публичных консультаций были получены позиции от 27 субъектов предпринимательской и иной деятельности (список участников публичных консультаций приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций по приказу N 302н (приложение 1 к настоящему заключению).

Для проведения экспертного исследования положений приказа N 302н была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении 2 к данному заключению).

1. Общее описание рассматриваемого регулирования

1.1. Место приказа N 302н в системе нормативного правового регулирования

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в следующих целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Как установлено статьей 213 Трудового кодекса, "работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".

Согласно статье 209 Трудового кодекса опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Для идентификации вредных и опасных производственных факторов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) каждый работодатель должен провести специальную оценку условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Результаты специальной оценки условий труда используются, в частности, для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

В то же время в соответствии с приложением N 2 обязательное прохождение медосмотра установлено для видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, независимо от наличия на этих производствах признаков, позволяющих отнести их к повышенной опасности, и показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.2. Адресаты регулирования

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Руководители организаций, в рамках деятельности которых выполняются виды работ, включенные в приложение N 2, а также на рабочих местах которых присутствуют вредные факторы, определенные в приложении N 1, обязаны обеспечить прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников вне зависимости от формы собственности предприятия.

1.3. Цели регулирования

Целями регулирования приказа N 302н являются качественная охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных групп населения является важной составляющей охраны здоровья населения и эпидемиологического благополучия в Российской Федерации.

Рассматриваемый нормативный акт служит для выявления работодателем контингента работников, подлежащего предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Одновременно приказом N 302н определен перечень видов анализов и медицинских специалистов, которых должен пройти работник, имеющий контакт с тем или иным вредным фактором (или выполняющим определенные виды работ). Это необходимо для того, чтобы на этапе приема на работу (и далее с заданной периодичностью) не допускать к выполнению определенных работ сотрудников, имеющих соответствующие противопоказания, и тем самым препятствовать развитию профессиональных патологий или несчастных случаев.

По мнению разработчика, на сегодняшний день предварительные и периодические медосмотры являются наиболее эффективным механизмом выявления больных с подозрением на профессиональное заболевание. Значительная часть регистрируемых профессиональных заболеваний выявляются в ходе периодических медосмотров работников: в Государственном докладе Роспотребнадзора "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году" (далее - Доклад) указывается, что в 2012 году при проведении периодических медицинских осмотров было выявлено 69,62% впервые установленных профзаболеваний.

1.4. Расходы хозяйствующих субъектов на выполнение требований приказа N 302н

В соответствии с требованиями приказа N 302н при проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая), в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего права на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством, проводится рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.

Кроме того, в Приложениях N 1 и N 2 установлены требования о дополнительных осмотрах врачами-специалистами и лабораторных исследованиях для определенных факторов вредности или отраслей производства.

Минэкономразвития России на основании данных, представленных субъектами предпринимательской и иной деятельности, провело анализ средних затрат организаций (предпринимателей) на выполнение требований по прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Стоимость обследований, как правило, зависит от региона и количества установленных для отрасли обследований и варьируется от 1500 руб. до 10 тыс.руб. на работника.

Размер затрат на выполнение требований приказа N 302н представлен в таблице 1.

Средняя стоимость на 1 работника в год, руб.: сохраняемая з\пл при отсутствии работника + оплата проезда до медицинской организации при отсутствии специалистов в населенном пункте + стоимость осмотра + возможное приглашение специалистов в аптечную организацию для осмотра сотрудников и т.п.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 12 апреля 2011 г. N 302н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ

ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ

(ОБСЛЕДОВАНИЯ), И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

(ОБСЛЕДОВАНИЙ) РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ

И НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минздрава России от 15.05.2013 N 296н,

Приказа Минтруда России N 62н, Минздрава России N 49н от 06.02.2018,

Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н,

Приказа Минтруда России N 187н, Минздрава России N 268н от 03.04.2020,

Приказа Минздрава России от 18.05.2020 N 455н)

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1;

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2;

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3.

2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года.

3. Признать утратившими силу с 1 января 2012 года:

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96);

4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".

от 13 декабря 2019 года N 1032н

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 апреля 2021 года на основании
совместного приказа Минтруда России и Минздрава России
от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н
____________________________________________________________________

2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, за исключением подпункта 21 пункта 3 приложения к настоящему приказу, вступающего в силу с 1 июля 2020 года.

в Министерстве юстиции

24 декабря 2019 года,

регистрационный N 56976

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 13 декабря 2019 года N 1032н

1. Примечание 3 к перечню вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н) признать утратившим силу.

2. В перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н):

1) в пункте 23 слова "в должности стюардессы" заменить словами "в должности бортового проводника воздушного судна";

2) в пунктах таблицы 27.3, 27.4, 27.6, 27.15, 27.16 в столбце "Дополнительные медицинские противопоказания" подпункт "1) Медицинские противопоказания, изложенные в п.3-25 настоящей графы подпункта 28.1.". заменить подпунктом "1) Медицинские противопоказания, изложенные в п.3-25 настоящей графы подпункта 27.1.";

3) в пунктах таблицы 27.5, 27.13, 27.14 в столбце "Дополнительные медицинские противопоказания" подпункт "1) Медицинские противопоказания, изложенные в п.3-25 настоящей графы подпункта 28.4.". заменить подпунктом "1) Медицинские противопоказания, изложенные в п.3-25 настоящей графы подпункта 27.4.";

4) в пунктах таблицы 27.7; 27.8, 27.9, 27.10, 27.11, 27.12 в столбце "Дополнительные медицинские противопоказания" подпункт "1) Медицинские противопоказания, изложенные в п.3-25 настоящей графы подпункта 28.4.". заменить подпунктом "1) Медицинские противопоказания, изложенные в п.3-25 настоящей графы подпункта 27.6.".

5) примечание 1 признать утратившим силу.

3. В Порядке проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н):

1) подпункт 2 пункта 3 дополнить словами "и формирования групп риска по развитию заболеваний, препятствующих выполнению поручаемой работнику работе";

2) дополнить новым пунктом 6_1 следующего содержания:

"6_1. При проведении предварительного или периодического осмотра могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденные медицинскими документами работника, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований и иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотров, диспансеризации, иных медицинских осмотров.

В целях уточнения диагноза медицинские организации, проводящие предварительные или периодические осмотры, вправе получать необходимую информацию о состоянии здоровья лица, поступающего на работу (работника), с использованием медицинской информационной системы медицинской организации из медицинской организации по месту жительства или прикрепления лица (иной медицинской организации), поступающего на работу (работника).";

3) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, в которой проводится предварительный осмотр, следующие документы:

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа или на бумажном носителе;

паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность);

решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

лицо, поступающее на работу, вправе предоставить выписку из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - медицинская карта), медицинской организации, к которой данное лицо прикреплено для медицинского обслуживания и (или) из медицинской организации по месту жительства с результатами диспансеризации (при наличии).";

4) дополнить сноской 2.1 к пункту 9 следующего содержания:

5) дополнить пунктом 9_1 следующего содержания:


"9_1. При проведении предварительных осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся:

анкетирование работников в возрасте 18 лет и старше в целях:

сбора анамнеза, выявления отягощенной наследственности, жалоб, симптомов, характерных для следующих неинфекционных заболеваний и состояний: стенокардии, перенесенной транзиторной ишемической атаки или острого нарушения мозгового кровообращения, хронической обструктивной болезни легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта;

определения факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, риска пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, характера питания, физической активности;

расчет на основании антропометрии (измерение роста, массы тела, окружности талии) индекса массы тела, для граждан в возрасте 18 лет и старше;

клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ);

клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка);

электрокардиография в покое лиц 18 лет и старше;

измерение артериального давления на периферических артериях, для граждан в возрасте 18 лет и старше;

определение уровня общего холестерина в крови (допускается использование экспресс-метода) для граждан в возрасте 18 лет и старше;

исследование уровня глюкозы в крови натощак (допускается использование экспресс-метода) для граждан в возрасте 18 лет и старше;

определение относительного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 18 до 40 лет включительно. Сердечно-сосудистый риск определяется по шкале сердечно-сосудистого риска SCORE, при этом у граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания атеросклеротического генеза, сахарный диабет второго типа и хроническое заболевание почек, уровень абсолютного сердечно-сосудистого риска по шкале риска SCORE не определяется и расценивается как очень высокий вне зависимости от показателей шкалы;

определение абсолютного сердечно-сосудистого риска - у граждан в возрасте старше 40 лет;

флюорография или рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая) для граждан в возрасте 18 лет и старше. Флюорография, рентгенография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года проводилась флюорография, рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки;

измерение внутриглазного давления при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра, начиная с 40 лет.

Все женщины осматриваются врачом - акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования; женщины в возрасте старше 40 лет проходят маммографию обеих молочных желез в двух проекциях. Маммография не проводится, если в течение предшествующих 12 месяцев проводилась маммография или компьютерная томография молочных желез.".

6) дополнить сноской 2.2 к пункту 9_1 следующего содержания:

7) пункт 10 изложить в следующей редакции:

а) в абзаце третьем:

после слова "отчество" дополнить словами "(при наличии)";

слова "(работника)" исключить;

б) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"результаты предварительного осмотра: медицинские противопоказания к работе выявлены (перечислить вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания), медицинские противопоказания к работе не выявлены, указать группу здоровья работника";

в) в абзаце восьмом:

слова "медицинской комиссии" заменить словами "врачебной комиссии";

после слов "медицинской организации" дополнить словами "(при наличии)";

слово "медицинский" заменить словом "предварительный";

9) пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. Заключение составляется в четырех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней выдается: лицу, поступающему на работу, второй - приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий - направляется работодателю, четвертый - в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания.";

10) в абзаце третьем пункта 19:

а) слова "по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке" заменить словами "по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке";

С 1 апреля 2021 вступил в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 №29н (далее – Порядок №29н) проведения медицинских осмотров.

Новые правила проведения медосмотров с 2021 года

Что изменилось? Изучаем отличия Порядка №29н от Порядка №302н

Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.

Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:

  • работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
  • работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).


Справка. Учтите, что в новом Порядке №29н отсутствует расширенный перечень информации, которую можно было взять за основу при составлении списка воздействующих на работника опасных и вредных производственных факторов. Согласно требований Порядка №29н ориентирами будут являться результаты СОУТ и само приложение Порядка №29н.

3. Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в соответствии с п.22 Порядка №29н теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:

  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

4. Обязательным требованием стало указание стажа работника в поименном списке.

6. Несмотря на отсутствие утвержденной формы направления на медосмотр, установлен список обязательных данных, которые в нем необходимо указывать: пол сотрудника, телефон и электронный адрес выбранной медицинской организации и работодателя, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медстрахования.

7. Пунктом 11 Порядка №29н определено, что работник при прохождении медосмотра дополнительно должен иметь при себе Полис обязательного (добровольного) страхования. Раньше такого требования не было.

8. Законодательно утверждена (п.12 Порядка №29н) возможность объединения первого этапа диспансеризации (проф.осмотра) с проводимым медицинским осмотром. Результаты будут учитываться врачебной комиссией при подготовке медицинского заключения, а расходы будут подлежать оплате посредством системы обязательного медицинского страхования.

10. В новом Порядке №29н отсутствует ряд утвержденных обязательных форм (направления, списков работников), которые были присущи старому Порядку №302н.


Сделаны по изменениям от 1.03.2022

Порядок проведения медосмотров

1. Меняем документацию
Как мы уже поняли из первого раздела, изменились новые формы документов, но не сильно. Для начала нам необходимо:

  1. Переработать список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
  2. Составить список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
  3. Определить поименный список работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.
  4. Заполнить и выдать направление на предварительный или периодический медицинский осмотр.

2. Взаимодействуем с медорганизацией и Роспотребнадзором

а) направляем списки в Роспотребнадзор, если ваша организация подпадает в список, указанный в пункте 22 Порядка №29н. Если в списке вас нет, то переходим сразу к следующему подпункту;
б) взаимодействуем с медорганизацией:


Лайфхак. Для формализации процесса и для того, чтобы не возникало лишних вопросов, необходимо издать внутренний по организации приказ о медосмотре, в котором прописать сроки проведения, ответственных лиц, приложить календарный план и за десять рабочих дней на основании п.27 Порядка №29н ознакомить работников с приказом.

Запомните, что работник также должен поставить подпись в направлении, а ваша организация согласно п.9 Порядка №29н должна учитывать выданные направления. Порядок учета устанавливается самостоятельно, но удобнее всего завести журнал учета. Для удобства вышеуказанный пункт Порядка №29н предполагает электронный учет направлений.

в) контролируем прохождение медицинского осмотра, корректируем календарный план по необходимости, решаем организационные вопросы проведения медосмотра (подготавливаем кабинеты, если медосмотр будет проходить на вашей территории, следим за социальным дистанцированием и масочным режимом).

Если у вас и медорганизации была прописана возможность передачи данных в виде электронных заключений, то они должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью и передаваться по защищенным каналам связи. Также в пяти экземплярах и не позднее тридцати дней после периодического медосмотра должен быть выдан заключительный акт (раньше было три). Его должны передать:

  • работодателю в срок до пяти рабочих дней с момента утверждения;
  • в центр профессиональной патологии;
  • в Фонд социального страхования;
  • в Роспотребнадзор.

Свой экземпляр медицинская организация на основании п.47 Порядка №29н должна хранить 50 лет.


Справка. Пунктом 16 Порядка №29н прописано, что в заключении должна стоять отметка о выявленных медицинских противопоказаниях, если таковые имеются. Так было и раньше, но случалось, что врачи забывали ставить эти отметки, и затем это выявлялось при проверках надзорными органами.

В новом заключительном акте появился дополнительный пункт (п.45 Порядка №29н), в котором медорганизация теперь должна указать перечень впервые установленных инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.


Лайфхак. Зачастую при установлении профессиональных заболеваний Роспотребнадзор (п.2 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 №967) может затребовать от организации результаты проводимых медосмотров. Поэтому установите срок хранения заключительного акта не более трех-пяти лет.


В соответствии с изменениями от 1.03.2022

Как мы видим, изменения в новом Порядке проведения есть, но они не меняют кардинально всю структуру проведения медицинского осмотра. Появились организационные моменты, на которые мы должны обратить свое внимание и учитывать их согласно новым требованиям. Как говорится, дорогу осилит идущий. Главное — не бояться.

Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор?

Изменилась ли форма поименного списка?

Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор?

Нужно ли отправлять список школам?

Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией?

  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору.

Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор.

Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ.

Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр?

Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр?

Студенты ранее проходили мед осмотр по п.16 Порядка №302н, сейчас должны проходить по п.25 Порядка №29н (если идут на практику детский сад)?

Подскажите, по Порядку №302н дошкольные организации проходили медосмотр по пункту 2.20, в новом Порядке №29н по дошкольным организациям пункта нет. Какой пункт указывать при прохождении медицинского осмотра дошкольных организаций?

Обязательна ли медицинская книжка работникам? В списке документов для прохождения медосмотра её нет.

Договор на периодический медицинский осмотр уже заключен на год. Работники проходят по графику согласно Порядка № 302н. С 1 апреля необходимо будет направлять работников на медосмотр по новым требованиям? Какие изменения необходимо внести в список для прохождения осмотров?

Если заключен договор с медицинской организацией на весь год, то целесообразно будет подписать дополнительное соглашение с 01.04.2021 о проведении медосмотров по новым требованиям Порядка №29н.

Списки также необходимо будет подвергнуть пересмотру согласно новых требований и ввести их в действие с 01.04.2021.


Приказ Минздрава 302н о медосмотрах – это основной нормативный документ, который регулирует порядок проведения обязательных обследований работников предприятий. Однако уже в ближайшее время он может быть существенно изменен.

С 1 апреля 2021 года данный приказ утратил силу в связи с вступлением в действие нового нормативного документа: приказа Минтруда России и Минздрава России от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н.

Виды медосмотров

Действующее трудовое законодательство защищает права работников на безопасность и сохранение их здоровья при выполнении должностных обязанностей. Основным инструментом достижения этой цели становится организация регулярного контроля их состояния, если характер их работы представляет потенциальную угрозу для здоровья. Обязанность по организации такой работы установлена требованием о медосмотрах в приказе 302н от 12.04.2011 г. с приложениями и указаниями для работодателей.

Приказ № 302н предусматривает два основных типа осмотров, выполняемых для минимизации риска негативного воздействия производственных факторов на персонал:

Сейчас приказ Минздрава 302н о медосмотрах применяется в двух случаях: если сотрудник подвергается воздействию вредных и опасных факторов, перечисленных в приложении № 1 к этому приказу, или он работает на одной из должностных позиций, указанных в приложении № 2. Во всех случаях проведение необходимых диагностических процедур осуществляется за счет работодателя.


Предварительный осмотр

Порядок проведения предварительных осмотров, установленный в приказе Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2011 с изменениями на 2021 год о направлении на медосмотр, описан в разделе II. Для организации такого обследования работодатель составляет направление в медицинскую организацию, в котором указывается характер планируемых работ и список опасных факторов, воздействию которых подвергнется сотрудник. Со своей стороны работник обязан подготовить документы, удостоверяющие его личность, а при желании – выписку из своей карты, которая позволит более полно установить реальное состояние его здоровья и его изменения.

С этими документами он отправляется в медучреждение. Информация о том, какие врачи и анализы потребуются на предварительном медосмотре при приеме на работу, содержится в пункте 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н. Он предусматривает, что в отношении работника проводятся:

  • анкетирование;
  • сбор анамнеза и выявление личных факторов риска изменения здоровья – например, курение, наличие наследственных заболеваний и проч.;
  • ряд анализов крови и мочи;
  • замер артериального и внутриглазного давления;
  • исследование сердечно-сосудистого риска и изменений сосудистой системы;
  • флюорография.

По окончании осмотра на соискателя заполняется карта, в которой указываются данные всех выполненных исследований, а также составляется заключение, в котором фиксируется наличие противопоказаний к будущей работе и группа здоровья.

Периодический осмотр

Частота проведения периодического обследования в ходе дальнейшей работы определяется характером обязанностей сотрудника и вредоносных факторов, которые воздействуют на него. Вне зависимости от установленной частоты сотрудники, не достигшие возраста 21 года, должны проходить осмотры ежегодно, - уточняет пункт 17 порядка, утвержденного приказом № 302н. Проведение таких обследований осуществляется группами: для этого работодатель составляет поименный список, в котором указываются вредные и опасные факторы, воздействующие на сотрудников. Информация о включении в такой список в 10-дневный срок направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

Не позже чем за два месяца до планируемой даты обследования такие списки направляются в медицинскую организацию, где оно будет проходить. На этом основании она составляет календарный план выполнения необходимых процедур. Сейчас по приказу Минздрава 302н направление на медосмотр по профессиям предполагает следующие исследования:

  • анкетирование;
  • сбор анамнеза и выявление индивидуальных факторов риска изменения здоровья;
  • расчет индекса массы тела;
  • ряд анализов крови и мочи;
  • измерение артериального и внутриглазного давления;
  • электрокардиография;
  • определение и изменений сосудистой системы;
  • для женщин – осмотр гинеколога. Соискательницы в возрасте старше 40 лет в обязательном порядке проходят маммографию.

В этой ситуации заключение по результатам выполненного обследования составляется в пяти экземплярах, в отличие от предварительного медосмотра. Здесь изменение заключается в том, что дополнительный пятый экземпляр с письменного согласия сотрудника направляется в Фонд социального страхования. Если по итогам периодического обследования у сотрудника были выявлены противопоказания к дальнейшей работе на этой должностной позиции, его направляют на экспертизу профессиональной пригодности в уполномоченную организацию.

Подготовка изменений в приказ 302н

Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:

  • список вредных и опасных факторов, при наличии которых на рабочих местах проведение медосмотров становится обязательным (приложение №1);
  • список видов работ, выполнение которых предусматривает обязательное участие работников в обследованиях (приложение № 2);
  • правила выполнения обследований для персонала предприятий.

Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа.

Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования.

Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2021 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа.

Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие.

Раздел проекта приказа

Изменения в сравнении с приказом 302н

Пункт 4 приложения № 1

Возможность проведения медицинских осмотров мобильными бригадами врачей медицинских организаций при условии предварительного прохождения работником необходимых исследований в условиях медицинского учреждения. Осмотры мобильными бригадами могут проводиться с применением телемедицины

Пункт 9 приложения № 1

Возможность учета работодателем направлений на медосмотр в электронном виде

Пункт 10 приложения № 1

Необходимость предоставления работником полиса обязательного или добровольного медицинского страхования для прохождения медосмотра

Пункт 10 приложения № 1

Возможность получения медицинской организацией результатов обследований, выполненных в рамках диспансеризации работника, в электронном виде до его явки на медосмотр

Пункт 11 приложения № 1

Возможность организации работодателем диспансеризации или ежегодного профосмотра работников с целью учета их результатов в заключении врачебной комиссии. В этой ситуации стоимость услуг по диспансеризации или профосмотру не учитывается в договоре с медицинским учреждением, которое проводит медосмотр

Пункт 13 приложения № 1

Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов предварительного медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС

Пункт 15 приложения № 1

Возможность выдачи врачебного заключения в форме электронного документа, снабженного усиленной цифровой подписью медработника. Необходимо использовать защищенные каналы связи, которые исключают возможность доступа третьих лиц к этим данным

Пункт 16 приложения № 1

Необходимость внесения данных о результатах предварительного медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе

Пункт 18 приложения № 1

Возможность проведения внеочередного медосмотра по результатам предыдущего обследования или после нетрудоспособности сотрудника при наличии направления работодателя

Пункт 21 приложения № 1

Сокращение списка категорий работников, в отношении которых информация о назначении периодических осмотров передается в Роспотребнадзор. В приказе 302н это требование распространялось на всех работников, теперь - только на специалистов, занятых в пищевой промышленности, торговле, общепите, водоснабжении, медицине и работе детских учреждений

Пункт 31 приложения № 1

Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов периодического медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС

Пункт 33 приложения № 1

Необходимость внесения данных о результатах периодического медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе

Новые правила медосмотра

Уже в ближайшем будущем работники станут проходить медосмотр по новым правилам, содержащимся в приказе №29н. Новый нормативный документ, регулирующий правила медицинских осмотров работников, имеет ограниченный срок действия: его окончание запланировано на 1 апреля 2027 года. Основными изменениями, внесенными в порядок проведения обследований по сравнению с прежним, стали:

  • возможность проведения медосмотра мобильными бригадами медицинских специалистов - после предварительного прохождения обязательных обследований в медучреждении;
  • необходимость указания номера полиса ОМС в направлении на медосмотр;
  • возможность формирования ряда важных документов, включая направление, в электронном виде;
  • возможность проведения части процедур в рамках медосмотра в форме диспансеризации;
  • привязка медицинских противопоказаний к выполнению работ к Международной классификации болезней МКБ-10.

Ответственность за допуск к работе без медосмотра

Для работников, которые трудятся во вредных условиях или на опасных позициях, прохождение медосмотра является обязательным – обязанность проводить профосмотр по приказу 302н перенесли и в новый документ. Положения статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом отношении не претерпят изменений: они предусматривают серьезные санкции для нарушителей этого требования:

Читайте также: