Элиминация кори и краснухи что это

Обновлено: 22.04.2024

Системы общественного здравоохранения и независимые национальные комитеты по верификации в странах Европейского региона ВОЗ продемонстрировали стойкую приверженность цели элиминации кори и краснухи даже в условиях чрезвычайной нагрузки на системы здравоохранения, обусловленной пандемией COVID-19.

В рамках ежегодного процесса верификации большинство стран представили свои ежегодно обновляемые сведения о статусе передачи кори и краснухи за 2019 г. на рассмотрение независимой Европейской региональной комиссии по верификации элиминации кори и краснухи (РКВ).

Необычный процесс верификации в необычных условиях

РКВ – это независимая группа экспертов, которая проводит свои совещания раз в год в июне для рассмотрения эпиднадзорных данных и данных об иммунизации населения, представляемых национальными комитетами по верификации, с целью оценки статуса элиминации кори и краснухи в каждой отдельно взятой стране и в Регионе в целом. В этом году РКВ проводит свое совещание в виртуальном формате в рамках серии заседаний, первое из которых состоялось 29 июня 2020 г. На этом заседании Комиссия рассмотрела первые 11 отчетов с ежегодно обновляемыми сведениями о статусе элиминации. Это были отчеты следующих стран:

  • Азербайджан
  • Армения
  • Дания
  • Латвия
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Финляндия
  • Швеция
  • Эстония.

Задачей РКВ было убедиться в том, что все страны сохранили достигнутый ими статус в отношении элиминации кори и что все страны, которые ранее добились элиминации краснухи, также сохранили за собой этот статус. Комиссия пришла к заключению, что все 11 стран продемонстрировали отсутствие эндемической передачи обоих заболеваний в 2019 г., а также дала высокую оценку достижениям этих стран и документальной фиксации осуществленных ими мероприятий.

В своих заключениях комиссия опиралась на:

  • данные об эффективности плановых и дополнительных мероприятий по иммунизации;
  • данные об эпиднадзоре за корью и краснухой, включая разделы с лабораторными данными и молекулярно-эпидемиологическими данными;
  • информацию об ответных действиях при вспышках;
  • информацию о мероприятиях, направленных на информационно-разъяснительную работу, коммуникацию и повышение грамотности в вопросах здоровья среди населения и медицинских работников;
  • информацию о степени приверженности заинтересованных сторон цели элиминации.

В Дании подтверждена элиминация краснухи

На первом заседании РКВ смогла вновь рассмотреть статус передачи краснухи в Дании, используя самые последние методические рекомендации, опубликованные на глобальном уровне, и сведения, представленные в ежегодно обновляемых отчетах о статусе за 2019 и предыдущие годы. Проанализировав новые сведения и данные отчетов за прошлые годы, Комиссия подтвердила, что Дании впервые удалось добиться элиминации краснухи.

Заключительные рекомендации и подготовка отчета

ЕРБ ВОЗ будет работать со странами, чтобы по необходимости содействовать завершению процесса представления данных. Ожидается, что Комиссия рассмотрит все остальные ежегодные отчеты о статусе в рамках серии виртуальных заседаний, которые состоятся в ближайшие месяцы. После рассмотрения отчетов из всех 53 стран будет подготовлен и опубликован итоговый отчет о девятом совещании РКВ с выводами о статусе элиминации в Регионе и рекомендациями для каждой страны.

Статус элиминации кори и краснухи в Европейском регионе в 2018 г.

На своем восьмом совещании в 2019 г. РКВ пришла к выводу, что по состоянию на конец 2018 г. эндемическая передача кори была прервана в 37 из 53 стран, а эндемическая передача краснухи – в 42 странах. РКВ также пришла к заключению, что корь остается эндемичным заболеванием в 12 странах, а краснуха – в 11 странах, при этом в девяти странах эндемичными остаются оба эти заболевания.

Вспышки кори

В этих условиях нас не может не радовать тот факт, что национальные системы здравоохранения признают необходимость продолжения усилий по борьбе с опасными вакциноуправляемыми инфекциями, уделяя приоритетное внимание предоставлению услуг иммунизации, которые считаются неотъемлемой частью основных услуг здравоохранения, продолжению эпиднадзора за инфекционными болезнями, а также выявлению вспышек и борьбе с ними.

Динамика эпидемического про-цесса кори в России с 90-х годов прошлого века характеризуется неуклонным снижением заболеваемости при ежегодном среднем темпе снижения 24,2%.

С 1995 года в России регистрируются чрезвычайно низкие показатели заболеваемости корью - от 5,4 в 1996 году до 1,4 в 2001 году, в среднем не превышая 3,7 на 100 тыс. населения. Спорадический характер заболеваемости наблюдается на большинстве территорий Российской Федерации (2/3). Так в 2001 году в 28 регионах заболеваемость корью не регистрировалась вообще, в 30 - имели место от 1 до 4 случаев кори.

Анализ привитости детей в возрасте до 2 лет показал, что на большей части территории России уровень охвата вакцинацией детей этого возраста за последние 5 лет увеличился в среднем с 86,0% в 1997 году до 94,1% в 2000 году. В 2001 году этот показатель практически остался на уровне 2000 года. Охват ревакцинирующими прививками детей 7-летнего возраста достигает 99%.

Однако комплексный анализ заболеваемости корью по отдельным регионам свидетельствует о сохраняющихся значительных колебаниях показателей - от полного отсутствия случаев кори в Калининградской области (в течение 4 лет) до 98,1 на 100 тыс. в 1999 г. в Чувашской республике.

Кроме того, до сих пор в каждом крупном регионе России имеются отдельные территории, на которых уровень привитости детей в декретированные сроки не превышает 80%, а показатели заболеваемости существенно выше республиканского уровня. Именно этим объясняется активное включение в эпидемический процесс кори подростков (15-17 лет) и лиц старшего возраста, а также случаи заболевания корью ревакцинированных живой коревой вакциной (ЖКВ).

Целью национальной программы является элиминация кори в Российской Федерации к 2007 году и сертификация территорий, свободных от этой инфекции, к 2010 году.

Мероприятия, предусмотренные национальной программой элиминации кори, планируется осуществить в 3 этапа:

I этап (2002-2004 гг.) - это достижение повсеместной стабилизации заболеваемости корью на спорадическом уровне на всех территориях России.

В течение II этапа (2005-2007 гг.) планируется создать реальные условия для предупреждения возникновения случаев кори и элиминации коревой инфекции в Российской Федерации.

Основными принципами элиминации кори являются: достижение и поддержание высокого (95-98%) уровня охвата населения прививками иммуногенной ареактогенной вакциной; полное и активное выявление всех случаев кори и их обязательное лабораторное подтверждение; проведение эффективного эпидемиологического надзора за корью, предусматривающего своевременное принятие оперативных управленческих решений и контроль за их выполнением.

Достижение устойчивой стабилизации заболеваемости корью на спорадическом уровне за счет высокого охвата детского населения прививками против кори на каждом педиатрическом участке является основополагающим мероприятием элиминации кори в России. Высокий охват населения прививками не только уменьшит число случаев кори, но и будет препятствовать распространению возбудителя среди населения в случае его заноса. Весьма важно, чтобы уровень охвата населения прививками не снижался при достижении на территории низких показателей заболеваемости или при полном отсутствии случаев кори.

В период выполнения программы элиминации кори чрезвычайно важным является полное и активное выявление всех случаев кори с помощью лабораторного обследования больных с экзантемными заболеваниями. Выполнение этого условия чрезвычайно актуально для нашей страны, в которой регистрируется высокая заболеваемость краснухой. Хотя вакцинация против краснухи введена в 2001 г. в календарь прививок, мы еще очень далеки от контроля за этой инфекцией. Данное утверждение справедливо и в отношении синдрома врожденной краснухи (СВК), регистрация которого введена еще в 1992 году.

Для эпидемического процесса краснухи 90-х годов характерными являются высокий уровень заболеваемости при колебании показателей на 100 тыс. населения от 98,2 в 1992 году до 399,6 в 1999 году, широкое распространение и высокая эпидемичность, проявляющаяся короткими (4-5 лет) и длинными (10-12 лет) эпидемическими циклами заболеваемости. Причем 90-е годы представлены восходящей ветвью большой волны эпидемического подъема заболеваемости краснухой со среднегодовым темпом прироста 22,4%.

В 2000 году в структуре инфекционных респираторных заболеваний (без гриппа и ОРВИ) краснуха занимала 29,6%, а корь - лишь 0,8%. В 2001 году эти показатели существенно не изменились.

На субрегиональном совещании руководителей национальных программ иммунизации Европейского региона в феврале с.г. все страны региона были условно подразделены на 3 группы в зависимости от стадии контроля за корью и задач, которые ставит страна на ближайшие годы.

В первые 2 группы объединены страны с относительно невысоким уровнем охвата населения прививками и относительно высокой заболеваемостью корью с периодическими вспышками. Россия вошла в 3-ю группу, но только в подгруппу 3"А", которую составили страны, поставившие задачу элиминации кори, поскольку достигли высокого уровня охвата населения двумя дозами живой коревой вакцины и обеспечили контроль за этой инфекцией. В то же время большинство Европейских стран вошли в подгруппу 3"Б", где, помимо ликвидации кори, решаются задачи профилактики СВК.

Из-за высокой заболеваемости краснухой и схожести ее клинического течения с легкой и атипичной формой кори сегодня необходимо ориентировать врачей-педиатров, инфекционистов при малейшем подозрении на корь серологически обследовать больных для подтверждения диагноза.

В современных условиях резко возрастает значимость эпидемиологического надзора, который должен стать обязательным, а не рекомендательным, как сегодня, мероприятием на всей территории Российской Федерации.

Следует отметить, что основные элементы эпидемиологического надзора за корью, включающие слежение за заболеваемостью, состоянием иммунитета, клиническим течением инфекции, циркуляцией возбудителя, а также оценку эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, принятие оперативных решений и контроль за их выполнением сохраняются. Однако при реализации программы элиминации кори резко возрастают требования к получению полной и достоверной информации о заболеваемости корью и состоянии противокоревого иммунитета в разных возрастных группах населения, что позволит прогнозировать эпидситуацию и дифференцированно проводить оперативные мероприятия на разных территориях. В соответствии с единым европейским подходом на первом этапе элиминации кори отчет о заболеваемости корью должен быть ежемесячным, в дальнейшем - еженедельным, с учетом возраста и прививочного анамнеза больного.

Успех программы элиминации кори определяется не только обоснованным контролем заболеваемости, но и быстрым реагированием службы здравоохранения на каждый случай кори, своевременным принятием адекватных мер по предупреждению вспышек кори и ограничению ее распространения.

В условиях низкой заболеваемости корью существенно возрастает роль серологического мониторинга, позволяющего своевременно определить группы и территории риска и выяснить причины увеличения числа серонегативных к вирусу кори лиц.

Эпиднадзор за корью в период ее элиминации включает также изучение биологической и молекулярно-генетической характеристики циркулирующих среди населения коревых штаммов, что позволит контролировать их географическое распространение и пополнить глобальную генетическую карту вируса кори. Планируется, что данная работа будет выполняться по единой методике на базе 3-х учреждений: МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского, НИИ вирусных препаратов РАМН и НПО "Вектор".

Учитывая необъятные просторы нашей Родины, необходимо также обеспечить условия транспортировки и хранения живой коревой вакцины и диагностических препаратов. При этом должен быть налажен контроль выполнения действующих в настоящее время Санитарных правил "Условия хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов" на всех этапах - от предприятия производителя вакцины до прививочных кабинетов лечебно-профилактических учреждений.

Опыт борьбы с полиомиелитом свидетельствует, что в России существуют основные условия реализации программы элиминации кори. Тем не менее, выполнение программы возможно только при условии признания проблемы борьбы с корью приоритетной задачей здравоохранения Российской Федерации и создания на территории России единой системы управления эпидемическим процессом коревой инфекции с четким подчинением, контролем и оперативной обратной связью.

Коревая инфекция является классическим примером болезни, при которой теоретическая обоснованность возможности ее ликвидации не вызывает сомнения. В основе этого положения лежит факт возникновения стойкого иммунитета после переболевания, единый во всем мире антигенный вариант вируса кори, типичная клиническая картина, отсутствие вирусоносительства и других резервуаров в природе кроме человека.

С учетом всех этих особенностей коревой инфекции и наличия безопасной и эффективной вакцины Всемирная Ассамблея здравоохранения в 1989 г. и Совещание Глав Государств по детскому здравоохранению в 1990 г. поставили задачу снижения заболевания и смертности соответственно на 90% и 95%, по сравнению с довакцинальным периодом [2]. По данным ВОЗ, в довакцинальный период ежегодно в мире заболевало корью от 135 до 140 млн. и умирало от 5 до 7 млн. детей.

Вакцинация ежегодно в мире предупреждает около 80 млн. случаев заболеваний и свыше 5 млн. случаев смерти. Вместе с тем, поскольку охват прививками не является высоким повсеместно, в настоящее время ежегодно регистрируется до 30 млн. случаев заболевания, и умирает от кори от 800 тыс. до 1 млн. детей (98% смертельных исходов регистрируются в развивающихся странах и более половины приходится на Африку). Поэтому Расширенная Программа Иммунизации ВОЗ поставила задачу по охвату прививками не менее 90% детей к одному году в каждой стране, области, населенном пункте и снижение смертности до 1%.

Консультативная группа ВОЗ в 1996 г. пришла к заключению, что возможна не только элиминация кори в отдельно взятых странах и регионах, но и ее ликвидация. Ликвидация подразумевает глобальное прекращение циркуляции вируса кори, то есть ликвидацию его резервуара, которая повлечет за собой прекращение вакцинации. Элиминация - это прекращение циркуляции вируса на значительной географической территории, такой как целая страна или регион, охватывающий несколько стран. При этом при элиминации вакцинация продолжается, поскольку постоянно существует угроза заноса (импорта) инфекции. Элиминация не означает полного отсутствия заболеваний корью. В целом глобальная ликвидация кори будет представлять сумму результатов программ элиминации во всех странах [1,3].

В последнее десятилетие корь элиминирована во многих странах Америки, ряде Европейских (Скандинавские страны, Великобритания и др.) и Восточно-Средиземноморских стран. Вместе с тем страны Африки и Азии продолжают оставаться странами эпидемического распространения кори с высокой летальностью.

Исходя из различий в эпидемиологии кори в развитых и развивающихся странах, ВОЗ рекомендовала вакцинировать против кори детей в возрасте 12-15 мес. в странах с высокой заболеваемостью.

Ранее стратегия борьбы ВОЗ с корью включала проведение одной прививки при высоком охвате (не менее 90%). К настоящему времени определено, что одна прививка против кори недостаточна для достижения и поддержания элиминации и ликвидации кори. Необходимость ревакцинации обусловлена тем, что при прививках в 9-месячном возрасте уровень сероконверсий составляет всего 85%, оставляя значительную часть детей (15%) незащищенными от кори. Когда число восприимчивых лиц достигает критического уровня, возникают вспышки кори, главным образом среди детей старших возрастных групп.

Вторая прививка предназначена для индукции иммунитета у тех детей, которые не развили невосприимчивости после первой и, естественно, тех детей, которые ранее не были привиты. К тому же установлено, что ревакцинация дает высокий уровень сероконверсий (>90%) у детей, которые не давали иммунного ответа на первую прививку.

Очевидно, что в странах с хорошо развитой системой вакцинопрофилактики, обеспечивающей высокий уровень охвата прививками при плановой иммунизации, двухдозовая схема иммунизации (вакцинация и ревакцинация) позволяет обеспечить элиминацию кори на национальном уровне.

Что касается необходимого уровня охвата прививками, то математическое моделирование показало, что, например, в США корь может быть элиминирована при условии, что 94% населения невосприимчиво к кори. Если учесть, что только 95% привитых приобретают защиту от кори, то охват прививками должен достигать 97-98% при однократной вакцинации (двукратная вакцинация облегчает задачу элиминации и ликвидации кори).

ВОЗ считает, что элиминацию кори в развивающихся странах будет осуществить труднее, чем в развитых странах, прежде всего, в связи с высокой рождаемостью и слабо развитой системой здравоохранения. Поэтому для развивающихся стран ВОЗ рекомендует иную стратегию, которая оправдала себя в странах Латинской Америки. Хотя плановая иммунизация с высоким охватом прививками является основой эффективной профилактики кори, ВОЗ для ускорения элиминации кори в странах, неспособных обеспечить высокий охват в плановом порядке, особую роль отводит кампаниям массовой иммунизации, которые уже показали свою эффективность во многих странах. В частности, элиминация кори включает 3 этапа: 1) кампания поголовной иммунизации детей от 1 до 14 лет; 2) плановая иммунизация не менее 90% детей в возрасте 9-15 мес.; 3) последующие кампании массовой иммунизации всех детей в возрасте 1-4 лет, повторяющиеся каждые 3-5 лет для охвата детей, не привитых в календарные сроки и не давших иммунного ответа на плановую прививку.

При этом ВОЗ для стран, поставивших также задачу вакцинации против краснухи, рекомендует использовать в кампаниях массовой иммунизации комбинированные ди- или тривакцины (корь-краснуха, корь-паротит-краснуха).

Кампании массовой иммунизации должны включать большие популяции населения (всю страну или большой регион) и охватывать более 90% восприимчивых контингентов. Африканский опыт показал, что массовые прививки только городского населения не оказывают существенного влияния на распространение кори.

Определение возрастных групп, подлежащих вакцинации во время массовых кампаний, зависит от восприимчивости контингентов, определяемых на основании ранее проведенных кампаний, возрастной заболеваемости и серологических исследований.

Основываясь на такой стратегии эндогенная корь практически элиминирована на американском континенте. Как и следовало ожидать, в отдельных странах возникают эпидемические вспышки, связанные с заносом инфекции из других регионов. Однако эти вспышки имели весьма ограниченное распространение и затухали весьма быстро.

После элиминации кори наблюдается два основных типа вспышек: вспышки среди дошкольников, при которых большой процент заболевших (обычно от 50 до 70%) отмечается среди детей младше 5 лет, большинство из которых не были привиты; вспышки среди школьников, которые регистрируются в популяциях с высоким охватом прививками. Во многих школьных вспышках более 95% случаев заболевания корью наблюдались у детей, в анамнезе которых вакцинация была в возрасте 1 года и вскоре после первого дня рождения. Поэтому была рекомендована ревакцинация перед поступлением в школу для предупреждения эпидемических вспышек в школах. Следует в связи с этим отметить, что увеличение возраста прививаемых с 9 до 12 мес. ведет к повышению эффективности вакцинации. Именно поэтому члены Панамериканской санитарной конференции в 1994 г. рекомендовали странам - членам Панамериканской Организации Здравоохранения (РАНО) проводить плановую иммунизацию не с 9 мес., а с 12 мес. При этом было принято во внимание, что риск заражения корью в возрасте 9 и 12 мес. после кампаний массовой иммунизации с охватом не менее 90% ничтожно мал [4, 5].

Важнейшим компонентом элиминации и ликвидации кори ВОЗ считает эпидемиологический надзор, который должен быть обеспечен уже на ранней стадии программы элиминации. Наиболее важной функцией эпиднадзора является оценка адекватности и эффективности принятой в стране стратегии элиминации и выявление циркуляции вируса кори в популяции. На последней стадии элиминации главной функцией эпиднадзора становится выявление каждого случая кори.

ВОЗ установила следующие индикаторы эпиднадзора:

  • еженедельное извещение о наличии или отсутствии случаев кори каждым муниципалитетом
  • полнота расследования подозрительных случаев в пределах 48 часов;
  • удельный вес адекватно обследованных случаев;
  • удельный вес случаев со взятыми пробами для лабораторного исследования и случаев, при которых лабораторное исследование проведено в первые 4 дня.

ВОЗ полагает, что при наличии специально обученных медицинских работников вполне достаточна пассивная система сбора информации о случаях кори. Система извещения должна исходить из следующей классификации случаев кори: а) подозрительный случай - острое заболевание, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори; б) вероятный случай - острое заболевание, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори; в) подтвержденным считают случай кори, классифицированный первоначально как подозрительный или вероятный, после лабораторной верификации диагноза. Лабораторно подтвержденный случай необязательно должен отвечать клиническому определению случая в связи с возможностью возникновения атипичных или стертых форм инфекции.

При невозможности проведения лабораторного исследования вероятный случай автоматически классифицируется как подтвержденный.

Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и/или эпидемической связи с другим подтвержденным случаем кори.

По мере снижения заболеваемости корью все большую роль в идентификации вирусных изолятов и определении, являются ли выявленные случаи кори эндогенными или импортированными, играет лабораторная диагностика. ВОЗ считает, что методы молекулярной эпидемиологии должны стать стандартным инструментом в слежении за циркуляцией вируса в глобальном масштабе. Эта информация будет весьма необходимой по мере того, как страны добьются прекращения циркуляции эндогенного вируса. Как показывает опыт генетического типирования вирусов кори, выделенных после 1993 г. в США и других странах Америки, они, как правило, имели европейское и азиатское происхождение, отличаясь от штаммов, ранее циркулировавших на американском континенте.

Следует добавить, что до настоящего времени было идентифицировано 7 различных групп штаммов вирусов. Используемые в настоящее время вакцины эффективны против всех этих групп.

Другой важной функцией лабораторий является оценка состояния иммунитета населения к кори. Хотя уровень охвата прививками может служить косвенным показателем иммунитета в коллективе, он не дает ответа на вопрос, имеются ли среди привитых лица, не ответившие на прививку развитием иммунитета. Серологическое обследование населения позволяет объективно оценить степень защищенности населения от кори.

Обязательным условием элиминации кори является лабораторное подтверждение диагноза кори при всех спорадических случаях и, по меньшей мере, одного случая в эпидемической цепочке. В дополнение к пробам сыворотки крови и слюны, для лабораторного подтверждения также необходимо собрать от больного материал для выделения вируса. Вирус обычно выделяется, если материал собирают в первые 7 дней после появления сыпи. Для выделения вируса можно брать мочу, а также назофарингеальные мазки или кровь.

После элиминации в стране эндогенной кори необходимо уделять особое внимание импортируемым случаям кори. При этом занос заболевания может происходить даже из тех стран, в которых корь элиминирована. Кроме того, не всегда удается установить источник инфицирования. Поэтому ВОЗ рекомендует в этих условиях классифицировать случаи кори следующим образом: эндогенный (источник неизвестен); импортированный (источник известен); импортированный (источник неизвестен).

ВОЗ полагает, что проблема ликвидации кори является не технической проблемой, а политической и финансовой. Во многих странах, и особенно развитых, корь считается легким заболеванием. Этот подход может помешать ликвидации кори, поскольку в вышеупомянутых странах не будут прилагаться надлежащие усилия для элиминации кори.

До настоящего времени дата всемирной ликвидации кори не установлена. Три региона ВОЗ - Американский, Европейский и Восточно-Средиземноморский поставили задачей элиминацию кори к 2000, 2007 и 2010 гг. соответственно. Американский регион свою задачу выполнил [5]. Вместе с тем в некоторых странах этого региона возникают заносные вспышки болезни, - в Венесуэле в 2001-2002 гг. возникали распространенные эпидемии в связи с ослаблением внимания к сохранению выского уровня охвата прививками [6].

"Элиминации кори и краснухи в Российской Федерации" (2016 - 2020 гг.)

Основание для разработки Программы

Стратегический план ВОЗ по глобальной ликвидации кори и краснухи, 2011 - 2020 гг.

Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК) (ЕРБ ВОЗ)

Резолюция ЕРК ВОЗ на 64-й сессии, Копенгаген, 2014 г.

Европейский план действий в отношении вакцин, 2015 - 2020 гг.

Руководство по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и СВК в Европейском регионе ВОЗ (2010 г.)

Нестабильная ситуация по заболеваемости корью и краснухой в странах Европейского региона, а также в ряде субъектов Российской Федерации: регистрация эпидемических очагов с групповыми случаями заболеваний, на фоне выраженных миграционных процессов (внешних и внутренних), усиление риска завоза на сопредельные территории и государства

Основные разработчики Программы

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

ФБУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора

Достижение и верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации к 2020 году.

Цели этапов выполнения программы:

1 этап 2016 - 2018 гг. - достижение и поддержание устойчивой спорадической заболеваемости корью и краснухой во всех регионах Российской Федерации

2 этап 2019 - 2020 гг. - верификация элиминации кори и краснухи на территории Российской Федерации

Обеспечение и поддержание высоких уровней охвата прививками (вакцинацией и ревакцинацией) против кори и краснухи детей в декретированных возрастах и взрослых, включая группы повышенного риска инфицирования и труднодоступные группы населения, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок

Проведение подчищающей иммунизации в регламентированных национальным календарем профилактических прививок группах населения в субъектах Российской Федерации

Проведение дополнительных кампаний по иммунизации восприимчивых групп населения на отдельных территориях в разных возрастных группах

Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой на этапе элиминации

Научно-обоснованная корректировка системы профилактических и противоэпидемических мероприятий по элиминации кори и краснухи в Российской Федерации, препятствующих распространению инфекций в случае их завоза на территорию страны

Обеспечение контроля качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи, условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов

Повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи

Проведение прикладных научных исследований для решения оперативных задач по элиминации кори и краснухи

Развитие международного сотрудничества по проблеме элиминации кори и краснухи

Обеспечение систематической информационно-разъяснительной работы с населением о преимуществах вакцинопрофилактики кори и краснухи. Усиление противодействия антипрививочному движению

Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи

Достижение и поддержание повсеместного уровня заболеваемости корью и краснухой - менее 1 на 1 млн. населения, отсутствие случаев СВК

Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего случая

Подтверждение отсутствия циркуляции эндемичных генотипов диких штаммов вирусов кори и краснухи

Обеспечение установленных индикаторов качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой

Подтверждение высокого (не менее 80%) охвата иммунизацией всего населения, включая группы повышенного риска инфицирования вирусами кори и краснухи, в т.ч. (не ниже 95%) - в декретированных возрастных группах населения

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Отсутствие эндемичных случаев кори/краснухи на территории Российской Федерации

- Отсутствие циркуляции эндемичных генотипов вируса кори и краснухи в Российской Федерации

Обеспечение условий, препятствующих распространению кори и краснухи в случае их завоза на территорию Российской Федерации

Подтверждение статуса Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, в процессе верификации элиминации кори и краснухи в Европейском регионе

Объемы и источники финансирования программы

Федеральный бюджет, а также финансовые средства из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации

Читайте также: