Главный санитарный врач борьба с туберкулезом

Обновлено: 24.04.2024

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 декабря 2007 года N 93

Об усилении мероприятий по борьбе
с туберкулезом в Российской Федерации

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 22.01.2008 N 01/425-АБ.
______________________________________________________________

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по туберкулезу и эффективность проводимых организационных и практических мероприятий по снижению заболеваемости этой инфекцией, установил, что в работе по предупреждению возникновения и распространения заболеваний имеют место серьезные недостатки.

За последние пять лет заболеваемость впервые выявленным активным туберкулезом стабилизировалась на высоком уровне: в 2006 году показатель в целом по стране составил 82,4 на 100 тыс. населения, в Сибирском федеральном округе - 131,6; Дальневосточном - 127,8; Калининградской, Смоленской, Волгоградской, Оренбургской, Курганской областях, Республике Калмыкия, Пермском крае - 100,3-37,5 на 100 тыс. населения.

Среди детского населения в 2006 году заболеваемость туберкулезом составила 16,1 на 100 тыс. детей. Особенно неблагополучное положение сложилось в Калининградской, Магаданской областях, республиках Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, где заболеваемость детей в значительной мере определяет высокий уровень заболеваемости населения в целом.

Высокой остается смертность от туберкулеза. В 2006 году она составила 19,5 на 100 тыс. населения, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах - 33,0-37,0. Около 80% от общего числа летальных исходов от инфекционных заболеваний приходится на долю туберкулеза.

Такое положение в значительной мере является следствием несоблюдения во многих субъектах Российской Федерации законодательства в области предупреждения распространения туберкулеза.

Отмечается низкий охват населения профилактическими осмотрами. В 2006 году было обследовано лишь 61,5% от подлежащего осмотрам взрослого населения, а в Приморском, Красноярском краях, Брянской, Калужской, Архангельской, Псковской, Тульской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской, Иркутской, Томской областях, республиках Карелия, Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике - от 23,4 до 49%.

Значительная часть населения в стране не обследуется в течение двух и более лет. Неудовлетворительно осуществляются мероприятия по обследованию асоциальных слоев населения. По данным Федеральной службы исполнения наказаний ежегодно в учреждения пенитенциарной системы попадает 20-22 тысячи ранее не выявленных больных туберкулезом, которые не обращались к врачам и не состояли на диспансерном учете.

В недостаточном объеме осуществляется работа по раннему выявлению заболевания туберкулезом среди детей и подростков.

В 12 субъектах Российской Федерации в 2006 году методом туберкулинодиагностики обследовано менее 90% детского населения. У многих детей не проводится последующее дополнительное обследование фтизиатрами, что снижает эффективность туберкулинодиагностики как метода раннего выявления туберкулеза. В Белгородской, Калужской, Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Иркутской, Томской, Камчатской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Карелия, Приморском крае охват профилактическими осмотрами подростков не превышает 52-69%.

Серьезные недостатки имеют место в диагностике туберкулеза. Нередко при обращении больных в связи с заболеванием этой инфекцией им выставляют другие диагнозы, выявляются случаи пропуска врачами подозрительных на заболевание туберкулезом флюорографических снимков.

В результате неудовлетворительной работы по раннему выявлению больных, ошибок в диагностике туберкулеза, в том числе у детей и подростков, возрастает количество тяжелых и распространенных форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих.

В недостаточном объеме проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции.

В 2006 году в целом по Российской Федерации госпитализировано только 82,8% больных активным туберкулезом, изолировано детей из очагов туберкулезной инфекции не более 76%.

Дополнительную жилую площадь получили лишь 7,4% больных заразными формами туберкулеза, условия проживания и состав семьи которых не позволяют организовать проживание туберкулезного больного в отдельной комнате.

Имеются недостатки в организации и проведении диспансерного наблюдения контактных в очагах туберкулезной инфекции. В 2006 году наблюдались не регулярно 17,2% контактных, 5,2% - вообще не наблюдались.

Профилактическое лечение в очагах туберкулезной инфекции в 2006 году в среднем по стране не получали 5,5% контактных детей, 8,4% подростков, 15,1% взрослых, а в Амурской, Брянской, Калининградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Нижегородской, Пензенской областях и Республике Хакасия - 23-85% лиц, проживающих в очагах туберкулезной инфекции.

Заключительная дезинфекция проведена только в 87% очагов, с применением камерного метода - в 56%.

Особенно низкие показатели проведения заключительной дезинфекции - не более 34% - в республиках Алтай, Бурятия, Карелия, Удмуртской Республике, г.Санкт-Петербурге, Иркутской, Ленинградской, Костромской, Орловской, Омской, Томской и ряде других областей.

В результате указанных недостатков в проведении профилактических мероприятий значительная часть бытовых очагов туберкулеза остается чрезвычайно опасным источником этой инфекции для населения и, в первую очередь, для лиц, проживающих совместно с больными. Заболеваемость контактных в очагах туберкулезной инфекции в 10 раз превышает заболеваемость населения в целом и составила в 2006 году 783 на 100 тыс. контактных.

Положение усугубляется тем, что только в 9% фтизиатрических стационаров противотуберкулезная помощь осуществляется в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В настоящее время 60% фтизиатрических учреждений нуждаются в капитальном ремонте, в 21% - отсутствует подводка горячей и (или) холодной воды, 11% - не канализованы. В половине противотуберкулезных стационаров не решена проблема очистки сточных вод.

Большинство противотуберкулезных стационаров не имеют необходимого набора помещений и площадей, что не позволяет организовать даже изоляцию больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.

В 65% учреждений занижена площадь на 1 койку, при этом дефицит туберкулезных коек отмечается во Владимирской, Воронежской, Курской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Калининградской, Мурманской областях, республиках Коми, Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, в большинстве субъектов Российской Федерации Приволжского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.

В 42% стационаров отмечается недостаток и изношенность медицинского оборудования. Пятая часть всех фтизиатрических стационаров не обеспечена достаточным количеством белья и постельных принадлежностей.

Отмечаются перебои в поставках и недостаток лекарственных препаратов для лечения туберкулеза.

Во многих противотуберкулезных учреждениях не решены вопросы создания надлежащих условий труда медицинского персонала, нарушаются сроки прохождения медицинских осмотров сотрудниками. По этим причинам заболеваемость туберкулезом работников фтизиатрических учреждений в среднем по стране в 4,5 раза превышает заболеваемость населения, достигая 1300-2500 на 100 тыс. данной профессиональной группы.

В субъектах Российской Федерации не решены вопросы организации лечения туберкулеза у лиц, относящихся к социально-дезадаптированным слоям населения, освободившимся из учреждений пенитенциарной системы. Ежегодно после освобождения из мест лишения свободы половина больных туберкулезом не встают на диспансерный учет. Эти лица представляют собой постоянный источник туберкулезной инфекции, нередко ее лекарственно-устойчивых форм, лишая окружающих их людей права на безопасную среду обитания.

В целях усиления мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации и в соответствии со ст.51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14 ст.1650; 2003, N 2, ст.167; 2006, N 52, ст.5498), Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 26, ст.2581; 2004, N 35, ст.3607)

1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопрос о состоянии заболеваемости населения туберкулезом и эффективности проводимых мероприятий по борьбе с туберкулезом.

1.2. Внести необходимые коррективы в территориальные программы по борьбе с туберкулезом, предусмотрев в первую очередь выделение ассигнований на закупку диагностического оборудования и средств, лекарственных препаратов для лечения больных, улучшение материальной базы фтизиатрических учреждений, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

1.3. Обеспечить в полном объеме финансирование территориальных программ по борьбе с туберкулезом и их реализацию.

1.4. Обеспечить действенную работу территориальных межведомственных комиссий по борьбе с туберкулезом.

1.5. Организовать совместную работу заинтересованных ведомств в проведении профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом среди социально-неблагополучных слоев населения.

1.6. Обязать руководителей учреждений всех форм собственности обеспечить 100%-е своевременное профилактическое обследование сотрудников учреждений на туберкулез.

1.7. Повысить ответственность руководителей муниципальных образований по организации полного охвата флюорографическим обследованием населения.

2. Федеральному агентству по промышленности рекомендовать рассмотреть вопрос о формировании НИР "Разработка лекарственных средств для терапии мультирезистентного туберкулеза".

3. Руководителям высших и средних учебных учреждений медицинского профиля, руководителям учебных учреждений постдипломного образования рекомендовать принять меры по улучшению подготовки учащихся по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Проанализировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу и эффективность противотуберкулезных мероприятий, представить предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления по внесению корректив в территориальные программы по борьбе с туберкулезом.

4.2. Принять дополнительные меры по обеспечению в полном объеме обследования детей и подростков в целях раннего выявления туберкулеза.

4.3. Принять меры по улучшению противоэпидемической работы в очагах туберкулезной инфекции.

4.4. Организовать систематическое проведение санитарно-просветительной работы с населением, в том числе с привлечением средств массовой информации, в целях повышения информированности его об опасности и последствиях заражения туберкулезом, мерах личной и общественной профилактики этой инфекции.

5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

5.2. Потребовать от руководителей противотуберкулезных учреждений неукоснительного выполнения требований санитарного законодательства в части соблюдения санитарных норм и правил, противоэпидемического режима.

5.3. Осуществить мероприятия по улучшению подготовки медицинских работников общей лечебной сети по диагностике и профилактике туберкулеза.

5.4. Принять дополнительные меры по обеспечению диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий в отношении контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, а также лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом.

6. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1. Повысить эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части предупреждения распространения туберкулеза.

6.2. Принять меры по обеспечению взаимодействия и координации деятельности заинтересованных ведомств по выявлению и изоляции мигрантов - больных туберкулезом, проведению профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции по месту их временного проживания, а также по выявлению и лечению больных туберкулезом, освободившихся из учреждений пенитенциарной системы.

6.3. О проделанной работе доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.12.2008.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень нормативных и
методических документов
Госсанэпиднадзора,
выпуск 1, март, 2008 год

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 декабря 2007 года N 93

Об усилении мероприятий по борьбе
с туберкулезом в Российской Федерации

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 22.01.2008 N 01/425-АБ.
______________________________________________________________

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по туберкулезу и эффективность проводимых организационных и практических мероприятий по снижению заболеваемости этой инфекцией, установил, что в работе по предупреждению возникновения и распространения заболеваний имеют место серьезные недостатки.

За последние пять лет заболеваемость впервые выявленным активным туберкулезом стабилизировалась на высоком уровне: в 2006 году показатель в целом по стране составил 82,4 на 100 тыс. населения, в Сибирском федеральном округе - 131,6; Дальневосточном - 127,8; Калининградской, Смоленской, Волгоградской, Оренбургской, Курганской областях, Республике Калмыкия, Пермском крае - 100,3-37,5 на 100 тыс. населения.

Среди детского населения в 2006 году заболеваемость туберкулезом составила 16,1 на 100 тыс. детей. Особенно неблагополучное положение сложилось в Калининградской, Магаданской областях, республиках Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, где заболеваемость детей в значительной мере определяет высокий уровень заболеваемости населения в целом.

Высокой остается смертность от туберкулеза. В 2006 году она составила 19,5 на 100 тыс. населения, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах - 33,0-37,0. Около 80% от общего числа летальных исходов от инфекционных заболеваний приходится на долю туберкулеза.

Такое положение в значительной мере является следствием несоблюдения во многих субъектах Российской Федерации законодательства в области предупреждения распространения туберкулеза.

Отмечается низкий охват населения профилактическими осмотрами. В 2006 году было обследовано лишь 61,5% от подлежащего осмотрам взрослого населения, а в Приморском, Красноярском краях, Брянской, Калужской, Архангельской, Псковской, Тульской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской, Иркутской, Томской областях, республиках Карелия, Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике - от 23,4 до 49%.

Значительная часть населения в стране не обследуется в течение двух и более лет. Неудовлетворительно осуществляются мероприятия по обследованию асоциальных слоев населения. По данным Федеральной службы исполнения наказаний ежегодно в учреждения пенитенциарной системы попадает 20-22 тысячи ранее не выявленных больных туберкулезом, которые не обращались к врачам и не состояли на диспансерном учете.

В недостаточном объеме осуществляется работа по раннему выявлению заболевания туберкулезом среди детей и подростков.

В 12 субъектах Российской Федерации в 2006 году методом туберкулинодиагностики обследовано менее 90% детского населения. У многих детей не проводится последующее дополнительное обследование фтизиатрами, что снижает эффективность туберкулинодиагностики как метода раннего выявления туберкулеза. В Белгородской, Калужской, Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Иркутской, Томской, Камчатской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Карелия, Приморском крае охват профилактическими осмотрами подростков не превышает 52-69%.

Серьезные недостатки имеют место в диагностике туберкулеза. Нередко при обращении больных в связи с заболеванием этой инфекцией им выставляют другие диагнозы, выявляются случаи пропуска врачами подозрительных на заболевание туберкулезом флюорографических снимков.

В результате неудовлетворительной работы по раннему выявлению больных, ошибок в диагностике туберкулеза, в том числе у детей и подростков, возрастает количество тяжелых и распространенных форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих.

В недостаточном объеме проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции.

В 2006 году в целом по Российской Федерации госпитализировано только 82,8% больных активным туберкулезом, изолировано детей из очагов туберкулезной инфекции не более 76%.

Дополнительную жилую площадь получили лишь 7,4% больных заразными формами туберкулеза, условия проживания и состав семьи которых не позволяют организовать проживание туберкулезного больного в отдельной комнате.

Имеются недостатки в организации и проведении диспансерного наблюдения контактных в очагах туберкулезной инфекции. В 2006 году наблюдались не регулярно 17,2% контактных, 5,2% - вообще не наблюдались.

Профилактическое лечение в очагах туберкулезной инфекции в 2006 году в среднем по стране не получали 5,5% контактных детей, 8,4% подростков, 15,1% взрослых, а в Амурской, Брянской, Калининградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Нижегородской, Пензенской областях и Республике Хакасия - 23-85% лиц, проживающих в очагах туберкулезной инфекции.

Заключительная дезинфекция проведена только в 87% очагов, с применением камерного метода - в 56%.

Особенно низкие показатели проведения заключительной дезинфекции - не более 34% - в республиках Алтай, Бурятия, Карелия, Удмуртской Республике, г.Санкт-Петербурге, Иркутской, Ленинградской, Костромской, Орловской, Омской, Томской и ряде других областей.

В результате указанных недостатков в проведении профилактических мероприятий значительная часть бытовых очагов туберкулеза остается чрезвычайно опасным источником этой инфекции для населения и, в первую очередь, для лиц, проживающих совместно с больными. Заболеваемость контактных в очагах туберкулезной инфекции в 10 раз превышает заболеваемость населения в целом и составила в 2006 году 783 на 100 тыс. контактных.

Положение усугубляется тем, что только в 9% фтизиатрических стационаров противотуберкулезная помощь осуществляется в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В настоящее время 60% фтизиатрических учреждений нуждаются в капитальном ремонте, в 21% - отсутствует подводка горячей и (или) холодной воды, 11% - не канализованы. В половине противотуберкулезных стационаров не решена проблема очистки сточных вод.

Большинство противотуберкулезных стационаров не имеют необходимого набора помещений и площадей, что не позволяет организовать даже изоляцию больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.

В 65% учреждений занижена площадь на 1 койку, при этом дефицит туберкулезных коек отмечается во Владимирской, Воронежской, Курской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Калининградской, Мурманской областях, республиках Коми, Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, в большинстве субъектов Российской Федерации Приволжского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.

В 42% стационаров отмечается недостаток и изношенность медицинского оборудования. Пятая часть всех фтизиатрических стационаров не обеспечена достаточным количеством белья и постельных принадлежностей.

Отмечаются перебои в поставках и недостаток лекарственных препаратов для лечения туберкулеза.

Во многих противотуберкулезных учреждениях не решены вопросы создания надлежащих условий труда медицинского персонала, нарушаются сроки прохождения медицинских осмотров сотрудниками. По этим причинам заболеваемость туберкулезом работников фтизиатрических учреждений в среднем по стране в 4,5 раза превышает заболеваемость населения, достигая 1300-2500 на 100 тыс. данной профессиональной группы.

В субъектах Российской Федерации не решены вопросы организации лечения туберкулеза у лиц, относящихся к социально-дезадаптированным слоям населения, освободившимся из учреждений пенитенциарной системы. Ежегодно после освобождения из мест лишения свободы половина больных туберкулезом не встают на диспансерный учет. Эти лица представляют собой постоянный источник туберкулезной инфекции, нередко ее лекарственно-устойчивых форм, лишая окружающих их людей права на безопасную среду обитания.

В целях усиления мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации и в соответствии со ст.51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14 ст.1650; 2003, N 2, ст.167; 2006, N 52, ст.5498), Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 26, ст.2581; 2004, N 35, ст.3607)

1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопрос о состоянии заболеваемости населения туберкулезом и эффективности проводимых мероприятий по борьбе с туберкулезом.

1.2. Внести необходимые коррективы в территориальные программы по борьбе с туберкулезом, предусмотрев в первую очередь выделение ассигнований на закупку диагностического оборудования и средств, лекарственных препаратов для лечения больных, улучшение материальной базы фтизиатрических учреждений, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

1.3. Обеспечить в полном объеме финансирование территориальных программ по борьбе с туберкулезом и их реализацию.

1.4. Обеспечить действенную работу территориальных межведомственных комиссий по борьбе с туберкулезом.

1.5. Организовать совместную работу заинтересованных ведомств в проведении профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом среди социально-неблагополучных слоев населения.

1.6. Обязать руководителей учреждений всех форм собственности обеспечить 100%-е своевременное профилактическое обследование сотрудников учреждений на туберкулез.

1.7. Повысить ответственность руководителей муниципальных образований по организации полного охвата флюорографическим обследованием населения.

2. Федеральному агентству по промышленности рекомендовать рассмотреть вопрос о формировании НИР "Разработка лекарственных средств для терапии мультирезистентного туберкулеза".

3. Руководителям высших и средних учебных учреждений медицинского профиля, руководителям учебных учреждений постдипломного образования рекомендовать принять меры по улучшению подготовки учащихся по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Проанализировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу и эффективность противотуберкулезных мероприятий, представить предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления по внесению корректив в территориальные программы по борьбе с туберкулезом.

4.2. Принять дополнительные меры по обеспечению в полном объеме обследования детей и подростков в целях раннего выявления туберкулеза.

4.3. Принять меры по улучшению противоэпидемической работы в очагах туберкулезной инфекции.

4.4. Организовать систематическое проведение санитарно-просветительной работы с населением, в том числе с привлечением средств массовой информации, в целях повышения информированности его об опасности и последствиях заражения туберкулезом, мерах личной и общественной профилактики этой инфекции.

5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

5.2. Потребовать от руководителей противотуберкулезных учреждений неукоснительного выполнения требований санитарного законодательства в части соблюдения санитарных норм и правил, противоэпидемического режима.

5.3. Осуществить мероприятия по улучшению подготовки медицинских работников общей лечебной сети по диагностике и профилактике туберкулеза.

5.4. Принять дополнительные меры по обеспечению диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий в отношении контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, а также лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом.

6. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1. Повысить эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части предупреждения распространения туберкулеза.

6.2. Принять меры по обеспечению взаимодействия и координации деятельности заинтересованных ведомств по выявлению и изоляции мигрантов - больных туберкулезом, проведению профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции по месту их временного проживания, а также по выявлению и лечению больных туберкулезом, освободившихся из учреждений пенитенциарной системы.

6.3. О проделанной работе доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.12.2008.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень нормативных и
методических документов
Госсанэпиднадзора,
выпуск 1, март, 2008 год

от 22 октября 2013 года N 60

(с изменениями на 14 сентября 2020 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2021 года новых СанПиН 3.3686-21
"Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (раздел VIII), утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

Срок действия настоящего документа - до 1 января 2021 года - см. пункт 3 настоящего документа.

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2021 года.

Дополнительно см. ярлык "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.I), ст.4563, 4590, 4591, 4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.I), ст.4079) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" (приложение).

3. Настоящее постановление действует до 1 января 2021 года.

Приложение

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13

(с изменениями на 14 сентября 2020 года)

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.

1.4. Организационно-методическое руководство по планированию, организации и проведению мероприятий по профилактике туберкулеза осуществляется медицинскими противотуберкулезными организациями.

1.5. Проведение мероприятий по профилактике туберкулеза, утверждение региональных планов и контроль их выполнения на территории осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан совместно с заинтересованными органами государственной власти, органами управления здравоохранением муниципальных образований, медицинскими организациями.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

II. Общие положения

2.1. Туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым микобактериями туберкулезного комплекса (Mycobacterium tuberculosis complex-MTBC), преимущественно Mycobactrium tuberculsis.

2.2. Возбудители туберкулеза сохраняют свою жизнеспособность в сухом состоянии до 3 лет, при нагревании выдерживают температуру выше 80°С (микобактерии туберкулеза, находящиеся в мокроте, выживают при кипячении в пределах 5 минут, устойчивы к органическим и неорганическим кислотам, щелочам, многим окислителям, проявляют устойчивость к воздействию спиртов, ацетона, четвертичных аммониевых соединений (ЧАС), нечувствительны к рассеянному солнечному свету.

2.3. Источником инфекции являются больные активной формой туберкулеза люди и животные (крупный рогатый скот, козы, собаки). Эпидемиологически наиболее опасными являются больные туберкулезом легких с наличием бактериовыделения и/или с деструктивными процессами в легких.

Резервуар туберкулезной инфекции - больные туберкулезом и инфицированные микобактерией туберкулеза люди, животные и птицы.

2.4. Основным механизмом передачи возбудителя инфекции является воздушно-капельный (аэрозольный). Возможны также воздушно-пылевой, контактный, алиментарный, вертикальный механизмы передачи.

Основным фактором передачи возбудителя туберкулезной инфекции является воздушная среда. Факторами передачи инфекции могут также являться инфицированные материалы от больных, контаминированные возбудителем объекты внешней среды.

2.5. Отсутствие вакцинации против туберкулеза повышает риск развития заболевания при первичном инфицировании.

2.6. Места пребывания больного туберкулезом вместе с окружающими его людьми и предметами внешней среды в тех пределах пространства, в которых возможно возникновение новых заражений и заболеваний (очаги туберкулеза) различны по эпидемиологической опасности и в зависимости от степени риска возникновения новых случаев в очаге разделяются на 5 групп:

I группа - очаги с высоким риском заражения туберкулезом, отягощенные неблагоприятными факторами - социально отягощенные очаги. К этой группе относятся очаги, сформированные больными туберкулезом органов дыхания, выделяющими микобактерии туберкулеза, при сочетании в очаге всех или части следующих неблагоприятных факторов:

- проживание в очаге детей и подростков, лиц с иммунодефицитными заболеваниями;

- тяжелые бытовые условия, отсутствие возможности выделения отдельного помещения для проживания больного;

- нарушения противоэпидемического режима, нарушение больным правил личной гигиены.

Для обеспечения эффективности противоэпидемических и профилактических мероприятий определяются границы таких очагов. В территорию очага включаются квартира, в которой проживает больной туберкулезом органов дыхания с обильным выделением возбудителя туберкулеза, лестничная клетка, подъезд дома и группа близлежащих домов, объединенных общим двором.

II группа - очаги туберкулеза с высоким риском заражения в очаге, социально благополучные.

К этой группе относятся очаги, в которых проживают больные туберкулезом органов дыхания, выделяющие микобактерии туберкулеза, но проживающие в отдельных квартирах без детей и подростков, где больной соблюдает санитарно-гигиенический режим, выполняются мероприятия по текущей дезинфекции.

III группа - очаги туберкулеза с риском заражения в очаге:

- очаги, где проживают больные активным туберкулезом органов дыхания без установленного при принятии на учет выделения микобактерии, но проживающие с детьми и подростками;

- очаги, сформированные больными с внелегочными локализациями туберкулеза с выделением микобактерии туберкулеза и без выделения микобактерии с наличием язв и свищей.

IV группа - очаги с потенциальным риском заражения туберкулезом:

- очаги, в которых у больных активным туберкулезом органов дыхания установлено прекращение выделения микобактерии туберкулеза в результате лечения (условные бактериовыделители), проживающие без детей и подростков и не имеющие отягощающих факторов;

- очаги, где больной, выделяющий микобактерии, выбыл;

- очаги, где больной, выделяющий микобактерии, умер.

V группа - очаги туберкулеза зоонозного происхождения.

2.7. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу осложняется при нарастании в этиологической структуре доли лекарственно-устойчивых форм М. tuberculsis, распространением ВИЧ-инфекции.

III. Выявление больных туберкулезом

3.1. Выявление больных туберкулезом осуществляется врачами всех специальностей, средними медицинскими работниками медицинских и оздоровительных организаций.

3.2. При подозрении на туберкулез в медицинских организациях проводится обследование заболевшего в установленном объеме в целях уточнения диагноза.

3.3. При обнаружении во время обследования пациента признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, в целях постановки окончательного диагноза он направляется в специализированную медицинскую организацию по профилю "фтизиатрия" по месту жительства.

Медицинский работник, оформляющий направление, информирует пациента об обязанности явиться на обследование в противотуберкулезную медицинскую организацию в течение 10 рабочих дней с момента получения направления и делает отметку в медицинской документации пациента о его информировании.

Лица с подозрением на туберкулез, получившие направление медицинского работника в профильную лечебно-профилактическую медицинскую организацию (диспансер противотуберкулезный; специализированную больницу туберкулезную, в том числе детскую) (далее - медицинская противотуберкулезная организация), обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения указанного направления явиться на обследование в медицинскую противотуберкулезную организацию в целях уточнения диагноза. Посещение медицинской противотуберкулезной организации детьми, получившими направление медицинского работника в указанную организацию в связи с подозрением на туберкулез для обследования в целях уточнения диагноза, в срок, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, должны обеспечивать их родители или иные законные представители.

3.4. Контроль проведения своевременного и полного обследования пациента осуществляется специалистом и врачом-фтизиатром специализированной медицинской организации.

3.5. Лица без определенного места жительства при подозрении на заболевание туберкулезом госпитализируются в противотуберкулезную медицинскую организацию для обследования и лечения.

3.6. По завершению обследования пациента противотуберкулезная медицинская организация в течение 3 рабочих дней информирует медицинскую организацию, направившую больного на обследование, о результатах обследования и окончательном диагнозе.

В случае подтверждения диагноза "туберкулез" противотуберкулезная медицинская организация, установившая диагноз, информирует органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.7. Медицинские противотуберкулезные организации ежегодно предоставляют списки лиц, больных туберкулезом, в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь по месту жительства.

3.8. Руководителями медицинских организаций ежемесячно организуется анализ работы функциональных подразделений лечебно-профилактической организации в части выявления туберкулеза в различных возрастных и социально-профессиональных группах, а также проводимой профилактической работы в данных подразделениях.

IV. Организация раннего выявления туберкулеза у взрослого населения

4.1. В целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Организация профилактических осмотров на туберкулез и контроль за их проведением осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

4.2. Профилактические медицинские осмотры проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.

4.3. При проведении профилактических медицинских осмотров используются методы, методики и технологии проведения медицинского обследования.

4.4. Медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 60 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год.

4.5. Планирование профилактических осмотров взрослого населения на туберкулез проводится медицинской организацией после уточнения численности населения, прикрепленного к медицинской организации (работающего и неработающего), его возрастного и профессионального состава, анализа данных индивидуальных учетных форм и медицинских документов, содержащих сведения о проведенном обследовании, картотеке.

Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

О заболеваемости туберкулезом

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в Российской Федерации ситуация по туберкулезу остается напряженной.

В 2007 году заболело 3372 ребенка в возрасте до 14 лет, показатель заболеваемости детского населения в среднем по стране составил 16,01 на 100 тыс. данной возрастной группы, что на уровне предыдущего года. Среди детей до года заболеваемость составляет 7,21 на 100 тыс. данной возрастной группы, 1-2 года - 15,51 на 100 тыс.; 3-6 лет - 22,56 на 100 тыс. данной возрастной группы. Эти данные свидетельствуют о значительном резервуаре инфекции среди населения.

Наиболее высокая заболеваемость туберкулезом среди детского населения регистрируется у подростков 15-17 лет: в среднем по стране показатель составил 33,5 на 100 тыс. Показатель заболеваемости подростков значительно превышает среднефедеральный в Калининградской (46,2), Кемеровской (67,5), Омской (53,0), Астраханской (70,1), Волгоградской (50,5), Ростовской (57,3), Курганской (59,4), Тюменской (59,2), Амурской (68,6) областях, республиках Адыгея (69,5), Калмыкия (99,3), Северная Осетия - Алания (52,1), Бурятия (69,2), Тыва (171,8), Приморском (84,8), Хабаровском (64,9) краях, Еврейской АО (102,4).

Среди всех впервые выявленных больных активным туберкулезом бациллярные больные в 2007 году составили 40% (47239 человек, показатель - 33,15 на 100 тыс.населения).

Показатель распространенности туберкулеза в 2006 году составлял 245,0 на 100 тыс., среди подростков - 45,5, детей - 21,9 на 100 тыс. данной возрастной группы.

В структуре смертности от инфекционных и паразитарных заболеваний доля умерших от туберкулеза составляет 85%.

Показатель смертности населения России от туберкулеза в 2007 году составил 18,1 на 100 тыс.населения, что ниже, чем в 2006 году, на 7%. Снижение показателя смертности произошло в значительной степени за счет больных туберкулезом, наблюдающихся в системе здравоохранения. По сравнению с 1990 годом (начало подъема заболеваемости) показатель смертности увеличился в 2,6 раза.

Обращает внимание большое число больных, умерших в течение года после выявления заболевания (4443 человека - 4,6% от всех впервые выявленных случаев заболевания), и больных, диагноз туберкулеза которым выставлен посмертно (2773 человека - 2,4%), что свидетельствует о недостатках в системе диагностики туберкулеза, позднем выявлении больных, способствующих распространению туберкулезной инфекции.

В ряде субъектов Российской Федерации эти показатели значительно выше: в Брянской области (8,1% и 3,2%), Костромской (8,2% и 2,8%), Московской (7,6% и 9,8%), Тверской (9,1% и 2,7%), Тульской (6,6% и 3,9%), республиках Карелия (9,3% и 4,0%), Адыгея (7,1% и 6,6%), Архангельской (9,8% и 3,8%), Вологодской (11,6% и 1,6%), Калининградской (7,0% и 7,2%), Ленинградской (9,5% и 4,2%), Мурманской (8,2% и 4,8%), Нижегородской (7,0% и 5,7%), Ульяновской (7,1% и 0,7%), Иркутской (6,8% и 4,7%), Кемеровской (7,4% и 2,9%), Сахалинской (4,3% и 6,0%) областях.

В 2008 году в субъектах Российской Федерации проводилась работа по реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.12.2007 N 93 "Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации". По информации, представленной управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в целом по стране отмечено улучшение финансирования региональных противотуберкулезных программ, что позволило несколько активизировать работы по совершенствованию материальной базы фтизиатрической службы, улучшить организацию и качество профилактических обследований населения в целях раннего выявления туберкулеза, работу в очагах туберкулезной инфекции.

Вместе с тем, в большинстве субъектов Российской Федерации финансирование противотуберкулезных мероприятий остается недостаточным. Сохраняется дефицит туберкулезных коек, перегруз фтизиатрических стационаров, несоответствие устройства фтизиатрических учреждений требованиям санитарного законодательства по набору и санитарно-техническому состоянию помещений, площадям, организации вентиляционных систем и др.

Отмечаются сравнительно низкие охваты профилактическими осмотрами населения сельских районов, удаленных муниципальных образований, что связано с отсутствием в ЛПУ муниципальных образований флюорографических установок, недостаточностью парка передвижных флюорографических установок, неудовлетворительной организацией профилактических обследований, особенно среди неработающего населения (Рязанская, Томская, Амурская области и др.).

Продолжают иметь место случаи ведения туберкулезных больных под другими диагнозами, даже при наличии характерных симптомов заболевания, что осложняет в дальнейшем лечение таких больных, способствует формированию очагов туберкулезной инфекции, как в стационарах, так и среди населения. Это свидетельствует об отсутствии настороженности медицинского персонала как общей лечебной сети, так и негосударственных медицинских учреждений.

В 2008 году проводилась определенная организационная работа по повышению охватов госпитализацией туберкулезных больных, однако эта проблема остается актуальной: сохраняется дефицит фтизиатрических коек, имеют место отказы заболевших от госпитализации, в том числе по причине неудовлетворительного санитарно-технического состояния профильных стационаров. В ряде субъектов Российской Федерации не отработан механизм осуществления принудительной госпитализации лиц, уклоняющихся от лечения.

Остаются проблемы проведения заключительной дезинфекции с камерной обработкой. В связи с имеющимся дефицитом и износом передвижных дезинфекционных установок не проводится камерная дезинфекция в 7 районах Кабардино-Балкарской Республики, 17 районах Рязанской области, в ряде городов и районов Иркутской, Омской, Томской, Кемеровской, Амурской областей, республик Алтай, Тыва, Бурятия и др. Не во всех субъектах Российской Федерации решены вопросы финансирования дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных болезней.

Распространению туберкулезной инфекции способствуют иностранные граждане и лица без гражданства, больные туберкулезом, въезжающие на территорию Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности. За 10 месяцев 2008 года среди 930 тыс. иностранных граждан, прошедших медицинское освидетельствование с целью получения разрешения на работу, выявлено более 3 тыс.человек, больных туберкулезом. Вместе с тем, по данным Федеральной миграционной службы, разрешение на работу за тот же период получили более 2 млн.человек.

Из числа выявленных больных туберкулезом иностранных граждан доля госпитализированных составила 17,4%, выехало за пределы страны всего 9%.

Такая ситуация свидетельствует о недостаточном взаимодействии заинтересованных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по данному вопросу и отсутствии должного контроля за исполнением миграционного законодательства.

В целом реализация постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.12.2007 N 93 "Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации в 2008 году позволила несколько повысить эффективность противотуберкулезных мероприятий, однако остаются факторы, способствующие возникновению и распространению заболеваемости населения туберкулезом, особенно в условиях экономического кризиса.

В целях стабилизации эпидемической ситуации, обеспечения эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора за туберкулезом и мероприятий по профилактике туберкулеза,

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Провести анализ заболеваемости населения туберкулезом и эффективности проводимых мероприятий по борьбе с туберкулезом.

1.2. При необходимости представить предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления о внесении корректив в региональные программы и планы по профилактике распространения туберкулеза.

1.3. Продолжить работу по улучшению материальной базы фтизиатрической службы.

1.4. Обеспечить выполнение требований санитарного законодательства в лечебно-профилактических учреждениях фтизиатрического профиля.

1.5. Продолжить работу по улучшению организации и проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях раннего выявления туберкулеза, обратив особое внимание на обследование жителей сельских и удаленных районов, лиц, не обследовавшихся более 2 лет.

1.6. Принять меры по повышению эффективности противотуберкулезных мероприятий в бытовых очагах туберкулезной инфекции.

1.7. Обеспечить улучшение подготовки медицинских работников общей лечебной сети, негосударственных медицинских учреждений по диагностике и профилактике туберкулеза.

1.8. Обеспечить совместную работу заинтересованных ведомств в проведении профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом среди социально-неблагополучных слоев населения.

1.9. Обеспечить проведение санитарно-просветительной работы с населением, в том числе с привлечением средств массовой информации, в целях улучшения информированности об опасности заражения туберкулезом, мерах личной и общественной профилактики этой инфекции.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить действенный контроль за выполнением законодательства по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации.

2.2. Принять меры по обеспечению взаимодействия заинтересованных ведомств по выявлению и изоляции мигрантов, больных туберкулезом.

2.3. О проделанной работе доложить в Роспотребнадзор к 01.02.2010.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 декабря 2007 г. № 93 “Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации”

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 декабря 2007 г. № 93 “Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации”

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по туберкулезу и эффективность проводимых организационных и практических мероприятий по снижению заболеваемости этой инфекцией, установил, что в работе по предупреждению возникновения и распространения заболеваний имеют место серьезные недостатки.

За последние пять лет заболеваемость впервые выявленным активным туберкулезом стабилизировалась на высоком уровне: в 2006 году показатель в целом по стране составил 82,4 на 100 тыс. населения, в Сибирском федеральном округе - 131,6; Дальневосточном - 127,8; Калининградской, Смоленской, Волгоградской, Оренбургской, Курганской областях, Республике Калмыкия, Пермском крае - 100,3 - 137,5 на 100 тыс. населения.

Среди детского населения в 2006 году заболеваемость туберкулезом составила 16,1 на 100 тыс. детей. Особенно неблагополучное положение сложилось в Калининградской, Магаданской областях, республиках Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, где заболеваемость детей в значительной мере определяет высокий уровень заболеваемости населения в целом.

Высокой остается смертность от туберкулеза. В 2006 году она составила 19,5 на 100 тыс. населения, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах - 33,0 - 37,0. Около 80% от общего числа летальных исходов от инфекционных заболеваний приходится на долю туберкулеза.

Такое положение в значительной мере является следствием несоблюдения во многих субъектах Российской Федерации законодательства в области предупреждения распространения туберкулеза.

Отмечается низкий охват населения профилактическими осмотрами. В 2006 году было обследовано лишь 61,5% от подлежащего осмотрам взрослого населения, а в Приморском, Красноярском краях, Брянской, Калужской, Архангельской, Псковской, Тульской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской, Иркутской, Томской областях, республиках Карелия, Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике - от 23,4 до 49%.

Значительная часть населения в стране не обследуется в течение двух и более лет. Неудовлетворительно осуществляются мероприятия по обследованию асоциальных слоев населения. По данным Федеральной службы исполнения наказаний ежегодно в учреждения пенитенциарной системы попадает 20-22 тысячи ранее не выявленных больных туберкулезом, которые не обращались к врачам и не состояли на диспансерном учете.

В недостаточном объеме осуществляется работа по раннему выявлению заболевания туберкулезом среди детей и подростков.

В 12 субъектах Российской Федерации в 2006 году методом туберкулинодиагностики обследовано менее 90% детского населения. У многих детей не проводится последующее дополнительное обследование фтизиатрами, что снижает эффективность туберкулинодиагностики, как метода раннего выявления туберкулеза. В Белгородской, Калужской, Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Иркутской, Томской, Камчатской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Карелия, Приморском крае охват профилактическими осмотрами подростков не превышает 52 - 69%.

Серьезные недостатки имеют место в диагностике туберкулеза. Нередко при обращении больных в связи с заболеванием этой инфекцией им выставляют другие диагнозы, выявляются случаи пропуска врачами подозрительных на заболевание туберкулезом флюорографических снимков.

В результате неудовлетворительной работы по раннему выявлению больных, ошибок в диагностике туберкулеза, в том числе у детей и подростков, возрастает количество тяжелых и распространенных форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих.

В недостаточном объеме проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции.

В 2006 году в целом по Российской Федерации госпитализировано только 82,8% больных активным туберкулезом, изолировано детей из очагов туберкулезной инфекции не более 76 %.

Дополнительную жилую площадь получили лишь 7,4% больных заразными формами туберкулеза, условия проживания и состав семьи которых не позволяют организовать проживание туберкулезного больного в отдельной комнате.

Имеются недостатки в организации и проведении диспансерного наблюдения контактных в очагах туберкулезной инфекции. В 2006 году наблюдались не регулярно 17,2% контактных, 5,2% - вообще не наблюдалось.

Профилактическое лечение в очагах туберкулезной инфекции в 2006 году в среднем по стране не получали 5,5% контактных детей, 8,4% подростков, 15,1% взрослых, а в Амурской, Брянской, Калининградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Нижегородской, Пензенской областях и Республике Хакасия - 23-85% лиц, проживающих в очагах туберкулезной инфекции.

Заключительная дезинфекция проведена только в 87% очагов, с применением камерного метода - в 56%.

Особенно низкие показатели проведения заключительной дезинфекции - не более 34% - в республиках Алтай, Бурятия, Карелия, Удмуртской Республике, г. Санкт-Петербурге, Иркутской, Ленинградской, Костромской, Орловской, Омской, Томской и ряде других областей.

В результате указанных недостатков в проведении профилактических мероприятий значительная часть бытовых очагов туберкулеза остается чрезвычайно опасным источником этой инфекции для населения и, в первую очередь, для лиц, проживающих совместно с больными. Заболеваемость контактных в очагах туберкулезной инфекции в 10 раз превышает заболеваемость населения в целом и составила в 2006 году 783 на 100 тыс. контактных.

Положение усугубляется тем, что только в 9% фтизиатрических стационаров противотуберкулезная помощь осуществляется в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В настоящее время 60% фтизиатрических учреждений нуждаются в капитальном ремонте, в 21% - отсутствует подводка горячей и (или) холодной воды, 11% - не канализованы. В половине противотуберкулезных стационаров не решена проблема очистки сточных вод.

Большинство противотуберкулезных стационаров не имеют необходимого набора помещений и площадей, что не позволяет организовать даже изоляцию больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.

В 65% учреждений занижена площадь на 1 койку, при этом дефицит туберкулезных коек отмечается во Владимирской, Воронежской, Курской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Калининградской, Мурманской областях, республиках Коми, Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, в большинстве субъектов Российской Федерации Приволжского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.

В 42% стационаров отмечается недостаток и изношенность медицинского оборудования. Пятая часть всех фтизиатрических стационаров не обеспечена достаточным количеством белья и постельных принадлежностей.

Отмечаются перебои в поставках и недостаток лекарственных препаратов для лечения туберкулеза.

Во многих противотуберкулезных учреждениях не решены вопросы создания надлежащих условий труда медицинского персонала, нарушаются сроки прохождения медицинских осмотров сотрудниками. По этим причинам заболеваемость туберкулезом работников фтизиатрических учреждений в среднем по стране в 4,5 раза превышает заболеваемость населения, достигая 1300- 2500 на 100 тыс. данной профессиональной группы.

В субъектах Российской Федерации не решены вопросы организации лечения туберкулеза у лиц, относящихся к социально-дезадаптированным слоям населения, освободившимся из учреждений пенитенциарной системы. Ежегодно после освобождения из мест лишения свободы половина больных туберкулезом не встают на диспансерный учет. Эти лица представляют собой постоянный источник туберкулезной инфекции, нередко ее лекарственно-устойчивых форм, лишая окружающих их людей права на безопасную среду обитания.

1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопрос о состоянии заболеваемости населения туберкулезом и эффективности проводимых мероприятий по борьбе с туберкулезом.

1.2. Внести необходимые коррективы в территориальные программы по борьбе с туберкулезом, предусмотрев в первую очередь выделение ассигнований на закупку диагностического оборудования и средств, лекарственных препаратов для лечения больных, улучшение материальной базы фтизиатрических учреждений, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

1.3. Обеспечить в полном объеме финансирование территориальных программ по борьбе с туберкулезом и их реализацию.

1.4. Обеспечить действенную работу территориальных межведомственных комиссий по борьбе с туберкулезом.

1.5. Организовать совместную работу заинтересованных ведомств в проведении профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом среди социально-неблагополучных слоев населения.

1.6. Обязать руководителей учреждений всех форм собственности обеспечить 100% своевременное профилактическое обследование сотрудников учреждений на туберкулез.

1.7. Повысить ответственность руководителей муниципальных образований по организации полного охвата флюорографическим обследованием населения.

3. Руководителям высших и средних учебных учреждений медицинского профиля, руководителям учебных учреждений постдипломного образования рекомендовать принять меры по улучшению подготовки учащихся по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Проанализировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу и эффективность противотуберкулезных мероприятий, представить предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления по внесению корректив в территориальные программы по борьбе с туберкулезом.

4.2. Принять дополнительные меры по обеспечению в полном объеме обследования детей и подростков в целях раннего выявления туберкулеза.

4.3. Принять меры по улучшению противоэпидемической работы в очагах туберкулезной инфекции.

4.4. Организовать систематическое проведение санитарно-просветительной работы с населением, в том числе с привлечением средств массовой информации, в целях повышения информированности его об опасности и последствиях заражения туберкулезом, мерах личной и общественной профилактики этой инфекции.

5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

5.2. Потребовать от руководителей противотуберкулезных учреждений неукоснительного выполнения требований санитарного законодательства в части соблюдения санитарных норм и правил, противоэпидемического режима.

5.3. Осуществить мероприятия по улучшению подготовки медицинских работников общей лечебной сети по диагностике и профилактике туберкулеза.

5.4. Принять дополнительные меры по обеспечению диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий в отношении контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, а также лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом.

6. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

6.1.Повысить эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части предупреждения распространения туберкулеза.

6.2. Принять меры по обеспечению взаимодействия и координации деятельности заинтересованных ведомств по выявлению и изоляции мигрантов - больных туберкулезом, проведению профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции по месту их временного проживания, а также по выявлению и лечению больных туберкулезом, освободившихся из учреждений пенитенциарной системы.

6.3. О проделанной работе доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.12.2008.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 декабря 2007 г. N 93 “Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации”

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: