Гидра-дафния рысь-заяц беляк аскарида человек

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конкурентные взаимодействия

организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации;

продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;

показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: наглядные материалы, демонстрирующие конкурентные взаимодействия.

Методы : репродуктивные, частично-поисковые.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, проблемные технологии.

Проверка знаний

Письменные ответы по карточкам:

Задание: Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.

В течение своей жизни нападает на одну, иногда несколько особей.

В течение своей жизни нападает на большое число особей.

Поедает только часть вещества своей жертвы.

Поедает практически всю жертву.

Приводит свою жертву к гибели.

Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.

Цикл развития тесно связан с жертвой.

Нападает на жертву и сам ею питается.

Нападает на жертву, но сам ею не питается.

Паразит: 1, 3, 6, 7, 9.

Задание: Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.

Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида

Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.

Ответ: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2.

Карточка № 3.

Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.

2. Письменный ответ у доски.

3. Тестирование. Вариант 1

1. В какой тип отношений вступают рак-отшельник и актиния?

2. Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?

3. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит

1) микориза корней цветковых растений и гифов шляпочных грибов

2) обитание кожного клеща на шерсти собаки

3) подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц

4) образование финны плоского червя в теле быка

4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?

2) дуб – белый гриб

3) корова – бычий цепень

4) клевер красный – шмель

5. Установите соответствие между примерами и типом взаимоотношений организмов.

А) гидра – дафния

Б) рысь – заяц-беляк

В) аскарида – человек

Г) черный коршун – лесная полевка

Д) таежный клещ – лесная мышь

Е) бычий цепень – копытное животное

Ответы: 1 - 1, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1,

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

6. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

1) не оказывает существенного влияния на хозяина

2) всегда приводит хозяина к смерти

3) приносят определенную пользу хозяину

4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

9. Хищники в природном сообществе:

1) уничтожают популяцию жертв

2) способствуют росту популяции жертв

3) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность

4) не влияют на численность популяции жертв

10. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

1) основным хозяином

2) промежуточным хозяином

Ответы: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 4, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 4, 8 – 3, 9 - 3, 10 – 1.

Взаимопроверка, подведение результатов

II .Изучение нового материала

Работа учащихся с текстом учебника (с. 308 – 311) с целью знакомства с конкуренцией как одним из видов отрицательных взаимоотношений между организмами.

Задание 1 . Внимательно прочитайте текст (с.308 – 311) и ответьте на вопросы:

1.2.Какова биологическая основа возникновения конкуренции?

Ответы: 1) Конкуренция - сталкивание, соперничество, соревнование.

У организмов возникают сходные потребности. Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов (когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции).

Задание 2. Опишите особенности конкурентных отношений внутри одного вида на примере территориальности.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

3.1. В чем особенности межвидовой конкуренции?

3.2. Каковы формы её проявления?

(От жестокой борьбы до почти мирного сосуществования, но, как правило, из двух видов с одинаковыми потребностями, один обязательно вытесняет другой).

3.3. Приведите примеры межвидовой конкуренции.

3.4. В чем заключается принцип Гаузе?

(Два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут. Конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями).

Задание 4. Рассмотрите рисунок и объясните, как уживаются между собой виды со сходными экологическими потребностями (на примере насекомоядных птиц). Ответ искать на стр. 311.

дерево

Ответ: В сообществе совместно уживаются только те виды, которые хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.

Задание 5. Ответьте на вопросы:

5.1. К чему в итоге приводит межвидовая конкуренция?

Ответ: либо вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.

5.2. Какой тип конкуренции наиболее важен в формировании видового состава сообщества?

Ответ: Межвидовая.

Задание 6. Сформулируйте вывод по данной теме, вставляя в текст пропущенные слова.

Вывод: все формы биологических связей между … (видами) служат … … (регуляторами численности) животных и растений в биоценозе, определяя степень его … (устойчивости) , причем, чем богаче … … (видовой состав) биоценоза, тем … (устойчивее) сообщество в целом.

В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к … (уменьшению) роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий … (меньше), чем в молодых.

IV . Закрепление изученного материала

Задание: охарактеризовать сущность и привести примеры различных взаимоотношений в виде таблицы, заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак—отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1377.

А) отношения зайца и лисицы
Б) отношения печеночного сосальщика и коровы
В) всегда приводит к гибели одного из организмов
Г) один организм обитает внутри другого, нанося ему вред
Д) отношения печеночного сосальщика и малого прудовика
Е) один организм обитает поблизости от другого

1) паразитизм
2) хищничество

Добавить в избранное

Верный ответ: 212112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1489.

1601. Установите соответствие между популяциями организмов в экосистеме и типом межвидовых отношений, который характерен для этих популяций.

А) щука и речной окунь
Б) бабочка-капустница и бабочка-репница
В) береза и подберезовик
Г) носорог и воловьи птицы
Д) картофель и пырей ползучий
Е) бобы и клубеньковые бактерии

1) конкуренция
2) симбиоз

Добавить в избранное

Верный ответ: 112212

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1601.

А) широкий лентец - рыба
Б) острица - человек
В) рысь - заяц-беляк
Г) аскарида - лошадь
Д) филин - лесная мышь
Е) гидра - дафния

1) паразит - хозяин
2) хищник - жертва

Добавить в избранное

Верный ответ: 112122

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1713.

1881. Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) клевер и клубеньковые бактерии
Б) актиния и рак-отшельник
В) подберёзовик и берёза
Г) аскарида и человек
Д) головня и пшеница
Е) малярийный плазмодий и комар

1) паразит–хозяин
2) симбиоз

Добавить в избранное

Верный ответ: 222111

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1881.

1601. Установите соответствие между популяциями организмов в экосистеме и типом межвидовых отношений, который характерен для этих популяций.

А) щука и речной окунь
Б) бабочка-капустница и бабочка-репница
В) береза и подберезовик
Г) носорог и воловьи птицы
Д) картофель и пырей ползучий
Е) бобы и клубеньковые бактерии

1) конкуренция
2) симбиоз

Добавить в избранное

Верный ответ: 112212

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1601.

А) осуществляется саморегуляция численности популяций в экосистеме
Б) обитает большое количество видов
В) большую роль играет антропогенный фактор и преобладает искусственный отбор
Г) пищевые цепи длинные
Д) круговорот веществ незамкнутый
Е) преобладают растения одного вида

1) природная экосистема
2) агроэкосистема

Добавить в избранное

Верный ответ: 112122

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1629.

1657. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биогеоценоза, к которой их относят.

А) железобактерии
Б) травоядные животные
В) простейшие
Г) серобактерии
Д) цианобактерии
Е) плоские черви

1) продуценты
2) консументы

Добавить в избранное

Верный ответ: 122112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1657.

1685. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

А) наличие специальных органов прикрепления (присосок, крючков)
Б) хорошее развитие органов чувств
В) развитие со сменой хозяев
Г) наличие плотной кутикулы, защищающей от пищеварительных соков
Д) высокая плодовитость
Е) низкая плодовитость, забота о потомстве

1) свободноживущие
2) паразиты

Добавить в избранное

Верный ответ: 212221

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1685.

А) широкий лентец - рыба
Б) острица - человек
В) рысь - заяц-беляк
Г) аскарида - лошадь
Д) филин - лесная мышь
Е) гидра - дафния

1) паразит - хозяин
2) хищник - жертва

Добавить в избранное

Верный ответ: 112122

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1713.

1741. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой они относятся.

А) разлагают органические вещества до минеральных
Б) в клетках содержат пигменты для фотосинтеза
В) являются сапротрофами
Г) синтезируют органические вещества из неорганических
Д) поглощают из окружающей среды углекислый газ
Е) питаются готовыми органическими веществами

1) продуцент
2) редуцент

Добавить в избранное

Верный ответ: 212112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1741.

А) холерный вибрион
Б) серобактерии
В) железобактерии
Г) сине-зеленые водоросли
Д) метанообразующие бактерии

МЕСТО В ЦЕПИ ПИТАНИЯ

1) продуцент
2) консумент
3) редуцент

Добавить в избранное

Верный ответ: 21113

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1769.

1797. Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе.

А) используют неорганические вещества почвы
Б) растительноядные и плотоядные животные
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) используют готовые органические вещества
Д) в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу
Е) аккумулируют солнечную энергию

1) продуценты
2) консументы

Добавить в избранное

Верный ответ: 121221

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1797.

1853. Установите соответствие между организмами и их трофическим уровнем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) заяц-беляк
Б) гриб мукор
В) трутовый гриб
Г) бактерия сенная палочка
Д) клевер луговой
Е) цианобактерии

1) продуцент
2) консумент
3) редуцент

Добавить в избранное

Верный ответ: 232311

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1853.

1881. Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) клевер и клубеньковые бактерии
Б) актиния и рак-отшельник
В) подберёзовик и берёза
Г) аскарида и человек
Д) головня и пшеница
Е) малярийный плазмодий и комар

1) паразит–хозяин
2) симбиоз

Добавить в избранное

Верный ответ: 222111

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1881.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

3.Биогеоценозы характеризуются:

сложными пищевыми цепями

простыми пищевыми цепями

отсутствием видового разнообразия

наличием естественного отбора

зависимостью от деятельности человека

4.В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют

шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы

личинки насекомых, дождевые черви

5. В природной экосистеме, в отличии от искусственной

длинные цепи питания

продуценты изымаются из круговорота

небольшое число видов

замкнутый круговорот веществ

используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

6.Биогеоценоз пресного водоема характеризуется

наибольшим разнообразием видов в прибрежной зоне

наличием цветковых растений на мелководье

малым разнообразием видов

замкнутым круговоротом веществ

7. Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений.

ПАРЫ ЖИВОТНЫХ

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

черный коршун – лесная полевка

таежный клещ – лесная мышь

бычий цепень – копытное животное

8.Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА

КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ

9.Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ЭКОСИСТЕМ

преобладают растения одного вида

обитает большое разнообразие видов

осуществляется саморегуляция численности популяций

круговорот веществ незамкнутый

большую роль играет антропогенный фактор

пищевые цепи длинные

10.Установите последовательность этапов зарастания озера и превращения его в болото.

изменение растительности и животного мира биоценоза

образование стоячего водоёма и уменьшение кислорода в воде

образование большого количества ила

11.Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.

образование в клетках растений глюкозы

поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза

образование углекислого газа в процессе дыхания

использование органических веществ в процессе питания

образование крахмала в клетках растений

1.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

2.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

3.Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

4.Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

5.Cоставьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

1.Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, – это действие фактора

2.Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору

3.Какой биотический фактор может ограничивать численность зелёного кузнечика?

широкое распространение клевера лугового

увеличение численности кротов

присутствие травяных лягушек

массовое размножение тлей

4.Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание?

5.Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции

организмы нормально функционируют

повышается приспособленность особей

снижается жизнеспособность особей

возникает экологическая изоляция

6.Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне –

7.Внешние факторы, в совокупности воздействующие на организм, называют

8.Конкуренция в экосистеме существует между

дубом и березой

елью и черникой

елью и ландышем

дубом и белым грибом

9.Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, – пример

10.Что способствовало процветанию сумчатых в Австралии?

отсутствие хищных птиц

распространение примитивных хордовых животных

отсутствие плацентарных млекопитающих

11.Хищное растение росянка круглолистная наряду с фотосинтезом питается насекомыми в связи с тем, что она получает из них

12.Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют

13.Биологический круговорот в биосфере обеспечивается

интенсивностью размножения продуцентов

приспособлением организмов к условиям жизни

перемещением веществ в трофических цепях

борьбой за существование

14.Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере,

участвуют в формировании озонового экрана

разлагают органические вещества до неорганических

способствуют образованию известняков

нейтрализуют радиоактивные вещества в почве

15.Основной причиной неустойчивости экосистем является

колебание температуры среды

недостаток пищевых ресурсов

несбалансированность круговорота веществ

повышенная численность некоторых видов

16.В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойных из-за

неблагоприятных погодных условий

сильного загрязнения почвы и воздуха

наличия у них листьев-иголочек

17.В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы

разрушают органические вещества до неорганических

синтезируют белки из неорганических веществ

усваивают молекулярный азот

выделяют молекулярный кислород

18.У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

носит случайный характер

зависит от климатических условий

носит ритмичный характер

19.Агроценоз отличается от биогеоценоза

низкой продуктивностью организмов-производителей

отсутствием разрушителей органических веществ

отсутствием потребителей органических веществ

использованием других видов энергии, кроме солнечной

20.К агроценозам относят

луговое клеверное сообщество

поле с горохом посевным

луговое злаковое сообщество

21.Агроэкосистеме пшеничного поля свойственны короткие цепи питания, так как в ней

преобладает один вид продуцентов

высокая численность редуцентов

большое разнообразие продуцентов

22.В экосистеме озера к консументам относят

рыб и земноводных

водоросли и цветковые растения

23.Определите верно составленную пищевую цепь.

ястреб  дрозд  гусеница  крапива

крапива  дрозд  гусеница  ястреб

гусеница  крапива  дрозд  ястреб

крапива  гусеница  дрозд  ястреб

24.Первоисточником энергии для биосферы является

гамма- и рентгеновское космическое излучение

термоядерный синтез в глубинах Земли

живое вещество биосферы

световая энергия Солнца

25.Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется

разнообразием её видового состава

конкуренцией между организмами

закономерностями наследственности и изменчивости организмов

26.Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме

потребляют готовые органические вещества

разлагают органические вещества до минеральных

разлагают минеральные вещества

создают органические вещества из неорганических

27.В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты, в отличие от продуцентов,

участвуют в образовании органических веществ из неорганических

используют солнечный свет для синтеза питательных веществ

разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию

поглощают углекислый газ и кислород

28.В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как

они крупнее хищников

в их организмах заключено меньше энергии, чем в организмах хищников

их численность ниже, чем численность хищников

потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90 %

29.Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

изменение газового состава атмосферы

создание человеком очистных сооружений

увеличение площади агроценозов

биологический круговорот веществ

30.Грибы, включаясь в круговорот веществ в биосфере,

разлагают мертвые органические остатки

уменьшают запасы неорганического углерода

участвуют в первичном синтезе органических веществ

участвуют в накоплении кислорода в атмосфере

31.Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они

аккумулируют солнечную энергию

поглощают из окружающей среды минеральные вещества

поглощают из окружающей среды углекислый газ

32.Большое число видов в экосистеме, наличие разветвленных сетей питания, ярусность – это признаки

устойчивого развития экосистемы

перехода устойчивой экосистемы в неустойчивую

неустойчивого состояния экосистемы

смены одной экосистемы другой

33.С целью защиты окружающей среды от загрязнения

создают ботанические сады

создают национальные парки

ограничивают добычу биологических ресурсов

внедряют малоотходные и безотходные технологии

34.В процессе круговорота веществ содержащаяся в органических веществах энергия освобождается в результате

35.Графическое изображение соотношения продуцентов, консументов и редуцентов в цепях питания, называют

1.В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся

2.В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

березами и елями

березами и грибами-трутовиками

тлями и муравьями

ежами и насекомоядными птицами

березами и подберезовиками

черемухой и опыляющими ее мухами

3.Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности

4.Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на

сохранение и восстановление численности отдельных видов

сокращение численности хищников в экосистемах

сохранение видового разнообразия

предотвращение загрязнения окружающей среды

внедрение новых видов в экосистемы

5. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу

более плодородная почва

более длинные и разветвленные цепи питания

есть продуценты, консументы и редуценты

замкнутый круговорот веществ

сложные пищевые сети

6.В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

сокращении численности деревьев в результате вырубки

ограничении численности растительноядных животных хищниками

гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей

зависимости численности белок от урожая желудей

полном уничтожении волками популяции кабанов

ограничении роста численности мышей хищниками

7.Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

постоянство газового состава атмосферы

изменение толщины озонового экрана

изменение влажности воздуха

изменение численности консументов

изменение численности продуцентов

увеличение численности паразитов

8.Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений.

ПАРЫ ЖИВОТНЫХ

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

черный коршун – лесная полевка

таежный клещ – лесная мышь

бычий цепень – копытное животное

9.Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

10.Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).

заселение лишайниками голых скал

формирование устойчивого сообщества

прорастание семян травянистых растений

заселение территории мхами

11. Установите последовательность возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей.

бурное размножение одноклеточных водорослей и цианобактерий

увеличение концентрации минеральных веществ в воде

массовая гибель рыб и других организмов

снижение содержания кислорода в воде

отмирание и гниение одноклеточных организмов

1.Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

2.Бе́лки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

3. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?

4.Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

5. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.

Читайте также: