Финансирование борьбы с туберкулезом

Обновлено: 27.03.2024

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий;

Правила передачи антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований;

перечень субъектов Российской Федерации, для которых осуществляется закупка антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить перечень закупаемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в субъектах Российской Федерации и осуществлять закупки этих препаратов.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1235 "О финансовом обеспечении за счет средств федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 2, ст. 396).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее соответственно - мероприятия, субсидии).

2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отвечающим следующим критериям:

наличие в субъекте Российской Федерации учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом (далее - учреждения здравоохранения);

наличие утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации региональной программы по совершенствованию медицинской помощи больным туберкулезом, содержащей целевые показатели реализации мероприятий (далее - региональная программа).

3. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений целевых показателей реализации мероприятий, устанавливаемых региональной программой, значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленным соглашением, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий;

в) организация проведения в субъекте Российской Федерации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение смертности от туберкулеза, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

г) соответствие организации деятельности учреждений здравоохранения порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) организация подготовки и переподготовки медицинских кадров для учреждений здравоохранения, в том числе по специальностям "фтизиатрия", "хирургия", "анестезиология-реаниматология", "рентгенология" и "ультразвуковая диагностика", и представление сведений о числе специалистов, прошедших подготовку и переподготовку;

е) выделение в учреждениях здравоохранения помещений, необходимых для оказания медицинской помощи больным туберкулезом, и проведение в указанных помещениях при необходимости текущего и капитального ремонта;

ж) включение мероприятий в региональную программу модернизации здравоохранения.

4. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на реализацию мероприятий.

5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заключает с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий (далее - соглашение) по утверждаемой им форме.

6. В соглашении предусматриваются:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходные обязательства субъекта Российской Федерации, на исполнение которых предоставляется субсидия;

б) условия предоставления субсидии;

в) сведения о размере предоставленной субсидии и размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий;

г) целевое назначение субсидии;

д) порядок и сроки перечисления субсидии;

е) значения показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил;

ж) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения;

з) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

и) последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных соглашением значений показателей результативности предоставления субсидии;

к) иные, определяемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации условия предоставления субсидии, регулирующие порядок предоставления субсидии и порядок расторжения соглашения.

7. Размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии (Si) определяется по формуле:

Sобщ - размер субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

Ki - значение показателя заболеваемости туберкулезом, рассчитанного на 100 тыс. населения, в i-м субъекте Российской Федерации;

Кi - сумма значений показателя заболеваемости туберкулезом, рассчитанного на 100 тыс. населения, в субъектах Российской Федерации, принимающих участие в реализации мероприятий;

КРБОi - коэффициент расчетной бюджетной обеспеченности i-гo субъекта Российской Федерации;

КРБОi - сумма коэффициентов расчетной бюджетной обеспеченности во всех субъектах Российской Федерации, принимающих участие в реализации мероприятий.

8. Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации (Уi) определяется по формуле:

0,5 - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

PБOi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 и ниже 5 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации и определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392.

10. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе не использованные на 1 января текущего года, осуществляются с учетом особенностей, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

11. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

12. Информация о размере и сроках перечисления субсидии учитывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

13. В целях определения размера и срока перечисления средств в рамках предусмотренной субъекту Российской Федерации субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

14. Для оценки результативности предоставления субсидии используются следующие показатели:

а) смертность от туберкулеза (случаев на 100 тыс. человек);

б) охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез (в процентах).

15. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений показателей результативности предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил.

16. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

а) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

б) ежегодно, до 1 февраля, - отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

17. В случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается Министерством финансов Российской Федерации в установленном им порядке по предложению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

18. Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

19. В случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, не соответствует установленному уровню софинансирования из федерального бюджета, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства пропорционально перераспределяются (при наличии потребности) между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами, на основании предложения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

20. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидии указанный остаток в соответствии с решением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, этот остаток подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

21. Контроль за проведением субъектами Российской Федерации мероприятий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.

Правила передачи антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия передачи в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований приобретенных за счет средств федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в целях реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - лекарственные препараты).

2. Условиями передачи лекарственных препаратов являются:

а) наличие в субъекте Российской Федерации учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом;

б) обязательства уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по принятию лекарственных препаратов в порядке, установленном настоящими Правилами.

3. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от

28 декабря 2011 г. N 1181, представляют ежегодно, до 1 марта, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявки по форме, утверждаемой Министерством, на поставку лекарственных препаратов в соответствии с перечнем закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов для лечения больных туберкулезом.

В заявке указываются наименования и объемы поставок лекарственных препаратов, адреса медицинских учреждений, которым поставляются лекарственные препараты.

4. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассматривает представленные в порядке, установленном Министерством, заявки на поставку лекарственных препаратов, утверждает их и направляет сведения об утвержденных объемах поставок в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. В соответствии с утвержденными объемами поставок лекарственных препаратов Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение заказов на поставку лекарственных препаратов и заключает государственные контракты на их поставку.

6. В соответствии с государственными контрактами, заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с организациями, осуществляющими поставку лекарственных препаратов (далее - организации-поставщики), лекарственные препараты поставляются в медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения-получатели).

7. Учреждения-получатели в течение 2 рабочих дней со дня получения лекарственных препаратов от организаций-поставщиков подписывают предусмотренные соответствующим государственным контрактом документы, подтверждающие поставку лекарственных препаратов, принимают лекарственные препараты на хранение и направляют копии документов, заверенные подписью ответственного лица и печатью медицинского учреждения, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

8. Организации-поставщики представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предусмотренные соответствующим государственным контрактом документы, подтверждающие поставку лекарственных препаратов.

9. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в течение 13 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, принимает лекарственные препараты на учет и издает распорядительный акт о передаче лекарственных препаратов в собственность субъекта Российской Федерации.

10. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 13 рабочих дней со дня получения от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации документов, подтверждающих передачу ему лекарственных препаратов, принимает и ставит их на учет, после чего осуществляет их передачу в оперативное управление соответствующим учреждениям-получателям или при необходимости в собственность муниципального образования.

11. Уполномоченный орган муниципального образования в течение 5 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов, подтверждающих передачу ему лекарственных препаратов, принимает и ставит их на учет, после чего осуществляет их передачу в оперативное управление соответствующим учреждениям-получателям.

12. Учреждения-получатели в течение 2 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа муниципального образования документов, подтверждающих передачу им лекарственных препаратов, принимают и ставят их на учет.

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 1181
"О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий"

С изменениями и дополнениями от:

4 сентября, 13 декабря 2012 г., 16 октября 2013 г., 18 марта, 9 июня 2014 г., 25 мая 2016 г., 28 сентября 2018 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. N 1300 в пункт 1 внесены изменения

1. Утвердить прилагаемые:

абзац второй утратил силу с 1 января 2014 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882 в пункт 2 внесены изменения

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации утвердить перечень закупаемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в субъектах Российской Федерации и осуществлять закупки этих препаратов.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1235 "О финансовом обеспечении за счет средств федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 2, ст. 396).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

28 декабря 2011 г.

Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 1181)

С изменениями и дополнениями от:

4 сентября 2012 г., 16 октября 2013 г.

Абзац второй пункта 1, утвердивший настоящие Правила, признан утратившим силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию отдельных мероприятий государственной программы РФ "Развитие здравоохранения", утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 марта 2014 г. N 203

Правила
передачи антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 1181)

С изменениями и дополнениями от:

4 сентября 2012 г.

Информация об изменениях:

Перечень
субъектов Российской Федерации, для которых осуществляется закупка антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 1181)

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. N 1300 постановление дополнено Правилами

Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. N 1300)

С изменениями и дополнениями от:

16 октября, 17 декабря 2013 г., 9 июня 2014 г., 25 мая 2016 г., 28 сентября 2018 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям (далее - учреждение), находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на финансовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий (далее соответственно - мероприятия, субсидии).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

2. Финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется путем предоставления учреждениям субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Субсидия используется учреждением для его оснащения медицинскими изделиями в целях оказания специализированной медицинской помощи больным туберкулезом.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

4. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и учреждением, между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и учреждением (далее - соглашение), которое содержит следующие положения:

а) целевое назначение субсидии;

б) условия, сроки предоставления и размер субсидии;

в) перечень мероприятий, финансовое обеспечение реализации которых осуществляется за счет субсидии;

Информация об изменениях:

Подпункт "г" изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

г) право Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных соглашением;

д) порядок возврата средств, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил, факта нарушения целей и условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением;

е) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении учреждением расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

Информация об изменениях:

Подпункт "ж" изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

ж) иные определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации условия предоставления субсидии.

5. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета операций со средствами, предоставленными учреждениям.

Операции с субсидиями учитываются на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными учреждению в виде субсидии на иные цели, открываемом учреждению в территориальном органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.

6. Оплата денежных обязательств учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

7. Информация о размере субсидии и сроках ее перечисления учитывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления кассового плана исполнения федерального бюджета.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

8. Распределение субсидий между учреждениями утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации соответственно, за исключением учреждения, предусмотренного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2013 г. N 928.

Размер субсидии (А) определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации соответственно по формуле:

С - размер бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;

В - количество учреждений, в которых планируется реализация мероприятий.

9. В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

10. Учреждение представляет ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации соответственно отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в порядке и по форме, которые утверждаются соответствующим министерством.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 10 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 28 сентября 2018 г. N 1152

11. Контроль за использованием учреждениями субсидий осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Регионам из федерального бюджета выделяются субсидии на профилактику, выявление и лечение туберкулеза. Установлен новый порядок предоставления средств.

Обязательно наличие региональной программы по совершенствованию медицинской помощи больным туберкулезом. Ее мероприятия должны входить в программу модернизации здравоохранения субъекта Федерации.

Региональные власти заключают с Минздравсоцразвития России соглашение о выделении субсидии. В нем помимо прочего прописываются значения показателей результативности предоставления средств (уровень смертности от туберкулеза и охват населения профосмотрами).

Приведена новая формула расчета размера субсидии. Он зависит от регионального показателя заболеваемости туберкулезом и бюджетной обеспеченности субъекта Федерации. Уровень софинансирования из федерального бюджета, как и ранее, не может быть выше 95 и ниже 5%.

Регионы обязаны отчитываться о расходовании средств и достижении установленных показателей результативности их предоставления.

Для субъектов Федерации Минздравсоцразвития России закупает антибактериальные и противотуберкулезные лекарственные препараты (второго ряда). Они предназначены для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. Приведен список регионов, для которых закупаются лекарства, установлен порядок их передачи.

Перечень закупаемых препаратов определяет Министерство. Заявку на их поставку регионы подают до 1 марта (ранее - до 15 января). Министерство размещает заказ на поставку. Организации-поставщики доставляют лекарства в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.

Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 1181 "О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 13 января 2012 г. N 5, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 января 2012 г. N 2 ст. 284

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2018 г. N 1152

Изменения вступают в силу с 10 октября 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2016 г. N 464

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2014 г. N 529

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2014 г. N 203

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1175

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 16 октября 2013 г. N 928

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления, за исключением подпункта "в" пункта 2 изменений, утвержденных названным постановлением, вступающего в силу с 1 января 2014 г.

Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. N 1300

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

1. Финансирование противотуберкулезной помощи осуществляется из федерального, областного и местных бюджетов в расчете на одного жителя в размере среднегодовых затрат на противотуберкулезные мероприятия, проводимые туберкулезными и лечебно-профилактическими учреждениями, ветеринарной службой с учетом индексации цен.

2. Дополнительное финансирование туберкулезных учреждений может осуществляться за счет:

предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности на договорной основе;

платных услуг, оказываемых населению сверх гарантированного базового объема;

средств социального страхования при сокращении временной нетрудоспособности по туберкулезу и инвалидности от него;

материальной компенсации от предприятий и граждан, виновных в нарушении противоэпидемического режима по туберкулезу, полученной в результате удовлетворения исковых требований;

добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, культовых, благотворительных обществ, российских и иностранных граждан в виде денежных средств и материальных ценностей.

3. Органы местного самоуправления, на территории которых не имеется туберкулезных стационаров и санаториев, осуществляют организацию лечения больных путем заключения договоров со специализированными государственными и муниципальными лечебными учреждениями.

4. Оплата обследования и лечения больных, выписанных из туберкулезных учреждений с заболеваниями нетуберкулезной природы, а также оплата дополнительных услуг по лечению тяжелых сопутствующих заболеваний производится по договорам со страховыми компаниями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

5. При Волгоградском областном и городском туберкулезных диспансерах создается централизованный фонд (запас) противотуберкулезных препаратов за счет федерального, областного и местных бюджетов для распределения их по туберкулезным учреждениям городов и районов области.

6. Совместная работа туберкулезных стационаров и диспансеров с другими службами здравоохранения, а также страховыми компаниями строится на договорной основе.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В эти дни внимание мировой общественности приковано к вирусным инфекциям и особенно к COVID19. Но это не повод забывать об инфекциях бактериальных, таких как, например, туберкулез. Ежегодно он уносит более 1,3 миллиона жизней людей на планете. Для сравнения смертность от коронавируса, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 22 марта, составила порядка 13 тысяч человек. 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом. О том, как Россия противостоит этому заболеванию, каких успехов нам удалось достичь и какие новые вызовы стоят перед противотуберкулезной службой, мы беседуем с профессором Ириной Васильевой, директором НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний Минздрава РФ, главным внештатным специалистом-фтизиатром Минздрава РФ.

Ирина Васильева, д.м.н., профессор, главный внештатный специалист-фтизиатр Минздрава РФ. Фото: Из личного архива

Ирина Васильева, д.м.н., профессор, главный внештатный специалист-фтизиатр Минздрава РФ. Фото: Из личного архива

Ирина Анатольевна, Россия выходит в лидеры по борьбе с туберкулезом. А что было до этого?

Ирина Васильева: Еще 6-7 лет назад мы занимали 13-е место в списке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) двадцати стран с высоким бременем туберкулеза. Сегодня мы на 20-м месте, то есть в одном шаге, чтобы выйти из этого списка. Я уверена, что это скоро произойдет.

А как так вышло, ведь в советское время с туберкулезом не было проблем?

Ирина Васильева: До 40-50-х годов прошлого столетия считалось, что туберкулез неизлечим. Но с открытием первых противотуберкулезных препаратов, в конце 1940-х, заболеваемость резко пошла на убыль. 1990-й год вообще ознаменовался наименьшими показателями по заболеваемости и смертности. С развалом Советского Союза противотуберкулезная служба тоже оказалась на грани развала. Показатели заболеваемости сильно ухудшились, выросли в три с лишним раза. Пик заболеваемости пришелся на 2000 год, а смертности - на 2005 год, что связано с особенностью самой микобактерии. Если на развитие коронавирусной инфекции уходят дни, то для туберкулеза - это годы. Ситуация ухудшилась и в связи с появлением в начале XXI века МЛУ-туберкулеза - туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Он плохо поддается лечению, а значит - трудно контролируется. Вплоть до 2013 года ситуация с МЛУ-туберкулезом не улучшалась.

Что изменилось потом?

Ирина Васильева: Сформировавшаяся в тот момент команда профессионалов-фтизиатров, искренне желая изменить ситуацию, приняла ряд новых решений и разработала комплекс противотуберкулезных мероприятий. Были пересмотрены протоколы диагностики и лечения, выработан четкий план действий, разработаны программы по снижению бремени туберкулеза исходя из особенностей всех субъектов Российской Федерации. В каждом регионе заработали и продолжают работать соответствующие группы мониторинга. Мы повсеместно выстроили быструю диагностику МЛУ-туберкулеза с применением современных молекулярно-генетических технологий, наладили процедуру обязательного скрининга населения, внедрили новые методы выявления туберкулеза у детей. Была изменена программа профилактического лечения и внедрены механизмы таргетного персонифицированного лечения. Это привело к тому ощутимому эффекту, который мы и наблюдаем последние 3-5 лет.

Мы знаем, что это оценила даже ВОЗ, которая отметила, что в России показатели снижаются так быстро, как нигде в мире.

Ирина Васильева: Сейчас в России уровень заболеваемости ежегодно падает на 7-10%, а смертности - на 12-15%. В мире эти цифры составляют 0,5% и 1,5% соответственно. Мы лидеры и по выявляемости болезни: в России диагностируют 99% случаев от оценочного числа больных. В мире же этот показатель - порядка 69%. Во многом этого удалось достичь за счет включения в массовый скрининг детского населения первого в мире рекомбинантного кожного теста, основанного на специфичных белках SFP10 и ESAT6. Эта российская разработка в настоящий момент проходит процедуру преквалификации ВОЗ для оценки ее включения в мировые рекомендации. Кроме того, в сентябре 2019 года стартовало производство российского лабораторного теста. Он предназначен для тех, у кого есть противопоказания к кожным пробам или у кого они неинформативны. Как показывают текущие события глобальной инфекционной атаки, для объективной диагностики заболевания и назначения срочного лечения очень важно, чтобы передовые методы выявления и терапии имели российское происхождение. В случае туберкулеза мы говорим о том, что теперь самые современные тесты in vivo и in vitro производятся в России и доступны для мирового сообщества.

Как сказано выше, мы в одном шаге от того, чтобы выйти из списка стран с высоким бременем туберкулеза. Но есть и второй список ВОЗ: стран с МЛУ-туберкулезом.

Ирина Васильева: Увы, мы пока присутствуем в нем, но пытаемся это изменить. Сегодня все регионы за счет государственного бюджета оснащены современным оборудованием и реактивами, которые позволяют определить, обладает ли бактерия лекарственной устойчивостью. На основании этого подбирается оптимальное лечение, что уже привело к снижению количества случаев МЛУ-туберкулеза. Но этого недостаточно. Показатель эффективности лечения составляет лишь 55%. Его нужно повышать, для чего важно своевременно внедрять в практику новые препараты, которые постоянно появляются в мире. Чтобы это стало возможным, нужно позволить таким лекарствам входить в Россию по ускоренной процедуре.

Ирина Анатольевна, мы снизили заболеваемость и смертность, повысили выявляемость. Что дальше?

Ирина Васильева: Как я уже сказала, это борьба с МЛУ-туберкулезом и работа с "группами риска". В первую очередь, это пациенты с ВИЧ-инфекцией и хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания. В этих группах заболеваемость туберкулезом в разы выше. Как я уже отметила, для повышения эффективности наших мер в отношении МЛУ-туберкулеза необходима ускоренная процедура выхода на рынок новых препаратов. Без полного набора средств, необходимых для его лечения, мы можем столкнуться с распространением заболевания, не поддающегося лечению.

Другая наша задача - это мониторинг приверженности пациентов лечению. Если сегодня в большинстве случаев прием препаратов на амбулаторном этапе лечения осуществляется под непосредственным контролем медицинского персонала в лечебном учреждении, то в перспективе мы стремимся создать системы удаленного видеоконтроля, когда пациент принимает препараты дома.

Кроме того, важно налаживание междисциплинарного диалога с врачами, которые работают с ВИЧ-положительными пациентами. Ведь известно, что вирусом иммунодефицита страдают миллионы людей на планете. Его сочетание с туберкулезной инфекцией вдвойне опасно, поскольку у этой категории больных туберкулез протекает агрессивно.

Как видите, нам много есть еще над чем работать. Между тем, благодаря существующей в России противотуберкулезной службе, аналогов которой нет ни в одной стране мира, нам удалось сдержать распространение туберкулеза в сложнейших условиях начала нынешнего столетия и добиться небывалых темпов снижения заболеваемости в последние годы.

24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом. С ним человечество борется многие годы, и еще 50 лет назад казалось, что победа близка. Однако этого не случилось. А в нынешнем году новые проблемы создала пандемия коронавирусной инфекции, мишенью которой также нередко являются легкие. О проблемах профилактики, диагностики и лечения туберкулеза в ХХI веке "РГ" беседует с главным внештатным специалистом-фтизиатром Минздрава России, директором НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний МЗ РФ, доктором медицинских наук, профессором Ириной Васильевой.

Ирина Васильева: Туберкулез - актуальная проблема, вокруг которой мир должен сплотиться, и Россия - лидер в борьбе с ним. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Ирина Васильева: Туберкулез - актуальная проблема, вокруг которой мир должен сплотиться, и Россия - лидер в борьбе с ним. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Ирина Анатольевна, какова сегодня ситуация с заболеваемостью туберкулезом в нашей стране?

Ирина Васильева: Заболеваемость и смертность от этого заболевания снижается - устойчивая положительная динамика сохраняется на протяжении последних лет, особенно с 2015 года. Лучшие показатели прошлого века в нашей стране были в1990 году.

А потом начался рост заболеваемости и смертности, и это было связано с социальными проблемами - распадом СССР, снижением уровня жизни и с потерей контроля над ситуацией по туберкулезу. После этого десять лет вновь развивалась эпидемия, с 1991 до 2002 года заболеваемость и смертность увеличились в три раза. Но начало нынешнего столетия стало переломным моментом. За последние 3-5 лет мы достигли наилучшего в мире показателя по снижению заболеваемости и смертности. По данным глобального отчета Всемирной организации здравоохранения, изданного в 2020 году, в 2019 году по сравнению с 2015 годом в мире заболеваемость снизилась на 8,5 процента, а смертность - на 21 процент. А в нашей стране за тот же период заболеваемость снизилась более чем на 43 процента, а смертность - на 50 процентов. Наши статистические данные за 2020 год, хотя и не окончательные, показывают, что смертность снизилась еще на 9,8 процента.

В начале 2000 годов приводились данные, согласно которым в нашей стране каждый четвертый больной туберкулезом находился в местах лишения свободы. Сейчас это соотношение поменялось или нет?

Ирина Васильева: Поменялось существенно благодаря принятым мерам. Из числа впервые выявленных заболевших в системе ФСИН находится лишь 7,6 процента людей. И такие примерно цифры отмечаются все последние годы.

Фото: iStock

В 90-е годы ВОЗ усиленно рекомендовала применять протокол ДОТС (лечение препаратами, которые прекращали выделение микобактерии туберкулеза. - Прим. ред.). А наши специалисты-фтизиатры и тогда настаивали на своей модели - клиническом подходе, который требовал полного излечения, а не просто прекращал передачу инфекции. Судя по результатам, наш подход оказался более эффективным?

Ирина Васильева: Я бы объединила эти практики. ДОТС - это система, одним из компонентов которой является контроль за приемом препаратов, что, безусловно, имеет огромное значение. Но это, пожалуй, единственное, что мы взяли от ВОЗ - контролируемое лечение. Более того, мы это направление развиваем, усиливаем. А если говорить о ДОТС как о программе лечения, то, конечно, она отстает от тех принципов, которые всегда были в российской фтизиатрии. Ни в одной стране нет такого подхода и такой противотуберкулезной службы, которая комплексно занимается заболеванием от профилактики до излечения. И системы диспансерного учета тоже нет.

Кроме того, в нынешнем столетии все больше обостряется проблема туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ), а у нас с начала нынешнего столетия осуществляются программы борьбы с ним. Последняя такая программа - комплексная, охватывает абсолютно все компоненты и с акцентом на раннее выявление, адекватное лечение, лекарственное обеспечение за счет федерального бюджета препаратами именно для этих форм, потому что они дорогостоящие.

К проблеме МЛУ-туберкулеза мы еще вернемся, поскольку вы являетесь экспертом ВОЗ именно по этому вопросу. Но хотелось бы понять, как можно контролировать прием лекарств больным, который лечится дома?

Ирина Васильева: Вы правы, у нас есть стационары, где медсестра проконтролирует прием лекарств. Но лечение стационаром не заканчивается, оно длительное, особенно при туберкулезе с МЛУ, - и полтора года, и два. Сейчас с развитием технологий и доступностью гаджетов у нас развивается видео-контролируемое лечение: пациенту выдаются препараты, но принимает он их дома под видеоконтролем медсестры, которая находится в диспансере и по видеосвязи наблюдает, как он их принял. И у нас есть регионы, которые продвинулись в этом - например, Воронежская область. Их опыт приводит в пример ВОЗ.

Более того, этот подход был широко внедрен в пандемию, когда нужно было ограничить передвижения, лишние визиты в диспансеры или поликлиники. Сейчас у нас в каждом регионе есть амбулаторные центры, откуда контролируют по телефону состояние пациентов, и даже есть приборы, которые позволяют контролировать дыхание, сердцебиение и т.д. Процент больных, которые прекращают лечение преждевременно, колеблется в разных регионах. Там, где нет контролируемого лечения или где оно плохо организовано, лечение прерывает до 20 процентов больных. Там, где оно есть, доля недолечившихся не превышает 5 процентов.

Мы уже знаем, что в наиболее тяжелых случаях COVID-19 поражает органы дыхания. Каковы риски для людей, больных туберкулезом?

Ирина Васильева: Конечно, заражение коронавирусом для них опасно, потому что любая дополнительная инфекция легко садится на пораженные туберкулезом легкие. Поэтому наш центр в ковидную историю был вовлечен сразу же и в организационном плане, и в плане консультативной помощи региональным органам здравоохранения. Мы подготовили временные методические рекомендации о том, как предотвратить передачу коронавируса среди больных туберкулезом, как важно перевести больных на лечение дома. Многие противотуберкулезные стационары были перепрофилированы в ковидные госпитали или стационары туберкулез плюс ковид, поскольку у персонала есть понимание и знание инфекции и легочной патологии. Благодаря этому из тех больных туберкулезом, кто заразился коронавирусом, большинство из них перенесли заболевание в легкой и среднетяжелой форме, примерно такие же данные и в общей популяции. Правда, мы еще не знаем отдаленных последствий.

Какие последствия вы имеете в виду?

Ирина Васильева: К сожалению, у нас довольно широко распространен латентный туберкулез, то есть встреча организма с микобактерией, которая могла произойти много лет назад - в детстве, в юности. И человек даже не знает, что имеет эту латентную инфекцию. Если все наше население обследовать, наверное, 70 процентов взрослых инфицированы туберкулезом, но он никак не проявляется, потому что работает иммунитет. А проснуться он может у людей с ослабленной иммунной системой: больных сахарным диабетом, у которых туберкулез развивается в 5 раз чаще, у онкологических больных после курса химиотерапии или лучевой терапии, у людей с ВИЧ - он возникает в 40 раз чаще. У пациентов после трансплантации, поскольку они получают иммуносупрессоры, подавляющие иммунитет. Об этом не стоит забывать. Полагаю, что коронавирус может спровоцировать активизацию латентной формы, чего мы и опасаемся в следующем году. Я не думаю, что всплеск заболеваемости будет масштабным, но он может быть. И к этому надо быть готовыми.

А как мы должны вести себя, учитывая эти риски?

Ирина Васильева: Надо говорить о важности профосмотров. Хотя вся "мировая общественность" нас ругает, что мы тратим деньги на флюорографию, но именно это позволяет нам не пропустить туберкулез на ранних стадиях, когда он еще излечим. Но флюорография помогает выявить уже активное заболевание, а для выявления латентной туберкулезной инфекции у нас в стране широко применяется иммунодиагностика. Это и кожные пробы, и лабораторные тесты. Хотела отметить, что система российских скрининговых мероприятий по раннему выявлению туберкулезной инфекции у детей и подростков с применением инновационной российской разработки - новой кожной пробы, в 2019 году отмечена ВОЗ как лучшая мировая практика.

Есть ли интерес у мировой медицинской науки к созданию новых методов и препаратов?

Ирина Васильева: Когда в середине прошлого столетия появились первые противотуберкулезные лекарства, во всем мире он стремительно пошел на убыль. Врачи и ученые решили, что победа над туберкулезом не за горами, и больше не нужны никакие разработки. И это вылилось в эпидемию той самой множественной лекарственной устойчивости. В 1996 году ВОЗ объявила глобальную эпидемию туберкулеза с МЛУ. Начиная с 2017 года у нас наметилась стабилизация, но до полного решения проблемы еще далеко. По последним данным, треть вновь выявляемых случаев - это больные с МЛУ. А среди всех бактериовыделителей, то есть тех, кто может заразить других, таких 60 процентов. Эффективность лечения этой формы всего 55 процентов. А чтобы ее победить, по расчетам международных экспертов, нужно излечивать 75 процентов.

Чем же надо лечить таких пациентов, если бактерия не поддается лекарствам?


Всего за полгода у нас в стране были созданы несколько эффективных вакцин от ковида. Почему же не поставить перед нашими исследователями задачу создать новую вакцину от туберкулеза?

Ирина Васильева: Разработкой противотуберкулезной вакцины занимаются в последние 20 лет несколько научных групп в мире, есть такая и в нашей стране. У нас разработана новая вакцина от туберкулеза, но она бустерная, то есть усиливающая действие существующей, и тоже разработана в Институте Гамалеи. Мы уже на пороге клинических исследований второй и третьей фазы. Несомненно, она улучшит ситуацию с туберкулезом, но радикально не решит. Сложность в том, что бактерии и вирусы очень различаются, как и их влияние на организм человека. Микобактерия умеет приспосабливаться к окружающей среде, к лекарствам, принимать дормантную форму, то есть спать в организме всю жизнь и проснуться в неблагоприятный момент - это очень коварная штука. Известно, например, что из 10 заразившихся заболевает туберкулезом только один человек. Но почему, пока не изучено глубоко. Разработки эти идут и должны продолжаться.

Важно, что в нашей стране сохранили фтизиатрическую службу. А каким вы видите ее будущее?

Ирина Васильева: У нас действительно хорошо отлаженная система с большим опытом. Сейчас мы переходим к лечению в амбулаторных условиях, стремимся уменьшить стационарный этап. Это в интересах и пациентов, и здравоохранения. Мы должны усилить взаимодействие с пациентом и пациентским сообществом, заниматься популяризацией знаний среди населения. Второе - это развитие науки, о чем на глобальной министерской конференции 2017 года сделал акцент в своем выступлении наш президент. Нам нужно больше взаимодействовать с первичным звеном, чтобы там не пропускали туберкулез, и с врачами других специальностей, чтобы разрабатывать новые подходы к лечению больных с сопутствующими патологиями.

В этом я вижу развитие нашей службы. Также нужно усилить профосмотры, не допустить их снижения, повысить эффективность лечения.

Фото: AP

Как вы полагаете, удастся ли России достичь цели, поставленной ВОЗ: победить туберкулез к 2030 году?

Ирина Васильева: Вопрос непростой. С 1998 года ведется список стран с высоким бременем туберкулеза. Сначала в него входили 22 страны, с 2016 года он был расширен до 30 стран. Мы входили в этот список, начиная с 1998 года. Сейчас ВОЗ пересматривает этот список, и нас уже уведомили, что Россия выйдет из него. То есть мы добились этого результата за 22 года! Это большая победа, и социальная, и политическая. Но это не победа над туберкулезом. Потому что мы пока остаемся в списке стран с высоким бременем МЛУ-туберкулеза - причем на третьем месте после Индии и Китая. И эта проблема гораздо сложнее, на ее преодоление потребуется больше времени. Вот почему крайне важно внимание нашего государства к этой проблеме. Если оно останется таким же или будет усилено, тогда мы сможем добиться значимого результата.

Ирина Анатольевна, пожалуйста, дайте рекомендации нашим читателям, как минимизировать риск заражения или заболевания туберкулезом?

Ирина Васильева: Во-первых, проходить диспансеризацию регулярно. Не сопротивляться, когда направляют на флюорографию или ребенка на иммунодиагностику или вакцинацию. Важно проводить скрининговые осмотры детей. Не забывайте, что туберкулез тоже передается воздушно-капельным путем, поэтому рядом с кашляющим и чихающим человеком надо находиться в защитных масках. Помните, что туберкулез в связи с ковидом может проснуться у многих из тех, у кого он спал и мог бы проспать всю жизнь. Берегите себя!

Читайте также: