Элементы коми орнамента солнце чум оленьи рога человек

Обновлено: 01.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект НОД в подготовительной группе

Цель: дать представление о коми орнаменте и его элементах.

Образовательные:

- познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.

Развивающие:

-развитие зрительной памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, воображения, творческих способностей.

Воспитательные:

-формирование эстетического вкуса, уважения к быту народов севера и его творчеству, умение работать в коллективе.

Ход мероприятия:

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми элементами коми орнамента. Кто из вас знает, что такое орнамент?(отвечают дети, предполагаемые ответы: украшение, рисунок, узор)

Правильно, орнамент-это узор. Для чего люди используют орнамент?(отвечают дети, предполагаемые ответы: для красоты).

Для украшения изделий. Какие изделия или предметы можно украшать орнаментом (дети перечисляют, предполагаемые ответы: посуду, одежду и т.п.).

(Педагог показывает несколько предметов украшенных орнаментом(полотенце, шкатулку и т.п.)

Из чего состоит орнамент (отвечают дети, предполагаемые ответы: из рисунков и т.п.).

Из отдельных элементов.

Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими элементами. Давайте их рассмотрим.

В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. И по нему можно определить время и страну, где была создана та или иная вещь.

Орнамент служил не только украшением, по орнаменту можно было определить, где живёт человек.

Орнамент использовали в оформлении гербов городов Коми республики .

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы, угадав их, познакомитесь с некоторыми элементами нашего коми орнамента.

1.Стройный, быстрый, рога ветвистые.

Пасется весь день. Кто это? (олень)

Кто по снегу, по траве носит лес на голове (олень)

Посмотрите, как выглядит олень в орнаменте. Дети находят на слайде угаданные элементы.

2.Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось)

3.Живет в лесу, ухает как разбойник.

Люди его боятся, а он людей боится (филин)

4.Голубой платок красный колобок,

По платку катается, людям улыбается(солнце)

5.Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает (корова)

6.Любит моря и речки, хороший летун

Прекрасный пловец. Спит на воде ходит по земле (чайка)

7.И в тайге, и в океане он отыщет путь любой-

Умещается в кармане, а ведет нас за собой (компас)

8.В воде она живет. Нет клюва, а она клюёт(рыба)

9.Носит брюки и рубахи, шляпу, бороду усы.

Он работает лопатой. Кто же это подскажи (мужчина)

10.На далеком севере живет, где бегают красивые олени.

Он никогда почти не устает. Он никогда не знает лени (оленевод)

11.По горам, по долам ходит шуба да кафтан (баран)

Посмотрите на экран и скажите, с какими элементами вы познакомились.

(дети вместе с педагогом повторяют элементы).

- Это коми-зырянские пояса. Перед вами на столах лежат карандаши и раскраски, которые вам нужно раскрасить аккуратно.

В данной презентации представлены элементы коми орнамента, здесь же можно увидеть и их значение, которое понятно детям.

ВложениеРазмер
prezentatsiya1.pptx 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

я годы на кочках

с леды маленьких зверей

Спасибо за в нимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер-класс "Загадки орнамента народа Коми"

Представление педагогам элементов используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возрастаОрганизация педагогического поиска через реализацию инновационных программПовышение т.


Презентация к мастер-классу"Загадки орнамента народа Коми"

Цель для детейУглубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте.Развивать навык составления узоров из различных элементов.Способствовать развитию воображения.Воспитывать ак.

Мастер-класс и "Загадки орнамента народа Коми". Презентация

Представление педагогам элементов используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возрастаОрганизация педагогического поиска через реализацию инновационных программПовышение т.


middot; Цель развлечения: ознакомление детей с коми народными играми;·удовлетворение потребности детей в движении; развитие спортивных навыков, глазомера, быстр.


Цель:Приобщение дошкольников к культуре народа комиОбразовательные задачи:дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях женского костюмаРазвивающие задачи:- развивать эстетическ.


презентация "Виды спорта народа Коми" (начало)

В презентации описываются традиционные национальные виды спорта.

Презентация "Жилище коми народа - коми изба".

Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба".

Автор: Маслова Юлия Владимировна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Коми орнамент вокруг нас.

В настоящее время возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Республика Коми - Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру республики, как свою собственную. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и индивидуально.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином своего отечества.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание посредством приобщения детей к этнокультурным традициям начинается в дошкольном возрасте.

Общие задачи воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые веками создавались народами, чей менталитет на данной территории является приоритетным.

Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о его жизни, традициях и обычаях, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Коми национальное искусство богато по содержанию и находит отражение в культуре духовной и материальной. Картины, изделия из дерева, меха, кожи, пряжи, ткани с традиционным коми орнаментом входят в дом, как произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу. В настоящее время предметы коми национального искусства становятся украшением городского и сельского жилья, воспитывают у детей чувство гордости за самобытное искусство.

Отличительной особенностью народного творчества коми, является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному искусству коми играет знакомство их с назначением орнамента, основными законами его построения, усвоение принципов украшения предметов.

Каждый элемент орнамента рассказывает о природе тундры, животных, о жизни и традициях народов коми.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Красота окружающей природы, этнокультурные особенности окружают ребенка с самого рождения. Наша задача состоит в том, чтобы ребенок знакомился с окружающим миром через эмоциональные и чувственные средства, а, именно через различные виды искусства. Нельзя познать культуру других народов, отказавшись от собственной.

Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма, пронесённые через века, не мешают проявляться чувству современности. Это отражается в изделиях наших коми мастеров и мастериц: обувь (пимы, тапочки), одежда (малица, пояса, чулки, носки, рукавицы и др.), предметы быта (солонки, хлебницы, расписанные блюда для печенья, сахарница, шкатулка, салфетка и т.д.), сувениры (панно, украшения, сумки и др.), игрушки. Все это воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.

Образовательные области

Орнамент – это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. В соединении элементов обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная симметрией и ритмом (чередованием). Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторяемость. Симметрия – (спокойное равновесие элементов), это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены.

Начинать работу по знакомству с коми орнаментом следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам.

В младшей группе можно внести куклу в коми национальной одежде. Обращать внимание детей на элементы коми орнамента при узорном вязании чулок, варежек. Можно приобщать родителей к изготовлению вязаных изделий с использованием коми орнамента.

В подготовительной к школе группе продолжается знакомство с коми орнаментом. Добавляются элементы: чайка, сердце, паук, ошейник коровы, хомут, оленевод, рога барана, человек, олень. Детям предлагается украшать рубашки, коврики, шторы, прялки, сумки, пестерь, веретёна.

Составляем рассказы и сказки коми орнаментом

Задачи:

Продолжать учить самостоятельно делать выбор материала для работы, фона. Развивать воображение детей в составлении рассказов или сказок с помощью элементов коми орнамента. Воспитывать интерес к культуре коми народа.

Материал:

1 вариант; - Составить рассказ по готовой картинке, в помощь детям картинки двойники.

2 вариант- По рассказу выложить картинку с использованием карточек коми орнамента.

3 вариант- По рассказу нарисовать картинку с использованием коми орнамента.

Образцы коми орнамента:


Предметно-пространственная среда в группе.


ема: Искусство предков Коми: Коми национальный орнамент.

Цель: Развить интерес детей к искусству предков коми путём изучения Коми национального орнамента.

Задачи:

Обучающие:

Воспитательные:

  • Побудить интерес к изучению искусства предков коми;
  • Побудить в детях любовь к малой Родине.

Развивающие:

  • Способствовать творческому развитию личности.

-Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на эти каринки и скажем, чем отличаются костюмы разных районов Коми? Как украшали Коми костюмы?

Пасы – это графические элементы (знаки) геометрической формы, которые содержат информацию о роде человека.

Раньше, когда люди не знали грамоты, не умели писать, для семьи пас служил подписью, им обозначали предметы, дома, деревьях в лесу, отмечая границу охотничьего угодья.

Пас-основа передавалась от отца к сыну, изменяясь с помощью добавления новых деталей или изменения его расположения. Он усложнялся от поколения к поколению.

Пасы состоят из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, линий.

-Ребята, Вы уже знаете какие-нибудь Коми пасы? Давайте сейчас это проверим. Ваша задача будет сопоставить Коми пас с картинкой, которая его обозначает.

-Так же каждый пас имеет свое значение и магическую силу, он оберегал семью. А что значит оберегать?

-И значит оберег это…?

-У коми народа было много различных оберегов, давайте посмотрим книги, и Вы в группах найдете эти обереги.

-Так же Вы могли заметить пасы, изображенные там, где одежда кончалась, на подоле, на манжетах, у воротника.

-А кто мне скажет, почему именно там?

Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека.

*БЕРЕГИНЯ (женщина) - это священное женское божество, оберегает женское здоровье, благополучие, семью.

*СОЛНЦЕ (у коми шондi) - светлый оберег, он как солнце защищает жизнь, согревает, защищает от нечистой силы. Этот орнамент используется в основном в районе Сысолы и Вычегды, в других районах Коми - реже.

*РЫБА - символ богатства, материального благополучия. По представлению коми, рыба - представитель нижнего мира, который отвечает, в том числе и за материальные ценности.

-Как вы уже поняли пасы имеют свое значение, ими можно даже общаться. Хотели бы Вы это проверить?

-У меня есть таблица со значениями пасов и листочки с предложениями, давайте разделимся на группы и попробуем их перевести на язык пасов.

*Орнамент – это слово произошло от латинского слова, означающего украшение. Это узор из повторяющихся и чередующихся изобразительных элементов, пасов.

-Орнаменты разных уголков нашей земли отличаются друг от друга. По ним можно определить, в каком районе Республики Коми изготовлены предметы одежды, для кого они предназначались.

-Таким образом, как использовался пас у коми народа?

Он служил подписью, знаком рода человека, выступал в качестве оберега, а позднее в качестве орнаментального мотива, украшавшего одежду и предметы, принадлежащие семье.

-Ребята, что украшали Коми орнаментом?

-Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду и так же украшения, о которых сейчас подробнее расскажет Тимур.

Физминутка:

-Устали? . Давайте немного подвигаемся.

Начинаем с самого верха и постепенно опускаемся вниз:

-начинаем с головы влево-вправо-вперёд начинай;

-теперь пальцы рук и кисти выполняем за мной;

-теперь локти выполняем за мной;

-плечи выполняем за мной;

-пояс выполняем за мной.

Закончили. Можете сесть по своим местам.

-Отдохнули? А теперь давайте, слепим из глины свой символ, который будет служить оберегом для Вас. Для этого у вас на партах лежат инструменты, которые пригодятся вам для лепки и, что самое главное, глина. И так приступим…

-Отделите от всей приготовленной массы кусок подходящего размера. Помните его в руках - ваши пальцы должны привыкнуть к фактуре и плотности материала. Далее вам предстоит превратить кусок массы в круг. И самое главное – не бойтесь: одно из достоинств материала заключается в том, что до финишной обработки изделия вы всегда можете все переделать. Теперь мы имеем заготовку в виде плоского круга вам необходимо вырезать из неё желаемый символ (пас).

-Берём в руки стеки и начинаем проводить контур, попробуйте сделать какой-либо пас, который вам больше всего показался красивым.

-Теперь берём ещё один небольшой кусок глины и делаем основание. Для этого вам необходимо так же скатать шарик и сплющить его между ладонями. Полученный блин размещаем на стол и продолжаем формировать круг подходящих размеров.

Наносим желаемый узор на диск.

Соединяем заготовки вместе.

-А давайте каждый расскажет о своих поделках. Что он сделал? Было ли сложно? Что было интересно узнать? Была ли получена новая информация?

-Я вижу все вы справились с поставленной задачей. Теперь вам остаётся убрать ваши изделия на полки и дождаться высыхания, после чего разукрасить.

Мастер-класс для педагогов на тему:

Каждая национальная культура – это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к коми национальной культуре.

Также элементы коми орнамента позволяют познакомить ребенка с важнейшими традициями своих предков. При этом орнамент обладает чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе развития и воспитания ребенка едва ли не с первых дней его жизни.

Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы - листочки, цветы, насекомых, птиц – с достаточно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные формы - прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и т.д.

Орнамент - это основное композиционное начало украшения предметов. Назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: на зданиях театров, вокзалов, клубов, в интерьерах помещений, на предметах быта (мебели, шкатулках, книгах, изделиях из фарфора, на одежде).

В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. На ритуальной чаше древний земледелец горизонтальной волнистой линией обозначал небесную воду, вертикальными - дождь, точками и галочками - семена и всходы растений. Так он выражал свою надежду на дождь, на хороший урожай.

Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно безошибочно определить и время, и страну, где была создана та или иная вещь. В орнаменте получают отражение национальные мотивы, особенности растительного и животного мира. Так, в орнаментах севера встречаются хвоя, еловые шишки, фигуры оленей; в орнаментах средне - русской полосы - полевые цветы в т.д. Особое предпочтение у народов Севера получил геометрический орнамент.

Изучение и анализ программ по ознакомлению дошкольников с элементами коми орнамента показал, что круг вопросов по данной теме не рассматривается в комплексных программах, в то время как в парциальных находит отражение.

При подготовке занятий следует учитывать, в каком этнографическом районе живут дети, и в зависимости от этого, подбирать и готовить пособия.

В данной программе предложена система проведения занятий во всех четырех возрастных группах детского сада. В основе этой системы лежит комплексный подход. И, в свою очередь, в ней используется принцип концентричности, то есть в каждой возрастной группе происходит расширение и углубление темы.

В настоящее время в практике ДОУ и в системе семейного воспитания актуально становится обучение дошкольников деятельности с развивающими играми. Специфика деятельности с развивающими играми требует от взрослых использования не традиционных средств обучения детей дошкольного возраста. Если проанализировать состояние современного российского рынка развивающих игр для дошкольного возраста, то можно убедиться, что содержание многих из них построено на материале, не отражающем самобытность, неповторимость, уникальность национальной культуры.

Примерный перспективный план работы

Неделя

1 занятие

2 занятие

1

Задачи: знакомство с коми орнаментом, его значение (кочка с ягодами, пила, ошейник коровы);

развивать умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение.

Материал: варежка с орнаментом, палочки Кюизенера

Вопросы детям:

-На что они похожи?

-Как бы ты их назвал?

-Мы украсим варежку одним из видов

-Как называется этот орнамент?

-А как вы думайте с помощью чего можно сделать орнамент цветным?

-С помощью палочек Кюизенера.

Задачи: учиться находить пару орнаменту из предметов реального мира; знакомство с новым орнаментом (забор);

развивать умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней.

Вопросы детям:

2

Вопросы детям:

-Как называется дом оленевода? (чум)

-Как вы думайте он выглядит?

-Из чего сделан чум? (из оленьих шкур, в форме конуса, схематично изображается в форме треугольника)

-Попробуйте сами придумать орнамент чума.

-Вам помогут палочки Кюизенера такого цвета: 2 оранжевые, 2 белые, 2 желтые, 2 красные

-А теперь сравните с образцом

-Сделаем чум по схеме, способом наложения.

Материал: палочки Кюизенера, картина оленя + образец рога из палочек Кюизенера (2х2) в цветном варианте

Вопросы детям:

-У коми народа есть целая серия орнаментов, которые называются рога.

-Как вы думайте, какие рога изображены?

-Рога, какого животного? (показ)

-Сделаем из палочек Кюизенера рога оленя, чем они отличаются от Рогова барана, лося?

3

Задачи: знакомство с новым орнаментом (ошейник), умение выполнять работу по образцу

Материал: палочки Кюизенера, картина оленя + цветной образец ошейника из палочек Кюизенера (2х2)

Вопросы детям:

-У коми народа есть целая серия орнаментов, которые называются ошейники.

-Как вы думайте, какие ошейники изображены?

-Ошейники, какого животного? (показ)

-Сделаем из палочек Кюизенера ошейник (показ схемы образца 2х2)

-Выполним работу по образцу.

Задачи: знакомство с новым орнаментом (солнце), умение выполнять работу по схеме способом наложения.

Вопросы детям:

-Где использовали коми орнамент? (головной убор, одежда, обувь, посуда)

-Попробуем украсить фартук (передник) орнаментом.

-А как вы думайте с помощью чего можно сделать орнамент цветным?

-С помощью палочек Кюизенера

4

Материал: палочки Кюизенера, картина пояса + образцы поясов по количеству детей + образцы орнаментов для составления ряда.

Вопросы детям:

- Для чего нужен пояс?

Его надевали, когда выходили из дома в лес, перед тем как трудиться.

Пояс еще служил оберегом для хозяина.

-От кого оберегал пояс человека? (от несчастий, нечистой силы, от болезней)

-Еще пояс завязывали на праздники, это было украшением.

-Попробуем украсить пояс орнаментом, который в поясе чередуется. Возьмите 4 голубые палочки, составьте из них ромб, следующий ромб мы сделаем из палочек, короче голубой. Какого цвета надо взять палочки? (белые, розовые). Возьмите 4 розовых и составьте ромб правее голубого. Следующий ромб составим из желтых палочек. 4-й ромб голубой, затем розовый. Какого цвета следующий ромб? Продолжи украшать пояс, соблюдая данную закономерность.

Вопросы детям:

-Какой орнамент лишний? Почему?

-Как мы узнаем, какого цвета палочку надо взять?

-Каждая палочка имеет свое числовое значение. Белая – 1, розовая – 2, голубая – 3 и далее.

Одним из видов приобщения детей к коми традиционной культуре является знакомство детей дошкольного возраста с коми орнаментом, это помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. В совместной деятельности с детьми, при проведении непосредственно образовательной деятельности педагог учит их видеть и понимать красоту предметов, украшенных коми орнаментом, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма, пронесённые через века, не мешают проявляться чувству современности. Это отражается в изделиях наших коми мастеров и мастериц: обувь (пимы, тапочки), одежда (малица, пояса, чулки, носки, рукавицы и др.), предметы быта (солонки, хлебницы, расписанные блюда для печенья, сахарница, шкатулка, салфетка и т.д.), сувениры (панно, украшения, сумки и др.), игрушки. Все это воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.

Орнамент – это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. В соединении элементов обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная симметрией и ритмом (чередованием). Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторяемость. Симметрия – (спокойное равновесие элементов), это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены.

Начинать работу по знакомству с коми орнаментом следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам.

В младшей группе можно внести куклу в коми национальной одежде. Обращать внимание детей на элементы коми орнамента при узорном вязании чулок, варежек. Можно приобщать родителей к изготовлению вязаных изделий с использованием коми орнамента.

В подготовительной к школе группе продолжается знакомство с коми орнаментом. Добавляются элементы : чайка, сердце, паук, ошейник коровы, хомут, оленевод, рога барана, человек, олень. Детям предлагается украшать рубашки, коврики, шторы, прялки, сумки, пестерь, веретёна. Добавляются к выше перечисленным дидактические игры:

Мы предлагаем вам одну из многочисленных игр: « Составление рассказов как по готовым картинкам, по картинкам с расшифрованным изображением

Мы уже несколько занятий знакомились с коми орнаментом, теперь знаем, что рисовать его надо из прямых линий, каждый элемент рисуется одним цветом. Мы играли с коми орнаментом, узнали, как он может заставлять думать. Сегодня я покажу вам как с помощью коми орнамента можно придумать рассказ или сказку. Писать вы ещё не умеете, а с помощью коми орнамента сегодня попробуете стать маленькими писателями.

Составляем рассказы и сказки коми орнаментом

Продолжать учить самостоятельно делать выбор материала для работы, фона. Развивать воображение детей в составлении рассказов или сказок с помощью элементов коми орнамента. Воспитывать интерес к культуре коми народа.

1 вариант; - Составить рассказ по готовой картинке, в помощь детям картинки двойники.

2 вариант- По рассказу выложить картинку с использованием карточек коми орнамента.

3 вариант- По рассказу нарисовать картинку с использованием коми орнамента.

Читайте также: