Есть ли вич в исламе

Обновлено: 18.04.2024

Цель сопоставления этих двух карт проста и ясна: доказать, что Ислам — лучшее средство профилактики СПИДа. Впервые они появились в блоге доктора Биляля Филипса (Bilal Philips) Pass the Knowledge. Уроженец Ямайки, доктор Филипс вырос в Канаде, где принял Ислам. Он учился в Саудовской Аравии и Великобритании, сейчас живет в Катаре. Из-за своих якобы экстремистских взглядов доктора Филипса лишили права въезда полдюжины стран. 28 января этого года он в своем блоге сделал репост выступления Анвара аль-Авлаки (Anwar al-Awlaki) — йеменского американца, пропагандиста джихада, погибшего в результате обстрела американского беспилотника в 2011 году.

Где доктор Филипс взял эти карты — неизвестно. Мы не нашли их более ранних следов в сети. Данные, на которые они опираются, похоже, сопоставимы с общедоступной статистикой распространения СПИДа и Ислама в Африке, почерпнутой из докладов ВОЗ и Центра исследований Пью (Pew Research Center), соответственно, несмотря на несколько важных расхождений. Но главный вопрос, возникающий при взгляде на эти карты, такой: показывают ли они причинно-следственную связь (А вытекает из Б) или просто коррелируют друг с другом (есть, А и есть Б)?

Как выяснилось, ответ удовлетворит обе стороны дебатов или (что более вероятно) ни одну: отчасти справедливо и то, и другое. Любая карта-схема создается, чтобы что-то доказать, поэтому то, чего мы не видим на обеих — не менее интересно, чем то, что мы видим. Однако эти карты действительно отражают два неоспоримых факта. Во-первых: нигде на Земле эпидемия ВИЧ/СПИД не достигла такого размаха, как в Субсахарской Африке: из 35 миллионов населения этой части мира 70% живут с этим заболеванием. Во-вторых: религия, доминирующая в северной трети Африканского континента, это действительно Ислам. Другие религии исповедуют менее 1% населения в Марокко, Тунисе и Мавритании, менее 5% — в Сомали, Нигере, Алжире, Джибути, Судане, Ливии, Сенегале и Гамбии. Не менее 84% населения Египта, Мали и Гвинеи — мусульмане.

В большинстве стран, расположенных южнее этого региона, религией большинства или второй господствующей религией является христианство. Если в странах с наибольшей распространенностью ВИЧ/СПИД заболеваемость среди взрослого населения приближается к 25%, то в Египте уровень распространения инфекции — не более 0,1%, и менее 1% в большинстве стран, окрашенных на второй карте темно-зеленым цветом. Таким образом, можно считать, что эта карта-схема действительно отражает социокультурную истину: в Африке ВИЧ/СПИД в последнюю очередь затрагивает страны, где господствует Ислам, и, как правило, яростнее всего бушует в тех странах, где меньше мусульман. В разных источниках цифры обоих показателей варьируются, ввиду скупости точных данных и/или политических целей той или иной страны, почему-либо заинтересованной в том, чтобы занизить или завысить число верующих или лиц, зараженных ВИЧ. Цифры, которыми оперируем мы, фигурируют в докладах Исследовательского центра Пью и Книге фактов ЦРУ, и об их точности можно судить по-разному: кому-то они кажутся слишком завышенными или слишком заниженными.

Карта распространения Ислама оперирует другим набором процентных соотношений, чем карта распространения СПИДа, возможно для того, чтобы показать, как можно более четко противопоставить регионы инфицирования ВИЧ и регионы доминирования Ислама. Но низводя все страны, где мусульман менее 30%, до одной категории, авторы этой карты грубо искажают истинную картину распространения религии мусульман в Африке. Так, мусульмане составляют 24% населения Камеруна (это более 5 млн), тогда как в Эритрее при 36% мусульман (данные Института Пью) их численность не превосходит 2 млн, тем не менее, Камерун окрашен в светло-зеленый, что подразумевает меньшую степень распространения Ислама. В странах с настолько высоким уровнем инфицирования, что их окрасили в темно-красный, например, Кении и Уганде, мусульманские меньшинства тоже весьма внушительны по численности (4 млн в Кении и 4,5 млн в Уганде, хотя в процентном соотношении это всего 11% и 12%, соответственно). Кот-д’Ивуар (при уровне инфицирования 3% и 36,9% мусульманского населения), следовало бы быть светло-красным (а не темно-красным) на карте слева, и светло-зеленым (а не неокрашенным), на карте справа.

Однако достаточно взглянуть на картину пристальнее, чтобы обнаружить несостоятельность этой идеи. Например, в Эфиопии, наименее исламской стране из этой троицы, отмечается и наименьший уровень заражения ВИЧ/СПИД (1,4%). В Нигерии и Чаде этот показатель составляет 3%. Если же расширить рамки исследования за пределы Африки, то подразумеваемая этими картами прямая причинно-следственная связь между распространением Ислама и низкой заболеваемостью ВИЧ/СПИД куда менее очевидна. Эта закономерность действует в Северной Африке, где действительно очень низкий уровень распространения ВИЧ/СПИД, но он столь же низок и во многих других странах, за пределами Африки. Например, в Саудовской Аравии, Турции, на Мальдивских островах — это тоже мусульманские страны. Но среди стран с такими же низкими показателями заболеваемости много и немусульманских: например, это буддийская Шри-Ланка, христианская Венгрия, преимущественно атеистическая Япония.

Если низкий уровень инфицирования может быть обеспечен в равной степени и в мусульманских, и в немусульманских странах, то, возможно, что эти карты вводят в заблуждение, демонстрируя неподтвержденную причинно-следственную связь. Это ослабляет доводы в пользу уникальности Ислама в этом отношении, которую пытаются доказать с помощью этих карт: что якобы только строгим запретом на греховные поступки (например, гомосексуализм, внебрачные половые связи, внутривенное употребление наркотиков, увеличивающие риск заражения ВИЧ/СПИД) можно объяснить существенно более низкие показатели заболеваемости в мусульманских странах. Тем не менее, это подкрепляет точку зрения доктора Филипса, выложившего эти карты в сети, видимо, чтобы доказать, что СПИД — это справедливое наказание грешникам за противное Исламу поведение:

Но рассуждения о том, что нравственная чистота — это единственная крепость, где можно спастись от СПИДа, не стоит принимать за чистую монету. Табу на гомосексуализм, внебрачные связи, внутривенное употребление наркотиков в мусульманском мире очень сильно, из-за него такого рода поведение выдвинуто за рамки общепринятого, но это не значит, что оно исчезло. В арабском мире почти треть молодых мужчин и каждая пятая молодая женщина имели добрачные половые связи (одним из фактов, свидетельствующих о противоречии существующей морали и практики, является то, что на Ближнем Востоке распространены операции по восстановлению девственной плевы).

Как выясняется, эти карты подтверждают, что связь между СПИДом и Исламом действительно существует. Но не стоит почивать на лаврах — это не триумфальное послание о том, что Ислам — единственный щит от ВИЧ/СПИД. Наоборот, это предостережение о том, что хотя строгие моральные принципы до сих пор позволяли сохранить на низком уровне число жертв СПИДа в исламской Африке, не менее строгие табу скрывают реальную ситуацию с заболеваемостью и, вопреки мировой тенденции, она начинает расти.

Разрешает ли ислам клеймление больных ВИЧ/СПИДом? Разрешено ли мусульманам относиться к больным СПИДом иначе, чем к другим людям просто потому, что у них СПИД?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат, мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Клеймление других и злорадство над их несчастьем – все это чуждо истинным и преданным мусульманам. Именно поэтому мусульманин не должен оскорблять чувства тех, кто поражен болезнью. Мусульманин должен верить в судьбу и волю Аллаха. Но при этом он обязан принимать все меры предосторожности. Другими словами, он не должен вредить себе преднамеренно. В связи с этим разрешение или запрет особого отношения к больным СПИДом зависит от того, создаст ли это какую-нибудь проблему другим людям. Однако мусульманин не должен откровенно оскорблять чувства тех людей, которые страдают от этой болезни. Бог знает лучше, и да сохранит Он всех мусульман от этой ужасной болезни.

Кроме того, в фатве, изданной Советом по фатвам Исламонлайн, добавлено: "Клеймление других и злорадство над их несчастьем – все это чуждо истинным и преданным мусульманам. Именно поэтому мусульманин не должен оскорблять чувства больных людей Вместо того, чтобы злорадствовать над несчастьями тех, кто болен СПИДом, мы должны помочь им получить надлежащую заботу и лечение. Вместо того, чтобы клеймить их за то, что они больны этой болезнью, в чем они могут быть и невиновны, почему бы не воздать за них дуа, искренне попросив Аллаха проявить к ним милосердие? Заклейменный и израненный жителями Ат-Таифа Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отказался молиться Богу [о мести], хотя Бог дал ему возможность отомстить им за совершенную против него несправедливость. Напротив, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил:

“Нет, я буду молить Аллаха сделать из числа их потомства поколение правоверных!”

Более того, Пророк молился за них, чтобы Аллах наставил их и простил им их несправедливость. Злорадство над несчастьями других – это как раз удел неверующих и лицемеров.

Всевышний Аллах говрит по этому поводу:

"Если вам выпадет удача, это огорчает их; если вас постигнет несчастье, это радует их. Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни ничуть не повредят вам. Воистину, Аллах ведает о том, что они вершат" (Коран, 3: 120).

Таким образом, недопустимо относиться к больным СПИДом иначе только потому, что у них есть СПИД. Наоборот, к ним нужно относиться по-доброму и обеспечить им все необходимое лечение и заботу".

Одним из крупнейших вызовов для желающих изучить вопрос об отношении ислама к ВИЧ/СПИД и работать с мусульманами, живущими с этим заболеванием, является попытка определить их место в мусульманской общине в широком понимании этого слова.

Очевидно, что наша община не только совершенно особая — она имеет дело со своим писанием. Это писание содержит определенные постулаты, которые для нас несомненны и от которых мы не можем уйти. При этом существуют другие социальные явления, которые мы воочию наблюдаем и говорить о которых — наш нравственный долг.

Для примера представим себе диалог между ученым и активистом. Коран говорит о необходимости заботиться о родителях (17:23–24), но на самом деле среди мусульман немало тех, кто бросает родителей, когда те стареют. Для таких стариков активист создаст дом престарелых. Но ученый возразит ему тем, что эта практика противоречит исламу, так как она поощряет мусульман бросать стариков-родителей. Этот пример наглядно демонстрирует, что конфликт между идеалом и реальностью требует от нашей этики отреагировать на назревшие противоречия такого рода.

Никогда не было болезни, вокруг которой возникало бы столько трений, сколько возникает вокруг ВИЧ/СПИД. Эта сложность объясняется, в первую очередь, ее основным способом распространения — а именно, через половой контакт (в 90% случаях инфицирования), а это уже относится к тем тонкими социально-этическим сферам, за гранью которых возникают такие явления, как стигматизация и неравноправие, а также попытки концептуализации отклонений от нормы.

Изучение доступной литературы об исламе и ВИЧ/СПИД открывает перед нами два основных подхода к данному заболеванию (в частности, по мнению некоторых аналитиков, например, Мохаммеда Гали (см. Mohammed Ghaly Collective Religio-Scientific Discussions on Islam and HIV/AIDS), разногласия между мусульманскими учеными и специалистами по медико-биологическим исследованиям связаны с противопоставлением исламского дискурса и дискурса прав человека. Этим же объясняется влияние этих разногласий на издание религиозных постановлений по поводу прекращения брака и разрешения лицам, зараженным ВИЧ, участвовать в хадже).

Однако эта теория встречает яростное сопротивление другого лагеря, не согласного с эффективностью исламской модели профилактики, которую он считает слишком идеализированной, чтобы быть универсальным решением. Мусульманство не панацея от ВИЧ/СПИД. Сторонники этой позиции настаивают на необходимости пересмотра социальной релевантности ислама. Они пытаются учесть психологическое состояние жертв и разрабатывают соответствующие педагогические стратегии, направленные на восстановление гуманного отношения к уязвимым группам, живущим на задворках общества (мустадафун филь-ард).

Мы считаем, что конфликт этих двух подходов объясняется разными эпистемологическими рамками. Однако углубляться в этот вопрос не входит в задачи этой статьи.

Возвращение человеческого достоинства в центр исламского этического дискурса в связи с ВИЧ/СПИД

Взгляд наших священных текстов на человеческое достоинство можно рассмотреть на двух уровнях. Первый ставит это понятие на метафизически-онтологический фундамент в том смысле, что через определенные нравственно-интеллектуальные усилия человек обретает способность различать добро и зло. Это делает человека существом, обладающим совестью, а своим достоинством он обязан своей первозданной природе (фитре). Хотя по общепризнанному мнению фитра имеет божественное происхождение, ее актуализация зависит и от человека.

Если говорить о двух подходах, которые мы коротко затронули выше, оба признают первый уровень достоинства как врожденной характеристики, выделяющей человека среди других созданий. Однако на достоинство приобретенное они смотрят по-разному.

Моралисты считают, что достоинство должно приобретаться в соответствии с тезисами, почерпнутыми из нравственных установок, задаваемых священными текстами. Для этого требуется строго придерживаться религиозных постановлений (ахкам аль-шариа), в частности тех, что регулируют нормы сексуального поведения.

Что касается либералистов, то они считают, что достоинство является выражением братства людей, и индивидуального достоинства недостаточно — так же важно создать условия для уважения достоинства других, в частности тех, кто занимает маргинальное положение в обществе. Это влечет за собой необходимость пересмотра социальной релевантности ислама с учетом социальной справедливости для возвращения человеческого статуса маргинализованным группам, в частности людям, живущим с ВИЧ.

Мы считаем, что аргументы обоих лагерей имеют свою ценность, и было бы неразумно отдать предпочтение одним и отмести другие или считать эти две позиции взаимоисключающими. То есть, в данной статье мы пытаемся создать синтез обоих подходов и предлагаем три шага, обеспечивающих уважение достоинства ВИЧ-инфицированных.

1) Профилактика

Тем не менее, ссылка на этот принцип поднимает два важных вопроса. Во-первых, обращение к этому принципу не должно быть авторитарной попыткой оправдать действия, основанные на закосневшей версии исламской традиции, лишенной этических ценностей. Это касается обоих концов спектра, не соответствующих этическому учению ислама, а именно гомофобии и гомонормативности, которые наблюдаются как в моралистской, так и в либералистской позициях.

2) Сотрудничество

Данный аспект учитывает ограниченность действенности одних только превентивных мер, основанных на воздержании. В силу тяжести последствий заболевания и его эпидемии, на мусульманские общества ложится обязанность (дарура) прибегать к мерам по снижению вреда, таким как распространение презервативов и организация пунктов по обмену шприцев, в основном инициируемым такими международными организациями как UNAIDS (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу).

Здесь важно выяснить разницу между защитой и потворством. Например, ислам строго запрещает недозволенные сексуальные отношения, противоречащие этическому кодексу ислама. Однако раздача презервативов и чистых шприцев не значит потворство порочному поведению, так как цель (максад) данных мер — минимизация реального вреда. В случае ВИЧ/СПИД, предрассудки по поводу использования презервативов, существующие в некоторых обществах, способствуют распространению эпидемии. Однако, по данным ВОЗ, доказано, что презервативы являются важным средством защиты от ВИЧ/СПИД и, таким образом, они необходимы для контроля над эпидемией. В данном контексте это требует от нас сотрудничества с лицами, чьи действия мы не одобряем (даже с точки зрения морали) — только так мы сможем минимизировать более серьезный вред.

Тем не мене, такое сотрудничество, по возможности, должно создавать почву для долгосрочного улучшения, что требует перехода от превентивных и паллиативных мер по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным к попыткам полностью побороть эпидемию. Это влечет за собой необходимость формирования долгосрочных трансформирующих стратегий, способных привести к глубоким изменениям и искоренению данного заболевания.

3) Трансформация

В связи с этим назрела острая необходимость в борьбе за справедливость ради изыскания ресурсов для глобальной системы здравоохранения, основанной на уважении прав человека и обеспечении всеобщего равноправия, экономической системы, которая ставила бы человеческие потребности выше интересов прибыли, нравственной экономики, приверженной принципам добра и справедливости. Таким образом, наша борьба должна быть направлена на актуализацию нашей первозданной природы (фитры) и создание одинаковых условий для уважения достоинства (иртифак) каждого.

Таким образом, эффективный ответ на ВИЧ/СПИД не должен оставаться в плоскости морализаторства, а должен быть созвучен нравственному долгу сочувствия, сопереживания и учета реального опыта ВИЧ-инфицированных через сотрудничество в обществе и дезинтеграцию властных структур, мешающих им жить полноценной жизнью.

Заключение

Идеализм часто рассматривается в негативном свете, его отрицают как прибежище романтиков и высокоморальных деспотов, зашоренных и непрактичных в своей отрешенности от реальности. Тем не менее, без честного взгляда на вещи мир нельзя сделать лучше. Мир, в котором люди отрицают девиантное поведение, твердо придерживаясь нравственных норм, за которые стоит бороться, и в котором идея воздержания занимает столь важное место. Однако в какой-то момент кому-то другому приходится сталкиваться с тем фактом, что эта идея не всегда доходит до каждого.

Нынешняя борьба между идеальным и реальным говорит о необходимости разработать не только правильную теологическую систему, но и жить правильной жизнью и обеспечивать такую жизнь на индивидуальном и коллективном уровне. Этого можно достичь с помощью исламского подхода к идее развития человека, который говорит нам о симбиотической связи между нашим долгом перед неимущими и незащищенными, в данном случае, ВИЧ-инфицированными, и их правами.

Если мы сможем обозначить в качестве ключевых измерений человеческого благополучия духовность (нравственный нарратив) и сохранение жизни, основанное на уважении человеческого достоинства, мы сможем дать выбор матерям, чтобы они не торговали своим телом на улице, дабы накормить голодных детей. В итоге наше понимание ислама должно давать нам трансформирующую способность вывести человечество из тьмы к свету физическому и духовному.


Мне 30 лет. Уже два года я фактически не живу – в том смысле, что не ощущаю вкуса жизни. Дело в том, что три года назад я узнал, что болен СПИДом. Узнал случайно, когда сдавал донорскую кровь. Не скажу, что я раньше вёл разгульный образ жизни, у меня были по молодости случайные связи, но немного. Шесть лет назад я случайно встретил своего однокашника, с которым мы не виделись с окончания школы. Мне поразила в нём какая-то теплота в глазах, особенное спокойствие во всём. Он кардинально отличался от тех, с кем мне приходилось общаться. Он был верующим человеком. Общение с ним, хвала Аллаху, изменило и меня. Уже пять лет как я стараюсь не вызывать гнева Аллаха своими поступками, соблюдаю нормы Ислама.

Четыре года назад я женился. Женился на девушке из богобоязненной семьи. Через год у нас родилась дочь. Всё было прекрасно, и вот такой удар – я узнаю, что инфицирован ВИЧ. Конечно, первым делом я заставил провериться супругу, обследовал дочь – альхамдулиллях, у них всё в порядке. Это потом я узнал, что не всегда заражается супруга ВИЧ-инфицированного и ребёнок в 98 % случаев рождается здоровым, даже от обоих инфицированных родителей.

Но всё же мне тяжело жить с мыслью, что я неизлечимо болен и болен такой всё же заразной болезнью. Наше общество недоброжелательно и насторожённо относится к заражённым СПИДом, и я ощущаю это на себе. Сам я понимаю, что на всё воля Аллаха, что это испытание от Него. В общем, живу прежней жизнью, работаю, но всё как-то опостылело, появилась апатия ко всему. Ничего не могу с собой поделать…

Баркалла за ответ.

С точки зрения религии:

Несомненно, это одно из испытаний, которые Всевышний решил послать Вам. А испытывает Аллах, как правило, лишь Своих избранных и любимых рабов. Чем больше Аллах любит своего раба, тем больше испытаний Он посылает ему. И именно поэтому на долю пророков (мир им) выпало наибольшее число трудностей и испытаний. Будьте уверены, что Аллах подверг Вас подобному испытанию в надежде, что Вы с достоинством перенесёте его, и Он одарит Вас сполна и возвысит Вашу степень в мире ином!

كل نفس ذائقة الموت

При ощущении тревоги и т.п. желательно читать следующую мольбу:

أَعـوذُبِكَلِمـاتِ اللّهِ التّـامّـاتِ مِن غَضَـبِهِ وَعِـقابِهِ ، وَشَـرِّ عِبـادِهِ وَمِنْ هَمَـزاتِ الشَّـياطينِ وَأَنْ يَحْضـرون

Вы сказали, что у Вас есть прекрасная супруга и ребёнок, причём ни один из них не инфицирован. Так воздайте же хвалу Всевышнему за это! На сегодняшний день инфицированных ВИЧ десятки миллионов; семей, в которых один или несколько членов семьи заражены СПИДом, много. При соблюдении указаний и рекомендаций врачей можно вести полноценный образ жизни, не опасаясь за жизнь и здоровье остальных, не инфицированных членов семьи.

С точки зрения психологии:

К сожалению, проблема Ваша достаточно сложна, но и она разрешима. Перво-наперво не стоит отчаиваться и утрачивать интерес к жизни. По всему миру живёт много людей с подобным заболеванием, и они весьма удачно адаптируются и вливаются в общество. Всё дело в Вашем внутреннем настрое, в Вашей позиции относительно себя и окружения. Прежде чем перейти к практической стороне решения Вашей проблемы, остановимся на вопросе смысла этой болезни, её влияния Вашу жизнь. Всевышний не пошлёт Вам испытаний или трудностей сверх Ваших сил, а это означает, что Вы сможете пережить проблему и выйти из ситуации. Не исключено, что посредством этой болезни Всевышний открывает Вам некую истину, придаёт новый смысл Вашей жизни и даёт возможность переоценить происходящее с Вами и вокруг Вас. Просто задумайтесь над этим – и Вам самому многое станет ясно. Но просто задуматься мало, нужно взглянуть на всё новым взглядом, сквозь призму болезни, переоценки значимости здоровья.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов
выпускник Дагестанского исламского университета

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Читайте также: