Эволюция отбрасывание хвоста и паразит

Обновлено: 28.03.2024

Мир полон опасностей, и каждый в нём выживает как может. В ходе эволюции у разных форм жизни развились свои механизмы защиты, обеспечивающие выживание их виду — мимикрия, танатоз и многое другое. Среди всего этого выделяется такой интересный механизм, как аутотомия.

Кажется, что это отличный механизм защиты, ведь организм способен восстанавливать утерянные части тела. В массовой культуре регенерация ящериц обыгрывается в ряде комиксов, мультфильмов и даже фильмов, в основе которых лежит идея о чудесных способностях, полученных благодаря смешению генов людей и рептилий. Однако всё не так просто. Рассмотрим на примере рептилий, что на самом деле стоит за этими красивыми представлениями.

Скелет ящериц состоит из тазового, поясничного, шейного и плечевого отделов, которые соединяются позвоночником. Уникальность строения скелета состоит в том, что в хвостовых позвонках (на месте будущего разрыва) присутствуют неокостеневающие прослойки. В случае опасности мышцы в хвосте рефлекторно сокращаются, что вызывает разрыв тканей и последующее отделение хвоста. Сокращение мышц также предотвращает излишнюю потерю крови, т.к. перетягивает кровеносные сосуды. 19 декабря 2012 года в журнале PLOS ONE было опубликовано исследование, указывающее на то, что у гекконов есть структурные метки, по которым рвутся хвосты. [2] Иными словами, места разрывов у некоторых видов не являются случайными.

При этом хвосты некоторых видов ящериц могут оторваться в любом из их участков, в зависимости от того, в каких условиях пришлось его отбросить. Таким образом они могут “экономить” энергию на восстановление конечности: необходимости регенерировать целый хвост попросту нет. Если говорить о стрессе, то тут длина отброшенного хвоста также зависит от вида. Например, сцинковый геккон (Teratoscincus scincus) — очень нежное существо, и может отбросить почти весь свой хрупкий хвост при грубом захвате. Со временем он также отрастает.

Аутотомия у ящериц — что на самом деле отрастает и какой ценой Животные, Ящерица, Дикая природа, Дикие животные, Длиннопост

На фото: Щитковый сцинк (Eurylepis taeniolatus) с регенерированным кончиком хвоста. Автор: Андрей Затока

Лёгкость потери хвоста зависит от среды обитания. Например, в 2009 году в ходе исследования зоологи предположили что в регионах, густо заселённых ядовитыми змеями, ящерицы обладают высокими показателями аутотомии. [3] Это связано с необходимостью быстро сбрасывать отравленные конечности, пока яд не убил жертву. Сложно утверждать, что именно гадюки стали причиной развитой аутотомии, но связь между этим явлением и высокой популяцией этих змей в регионе была установлена.

Аутотомия также происходит и в ходе боёв между самцами. Так, например, геккон-бананоед (Rhacodactylus) и древесный геккон (Hemidactylus leschenaultii) любят в битве оторвать хвост своему сопернику, потому что потерявшие хвосты особи становятся менее привлекательными партнёрами для спаривания. Иногда гекконы поедают оторванные хвосты противников. Североамериканская сцинцелла (Scincella laterale) может вернуться и съесть свой собственный хвост, если хищник им побрезговал.

Аутотомия у ящериц — что на самом деле отрастает и какой ценой Животные, Ящерица, Дикая природа, Дикие животные, Длиннопост

На фото: Сетчатая ящурка (Eremias grammica) на охоте нередко откусывает кончики хвостов ящеркам и круглоголовкам. Автор: Андрей Затока

Как восстанавливается хвост

Процесс регенерации тканей от раневой поверхности называется эпиморфоз. В эпиморфозе выделяют две стадии: регрессивную и прогрессивную.

В регрессивной фазе наблюдается остановка кровотечения и заживление открытой раны. Далее происходит разрушение мягких тканей ниже места ампутации, в разрушенных тканях начинается отёк и воспаление, а также фагоцитоз — процесс, при котором специальные клетки находят и переваривают твёрдые частицы. Закрывший рану эпидермис образует регенерационную бластему, из клеток которой впоследствии и появляется новая конечность. В регрессивной фазе в бластему врастают сосуды и нервные волокна.

В прогрессивной фазе начинается активный рост регенерационной бластемы. Она приобретает коническую форму, а часть её клеток создаёт основу для специализированных клеточных типов, формирующих структуру конечности. Со временем конечность растёт и приобретает нужную форму.

Аутотомия у ящериц — что на самом деле отрастает и какой ценой Животные, Ящерица, Дикая природа, Дикие животные, Длиннопост

На фото: Серый геккон (Mediodactylus russowii) с регенерированным хвостом. Старый хвост был оторван под самое основание. Автор Андрей Затока
Согласно исследованию 2017 года, у пятнистых эублефаров (Eublepharis macularius) процесс регенерации обусловлен нейральными стволовыми клетками и сигнальными белками, контролирующими их. [4] Они расположены в эпендиме и обычно находятся в состоянии покоя, активируясь только в случае необходимости регенерации тканей. Эти же клетки участвуют в регенерации и у других видов рептилий.

Однако новый хвост практически всегда хуже старого. Дело в том, что стволовые клетки не способны полностью воссоздать хвост рептилии из-за потери ими способности превращаться в особый тип нейронов, в отличие от тех же амфибий. Данный факт был установлен исследованием 2018 года, в ходе которого в повреждённых хвостах рептилий и амфибий стволовые клетки менялись местами. [5] Со временем хвост рептилии начал успешно наращивать кости и нервные клетки, в то время как с хвостом амфибии получился обратный эффект.

В итоге вместо полноценного и очень важного органа у рептилий отрастает “протез” из хрящей и кожи, который зачастую не выполняет большинства своих первоначальных функций. Более, того, акция по отбрасыванию хвоста зачастую единоразовая. Хвост может оборваться только выше предыдущего разрыва, если он не был сорван до основания.

Аутотомия у ящериц — что на самом деле отрастает и какой ценой Животные, Ящерица, Дикая природа, Дикие животные, Длиннопост

На фото: Панцирный геккон (Alsophylax loricatus) с новым хвостом, который оборвался практически у основания. Автор Андрей Затока

Не все рептилии могут заново отращивать хвосты. Так, например, реснитчатый бананоед (Correlophus ciliatus) не способен отрастить новый хвост взамен старого, и до конца жизни будет вынужден существовать без хвоста. Такие рептилии как игуаны, агамы, вараны и хамелеоны в большинстве своём вообще не способны отбрасывать хвосты.

Аутотомия у ящериц — что на самом деле отрастает и какой ценой Животные, Ящерица, Дикая природа, Дикие животные, Длиннопост

На фото: реснитчатый бананоед (Correlophus ciliatus), у которого уже никогда не отрастёт потеряный хвост. Автор Андрей Затока

Интересно то, что у ящериц вместо одного может отрастать несколько хвостов, начина(ющихся) от места разрыва. Этот феномен связан с появлением и ростом новых хрящей, которых может быть разное количество. [6] Самое частое явление — это двухвостые ящерицы, но в 2015 году было проведено исследование, в ходе которого учёные обнаружили чёрно-белого тегу (Salvator merianae) с шестью хвостами на месте старого обрубка. [7] Аутотомия может начаться и при неполном отрыве хвоста. В случаях, когда произошёл надрыв, но рептилии посчастливилось оставить хвост при себе, он не только заживал, но и отращивал новые на месте надрыва.

Плюсы и минусы аутотомии

Несомненным преимуществом данной способности становится тот факт, что рептилии могут воспользоваться воспроизводимой частью тела для спасения собственной жизни. Также аутотомия — механизм не только защиты, но и предупреждения. У сцинковых гекконов (Teratoscincus scincus) отброшенный хвост извивается и издаёт шипяще-шуршащие звуки, что предупреждает находящихся рядом особей об опасности. Это также может привести к тому, что и другие гекконы в испуге станут отбрасывать хвосты, оставив хищникам приманку в виде извивающегося хвоста. Кроме того, после аутотомии у ящерицы значительно увеличивается скорость бега. Поэтому если приманка не срабатывает, высокая скорость бега оказывает дополнительное преимущество.

К сожалению, у этого механизма довольно обширный список негативных эффектов, который он оставляет после себя. Разберём эти моменты подробнее.

— Новый хвост хуже старого, или вообще не отрастает. Это говорит о том, что ящерицы либо полностью теряют полезные функции данной конечности, либо получают их обратно в неполном объёме. Зачастую новый хвост представляет из себя набор хрящей и кожи с жиром.

— У многих видов рептилий хвост является “кладовой” для запасов жира, а это в среднем более 50% от запасов всего организма. Теряя хвост, ящерица лишается этих запасов и, кроме необходимости затрачивать ресурсы на отращивание нового хвоста, ей придётся заново восстанавливать эти запасы. Если потеря хвоста случилась в условиях дефицита ресурсов или перед спячкой, высока вероятность того, что рептилия погибнет от недостатка питания.

— Рептилии используют хвост для коммуникации друг с другом. Например, они сигнализируют об опасности а также широко используются в брачном поведении. Поэтому, как уже было указано ранее, гекконам выгодно отрывать и поедать питательные хвосты соперников. Потеря хвоста резко понижает социальный статус особи не только из-за частичной потери возможности социальной коммуникации, но и времененной или полной потери размера, что у многих животных является определяющим факторов в битвах за ступени социальной лестницы. Такие рептилии могут быть полностью изгнаны за пределы мест охоты и отдыха местных особей.

— Потеря хвоста может влиять на локомоцию рептилии. Это связано с наличием у них бедренно-хвостовых мускулов, которые могут крепиться очень близко к областям, подверженным локомоции, и повреждаться в процессе отрыва. Впоследствии это негативно сказывается на возможности ящерицы бегать. Кроме этого рептилиям либо становятся недоступными, либо значительно затрудняются такие виды движения как прыжки, плавание, бег на задних лапах и всё, что практически невозможно совершить без хвоста. При отрастании нескольких хвостов вместо одного ухудшается манёвренность, увеличивается вес ящерицы и снижается скорость, что напрямую влияет на её выживание в окружающей среде.

Так что в итоге?

Аутотомия — в критических ситуациях очень полезный и эффективный инструмент для выживания. Однако для ящериц он грозит либо полной потерей конечности, либо получением конечности худшего качества, либо голодной смерти из-за тяжелой ситуации в окружающей среде. Процесс регенерации очень сложный, занимает не меньше месяца и всегда наносит тяжелый удар не только по здоровью особи, но и по её социальному положению. Это может грозить полным изгнанием из привычного ареала обитания, невозможностью вступать в битвы за самок и дажегибелью. Процесс аутотомии и регенерации несовершенный и грозит некоторыми побочными эффектами, например, отрастанием нескольких конечностей вместо одной. При аутотомии также страдает локомоция особи, что делает её более уязвимой для хищников и своих же сородичей.

У такого навыка для рептилий только одна польза — сохранение жизни. Но и это не всегда удаётся даже без дальнейшего участия хищников. Рептилии очень неохотно расстаются со своими хвостами. Безусловно, существуют довольно пугливые особи, отбрасывающие хвост при небольших стрессах, но их довольно мало среди всего разнообразия видов.

Научный консультант и автор фотографий: Андрей Львович Затока, зоолог и специалист по экзотическим животным, хранитель зоодома “Кобры-Мобры”.

Макс Меленченко

Всем привет! В этой статье я хочу поделиться опытом построения билдов, то бишь комплектов свойств в настольной игре "Эволюция". Вся инфа, которую я Вам предлагаю, сугубо личная, но в основном она основана на чистой логике, объяснением которой и является суть этой статьи.

Для начала я хочу пояснить общие правила выставления свойств - для тех, кто ещё не может назвать себя профессионалом в этой игре. Итак, условно все карты делятся на:

ЗАЩИТНЫЕ - для защиты от Хищников. Защитным свойствам я буду выставлять оценки, показывающие, насколько они полезны.
Большой (очень хорошо, но придётся прокормить дополнительной фишкой еды)
Норное (средне)
Камуфляж (хорошо)
Быстрое (средне)
Отбрасывание хвоста (очень хорошо)
Ядовитое (очень хорошо)
Мимикрия (средне; в некоторых случаях вообще не даёт бонуса, а в некоторых может помочь провернуть хитрый трюк; см. ниже)
Водоплавающее (здесь я затрудняюсь поставить оценку, и ниже Вы узнаете, почему)

АГРЕССИВНЫЕ - свойства, направленные агрессивно по отношению к другим игрокам.
Острое зрение
Топотун
Хищник

ГОЛОДНЫЕ - свойства, призванные помочь, если фишек в кормовой базе недостаточно, чтобы прокормиться.
Пиратство
Жировой запас
Падальщик
Хищник
Спячка

Таким образом, совмещая те или иные свойства, животное игрока становится либо Хищником, при этом выгодно ставить Острое Зрение и Топотуна, либо Травоядным, при этом выгодно сильно защищаться, ставя Защитные свойства. Вообще животное можно считать долговечным, если у него есть хотя бы одно Голодное свойство и парочка Защитных. Кроме того, ставьте более сильные Голодные карты на Хищников, Больших и вообще всех, кого нужно прикармливать дополнительно. Важный аспект - не перебарщивайте с защитой. Если Ваше животное - Ядовитое и Большое, то будет излишним ставить на него ещё и, например, Камуфляж, так как вряд ли в игре найдётся Большой Хищник, который будет Вас атаковать, зная, что идёт на самоубийство.

Водоплавающее - самое двусмысленное свойство. Если Ваше животное - Травоядное, то этим свойством Вы себя неплохо защитите, если же Вы Хищник, то это свойство, конечно, Вас защитит, но, кроме этого, ещё и будет "навязывать" Вам, на кого нападать, а на кого нет. Так что решать, нужно ли ставить его, выгоднее с точки зрения типа животного.

Недавно в игре видел ситуацию, когда одна моя знакомая имела в игре два животных - одно Травоядное, а другое - Хищное. В фазу развития она положила на Травоядное животное свойство Острое зрение, а на Хищника - свойство Водоплавающее. Это было неразумно с её стороны, особенно если учесть, что среди остальных игроков не было ни одного Водоплавающего. Теперь, я думаю, Вы поймёте, почему это было так для неё невыгодно?

Рассмотрев типы животных и свойств, а также указав самые распространённые ошибки при построении билдов, я перейду непосредственно к билдам самим.

Предисловий здесь не потребуется. Просто: СПИСОК САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ БИЛДОВ СВОЙСТВ.

Хищник и Острое зрение. В общем-то, без Хищника Острое зрение просто пустое свойство, не дающее бонуса, поэтому оно эффективнее при применении на Хищника.

Паразит и Отбрасывание хвоста. Если на Вашем животном лежит кем-то подброшенный Паразит, то единственным средством избавиться от него будет Отбрасывание хвоста. Ради этого можно даже атаковать паразитированное животное своим же Хищником - и избавление от Паразита, и Хищник получает одну фишку еды.

Мимикрия и Ядовитое на разных животных. То есть, теоретически, можно создать систему из одного большого животного, не защищённого ничем, кроме Мимикрии, и маленького животного с одним только свойством Ядовитое. При желании очень амбициозные игроки могут порушить эту систему, пожертвовав, например, своим маленьким Хищником ради уничтожения Ядовитого и, соответственно, затем большого животного с Мимикрией, которая останется "пустым" свойством.


Эпичная схватка между большим норным водоплавающим топотуном, быстрым норным пиратом и быстрым ядовитым гадом, способным отбрасывать хвост, уже на нашем канале! Приятного просмотра!


Когда коллекция моя была в 10 раз меньше и насчитывала от силы 4 коробки, в эту игру мы рубились всей семьей чуть ли не каждый вечер. Кто-то даже с калькулятором сидел и что-то там высчитывал, а потом бросались кубики и кормовой базы попусту не хватало… А однажды мы собрались компанией чуть ли не 8 человек, смешали 2 набора и играли почти полдня… Это было действительно классно! Хотя кое-кто с тех пор так канделябром по морде и не получил за злостное нарушение правил. Но это мелочи!

Карточная игра

В чём несомненный плюс карточных игр — партию в них можно подготовить буквально за секунды. Перемешал вручную или с применением спецтехники колоду карт, высыпал на стол немногочисленные дополнительные компоненты (если таковые вообще имеются) — и всё! Можно начинать играть!


Подготовка завершена!

В начале игры каждый из игроков получает на руки 6 карт животных. Эти карты можно сыграть рубашкой вверх — и вывести новый вид животного, — либо же сыграть карту лицом вверх и наделить эволюционирующий вид свойством, которое указано на карте. Количество видов и их свойств неограниченно, правда, сыграть 2 карты с одним свойством на одно и то же животное правилами запрещено. Что собственно логично: животное не может быть дважды хищником или дважды водоплавающим.

Цель игры — сделать так, чтобы созданные тобой виды успешно эволюционировали, развивались и выжили к концу игры, ну и, естественно, помешать повторить этот путь к успеху своим соперникам. За каждый выживший к концу игры вид и его свойства начисляются победные очки — у кого их больше, тот вполне закономерно побеждает.

Механика игры

Ну что же… Карты разложены, цели наши ясны, дело наше правое — пора начинать!

Прежде всего нужно определить первого игрока — того, кто будет первым в начальном раунде играть карты с руки и кормить животных. На этот счёт в правилах разных игр придумывают порой весьма неожиданные способы как же это делать. Первым назначают и того, кто посетил больше всех городов/стран/континентов (нужное подчеркнуть), и того, кто живёт ближе всех к воде, и просто потрясти в руках фишки игроков и наугад вытянуть одну из них, и т. д. Но это все скучно! Гораздо оригинальнее кинуть кубик и посмотреть, какое число на нём выпадет — у кого оно будет наибольшим, тому первому и ходить. Зря что ли целых два кубика входят в комплект игры?


Первого игрока выбрали. Самое время раздать всем карты. В начале всем положено по 6 карт. И после того как игроки получат свои карты и ознакомятся с ними, можно наконец приступать к самой игре.

Партия делится на раунды. Каждый раунд делится на фазы. А фаза в свою очередь делится на ходы игроков (прям митоз какой-то!).

Каждый раунд отыгрывается ровно четыре фазы.

После развития наступает фаза определения кормовой базы — первый игрок бросает кубики, и в зависимости от числа, выпавшего на них, и числа играющих, в кормовую базу поступает определённое количество фишек еды. Казалось бы, такая непродолжительная и простая фаза, но сколько видов животных, которые могли бы жить на Земле по сей день, не выжили из-за того, что кубики выдали скудную кормовую базу…


Сколько из этих фишек пойдёт на прокорм животных, определяют кубики.

Фаза кормления — что логично; после того, как кормовую базу определили, мы начинаем её потреблять в фазе кормления. Эта фаза — квинтэссенция всей игры. Кто-то просто тихо-мирно потребляет красные фишки. Кто-то мало того, что потребляет, так ещё и уничтожает и без того скудный запас продуктов. А уж если на столе завелись хищники, падальщики, пираты, паразиты и прочая нечисть — в силу вступает закон джунглей. Тут уж либо ты, либо тебя. Подозреваю, что какого-то процента счастливых семей мир недосчитался по вине именно этой фазы игры — ты с человеком встречаешься, целуешься, вместе в гости ходишь, а он твоего любимого хомячка своим хищником сгрыз…

Фаза вымирания и сдачи новых карт: эволюция вещь беспощадная, кто не приспособился — тот вымер. Умереть животное может как и из-за голода, так и из-за того, что попробовало на зуб какую-то ядовитую тварь (есть в картах и такое свойство). Карты вымирающих животных и их свойств отправляются в сброс игрока. После этого каждому выдаётся столько карт, сколько у него выживших животных, плюс 1 карта сверху. Первым игроком становится следующий по часовой стрелке игрок — и начинается новый раунд.

Свойства

На всех картах в игре указаны одно или два свойства, которые можно сыграть на животное и повысить его шансы на выживание (ну, или шансы кого-то ещё, но об этом ниже).

Можно сделать животное быстрым и при атаке хищника — с помощью всё тех же кубиков — попытаться убежать от хищника. Почему, кстати, это свойство используется в игре только как оборона от хищников и не учитывается при хищничестве, не совсем понятно.


За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

От хищников весьма успешно помогают следующие свойства:



Главное не домимикрироваться и не скормить кого-то ценного хищнику.


Выращиваем хамелеонов! Недорого!

Ещё можно дать отгрызть от себя кусочек, но всё же спастись!


Самое спорное свойство.

На что хищники отвечают острым зрением:


На третий день Зоркий Сокол заметил, что в сарае нет одной стены.

Ну, или просто становясь такими же большими, как их жертвы:


Одно из свойств Тиранозавра…

Или же вовсе ныряют за ними под воду:


А вот бурым медведям, ловящим лосося, такое ограничение по барабану.

Ну и как будто всего этого было мало, в игре ещё и парные свойства есть, помогающие кормить не только себя, но и соседа:


А о других вы подумали?


А чтобы жизнь медом не казалась, есть ещё и такие свойства:


До чего же приятно сыграть паразита порой!

А уж если совсем прижмёт, можно и симбионтом стать:


Причем сумрачный тевтонский гений порой выдаёт такие комбинации, в которых сходу не сразу-то и разберёшься:


Вопрос на засыпку: кого и кому жрать первым?)

Споры

Ну и наконец мы подходим к самому спорному моменту игры — её правилам. Правила к игре идут на 12 страницах формата А5, или чутка больше. А должны быть раза в 2, а то и в 3 больше! Дело в том, что все эти комбинации свойств весьма и весьма не очевидны и порождают почти что кровавые споры и драки за столом. Несколько партий мы так и не доиграли, не сойдясь в трактовке правил. Вообще это единственная игра на моей памяти, которая требует СТОЛЬКО пояснений, не описанных в правилах.

Собственно, почему мы в своё время и забросили её — как-то не хочется разругаться насмерть из-за какой-то игры.

Впечатления


Долго думал председатель, что же такое у него в озере водится, способное обглодать быка до скелета за неделю.


Реально! Ни дай бог, за кем погонится!

Но всё же в игре порой не хватает ограничения на количество свойств животного. Игра претендует на научно-популярность, но позволяет создать такие дикие комбинации, которых в природе отродясь не было.

Да и баланс свойств в некоторых случаях хромает. Особенно это касается свойств ядовитости и отбрасывания хвоста — первое вынуждает тебя пожертвовать порой очень и очень неплохим животным, чтобы хоть как-то не дать сопернику подмять под себя кормовую базу и партию в целом. Отбрасывание хвоста в связке с тем правилом, что хищники могут атаковать своих же животных и отбрасывать можно даже паразита, так и вовсе порой ломает всю стратегию.

Да и в целом, о какой стратегии может идти речь, если база определяется кубиками? Я не спорю, это добавляет в игру азарта, но бывают ситуации, что из-за маленького числа на кубиках и того, что ты в этом раунде ходишь последним, до тебя просто даже самой малой крошечки кормовой базы не доходит. И одно дело, если это происходит в начале игры, когда карт в колоде ещё много, а другое дело — в финальном раунде… В общем, рандомность этой игре нужна и полезна, но я бы всё же на месте автора её хоть как-то ограничил…


Выживут не все.

Хотя если в вашем кругу есть люди, готовые объявить вендету из-за малейшего проигрыша, лучше поискать какую-нибудь другую игру — целее будете :)

Настольная игра Эволюция

Цель игры

Побеждает тот игрок, который по итогу игры получит самое большое количество баллов. Участники игры зарабатывают очки за всех выживших животных, а также за их свойства.

Карчтоная игра Эволюция: правила игры

Приготовление к развлечению

  • Для начала перетасовываются карты. Каждый участник игры получает по шесть карт. Затем выбирается наименьший игрок.
  • Последовательность ходов
  • Каждый ход это один год, который подразделяется на четыре фазы:
    1. развитие;
    2. установление кормовой базы;
    3. питание;
    4. вымирание и приобретение новых фишек.
  • На каждом этапе игры участники совершают ходы по часовой стрелке поочередно. Когда по какой-либо причине игроки не могут либо не хотят ходить, то фаза подходит к концу.

Фаза 1 – развитие

Фаза 2 – установление кормовой базы

  • 2 участника — итог броска 1 кубика + 2
  • 3 участника— итог броска 2 кубиков
  • 4 участника— итог броска 2 кубиков + 2
  • Во время игры с 2 наборами или с 1 набором и первым дополнением:
  • 5 участников — итог броска 3 кубиков + 2
  • 6 участников — итог броска 3 кубиков + 4
  • Во время игры с 2 наборами:
  • 7 участников — итог броска 4 кубиков + 2
  • 8 участников — итог броска 4 кубиков + 4

Первый участник бросает кубик. После выкладывается необходимое число красных фишек корма на стол.

Фаза 3 – питание

Фаза 4 – вымирание и приобретение новых фишек.

  • Время последнего шага приходит, когда колода карт становится пустой. После последней фазы начинается подсчет баллов. Каждый участник зарабатывает:
    • за каждого выжившего животного по 2 балла;
    • за каждое свойство животных, что выжили по 1 баллу.

    Толкование правил игры

    Базовая комплектация игры

    • 84 карты
    • 20 фишек еды
    • 2 кубика
    • правила игры

    Дополнения к настольной игре Эволюция

    Эволюция. Время летать

    Эволюция.-Время-летать

    Это первое дополнение к самой популярной игре, которая вышла в 2011 году. Данное дополнение добавляет новые способности и увеличивает максимальное количество игроков.

    • 42 карты свойства
    • кубик
    • 12 фишек еды
    • правила игры

    Эволюция. Континенты

    Эволюция.-Континенты

    Это второе дополнение, которое вышло в 2012 году. Это дополнение в отличие от предыдущего добавляет в игру новые свойства и правила. Здесь ваше животное живет в одной из 3-х локации: океан или двух континентов.

    • 42 карты
    • кубик
    • 24 фишки
    • правила игры

    Эволюция. Случайная мутация

    Эволюция.-Случайная-мутация

    Третье дополнение, вышедшая в 2013 году. Данная игра не является дополнением, а считается отдельной игрой.

    • 90 карт
    • 5 кубиков
    • 10 фишек паразитов
    • 38 фишек еды
    • 6 фишек убежища
    • правила игры

    Эволюция. Растения

    Эволюция.-Растения

    Это третье дополнение, которая вышла в 2016 году. Здесь полностью исключаются броски кубиков и водится новая система кормовой базы (можно воздействовать напрямую на ее доступность и размер). Все растения доступны всем участникам и каждый может влиять на их эволюцию, добавляя также им свойства.

    • 36 карт растений
    • 25 красных фишек
    • 36 карт свойства растений
    • 15 зеленых фишек
    • 4 пустышки карт растений
    • правила игры

    Смотрите лучшие видео по настольным играм, подписывайтесь и ставьте лайки правообладателям видео-роликов. Чтобы перейти на страницу разработчика видео нажмите на логотип YouTube.

    Читайте также: