Индивидуальная работа по вич инфекции

Обновлено: 24.04.2024

Цель: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи: формировать ценностное отношение к своему здоровью; научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Основные понятия: ВИЧ, СПИД, вирус, “период окна”, наркомания, группа риска, ВИЧ-статус, права человека, ответственность, безопасный секс, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика.

1. Вступительное слово педагога.

- Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка. Точка, которую заселяют живые существа. Точка, где день сменяется ночью, идет за месяцем месяц, за годом год, где жизнь сменяется смертью. И так каждые сто лет отсчитываются века, которые управляют человеком и которыми управляет человек.

СПИД. От него умирает каждый заразившийся человек. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин против СПИДа. Единственная мера защиты – профилактика. А узнать, сколько тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом – страшно. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то – длиннее. Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения: СПИД – это далеко, СПИД – это не у нас, СПИД – все же редкость.

Сегодня в потоке событий, происходящих в нашей стране, в городе, на работе, в школе, — человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе и школьников. Сотни тысяч никому не известных людей, а завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!

2. Разберемся в понятиях.

- ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) – вирус, который передается от человека к человеку и вызывает разрушение иммунной системы организма.

ВИЧ обладает высокой биологической активностью и изменчивостью. Вирус может находиться во всех биологических жидкостях организма. Чтобы произошло инфицирование здорового человека, необходимо, чтобы ВИЧ попал в кровь.

Вирус обладает низкой жизнеспособностью и нестоек во внешней среде. Он быстро погибает на воздухе при высыхании, теряет активность при нагревании до 56°С в течение 30 мин., погибает через 1–3 мин. при кипячении, а также под воздействием дезинфицирующих средств. При попадании в желудочно-кишечный тракт вирус быстро разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой. Попав на кожу, вирус в течение 20 минут уничтожается ферментами паразитирующих на ней бактерий. Устойчив к УФ-лучам и ионизирующей радиации.

ВИЧ-инфекция – состояние, вызванное присутствием ВИЧ в организме. ВИЧ живет и размножается в клетках, которые называются Т-лимфоцитами и являются частью иммунной системы.

СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита) – смертельно опасная болезнь, последняя стадия ВИЧ-инфекции. Характеризуется снижением функции иммунной системы до критического уровня и сопровождается тяжелыми поражениями различных органов и систем организма.

Таким образом, ВИЧ и СПИД – не одно и тоже.

ВИЧ приводит к развитию СПИДа. ВИЧ постепенно разрушает иммунную систему и, когда организм уже практически не способен противостоять самым простым болезням, ставится диагноз СПИД.

С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 3 до 20 лет в зависимости от образа жизни человека (питание, привычки и прочее).

3. Вирус иммунодефицита и его происхождение.

- Единого мнения о месте и времени возникновения ВИЧ на современном этапе нет. Наиболее вероятным местом происхождения ВИЧ считают тропическую Африку, где живет много видов обезьян, пораженных похожим вирусом. Во время разделки тушек убитых обезьян охотники повреждали собственные кожные покровы и через эти раны в организм проникал вирус. Затем при половых контактах вирус передавался половым партнерам охотников. Передаваясь от человека к человеку, вирус приспосабливался к клеткам человека и через определенное время превратился в самостоятельный вирус иммунодефицита человека.

4. Где распространена ВИЧ-инфекция?

- Эпидемия ВИЧ-инфекции, начавшаяся в 80-х годах и захватившая страны Северной Америки, Европы, Австралии и Латинской Америки, распространилась к началу 90-х годов на все страны мира. Болезнь не останавливается у границ государств, а перемещается беспрепятственно из одной страны в другую.

В России ВИЧ-инфекцию начали регистрировать с 1986 года первоначально среди иностранцев, а с 1987 года – и среди наших граждан. Сначала отмечался рост ВИЧ инфицированных в крупных городах. В настоящее время ВИЧ-инфицированные выявляются на всей территории РФ.

5. “Мозговой штурм”.

- Прежде, чем дальше говорить о СПИДе, хотелось бы вам предложить вам игру “Мозговой штурм”. Как вы думаете, в каких из предложенных случаев можно заразиться СПИДом?

(Учащимся раздаются листки с таблицей “Можно ли заразиться СПИДом?”, где они самостоятельно отмечают любым знаком, от чего можно заразиться, а от чего нет)

Таблица “Можно ли заразиться СПИДом. ” (Приложение 1)

6. Пути передачи ВИЧ-инфекции.

- ВИЧ передается только через определенные жидкости организма: кровь, сперму, вагинальный секрет, грудное молоко.

ВИЧ проникает в организм тремя путями:

Половым – во время незащищенного (без использования презерватива) секса с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом. При правильном использовании презерватив защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

Парентеральным (при попадании в кровь):

– При переливании инфицированной крови и ее компонентов, взятых от донора, зараженного ВИЧ. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

- При использовании нестерильных игл, шприцев и других медицинских инструментов, загрязненных кровью человека, зараженного ВИЧ (при совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно; при нанесении татуировок; при совместном использовании маникюрных и бритвенных принадлежностей)

3) Вертикальным (от матери к плоду) – во время беременности от инфицированной матери к плоду, во время родов и с молоком матери.

- СПИД – тяжелое и опасное заболевание. Его легче предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

- при дружеских объятиях и поцелуях;

- при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

- через предметы производственной и домашней обстановки;

- через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

- в общественном транспорте;

- насекомыми, в том числе и кровососущими;

7. Группы риска.

- До сих пор можно услышать, что ВИЧ опасен прежде всего для некоторых социальных групп, а “обычным людям” якобы можно не беспокоиться о заражении. “Групп риска” не существует, существует “рискованное поведение”. Миф о “группах риска” не только бессмыслен, но и опасен. Те, кого причисляют к “группам риска” (например, проститутки, наркоманы, гомосексуалисты), подвергаются дискриминации и гонениям как “разносчики заразы”, а все остальные считают себя неуязвимыми и ничего не меняют в своем поведении. Такая ситуация в 80-х годах сложилась во многих странах и создала почву для стремительного роста эпидемии СПИДа. Дело в том, что “группы риска” придуманы людьми, а вирус об этих группах ничего не знает. Во всем мире уже убедились, что ВИЧ не признает дискриминации и в равной степени поражает всех – независимо от пола, возраста, сексуальной ориентации, национальности, политических взглядов и профессии.

8. Как вести себя, чтобы защититься от вируса?

- Можно с уверенностью сказать, что практически на сто процентов гарантированы от заражения ВИЧ-инфекцией люди, которые не имеют сексуальных контактов и не вводят себе наркотики внутривенно грязными шприцами. Однако в равной мере избежит заражения ВИЧ-инфекцией и тот человек, который ведет нравственно здоровый образ жизни и имеет единственного полового партнера, в свою очередь соблюдающего взаимную верность. Каждый сам ответственен за свое здоровье. Необходимо отказаться от рискованного сексуального поведения до брака, избегать беспорядочных и случайных половых связей, сохранять взаимную верность, использовать барьерные средства защиты (презервативы), не употреблять наркотические средства, а также использовать только стерильные или одноразовые инструменты для инъекций, татуировок, маникюра и т.д.

- Следует помнить, что:

Из противозачаточных средств только презерватив препятствует проникновению ВИЧ и при правильном использовании защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

Наличие в организме заболеваний, передающихся половым путем увеличивает риск передачи ВИЧ почти в 6 раз, поскольку инфекции создают дополнительные пути проникновения вируса или способствуют его размножению.

СПИД быстрее развивается у тех, чье здоровье изначально слабее, чему способствует курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков.

В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека, нет вакцины, способной предотвратить заражение.

9. Зачем человеку знать свой ВИЧ-статус?

(Возможные ответы учащихся):

- Чтобы иметь представление о состоянии своего здоровья.

- Планировать рождение здоровых детей.

- Вовремя начать применять специальные препараты, поддерживающие иммунную систему и останавливающие развитие болезни, и не допустить развитие СПИДа.

- Чтобы быть более внимательным к своему здоровью, так как любое заболевание на фоне ВИЧ-инфекции протекает тяжелее и требует специального лечения.

- Чтобы не заразить своих близких и любимых людей.

Единственный способ выяснить присутствие ВИЧ в организме – сдать специальный анализ крови на ВИЧ.

Сдать кровь на ВИЧ следует через 3-6 месяцев после предполагаемого заражения, поскольку в течение этого срока в организме вырабатываются антитела к вирусу, которые обнаруживаются при лабораторном исследовании. Период после заражения до появления антител к ВИЧ в крови называется “периодом окна”, и он опасен тем, что человек не может узнать, что он инфицирован, но при этом может передать инфекцию другому человеку.

Поскольку ВИЧ относится к разряду “медленных” вирусов, он долго будет находиться в организме, практически не проявляя себя. Обычно заражение ВИЧ происходит бессимптомно, однако вирус продолжает распространяться в организме. У большинства инфицированных людей самочувствие может оставаться хорошим в течение многих лет.

10. Что делать, если тест на ВИЧ оказался положительным?

  • Следует подумать, кому нужно сказать о своем ВИЧ-статусе, а кому – нет.
  • Подробно узнать о своих правах и не позволять другим людям нарушать их.
  • Получить полную информацию о жизни с ВИЧ.
  • Определить, к кому можно обратиться за помощью и поддержкой.

ВИЧ-инфицированный по-прежнему остается полноправным членом общества. Но так как ВИЧ-инфицированный представляет для окружающих определенную угрозу (заражение ВИЧ-инфекцией), 122 статья Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

11. Контрольные вопросы (Приложение 2).

12. Выводы.

Ваша жизнь и здоровье в Ваших руках. Каждый человек вправе выбирать сам свой жизненный путь, свои ценности и идеалы, но помните: лекарств и прививок от СПИДа - нет! Никогда и ни при каких обстоятельствах не забывайте о том, что единственный “рисковый” случай может стать роковым! Относитесь ответственно к собственному здоровью!

ВИЧ- инфекция является глобальной медико-социальной проблемой, поскольку количество заболевших и инфицированных лиц неуклонно растет практически во всех странах мира. Именно это обстоятельство позволяет говорить о пандемии ВИЧ-инфекции. Наибольший риск заражения имеют лица молодого, наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста. Идея о необходимости просвещения молодежи в отношении СПИДа получает наиболее широкое распространение во всех странах мира. Несмотря на то, что учебные программы в школе предусматривают изучение данной проблемы, проводимые нами ранее исследования, показывают, что знания школьников по проблеме ВИЧ/СПИДа явно недостаточны и на сегодняшний день возникла необходимость искать новые методы и формы работы по изучению и профилактике ВИЧ-инфекции.

ВложениеРазмер
proekt_spid.docx 293.84 КБ
vich.pptx 2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ореховскаясредняя общеобразовательная школа

СПИД – проблема XXI века

Свириденко Ангелина Евгеньевна,

Бондаренко Галина Ивановна

1. Глава I. История появления ВИЧ…………………………. …………………………. 4

2. Глава II. Пути заражения ВИЧ ……………………………………………………….……5

3. Глава III. СимптомыВИЧ и СПИД.……………..…………………….……………..….…6

5. ГлаваV. ВИЧ-дискриминация как социальная проблема…….……………..……..….…8

6. Глава VI. Мифы о ВИЧ-инфекции…………………………………………………………9

7. Глава VII. Практическая часть…….……………..…………………….……………..…. 11

Проблема: Люди плохо владеют информацией о путях заражения инфекцией, что приводит к риску заражения большего количества людей.

Актуальность темы: Распространение ВИЧ-инфекции стало проблемой номер один для Всемирной организации здравоохранения и ООН, оттеснив на второе место рак и сердечно-сосудистые заболевания. Это обусловлено несколькими основными причинами. Во-первых, до сих пор не найдено действенное лекарство (вакцина) против вируса; во-вторых, как следствие стремительно растет количество зараженных людей.

Гипотеза: Если мы предоставим информацию о ВИЧ (СПИД) сегодняшним школьникам, которые вероятней всего плохо осведомлены о проблемах ВИЧ-инфекции, то в будущем, возможно, снизится число заболевших.

Цель: Изучить проблемы, связанные с ВИЧ(СПИД)

  1. Выяснить, что знают о ВИЧ(СПИД) ученики и учителя нашей школы.
  2. Определить пути заражения ВИЧ и симптомы.
  3. Определить, какие существуют способы лечения ВИЧ(СПИД).
  4. Выполнить наглядный отчёт в виде мультимедийной презентации

Объект исследования: здоровье человека

Предмет исследования: ВИЧ-инфекция

  • Исследовательский – работа с источниками
  • Метод опроса – опросы учеников и учителей Ореховской средней школы
  • Интерактивный – работа в интернете, создание презентации, диаграммы.

Глава I. История появления ВИЧ

Существует несколько теорий о его происхождении:

Последние исследования показывают, что человек приобрел этот вирус в Западной Африкепримерно в 1926 году. До 1930-х годов вирус никак не проявлял себя. В 1959 году в Конго умер мужчина.Позднейшие исследования медиков, проанализировавших его историю болезни, показали, что, возможно, это был первый зафиксированный в мире случай смерти от СПИДа.

  • 1981 г. — первые публикации о СПИДе в США.
  • 1982 г. — рабочее название СПИД (AIDS, SIDA). Первые случаи заболевания в Европе.
  • 1983 г. – открытие возбудителя. Люк Монтанье (Институт Луи Пастера, Франция) Роберт Галло (Национальный институт здоровья, США)
  • 1985 г. — первые случаи заболевания в Юго-Восточной Азии.
  • 1986 г. — ООН утвердила программу ВОЗ по борьбе и профилактике СПИД. Международный комитет по таксономии дал современное название возбудителя. Описание случаев в Африке.
  • 1987 г. — первый больной СПИДом в СССР.
  • 1995 г. — начало эры специфического лечения ВИЧ-инфекции.
  • 1996-1997 гг. – подъем заболеваемости в России.

В России за 2017 год официально выявлено 85 тысяч новых ВИЧ-инфицированных, заболеваемость (соотношение числа случаев на население) ВИЧ составила 57,9 случаев на 100 тысяч населения РФ. Каждый час в России появляется 10 ВИЧ-инфицированных.

И как итог, показатель пораженности населения России ВИЧ – 629,8 инфицированных ВИЧ граждан на 100 тыс. населения. Если пересчитать в процентах, то окажется, что 0,6% населения РФ инфицированы ВИЧ.

Россия занимает 3-е место, после ЮАР и Нигерии, по скорости появления новых случаев, ВИЧ-инфицированных в единицу времени (темпу роста).

Глава II. Пути заражения ВИЧ

Существует несколько путей заражения ВИЧ:

– Половой — к здоровому человеку ВИЧ может передаться при половом контакте, независимо от сексуальной ориентации.

– Инъекционный (инструментальный) — при использовании загрязнённых вирусом шприцев, игл, катетеров.

– Гемотрансфузионный — после переливания инфицированной крови или её компонентов.

– Перинатальный — от инфицированной матери (антенатальный, трансплацентарный) или при прохождении ребёнка по инфицированным родовым путям матери (интранатальный).

– Трансплантационный — при пересадке инфицированных органов, костного мозга, искусственной инсеминации инфицированной спермой.

– Молочный — заражение ребёнка инфицированным молоком матери.

– Профессиональный и бытовой — заражение через повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки людей, контактирующих с кровью или некоторыми секретами больных ВИЧ-инфекцией.

Заразиться СПИДом нельзя:

Глава III. Симптомы ВИЧ и СПИД

ВИЧ протекает в три стадии: острая лихорадочная; бессимптомная; СПИД или развёрнутая стадия.

Данная стадия проявляется через 1–2 месяца после заражения. Она проявляется не у всех больных, а только у 50–70%. У остальных же инкубационный период сменяется бессимптомной фазой.боль в горле; незначительная гипертермия; диарея; тошнота и рвотные позывы; боль в суставных сочленениях; возможно появление на коже различных элементов сыпи.

Протекает на протяжении длительного промежутка времени. У половины больных она длится до 10 лет. На скорость прогрессирования этой стадии существенно оказывает влияние скорость размножения вируса в клетках. Симптомы недуга при бессимптомной фазе не отмечаются, но в редких случаях возможно увеличение некоторых групп лимфоузлов.

СПИД ИЛИ РАЗВЁРНУТАЯ СТАДИЯ.

Для этой стадии характерна активация условно-патогенных микроорганизмов, которые обитают в теле каждого человека. Симптомы СПИДа у женщин и мужчин одинаковы. Весь патологический процесс можно разделить на две стадии.
Первые признаки СПИДа (1 стадия): снижение массы тела на 10%; стоматит; часто появляется герпес; волосатая лейкоплакия рта – характерный симптом СПИДа у мужчин и женщин. На боковых поверхностях языка скапливается налёт белого цвета; опоясывающий лишай; снижение концентрации тромбоцитов в крови. Это обуславливает появление геморрагической сыпи на конечностях; у пациента часто возникают гаймориты, синуситы, фарингиты и прочее; увеличение нескольких групп лимфоузлов; повышенная потливость в ночное время; снижение зрительной функции. На второй стадии недуга наблюдается снижение массы тела более чем на 10%. К указанным выше патологическим процессам присоединяются такие инфекции: лимфома; гипертермия; диарея; гельминтоз кишечника; туберкулёз; токсоплазмоз; саркома Капоши.

Присущи необратимые изменения, лечение неэффективно. Количество Т-хелперов (СD4-клетки) падает ниже 0,05х109/л, пациенты умирают через недели либо месяцы от начала стадии.

У наркоманов, которые используют психоактивные вещества уже в течение нескольких лет, уровень СD4 может оставаться почти в пределах нормы, но тяжёлые инфекционные осложнения (абсцессы, пневмонии и т.д.) развиваются очень быстро и приводят к летальному исходу.

Глава IV. Лечение и прогнозы

На сегодняшний день стали доступными методы лечения, позволяющие инфицированному человеку прожить полную жизнь до глубокой старости, при этом встретить смерть от самого обычного недуга. Излечить ВИЧ полностью все еще нельзя, тем не менее, его можно удерживать под контролем. Для этого необходимо регулярно принимать специальные препараты и предпринимать меры, для предотвращения заражения другого человека, поскольку подобные случая понесут за собой уголовную ответственность. Несмотря на это, жизнь инфицированных людей нельзя назвать самой легкой.Заразившись, человек становится носителем ВИЧ на всю жизнь. Бороться с ней можно, но избавиться нельзя, так же, как и еще целый ряд хронических болезней. Однако это не значит, что лечиться не имеет смысла. Существует комбинированная противовирусная терапия, подавляющая размножение ВИЧ в организме и не допускающая наступление стадии СПИДа. Принимая препараты, воздействующие на вирус, человек может чувствовать себя здоровым. Поэтому очень важно, как можно быстрее выявить заболевание, обратиться к врачу и принять необходимые меры.

Условно лечение ВИЧ-инфекции можно разделить на такие виды:

  • Этиотропное. Действует непосредственно на возбудителя и способствует уменьшению его патогенного влияния на организм.
  • Патогенетическое. Направлено на предупреждение или замедление изменений, возникших в организме в результате влияния вируса иммунодефицита.
  • Симптоматическое. Такое лечение СПИДа направлено на устранение признаков вторичных заболеваний, которые возникают на фоне иммунодефицита.

В большинстве случаев применяются сразу все вышеуказанные методы лечения ВИЧ, так как важно не только замедлить прогрессирование СПИДа, но и устранить симптомы заболеваний внутренних органов, которые возникли под влиянием вируса, ведь именно от них заражённый человек страдает чаще всего.

Принципы лечения ВИЧ-инфекции, исходя из вышеуказанного, определить несложно. Они заключаются в следующем:

  • Снижение контагиозности вируса иммунодефицита.
  • Улучшение общего состояния пациента.
  • Борьба со вторичными патологиями внутренних органов, спровоцированными СПИДом.

Глава V. ВИЧ-дискриминация как социальная проблема

Дискриминация ВИЧ-инфицированных - следствие неверного представление о путях передачи вируса. Дело в том, что на протяжении длительного времени этот недуг считался болезнью асоциальных элементов. Отношение к больным СПИДом сформировалось именно на основе этой информации. Однако болезнью маргиналов этот недуг перестал считаться уже давно. Сегодня заразиться вирусом иммунодефицита может каждый. Любой человек может заразиться через нестерильный инструмент при хирургическом вмешательстве, непроверенную донорскую кровь и массу других фактором, которые никак не связаны с аморальным образом жизни. Поэтому, прежде чем подвергать дискриминации инфицированных людей, следует помнить о том, что никто не застрахован от страшной болезни под названием СПИД.

Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным людям - это важный момент не только в плане социального взаимодействия. Дискриминация зараженных страшным вирусом людей может привести к увеличению уровня эпидемической опасности.Дело в том, что подверженные негативному воздействию общества, инфицированные стараются скрыть свой диагноз. Они не рассказывают о страшном недуге коллегам по работе, родным и близким, а иногда даже и медицинским работникам. Естественно, это может стать причиной случайного заражения других людей.

Отношение людей к ВИЧ-инфицированным должно быть адекватным. Ведь этот недуг не является проказой, чумой или другим заболеванием, передающимся контактно-бытовым или воздушно-капельным путем. С инфицированным человеком можно общаться, обниматься, держаться за руки, не рискуя заразиться.Отношение общества к ВИЧ-инфицированным - катализатор морали и нравственности социума. Каждый человек должен понимать, что такая беда - не всегда показатель аморального поведения больного. Именно поэтому так важно выработать правильную стратегию общения с такими людьми.Те, кто не владеет в достаточном объеме информацией о путях передачи вируса, нередко задают вопросы о том, можно ли общаться с ВИЧ-инфицированными. Не нужно быть специалистом в области иммунологии и вирусологии, чтобы ответить на них положительно. Конечно, данный недуг изучен не до конца. Но то, что бытовым и воздушно-капельным путем он не передается, ученым удалось выяснить давно.Как общаться с ВИЧ-инфицированными - вопрос, который также интересует многих. Никаких исключений делать не следует. Важно помнить, что люди с положительным статусом такие же, как все. Они живут такой же жизнью, посещают общественные места и даже заводят семьи. Заразиться страшным недугом непосредственно от носителя можно только половым путем или через кровь.Как вести себя с ВИЧ-инфицированным человеком - личное дело каждого. Принудить к нему никто не вправе. Но, выбирая политику в плане отношения к зараженным, не стоит забывать, что на их месте может оказаться любой человек.

Глава VI. Мифы о ВИЧ-инфекции

1. Анализы на ВИЧ часто показывают неправильный результат

Иногда можно услышать, что анализ на ВИЧ может не показывать наличие вируса чуть ли не несколько лет. Это не так. ВИЧ-инфекция может не давать о себе знать несколько лет, это правда. Но тест на ВИЧ становится положительным в течение первых недель. У 95% людей анализ становится положительным уже через 3 месяца, у остальных этот процесс занимает до 6 месяцев.

2. ВИЧ распространяют через иглы в кинотеатрах (дискотеках, транспорте)

3. Если у беременной женщины ВИЧ, он обязательно передастся ребенку

В отношении беременности при ВИЧ преувеличений более чем достаточно. Счтается, что ВИЧ может передаться ребенку от матери во время беременности, родов или вскармливания грудью. Если женщина кормит грудью, и во время беременности и родов не были приняты защитные меры, то риск для ребенка составит 20-30%. Искусственное вскармливание и специальный противовирусный препарат во время беременности уменьшит этот риск до 1-5%.В развитых странах, таких как США или Великобритания, уровень передачи ВИЧ детям уже давно составляет менее 1%. Именно поэтому во время беременности женщины сдают анализ на ВИЧ – чтобы можно было принять все меры для защиты ребенка.

4.ВИЧ-инфекцию распространяют комары

ВИЧ живет в клетках иммунной системы организма человека, но не животного. Поэтому никакие кровососущие – комары, блохи, вши, клещи – в этом плане не страшны.

5.ВИЧ передается при поцелуях и бытовых контактах между людьми

ВИЧ не может выжить вне тела человека, и не во всех физиологических жидкостях выживают клетки вируса.

Глава VII. Практическая часть

  1. Любой человек может заразиться ВИЧ-инфекцией?
  2. ВИЧ/СПИД можно лечить, но нельзя до конца вылечить?
  3. ВИЧ-инфекция может передаваться через воздух (во время разговора, кашля)?
  4. Можно самостоятельно определить свой ВИЧ-статус без тестирования?
  5. Для ВИЧ-инфицированных требуется отдельное рабочее место/ кабинет для обучения?
  6. ВИЧ-инфекция передается при использовании общей иглы, шприца?
  7. Можно заразиться ВИЧ, если целоваться с ВИЧ-инфицированным человеком?
  8. Через укус комара можно заразиться ВИЧ-инфекцией?
  9. ВИЧ передается через незащищенные (т.е. без презерватива) половые отношения?
  10. Женщина, инфицированная ВИЧ, может родить здорового ребенка?
  11. Вы проходили тестирование на ВИЧ на протяжении последних 12 месяцев?
  12. Если близкий вам человек заболеет СПИДом, вы будите поддерживать его/ее, помогать и ухаживать за ним/ней?

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Организация и формы профилактической работы с ВИЧ-инфекциями

Материал для классного руководителя

Профилактика ВИЧ- инфекции- это комплексное понятие, включающее как предупреждение распространения ВИЧ- инфекции половым, инъекционным и перинатальным путем, так и предупреждение перехода ВИЧ-инфекции в терминальную стадию у людей, инфицированных этим вирусом. Основную часть профилактической работы составляют так называемые "поведенческие вмешательства", т.е.просвещение, обучение, поддержка, направленные на снижение индивидуального риска заражения.

Основной принцип профилактики - это доступ к достоверной информации, средствам индивидуальной защиты и условиям изменения поведения независимо от образа жизни, пола, национальности и других обстоятельств.

1 Организация профилактических программ.

Любую профилактическую программу необходимо реализовывать в виде целостной программы действий.

Перед планированием программы необходимо ответить на несколько вопросов:

Кто является целевой группой программы?

Какие есть особенности у целевой группы?

Какие конкретные результаты ожидаются от программы?

Каковы сроки выполнения программы и получения результатов?

Каковы материальные и человеческие ресурсы программы?

Программы состоят из нескольких мероприятий, объединенных общей целью. В программу могут входить следующие мероприятия:

Единовременные массовые акции;

Раздача средств предохранения;

Практически все программы по профилактике ВИЧ/СПИДа, нацеленные на изменение опасного поведения, имеют общие черты.

В них присутствуют следующие характеристики:

Целевой группе дают возможность менять свое поведение постепенно, шаг за шагом

Целевой группе предоставляются ресурсы, которые могут способствовать изменению поведения (консультации, обследование на ВИЧ- инфекцию, контакты молодежных общественных организаций и др.)

Раздаточные информационные материалы

Программы будут малоэффективны, если они:

Содержат неконкретные, неоднозначные или неприменимые в реальной жизни призывы;

Используют преимущественно односторонний дидактический подход (лекция, раздача информации);

Основаны на чувстве страха и стыда, используют репрессивные меры. Страх чаще исполняет роль индикатора опасности, а не мотив к действию. Он сковывает, а не дает возможность думать и выбирать.

Программа по профилактике ВИЧ- инфекции и наркомании делает основной упор на создание возможностей свободного доступа молодежи к достоверной информации о проблемах ВИЧ/СПИДа, наркомании; упор на принципы равного обучения, уважение каждой личности и стремление в профилактической деятельности видеть не массы людей, а конкретного человека, которому мы можем помочь уменьшить жизненные трудности и поддержать его в минуты личного выбора.

2 Формы профилактической работы

Форм профилактической работы существует множество.

Одноразовые акции - такие как, благотворительный концерт или телемарафон привлекают внимание общества к проблеме, дают возможность известным, популярным и обладающим властью людям выразить свое отношение к ней. Успешно проведенные акции помогают привлечь средства для борьбы с эпидемией. Но реально изменить повседневное поведение людей такие акции не в состоянии.

Необходима долгосрочная и целенаправленная профилактическая работа.

В профилактической работе важно использовать систему профилактических форм и методов. Необходимо учитывать особенности профилактической работы и следовать правилам, которые позволят повысить эффективность проводимой работы.

Формы профилактической работы

Большое количество участников;

Возможность привлечь внимание общественности;

Может сильно затронуть эмоции участников;

Возможность собрать средства;

Повысить имидж организации.

Единичность и не связанность с дальнейшей профилактической деятельностью;

Информационная неготовность в области ВИЧ/СПИДа всех ведущих и организаторов мероприятия;

Плохая адаптированность мероприятия поставленной профилактической цели;

Невозможность оценить эффективность результата профилактической работы на уровне конкретного человека.

Раздача информационных материалов и средств защиты;

Связь мероприятия с последующей серией дел, не обязательно массового характера.

Единичные или серия групповых занятий с участниками от 15 до 25 чел. Используются различные формы работы с группой

Позволяет создать атмосферу доверия;

Дает возможность открыто обсуждать волнующие вопросы;

Позволяет создать контакт с каждым участником;

Позволяет начать вырабатывать навыки нового поведения.

Требует большой затраты сил от ведущих;

Требует высокой профессиональной готовности ведущих семинара- тренинга;

Принудительный характер семинаров (запрос от учителей, но не от самих подростков)

Предварительного создание первичного интереса участников к обсуждаемой проблеме- показ фильма, чтение интервью людей с ВИЧ- инфекцией;

Чередование лекционных, игровых, практических и дискуссионных методов работы с группой;

Свобода и конфиденциальность в вопросах и ответах для клиентов;

Конкретность и подробность получаемой клиентом информации; возможность постоянной информационной поддержки.

Необходимость постоянного информирования населения о работе телефона;

Обращение клиентов часто требует не только информационной, но и психологической помощи;

Темы четко конкретизированы, но телефонисты имеют более широкую подготовку;

Организована система информирования населения о работе телефона;

Раздача информационных материалов и средств предохранения

Распространение информационных профилактических материалов и средств предохранения среди целевой группы стихийно или в связи с каким-либо профилактическим мероприятием.

Охват большого количества людей;

Доступность информации и средств предохранения.

Часто пренебрежительное отношение людей к материалам, на информацию не обращается достаточного внимания;

Пассивное восприятие информации

Если распространение материалов сопровождает какое-либо другое профилактическое мероприятие, расширяющее объем информации или затрагивающее эмоции участников;

Если материалы сделаны с учетом особенностей целевой группы, оригинально, привлекательно.

Индивидуальная беседа обратившегося человека с какой- либо проблемой с подготовленным специалистом;

Дает возможность обратившемуся высказать свою проблему, обсудить ее со специалистом и совместно найти возможные пути решения или преодоления ситуации;

Требуется серьезная, профессиональная подготовка специалистов.

Объединение людей, связанных общими проблемами для совместного их решения и оказания поддержки друг другу в индивидуальной жизни

Помогает людям почувствовать, что они не изолированы и не останутся наедине со своими проблемами;

Помочь обмениваться идеями, возможностями о путях решения проблем;

Обеспечивает основу для проведения членами группы различных мероприятий

Закрытость группы для людей, которые не связаны подобными же проблемами.

3 Формы работы с группой.

Лекция (5% усвоения).

Наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Но лекция ставит своих участников в пассивную позицию слушателя.

Чтение (10% усвоения).

Хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно почитать о том, как пользоваться презервативом, и никогда его не использовать. Чтобы повысить эффективность этого метода необходимо предложить донести до слушателей прочитанную информацию и желательно обсудить на тренинге.

Использование аудио-визуальных средств (20%усвоения)

Просмотр и прослушивание талантливого произведения замечательный способ для эмоционального переживания информации.

Использование наглядных пособий (30% усвоения).

Используя наглядные пособия, ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для тренинга могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты и т.д.

Мозговой штурм – хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Этот метод хорош тем, что помогает демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он так же помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.

Коллективные задания - этот вид обучения представляет собой поиск выход из предлагаемой ситуации. Примеры составляются таким образом, чтобы группа получила информацию, а затем попыталась разобраться, дать оценку тому или иному персонажу, подумать и предложить альтернативы его действиям.

Обучение практикой действия (70% усвоения)

Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию и навыки, полученные на тренинге.

Ролевые игры – это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненны ситуаций. Роевая игры – это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники тренинга. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать, и не бояться, что его поведение будет глупым.

Это обмен мнениями. Даже если во время дискуссии стороны не достигли единодушия, все же такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Дискуссия повышает интерес к обсуждаемой теме, позволяет участникам прояснить собственную позицию, увидеть многообразие других мнений и проблему с различных сторон.

Мозговой штурм (генератор идей).

Способ быстрого включения всех членов группы в работу путем свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

Показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

Разработать и использовать новые стратегии поведения;

Отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Этапы мозгового штурма

Ведущий предлагает тему мозгового штурма

Участникам предлагается высказывать любые идеи по предложенной теме. Сразу оговаривается, что принимаются любые высказывания, без критики.

Все высказывания, предложения и идеи записываются на ватман или доску.

В процессе обсуждения группа совместно сортирует идеи по сходству, смысловому содержанию, определяет самое главное и формулирует дальнейшие цели работы.

Необходимо соблюдать следующие условия проведения:

Принятие всех идей, которые высказываются. Необходимо придерживаться правила безоценочности. Все мнения ценны.

Ведущий должен внимательно фиксировать все предложения, высказываемые группой.

Когда ведущий переходит к этапу группировки и формированию идей, необходимо спрашивать участников, согласны ли они с такой формулировкой, или необходимо уточнить.

Выступление в роли обучающего (90% усвоения)

Хочешь выучить и понять сам – объясни другому.

4 Подходы к организации профилактической работы.

4.1 Интерактивный подход

Интерактивность подразумевает под собой следующие особенности передачи информации:

Взаимонаправленность передачи информации от ведущего к группе и от группы к ведущему.

Взаимообмен информацией между участниками группы.

Одинаковую степень участия каждого члена группы и равнозначность вклада каждого в решение поставленной задачи, а также одинаковую значимость мнения каждого.

Использование информации не только привнесенной из вне, но и информации, накопленной членами группы в ходе их жизненного опыта.

А главное – возможность, не получить готовый ответ, а активно искать и самостоятельно найти его.

Существует множество интерактивных методик от дискуссий до ролевых игр, от экспериментов, до социального действия и волонтерского движения. Все они направленны на то, чтобы выработать такое поведение у подростка, которое он считал бы правильным, приемлемым для себя и знал, как его реализовать.

Интерактивный подход позволяет:

Развивать участников группы

Развивать умение отстаивать свое мнение

Распространить уже имеющийся позитивный опыт в группе

Учесть все мнения и откорректировать или развить их

Сделать все перечисленное силами самой группы и каждого конкретного ее участника

Научить думать, выбирать и применять позитивное и противостоять негативному

4.2 Игровые методы обучения:

Игра – это именно то, что без вреда для собственного авторитета и здоровья позволяет применить любые маски в различных ситуациях.

Многие игры позволяют смоделировать ситуации из реальной жизни, отработать навыки на практике, узнать, что думают другие. Игра один из немногих способов разрушить стереотип обучения, максимально интересна при отработке практических навыков.

Интерес, польза и эффективность при игровом подходе - это аксиома.

Игра наиболее приближена к реальной жизненной ситуации, за счет этого игра более интересна, чем просто рассказ о ситуации.

В игру, как правило, вовлечено наибольшее количество чувств, а, следовательно, выше усвоение информации.

Игра более доказательна и демонстративна в случае неочевидных или спорных выводов.

Игра - один из самых интерактивных видов деятельности, где результат зависит не столько от организующего игру, сколько от участвующих в ней.

Игра развивает прогностические и логические способности.

Условия - задания, правила, по которым должны играть, оговариваются заранее и выполняются неукоснительно.

Интрига - те трудности, которые создаются в условиях. Могут быть искусственно созданные затруднения, которые надо преодолеть, загадки, соперники.

Результат - должен быть достижимым при равных возможностях, но риск выполнения задания должен быть обязательно.

Каждый тренер стремиться адаптировать игры к конкретным условиям. Умение ведущего подбирать, применять и создавать игры - основа для хорошего занятия. Проведение игры - это не игра. Главное чувство меры. Не ограничивайтесь только проведением игр, даже если все они соответствуют теме занятия. Чередуйте информацию, игры, обсуждения, демонстрации фильмов. Внимательно следите, все ли поняли правила игры и причину ее проведения.

4.3 Парное преподавание.

Парное преподавание при проведении профилактических занятий имеет ряд неоспоримых преимуществ, таких как:

Больше уверенности в собственных силах, так как есть, кому поддержать;

Возможность взаимного контроля и коррекции информации, взаимной поддержки, передачи друг другу знаний и обмена опытом. За счет этого повышается уровень качества преподавания;

Высокая интенсивность и динамичность занятий. Пока один говорит, другой готовится к следующему упражнению или контролирует ситуацию;

Возможность избежать доминирования одного взгляда, одного мнения, что помогает обучающимся легче сформулировать свое мнение или выбрать из уже имеющихся;

Внимания ведущих хватает не на всех;

Если преподаватели разного пола, они смогу привлекать внимание участников группы обоих полов, избежать мужской/женской предвзятости в освещении вопросов взаимоотношении полов, семьи;

Все это позволяет занятиям проходить нестандартно, более насыщенно, весело и интересно.

4.4 Ассоциативный подход

Сутью ассоциативного подхода является формирование эмоционального восприятия, за счет чего увеличивается объем запоминаемой информации. Происходит перенос обобщенной информации в область личных переживаний и, таким образом, изменяется отношение человека и, следовательно, это может изменить его поведение. Ассоциативный подход не предполагает полного погружения в проблему и не заставляет переживать состояние слишком глубоко.

Основная цель ассоциативного подхода – закрепить в памяти с помощью ассоциаций необходимую информацию и добиться восстановления и применения ее в нужный момент.

Так же ассоциативный подход рассчитывает не только на осознанное восприятие, но и на бессознательные образы.

Список литературы:

Лечение и помощь при ВИЧ/СПИДе. Клинические протоколы для Европейского региона ВОЗ. Под ред.: Ерамовой И., Матича С., Мюнз М. ВОЗ, Копенгаген, 2007.- 552 с.

Национальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой в ходе 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, июнь 2001. Отчетный период: январь 2006 года – декабрь 2007 года. – Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ. ЮНЭЙДС, 2008. – 56 с.

Покровский В.В., Ладная Н.Н., Соколова Е.В., Буравцова Е.В. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень. – М:ФНМЦ по профилактике и борьбе со СПИДом, 2010.

Покровский В.В. ВИЧ/СПИД в России: ситуация и прогноз // Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2008. – № 3. – С. 4 – 7.

Проблема

Люди плохо владеют информацией о путях заражения инфекцией, что приводит к риску заражения большего количества людей.

Актуальность темы

Распространение ВИЧ-инфекции стало проблемой номер один для Всемирной организации здравоохранения и ООН. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, до сих пор не найдено лекарство против вируса; во-вторых, как следствие стремительно растет количество зараженных людей.

Гипотеза

Если мы предоставим информацию о ВИЧ (СПИД) сегодняшним школьникам, которые вероятней всего плохо осведомлены о проблемах ВИЧ-инфекции, то в будущем, возможно, снизится число заболевших.

Объект исследования

Предмет исследования

Этапы работы

Методы исследования

1.Анализ
2.Анкетирование
3.Сравнение
4.Описание
5.Обобщение

1. ВВЕДЕНИЕ

На пороге тысячелетий наступает момент, когда
Мы за все бываем в ответе, перелистывая года,
Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая,
Приобщаясь к дурным привычкам о здоровье своем забывает.

Здоровье нации - это основа нашего успешного будущего. Поэтому очень важно, чтобы молодое население, которое составляет основной генофонд страны, оставалось здоровым. Для этого необходимо предпринимать необходимые меры по профилактике различных заболеваний.
Глобальная пандемия ВИЧ - инфекции - это суровая реальность нашего времени, о которой следует помнить всем живущим на Земле людям. Аналогов эпидемий и пандемий - как это случилось с ВИЧ - инфекцией, не было.

Проблема ВИЧ-инфекции на данном этапе развития современного общества стала проблемой номер один для Всемирной организации здравоохранения и ООН, оттеснив на второе место рак и сердечнососудистые заболевания. Это связано со стремительным ростом ВИЧ-инфекции среди наркоманов, полового пути инфицирования, инфицирование детей от матерей.

Данная проблема является не только медицинской, но и социальной.

Впервые об эпидемии инфекции ВИЧ и СПИД заговорили более 20 лет назад.

В начале 80-х годов в медицинских журналах стали появляться статьи, описывавшие симптомы заболевания, обнаруженного среди гомосексуалистов, а также у наркоманов, пользовавшихся общими шприцами. Проблема успела привлечь к себе намного больше внимания, чем какая-либо из появившихся в последнее время болезней. Синдром приобретенного иммунодефицита, больше известный как СПИД, угрожает жизни значительной части человечества.

С 2005 по 2018 год в стране регистрировался ежегодный рост количества новых выявленных случаев инфицирования ВИЧ.

  • в 2011-2015 годах ежегодный прирост количества новых случаев ВИЧ-инфекции составлял в среднем 10%,
  • в 2016 г. - 4,1%, в 2017 г. - 2,2% по сравнению с предыдущим годом.

В 2018 г. Территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИД было сообщено по предварительным данным о 51 744 новых случаях ВИЧ-инфекции, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период 2017 г.

Показатель заболеваемости в 2018 г. составил 35,2 на 100 тыс. населения.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами на улице, не болеть. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе . Но если мы научим детей со школьного возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье , если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья и физического развития. Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок, что вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации. Задача, которая до сих пор решается слабо и бессистемно, - это пропаганда здорового образа жизни. Вместе с тем здоровье человека является непреходящей ценностью. Приоритетным направлением социально - педагогической помощи должно стать медико-педагогическое просвещение родителей, детей, с целью формирования здорового образа жизни.

Трудно поспорить с утверждением, что в основе всестороннего развития и успехов человека лежит здоровье. Есть у человека здоровье, он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост. Нет здоровья у человека, он как бы топчется в своем развитии и в социальной жизни на одном и том же месте, постепенно теряя то, что у него было.

Именно для успешного будущего наших детей в школьном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.

Таким образом, направленность данного проекта на нравственное, физическое и психическое здоровье (совершенствование) подрастающего человека обусловлена современными требованиями личностного развития.

Проект ознакомления с человеческим организмом, здоровьем включает в себя следующие компоненты:

  • ценностный - формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважения к чужой жизни и здоровью, мотивационно-потребностной сферы;
  • развивающий - формирование у ребенка активной позиции, направленной на саморазвитие (на здоровье, на счастливую жизнь);
  • практический - практическое осуществление и применение познанного.

Учитывая высокую заболеваемость ВИЧ-инфекцией и ее быстрые темпы распространения, возникает необходимость в активном проведении профилактики по ВИЧ.

Реализация проекта поможет воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.

3. ЦЕЛЬ: Дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

4. ЗАДАЧИ

  • Познакомиться с литературой по теме исследования.
  • Проанализировать собранный материал.
  • Рассказать школьникам о проблеме ВИЧ/СПИД;
  • Формировать ценностное отношение к своему здоровью;
  • Формирование у учащихся навыков ответственного поведения;
  • Научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска;
  • Информировать учащихся о службах помощи для ВИЧ- инфицированных.

5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

6. ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ

6.1. Подготовительный этап

Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка… Точка, которую заселяют живые существа. Точка, где день сменяется ночью, идет за месяцем месяц, за годом год, где жизнь сменяется смертью. И так каждые сто лет отсчитываются века, которые управляют человеком и которыми управляет человек.

СПИД… От него умирает каждый заразившийся человек. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин против СПИДа. Единственная мера защиты - профилактика. А узнать, сколько тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом - страшно. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то - длиннее. Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения: СПИД - это далеко, СПИД - это не у нас, СПИД - все же редкость…

Сегодня в потоке событий, происходящих в нашей стране, в городе, на работе, в школе, - человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе и школьников. Сотни тысяч никому не известных людей, а завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!


Распространение ВИЧ в мире.

Чтобы разобраться в проблеме мы решили обратиться к научным статьям.

На сегодня вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - самый изученный из всех вирусов. О ВИЧ опубликовано более 200 тыс. научных статей. За 30 лет ученые узнали его строение, эпидемиологию, жизненный цикл, функции его белков и многое другое.


1.Модель ВИЧ. В модели сделан вырез, позволяющий заглянуть внутрь частицы. Оранжевым цветом обозначены собственные белки вируса, серым цветом показаны компоненты, которые вирус берет у клетки-хозяина.

2. Клетка, инфицированная ВИЧ

Что же такое ВИЧ?

ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека.

В - вирус - это микроорганизм, который характеризуется тем, что не может воспроизводить себя самостоятельно. Он делает это только, используя механизмы человеческой клетки.

И - иммунодефицит - то нарушение нормальной работы иммунной системы организма, приводящее в недостаточности иммунитета.

Ч - человека, поскольку этот вирус поражает людей.

1. ВИЧ заражает лимфоциты-хелперы, которые регулируют иммунный ответ. Смерть этих клеток ведет к дерегуляции иммунитета - его чрезмерной активации и одновременно неспособности фокусироваться на патогенных микроорганизмах.

2. ВИЧ наносит удар по иммунной системе в течение первых недель инфекции, но симптомы нарушения иммунитета в среднем проявляются через 8 лет в виде синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД). Это происходит, когда иммунная система, до этого лихорадочно восполняющая потери лимфоцитов-хелперов, истощается и проигрывает борьбу с вирусом.

3. ВИЧ принадлежит к семейству ретровирусов, роду лентивирусов. Частицы ВИЧ содержат геном в виде двух копий РНК, которые вирус превращает в ДНК после проникновения в клетку. Эта ДНК встраивается вирусом в ДНК клетки хозяина и остается там до смерти клетки.

4. Лентивирусы существуют миллионы лет и были найдены у кроликов, кошек, лошадей и ряда африканских обезьян. ВИЧ проник в человеческую популяцию от шимпанзе примерно 100 лет назад в западной Африке.

5. ВИЧ передается через кровь, при сексе или от матери к ребенку при родах. В быту, при поцелуях, укусах и рукопожатиях ВИЧ не передается. Не передается он и комарами.

6. Наиболее надежным способом предотвращения инфицирования ВИЧ при сексе является презерватив. За последние 2 года три новых способа предотвращения ВИЧ показали обнадеживающие результаты: вакцина, прием лекарств до секса и любрикационный гель с лекарствами, но эффективность всех трех пока слишком низка (30−50%), чтобы их можно было вводить в широкое употребление.

7. Было разработано более 20 лекарств, останавливающих репликацию ВИЧ (это больше, чем для любого другого вируса). Лекарства снижают количество вируса в крови до ничтожного уровня и предотвращают СПИД. Также лекарства позволяют предотвратить передачу вируса от матери к ребенку при родах и при грудном вскармливании.

8. Встроившись в ДНК клетки, ВИЧ иногда переходит в латентную форму, которая никак себя не проявляет, а потому ни лекарства, ни иммунная система не могут на него повлиять. В таком виде он может существовать десятки лет. Из-за латентных вирусов лекарства от ВИЧ приходится принимать всю жизнь. В организме переставшего принимать лекарства человека вирус выходит из латентной формы, и болезнь развивается снова.

9. ВИЧ очень гибок генетически, что позволяет ему уходить от иммунного ответа, а также приобретать устойчивость к лекарствам. Для предотвращения устойчивости к лекарствам при лечении их применяют по три одновременно.

Работая над поставленной проблемой, унас возникли следующие вопросы.

Каковы пути передачи ВИЧ-инфекции?

ВИЧ передается только через определенные жидкости организма: кровь, сперму, вагинальный секрет, грудное молоко.

ВИЧ проникает в организм тремя путями:

1. Половым - во время незащищенного (без использования презерватива) секса с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом. При правильном использовании презерватив защищает от заражения ВИЧ-инфекцией на 70 %.

2. Парентеральный (при попадании в кровь):

- при переливании инфицированной крови и ее компонентов, взятых от донора, зараженного ВИЧ. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

- при использовании нестерильных игл, шприцев и других медицинских инструментов, загрязненных кровью человека, зараженного ВИЧ (при совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно; при нанесении татуировок; при совместном использовании маникюрных и бритвенных принадлежностей).

3. Вертикальный (от матери к плоду) - во время беременности от инфицированной матери к плоду, во время родов и с молоком матери.

СПИД - тяжелое и опасное заболевание. Его лечение предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

Читайте также: