Эпидемиологический надзор за особо опасными и инфекционными заболеваниями
Обновлено: 19.04.2024
1. Обязанности медицинских организаций по противодействию распространению инфекций, способных вызвать чрезвычайную ситуацию
Методические указания МУ 3.4.2552-09, подготовленные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, содержат детализацию санитарно-эпидемиологических мероприятий, предусмотренных к исполнению на национальном и региональном уровнях.
Указания описывают клинико-эпидемиологическую характеристику отдельных нозологических форм, перечень мероприятий, необходимых к исполнению при выявлении больного (трупа), примерные схемы информации и оповещения, лечения и экстренной профилактики, комплектацию укладок для работы в эпидемическом очаге, правила забора и транспортировки материала, применения средств индивидуальной защиты, режимы обеззараживания различных объектов, зараженных патогенными микроорганизмами. Дают рекомендации по составлению комплексного плана действий при выявлении больного (трупа) с подозрением на инфекционные болезни, вызывающие чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Для этого медицинская организация обязана:
1.1. Оперативный план
Оперативный план включает:
- способ передачи информации руководителю или его заместителю, другим учреждениям;
- порядок оповещения и сбора специалистов (в рабочее и нерабочее время);
- порядок действий специалистов;
- мероприятия для каждого места выявления больного;
- перечень и место хранения укладок и СИЗ;
- список учреждений для госпитализации больного, эвакуации больного, проведения дезинфекции (адреса, номера телефонов, фамилии руководителей учреждений);
- материальное обеспечение всех мероприятий, в том числе на случай аварийных ситуаций (выход из строя источников водоснабжения, электроэнергии, связи, транспорта и т.п.);
- в оперативных планах лечебно-профилактических учреждений, выделенных под госпиталь, провизорный госпиталь, изолятор, должны быть составлены графические схемы развертывания этих подразделений (поэтажные планы) с указанием назначения каждого помещения, а также списочный состав формирований (основной и дублирующий), список необходимого оборудования для полного целевого функционирования данного формирования с указанием учреждений и организаций, которые должны будут поставлять недостающее оборудование и т.п.
Структура и содержание оперативного плана зависят от вида оказываемой медицинской помощи в медицинской организации (приложение 3 МУ 3.4.2552-09). Перечень мероприятий перечислен в разделах 5 и 6 МУ 3.4.2552-09. С оперативным планом знакомят всех работников медицинского учреждения под подпись. За каждое действие в оперативном плане отвечают назначенные руководителем ответственные лица.
1.2. Средства индивидуальной защиты, укладки, дезсредства и медикаменты
Перечень медикаментов, разрешенных для экстренной личной профилактики ООИ, подробно изложен в МУ 3.4.2552-09. Должно быть минимум по одной укладке каждого наименования: для забора материала от людей, дезсредств, средств личной профилактики и для оказания неотложной помощи больному (приложение 3 МУ 3.4.2552-09).
Укладки должны храниться в доступных в круглосуточном режиме для дежурного медперсонала местах, а сотрудники должны быть извещены под роспись, где хранятся укладки, ключи от комнаты, кто отвечает за СИЗ и укладки, его номер телефона. Отвечает за укладки главная медсестра (в т.ч. следит за сроком годности изделий медицинского назначения, средств и медикаментов), если руководитель назначил ее ответственной.
1.3. Подготовка персонала
Руководитель ежегодно организует обучение медработников по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики, порядку действий при выявлении больного ООИ путем проведения обучающих семинаров с отработкой алгоритма действий при выявлении больного с подозрением на ООИ и оценкой качества полученных знаний.
2. Порядок действий при выявлении больного с подозрением на опасную инфекцию
Объем и перечень мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний, определяется профилем МО (соматические и инфекционные стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения и т.д.) и установлены в п. 6 МУ 3.4.2552-09 для каждого в отдельности, поскольку от правильного и раннего распознавания сотрудниками медорганизации, от навыков организации первичных противоэпидемических мероприятий зависит, насколько эффективными будут дальнейшие меры по локализации и ликвидации эпидемического очага.
2.1. Общие принципы, порядок организации и проведения противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (трупа)
При подозрении на ООИ медработник до приезда консультантов (врача-инфекциониста) закрывает нос и рот маской или любой повязкой. После этого обрабатывает руки и открытые части тела дезинфицирующим раствором, например 70-процентным спиртом. Если получил укладку – надевает противочумный костюм (4-го типа при подозрении на холеру), проводит экстренную профилактику заражения.
Первую информацию о выявлении больного (трупа) с подозрением на болезнь врач или другой медработник доводит до главного врача лечебно-профилактического учреждения, не покидая кабинет по телефону или через сотрудника, который не контактировал с больным. Запрашивает укладки по ООИ с защитной одеждой, дезсредствами, для забора биологического материала.
В кабинете, где выявлен больной, закрывают двери и окна, отключают вентиляцию или кондиционер, прекращают слив жидкостей в канализацию без предварительного обеззараживания, проводят каждый час текущую дезинфекцию (обеззараживание выделений больного, смывных вод после мытья рук, предметов ухода за больным и т.д.).
Главный врач после получения извещения о выявлении больного направляет в кабинет, где выявлен больной, инфекциониста или опытного терапевта-консультанта с медсестрой (санитаркой), которая доставляет к кабинету дезинфицирующий раствор.
Инфекционист (терапевт-консультант) обрабатывает руки и открытые части тела кожным антисептиком, надевает перчатки, маску и в защитной одежде входит в кабинет к больному для проведения его осмотра (опроса), подтверждения или снятия подозрения на болезнь. Проводится опрос больного, выясняют эпидемиологический анамнез, выявляют лиц, бывших в контакте с больным. Вопрос об изоляции и экстренной профилактике решается после подтверждения диагноза консультантами.
Врач, выявивший больного, после того как передаст его инфекционисту, покидает кабинет, снимает медицинский халат и повязку, защищавшую его дыхательные пути, помещает их в бачок с дезинфицирующим раствором или влагонепроницаемый пакет, обрабатывает дезинфицирующим раствором обувь и переходит в соседний кабинет или другое помещение, где проходит полную обработку, переодевается в запасной комплект одежды (личную одежду и обувь помещают в брезентовый или клеенчатый мешок для обеззараживания) и принимает меры экстренной личной профилактики.
Медработников, которые имели контакт с пациентом, зараженным ООИ, либо изолируют, либо за ними устанавливают медицинское наблюдение на срок инкубационного периода инфекции.
Медсестра перед кабинетом разводит дезинфицирующий раствор для текущей и заключительной очаговой дезинфекции и осуществляет связь инфекциониста (терапевта) с главным врачом.
Главный врач при подтверждении подозрения на болезнь прекращает прием больных в поликлинике, на входных дверях вывешивают соответствующее объявление. Закрывает двери медорганизации или отделения, где выявили больного. Запрещает перемещаться между этажами, выносить вещи из палат и передавать документы. Организует посты на входах и выходах из здания. Допускается прекращение работы в одном из отсеков здания, если планировка позволяет полностью изолировать помещения, которые посещал больной.
При выходе переписывают всех посетителей с указанием их места жительства. Бывших в близком контакте с больным (подозрительным на заболевание) временно изолируют в одном из помещений до решения специалиста Управления (территориального отдела Управления Роспотребнадзора) или эпидемиолога ФГУЗ ЦГиЭ по субъекту (или филиала) о мерах, которые к ним должны применяться (изоляция, экстренная профилактика, медицинское наблюдение), при необходимости (наличии сигнальных симптомов болезни) госпитализируют в провизорный госпиталь в течение инкубационного периода болезни.
Вопрос о порядке госпитализации и лечения больного, подозрительного на особо опасные инфекции, решается в зависимости от тяжести заболевания: все транспортабельные больные немедленно направляются санитарным транспортом с места выявления в предусмотренные для этих случаев стационары; нетранспортабельным больным неотложная помощь оказывается на месте с вызовом оснащенной всем необходимым бригады скорой медицинской помощи для последующего его транспортирования в стационар. При установлении окончательного диагноза санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами по каждой нозологической форме (приложение 4 МУ 3.4.2552-09).
После эвакуации больного и контактировавших с ним лиц бригада дезинфекционного учреждения проводит профилактические и противоэпидемические мероприятия по предупреждению внутрибольничного распространения болезней: заключительную дезинфекцию во всех помещениях, которые посещал больной. Медработники проходят санитарную обработку. Обеззараживают защитную и личную одежду, обувь. После ликвидации эпидемического очага клиника получает разрешение возобновить работу в штатном режиме от местного отделения Роспотребнадзора.
2.2. Изоляция больного ООИ
Чтобы изолировать больных или пациентов с подозрением на инфекцию, необходимо выделить отдельные помещения. Это могут быть изоляторы, боксы, полубоксы или отдельные палаты, обеспеченные санитарно-техническим оборудованием: туалетом и раковиной.
Изоляторы и боксы должны отвечать требованиям ГОСТ р 52539- 2006. Например, в изоляторах для больных с инфекцией, которая передается воздушно-пылевым путем, следует поддерживать отрицательное давление воздуха. Перепад давления между смежными помещениями должен быть не менее 10–15 Па (п. 5.3.3 ГОСТ р 52539- 2006).
В палатах или предбоксниках должны быть предусмотрены условия для медперсонала: переодевания, обработки рук, хранения средств индивидуальной защиты, удаления отходов, смены белья и т. п.
Когда нет отдельных палат или изолировать больного не нужно, организация вправе зонировать какое-либо помещение. Например, реанимацию. В этом случае за каждым участком закрепляется медсестра.
2.3. Проверка противоэпидемической готовности медорганизации
2.3.1. Готовые укладки
Согласно приложению 5 МУ 3.4.2552-09 и СП 3.1/3.2.3146-13 в укладке для забора материала от больного, подозрительного на ООИ, должны быть:
- предметы для забора, хранения и транспортирования проб биологического материала (контейнеры);
- комбинезон защитный ограниченного срока пользования с полимерным покрытием.
Требования к содержанию укладки для экстренной личной профилактики ООИ перечислены в приложении 8 МУ 3.4.2552-09.
2.3.2.Средства индивидуальной защиты
С пациентом все работники контактируют в защитном костюме. Костюм используют дезинфекторы, когда проводят обработку объекта. В медорганизации должны быть защитные костюмы I и II типа, а также медицинские перчатки и бахилы в достаточном количестве. Расчет необходимого запаса защитных костюмов – в приложении 11 к МУ 3.4.2552-09.
Применяют различные СИЗ:
В состав защитного комплекта входят:
- комбинезон или пижама;
- капюшон или большая косынка (120 × 120 × 150 см);
- противочумный халат (по типу хирургического): длина до нижней трети голени, полы должны далеко заходить друг за друга, длинные завязки у ворота, на полах, у пояса и на рукавах;
- ватно-марлевая повязка (из марли 12 × 50 см со слоем ваты 25 × 17 × 1,5 весом 20 г), или противопылевой респиратор, или фильтрующий противогаз;
- очки-консервы или целлофановая пленка одноразового пользования (17 × 39 с учетом 6 см с каждой стороны для тесемок длиной 30 см);
- резиновые перчатки, носки (чулки);
- сапоги резиновые или бахилы хирургические – в амбулаторно-поликлинических организациях, на СМП и других организациях неинфекционного профиля. Надевают поверх тапочек;
- полотенца.
Чтобы обучить и выработать навыки правильного использования СИЗ с целью сохранения здоровья у работников на рабочем месте, повысить эффективность применения, снизить затраты на приобретение необходимо разработать алгоритм их использования (в соответ. СанПиН 2.1.3.2630-10, СП 1.3.2322-08, приложением 1 к приказу Минздравсоцразвития от 01.09.2010 № 777н, МР 2.2.9.2242– 07, МР 3.5.1.0113-16, Межгосударственный стандарт EN 14683).
2.3.3. Дезсредства
3. Пробелы законодательства РФ в сфере борьбы с особо опасными инфекционными заболеваниями
После рассмотрения ключевых положений и мероприятий эпиднадзора в рамках применения МУ 3.4.2552-09 можно оценить их вероятную эффективность по нескольким показателям:
3.1. Полнота предусмотренных противоэпидемических мероприятий
Полнота предусмотренных к исполнению противоэпидемических мероприятий и последовательность их исполнения призваны гарантировать эффективность противоэпидемической работы в очаге инфекций, способных вызвать чрезвычайные ситуации.
Вместе с тем результаты анализа требований МУ 3.4.2552-09 дают основания оценить уровень противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционных заболеваний, вызывающих чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия, как недостаточный:
3.2. Профилактика и контроль неблагоприятных событий, связанных со здоровьем, среди отдельных видов медицинских организаций
Основная цель МУ 3.4.2552-09 заключается в создании условий для быстрого обнаружения и локализации источника опасной инфекции руководством и персоналом медицинской организации. Предполагается, что это должно способствовать улучшению профилактики и усилению контроля за заболеваемостью внутри страны. Анализ эпидемий и пандемий, произошедших в последние годы, наглядно доказывает, что задержка в распознавании инфекционного заболевания и запоздалое реагирование на него могут привести к неблагоприятным последствиям: повышению уровней заболеваемости и смертности, распространению инфекции в другие страны. нарушению торговли и межгосударственных связей.
В связи с этим необходимо усовершенстовать механизмы предупреждения заноса заболеваний, требующих санитарной охраны территории, в медицинские организации амбулаторно-поликлинического профиля, так как именно они являются первым барьером на пути распространения возбудителей опасных инфекционных болезней. Несомненно, эти вопросы требуют отдельной, более детальной и строгой регламентации, поскольку от правильного и раннего распознавания врачами-терапевтами и инфекционистами, от навыков организации первичных противоэпидемических мероприятий зависит, насколько эффективными будут дальнейшие меры по локализации и ликвидации эпидемического очага.
По нашему мнению, следует внести ряд поправок в положения МУ 3.4.2552-09, касающихся мероприятий при выявлении больного в поликлинике, фельдшерское-акушерском пункте или в другой медицинской организации, оказывающей первичную фельдшерско-акушерскую помощь. Также целесообразно установить периодическую оценку готовности, знаний и практических навыков персонала первичного звена здравоохранения в вопросах организации и проведения оперативных мероприятий по предупреждению заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний.
3.3. Своевременное предупреждение заноса и распространение инфекционных болезней
Нормы, касающиеся первичных противоэпидемических мероприятий, установленных в МУ 3.4.2552-09, подразумевают отчетность только о тех событиях, по которым есть требования уведомлять руководителей вышестоящих медицинских учреждений. Однако использование исчерпывающего списка предопределенных угроз крайне затрудняет задачу обнаружения ранее не распознанных патогенов, особенно с бессимптомной передачей. Соответственно не обеспечивается гибкость в отношении предотвращению нестандартных чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
Чтобы улучшить эффективность противодействия заносу и распространению инфекционных болезней, в том числе способных вызывать чрезвычайные ситуации эпидемиологического характера, необходимо ввести обязательное информирование по всем событиям, которые считаются потенциальными ЧС эпидемиологического характера, а также закрепить в нормативно-правовой базе специальные подходы к эпиднадзору, такие как синдромное наблюдение; использование инновационных диагностических технологий; систематическое обучение медицинского, лабораторного, вспомогательного и другого персонала особенностям работы в очаге опасной инфекции. Мы полагаем, что при широком внедрении подобных подходов противоэпидемические мероприятия были бы гораздо более своевременными и эффективными.
Для достижения главной цели – научного обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора за особо опасными и другими природно-очаговыми инфекционными болезнями в регионе Нижнего Поволжья (Устав института, утвержденный Руководителем Роспотребнадзора от 17.05.2011 г. № 507) ФКУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора работает в тесном контакте с органами и организациями Роспотребнадзора на территории Волгоградской области.
Совместная работа регламентируется рядом соглашений и договоров, главными из которых являются:
С целью научного обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора за особо опасными инфекциями и другими природно-очаговыми инфекциями ФКУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора проводит научные исследования, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Волгоградской области, в которых принимают участие организации Роспотребнадзора.
Основные направления оперативного взаимодействия ФКУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора с органами и организациями Роспотребнадзора в Волгоградской области:
Совместная работа в рамках Референс-центров по мониторингу за возбудителями глубоких микозов, сапа, мелиоидоза, лихорадки Западного Нила и Регионального центра по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I - II групп патогенности в Волгоградской области (приказ Роспотребнадзора от 17.03.2008 г. № 88);
Формирование и обеспечение готовности специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) ФКУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Ропотребнадзора. Специалисты ЦГиЭ в Волгоградской области (50 чел.) разных специальностей, в том числе бактериологи, вирусологи, паразитологи, санитарные врачи, токсикологи, врачи-гигиенисты и др. прикомандированы к СПЭБ Волгоградского НИПЧИ;
Эпидемиологический надзор за холерой в Волгоградской области. Мониторинг наличия холерного вибриона в поверхностных водоемах области и воде реки Волги и определение токсигенности выделенных штаммов;
ПЦР-диагностика ЛЗН, КГЛ, ряда других арбовирусных инфекций и внедрение в практику работы учреждений госсанэпидслужбы современных методов диагностики;
Изучение эколого-эпидемиологических особенностей циркуляции вирусов ЛЗН, КГЛ, Тягиня, Инко, Батаи, Синдбис на территории Волгоградской области;
Анализ совместно с учреждениями госсанэпидслужбы инфекционной заболеваемости на территории области. Обмен информацией о состоянии инфекционной заболеваемости и циркуляции возбудителей особо опасных и природно-очаговых инфекций;
Подготовка кадров (врачей и лаборантов) санитарно-эпидемиологической службы Волгоградской области на курсах первичной специализации по ООИ и на курсах усовершенствования по вопросам противодействия биотерроризму. Подготовка кадров высшей квалификационной категории (кандидатов и докторов наук);
Участие в работе аттестационных комиссий, лабораторного совета ЦГиЭ Роспотребнадзора в Волгоградской области, иных совещательных органов при обсуждении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Контроль противоэпидемической готовности медицинских учреждений на случай возникновения очагов особо опасных инфекционных болезней.
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта
3.4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ
Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Дата введения 2009-11-01
1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Е.Б.Ежлова, Н.Д.Пакскина); ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"" (В.В.Кутырев, А.В.Топорков, В.П.Топорков, Л.Н.Дмитриева, С.А.Бугоркова); ФГУЗ "Противочумный центр Роспотребнадзора" (В.Е.Безсмертный, Ю.М.Федоров, С.М.Иванова, К.С.Фонарева); ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт" (Ю.М.Ломов, Э.А.Москвитина, В.И.Прометной, Ю.М.Пухов, Н.Л.Пичурина, И.В.Рыжко, Р.И.Цураева); ФГУЗ "Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" (Т.И.Инокентьева, Е.И.Андаев, А.С.Марамович, С.А.Косилко, Г.А.Воронова); ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" (А.Н.Куличенко, О.В.Малецкая, А.П.Бейер, С.М.Кальной, Т.В.Харченко, Г.М.Грижебовский, Г.К.Исмаилова).
2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 17 сентября 2009 г.
4. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 ноября 2009 г.
КВГЛ - контагиозные вирусные геморрагические лихорадки
ТОРС - тяжелый острый респираторный синдром
КГЛ - Крымская геморрагическая лихорадка
ОКИ - острые кишечные инфекции
ООИ - особо опасные инфекции
Болезнь - инфекционная (паразитарная) болезнь, вызывающая чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
СПК - санитарно-противоэпидемическая комиссия
ПЧУ - противочумные учреждения
ПЦР - полимеразная цепная реакция
СП - санитарно-эпидемиологические правила
СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения
ФАП - фельдшерско-акушерский пункт
ФП - фельдшерский пункт
ФГУЗ - Федеральное государственное учреждение здравоохранения
ЦГиЭ - Центр гигиены и эпидемиологии
Минздравсоцразвития России - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Минздравсоцразвития России
ПАО - патолого-анатомическое отделение
БСМЭ - бюро судебно-медицинской экспертизы
СКП - санитарно-карантинный пункт
ПСКП - пограничный санитарно-карантинный пункт
1. Область применения
1.1. В методических указаниях приведены материалы по инфекционным болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации: клинико-эпидемиологическая характеристика отдельных нозологических форм, действия медицинского персонала при выявлении больного (трупа), схемы информации и оповещения, лечения и экстренной профилактики, комплектование укладок, правила забора и транспортирования материала, применение средств индивидуальной защиты, режимы обеззараживания различных объектов, зараженных патогенными микроорганизмами.
1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, специалистов противочумных учреждений, органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений.
1.3. Методические указания обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации территориальными органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и рекомендованы к исполнению лечебно-профилактическими учреждениями.
2. Нормативные ссылки:
2.1. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2007, N 1, ст.29).
2.4. СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней".
2.5. СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".
2.6. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости".
2.7. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих".
2.8. Международные медико-санитарные правила (2005 г.).
2.9. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, Женева, 1995 г. (МКБ-10, Женева, 1995).
2.10. СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)".
2.11. СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I-IV групп патогенности".
* На территории Российской Федерации действуют СП 3.1.7.2492-09. - Примечание изготовителя базы данных.
2.13. СП 3.1.084-96, ВП 13.34.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных".
2.14. СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарной заболеваемости на территории Российской Федерации".
2.15. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний".
2.16. СП 3.1.1.2343-08 "Профилактика полиомиелита".
2.17. СП 3.1.2.2156-06* "Профилактика менингококковой инфекции".
* Действуют СП 3.1.2.2512-09. - Примечание изготовителя базы данных.
2.18. СП 3.1.2260-07 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования материалов, инфицированных или потенциально инфицированных диким полиовирусом".
2.19. МУ 1.3.1877-04 "Порядок сбора, упаковки, хранения, транспортирования и проведения лабораторного анализа биологического материала от больных (и умерших) пациентов с подозрением на тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)".
2.20. МУ 3.1.1.2232-07 "Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности учреждений на случай возникновения очага холеры".
2.22. Руководство по профилактике чумы. Саратов, 1992.
2.23. Руководство по клинике, диагностике и лечению опасных инфекционных болезней. Москва, 1994.
3. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории
Кроме того, имеет значение также выявление неэндемичных для данной местности инфекций невыясненной этиологии с необычно высокими показателями заболеваемости и летальности.
На указанный перечень инфекционных болезней распространяется организация и проведение первичных мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание.
Общие сведения об инфекционных болезнях, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения представлены в прилож.1.
4. Порядок планирования мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Комплексные планы должны быть согласованы со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и утверждены (1 раз в каждые 5 лет) главой администрации (правительства) соответствующей территории, коррективы вносятся ежегодно. Планы разрабатывают по разделам: 1) организационные мероприятия; 2) подготовка кадров; 3) профилактические мероприятия; 4) противоэпидемические мероприятия.
В комплексных планах должны быть предусмотрены следующие основные вопросы:
определение персонального состава межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) и медицинского противоэпидемического штаба;
порядок информации о выявленном больном вышестоящих органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органов управления здравоохранением, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (прилож.2);
определение учреждения, осуществляющего транспортирование больных в стационар;
выделение консультантов (инфекциониста, эпидемиолога, бактериолога или вирусолога) из числа наиболее квалифицированных специалистов;
выделение, освобождение и перепрофилирование помещений для специализированной и провизорной госпитализации больных, изоляции контактировавших, для развертывания обсерваторов в случае введения карантина;
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, НОМЕНКЛАТУРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) приказываю:
1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.
2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:
1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;
2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;
3) связано с оказанием медицинской помощи;
4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;
5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;
6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.
2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:
1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;
2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;
3) связано с оказанием медицинской помощи;
4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;
5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.
Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .
Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2020, N 30, ст. 4898).
3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее - мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.
4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:
снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;
обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;
предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;
обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации ;
проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;
проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;
обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости) и оказания ему медицинской помощи;
проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания ;
проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;
проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц ;
проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации ;
проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации ;
обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств ;
соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;
предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций ;
СанПин 3.3686-21; Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности; медицинской деятельности; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.
рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.
5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее - Комиссия).
6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.
7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:
проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;
оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;
проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;
осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;
рассматривает подготовленную врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом или лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, программу профилактики ИСМП и рекомендует ее к утверждению в медицинской организации.
Комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации до 30 января текущего года.
Председателем Комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя медицинской организации.
В состав Комиссии включаются врач-эпидемиолог, главная (старшая) медицинская сестра, заведующие структурными подразделениями, врач-бактериолог, врач-клинический фармаколог, врач-инфекционист, врач-патологоанатом и другие работники медицинской организации.
Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом, утверждаемым руководителем медицинской организации. Форма проведения заседаний Комиссии определяется руководителем медицинской организации.
Комиссия с целью реализации своих задач и выполнения функций может запрашивать у работников медицинской организации письменные и устные объяснения по существу рассматриваемых вопросов, вносить предложения по снижению риска возникновения случаев ИСМП, необходимым противоэпидемическим мероприятиям, по материально-техническому обеспечению для профилактики ИСМП.
Решение Комиссии оформляется протоколом.
Председатель Комиссии ежеквартально и по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе Комиссии.
Контроль за деятельностью Комиссии осуществляет руководитель медицинской организации.
8. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по профилактике ИСМП возлагается на руководителя медицинской организации.
9. Руководителем медицинской организации в целях выявления и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации устанавливаются:
перечень состояний и нозологических форм заболеваний ИСМП, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, на основе номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, утвержденной настоящим Приказом (приложение N 2 к настоящему Приказу), с учетом вида медицинской организации, профиля, условий и форм оказания медицинской помощи;
стандартные операционные процедуры по выявлению и регистрации случаев ИСМП, в том числе алгоритмы действий медицинских работников при выявлении случаев ИСМП, порядок передачи информации о выявлении и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации;
порядок представления руководителю медицинской организации информации об анализе заболеваемости ИСМП.
10. Информация о подозрении на случай ИСМП при выявлении незамедлительно подается медицинским работником структурного подразделения медицинской организации врачу-эпидемиологу, в эпидемиологический отдел, лицу, уполномоченному руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).
11. На основании полученной информации о подозрении на случай ИСМП проводится эпидемиологическое расследование предполагаемого случая ИСМП, которое осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.
12. Случай инфекционного заболевания определяется как ИСМП на основе совокупности клинико-анамнестических, лабораторных, инструментальных и эпидемиологических данных, по результатам эпидемиологического расследования с учетом критериев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Порядка.
13. Информация о выявленных случаях ИСМП учитывается и анализируется в рамках мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .
Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
О случае ИСМП передается экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
14. Анализ заболеваемости ИСМП в медицинской организации осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией на основе результатов эпидемиологического мониторинга, микробиологического мониторинга, мониторинга проведения инвазивных процедур, оценки факторов риска возникновения и распространения ИСМП в медицинской организации.
15. Оценка качества проведения мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется путем плановых и целевых (внеплановых) проверок медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .
16. В целях повышения эффективности выявления и регистрации случаев ИСМП, а также улучшения качества профилактических мероприятий медицинские работники с высшим образованием и средним профессиональным образованием проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам эпидемиологии и профилактики ИСМП со сроком обучения не реже 1 раза в 3 года не менее 36 часов.
Приложение
к Порядку проведения профилактических
мероприятий, выявления и регистрации
в медицинской организации случаев
возникновения инфекционных болезней,
связанных с оказанием медицинской
помощи, утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
НОМЕНКЛАТУРА
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Клинические (нозологические) группы инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами
Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)
A48.0; T79.3; T81.4; T82.6; T82.7; T83.5; T83.6; T84.5 - T84.7; T85.7; T87.4; T88.8; G04.2; G04.8; G04.9
Другие коды МКБ-10 нозологических форм в соответствии с областью хирургического вмешательства (J85; J86; K65; N98.0; O04.0; O04.5; O07.0; O08.0 и другие)
Инфекции, связанные с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией, иммунизацией, в том числе катетер-ассоциированные инфекции кровотока
G00; I80.8; J15.0 - J15.6; J15.8; J15.9; J16; J18; J20 - J22; L00; L01; L02; L03; L08.0; L08.8; L08.9; M86.0 - M86.2; M86.8; M86.9; P36; P38; P39; T80.2; T83.5
Нозологические формы инфекционных болезней, вызываемые патогенными микроорганизмами, и паразитарных болезней
Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)
А более 114 775 человек уже излечились, и процент смертности в целом держится на относительно невысоком уровне — 3-4 %. Для сравнения, от обычного сезонного гриппа по данным ВОЗ каждый год умирает от 290 до 650 тысяч человек. Из чего напрашивается логический вывод, что опасность коронавируса несколько преувеличена, а его летальность не дотягивает до масштабов вспышек ТОРС (атипичной пневмонии) в 2003 г. или лихорадки Эбола в 2013-2016 гг.
Обратим внимание и на то, что коронавирус не числится в списках заболеваний, любое событие с участием которых всегда оценивается как чрезвычайное согласно Международным медико-санитарным правилам (2005 г.).
Тем не менее, 31 января этого года Правительство добавило коронавирус в российский перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, тем самым породив очередную волну паники и необоснованных страхов, а также всяческого рода спекуляций на чрезмерной мнительности населения страны.
Целесообразность подобного решения вызывает вопросы, все-таки вспышка нового коронавируса несопоставима по степени риска для общественного здравоохранения с такими заболеваниями как, например, чума или сибирская язва.
Таким образом в первую очередь мы должны понять, как именно вопросы противодействия опасным инфекционным заболеваниям регулируются на международном и национальном уровнях, и есть ли между ними различия. Для этого следует рассмотреть и проанализировать Международные медико-санитарных правила ВОЗ (2005 г.), а также отечественные законодательные нормы, регулирующие противоэпидемические мероприятия в сфере защиты от особо опасных инфекционных заболеваний.
Международная классификация инфекционных заболеваний (согласно медико-санитарным правилам)
Одним из наиболее важных аспектов ММСП-2005 года является создание глобальной системы эпиднадзора за чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения, имеющими международное значение. ММСП-2005 года расширяет сферу применения правил, укрепляет авторитет ВОЗ в области эпиднадзора и ответных мер, содержит более строгие обязательства по эпиднадзору и ответным действиям и применяет принципы прав человека к мероприятиям общественного здравоохранения.
Стоит отметить, что такого понятия, как ООИ, в ММСП-2005 г. не содержится. Этот термин используется только в странах СНГ и то, преимущественно, неофициально (в ХХ веке такой термин действительно существовал в законодательстве, однако сейчас его используют, скорее, по привычке). Согласно же ст. 1.1 ММСП-2005 г. ВОЗ определяет любую инфекцию как заболевание или состояние здоровья, которое угрожает или может угрожать здоровью человека независимо от его источника или происхождения и разделяет на:
- болезни, которые являются необычными и могут оказать серьёзное влияние на здоровье населения:
- оспа,
- полиомиелит, вызванный диким полиовирусом;
- человеческий грипп, вызванный новыми подтипами;
- тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) или (SARS);
- болезни, любое событие с которыми всегда оценивается как опасное, поскольку эти инфекции обнаружили способность оказывать серьёзное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах:
- холера,
- легочная форма чумы,
- желтая лихорадка,
- лихорадка Ласса,
- лихорадка Марбург,
- лихорадка Эбола,
- лихорадка Западного Нила.
- лихорадка денге,
- лихорадка Рифт-Валли,
- менингококковая болезнь (менингококковая инфекция).
- болезнь или медицинское состояние, любые события с которыми потенциально имеют международное значение, включая события с неизвестными причинами или источниками.
Таким образом, в настоящее время сфера применения ММСП-2005 г. не ограничивается конкретными инфекционными болезнями, что позволяет не только быстро реагировать и предупреждать распространение уже известных заболеваний, но и применять соответствующие меры к новым и постоянно изменяющимся рискам для здоровья населения. С учетом тенденции глобализации распространения инфекций, неуклонного появления новых и возвращения старых инфекционных заболеваний, роста миграционной активности населения и торговли, всеобщей урбанизации и новых условий хозяйствования, такой подход является более содержательным и предпочтительным для практического применения.
Цели и основные методы ММСП-2005 г.
Чтобы помочь странам определить, о каких событиях следует сообщать, новые правила предоставляют механизм оценки того, являются ли события потенциальными международными угрозами. Государства-члены должны в течение 48 часов оценить любое событие, происходящее на их территории, и определить, может ли это быть чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения с использованием алгоритма (см. Приложение № 2 ММСП-2005 г.).
Помимо защиты общественного здоровья, другой важной целью ММСП-2005 г. является предотвращение ненужного экономического ущерба. В случае возможной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, страны могут стремиться закрыть свои границы, чтобы защитить свое население. Однако преждевременное или необоснованное закрытие границ может иметь серьезные негативные экономические последствия.
Препятствия в реализации ММСП-2005 г.
Несмотря на серьезный шаг вперед в глобальном эпиднадзоре, существует ряд недостатков и проблем в реализации требований ММСП-2005 г.:
- многие развивающиеся страны не имеют возможности выявлять и реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения в силу банального отсутствия необходимых для этого ресурсов и соответствующей инфраструктуры эпиднадзора (лишним тому подтверждением является вспышка лихорадки Эбола в 2014-2016 гг. в Западной Африке);
- некоторые страны могут принять решение действовать в одностороннем порядке исключительно в собственных интересах, где собранная информация и биологические данные совсем не обязательно передаются международному сообществу. такая ситуация имела место в 2007 году, когда правительство Индонезии отказалось передавать ВОЗ штаммы птичьего гриппа, опасаясь завышенных цен на вакцину и требуя гарантии того, что ни одна фармацевтическая компания не станет продавать вакцину с коммерческой целью (что сделало бы вакцинопроофилактику нереально дорогой для страны);
- во многом Международные медико-санитарные правила рассматривают интересы здоровья населения, как подчиненные по отношению к проблемам государственной безопасности и состоянию экономики. Поэтому меры их реализации в значительной степени сводятся к чрезмерному надзору, со значительно меньшим вниманием к вопросам помощи развивающимся странам;
- отсутствуют правовые механизмы для обеспечения соблюдения установленных ММСП-2005 г. требований. Таим образом, накладывая определенные обязательства на государства-участники, ВОЗ не предусмотрело никакой ответственности за их нарушение, тем самым подрывая надежность в осуществлении достигнутых договоренностей.
Положительные тенденции в области международного здравоохранения
Расширение спектра событий общественного здравоохранения, находящихся под наблюдением, и использование критериев оценки риска при принятии решения , о каких инцидентах следует сообщать ВОЗ, возможно, является единственным наиболее важным достижением в области эпиднадзора в ММСП-2005 г. Это изменение значительно повышает эффективность эпиднадзора за возникающими инфекционными заболеваниями, которые недавно появились в человеческой популяции или существовали в виде спорадических случаев, но теперь быстро растут по частоте или географическому охвату.
Стратегия надзора ММСП-2005 г., особенно в части инструментов принятия решений, была специально разработана для того, чтобы сделать ММСП-2005 г. непосредственно применимым к возникающим случаям инфекционных заболеваний, которые обычно являются неожиданными, и угрожают распространиться на международном уровне.
Противодействие особо опасным инфекционным заболеваниям в нормативно-правовых актах РФ
Российская Федерация как социальное государство в полном объеме реализует право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одним из способов реализации данного права является обеспечение благоприятной окружающей среды, в том числе путем ограничения распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
- Оспа
- Полиомиелит, вызванный диким полиовирусом
- Человеческий грипп, вызванный новым подтипом
- Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)
- Холера
- Чума
- Желтая лихорадка
- Лихорадка Ласса
- Болезнь, вызванная вирусом Mapбург
- Болезнь, вызванная вирусом Эбола
- Малярия
- Лихорадка Западного Нила
- Крымская геморрагическая лихорадка
- Лихорадка Денге
- Лихорадка Рифт-Валле (долины Рифт)
- Meнингококковая болезнь
Таким образом, перечень заболеваний, требующих изоляции лиц и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, не классифицирован по тяжести, степени опасности, по возможным последствиям для здоровья и является исчерпывающим, т.е. в целом не определен вариационный ряд событий в связи с новыми и постоянно изменяющимися рисками для здоровья населения, что не совсем корректно и требует дальнейшей доработки.
Читайте также: