Художник у которого были глисты

Обновлено: 27.03.2024

Паразитов часто обвиняют в пассивности. Дескать, они ничего не делают сами, а только все забирают у своих несчастных хозяев. Но это большое и неверное упрощение. На деле избравшему скользкую дорожку тотальной зависимости от другого приходится постоянно напрягаться, чтобы держать партнера под контролем. Управление жизнедеятельностью организма, как известно, осуществляет нервная система. Поэтому любой паразит стремится в первую очередь захватить власть над ней. Даже если у него самого нет ни малейшего намека на мозг.

Паразитам, как и всем остальным живым организмам, в первую очередь требуется энергия. Она приходит в виде пищи. А ее источником для паразита, даже если он растение, по определению служат другие организмы. Истинный (на языке науки — облигатный) паразит не может отделиться от своего хозяина без потери жизнеспособности, а если уж делает это, то обычно в особо устойчивой форме для расселения, имеющей крайне заторможенный метаболизм и не нуждающейся в пище.

Короче говоря, единственный источник еды для паразита — его хозяин. По этой причине убивать его быстро крайне нежелательно: во-первых, это автоматически делает запас ресурсов конечным, а во-вторых, умерший и гниющий хозяин отравляет самого паразита. Зато имеет смысл делать так, чтобы хозяин наращивал массу, звал знакомых, дабы они тоже (ничего такого не подозревая) инфицировались, и размножался с условием, что потомки паразита заселятся в его детей.

Медлительные и недовольные

Один из наиболее известных, распространенных и относительно безобидных паразитов, тесно связанных с человеком, — одноклеточное Toxoplasma gondii. Вызываемая им инфекция называется токсоплазмоз. T. gondii поражает мышей, съевших их кошек, а заодно и людей, у которых эти кошки живут. Людям с нормально работающей иммунной системой токсоплазма не страшна, однако ВИЧ-инфицированным и беременным с ней лучше не сталкиваться: для них паразит может быть весьма опасен.

Фото: vvvita / Фотодом / Shutterstock

Шесть изображений кошек, нарисованных Луисом Уэйном. На рисунках видно увеличение степени абстракции, что некоторые психиатры связывают с прогрессированием его шизофрении. Изображение: Louis Wain / Wikimedia Commons

Шесть изображений кошек, нарисованных Луисом Уэйном. На рисунках видно увеличение степени абстракции, что некоторые психиатры связывают с прогрессированием его шизофрении. Изображение: Louis Wain / Wikimedia Commons

В 2017 году сотрудники Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и Московского городского НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского обследовали 252 водителей, 100 из которых по собственной вине попали в ДТП. Из этой сотни токсоплазму нашли в крови 45 человек, то есть почти половины обследованных, а среди тех 152, кто просто пришел на плановый медосмотр, — только у четверти. Это говорит о том, что наличие Toxoplasma gondii в организме отрицательно сказывается на внимании и скорости реакции человека. Сами авторы работы связывают ее влияние с тем, что токсоплазма способна менять интенсивность выделения дофамина — нейромедиатора, регулирующего как движения, так и положительные эмоции.

Грибы-кукловоды

Мертвая муха, пораженная грибом энтомофторой в характерной позе. Фото: Jaco Visser / Фотодом / Shutterstock

Мертвая муха, пораженная грибом энтомофторой в характерной позе. Фото: Jaco Visser / Фотодом / Shutterstock

От заражения дрозофилы грибом до гибели мухи проходило обычно четверо суток. На половине этого срока гифы (нити, из которых состоит тело гриба) энтомофтор начинали появляться в нервной системе насекомых, а вырабатываемые ими белки — и того раньше. Тем не менее различия в работе генов в нейронах инфицированных и здоровых мух ярко проявлялись только в самом конце, когда насекомое выбирало травинку или палочку повыше, забиралось на нее, сгибало брюшко, расправляло крылья и замирало.

Такая поза дает спорам энтомофторы наилучшие возможности для распространения. Гифы гриба прорастают через сегменты брюшка дрозофилы и продолжают вытягиваться даже после ее смерти. Жуткое зрелище. Но еще страшнее, что исследователи так и не поняли, на что конкретно в нервной системе влияет энтомофтора. Возможно, ее мишень — это какая-то группа нейронов, управляющих движениями мухи.

Похожим образом меняют поведение насекомых и более известные грибы-паразиты — кордицепсы. Их существует множество видов, но один из наиболее изученных — кордицепс однобокий Ophiocordyceps unilateralis. Он избрал себе жертвой тропического муравья-древоточца Camponotus leonardi. Как и энтомофтора, кордицепс заставляет насекомое перед смертью залезать на самую высокую доступную растительность и там застыть в сгорбленной позе, благоприятствующей разбрасыванию спор. Чтобы сделать это, муравью необходимо покинуть свою колонию. В этом для самих насекомых, впрочем, есть плюс: споры кордицепса не рассыплются по рабочим в самом муравейнике, а значит, число жертв не достигнет максимально возможного.

Мертвая оса, пораженная грибом кордицепсом. Паразит вновь заставил насекомое забраться на высокую ветку и замереть в необычной позе. Фото: Erich G. Vallery / USDA Forest Service / Bugwood.org

Вирусные многоходовки

Замершая божья коровка с паразитическим коконом. Фото: Gilles San Martin / Creative Commons

Вирусы влияют и на нервную систему человека, хотя, к счастью, не через грибы и не через насекомых. Самый известный и самый опасный такой паразит вызывает бешенство. От многих других вирусов он отличается тем, что беспрепятственно проходит через барьеры, отделяющие спинной и головной мозг от остальных частей тела, и перемещается от периферических отростков нервных клеток все ближе к центральной нервной системе. Поэтому укусы бешеных животных за лицо наиболее опасны: оттуда ближе всего до головного мозга. Ну а агрессия, желание укусить — проявление манипуляции со стороны паразита. Чем чаще и дальше жертва распространяет свои биологические жидкости (главным образом слюну), тем больше у вируса возможностей для расселения.

Противостояние

Эволюция слепа и во многом случайна, поэтому даже самым глупым хозяевам она может нечаянно подарить защиту от паразитов. Иногда благодаря им даже можно поумнеть. Хотя, конечно, лучше бы делать это без толчка со стороны подобных помощников.

Например, прибавление интеллекта наблюдается у форелей Salmo trutta trutta. Их глаза способен поражать плоский червь Diplostomum pseudospathaceum. Рыбам можно показать, что некоторые предметы связаны с данными червями, и так заставить этих предметов избегать. Это показали ученые из Университета Ювяскюля (Финляндия). Они в течение двух недель периодически помещали рыбок на час в поделенный на две части аквариум. Одна его половина была красной, а другая — желтой. В одном из отсеков находились личинки Diplostomum pseudospathaceum, а во втором их не было.

Форель Salmo trutta trutta. Фото: Kletr / Фотодом / Shutterstock

Шкафчик с курьезами

Светлана Ястребова

Алессандро Пароди — биолог и медицинский исследователь. Он работал в Италии и США, а теперь переехал на федеральную территорию Сириус, чтобы вести свои научные исследования — ученый разрабатывает препараты, которые были бы эффективны в лечении онкологических заболеваний

Кто же все-таки настоящий гений?

Маргарет и Уолтер Кин.¦ Фото:dayonline.ru.

Маргарет и Уолтер Кин, познакомившись на выставке в 1955 году вскорости поженились. К тому времени Марго была разведена, имела маленькую дочь и была начинающей художницей. А Уолтер был очень талантливым предпринимателем, поэтому сразу просчитал свою выгоду от этого брака. Он с восторгом откликался о художественных работах жены, вдохновлял на создание новых.

Маргарет и Уолтер Кин. ¦ Фото: babiki.ru.

Вскоре Уолтер с разрешения жены начал торговать картинами неподалеку от входа в один из клубов Сан—Франциско. Торговля приносила неплохие деньги. Пока еще Марго была в полном неведении и не знала, что задумал ее муж, в какую аферу он ее втянул. А когда все всплыло, художница была потрясена: Уолтер, продавая ее картины, выдавал за свои произведения.

Марго пыталась отстоять свое право на авторство, но муж заявил что афера зашла слишком далеко, а разоблачение грозит судебными исками. Он долго уговаривал жену не придавать огласке факт псевдо-авторства. Один из веских доводов, что женщину в сфере искусства общество не воспринимает и не воспримет никогда, заставил Маргарет согласиться на молчание.

Уолтер Кин. ¦ Фото: artrussian.com.

А художница работала над своими шедеврами по 16 часов ежедневно, ее же муж, упиваясь славой и признанием,имея постоянные связи на стороне вел праздный образ жизни.

Маргарет Кин и ее работы. ¦ Фото: liveinternet.ru.

На десятом году совместной жизни Маргарет, устав быть заложницей, развелась с Уолтером, клятвенно пообещав, что будет продолжать писать для него картины. Она уехала на Гавайи, где стала одной из свидетелей Иеговы. Новая жизнь позволила ей переосмыслить себя и свое творчество.

А в 1970 году она выходит замуж в третий раз за писателя Дэна Макгуайра.
И в том же году Маргарет решается на непредсказуемый шаг: она рассказывает всю историю с "большими глазами" прессе. Уолтер Кин в бешенстве и ярости, оскорбляет и угрожает бывшей жене расправой.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото: vdohnovenie-online.ru.

Разбирательство проводилось в судебном порядке, и весь мир тогда, затаив дыхание, был в ожидании развязки. Судья прибегнул к самому простому способу рассудить бывших супругов, потребовав от истицы и ответчика нарисовать лицо ребенка с характерными глазами. Что великолепно и сделала Марго: авторство своих работ художница доказала прямо на прцессе, нарисовав малыша с большими глазами всего за 53 минуты. А Уолтер отказался, сославшись на боль в плече.

Маргарет Кин пишет большие глаза. ¦ Фото: artrussian.com

По исковому заявлению Уолтер Кин должен был выплатить своей жене четыре миллиона долларов компенсации. Однако он еще на протяжении 20 лет подавал встречные иски на бывшую жену, обвиняя ее в клевете. В итоге в 1990 году Федеральный апелляционный суд отменил назначенную компенсацию.

Маргарет Кин за работой. ¦ Фото: livejournal.com.

С тех пор с полотен Марго уже смотрели не такие печальные и меланхоличные дети и женщины, на их лицах уже можно было увидеть тень от улыбки.
С годами интерес к картинам Маргарет постепенно начал угасать. Публика, пресытившись "большими глазами", искала новых кумиров в искусстве.
А лучшие работы художницы нашли свое пристанище в музеях современного искусства в США и многих столицах мира. На аукционных тогах "большие глаза" Маргарет Кин продаются за сотни тысяч долларов.

 Семья. Автор: Маргарет Кин. ¦ Фото: livejournal.com

В 2015 году американским режиссером и мультипликатором Тимом Бертоном, большим поклонником творчества Маргарет Кин, был снят художественный фильм. Биография художницы Маргарет Кин легла в основу сценария. Воистину удивительная история позволила создать потрясающий фильм.

Режиссер Тим Бертон. ¦ Фото: artchive.ru.

Реклама фильма Большие глаза. ¦ Фото: liveinternet.ru.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото: livejournal.com.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото: livemaster.ru.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото:livejournal.com.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото: livemaster.ru.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото:livemaster.ru.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото:livejournal.com.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото: liveinternet.ru.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото: livejournal.com.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото: livemaster.ru.

Большие глаза от художницы Маргарет Кин. ¦ Фото: livemaster.ru.

Образы детей во все времена волновали художников, они находили свои уникальные подходы и методы к изображению детских образов. И экспрессивно-реалистические портреты детей аргентинского художника Франсиско Массерии, являются тому подтверждением.



Когда в 1839 году мир узнал об изобретении фотографии, в среде художников начался переполох. Очень многие мастера того времени забросили реалистическую живопись и начали искать другие направления для своего самовыражения. Но нашлись и такие, которые неожиданно обнаружили большой плюс в фотографических снимках и начали негласно активно использовать их в своей работе. Достоверно известно, что к таким ухищрениям прибегали немало известных и знаменитых художников, в том числе Репин, Ван Гог, Альфонс Муха и др. А были и такие, которые поплатились за это жизнью.

Одни из самых первых фотоснимков в мире.

А тогда, в средине 19 века, с зарождением фотографии вся художественная среда пришла в полнейшее замешательство. Некоторые живописцы поставили крест на своей карьере, а иные начали придумывать невероятные техники, которые были весьма далеки от реализма. Вспомнить хотя бы новомодные художественные течения, которые на рубеже 19-20 столетия буквально захлестнули весь мир изобразительного искусства: импрессионизм и абстракционизм, модерн и сюрреализм, кубизм и авангард.

Но самые продвинутые мастера негласно поставили фотографию на служение своему творчеству, сделав ее вспомогательным, но достаточно надежным способом фиксации натуры. И хотя их долгие годы уличали в плагиате и не добропорядочности, это никоим образом не приуменьшило значимость их гениальных работ. Однако был в истории трагический случай, когда художник не пережив травлю критиков и завистников, дойдя до полного отчаяния, покончил жизнь самоубийством. Об этой истории мы расскажем в следующей нашей публикации.

И лишь с течением времени, к началу XX века, фотографию признали самостоятельным видом искусства, и использование живописцами снимков стало носить совершенно иной характер.

Илья Репин (1844 - 1930)

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.

Разумеется, что художники, творившие в 19 веке не признавались в использовании фотоснимков для создания своих картин, даже упоминание о фотографии в отношении их творчества было под табу. Считалось недопустимым и постыдным обращение к фотографии как вспомогательному средству. Тем не менее, история точно знает, что многие мастера, невзирая на огромный авторитет, использовали снимки систематически. К их числу можно причислить и творчество гениального русского живописца Ильи Репина.

Когда более 80 лет тому назад в уцелевшем после войны репинском доме, знаменитых Пенатах, было решено открыть мемориальный музей художника, историки обнаружили в архиве среди бумаг, рукописей и писем живописца две с половиной тысячи фотоснимков, которые впоследствии вошли в архив Академии художеств.

Многие снимки были сделаны лично художником, они часто публиковались и стали хрестоматийными. А другая их часть гораздо позже привлекла внимание исследователей творчества художника. Фотодокументы, рассмотренные более внимательно, явили собой очень интересную картину, и в процессе изучения исследователи приоткрыли завесу некоторых тайн ремесла живописца.

Так, среди фотоархива Ильи Ефимовича, помимо прочих, было найдено около четырехсот фотографий различных художников и их картин. В архиве также имелось около сотни снимков с его полотен и еще столько же фотографий Репина с моделями во время сеансов, причем на многих из них видно изображение, созданное художником. Но были и фотографии непосредственно моделей или прототипов, которые художник изобразил в своей живописи.

Так был найден фотоснимок кухарки, служившей в доме Репина. На фото, как видите, она изображена в позе, что и царевна Софья Алексеевна. Вероятнее всего именно это фото и послужило натурой для создания образа царевны, которая в свое время была свергнута Петром I и заперта в монастыре, где и приняла постриг. Самое проникновенное в картине – глаза царевны. В них можно прочесть и невероятную обиду, и грусть, и злобу, и откровенную ненависть.

Также в работе над портретом Репин использовал образ матери художника Валентина Серова, в результате чего с картины на нас смотрит женщина, в которой причудливо сочетается интеллект и достоинство вместе с грубой силой.

Есть у Репина также портрет В.В.Стасова, написанный в 1883 году, в большей своей части по фотоснимкам, что красноречиво подтверждают строки из письма Ильи Ефимовича: "Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета. " Через месяц портрет музыкального критика был готов. Вряд ли у Стасова нашлось время на длительное позирование, и Репину ничего не оставалось как написать его по фото.

Портрет В.В.Стасова, русского музыкального критика. / Портрет М.И.Глинки, русского композитора. Автор: Репин И.Е.

Портрет В.В.Стасова, русского музыкального критика. / Портрет М.И.Глинки, русского композитора. Автор: Репин И.Е.

В начале 1880-х годов коллекционер русской живописи П.М.Третьяков заказал Репину портрет покойного на то время М.И.Глинки. Портрет был готов в 1887 году. Приступая к работе, художник перебрал несколько вариантов композиции, где Глинка был и стоящим, и сидящим у инструмента. В результате Репин остановился на позе полулежащего и сосредоточенного на творчестве музыканта, который как бы прислушивается к рождающимся в его воображении звукам. На этот раз и фотомоделью, и натурщиком для Репина был отец его жены А.И.Шевцов, нередко служивший мастеру моделью образов для других картин.

Относительно этой работы достоверно известно, что при подготовке И.Е.Репин лично, сделал своим фотоаппаратом снимки каждого члена Совета (всего 130 фотоснимков). Именно с помощью фотографических снимков художник написал великих князей Михаила Николаевича и Владимира Александровича, а также С.Ю.Витте, И.И.Шамшина, А.А.Половцова, С.М.Волконского, Н.Н.Герарда, А.И.Горемыкина.

Чтобы придать картине натурализм, он своих моделей снимал в зале заседания в совершенно естественных позах, как группами, так и поодиночке. Так, добиваясь совершенства, художник отснял более 10 вариантов снимков с одного только В.К.Плеве.

Но, вот что интересно, когда к Репину обращался заказчик написать портрет по фотографии, он, как правило, отказывал. Работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Исключением были портреты умерших к тому времени гениев: Брюллова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, а также Глинки. Да и к тому же при воспроизведении обликов этих людей, Репин пользовался посмертными масками из гипса. Более всего в творческой практике он ценил непосредственное свое впечатление от виденного, а фотографии использовал для наиболее правдивого и полного отображения реальной натуры.

Альфонс Муха (1860 - 1939)

Альфонс Муха - чешский художник и дизайнер.

Однако всех обскакал в этом деле чешский художник и дизайнер Альфонс Муха, который помимо живописи занимался профессиональной фотографией. Всех поражало его умение, с которым он передавал мимолётные взгляды, непринуждённые позы и изящные жесты женских образов на своих картинах. Он с невероятной точностью подчеркивал все нюансы в изображении моделей. Многие даже не догадывались, что художник прибегает к помощи фотографий, которые и помогли ему преуспеть в портретной живописи.
У художника было две фотокамеры, с помощью которых он экспериментировал. В его студии перебывало множество моделей: от писателей и поэтов до светских львиц и обычных девушек, охотно позирующих перед камерой. К слову сказать, сама Сара Бернар стояла перед фотокамерой Альфонса Мухи.

Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар. Фото - архив художника.

Впоследствии он и использовал эти снимки для создания афиш для спектаклей, в которых играла Бернар. Работа Мухи произвела настоящий фурор в Париже. Коллекционеры, охотясь за заветным экземпляром, подкупали расклейщиков, срезали афиши с тумб. А восхищенная Сара, предложив Мухе длительный контракт на разработку афиш для ее спектаклей, превратилась в его покровительницу и музу. Что связывало актрису Сару Бернар и художника Альфонса Муху, или История одной афиши - подробнее в нашей публикации.

Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар. Фото - архив художника.

Многие, наверняка, удивятся тому, что в фотоархиве художника после его смерти обнаружили более 1,5 тысячи снимков разных моделей, которые он собирал в тематиеские каталоги.

В нашей публикации "Какими были в реальной жизни натурщицы Альфонса Мухи: Пленительные образы на картинах и их прототипы на фотографиях" - мы предлагаем более подробно ознакомиться с картинами, созданными автором с фотоснимков.

Нужно отметить, что другие импрессионисты также не отставали и использовали достижение техники в своих целях.

Портрет матери. Автор: Винсент Ван Гог. / Фотография Анны Корнелии Карбентус, матери художника.

Подытоживая вышесказанное, невольно напрашивается логический вопрос. А как же художники, создавашие гениальные произведения, зачастую широкомасштабные с огромным количеством образов, писали без вспомогательных средств?

К слову сказать, удивительнейший был человек Николай Ге. А его судьба и вовсе заслуживает особого внимания. увлекательные истории из жизни знаменитого живописца и удивительного человека Николая Ге - в нашей публикации.


ТАСС, 28 августа. Изучив более 600 могил времен раннего и позднего Средневековья, археологи выяснили, что примерно у каждого четвертого жителя Европы того времени были черви-паразиты. Результаты исследования опубликовал научный журнал PLOS Neglected Tropical Diseases.

"Наши раскопки показали, что жители средневековой Европы заражались нематодами и другими паразитическими червями примерно так же часто, как это происходит сейчас в неблагополучных регионах планеты. Если мы изучим, как страны Европы избавились от этих паразитов еще до появления лекарств против них, то сможем повторить это в других уголках Земли", – пишут ученые.

Ученые предполагают, что уже в древности люди понимали, какую опасность представляют собой паразитические черви, и активно боролись с ними еще до появления цивилизации. Раскопки показывают, что антипаразитические снадобья готовили даже неандертальцы, а врачи и мыслители античности, в том числе и Гиппократ, оставили обширные описания паразитов и методов борьбы с ними.

Недавно специалисты начали искать следы заражений паразитическими червями в останках жителей древних цивилизаций. К примеру, три года назад археологи из Британии и Греции обнаружили следы яиц нематод, остриц и власоглавов в отложениях нечистот на средиземноморском острове Кеа и выяснили, что от паразитических инфекций страдало около 16% древних греков.

Группа археологов и биологов под руководством доцента Оксфордского университета (Великобритания) Адриана Смита получила первые сведения такого рода, которые касаются распространенности паразитических червей в средневековой Европе.

Гигиена и диета Средневековья

Для этого ученые собирали образцы почвы из более чем 600 могил с семи кладбищ в Чехии, Германии и Великобритании. Там покоятся люди, которые жили в промежутке между 680 и 1700 годами. Опираясь на результаты предыдущих подобных раскопок, ученые предположили, что следы яиц паразитических червей должны были сохраниться в почве вокруг костей их таза похороненных.

Исследование образцов показало, что аскариды или другие виды круглых червей были примерно у каждого четвертого жителя средневековых Йорка, Брно, Роттенбурга и других городов и селений. При этом плоские и ленточные черви встречались достаточно редко, а в некоторых городах их не было вовсе.

Как предполагают эксперты, это связано с разными механизмами проникновения паразитов в организм. Нематоды чаще всего встречаются в почве и попадают в организм человека из-за несоблюдения правил гигиены, тогда как яйца цепней и лентецов обычно оказываются в пищеварительном тракте их жертв вместе с плохо прожаренным мясом и рыбой.

Поэтому Смит и его коллеги считают, что различия в распространенности паразитов в разных городах Британии, Германии и Чехии были связаны с локальными особенностями диеты, уровнем достатка и кулинарными традициями. К примеру, жители городов Германии, где цепни встречались максимально часто, могли есть свинину чаще, чем их современники из Чехии и Англии.

Интересно то, что ученые не нашли существенных различий в том, как часто паразитические черви поражали мужчин и женщин. При этом у детей и подростков нематоды встречались чаще, чем у пожилых людей и взрослых. В целом это соответствует тому, насколько распространены эти паразиты среди современных жителей развивающихся стран.

Изучение аналогичных следов паразитических червей из эпохи Возрождения и Нового времени, как надеются ученые, поможет им понять, как европейцы резко снизили степень распространенности нематод и других паразитов за несколько веков до появления первых препаратов, которые могут убивать подобных червей и активно применяются в наши дни в странах Африки и Азии.

Читайте также: