Игровая программа в чумах

Обновлено: 15.04.2024

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий конкурсно-игровой программы к 1 апреля. Сценарий будет полезен для педагогов дополнительного образования, методистов учреждений дополнительного образования детей, учителей начальных классов.

Цель: развитие творческих способностей, навыков импровизации у детей.
Задачи:
научить детей работать в коллективе;
научить радоваться успехам друзей.
Оборудование:
6 мячей, два обруча, мыльные пузыри - 2 штуки, аудиозаписи песен и танцев, золотые и серебряные медали, два ватмана, фломастеры.

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня праздник – проказник! Праздник – безобразник! 1 апреля — этот День не внесен ни в какие календари знаменательных дат. День смеха отмечается и в России, и странах Европы, и в Америке и даже на Востоке. В одних странах 1 апреля называют Днем смеха, в других — Днем дурака. Откуда пошёл этот праздник остаётся загадкой. Как известно, этот день знаменит веселыми обманами и розыгрышами, беззаботными шутками и смехом. Ученые утверждают, что хороший смех – заменяет свежую сметану! А шутка добрая – пятерку за четверть!
Сегодня у нас весёлые соревнования. Объявляется сбор команд "Безобразники" и "Проказники". Кто правильно отгадает мои загадки, то и будет участником нашей конкурсной программы.

2 конкурс "Спортивная ходьба."
Делая каждый шаг, необходимо пятку одной ноги вплотную приставлять к носку другой. Дистанцию для такой ходьбы можно определить в 5 метров туда и обратно. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды вернется на исходную позицию.


3 конкурс "По страницам сказок."
Ведущий: А теперь я приглашаю вас в сказку. Сказочные герои разместили свои объявления в сказочной говорящей газете. Угадайте авторов этих объявлений. (Участники вытягивают карточки с вопросами):

4 конкурс "Художники."
Ведущий: Когда-то люди не знали букв и общались с помощью жестов и рисунков. А теперь представьте, как будет выглядеть записка, составленная лишь из рисунков. Например, составьте записку-комикс:
(Участники вытягивают карточки с заданиями) :

- Позвони мне сегодня в 6 часов.(для одной команды)
- Ушла к магазин, вернусь в 3 часа.(для другой команды)




6 конкурс "Футболисты."
Ведущий: Каждый участник должен перенести три мяча: два в руках, а третий - надо провести ногами до финиша и вернуться обратно. Оценивается быстрота и качество выполнения задания.



7 конкурс "Меткий стрелок."
Ведущий: Один из участников пускает мыльные пузыри, а второй должен дуть на них и "загонять" в обруч. Выигрывает тот, кому это удастся сделать больше из 5 попыток. Все участники команд выполняют задание по очереди. Оценивается качество выполнения задания и количество "загнанных" в обруч мыльных пузырей.


Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

МОУ Школа села Белоярск Приуральского района ЯНАО

hello_html_m114d52.jpg

Паспорт программы

Некрасова Ольга Сергеевна

Чум на пришкольной территории.

Педагоги, обучающиеся школы, в том числе и воспитанники интерната, родители.

Формирование инновационной воспитательно-образовательной среды для наибольшего раскрытия природного потенциала детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера с учётом их социокультурных особенностей.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям ненецкого народа.

Создавать условия для самореализации и социализации воспитанников интерната.

Формировать воспитательно-образовательную среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов севера.

Нравственное, патриотическое воспитание с использованием

Вовлечь родителей, представителей социума в проектную деятельность по сохранению традиций народов севера.

Работа с обучающимися

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа над формированием воспитательно-образовательной средой ОУ

1. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

2. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Срок реализации программы

Реализация программы рассчитана на три года с 2014 по 2017 год.

Этапы реализации программы

1 этап. Организационно – подготовительный .

2 этап – реализация программы .

Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий на базе уличного чума.

3 этап – Заключительный.

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Презентация опыта работы по проекту.

Обеспечение адаптации воспитанников к постоянно изменяющейся социально-экономической ситуации, организации функционирования образовательно-воспитательного процесса для достижения результатов образования, соответствующих требованиям ФГОСов и необходимого для этого уровня мотивации воспитанников к освоению инноваций. Индикаторы: уровень успеваемости воспитанников, качество образования воспитанников, показатели участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, проектах.

Качественное обновление содержание воспитательно-образовательного процесса с учётом этнопедагогики и этнопсихологии.

формирование у выпускников школы ключевых компетентностей: Рост числа воспитанников выпускников 9, 11 классов, поступивших в ВВУЗы и ССУЗы. Трудоустройство выпускников, не продолживших обучение по окончании 9,11 классов - 100%. Положительная динамика мониторингов социально-профессиональной успешности выпускников.

Сохранение здоровья воспитанников. Индикаторы: результаты медосмотров, психолого-социологического мониторинга.

Удовлетворенность результатами деятельности интерната семейного типа родителей, администрации школы, учредителей. Индикаторы: результаты мониторинга.

Актуальность.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Программа рассчитана на обучающихся, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни в ЯНАО. Подавляющее большинство кочующего населения направляют своих детей для получения образования в школу с интернатом, где происходит разрыв с традиционным образом жизни коренных народов Севера. Для сохранения традиций, языка, культуры народов Севера на территории МОУ Школы села Белоярска установлен уличный чум. Программа помогает в решении задач нравственного воспитания, сохранения здоровья обучающихся. Инновационный проект по созданию реабилитационной зоны для детей КМНС предусматривает установку чума на территория интерната МОУ Школы села Белоярск. Чум - переносное жилище, которое оборудовано всем имуществом, необходимым для кочевой жизни в условиях тундры. Имеются переносная печь, спальные места, постели, стол, посуда и другие принадлежности. Жилище – место жизни человека, место, где он рождается, растет, обзаводится семьей и потомством, творит и уходит в мир предков. Из жилища человек отправляется активно действовать, осваивать мир. Это кров. Укрытие, место покоя и порядка.

Чум планируется использовать как учебное помещение на практических занятиях по домоводству и внеурочных занятиях, для проведения национальных праздников, воспитательных часов и мероприятий, а также для приема родителей воспитанников. Кроме того, ребята, проживающие в интернате семейного типа, могут проводить в чуме и свое свободное от занятий время.

Анализ результатов анкетирования, диагностического обследования воспитанников, наблюдения выявил следующие проблемы:

Неблагоприятный эмоциональный фон, возникающий в адаптационный период прибытия детей из тундры и при сложности обучения в школе.

Узкий круг применения умений, навыков, полученных в среде проживания с родителями, позволяющий повысить самооценку обучающихся.

Противоречия :

1) отрыв детей от этнической среды и необходимость опоры на традиционную культуру как средство воспитания обучающихся

2) между содержанием программ современного образовательного процесса и системой ценностей, жизненным опытом воспитанников интерната, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни.

Если в воспитательно-образовательную работу ввести системную работу на базе уличного чума, то это будет способствовать большей социализации воспитанников, улучшению психологического фона воспитательно-образовательного процесса, повышению мотивации к осознанному выбору профессии обучающимися.

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

программа реализуется в течение трёх лет.

в педагогическом процессе широко используются методы и средства этнопедагогики, приёмы организации учебно-исследовательской деятельность

предполагается создание благоприятной воспитательно-образовательной среды ОУ.

предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.

включает в работу совместную проектную деятельность с родителями

предполагает интеграцию образовательных областей.

Ожидаемые результаты: Обеспечение адаптации воспитанников к постоянно изменяющейся социально-экономической ситуации, организации функционирования образовательно-воспитательного процесса для достижения результатов образования, соответствующих требованиям ФГОСов и необходимого для этого уровня мотивации воспитанников к освоению инноваций. Индикаторы: уровень успеваемости воспитанников, качество образования воспитанников, показатели участия в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, проектах.

Качественное обновление содержание воспитательно-образовательного процесса с учётом этнопедагогики и этнопсихологии.

формирование у выпускников школы ключевых компетентностей: Рост числа воспитанников выпускников 9, 11 классов, поступивших в ВВУЗы и ССУЗы. Трудоустройство выпускников, не продолживших обучение по окончании 9,11 классов - 100%. Положительная динамика мониторингов социально-профессиональной успешности выпускников.

Сохранение здоровья воспитанников. Индикаторы: результаты медосмотров, психолого-социологического мониторинга.

Удовлетворенность результатами деятельности интерната семейного типа родителей, администрации школы, учредителей. Индикаторы: результаты мониторинга.

Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды деятельности обучающихся: познавательную, продуктивную, игровую и т.д.

Содержание программы включает 2 части: теоретическую и практическую.

II. Образ жизни тундрового народа

Кочевой образ жизни. Причины кочевого образа жизни.

Перекочевка на новое место. Время привалов в пути, время движения, неписанные законы перекочевки. Непредвиденные моменты в пути и меры их устранения.

Оседлый образ жизни. Режим дня, отличие оседлого образа жизни от кочевого образа жизни.

III. Жилище.

История жилища. Первое жилище ненцев - чум. Из чего строится чум. Шесты, группы шестов, головные, боковые, основные, назначение каждого шеста. Жилище – чум. Главные столбы, копылья, полозья балка. Назначение.

IV. Внутреннее убранство северного жилища ненцев.

Передняя и задняя часть чума. Свободная часть чума. Жилая часть чума. Как расположены предметы быта в чуме.

Постель, технология составления постели в условиях тундры.

V. Хозяйство кочевой семьи.

Оленеводство – древнее занятие ненцев. Пастух, обязанности пастуха. Древние методы сохранения стада

Названия оленей в зависимости от масти, возраста и пола, от их повадок, окраса. Методы подбора оленей для мужской упряжки. Легенды и песни ненцев про упряжку, которой гордится хозяин?

Предназначения оленей: рабочие олени, упряжные: мужские, женские, детские олени. Предназначение оленей в упряжке: передовой олень, средние олени в упряжке, крайний правый.

Упряжи: упряжь на передового оленя, на крайнего правого оленя, на средних оленей, на рабочих оленей. Сооружение, на котором лежит вожжа. Пуговицы из кости оленьего рога. Их назначение.

Вожжи и веревки, которыми привязывают оленей. Их назначение. Плетение, виды плетения.

Палатка в чуме для защиты от комаров в ночное время. Как подвязывается и укрепляется.

Оберег. Шитье по выкройке для кукол. Изготовление ненецких кукол из клювов гусей и уток.

VI. Устное народное творчество.

Общее понятие. Сказки и песни, сказания, предания, воспевающие дом оленевода. Современные песни и стихи про жизнь оленеводов, в творчестве ямальских поэтов и художников.

Чтение ненецких сказок, сравнение описаний жилья; убранства чума.

ХОБЦОКО ЯЛЯ. Загадки жителей Крайнего Севера.

V II. Народные игры, соревнования.

Народные ненецкие игры.

Национальные виды спорта: метание тынзяна на хорей, бег с палкой, метание топора, прыжки через нарты и другое.

V I II . Национальная одежда.

Ненцы. Мужская, женская, детская одежда

Ханты. Мужская, женская, детская одежда

Узоры на одежде северных народов.

IX . Кухня народов Севера

Традиционные блюда ненецкой кухни

X . Народные праздники. Народный календарь.

Практическая часть.

Обустройство чума. Постановка, разборка чума. Заготовка дров. Уборка чума. Ведение хозяйства в чуме.

Приём гостей в чуме. Правила сервировки национального стола.

Приёмы, тренировки по национальным видам спорта. Правила проведения соревнований по национальным видам спорта.

Список литературы

Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. Полярная энциклопедия школьников. – М.: Северные просторы, 2011. – С.116 – 124,200 – 206.

Володин А.П. Ительмены. Серия Народы Севера. – СПб.: Дрофа, 2009.

Гарина Н. Чум //Северные просторы. – 2011. – №1.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. /Отв. Ред.В.И. Володин – Новосибирск, ВО Наука, 2012.

Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика – М.: Стройиздат, 1990. – С. 269.

Скотт Ч. Проектирование дома для северного климата // Architectus. – 2004. – №6.

Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень: ЯНОИУУ, 2004. – С.12 – 46.

Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск: Изд-во университета, 2011.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Ермакова Анжела национальный костюм 2020.jpg

Максаров Роман национальный костюм 2020.jpg

Ребась Эвелина национальный костюм 2020.jpg

Сюртахов Ярослав национальный костюм 2020.jpg

Шестаков Иван национальный костюм 2020.jpg

Выбранный для просмотра документ Праздничная игровая программа.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

посвященная празднованию 90-летию со дня образования ЯНАО и Шурышкарского района

Сязи Октябрина Юрьевна,

воспитатель МБОУ-Питлярская СОШ

с. Питляр, 2020 г.

Цель: Закрепить знания детей о быте Коренных малочисленных народов Севера.

Праздник, посвященный юбилею Ямало – ненецкого автономного округа, нашему краю. Зал празднично украшен. На стене висит панно с изображением полуострова Ямал и герба Ямало-ненецкого автономного округа.

Программное содержание.

1. Формировать мышечно-двигательные навыки. Упражнять в равновесии, в метании в вертикальную цель, в прыжках, беге на скорость.

2. Развивать основные физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений).

3. Развивать волевые качества (выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах).

4. Систематизировать знания детей о традициях Севера, особенностях коренных народов;

5. Воспитывать честность, упорство, взаимовыручку, интерес к играм народов Севера, организованность.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы (сказки, рассказы о Севере);
  • беседы о жизни коренных народов, о климатических особенностях Севера;
  • рассматривание иллюстраций растительного и животного мира;
  • разучивание стихов, игр народов севера;

Оборудование:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он -

ДЕТИ: Ямало –Ненецкий Автономный Округ.

Воспитатель:
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам. Каким?

ДЕТИ: Ханты и манси.

Воспитатель: Правильно ребята! А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!

Воспитатель: Ханты и манси много времени проводят в лесу, а некоторые и живут там в чумах и их окружают лесные звери. Отгадаете ли Вы что это за звери?

1. Он снег глубокий разгребает, и ягель вкусный добывает, копает он порой весь день Полярный северный (Олень)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

3. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

4. Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр)

5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)

6. На спине иголки – длинные да колкие,

А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)

7. Остренькие зубки, рыженькая шубка.

Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)

Посреди болота женщина в желтом платке сидит (морошка).

Под листиком на каждой ветке сидят маленькие детки (голубика).

У неё особый вкус: то ли кислый, то ли нет. Сколько ты ее ни пробуй, не найдешь на то ответ (брусника).

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадки. А теперь пришла пора поиграть в наши северные, национальные игры: проводятся подвижные игры с участием детей разных возрастов.

Сегодня, ребята, мы вспомнили, какие животные обитают в тундре, поиграли в народные игры, вспомнили традиции народов севера. Еще раз поздравляем всех с праздником! На этом наш праздник подошел к концу. Спасибо всем за внимание!

Мероприятие чумовое путешествие разработана для обучающихся начальных классов. Было проведено в учреждении дополнительного образования, но может быть проведено и в школе для развития познавательного интереса детей к изучению своего края.
Цели: Знакомить детей с городами ЯНАО, с традициями коренных народов Севера – ненцев, их культурой.
Задачи: Формировать умение чувствовать красоту северной природы. Развивать композиционные навыки (умение правильно размещать детали аппликации), способности детей передавать характерные признаки и индивидуальные особенности ненецкого костюма. Развивать эмоциональность и фантазию в разных видах деятельности.

Форма проведения: познавательно – игровая программа
Материалы: снежки из ваты, 2 ведра, удочки 2 шт, рыбки, рога, арканы 2 шт, снегоступы 2 пары, коробки с собачками 2 шт, косточки из картона.

В декабре 1930 года был образован Ямало-Ненецкий автономный округ, его центром стал город Обдорск, а c 1933 года он стал называться Салехардом. Статус города посёлок получил в 1938 году. Это первый и единственный город на Северном полярном круге.
Историю нашего округа описывали, изучали многие краеведы, ученые, как в настоящее время, так и в прошлые века. Одним из таких замечательных исследователей исторического прошлого, культуры коренных жителей Ямала, основателем одной из первых школ в Обдорске был церковнослужитель. Назовите его имя, (подсказка – сейчас в честь его имени назван историко-краеведческий музей в г. Салехарде).
Ответ: Иван Семенович Шимановский
С давних времен Салехард был торговым центром Сибири и славился своей ярмаркой. На ярмарке продавали рыбу, мех и изделия, сделанные своими руками.
Я предлагаю вам тоже сделать своими руками кисы – национальную зимнюю ненецкую обувь. (Проводится мастер класс).

Бег в снегоступах
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя ведущие каждой команды в снегоступах бегут к пирамидкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свою пирамидку, бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая пирамидку, нельзя задевать ее.
Ведущая. Нам пора в дорогу. Я приглашаю вас занять места в вертолете.
Ведущая: В дорогу! В дорогу!
По синему небу!
По краю земли!
Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета

Читайте также: