Где находится река чум

Обновлено: 18.04.2024

Чумы́ш — река в России, правый приток реки Оби (впадает в неё в 88 км ниже города Барнаула). Чумыш образуется от слияния рек Кара-Чумыш и Томь-Чумыш в Кемеровской области. Длина реки 644 км, площадь водосборного бассейна 23900 км². В основном протекает по Бийско-Чумышской возвышенности.

  • Кара-Чумыш (левый, длина 173 км)
  • Томь-Чумыш (правый, длина 110 км)
  • Сары-Чумыш (левый, длина 98 км)
  • Ангуреп (левый, длина 48 км) (левый, длина 67 км)
  • Уксунай (правый, длина 165 км)
  • Тараба (левый, длина 70 км)
  • Сунгай (правый, длина 103 км)
  • Аламбай (правый, длина 140 км) (правый, длина 78 км)
  • Тальменка (правый, длина 99 км)
  • Кашкарагаиха (левый, длина 84 км)

Правобережную часть бассейна (68 % площади) занимает юго-западная часть Салаирского кряжа и Предсалаирская равнина.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чумыш (река)" в других словарях:

Сары-Чумыш (река) — У этого топонима есть и другие значения, см. Сары Чумыш. Сары Чумыш Характеристика Длина 98 км Бассейн Северного Ледовитого океана Бассейн рек Обь Водоток … Википедия

ЧУМЫШ — река в Зап. Сибири, правый приток Оби. 644 км, площадь бассейна 23,9 тыс. км². Сплавная. Судоходна до пристани Захарово (196 км) … Большой Энциклопедический словарь

ЧУМЫШ — ЧУМЫШ, река в Западной Сибири, правый приток Оби. 644 км, пл. бассейна 23,9 тыс. км2. Сплавная. Судоходна до пристани Захарове (196 км). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Чумыш — У этого термина существуют и другие значения, см. Чумыш (значения). Чумыш … Википедия

Чумыш — река в Алтайском крае и Кемеровской облàсти РСФСР, правый приток Оби. Длина 644 км, площадь бассейна 23 900 км2. Берёт начало на Салаирском кряже двумя истоками: Кара Чумыш и Томь Чумыш. В верховьях порожиста, близ устья разбивается на 2… … Большая советская энциклопедия

река — реченька, речка, речонка, речушка, (водная, голубая) (артерия, дорога, магистраль, трасса), голубой нил, устье, приток, поток, протока Словарь русских синонимов. река поток / образно: голубая дорога Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов

чумыш — сущ., кол во синонимов: 1 • река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Чумыш — река Томской губернии, в юго западной части Кузнецкого и северо восточной Барнаульского уездов. Ч. образуется из двух рек Кара Ч. и Томь Ч., берущих начало в южных отрогах Салаирского кряжа. Вначале обе эти реки текут на юг, затем Томь Ч., пройдя … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Чумыш — река в России, в Западной Сибири, правый приток Оби. 644 км, площадь бассейна 23,9 тыс. км2. Сплавная. Судоходна до пристани Захарово (196 км). * * * ЧУМЫШ ЧУМЫШ, река в Зап. Сибири, правый приток Оби. 644 км, площадь бассейна 23,9 тыс. км2.… … Энциклопедический словарь

Чумыш — Чумыш, река, правый приток Оби, в Кемеровской области и Алтайском крае. Длина 644 км, площадь бассейна 23,9 тыс. км2. Берёт начало на склонах Салаирского кряжа двумя истоками: Кара Чумыш и Томь Чумыш. В верховьях порожиста, близ устья разбивается … Словарь "География России"

Летопись сооружения железнодорожной ветки Чум-Лабытнанги.

Изыскательские работы на будущей трассе проводились Министерством Внутренних Дел, а будущего порта – управлением Главсевморпути (ГСМП). Они должны были закончиться к началу августа 1947 года. Для производства работ в апреле этого же года приказом министра внутренних дел СССР создано Северное управление Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) с центром в поселке Абезь (Коми АССР). Управление строительства помещалось в длинной землянке, рядом находилась штабная колонна, где содержались заключенные, работавшие в управлении стройки, и производственные лагерные колонны.

Начальником Северного управления ГУЛЖДС (СУЛЖДС) и строительства дороги № 501 и № 502 МВД СССР (сооружение железнодорожной ветки от трассы Чум-Лабытнанги в направлении мыса Каменного) был назначен В.А. Барабанов. На мысе Каменном планировали построить порт, судоремонтный завод и жилой посёлок.

В мае начались земляные работы от разъезда Чум на восток, и уже 2 августа был сдан в эксплуатацию первый мост – через реку Воркуту. Строительство было таким важным, что финансировалось по фактическим затратам через Промстройбанк Коми АССР.

К концу года выяснилось, что по объективным причинам строительства порта оказалось невозможно, и все силы бросили на строительство 192-километровой ветки Чум-Лабытнанги. Авторами этого проекта были инженеры Н.Д. Михеев и А.Д. Жилин. К началу декабря 1947 года уже было открыто рабочее движение поездов на участке Чум –Собь, протяженностью 118 километров. Дорога была проложена через Полярный Урал по Собь-Елецкой долине, прорезавшей его насквозь. В 1948 году здесь прошёл первый рабочий поезд, а в постоянную эксплуатацию ветка была принята в 1955 году.

До наших дней на всём 192-километровом пути сохранилось восемь станций – Чум, Елецкая, Хорота, Полярный Урал, Собь, Харп, Обская и Лабытнанги. Не все из них так именовались изначально. Так, станция Елецкая изначально носила название Елецкий, что связано, видимо, с находившимся рядом одноимённым посёлком (назван так по протекающей рядом реке Елец). Станция Харп до января 1968 года именовалась Подгорной, видимо, из-за того, что располагалась уже за пределами высоких уральских хребтов (под горами). Названия всех станций происходят от находящихся вокруг них географических объектов.

На участке от Чума до моста через реку Воркуту изначально существовали три остановочных пункта – Предузловая, Выль-Вож и Пурга, позже упразднённые. Мост через реку Воркуту, ширина которой достигает 50-70 м, – это первое сложное техническое сооружение. Это место на географической карте Русского Севера одно из наиболее примечательных; тут сливаются две реки – Уса и Воркута. Отсюда начиналось освоение Воркутинского угольного месторождения и основание самого города Воркуты.

Погрузка угля на баржу на узловом центре, у пристани Воркута-Вом. Из фондов Воркутинского межрайонного музейно-выставочного комплекса

Погрузка угля на баржу на узловом центре, у пристани Воркута-Вом. Из фондов Воркутинского межрайонного музейно-выставочного комплекса

Чуть выше устья Воркуты на Усе еще в 1931 году был организован посёлок Усть-Воркута, или Воркута-Вом (по-коми), и одноимённая пристань. Сюда из Нарьян-Мара по Печоре и Усе на баржах доставляли необходимые для будущего Воркутинского промышленного узла грузы и заключённых.

Состав с кругляком-брёвнами для строек Воркуты в узловом центре, у пристани Воркута-Вом. Из фондов Воркутинского межрайонного музейно-выставочного комплекса

Состав с кругляком-брёвнами для строек Воркуты в узловом центре, у пристани Воркута-Вом. Из фондов Воркутинского межрайонного музейно-выставочного комплекса

На правом берегу Усы, от реки, шла грунтовая дорога к созданному на левом берегу Воркуты, за мостом, у железной дороги ДОК’у (деревообрабатывающему комбинату). Рядом с ДОК’ом находилась одноимённая станция (она имела статус станции 3-го класса). Часть строений находились между рекой и полотном дороги. Для подачи воды из Усы имелась водокачка, соединённая водопроводом с ДОК’ом, а для заправки водой паровозов – гидроколонка. Давление в водоподающей системе поддерживалось с помощью водонапорной башни.

Место слияния этих двух рек славится совершенно непохожими на окружающую тундру пейзажами: тут на широких пойменных террасах можно наблюдать похожие на лес многометровые в высоту ивовые заросли и луга с многоцветным разнотравьем. Да и за пределами пойм обеих рек находится последний в предгорьях лесной массив. Он тянется на север, по Воркуте вверх на пару километров, и на восток, в направлении Полярного Урала, включая восточный склон хребта Усвабердмусюр, и вниз по Усе.

Восточнее ДОК’а несколько десятков километров железная дорога проходит совсем рядом с рекой Усой. Первой от ДОК’а находилась станция Никита, а ближе к реке Усе – одноимённый посёлок. В былые времена на станции и в посёлке было несколько жилых строений, но последние несколько десятилетий постоянного населения тут нет. Примерно в километре от Никиты находился разъезд Усинский из нескольких технических строений, бараков и казарм.

В 200-300 метрах от разъезда Усинского железная дорога по мосту пересекает реку Усу, а дальше, в 100-150 м от него, находится ещё один переход – мост через реку Лёкъелец. Это место сливания крупных рек Усы, Лёкъельца и Ельца. Между устьями Усы и Лёкъельца находилось селение Елец.

Восточнее моста через Лёкъелец – станция 2-го класса Елецкая. Она существует с 1949 года. Рядом со станцией находится поселок Елецкий, где проживает обслуживающий железную дорогу персонал, а также администрация поселения. Это единственная станция на всей железнодорожной ветке, где сохранилось первоначальное здание вокзала.

В первые годы существования станционного посёлка в нём появились овощехранилище, интернат, под который был приспособлен обычный жилой дом, магазин, больница, занимавшая старый барак с печным отоплением, пожарное депо с пожарной машиной. Елецкий поселковый совет занимал деревянное одноэтажное здание послевоенной постройки без водопровода и канализации, но с печным отоплением. Имелась в станционном посёлке и школа, под неё было приспособлено деревянное одноэтажное здание с восемью печами. В интернате обучались дети ненцев и коми оленеводов, русских железнодорожников, живших на станциях, разъездах и в посёлках.

Со времен ГУЛАГ’а в посёлке имелась некоторая инфраструктура – танцплощадка, фонтан и сквер. Со временем тут построили отдельные здания интерната (двухэтажное) и больницы, детский сад, ясли, почтовое отделение, сберкассу, столовую, библиотеку, мастерскую по пошиву одежды и метеостанцию. Появились и улицы – Вокзальная, Железнодорожная, Школьная, Набережная, Советская, Тундровая, переулки Связной и Школьный. Жилые дома, увы, многие годы напоминали бараки, что являлось наследием недавнего прошлого. В первые годы после начала эксплуатации железнодорожной ветки в посёлке проживало три тысячи человек, а затем численность жителей стала снижаться. При станции и посёлке существует своё кладбище.

На очень важном в историко-природном отношении рубеже – Собь-Елецком перевале, изначально находился разъезд Полярный Урал, позже его статус был повышен до станции 3-го класса. На первых этапах строительства на разъезде находился пункт обслуживания подвижного состава с канавой для осмотра паровозов и вагонов, гидроколонка для заправки паровозов водой. Воду качали из озера Перевального, где на северном берегу стояла водокачка, и подавали её вверх по склону по трубе, проходившей под полотном дороги. Рядом со зданием вокзала находилась водонапорная башня. Была тут и метеостанция. До мая 1950 года здесь располагалась Центральная база Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции. Позже её перевели на 106-й км (в тупик карьера стройки 501).

Время расцвета посёлка пришлось на 1970-1980-е годы. Его жилая часть включала пятнадцать двухэтажных 16-квартирных домов с централизованным водоснабжением и отоплением. Здесь также находилась котельная, дизельная электростанция, водозабор из двух скважин, средняя школа (последний выпуск которой состоялся в 2004 году), баня, детские игровые площадки, ясли-сад, клуб, пекарня, магазины, гостиница, горнолыжный подъёмник, узел телефонной связи (а позже и – радиосвязи и спутникового телевидения) и даже крытый каток. Повсеместно были заметны телеантенны, посёлок имел и своё почтовое отделение.

В Полярном проживало более тысячи человек. К 2004 году все его жители были переселены: кто в город Салехард, кто в поселок Харп, а кто и совсем уехал с Севера. Помимо геологов и обслуживающего персонала, тут также проживала часть бригады, обслуживающей прилегающий перегон железной дороги. Восточнее Полярного железная дорога по четырехпролётному мосту пересекает реку Большую Пайпудыну. За ним – станция Собь. Как и на всех станциях этой ветки, помимо основного пути, тут ещё два дополнительных. Строения стояли на южном склоне северного хребта долины и у берега реки. На станции паровозы дозаправлялись водой, для чего имелась гидроколонка и снабжающая её водой водокачка.

До конечной станции Лабытнанги остались две станции этой ветки – Харп и Обская. Фактически они являются последними перед конечным пунктом – станцией Лабытнанги. Станция Обская во время постройки ещё в конце 1940-х годов должна была стать узловой станций, откуда планировалось тянуть путь ветку на Ямал, к порту Мыс Каменный.

  • Оригиналстатьиразмещен в октябрьском номере журналаУральский следопытза 2021 год

Автор Вехов Николай

Река Чумыш протекает в Кемеровской области и на Алтае. Она является правым притоком Оби. Особенностью Чумыша является наличие двух истоков – Кара-Чумыш и Томь-Чумыш, которые находятся в Кемеровской области (на Салаирском кряже).

География

Общая протяженность реки Чумыш 644 км. Ее бассейн имеет площадь в 23900 км². Горный отрезок реки в верховьях весьма порожист, с быстрым течением. Недалеко от устья Чумыш разбивается на два рукава.

Гидрология

Питание река Чумыш получает преимущественно от таяния снегов (как многие реки Алтая), а в меньшей степени – от подземных источников и дождевой воды. Река замерзает в начале ноября, а "вскрывается" в апреле (чаще во второй половине месяца).

В XXI веке Чумыш обмельчал. Поэтому речное судоходство стало невозможным. Но в XIX и начале XX века по реке ходили суда. Однако в настоящее время до села Ельцовка возможно движение только маломерных судов.

Основные притоки

Самыми крупными притоками описываемой реки являются:

  • исток реки Чумыш (он же ее левый приток) - река Кара-Чумыш протяженностью 173 км;
  • правый приток Уксунай (165 км);
  • Аламбай (правый приток с протяженностью 140 км);
  • правый приток Томь-Чумыш длиной в 110 км.

Далее по протяженности следуют: Сунгай (103 км, правый); Тальменка (99 км, правый) и Сары-Чумыш (98 км, левый).

Описание

У села Костенково река имеет настолько небольшую глубину, что ее можно перейти вброд. Ширина реки в этой местности не более 60-ти метров. Русло местами каменистое, с частыми мелями. После села река сужается и становится глубже. При этом скорость ее течения примерно 5 км/ч.

река чумыш

От деревни Алексеевка до впадения Сары-Чумыш (левого притока) серьезных препятствий на реке не встречается. Но и удобных мест для стоянок тоже нет, так как берега заросли густым кустарником. А уже ближе к Ельцовке берега начинаются ровные и без зарослей.

После села Сары-Чумыш и до Ельцовки русло расширяется почти в два раза. Течение уменьшается до 3-х км/ч. Однако именно этот участок известен своими порогами. Но проходить их не сложно, ведь они видны издалека, а течение здесь слабое.

исток реки чумыш

После Ельцовки количество порогов резко уменьшается. Однако становится больше островов, между которыми глубина протоков очень небольшая. За селом Чесноково пороги снова появляются. Но здесь они другого типа (без камней и в форме серии валунов).

Далее особых препятствий не встречается. А возле села Кытманово река становится равнинной, с очень медленным течением. А значит, сплавляться по ней дальше уже не так интересно.

Достопримечательности реки Чумыш

Кроме живописнейших пейзажей, отличающихся спокойным разнообразием, вдоль описываемой реки находятся несколько интересных достопримечательностей. Они перечислены ниже:

реки алтая

Река Чумыш интересна своими живописными пейзажами и рыбалкой. Здесь водятся лещ, окунь, плотва, ерш и другие виды рыбы. Для любителей спокойного отдыха на природе река Чумыш подходит как нельзя лучше.

Чумыш (Алтайский край)

Чумы́ш — река в России, протекает в Кемеровской области и Алтайском крае, правый приток реки Оби.

Содержание

Географическое положение

Длина 644 км, площадь бассейна 23 900 км². Берёт начало на Салаирском кряже в Кемеровской области двумя истоками: Кара-Чумыш и Томь-Чумыш. В верховьях порожиста, близ устья разбивается на 2 рукава. Впадает в Обь в 88 км ниже города Барнаула. В основном протекает по Бийско-Чумышской возвышенности. Правобережную часть бассейна (68 % площади) занимает юго-западная часть Салаирского кряжа и Предсалаирская равнина.

Гидрология

Питание преимущественно снеговое. Средний расход воды в 74 км от устья 146 м³/с. Замерзает в 1-й половине ноября, вскрывается во 2-й половине апреля.

Среднемесячный расход воды реки Чумыш (м³/сек).
По замерам на гидрометрической станции Тальменка
Данные за 56 лет


Притоки

  • Кара-Чумыш (левый, длина 173 км).
  • Томь-Чумыш (правый, длина 110 км). (левый, длина 98 км).
  • Ангуреп (левый, длина 48 км).
  • Яма (левый, длина 67 км). (правый, длина 165 км). (левый, длина 70 км).
  • Сунгай (правый, длина 103 км). (правый, длина 140 км). (правый, длина 78 км).
  • Тальменка (правый, длина 99 км).
  • Кашкарагаиха (левый, длина 84 км).

Литература

Ссылки

  • Викифицировать список литературы, используя шаблон > , и проставить ISBN.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Реки по алфавиту
  • Реки Кемеровской области
  • Реки Алтайского края
  • Притоки Оби

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Чумыш" в других словарях:

ЧУМЫШ — река в Зап. Сибири, правый приток Оби. 644 км, площадь бассейна 23,9 тыс. км². Сплавная. Судоходна до пристани Захарово (196 км) … Большой Энциклопедический словарь

ЧУМЫШ — ЧУМЫШ, река в Западной Сибири, правый приток Оби. 644 км, пл. бассейна 23,9 тыс. км2. Сплавная. Судоходна до пристани Захарове (196 км). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

чумыш — сущ., кол во синонимов: 1 • река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Чумыш — река в Алтайском крае и Кемеровской облàсти РСФСР, правый приток Оби. Длина 644 км, площадь бассейна 23 900 км2. Берёт начало на Салаирском кряже двумя истоками: Кара Чумыш и Томь Чумыш. В верховьях порожиста, близ устья разбивается на 2… … Большая советская энциклопедия

Чумыш — правый приток Оби (Алтайский край и Кемеровская обл.). Длина 644 км, пл. басс. 23,9 тыс. км². Начинается на Салаирском кряже двумя истоками: Кара Чумыш и Томь Чумыш. Имеет извилистое русло, в верховьях порожистое, в ниж. течении характер… … Географическая энциклопедия

Чумыш — Чумыш, река, правый приток Оби, в Кемеровской области и Алтайском крае. Длина 644 км, площадь бассейна 23,9 тыс. км2. Берёт начало на склонах Салаирского кряжа двумя истоками: Кара Чумыш и Томь Чумыш. В верховьях порожиста, близ устья разбивается … Словарь "География России"

Чумыш — река в России, в Западной Сибири, правый приток Оби. 644 км, площадь бассейна 23,9 тыс. км2. Сплавная. Судоходна до пристани Захарово (196 км). * * * ЧУМЫШ ЧУМЫШ, река в Зап. Сибири, правый приток Оби. 644 км, площадь бассейна 23,9 тыс. км2.… … Энциклопедический словарь

Чумыш (река) — Чумыш река в России, правый приток реки Оби (впадает в неё в 88 км ниже города Барнаула). Чумыш образуется от слияния рек Кара Чумыш и Томь Чумыш в Кемеровской области. Длина реки 644 км, площадь водосборного бассейна 23900 км². В основном… … Википедия

Чумыш (значения) — Чумыш географическое название тюркского происхождения. Реки Чумыш в Алтайском крае, приток Оби. Чумыш в Магаданской области, приток Буюнды … Википедия

Чумыш — река Томской губернии, в юго западной части Кузнецкого и северо восточной Барнаульского уездов. Ч. образуется из двух рек Кара Ч. и Томь Ч., берущих начало в южных отрогах Салаирского кряжа. Вначале обе эти реки текут на юг, затем Томь Ч., пройдя … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Чумы́ш — река, которая протекает в Кемеровской области и Алтайском крае, правый приток реки Обь. В XIX веке и первой половине XX века, по реке Чумыш ходили деревянные баржи с конной или бурлацкой тягой, а весной 1904 г. и небольшой пароходов. Длина реки 644 км, а площадь бассейна 23 900 км².

Географическое положение реки


Чумыш берёт начало на Салаирском кряже в Кемеровской области двумя истоками: Кара-Чумыш и Томь-Чумыш. В верховьях река разбивается на 2 рукава. В Обь, река впадает на 88 км ниже города Барнаула. Питание преимущественно снеговое.

Верховья реки Чумыш имеет пороги и бурное течение. Летом река маловодна и имеет много небольших болот. На отдельных участках река является проходим для лесосплавных судов, малых буксиров и небольших пассажирских теплоходов.

Летом на реке много отдыхающих, которые замечательно проводят время с друзьями, наслаждаются красивыми пейзажами, знакомятся с ароматом здешних цветов и прохладой воды.

Река Чумыш, на всем своем протяжении имеет извилистое русло, а в верховьях русло порожистое. Характер течения равнинный, а близ устья река разбивается на два рукава. к началу статьи

Рыбалка на реке


В реке водится пескарь, хариус, елец, пескарь, гольян, чебак, окунь. Можно поймать и обскую рыбу: осётр, стерлядь, нельма, налим, язь, лещ, окунь, карась, сазан, судак, щука.

Рыбалка на реке очень интересна, потому, что тут можно поймать разную рыбу. Благодаря разнообразию, рыбалка на реке Чумыш удовлетворит запросы и спиннингистов и любителей порыбачить на удочку.

к началу статьи

Гидрология

Питание преимущественно снеговое. Среднегодовой расход воды — в 74 км от устья 146 м³/с. Замерзает в 1-й половине ноября, вскрывается во 2-й половине апреля.

Среднемесячный расход воды реки Чумыш (м³/сек).
По замерам на гидрометрической станции Тальменка
Данные за 56 лет


Судоходство


В XXI веке регулярного судоходства по Чумышу нет, однако в XIX и XX веках судоходство осуществлялось.

XIX век и первая половина XX века

Середина XX века

Дорожная инфраструктура

Также в 1960-х годах были построены дороги Бийск—Мартыново—Новокузнецк, Барнаул—Тогул—Мартыново и Барнаул—Заринск—Залесово. Поэтому с 1970-х годов поддержание гарантированных глубин прекратилось и судоходство сошло на нет.

Движение маломерных судов

Движение маломерных судов по Чумышу возможно до села Ельцовка.

Литература

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 4148
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: