Этика и деонтология в инфекционных отделениях

Обновлено: 28.03.2024

Лечебное сопровождение больных имеющих инфекционные заболевания является одной из наиболее сложных сфер в медицине с точки зрения соблюдения этико-деонтологических норм, так как напрямую связано с взаимными психосоциальными установками окружения, врачей и самих пациентов.

Вопросы этики и деонтологии взаимодействия с такими больными являются мало разработанными, особенно в контексте медико-социальной экспертизы. При этом, очевидно, что данная проблема существует и может быть рассмотрена с точки зрения необходимости соблюдения этических норм в отношении больного, а также в контексте психологии инвалидности и адекватности восприятия больным своего заболевания, социального статуса и реального реабилитационного прогноза.

Проблема синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) (AIDS –Acquired Immune Deficiency Syndrome) стала основной проблемой медицины двадцать первого века из-за эпидемического характера распространения и высокой смертности и возрастающей реакцией общества на распространение СПИДа.

Многообразие морально-этических вопросов, связанных с ВИЧ-инфекцией, по мнению А.Я. Иванюшкина, определяется следующими факторами 17 :

СПИД является заболеванием с чрезвычайно высокой смертностью;

ВИЧ-инфекция имеет ранг пандемии, а следовательно, ее распространение не сдерживается ни географическими, ни государственными, ни культурными границами;

этиология СПИДа в большинстве случаев связана с частными, как правило, интимными сторонами жизни людей, (межличностными отношениями, сексуальной жизнью, различными формами девиантного поведения людей, употреблением наркотиков и др.);

высокая стоимость лечения ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в сочетании с неуклонным ростом числа лиц, нуждающихся в таком лечении, побуждает к спорам на темы социальной справедливости, оптимального распределения ресурсов здравоохранения, которые даже в наиболее развитых странах всегда ограничены.

На наш взгляд, данные проблемы актуальны и в сфере оказания государственной услуги по медико-социальной экспертизе, так как нередко больные имеющие инфекционные заболевания неадекватно претендуют на инвалидность, полагая факт наличия инфекции достаточным основанием для установления данного статуса.

С психологической точки зрения эти больные специфичны в смысле субъективной убежденности в том, что инвалидность, тем более с таким диагнозом, безусловно, должна быть установлена. Определенные трудности возникают и при взаимодействии специалистов учреждений медико-социальной экспертизы с контингентом лиц, имеющих различные инфекционные заболевания.

Следовательно, практически все важнейшие вопросы современной медицинской этики (сохранение врачебной тайны, уважение автономии личности пациента, предупреждение дискриминации пациентов в связи с характером их заболевания, право больного на лечение, социальную защиту и т.д.) требуют конкретизации, углубленного анализа применительно к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом в практике медико-социальной экспертизы. Те же принципы можно экстраполировать и на психических больных, больных с заболеваниями туберкулез, гепатиты, инфекции передающиеся половым путем и на наркологических пациентов.

В сфере коммуникативных отношений специалистов МСЭ к ВИЧ-инфицированным лицам, особенно важным является соблюдение деонтологического принципа уважения личности больного, в соответствии с которым, моральным долгом каждого специалиста является проведение качественной оценки ограничения жизнедеятельности, проявление заботы и сострадания к таким лицам, а неоценка их образа жизни с последующим (нередко открыто транслируемым) осуждением.

Таким поведением врач-эксперт дала оценку образу жизни, показала свое негативное отношение к таким больным, не изучив всего анамнеза - отнесла экспертного больного к представителю маргинальных групп. Подобного рода высказывания оскорбляют больных, унижают чувство их собственного достоинства, которое на фоне общей личностной и психологической уязвленности, обусловленной заболеванием, может спровоцировать выраженные психогенные изменения. Известны случаи девиантного поведения больных, уязвленных и страдающих от негативного интолерантного отношения в обществе, в последствие спровоцированных на стратегию мести и злостного преднамеренного распространения инфекции.

Врачам необходимо помнить, что уважение личности и автономии пациента - это и уважительное отношение к его системе ценностей, особенностям его индивидуальности и к жизненной ситуации, в которой оказался человек, чтобы не произошло.

Наряду с отказом в помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики при проведении процедуры МСЭ является разглашение соответствующего диагноза.

К сожалению, в нашем обществе отношение к проблемам больных людей в принципе далеко от толерантного. Примером могут служить случаи осуждающего родительского отношения и проявлений агрессии, например, в адрес больных диабетом.

Также проблема этичного отношения возникает при освидетельствовании одной из наиболее сложных в психологическом смысле категорий освидетельствуемых - больных туберкулезом. Специфика самого заболевания и лечения (длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья) практически у всех вызывает комплекс различных психогенных реакций. В результате психогений усложняется течение основного соматического заболевания, что в свою очередь ухудшает психическое состояние больных, в том числе и находящихся в ситуации смены социального статуса (на медико-социальной экспертизе), на фоне ограничений социального функционирования и психологической уязвленности человека.

Больные туберкулезом при его многолетнем хроническом течении становятся несдержанными, склонными к конфликтам, либо заторможенными, чрезвычайно ранимыми, робкими и застенчивыми.

Коммуникативная компетентность специалиста медико-социальной экспертизы заключается в гармоничном сочетании творческого подхода, навыков эффективного общения и знаний особенностей личности данной категории больных в сочетании с профессиональными аспектами (знаний нормативно-правовой базы, регламентирующей установление статуса инвалид, специализированных медицинских знаний, умения защитить экспертного больного от его негативных мыслей и чувств, которые, как известно, существенно затягивают выздоровление).

Особое значение для эффективного взаимодействия и общения с подобного рода больными имеет личностная сохранность специалиста, устойчивость (истинность, а не ложность) его профессиональной мотивации, способность к эмпатии (сопереживанию).

Психотерапевтическая направленность в общении каждого специалиста МСЭ должна быть сфокусирована на полимодальный комплекс субъективного переживания освидетельствуемого к болезни и инвалидности, в смысле коррекции уровня их адекватности.

Гипернозогнозия - это субъективная переоценка тяжести болезни, ее возможных осложнений, вероятности неблагоприятного исхода. Формируется и развивается данное отношение, как правило, при острых соматических болезнях у личностей с тревожно-мнительными, демонстративными (истерическими), реже - с авторитарно-напряженными (эпилептоидными) чертами характера.

Данное явление часто можно наблюдать у больных, излеченных от туберкулеза. У таких больных нередко наблюдается повышенная мнительность, чувство тревоги, подавленности, всякое нарушение самочувствия трактуется ими как рецидив заболевания. 23

В процессе медико-социальной экспертизы врач обязан внимательно отнестись к предъявляемым жалобам, произвести тщательный осмотр, при необходимости использовать дополнительные инструментальные методы исследования (в рамках программы дополнительного обследования), чтобы не пропустить рецидив заболевания и успокоить больного.

Несмотря на эмоционально-личностные проявления больных, специалист обязан относится к больному с учетом этико-деонтологических принципов, корректно, терпеливо, не допуская ятрогений и раздражительных высказываний.


Врачу необходимо умение слушать и слышать, улавливая настроение больного, мягко направлять разговор в нужное русло, отвечать на сложные вопросы (об истинном диагнозе и прогнозе заболевания), давая информацию, адекватную психологическому состоянию пациента. При этом недопустима необдуманная откровенность, проявления чувства брезгливости в общении с инфекционными больными, в общем, и туберкулезными больными в частности.

Например, при проведении медико-социальной экспертизы, врач надела не только повязку, но и обмотала шею шарфом, прикрывая рот, при проведении беседы села вдали от экспертного больного (при этом нарушая принципы эффективного общения), всячески демонстрировала свою брезгливость, боязнь заражения: не произвела взвешивания больного, не измерила температуру, артериальное давление. Вся процедура МСЭ свелась к изучению документов и опроса жалоб. По окончании экспертизы, когда больной еще не вышел из кабинета – побежала открывать окна, громко охая, ахая и возмущаясь.

Анозогнозическая внутренняя картина болезни формируется у личностей стеничных (сверх уверенных в себе), гипертимных (склонных к приподнятому, эйфорическому настроению), а также у легкомысленных людей. В процессе общения с такими пациентами при проведении МСЭ необходимо настаивать на обязательном, регулярном посещении лечебных процедур, подчеркивая их важность, объяснять возможность различных осложнений при недобросовестном отношении к лечению, делая акцент на том, что неблагоприятное течение заболевания или появление осложнений существенно снизит способность пациентов к социальному функционированию.

В связи с вышесказанным вопросы этики и деонтологии при проведении процедуры медико-социальной экспертизы с наркоманами и алкоголиками остаются одной из самых сложных неразработанных проблем.

На отношение к алкоголикам и наркоманам по-прежнему влияет страх перед непредсказуемыми и, возможно, опасными действиями данных лиц. Данный феномен получил название стигматизации.

Стигматизация — негативное выделение обществом социальной группы по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальныхреакций на данного индивида или представителей социальной группы.

Стигматизация представляет собой процесс, при котором отдельные черты превращаются в глобальную характеристику человека, и эта оценка носит, как правило, негативный характер. Поколебать сложившееся представление чрезвычайно сложно, так как в сознании многих людей предубежденная установка присутствует как данность.

В отношении наркологических больных часто формируется этический нигилизм, когда любая этическая норма берется под сомнение, приобретает относительный характер в зависимости от контекста ситуации, когда вместо профессиональной этической нормы руководствуются понятием целесообразности в произвольной, субъективной трактовке. При этом обычно игнорируется, что большинство болезней, за исключением, может быть, сугубо наследственных или врожденных, являются в значительной мере результатом патогенного поведения человека, будь то его неосторожность или рискованность, легкомыслие или сознательный отказ следовать рекомендациям о здоровом образе жизни.

Поддержке такого мнения врачами МСЭ способствует и тот факт, что для больных алкоголизмом и наркоманией характерно аггравационное поведение, часто наблюдаемое у наркологических больных, когда с целью реализации рентных тенденций пациенты сознательно преувеличивают имеющееся соматическое неблагополучие, чтобы получить инвалидность, обеспечивая таким способом себе возможность добывать деньги для продолжения пьянства. Подобное поведение может наблюдаться и у наркомана.

При симулятивном поведении объективное содержание клинической картины практически отсутствует. Характер действий больных определяется установками, за которыми обычно усматривается корыстная заинтересованность.

Специалист медико-социальной экспертизы должен хорошо разбираться в поведении таких больных, строить свои отношения с ними, руководствуясь медико-психологическими знаниями на основе деонтологических принципов.

Деонтологическая направленность психотерапевтического подхода, как правило, не должна сводиться исключительно к соблюдению норм обычной этики, хотя в повседневности, как известно, и эти нормы часто нарушаются. Требование терпеливого, внимательного, доброжелательного тактичного отношения к любому человеку вообще является скорее требованием морали, чем специфической особенностью медицинской этики.

Обеспечение бесконфликтного коммуникативного пространства специалистами учреждения медико-социальной экспертизы возможно если каждый участвующий в предоставлении данной услуги будет соблюдать следующие правила:

- акцентировать внимание на ограничениях жизнедеятельности, а не на оценке образа жизни экспертного больного, и возможно приведшего к заболеванию;

- не навязывать своего мировоззрения, своего образа жизни;

- избегать морального осуждения;

- не демонстрировать своего отношения к представителям маргинальных групп;

- не допускать необоснованных заявлений, в том числе по проведению медико-социальной экспертизы, вследствие собственных негативных установок, сформированных под влиянием социальных мифов, стигматизации и чувств брезгливости, осуждения и неприятия;

- строго соблюдать законодательство в области сохранения врачебной тайны о заболевании пациента независимо от имеющегося диагноза.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что соблюдение этики и деонтологии с вышеперечисленными категориями больных является необходимым условием осуществления медико-социальной экспертизы.

При оказании государственной услуги по медико-социальной экспертизе необходимо придерживаться следующих важных принципов общения,которые помогут достичь цели эффективной коммуникации, не травмируя ни собственной психики, ни психики освидетельствуемого.

1. Учитывайте особенности лиц психологически пострадавших от заболеваний. Помните, что легко ранить тяжелобольного грубостью и невниманием. Не усугубляйте неэтичными, ятрогенными высказываниями эмоциональную травму пациента, нанесенную болезнью.

4. Старайтесь понять и осознать чувства и мысли больного, находящегося в сложных условиях адаптации и жизни с тяжелым инфекционным (либо наркологическим) заболеванием. Не осуждайте его, не стройте догматических суждений о природе возникновения данных заболеваний, старайтесь абстрагироваться, мыслите позитивно, действуйте в рамках отведенных Вам компетенций.

Таким образом,соблюдение правил этики и деонтологии в значительной степени зависит не только от профессиональной подготовки врача - эксперта, но и от его воспитания, способности к сопереживанию, степени культуры, образованности, деликатности, интеллигентности, устойчивой профессиональной мотивации (в том числе в отношении выполнения своегопрофессионального долга) даже в отношении таких экспертных ситуаций как освидетельствование инфекционных, туберкулезных, онкологических и наркологических больных.

Надежность и демонстративность дезинфекционных мер, предупреждая возможность внутрибольничных заражений, успокаивают психику больного, делают его более контактным с медперсоналом, вселяют уверенность в выздоровление.

Попытки некоторых инфекционных больных скрыть свое заболевание и возможный источник инфицирования обязывают медработников скрупулезно изучать эпидемиологический анамнез, включая подробный расспрос не только больного, но и его родственников, которые, будучи заинтересованными в его излечении, могут дать более полные и достоверные анамнестические сведения.

Родственники больного должны быть достаточно информированы о степени заразности или санирован ности переболевшего, что обеспечит установление правильных взаимоотношений бывшего больного в семье и с окружающими.

Медицинская сестра инфекционного отделения должна учитывать в своей работе эти особенности психологии инфекционных больных. Принимая самое непосредственное участие в диагностике и лечении больных, сестра постоянно находится в контакте с ними, обеспечивает уход и индивидуальное лечебное питание. Своими уверенными профессиональными действиями,вниманием и чуткостью сестра должна внушать больному доверие к медицинскому персоналу и проводимому лечению, вселять уверенность в выздоровлении.

В период пребывания больного в боксированной палате, без права общения с другими больными, необходимо разъяснить, что изоляция носит временный характер и вызвана не тяжестью его состояния, а реальной опасностью для окружающих.

В тщательном сестринском наблюдении и уходе нуждаются инфекционные больные с высокой температурой, возможным бредом и повышенной двигательной активностью.

Тут требуется обеспечить строгое соблюдение постельного режима, тщательное собирание и дезинфекцию выделений больного и проведение мер, предупреждающих пролежни. О таких больных приходится давать хорошо продуманную, но объективную информацию родственникам, внушая им уверенность в благоприятный исход заболевания.

Специфической особенностью требований деонтологии в условиях инфекционного отделения является их социально-профилактическая направленность. Выполнение санитарно-гигиенических требований не только обеспечивает успешное восстановление здоровья больного, но и ограждает от инфекционных заболеваний членов семьи больного, соседей и других членов общества.

Важными составляющими в лечении являются чуткое повседневное внимание к больному, рациональное питание и уход за больным Инфекционные больные в периоде разгара болезни, как правило, очень тяжелые. Следует вовремя сказать больному, что такое состояние временное, через несколько дней ему станет лучше, и он непременно поправится.

Очень важно сохранение ровного, спокойного тона в общении с больными. Следует помнить, что раздражительность и грубость пациента могут быть вызваны не только низким уровнем культуры и моральных принципов, но и своеобразной реакцией на окружающее, сдвигами в психоэмоциональном состоянии, обусловленными длительным и тяжёлым инфекционным заболеванием. В то же время следует настойчиво проводить необходимые мероприятия и заставлять больного соблюдать режим инфекционного отделения. Это требует от медицинского работника знания основных принципов медицинской этики и деонтологии, включая особенности субординации, профессионального поведения, даже внешнего вида, умения применять их в повседневной деятельности.

Боязнь госпитализации и обследования близких по контакту нередко вынуждает людей скрывать свое заболевание. Поэтому врач должен взять на себя просветительную работу с инфекционными больными и их родственниками, разъяснение тех опасностей, которыми чревато сокрытие факта заболевания. Особенно важна роль семейного врача после выписки больного из стационара. Больной должен знать степень опасности его пребывания дома, среди близких, особенно детей. О мерах предосторожности надо говорить убедительно и понятно, но не запугивать больных, так как у тревожных и впечатлительных личностей может возникнуть необоснованный страх заразить своих родных.

Все это требует от врача понимания, сочувствия и терпения. Только при этом условии между врачом и больным возникает тот доверительный контакт, при котором профилактические усилия достигают цели.

25.Понятие о менингизме, менингите, энцефалите. Классификация менингитов.

Менингит — воспаление оболочек головного мозга и спинного мозга.

Менингизм или псевдоменингит — состояние раздражения головного или спинного мозга, при котором имеются симптомы менингита (например, ригидность шейных мышц), но реальное воспаление отсутствует. В то время как менингит представляет собой воспаление мозговых оболочек, менингизм вызван неменингитическим раздражением мозговых оболочек, обычно ассоциируемым с острым лихорадочным заболеванием, особенно у детей и подростков.

Развивается при механическом или токсическом раздражении оболочек мозга. Например, при внутричерепной гипертензии, гидроцефалии, отёке головного мозга и его оболочек при внутричерепных опухолях, резком обезвоживании и.т.д.

Энцефалит — группа заболеваний, характеризующихся воспалением головного мозга. Заболевание может иметь инфекционную, инфекционно-аллергическую и аллергическую природу.

Т.е при энцефалите воспаляется вещество головного мозга, а не оболочка как при менингите.

По характеру воспалительного процесса:

Гнойные (менингококковые, пневмококковые, стрептококковые, стафилококковые);

Серозные (лимфоцитарный хориоменингит, вирусы ECHO и Коксаки).

По течению: острые, подострые, хронические.

По происхождению:

Первичные (гнойные, серозные);

Вторичные (как осложнения при гнойном отите, абсцессе лёгкого и эмпиеме плевры, открытой ЧМТ, при туберкулёзе, сифилисе, эпидемическом паротите и тд).

Первое знакомство больных, их родственников с медицинскими работниками начинается с регистратуры поликлиник, приемных отделений больниц, медсестер и санитарок. Отсюда вытекает необходимость повышения общей культуры лечебных учреждений и их работников.

Основные деонтологические принципы:

Личностные качества, необходимые медицинскому работнику при уходе за больным:

заботливость и внимание к больным;

вежливость и тактичность;

высокое чувство ответственности за судьбу больных;

владение своими чувствами.

Основные принципы взаимоотношений между медицинскими работниками:

субординация (система подчинения младшего по должности старшему). Врачебные назначения медицинская сестра должна выполнять неукоснительно, соблюдать дозировку лекарственных веществ, время и последовательность их введения. Небрежность и ошибка могут оказаться опасными для жизни больного и привести к непоправимым последствиям. Недопустимо, чтобы медицинская сестра сама отменяла назначения врача, делала их по своему усмотрению. Она не должна брать на себя ответственность постановки диагноза и лечения больного без назначения врача. Если в состоянии больного наступили изменения, требующие отмены лекарственных веществ или назначения новых препаратов, об этом следует проинформировать врача, который даст соответствующие распоряжения. В экстренных ситуациях при отсутствии врача распоряжения дает медицинская сестра соответствующего подразделения. Средний и младший медицинский персонал других подразделений отделения их должен выполнять немедленно и беспрекословно;

тактичность, вежливость. Недопустима критика своих коллег в присутствии больных и посетителей. Это подрывает авторитет критикуемого, лишает дальнейшего доверия больных, которые могут преувеличивать значение допущенной ошибки.

доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка. Если врач или медицинская сестра чувствуют себя недостаточно подготовленными для выполнения некоторых лечебных или диагностических манипуляций, они должны обратиться за помощью и советом к более опытным коллегам. Вместе с тем, более подготовленные медицинские работники должны помогать осваивать технику различных манипуляций менее опытным коллегам. Зазнайство и высокомерие в отношениях между медицинскими работниками не допустимы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

МЕЖДУ МЕДИЦИНСИМИ РАБОТНИКАМИ И БОЛЬНЫМИ

Терпеливость. Иногда больные негативно относятся к врачебным назначениям (диагностическим манипуляциям и лечению). В общении с такими пациентами необходимо проявить так и терпение. Недопустимо вступать с ними в пререкания. Необходимо убедить их в необходимости проведения назначенных процедур и выполнить их наиболее щадяще.

Заботливое отношение к больному способствует восстановлению с ним должного контакта. Реакция медицинского персонала на зов больного должна быть немедленной с быстрым выполнением его обоснованной просьбы.

В критических ситуациях (профузное кровотечение, остановка сердца и пр.) нельзя допускать паники и растерянности. Действия должны быть четкими, целенаправленными, без суеты.

Недопустимы крики медицинского персонала на все отделение при обращении друг к другу на большом расстоянии. Необходимо подойти на расстояние, при котором возможен не громкий разговор.

Поддерживать тишину в отделении, особенно в ночное время. Щадящий режим является обязательным условием успешного лечения. Никакие лекарства не помогут больному, если он не может заснуть из-за громких разговоров, стука каблуков, скрипа каталки.

Контроль за выполнением пациентами больничного режима.

У отдельных больных в связи с проведением обследования, операций, перевязок этот порядок может изменятся, но общая схема распорядка остается. Индивидуальный режим поведения каждого больного устанавливает лечащий врач, за соблюдением которого следит палатная медицинская сестра. Нередко отдельные больные, чаще всего выздоравливающие, нарушают лечебный режим: курят в палатах, употребляют спиртные напитки, грубят, ведут себя агрессивно. В таких случаях медицинский персонал должен решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость (но не грубость!). Иногда достаточно объяснить больному, что его поведение вредит не только ему, но и другим.

Вселять больному уверенность в выздоровлении.

Отсутствие чувства брезгливости.

Наибольшие трудности представляет уход за тяжелобольными с обширными гнойно-гнилостными ранами, желудочными и кишечными свищами, пролежнями, параличами. Такие больные требуют применения специальных способов ухода, частой смены постельного и нательного белья, кормлении и отправлении физиологических потребностей в постели и т.д. Все это необходимо выполнять квалифицированно, не причиняя пациенту дополнительных болей. При этом медицинский персонал не должен проявлять брезгливость, показывать, что ему неприятно выполнения той или иной процедуры.

Чуткость, душевная теплота, приветливость.

Только при искреннем сочувствии к больному, понимании его положения возможно доверие больного. Равнодушных, неуровновешанных людей, не способных к состраданию, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях, особенно в хирургических отделениях. Чёрствость, формальное отношение к труду, самоуверенность, зазнайство, высокомерие и грубость – недопустимые качества для медицинского персонала.

Должный внешний вид.

Не менее важно также чтобы высокий профессиональный уровень и высокие моральные качества медицинских работников сочетались с их должным внешним видом. Неопрятная одежда, грязный халат, злоупотребление косметикой заставляет больного усомниться в профессионализме медработника. И эти сомнения нередко бывают справедливыми.

Нередко пациенты вступают в разговор о своей болезни и с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную, иногда вредную информацию, касающуюся неблагоприятных исходов при подобном заболевании у ранее находившихся в отделении больных. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы.

От сохранения врачебной тайны медицинский работник освобождается при заболеваниях, угрожающих здоровью других людей (сведения об инфекционных и венерических заболеваниях, ВИЧ-инфицировании, заболевании СПИДом, отравлениях и пр.).

Необходимо постоянно стремиться к повышению своей квалификации.

Взаимоотношения медицинских работников с родственниками и близкими больных

Медицинскому персоналу постоянно приходится общаться с родственниками и близкими людьми больного. Скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевания или наступившее ухудшение состояния, это необходимо сообщить близким родственникам пациента в доступной для них форме. При этом следует помнить, что и среди них могут оказаться больные, для которых эта информация может вызвать ухудшение их состояния. Эту беседу с родственниками проводит только лечащий врач или заведующий отделением.

Особенно осторожно надо давать информацию по телефону, лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно, печальных сведений, лучше попросить родственника приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Подробная информация о состоянии больного сослуживцам и знакомым не дается.

Нередко родственники просят помочь в уходе за больным. Близким родственникам можно разрешить посещение тяжелобольного, но нельзя допускать, чтобы они выполняли какие-либо процедуры.

Деонтологические аспекты обучения студентов

С дентологических позиций недопустимо обучаться сразу на больных выполнению сложных манипуляций, плохое владение которыми может привести к серьезным осложнениям: инъекции, клизмы, промывание желудка, катетеризация мочевого пузыря и пр. Вначале эти навыки необходимо освоить на тренажере и только затем применять в клинической практике.

Ошибки и правонарушения при уходе за больными

В процессе ухода за больным могут быть допущены ошибки, которые обычно обусловлены недостаточным опытом или атипичным течением заболевания. Встречаются и медицинские правонарушения вследствие халатного, небрежного выполнения обязанностей – неправильное введение лекарственных веществ, нарушение хранения и учета сильнодействующих, ядовитых и наркотических веществ, неоказание больному помощи без уважительных причин. В зависимости от тяжести правонарушения определяется и вид наказания: выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение с работы, уголовная ответственность.

Медицинская этика и деонтология — это правила поведения медицинского работника, основанные на общечеловеческих принципах морали и нравственности. Этика и деонтология в работе медицинской сестры представляет собой её отношения со всеми участниками лечебно-диагностического процесса: пациентом, его родственниками и близкими, лечащим врачом, другими врачами, коллегами-медсёстрами, младшим медицинским персоналом.

Этика и деонтология

Оглавление
  • Медицинская биоэтика
  • Модели медбиоэтики
  • Профессиональная этика
  • Деонтология
  • 4 принципа этики и деонтологии
  • Отношения медсестры с пациентом и коллегами
  • Решение проблем

Этика и медбиоэтика

Мораль — это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей.

Этика – (лат. ethic, от греч. ethice – изучение нравственности, морали) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей.

Медицинская этика представляет собой системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала.

Этика и деонтология в профессиональной деятельности – это комплекс моральных и нравственных норм, которым должна следовать медицинская сестра в своей ежедневной деятельности – выполняя медицинские вмешательства, при осуществлении ухода за больными и т.д.

В деятельности медицинских работников должны повсеместно и повседневно соблюдаться принципы медицинской этики и деонтологии. На основе обычаев, норм и правил поведения сформулированы наиболее общие этические категории (нормы морали):

Медицинская этика и деонтология

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и в следовании ею высоким моральным и нравственным принципам. Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй, милосердной и отзывчивой.

Нравственный долг является категорией морали, его не нужно путать с наукой о долге — деонтологией, которая имеет более узкое содержание (о ней поговорим ниже0. Врачебный долг, медицинский долг — комплекс требований и норм, регулирующий отношения:

  • врач (медицинский работник) — пациент
  • врач (медицинский работник) — родственники пациента
  • врач — врач
  • врач — медицинская сестра
  • врач (медицинский работник) — общество

Этика и деонтология в медицине — основа взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. С одной стороны, профессиональный долг служит проявлением гуманизма как главного принципа врачебной (медицинской) морали. С другой стороны, бывает, что гуманизм противопоставляется врачебному долгу. Известно, что отказ от оказания медицинской помощи противоречит клятве Гиппократа, Женевской декларации, Уголовному кодексу РФ, однако часто имеют место подобные факты. Медицинская биоэтика выполняет также функцию защиты медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении профессионального долга.

Модели медбиоэтики

В настоящее время медбиоэтика существует в четырех исторически сложившихся моделях (формах):

Читать также: Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Этика и деонтология: принцип Гиппократа

Современная медицинская биоэтика сталкивается с множеством противоречивых проблем: аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, сексология, эвтаназия. В этих случаях возникает так называемый конфликт прав. К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание беременности.

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь человека долгой и счастливой, без болезней и страданий. Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и явилось причиной возникновения такой формы медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональная этика и деонтология медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этическо-деонтологичеких принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.

Профессиональная этика медицинской сестры

В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Этический кодекс медицинской сестры России.

Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра — это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра — самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики. Основа Этического кодекса медицинской сестры России — такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности, ценности и добродетели. Рассмотрим подробнее.

Этика и деонтология в обязанностях медицинской сестры (профессионализм)

Медицинская сестра обязана:

  • уважать пациента
  • уважать право пациента на самоопределение
  • говорить правду
  • делать добро
  • не причинять вреда
  • уметь принимать самостоятельные решения
  • быть преданным своей профессии человеком
  • иметь ответственность

Ценности (желаемые цели)

Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:

  • профессионализм
  • результативность
  • достоинство
  • здоровье
  • гармония

Профессиональные добродетели (личные качества)

Медицинской сестре должны быть присущи:

  • знания
  • мудрость
  • сострадание
  • терпение
  • ответственность
  • милосердие
  • способность к сотрудничеству.

Наряду с деонтологией — наукой о медицинском долге — профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношения с окружающими. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:

  • неукоснительно соблюдать субординацию (подчинение младшего медицинского звена старшему, согласно принципам служебной дисциплины)
  • не допускать и пресекать распространение конфиденциальной и служебной информации
  • не допускать и пресекать обсуждение медицинских проблем в присутствии пациентов и их родственников
  • не допускать выяснения отношений между коллегами в присутствии пациентов и их родственников
  • поддерживать доброжелательные, тактичные и вежливые отношения с пациентами и их родственниками
  • иметь терпение выслушивать пациента и его родственников, понять их переживания
  • поддерживать пациентов и их родственников в тяжелые минуты
  • сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей
  • действовать профессионально в пределах своей компетенции.

Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению, часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.

Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.

Деонтология в работе медицинской сестры

Деонтология (от греч. deon — должное) — принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики (медбиоэтики), медицинской морали. Профессиональная деонтология медсестры являет собой долг средних медицинских работников перед пациентом, его семьей и всем обществом.

Говоря о том, что существует деонтология медсестры и других медработников, подразумевается профессиональное поведение, как на рабочем месте, так и вне работы. Соблюдение норм деонтологии включает в себя:

  • внимательное отношение к пациенту, немедленную реакцию на изменения в его состоянии и/или поведении
  • тактичное обращение с пациентом
  • коллегиальность в отношении со всеми сотрудниками
  • сохранение медицинской тайны

Деонтология в работе медсестры

Прежде всего, деонтология медсестры — это ее внутренняя и внешняя культура.

Внутренняя культура — набор качеств, которым в идеале должна обладать медицинская сестра:

  • честность
  • порядочность
  • искренность
  • преданность своему делу
  • скромность
  • доброта
  • готовность прийти на выручку
  • дисциплинированность
  • справедливость
  • сострадание
  • дружелюбие
  • опрятность
  • умеренность в макияже и украшениях
  • грамотная речь
  • уместные слова и выражение
  • отсутствие фамильярности, вежливость

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

  1. автономии
  2. милосердия
  3. справедливости
  4. полноты оказания медицинской помощи

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

  • пациент рассматривается не как средство, а как цель
  • в отношениях с пациентом важны: конфиденциальность, уважение к политическим и иным убеждениям пациента, уважение к его культуре
  • получение от пациента информированного добровольного согласия на предстоящую процедуру
  • уважение личного мнения пациента, его свобода в принятии важных решений

Этика и деонтология: принцип милосердия

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

  • профессионально
  • использовать для этого все имеющиеся в ее арсенале средства
  • проводить качественно меры диагностики и профилактики
  • оказывать паллиативные медицинские услуги нуждающимся пациентам
  • реализовывать профилактические мероприятия

Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Этика и деонтология: отношения медсестра - врач

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу
  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Этика и деонтология: решение проблем

Этика и деонтология медицинской сестры как наука позволяет решать различные проблемы, которые возникают в работе специалиста.

В эту работу включаются следующие направления:

  • проведение семинаров и тренингов по выходу из конфликтных ситуаций и их предотвращению, по коллективным методам работы, развитию коммуникативных навыков
  • обучение медсестер нормам общения с больными и их родственниками
  • проверка знаний норм этического кодекса медсестер
  • проведение периодических тестов, благодаря которым можно выявить сотрудников, у которых наблюдается хроническая усталость, профессиональное выгорание. На основе этих данных планируются мероприятия, снижающие риски развития синдрома профессионального выгорания

Этика и деонтология: отношения медсестра - медсестра

Например, одна из медсестер снимала свой рабочий день на камеру мобильного телефона, потом размещала на своей странице в социальной сети фото, на которых присутствовали пациенты. С такой медсестрой проводится беседа, а в отделении вводятся правила использования мобильных телефонов, запрет на фотосъемку пациентов. Эта информация впоследствии доводится до сведения всех медсестер медицинского учреждения.

Модели сестринского дела, их авторы и характеристика

Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Сестринский процесс: определение, этапы, примеры

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


Читайте также: