Эмоциональное развитие подростков с диагнозом туберкулез

Обновлено: 17.04.2024

Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Возбудитель – микобактерия туберкулеза. Туберкулез имеет всевозможные формы, при которых поражаются различные органы и ткани: плевра, лимфатические узлы, глаза, кости, почки, оболочки мозга и др., но наиболее распространенной считается туберкулез легких.

Значительный уровень заболеваемости туберкулёзом лёгких среди различных групп населения, утяжеление его клинических форм расширяет в последние годы интерес к психологическим исследованиям в области фтизиатрии, которые, по мнению исследователей, могут являться существенным резервом повышения эффективности терапии туберкулёза лёгких

Получаемые данные углубляют понимание влияния психологических факторов на течение и лечение туберкулёза лёгких. Основное внимание в проводимых исследованиях уделяется изучению личностных изменений, обусловленных болезнью, особенностей адаптации к травмирующей ситуации тяжёлого заболевания и длительного лечения.

Восприимчивость к туберкулезу определяется особенностями работы иммунной системы, на которую в свою очередь влияют социальная ситуация и личность самого человека. В качестве психологических причин возникновения болезни указывается постоянно изнуряющие напряжения и конфликты, разочарования, длительный страх или постоянные раздоры, которые приводят к состоянию страдания. Это могут быть обычные ситуации, которые воспринимаются как душевные катастрофы. К сожалению, в научной литературе уделяется недостаточно внимания психологическим факторам, которые способствуют срыву психофизиологических адаптационных механизмов организма и, как следствие, развитию заболевания.

Также в качестве существенного фактора развития туберкулёза рассматривается срыв систем адаптации, начинающийся с нарушений на психическом уровне и приводящий к резкому снижению адаптационных механизмов организма, особенно в критические возрастные периоды жизни ребенка (1 год, 3 года, 7 лет). Однако вопрос о психологических особенностях детей различного возраста, заболевших туберкулёзом органов дыхания или находящихся в группе риска по заболеванию, не разработан во фтизиатрии в достаточной мере.

Болезнь – это жизнь в измененных условиях. Психологическая реакция ребенка на болезнь может быть различной. Все зависит от характера заболевания, остроты и скорости его развития, от характера лечения и обстановки в образовательном учреждении и семье, от индивидуальных особенностей ребенка и отношения к его болезни членов семьи.

Установлено, что хроническое течение туберкулёза сопровождается эмоциональными расстройствами, нарушением межличностных отношений пациентов, что приводит к стойкому нарушению психического развития ребенка.

Заболевание туберкулезом может сопровождаться нервно-психическими нарушениями, возникновение которых зависит от разных причин. Условно их можно разделить на следующие группы:

1. Психологические реакции, возникающие в связи с выявлением туберкулеза у ребенка и отношением к этому факту членов его семьи;

2. Нервно-психические расстройства, вызванные туберкулезной интоксикацией;

3. Нервно-психические нарушения, связанные с приемом некоторых специфических антибактериальных препаратов.

Значительно чаще у детей с туберкулезной интоксикацией обнаруживаются пограничные нервно-психические нарушения, например, в виде астенического расстройства.

Основные жалобы ребенка в это время — вялость, слабость, повышенная утомляемость, нарастающее снижение работоспособности как умственной, так и физической. Весьма характерны и такие явления, как повышенная раздражительность и вспыльчивость, сменяющейся астенизированностью (раздражительная слабость, может наблюдаться повышенная возбудимость или, напротив, заторможенность ребенка.

Больные туберкулезом дети при его длительном хроническом течении становятся несдержанными, склонными к конфликтам, либо заторможенными, чрезвычайно ранимыми, робкими и застенчивыми.

Для детей с туберкулезной интоксикацией характерны эмоциональная напряженность и нестабильность, неустойчивость настроения, преобладание негативных эмоций, раздражительность, тревожность, склонность избегать нового опыта. Указанные особенности обусловливают снижение адаптационных возможностей ребенка, обуславливающих трудности его привыкания к жизни в детском саду или школе. У детей, больных туберкулёзом, более выражены неуверенность в себе, трудности в установлении отношений со сверстниками. Негативные изменения психоэмоциональной сферы могут повлиять на течение туберкулезного процесса в сторону ухудшения состояния ребенка.

По сравнению с соматически здоровыми сверстниками детям с туберкулезной интоксикацией в целом более свойственны склонность избегать нового, неумение отстаивать свои интересы на фоне сниженного уровня развития интеллектуальных качеств, меньшего объёма знаний, менее эффективного их усвоения

Для детей с туберкулезной интоксикацией более значимыми по сравнению с физически здоровыми детьми, являются взаимоотношения с матерью, что свидетельствует о более выраженной чувствительности, впечатлительности, а также зависимости от других, потребности в поддержке.

Нервно-психические расстройства, вызванные применением антибактериальных препаратов, проявляются в виде раздражительности, вспыльчивости, плаксивости, повышенной утомляемости, плохого сна.

Профилактика и лечение нервно-психических нарушений у детей с туберкулезной интоксикацией находятся в прямой связи с остротой и длительностью основного заболевания. Профилактикой их становятся раннее выявление туберкулезного процесса и комплексное лечение, начатое тотчас после установления диагноза.

Правильно проводимая антибактериальная терапия довольно быстро снимает интоксикацию и, в частности, интоксикацию центральной и вегетативной нервных систем.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Для повышения качества противотуберкулёзной работы среди детей и подростков специалистами признаётся необходимость сочетания лечебно-диагностических мероприятий с психокоррекционной и воспитательной работой, обеспечивающих интеграцию медицинского, психологического и социального аспектов лечения [2, 5].

К ведущим факторам риска развития туберкулёза у детей и подростков традиционно относят эпидемические, медико-биологические, а также социальные факторы [1,7]. Подчёркивается значение неблагоприятных социально-бытовых условий проживания, создающих трудности в плане своевременной диагностики заболевания и снижающих эффективность проводимого лечения [6]. Также в качестве существенного фактора развития туберкулёза рассматривается срыв систем адаптации, начинающийся с нарушений на психическом уровне и приводящий к резкому снижению устойчивости организма, особенно в критические возрастные периоды [4]. Однако вопрос о психологических особенностях детей различного возраста, заболевших туберкулёзом органов дыхания или находящихся в группе риска по заболеванию, не разработан во фтизиатрии в достаточной мере.

Примечание: здесь и далее * — межгрупповые различия с уровнем значимости р< 0, 05; ** — межгрупповые различия с уровнем значимости р < 0, 01;

*** — межгрупповые различия с уровнем значимости/? < 0, 001.

Анализ полученных данных по детским и подростковым группам позволил выявить наличие как общих, так и специфических особенностей личностного развития в ОГ и ГС. Так, подростки по сравнению с детьми как в ОГ, так и в ГС становятся более эмоционально стабильными (фактор С), уравновешенными (фактор D), уверенными в себе и оптимистичными (фактор О), устойчивыми к фрустрациям (фактор Q4), настойчивыми и независимыми (фактор Е), смелыми и непринуждёнными в социальных контактах, в частности со взрослыми (фактор Н), что обусловлено общими закономерностями формирования личности в онтогенезе (табл. 4, 5).

Выраженность личностных особенностей у детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания,

по шкалам опросника Р. Кеттелла

Выраженность личностных особенностей у соматически здоровых детей и подростков

по шкалам опросника Р. Кеттелла

Больные туберкулёзом органов дыхания дети и подростки отличаются от соматически здоровых сверстников следующими психоэмоциональными характеристиками: эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью, инфантильностью и конформностью, а также более выраженным нормативным поведением.

Выявленные психологические особенности ведут к формированию неблагоприятных типов реагирования на жизненные ситуации, возникновению пролонгированного эмоционального напряжения, обусловливающего снижение адаптационных возможностей детей и подростков.

С древних времен, задолго до установления причины туберкулеза, врачи, наблюдавшие больных с клиническими проявлениями заболевания, отмечали разрушающее влияние длительного хронического процесса не только на тело, но и на психику пациента. Состояние психики, особенности эмоциональных реакций в свою очередь также влияют на течение туберкулеза.

В ВКБ велика и сложна связь между субъективными переживаниями и объективными данными, и порой она не является прямой.

На аутопластическую картину болезни оказывают влияние следующие причины.

1. Характер заболевания (острое или хроническое течение, сильные боли, ограничение подвижности, появление косметических дефектов и пр.). Применительно к туберкулезу уместно будет упомянуть дефекты, связанные с костносуставным туберкулезом и его последствиями, последствиями туберкулезного менингита, послеоперационными деформациями грудной клетки, особенно после торакопластики.

2. Обстоятельства, сопутствующие заболеванию (возникшие проблемы и неуверенность в будущем, изменения в домашней обстановке и взаимоотношениях с родными, коллегами и пр.). При туберкулезе возникают проблемы с сохранением профессии, бактериовыделители испытывают сложности в общении не только с коллегами, соседями, которые неизбежно узнают о факте заболевания, но и с родными и близкими людьми.

3. Преморбидные особенности личности (характер, возраст, социальное положение, сопутствующие заболевания и т. п.). Подавляющее большинство больных туберкулезом – это люди с низким образовательным уровнем, малообеспеченные, с асоциальным поведением, курящие, злоупотребляющие алкоголем, побывавшие в заключении, нередко без определенного места жительства, не имеющие нормальных семейных отношений.

Для психологического комфорта человека важно качество его жизни, степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках окружающего общества. Туберкулез оказывает значительное влияние на качество жизни человека. При этом возможны различные варианты этого влияния. С одной стороны, для человека, который вследствие болезни лишается работы на длительный срок либо навсегда (если его работа связана с детьми, пищевыми производствами и т. п.), снижается и степень психологического комфорта. С другой стороны, как это ни парадоксально, для пациента без определенного места жительства, нигде не работающего больница (санаторий) становится местом, где комфортность пребывания, безопасность, удобство, уход, питание, не говоря уж о лечении, гарантированы на весьма длительный срок. Туберкулез, несомненно, повышает степень комфортности его жизни.

Наиболее подвержены изменению такие компоненты качества жизни, как психологическая составляющая здоровья и уровень адаптации в обществе.

Личностная реакция на заболевание зависит от длительности, тяжести заболевания и интеллектуальных возможностей человека. Возникновение психогенных реакций в ответ на обнаружение туберкулеза связано с основными ситуационными факторами:

1. перспективой длительного стационарного лечения;

2. возможностью инвалидизации и даже смертельного исхода;

3. потерей работы, невозможностью вести привычный образ жизни и т. д.

Могут наблюдаться и такие реакции, как боязнь игнорирования со стороны окружающих, особенно тех, кому известно о заболевании больного. В подобных случаях у больного могут возникнуть мысли, что окружающим неприятно их общество, что они вызывают чувства брезгливости, унизительной жалости, презрительного снисхождения. Психогенные реакции могут быть обусловлены дополнительными психогенными влияниями – неразумным поведением родственников больного, отсутствием с их стороны достаточного сочувствия, внимания и заботы к заболевшему, откровенной или плохо скрываемой брезгливостью, грубостью, отчуждением. Часто при этом возникает реальная угроза распада семьи.

Естественно, что подобные формы реакций наиболее легко возникают у людей изначально слабых, тревожных, мнительных, впечатлительных, ранимых. Тем не менее такой серьезный диагноз, как туберкулез, является мощным травмирующим фактором, настолько выраженным, что оказывается пусковым моментом психогенных реакций даже для человека без какихлибо характерологических особенностей в анамнезе.

Напротив, могут наблюдаться и явления иного характера: непризнание факта заболевания (зачастую больные недооценивают тяжесть своего состояния); нежелание считаться с заключениями врачей, их рекомендациями; отрицание или игнорирование болезни.

Нередко болезнь переживается амбивалентно, так как кроме отрицательных сторон она иногда имеет и положительные, вытекающие из тех выгод, которые дает заболевание. Применительно к туберкулезу – это, например, возможность льготного получения жилья для бактериовыделителей, как можно более длительного пребывания в условиях стационара или санатория с хорошими бытовыми условиями и питанием в них (очень важное условие для бомжей и неработающих). Иногда возникает культ болезни – это может стать социальным явлением и тесно связано с отношением к болезни окружающей больного микросреды.

Помимо психологического стресса, связанного с фактом постановки диагноза туберкулеза, могут появиться нервнопсихические расстройства вследствие воздействия туберкулезного процесса на организм, а также расстройства, связанные с поражением при туберкулезе различных органов и систем. Психические расстройства чаще всего могут возникать при диссеминированном и милиарном туберкулезе, туберкулезном менингите.

Наряду с астенией у туберкулезных больных довольно часто описывается эйфория – немотивированно хорошее настроение, не соответствующее тяжелому общему состоянию человека. Больные становятся благодушными, чрезвычайно общительными, многоречивыми, подвижными, строят нереальные планы. Им свойственна переоценка своей личности, способностей и возможностей, отсутствие критики к собственному болезненному состоянию. Довольно типично, что такие состояния могут сменяться раздражительностью, вплоть до злобноагрессивных вспышек, или же безразличием так же. как и двигательное беспокойство быстрой утомляемостью и истощаемостью. Выраженная интоксикация вызывает развитие апатии, безразличия. Такие больные почти все время лежат, не проявляют никаких желаний и стремлений, ни к кому не обращаются, односложно отвечают на вопросы, производят впечатление людей, глубоко равнодушных как к своему состоянию, так и к окружающим.

Степень выраженности нервнопсихических изменений коррелирует с клинической формой и характером течения болезни (имеют значение степень выраженности интоксикационного синдрома, распространенность и характер локальных поражений в органах).

Психологический профиль женщин, больных фибрознокавернозным туберкулезом легких, характеризуется выраженной дезадаптацией личности. Основной конфликтной сферой является сфера межличностных, и прежде всего сексуальных, отношений, где пациенткам не хватает тепла, эмоций, чувственности. Для личности этих женщин во многом присущи черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, самостоятельности в принятии решений. Их жесткая роль не предусматривает эмоционально близких отношений. Больных этой группы можно охарактеризовать как внутренне конфликтных. Они сдержанны, погружены в себя, угрюмы, не склонны давать ярких реакций, могут быть мстительными, замкнутыми, раздражительными. В такие периоды они могут огрызаться на обращение к ним близких, быть агрессивны.

Больные туберкулезом легких, особенно бактериовыделители, представляют реальную социальную опасность. У всех больных туберкулезом легких, независимо от пола и длительности течения заболевания, появляются специфические психологические особенности, меняется поведение, отношение к себе и окружающим, что приводит к социально опасному проявлению поведенческой агрессии. Последствием агрессивного поведения больных туберкулезом легких является сплевывание мокроты в общественных местах с целью заражения окружающих, зачастую они намеренно сокращают дистанцию при общении с окружающими.

Врач общается с больным и его родными на протяжении очень долгого периода времени, зачастую годами. При этом непременно возникает определенная степень проникновения врача во все сферы жизни пациента, создаются весьма доверительные отношения.

Важно, чтобы врачфтизиатр в своей повседневной работе находил и осуществлял индивидуальный подход к каждому пациенту, учитывал его психологические особенности. В ряде случаев бывает необходима помощь психолога и психотерапевта.

Детям и подросткам психологическую помощь может оказать школьный психолог.

Педагогическая коррекция проводиться педагогами школы .

Нужно помнить, что туберкулез тяжелое заболевание и часто с длительной госпитализацией , что является психотравмой для ребенка и подростка.

1. Алексеева Л.П., Розанова Ю.К., Петровская М.В., Мартынова М.В. Изучение нарушений личности и эмоционально-волевой сферы у лиц БОМЖ, больных туберкулезом // Пробл. туб. и бол. легких. - 2007. -№11. - С. 6-10.

2. Волчегорский И.А., Новоселов П.Н., Астахова Т.В. Нарушения эмоциональной сферы у больных инфильтративным туберкулезом легких // Пробл. туб. и бол. легких. - 2007. - №11. - С.3-6.

3. Золотова Н.В., Сиресина Н.Н., Стрельцов В.В. Исследование распространенности форм агрессии у больных впервые выявленным туберкулезом легких // Пробл. туб. и бол. легких. - 2007. - №9. - С. 1619.

5. Исаева Н.Ю. Эмоционально-личностные особенности детей старшего и подросткового возраста с различными проявлениями туберкулезной инфекции: Автореф. дис. . канд. мед. наук: СПб, 2001. - 18 с.

6. Лукашова Е.Н. Психологические особенности больных туберкулезом подростков // Пробл. туб. - 2002. -№1. - C. 39-41.

Информация об авторах

Баранова Галина Викторовна “Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания”


И. А. Сиренко, В. В. Рыбалка [6] изучили некоторые аспекты влияния туберкулеза на психическую сферу детей, которые им болеют. Было выяснено, что дети, имеющие данное заболевание, обладают повышенной чувствительностью к влияниям со стороны окружения. Исследования показали, что для данной группы детей характерно нарушение межличностных отношений.

В. В. Стрельцов и Н. В. Золотова [7] указывают на то, что люди с данной болезнью особенно нуждаются в психологическом сопровождении. Необходимость психологической помощи авторами объясняется тем, что больные туберкулезом обладают целым рядом страхов, связанных с результатом и исходом своей болезни: страхом смерти, заболеть еще сильнее, заразить своих близких и родных. По мнению авторов, болезнь приводит к нарушению межличностных отношений больных, что находит выражение в осознанном ограничении больным своего круга общения — отчуждении от других людей.

В. А. Кошечкин, З. А. Иванова [3] обозначают туберкулез как болезнь, которая может вызывать чувство тревоги, пустоты, бессилия. Помимо этого, туберкулез может стать причиной появления страхов, связанных со своим будущим. Авторы отмечают, что у людей, болеющих туберкулезом, может иметься боязнь плохого отношения со стороны окружающих людей, что может приводить к тому, что люди начинают избегать и отграничивать себя от какого-либо общения с другими.

Е. В. Суховой [8] было проведено анкетирование мужчин и женщин, страдающих туберкулезом. В результате было выявлено, что люди, болеющие туберкулезом, считают себя изолированными от общества. В исследовании показано, что больные туберкулезом ограничивают связи с близкими людьми. Исследование показало, что больные туберкулезом не верят в возможность положительного результата своего лечения. Согласно полученным в анкетировании данным, люди, страдающие туберкулезом, ощущают себя в вынужденной изоляции.

Таким образом, ребенок, больной туберкулёзом, находясь в условиях постоянного стационара, находится вдали от других детей, своих родных и близких, оказывается в вынужденной изоляции, что не может не оказывать влияния на личность ребенка, которая находится в постоянном развитии и подвержена действию негативных факторов. Результаты, которые приводятся в вышеперечисленных исследованиях, указывают на некоторые особенности людей, болеющих туберкулезом: низкая контактность, переживание чувства тревоги и различных страхов, ощущение вынужденной изоляции, а также сознательное ограничение своих контактов и, в конечном итоге, переживание одиночества. Данные этих исследований являются достаточно общими и не совсем указывают на специфику того, каким образом должны строиться программы помощи именно детям, болеющим туберкулезом.

Выборка исследования представлена 30 детьми, находящихся на лечении в туберкулезном диспансере. Среди исследуемых 17 девочек и 13 мальчиков в возрасте 13–14 лет. Базой для проведения исследования являлась Приморская детская краевая клиническая туберкулезная больница. Группу сравнения составили 30 здоровых детей, учащихся средней общеобразовательной школы. Среди исследуемых детей было 18 девочек и 12 мальчиков в возрасте 13–14 лет. Подростковый возраст имеет ряд характерных особенностей и требует дополнительного внимания со стороны обеспечения психологической реабилитации, в связи с этим были выбраны дети данного возраста.

Первый этап анализа результатов включил в себя проведение статистического изучения различий переживания одиночества и личностных особенностей, связанных с общением, между экспериментальной группой и группой сравнения с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Изучение разницы в переживании отсутствия людей, с которыми у испытуемых возможен контакт, показало статистически значимые различия между детьми, находящимися в туберкулезном диспансере и детьми, не имеющими туберкулез.

При изучении результатов дифференциального опросника переживания одиночества Е. Н. Осина было выявлено, что для экспериментальной группы характерна большая выраженность переживания изоляции и недостаток людей, с которыми возможен близкий контакт, чем у группы сравнения (U=277, a=0,01). Дети, находящиеся на лечении в туберкулезном диспансере, считают одиночество скорее негативным феноменом, нежели позитивным (U=317,5, a=0,04; U=267, a=0,006). Подростки, имеющие туберкулез, не принимают свое одиночество и ситуации уединения (U=300,5, a=0,02).

Согласно результатам, полученным в ходе исследования многофакторным личностным опросником Р.Кеттела, были выявлены статистически значимые различия между двумя исследуемыми выборками. Дети, больные туберкулезом, склонны принимать групповые нормы, для них характерна зависимость от социально-групповых ценностей (U=290,5, a=0,02). Дети, имеющие туберкулез, обладают пассивностью в общении с другими (U=255,5, a=0,003). Изучение уровня групповой зависимости показало, что дети, болеющие туберкулезом, зависимы от мнения группы и склонны полагаться на помощь со стороны (U=245,5, a=0,002).

Анализ результатов показал, что дети, болеющие туберкулезом, в отличие от здоровых детей, испытывают негативные эмоции, связанные с общением (φ=2,32, p ≤0,01). Статистически было подтверждено, что дети с туберкулезом испытывают отрицательные эмоции, связанные с процессом обучения в целом (φ=2,09, p ≤0,01).

Таким образом, можно выделить следующие особенности переживания одиночества у подростков, больных туберкулезом и находящихся на лечении в стационарном учреждении: выраженное переживание изоляции, отсутствие людей, с которыми был бы возможен близкий контакт, болезненное и негативное переживание одиночества, непринятие своего уединения. Результаты указывают на зависимость от групповых ценностей, пассивность при общении, зависимость от мнения группы и склонность полагаться на мнение других людей у детей, имеющих туберкулез. Помимо этого, выявлено переживание негативных эмоций по отношению к общению с другими людьми и в ситуации обучения.

Для снижения выявленных болезненных переживаний необходимо составлять программы психологической помощи подросткам, больных туберкулезом, используя выявленные в данном исследовании характеристики. Программы помощи могут включать в себя разные методы работы. Например, групповые формы работы, в которых ребята могли бы взаимодействовать друг с другом, чтобы снизить переживание изоляции от других людей, могли бы преодолеть свою застенчивость и научиться самовыражению, снизить негативные переживания, связанные с одиночеством в целом. При индивидуальной форме работы можно использовать проективные методы [2] для диагностики более конкретных путей помощи, а также упражнения, снижающие напряжение, чувство страха, связанные с болезнью.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, туберкулез, больной, вынужденная изоляция, группа сравнения, переживание одиночества, туберкулезный диспансер, близкий контакт, подростковый возраст, психологическая помощь.


Актуальность работы обусловлена значимостью болезни для жизни любого человека, так как она вызывает часто неприятные физические ощущения от пораженных органов или систем, а также влияет на личность, меняет ее, заставляя ее делать переоценку уже сложившейся системы ценностей. В подростковом возрасте это проявляется особенно ярко, так как в этот период происходит становление идентичности, завершением формирования ценностно-смысловой сферы и характера. Внутренняя картина болезни подростков, страдающих туберкулезом, оказывает влияние не только на соблюдение ими медицинских предписаний, но и на развитие личности подростка в условиях соматического заболевания.

Полученные данные можно будет использовать в детских туберкулезных диспансерах и больницах для информирования о важности субъективного образа болезни каждого отдельного пациента, влияния его на течение болезни и соблюдение врачебных предписаний, и так же о влиянии на отношение к своему здоровью и болезни типа привязанности, взаимоотношений со значимым взрослым.

Достаточно много исследований посвящено внутренней картине болезни, как и, типам привязанности. В основном исследования описывают психологические изменения, которые возникают уже под влиянием уже развивающегося инфекционного заболевания [3].Однако, мало изучена взаимосвязь этих двух феноменов и в особенности их связь с заболеваниями. Тема внутренней картины болезни у подростков больных туберкулезом с различными типами привязанности недостаточно освящена в современной литературе.

Цель дипломной работы:описать внутреннюю картину болезни у подростков больных туберкулезом с разными типами привязанности

  1. Провести теоретический обзор современных зарубежных и отечественных исследований проблемы внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности.
  2. Определить методологию и методический аппарат исследования, направленный на определение внутренней картины болезни и выявление типов привязанности у подростков;
  3. Организовать и провести эмпирическое исследование внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности;
  4. Описать результаты эмпирического исследования внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности;
  5. Проанализировать полученные результаты и сформировать выводы.

Объект исследования: внутренняя картина болезни

Предмет исследования: внутренняя картина болезни у подростков больных туберкулезом с различными типами привязанности

Гипотеза: существуют качественные различия внутренней картины болезни у подростков больных туберкулезом с разными типами привязанности

Внутренняя картина болезни — это весь спектр переживаний больного, начиная от его представлений о заболевании, его самочувствия на этапах проявления и ухудшения состояния, переживания возможных последствий болезни, улучшения состояния и выздоровления, восприятие себя в болезни, а также представления об отношении к нему тех, кто окружает его во время болезни [2]. Влияние болезни на личность основывается на двух аспектах: реакция личности на болезнь и соматогенные изменения личности.

Подростковый возраст для здоровых детей характеризуется становлением идентичности, завершением формирования ценностно-смысловой сферы, характера, у подростков проявляются интересы к определённой деятельности. Мышление подростка становится более самостоятельным, творческим и активным. Одним из новообразований этого возраста является чувство взрослости, которое проявляется как стремление к самостоятельности, что проявляется, как попытка освободиться от опеки взрослых. Подростки, болеющие туберкулёзом органов дыхания, отличаются от соматически здоровых сверстников эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью, инфантильностью, конформностью, и более выраженным нормативным поведением [1].

Внутренняя картина болезни при заболевании туберкулезом определяется в первую очередь сужением возможности общения больного, и понижением его социального и материального статуса, нарушением жизненных планов и привычного образа жизни, ощущением физического дискомфорта. Большая часть заболевших начинает чувствовать себя обузой для семьи. Выявленные психологические особенности (недовольство собой, пессимизм, негативизм) усиливают патогенность стрессовых воздействий, и нарушают психическую адаптацию, снижая сопротивляемость организма.

На формирование внутренней картины болезни привязанность к матери оказывает влияние через основные формирующие ВКБ факторы — преморбидные особенности личности, так как мать — важнейшие элемент в создании отношения подростка к своему телу и своим ощущениям и чувствам, и второй фактор — ситуация, сопутствующая заболеванию — в семье, школе и пр., на который мат также имеет особенное влияние.

В исследовании приняло участие 40 подростков больных туберкулезом от 13 до 18 лет (возрастная периодизация Эриксона Э.) 12 юношей и 28 девушек.

Результаты эмпирического исследования внутренней картины болезни уподростков больных туберкулезом сразными типами привязанности

Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования типов привязанности подростков, страдающих туберкулезом проводилась при помощи опросника на привязанность к родителям для старших подростков (Яремчук М. В., 2005).

В работе была исследована именно привязанность к матери, как к наиболее близкому человеку. Формирующему первичную привязанность ребенка. Методика показала, что 20 подростков, составляющих выборку, обладают надежным типом привязанности к матери. 4 подростка имели тревожно-амбивалентный тип привязанности, 11 избегающий и 5 обладали смешанным тревожно-избегающим типом привязанности.

Надежная привязанность характеризуется ощущением безопасности у ребенка рядом с матерью. Она является для него надежной опорой в изучении окружающего мира. В подростковом возрасте это проявляется в том, что не возникает особых проблем с адаптацией, у школьника нет зажатости, он открыт для мира, отзывчив, может легко знакомится и находить друзей.

При тревожно-амбивалентной привязанности дети не могут положиться на свою мать и считать ее надежной опорой, так как не уверены в том, что она сможет быть рядом, когда в ней будут нуждаться, а также, потому что отношение к ребенку в данном стиле привязанности зависит скорее от настроения матери, чем от него самого.

Избегающая или индифферентная привязанность характеризует детей, которые не выражают или слабо проявляют переживания в ситуации разлуки с матерью. В более старшем возрасте избегающая привязанность к значимому взрослому отражается в трудностях при построении интимных и близких отношений. Затруднения связаны с недостаточной значимостью для них этих отношений, люди, имеющие эту привязанность, не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются.

Те подростки, чьи результаты относились в равной степени и к избегающей и к тревожно-амбивалентной привязанностине рассчитывают н поддержку взрослого. Еще детьми они учатся избегать привязанности к кому-либо, так как уверены, что их покинут или оттолкнут.

Далее подростки были разделены на подростков с надежным типом привязанности и подростков обладающих ненадежными типами привязанности, куда вошли тревожно-амбивалентный тип, избегающий и тревожно-избегающий.

C:\Users\TOPSVU\Pictures\Рисунок 1.jpg

Результаты методики диагностики типов отношения к болезни, результаты которой можно увидеть в рисунке 1, показала, что для подростков с надежным типом привязанности преобладающими являются 2 типа отношения к болезни, подразумевающие уход от тревожащих мыслей — эргопатический и анозогностический. Эргопатичекий тип может быть очень продуктивным, если не оказывает негативного влияния на заболевание и если пациент при этом хочет выздороветь и соблюдает рекомендации врача. Анозогностический тип реагирования заключается в отрицании не только тяжести заболевания, но и симптомов и даже наличия у себя болезни. Пациент в таком случае не относиться к лечению серьезно, пропускает процедуры и исследования. В отрицании болезни подростки ищут психологическую защиту, ведь легче просто обвинить врача в ошибке, чем заняться своим здоровьем и прислушиваться к собственному организму. Если в период личностного становления подросток будет думать только о своем здоровье, много интересующих любого школьника вещей придется менять и убирать (общение, в первую очередь). Некоторые ученые в своих работах внутренней картине болезни выявили, что здоровья не является самым важным в жизни подростка, при надежном типе привязанности, подросток осознает его ценность, все же, у него есть и другие более важные дела. Для подростков с ненадежными типами привязанности преобладающими являются апатический и анозогностическй типы отношения к болезни. Оба этих типа подразумевают уход от мыслей о болезни, отношение к лечению как чему то, что не имеет особого значения. Апатический стиль также подразумевает незаинтересованность в своем будущем, куда входит и выздоровление.

Для подростков ненадежной привязанностью болезни, чаще всего либо не является социально значимой (у 8 из 20 исследуемых этой группы), либо затрагивает сферу наличия у них свободного времени (у 8 из 20 исследуемых этой группы).

Согласно полученным данным для подростков, обладающих ненадежными стилями привязанности, сама болезнь, факт наличия вируса в их организме, не имеет высокой личностной значимости, однако, они испытывают сильное напряжение в связи с той жизненной ситуацией, которую она вызывает, и могут слегка преувеличивать влияние заболевания на их жизнь, то есть считать, что оно определяет их жизнь на данный момент. Это нервное напряжение может проявляться в повышенной импульсивности, раздраженности или же депрессивном состоянии. Ситуация заболевания может не сказываться на самооценке подростков с ненадежными типами привязанности или же понижать ее. Для большинства подростков с ненадежными типами привязанности характерно внутреннее сопротивление исследованию и состояние пассивности по отношению к болезни — то есть не собираются принимать активных мер или всерьез заниматься менять свою жизнь и активно стремиться к выздоровлению.

В большинстве случаев, у всех исследуемых подростков уже сформировалось определенное отношение к своему заболеванию, внутренний образ болезни. Не смотря на изменившиеся условия жизни подростки, чаще всего не испытывают ощущения нестабильности и неуверенности в связи с разлукой со своими близкими.

Статистическая обработка результатов показала положительную корреляцию типов привязанности с типами отношения к заболеванию и самооценкой социальной значимости болезни.

Таким образом, гипотеза о наличии качественных отличий внутренней картины болезни подростков с разными типами привязанности подтверждена.

Отношение к болезни у подростков имеющих надежную привязанность, чаще всего эргопатического и анозогностического типов. Подростки с таким типом привязанности волнуются о состоянии своего здоровья, но их больше беспокоит, что из-за болезни у них меньше свободного времени и меньше возможности развиваться в том, в чем им хотелось бы. Они не испытывают тревоги из-за разлуки с матерью и близкими. Подростки с надежным типом привязанности болеющие туберкулезом обладают сформированным образом болезни, адекватно оценивают свое заболевание, не преувеличивая и не преуменьшая значимость болезни.

Для подростков, болеющих туберкулезом, с ненадежными типами привязанности наиболее характерны анозогностический и апатический типы отношения к болезни. Подростки группы с ненадежными типами привязанности, чаще всего, не считают, что болезнь оказала влияние на их жизнь в каких-либо ее сферах, но некоторые отмечают, что стало меньше свободного времени, так же они внутренне сопротивлялись исследованию, не желая раскрываться. Однако, несмотря на внешнее безразличие к происходящему с ними, подростки с ненадежными типами привязанности часто напряжены или наоборот, находятся в астеничном, депрессивном состоянии, что вызвано затруднениями в адаптации к новым, изменившимся условиям их жизни. Пассивная позиция по отношению к исследованию, внутреннее напряжение, импульсивность или же астения, отсутствие веры в результативность лечения и его надобность, безразличие к своей болезни и к своей жизни составляет отношение к болезни у подростков с ненадежными типами привязанности.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя картина болезни, подросток, ненадежный тип привязанности, тип привязанности, надежный тип привязанности, болезнь, мать, надежная привязанность, отношение, свободное время.

Читайте также: