Для чего проводить профилактику вич в школе

Обновлено: 19.04.2024

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства и Государственной Думы. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества.

Работники сферы образования также понимают необходимость перехода человечества к новому стилю социального поведения, во многом противоречащего жизненному опыту предшествующих поколений, они наблюдают ухудшение состояния здоровья школьников и изменение отношения учащихся к собственному здоровью и окружающей среде.

Скриннинг - тестирование ребят, а также изучение данных диспансеризации с 1 по 11 класс выявило негативные тенденции: ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата, ухудшение зрения, рост числа желудочно-кишечных заболеваний (гастриты), жалоб на утомляемость, головные боли и т.п. Анализ работы столовой, психологической и медицинской служб, режима дня ребят, показали необходимость усиления работы по здоровьесбережению, формированию основ здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

На уроке в школе присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Педагоги школы заботятся об организации качественного обучения, развития и воспитания школьников без ущерба для физического и духовного здоровья детей, качественного полноценного питания учащихся, активного вовлечения самих участников учебно-воспитательного процесса в здоровьесбережение через самопознание, самооценку и самокоррекцию, создают условия совместной деятельности служб психологической, педагогической и медицинской.

На фоне эпидемического подъема ВИЧ-инфекции, отсутствия эффективных средств специфического лечения и профилактики (вакцины против ВИЧ) основным средством борьбы с эпидемией остается профилактическая деятельность в приоритетных группах риска. Она реализуется через обучающие программы, направленные на подростков (учащихся старших классов школ, колледжей, лицеев и гимназий, студентов ВУЗов); учителей-валеологов, биологов, психологов, социальных работников; родителей; работников медицинских учреждений

Учитывая тенденцию ВИЧ-инфекции к омолаживанию и частоту пораженности этой группы, работе с молодежью уделяется особое внимание.

В Астраханской области Областным СПИД-центром изучалась модель сексуального поведения подростков, обучающихся в школах и средних медицинских учебных заведениях. Проведенные исследования позволили разработать образовательные программы по профилактике ВИЧ-инфекции для данной возрастной группы, в которые были включены вопросы заболеваний, передающихся половым путем, анатомо-физиологические особенности мужской и женской половой сферы, психология мужчины и женщины, психология сексуальности, ценности семьи и брака, вопросы безопасного секса. Эти программы в Центре по профилактике и борьбе со СПИД реализуются через постоянно действующие семинары для учащихся. С этой целью областной СПИД-центр организует выездные занятия в школах, лицеях, колледжах, ВУЗах, а также постоянно проводятся семинары на базе Центра. Найдена оптимальная форма работы с молодежью: это работа в малых группах с разделением учащихся по половому признаку, привлечение к этой работе учителей, классных руководителей

Обучающий процесс проходит в несколько этапов. На первом этапе с юношами и девушками в разных аудиториях параллельно работают врачи Центра, давая им информацию на тему "Современные аспекты ВИЧ- инфекции", уделяя особое внимание эпидемиологической ситуации, путям передачи и средствам защиты. Затем начинается второй этап обучения (этап вовлечения молодежи в обсуждение проблемы), когда после усвоенной информации подросткам предлагают провести круглый стол с последующим обсуждением вопросов, которые возникли в ходе принятия и осмысления информации. Возможен выпуск газет, санитарных бюллетеней, реклам

На третьем этапе проводится анонимное анкетирование для изучения социально-поведенческих и психологических характеристик учащихся с последующим анализом и получения информации для формирования образовательных программ с новым содержанием.

Основной принцип профилактики ВИЧ/СПИДа, наркомании, венерических заболеваний, как болезней поведения – изменение поведения человека на более безопасное, сформировать социальную терпимость и сострадание к жертвам СПИДа. Это под силу только всему обществу, при непосредственном участии различных государственных структур. Решающая роль в этой работе принадлежит органам образования всех уровней. Применяемые в настоящее время формы и методы профилактики следующие: лекция, беседа, самостоятельное изучение, использование аудио-визуальных средств, использование наглядных пособий, обсуждение в группах (дискуссии, мозговые штурмы), обмен мнениями, впечатлениями, обучение практикой действия: ролевые игры, игровые ситуации, практические занятия, выступление в роли обучающего, информационная кампания по ВИЧ/СПИДу, посещение спортивных школ, стадионов, тренажерных залов.

Мы живем в мире, где эпидемия ВИЧ-инфекции является серьезной угрозой здоровью каждого человека. Эта информация для родителей, которые готовы вместе с детьми обсуждать вопросы сохранения здоровья и профилактики ВИЧ-инфекции.


Знание основ профилактики ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, – залог здорового будущего ваших детей!

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ РЕБЕНКУ, ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ.

ВИЧ-инфекция – это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Вирус был открыт учеными из двух лабораторий (Института Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и Национального института рака в США под руководством Роберта Галло) почти одновременно в 1982-83 годах.

Попадая в организм, ВИЧ поражает клетки иммунной системы, которые быстро истощаются и погибают под влиянием вируса. Организм становится уязвим перед опасными возбудителями. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию – СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).

ВИЧ-инфекция долгое время протекает бессимптомно.
С момента заражения до развития СПИДа может пройти от 3 до 15 лет. В этот период человек может хорошо себя чувствовать, выглядеть здоровым и не подозревать о том, что болен.

ВИЧ передается только через определенные биологические жидкости организма (кровь, сперма, влагалищный секрет, грудное молоко).
Выделяют 3 пути передачи вируса:

ПОЛОВОЙ
незащищенные сексуальные контакты

ЧЕРЕЗ КРОВЬ
использование нестерильного медицинского инструментария (чаще всего при употреблении наркотиков), переливание зараженной донорской крови и ее компонентов

ОТ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ
внутриутробно, при родах, через грудное вскармливание

При половом пути вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому. Опасными являются любые незащищенные сексуальные контакты. Повышают риск заражения половые отношения с многочисленными партнерами.

Презерватив (при правильном его использовании) является единственным и надежным средством защиты от ВИЧ. Любые другие средства контрацепции не защищают от заражения вирусом.

При контакте с кровью или биологическими жидкостями, содержащими кровь, заражение происходит чаще всего при внутривенном употреблении наркотических веществ через нестерильные шприцы и иглы. При этом для заражения достаточно однократного введения раствора наркотика, содержащего незначительное количество инфицированной крови.

Кроме того, вирус может попасть в организм при использовании нестерильного инструментария в тату- пирсинг-салонах. Поэтому во всех медицинских и немедицинских учреждениях важно следить за соблюдением правил проведения процедур, связанных с повреждением кожных покровов и слизистых (использование одноразовых шприцев и игл, стерильных инструментов).

От инфицированной женщины к ребенку вирус передается во время беременности, родов или при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.

В БЫТУ ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ! Невозможно заразиться вирусом при рукопожатиях, поцелуях, объятиях, при кашле, через общую посуду и постельное белье, в бассейне или сауне, через укусы насекомых.

Перед разговором с ребенком важно узнать, в каких ситуациях есть риск заразиться ВИЧ, какова его степень в конкретных условиях. Например, при поцелуе риск отсутствует. При сексуальном контакте риск высокий, однако при условии использования презерватива он снижается до 5-10%. Обращение в поликлинику за прививкой – риска нет. Употребление наркотических веществ: инъекционных – высокий, неинъекционных (курительных смесей) – повышенный (из-за непредсказуемости поведения под действием наркотика).

Также нужно знать, каким образом вирус выявляется у человека. Для этого существует специальный ТЕСТ НА ВИЧ. Это исследование определяет наличие специфических антител к ВИЧ в крови. Они вырабатываются в организме в ответ на проникновение вируса.

Тест на ВИЧ проводится БЕСПЛАТНО для всех граждан РФ в поликлиниках по месту жительства или СПИД-центре. Для этого достаточно иметь при себе паспорт и быть старше 15 лет. Также, по желанию, тестирование можно пройти анонимно.

Положительный результат теста означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ. Для подтверждения диагноза в этом случае назначается дополнительное обследование.

Отрицательный результат означает, что антитела к вирусу в крови не обнаружены. Такой результат тестирования может быть, если человек не инфицирован ВИЧ либо инфицирован, но организм еще не выработал достаточное количество антител к вирусу (это период называется "периодом окна").

Для выработки антител к ВИЧ организму требуется от 2 недель до 3 месяцев. Поэтому тестирование рекомендуется проходить повторно через 2-3 месяца.


Только знания о ВИЧ-инфекции и соблюдение мер предосторожности способны защитить человека от ВИЧ! Обучая ребенка безопасному поведению и основам сохранения репродуктивного здоровья, Вы заботитесь о его будущем.


КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ.

Вопросы о ВИЧ-инфекции и СПИДе могут появиться у подростка в период полового созревания, когда тема интимных отношений становится ему по-настоящему интересна. Но к этому моменту он уже должен быть готов получить информацию о ВИЧ-инфекции и владеть минимумом необходимой информации. Половое самосознание и полоролевое поведение формируется у ребенка до 6 лет.

Дети до 6 лет

Не нуждаются в подробных описаниях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения в этом возрасте должны быть простыми и доступными.

Необходимые знания: о своем теле и его здоровье.

Ребенок должен иметь навыки личной гигиены, понимать, что такое пол и почему мальчики отличаются от девочек. Стоит честно ответить на вопросы о браке, рождении детей, интимных отношениях мужа и жены и их биологической значимости. Ребенка могут интересовать вопросы о различных частях тела и их назначении. Необходимо, чтобы дома он мог свободно говорить об этом, не стесняться задавать любые вопросы. Не стоит допускать развития ошибочных представлений или формировать слишком сильное чувство стыда у ребенка, связанное с вопросами секса. В этом возрасте дети не могут самостоятельно разобраться в этой теме. Вовремя полученные от родителей (или специалистов по согласованию с родителями) правильные и точные ответы оставят меньше времени для размышлений и нездорового фантазирования.

Среди вопросов здоровья и гигиены можно рассказать о различных возбудителях болезней, передающихся от человека к человеку самыми разными путями.

Дети от 7 до 11 лет

Не готовы к усвоению даже базовых знаний о ВИЧ-инфекции. Поэтому в таком возрасте можно дать наиболее общее толкование СПИДа как болезни, которая возникает из-за инфекции, попадающей в кровь человека.

Необходимые знания: точная информация о сексуальной жизни человека, ее положительные и отрицательные стороны (профилактика беспорядочных сексуальных связей, вред раннего начала половой жизни, предоставление элементарных знаний об инфекциях, передающихся через кровь и половым путем). Особое внимание стоит уделить семейным ценностям не только в разговорах с детьми, но и в жизни. Личный пример родителей очень важен для ребенка.

Для лучшего восприятия информации можно вместе с ребенком нарисовать схему, демонстрирующую схему работы иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает вирус иммунодефицита.

Предложите ребенку поиграть в "волшебный замок", представив, что организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы – клетки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И есть те, кто пытается захватить дом (организм человека) – это вирусы, бактерии, грибки.

Через игры и разговоры у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование у него полезных привычек.

А вот стоит ли обсуждать в этом возрасте, что такое "презерватив" или "безопасный секс", решать Вам.

Подростки 12-17 лет

В этом возрасте важно обеспечить ребенка доступной всесторонней и точной информацией о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, а также об обстоятельствах, повышающих риск заражения.

Откровенно поговорите со своим ребенком. Этот разговор может быть трудным, но он важен, так как для подростка реален риск инфицироваться ВИЧ.

Невозможно постоянно следить за тем, где и чем занят подросток, поэтому именно Вы должны убедить и научить своего ребенка принимать обдуманные и верные решения.

Подростку необходимо дать полные знания о ВИЧ, инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), сексе. Не менее важно поделиться взглядами родителей на эти вопросы.

В беседу также следует включить темы:

  • половой зрелости (менструации, поллюции и др.);
  • контрацепции, в частности разъяснить вопросы о презервативах, которые являются не только способом предотвращения нежелательной беременности, но и единственным средством контрацепции, способным снизить риск заражения ВИЧ и заболеваниями, передающимися половым путем;
  • опасности алкоголя и наркотиков, как с точки зрения их влияния на здоровье (в том числе репродуктивное), так и с точки зрения риска заражения ВИЧ-инфекцией, который повышается при их употреблении.


С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на:

  • отсроченное начало половой жизни;
  • принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;
  • соблюдение взаимной верности половых партнеров;
  • взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;
  • использование презерватива при каждом половом контакте;
  • отказ от употребления наркотиков.


С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР О ВИЧ С ПОДРОСТКОМ?

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Если Вы чего-то не знаете

Честно говорить ребенку о том, что Вы не можете ответить на этот вопрос, но обязательно поищите ответ. Можно также предложить поискать ответ вместе.

Если по каким либо причинам Вы сами не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, всегда есть вариант обратиться к профессионалам (педагогам, психологам).

Если Вы удивлены сложным вопросом

Не избегайте его и не переводите тему разговора! Ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, выходит в интернет, читает, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную, информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя.

Если Вы не знаете, когда начать

Чем раньше, тем лучше! Детям приходится слушать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они становятся способны их понять. У родителей есть уникальная возможность – стать первыми, кто информирует ребенка о проблемах сексуальности и ВИЧ-инфекции. Именно родители способны защитить детей от заблуждений и неправильной информации, привить те ценности, которые помогут им сохранить свое здоровье. И если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние.

Начните разговор сами

Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о сексуальных отношениях и ВИЧ самостоятельно. Повседневная жизнь постоянно дает нам поводы говорить об этом. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять. Но не следует оставлять слишком большие пробелы в его представлениях, ведь то, каким образом дети восполняют недостающие знания, может повлечь негативные последствия. При этом учитывайте, что ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на его вопросы были максимально честными.

Станьте примером для своего ребенка

Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет возможность говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях. Научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснять, во что Вы верите и что Вы считаете правильным.

Слушайте и слышьте своих детей

Каждый ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, он начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для родителя, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом.

Будьте терпеливы

Часто нам кажется, что мы знаем, о чем ребенок хочет сказать, задолго до того, как он сформулирует предложение. Но не заканчивайте фразу за него, как бы Вам этого не хотелось. Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания.

Не забывайте напоминать о важных вопросах

Научите ребенка уважать самого себя

Чем лучше ребенок относится к самому себе, чем больше верит в себя и свое будущее, тем меньше вероятность рискованного поведения!

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ?

Вопросы, которые может задавать ребенок

"Правда ли, что можно заразиться ВИЧ от укола иглой в транспорте?"
Ответ: "Нет, в данном случае риска нет, так как на конце иглы содержится недостаточное количество вируса для заражения, к тому же он быстро гибнет во внешней среде".

"Могу ли я заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?"
Ответ: "Нет, от прививки заразиться ВИЧ нельзя. Каждому пациенту врач делает инъекции одноразовым шприцем, который после проведения процедуры обеззараживают и выбрасывают".

"Как люди заражаются ВИЧ?"
Ответ: "Большинство подростков и взрослых могут заразиться, если используют одни и те же иглы, что и человек с ВИЧ, когда принимают наркотики. Также можно заразиться при незащищенных сексуальных контактах".

"А дети могут заразиться ВИЧ?"
Ответ: "Некоторые дети имеют ВИЧ. Большая часть из них получили вирус еще до своего рождения, потому что такой же вирус был у их мамы".

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Профилактическая работа в школе по предупреждению распространения ВИЧ –инфекции и употребления ПАВ

Педагог-психолог МБОУ ШСОШ № 10

Тарханян Эмма Жирайровна

Важным фактором злоупотребления ПАВ, следовательно, и распространения ВИЧ-инфекции, является снижение у большинства детей нравственной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Вместе с тем наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен.

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.

3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.

4. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

5. Демонстративный протест.

Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых различных факторов, которые могут, как способствовать, так и препятствовать развитию вредных привычек. Чтобы адекватно строить профилактическую работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой находится подросток, и уже затем выбирать те звенья, на которые можно реально воздействовать.

Существуют также факторы, которые удерживают подростков от употребления наркотиков даже в самой неблагоприятной обстановке.

К таким защитным факторам относятся:

1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.

2. Привязанность к своим близким.

3. Возможность активного участия в значимой деятельности.

4. Успешность в овладении знаниями и умениями.

5. Признание и одобрение со стороны окружающих.

Формирование ценностей, альтернативных ПАВ, обращение к ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педагогов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты.

Семья сегодня стала наиболее слабым и уязвимым звеном в системе мер по созданию у детей жизненной среды, надежно защищенной от наркотиков, алкоголя, табака.

Практически все родители, столкнувшиеся с проблемой потребления ПАВ, оказываются застигнутыми врасплох. Существующая кризисная социальная ситуация привела к разрушению системы ценностей, норм морали и поведения, что привело к таким негативным явлениям, как наркотики, ВИЧ-инфекция. Одной из причин оказалась некомпетентность в данном вопросе, сказывается низкий уровень информированности населения, а также порой искаженность сведений о ПАВ.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации профилактической системы, целью которой является: создание условий для формиро вания у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотиче ских веществ, ведения здорового образа жизни.

Профилактическая работа включает в себя три компонента

Научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит. В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска, психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Профилактическая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Профилактическая работа с родителями:

- Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей;

- Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

2. Профилактическая работа с детьми:

Во время проведения занятий с подростками по профилактике зависимости от ПАВ мы решаем двойную задачу.

С одной стороны, на занятиях развиваются недостающие им навыки, обсуждаются важные проблемы: общения, отношения с людьми, проблемы конфликтов и стрессов.

С другой стороны, в ходе занятий вырабатывается целый комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы, с тем, чтобы подростки могли принимать решения о неупотреблении алкоголя и других психо-активных веществ на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий.

Занятия основаны на уважении личности человека, его прав. При этом происходит обучение социально-психологическим навыкам и навыкам здорового образа жизни. Занятия можно проводить в разных формах: тренинги, игры , викторины, анкетирование, тестирование.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.

Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем".

Очень важно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т.п.).

Кроме того, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ имеет установление с ребенком доверительных отношений, благоприятного психологического климата в семье.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Средней школы № _______

от ____________ .№ ______

ВИЧ – инфекции в школе № ______

Сроки реализации 2015 – 2020 г. г.

Пояснительная записка

Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям.

Стабильно высокий уровень пораженности населения ВИЧ-инфекцией, как в России, так и в Свердловской области является следствием недостаточного уровня информированности молодых людей об актуальности проблемы ВИЧ-инфекции, наряду с практикой рискованного поведения. Ситуация усугубляется отсутствием настороженности молодых людей в отношении наличия у них факторов риска инфицирования ВИЧ.

В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. Несмотря на выраженную тенденцию вовлечения в эпид.процесс ВИЧ- инфекции старших возрастных групп, наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц молодого возраста.

Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно констатировать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения.

Молодёжь – мощный ресурс деятельности в области профилактики. Придерживаться безопасного поведения и установок легче, если привыкать к ним заранее. Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди школьников не вызывает сомнения.

Программа профилактики ВИЧ – инфекции в школе, формирование толерантного отношения к ВИЧ – положительным людям направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков, формирование и развитие защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию как биологическим (физиологическим), так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими принципами работы в данном направлении являются программы формирования здорового образа жизни детей и подростков, их жизненных навыков, в том числе коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию, а также информация о ВИЧ-инфекции и методах ее предупреждения.

Целью программы является первичная профилактика ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач :

1.Информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования.

2.Формирование у обучающихся толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

3.Организация систематической работы с родителями учащихся по информированию их о проблемах, связанных с ВИЧ-инфицированием, созданию поддерживающей воспитательной семейной среды.

4.Привитие норм ответственного поведения несовершеннолетних с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности.

Основные принципы информирования о ВИЧ:

не нанесение вреда неправильной (ложной) или неправильно понятой информацией; • исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы);

нейтральность в подаче информации;

осведомленное согласие на получение профилактической информации;

взаимоуважение в процессе информирования;

всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологического аспектов);

личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧ-инфекции;

адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информации);

создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность ступенчатой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой).

Основные направления деятельности:

-Информационное просвещение в области ВИЧ/СПИД всех участников образовательного процесса (обеспечение предоставления всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ-инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики.)

-Обучение ответственному поведению.

-Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность

Организационные формы деятельности по предупреждению ВИЧ-инфекции:

фрагменты уроков и (или) отдельные уроков рамках учебных предметов биология, литература, обществознание, ОБЖ, история; - консультации, организуемые для учащихся и родителей;

вне учебные и внеурочные массовые акции;

тематические классные часы;

Ожидаемые результаты

Высокий уровень информированности, проявляющийся в знании механизмов распространения ВИЧ – инфекции, способов профилактики заражения.

Устойчивая личностная позиция участников образовательного процесса в вопросах морально – нравственных ценностей.

Снижение подверженности факторам риска ВИЧ-инфицирования.

Толерантное отношение к ВИЧ - позитивным людям и их окружению.

Содержание деятельности

Направление / мероприятия

Ответственные

Информационное просвещение работников ш колы

По мере поступления информации

Председатель профсоюзной ячейки

Анкетирование с целью выяснения степени информированности в вопросах ВИЧ - профилактики

Распространение печатной информации

1 раз в четверть

Подготовка и пополнение копилки информационно – методических материалов для использования в работе с учащимися на бумажных и электронных носителях

Повышение квалификации в вопросах профилактики ВИЧ с использованием вебинаров, семинаров, курсовой переподготовки

Информационное просвещение родителей (законных представителей) учащихся

Получение информированного согласия родителей 8 – 11 классов на проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции с их ребёнком (форма в приложении 1)

1 раз в полугодие

Размещение информации по вопросам профилактики ВИЧ на официальном сайте школы

Распространение печатной информации

1 раз в полугодие

Индивидуальные консультации по запросам

По мере поступления запроса

Педагог-психолог Школьный врач

Информационное просвещение учащихся (В программе принимают участие те учащиеся, родители которых дали письменное согласие.)

Классные часы по профилактике вредных привычек 1-6 класс, профилактике ВИЧ/СПИДа07-11 классы

1 раз в полугодие

1 раз в четверть

Включение вопросов профилактики ВИЧ инфекции по предметам ОБЖ, обществознание, биология, экономика, география, литература, физическая культура.

По плану педагога

Посещение и нтерактивны х выста вок

Ежегодно 1 декабря

Классные часы по темам профилактики ВИЧ – инфекции с использованием современных образовательных технологий

Обучение ответственному поведению

Классные часы в рамах направления

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

По плану кл. руководителей

Встречи с выпускниками с целью знакомства учеников с возможностями профессионального и жизненного определения

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ГБОУ Липецкой области

специальная школа-интернат г. Грязи

Воспитательный час

"Профилактика ВИЧ/СПИД в начальной школе".

Воспитатель 2 группы:

Косых Е.А.

Цель: Соответственно возрасту дать знание о ВИЧ/СПИД, путях передачи, мерах предосторожности при контакте с ВИЧ-инфицированными.

Дать объективную информацию о ВИЧ/СПИД.

Формировать навыки ответственности за свое поведение.

Воспитывать аккуратность, гигиенические навыки, силу воли.

Ход занятия.

Цель : активизировать внимание, активность , восприятие, узнавать о знаниях детей о ВИЧ/СПИД.

Детям показана запись: ВИЧ/СПИД.

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, вы уже что-то знаете. А сейчас попробуем расшифровать эту запись и узнать побольше про болезнь.

II. Рассказ о ВИЧ/СПИД.

Ведущий расшифровывает надписи с объяснением. (Приложение 1)

В- вирус; И- иммунодефицита ; Ч- человека

С- синдром; П- приобретенного ; И- иммуно ; Д- дефицита

Воспитатель. Дети, а вы любите волшебные истории.

(Рассказ сопровождается иллюстрациями. Приложение 2.)

Он узнал это место. Это была его разбитая коленка.
Что тут творилось! Здесь трудилась армия солдатиков в красной и белой формах. Одни солдатики были выше рангом - крупные, другие мелкие. Среди них было много раненных. Красные солдатики доставляли кислород, белые сражались и защищали организм от врагов- микробов, которые проникали через повреждённую кожу.
Когда закончилось сражение, Тимур подошёл к главнокомандующему армии и сказал восхищенно:
- Какая смелая и огромная армия! Расскажите, пожалуйста, про ваших солдат.
- Ну, хорошо, - ответил строгий генерал. – Вот эти красные солдатики- эритроциты, красные кровяные клетки. Они содержат в своих рюкзаках железо и доставляют кислород в организм. А вот те бравые солдатики - это белые клетки крови, и среди них есть самые смелые защитники организма

Именно они создают щит от болезней, который называется иммунитет.
Как только появляются враги, наши защитники тут как тут.
-Но вот, несколько лет назад, нахмурив брови, продолжал генерал, появился грозный враг человеческого организма ВИЧ - вирус иммунодефицита человека. Когда этот злой враг попадает в организм человека, он проникает в

Т- лимфоциты, размножается там и повреждает их. Многие из Т- лимфоцитов прогибают. Так как организм человека без защиты, то микробы и бактерии, попавшие в него, могут быть смертельными.
- Неужели нет лекарств против ВИЧ?–испугался Тимур.
- Как не печально, но до сих пор нет лекарств, которые могли бы уничтожить ВИЧ. Хитрый ВИЧ может жить в организме тихо, не делать своё злое дело, не выдавать себя несколько лет. Когда иммунитет становится настолько слабым, что организм не может больше бороться с различными болезнями, наступает СПИД -синдром приобретённого иммунодефицита.
- Если я разбил коленку до крови, я могу заразиться ВИЧ?- спросил Тимур.
- Нет, для этого нужно, чтобы заражённая ВИЧ кровь другого человека попала в твою рану.
- Я знаю, как чужая кровь может попасть в организм человека, воскликнул маленький собеседник, через загрязнённые медицинские инструменты, а ещё, когда переливают чужую кровь при различных заболеваниях.
- Всё правильно, молодой человек, ответил главнокомандующий. К сожалению, некоторые люди принимают наркотики – это вещества очень вредные для организма. При употреблении наркотиков часто люди используют общие шприцы и иглы, поэтому они заражаются. Есть ещё несколько важных правил, которые надо соблюдать, чтобы уберечь себя от заражения ВИЧ. Никогда не поднимайте в подъезде, на улице, в парке выброшенные иглы, шприцы, лезвия и другие предметы, которыми можно уколоться или порезаться. Этими предметами

мог пользоваться ВИЧ-инфицированный человек, и вы, поранившись, занесете вирус иммунодефицита в кровь.

- А у детей бывает ВИЧ? – поинтересовался мальчик.
- У некоторых детей действительно может быть ВИЧ. Если у мамы есть ВИЧ, то, иногда, он передаётся ребёнку при рождении, при кормлении грудным молоком.

- А можно заразиться ВИЧ от животных?

-ВИЧ не может передаваться человеку от животных. У кошек, собак, обезьян и других животных обнаружены свои вирусы иммунодефицита, но они не опасны для людей. Ведь вирусу иммунодефицита человека для жизни, питания и размножения нужны только клетки организма человека. Поэтому не бойтесь! От животных вы никогда не заразитесь ВИЧ-инфекцией. Заразиться ВИЧ можно только от ВИЧ-инфицированного человека.

- Как можно понять, что у человека ВИЧ?
- Ты не сможешь сразу узнать это. Долгое время после заражения человек чувствует себя хорошо. Только специальные анализы крови могут показать наличие ВИЧ. Заразиться ВИЧ может любой человек, и это не значит, что он плохой или какой-то особенный.

Есть способы защитить себя от ВИЧ, и у тебя тоже это получится.

Я тебе советую:
- остерегайся попадания чужой крови на кожу, особенно если она повреждена, или в глаза.
- не трогай чужие шприцы и иглы, валяющиеся на улице.
- помни, что все медицинские инъекции (уколы) должны быть сделаны одноразовыми инструментами.

- Пришло время расстаться. Прощай мой друг! И будь здоров! – сказал добрый командир.
Через несколько секунд Тимур открыл глаза и увидел перед собой Дину, которая обрабатывала его ранку зелёнкой.
- Дина, я хочу рассказать тебе об одном царстве,- воодушевленно предложил Тимур.

Цель: снятие напряжения, развитие групповой сплоченности.

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

Цель: проверить знания о полученной информации.

Воспитатель: Внимание! Сейчас мы поиграем в игру. Я вам зачитываю предложения правильные и неправильные. Если по вашему мнению предложения правильные – вы хлопаете в ладоши, если нет – не хлопаете. Готовы? Внимание! Начали!

Воспитатель: Молодцы! А сейчас советы доктора Айболита, который рекомендует:

- Чтобы защитить себя от ВИЧ, выполняй такие правила.

1. Придерживайся правил личной гигиены. (Дети должны сказать правила)

2.Никогда не берите в руки найденные шприцы и другое медицинское оборудование.

3. Следите, чтобы медицинские работники делали уколы и прививки, анализы крови только одноразовыми шприцами.

4.Если, играя на улице, вы случайно поранились, обработайте рану перекисью водорода, медицинским спиртом, зеленкой. Сообщите родителям.

5.Никогда не контактируйте с кровью других людей.

Воспитатель: И последнее, что хотелось вам рассказать: символом борьбы против СПИДа стала красная ленточка. Предложил этот символ американский художник Франк Мур в 1991 году. Красную ленточку прикалывают к одежде. Чем больше людей наденут красную ленточку, тем слышнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме Спида. Сейчас мы с вами попробуем сделать такие красные петельки.

Читайте также: