Инфекции представляющие угрозу санитарно эпидемиологическому благополучию населения

Обновлено: 12.05.2024

Заболевания, вызывающие чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – это группа инфекционных заболеваний, представляющих исключительную эпидемическую опасность. Возбудители ряда таких инфекций составляют основу биологического оружия массового поражения. Это болезни, которые могут оказать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах: оспа; полиомиелит, вызванный диким полиовирусом; человеческий грипп, вызванный новым подтипом; тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС); холера; чума; желтая лихорадка; лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, лихорадка Западного Нила, лихорадка Зика, лихорадка Денге, лихорадка Рифт-Валле, менингококковая инфекция и т.д.

В 2015 г. поступила информация о 98808 больных холерой из 31 страны Азии, Африки, Америки и Европы.

Холера – острое кишечное заболевание. Угроза заражения существует при использовании инфицированной воды для санитарно-гигиенических и бытовых нужд и контакте с больным, который загрязняет испражнениями, содержащими огромное количество холерного вибриона, руки, белье, посуду, продукты питания и бытовые предметы, воду.

Возбудители холеры, попадая со сточными водами в водоемы и колодцы, не только выживают в них и сохраняют свои инфицирующие свойства, но и активно размножаются, распространяясь вместе с водой. В таких случаях вспышка холеры может перерасти в настоящую эпидемию.

Заразиться чумой в ее природных очагах можно при укусе блох, активных переносчиков чумы от больных грызунов к человеку. Кроме того, существует контактный путь заражения чумой при охоте на больных грызунов и разделке их шкурок. Но самым опасным для человека путем распространения чумы является воздушно-капельный, подобно высокопатогенному гриппу.

При малярии источником инфекции является больной человек или паразитоноситель, а переносчиком инфекции - комар рода Anopheles. Выплод комара происходит в хорошо прогретых водоемах, прудах, емкостях для сбора воды. Наиболее опасна тропическая малярия.

Лихорадка Зика - острое инфекционное заболевание, передается через укусы комаров, а также от матери к плоду во время беременности, при половых контактах, переливании крови, при контактах с биологическими жидкостями больного (уход за больным, выполнение медицинских процедур).

В случае появления лихорадки, жидкого стула, рвоты, высыпаний на коже и слизистых оболочках, желтухи, кровоизлияний и кровотечений, дефекта кожных покровов (язвы, эрозии) в месте укуса насекомых, необходимо срочно обратиться за медицинской помощью.

Риск заражения этими инфекциями может быть снижен при выполнении несложных профилактических мер:

- не пейте воду из незнакомых водоисточников, поверхностных водоемов; пейте только кипяченую воду, напитки промышленного производства гарантированного качества. Для чистки зубов употребляйте кипяченую воду;

- строго соблюдайте правила личной гигиены: мойте руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета;

- не употребляйте неизвестные продукты; избегайте приобретать продукты питания с лотков, в киосках, в не сертифицированных государством кафе и ресторанах;

- не употребляйте лед или мороженное, если нет уверенности в том, что они приготовлены из безопасных продуктов;

- избегайте употребления сырых морепродуктов и других сырых продуктов;

- овощи и фрукты перед употреблением мойте кипяченой водой;

- купайтесь в местах, специально отведенных для этих целей, не заглатывайте воду во время купания;

- при выезде на природу для защиты от комаров и клещей применяйте защитную одежду, репелленты; для отдыха выбирайте места, не заселенные грызунами, клещами, проводите само- и взаимоосмотры на наличие клещей после пребывания на природе;

- содержите в чистоте жилые помещения, особенно кухню и туалет, уничтожайте мух, являющихся переносчиками заболеваний;

- по возможности, запоминайте факты контактов с дикими и домашними животными, грызунами, укусов насекомых, так как в случае возникновения у вас заболевания эта информация может помочь правильно и своевременно поставить диагноз.

Помните, что соблюдение мер профилактики поможет вам избежать инфекционных заболеваний!

При первых признаках заболеваний обращайтесь к врачу. От своевременно оказанной медицинской помощи зависит не только жизнь больного, но и безопасность окружающих.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:

Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.

органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В случае совершения таких действий, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, то наступает ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

А более 114 775 человек уже излечились, и процент смертности в целом держится на относительно невысоком уровне — 3-4 %. Для сравнения, от обычного сезонного гриппа по данным ВОЗ каждый год умирает от 290 до 650 тысяч человек. Из чего напрашивается логический вывод, что опасность коронавируса несколько преувеличена, а его летальность не дотягивает до масштабов вспышек ТОРС (атипичной пневмонии) в 2003 г. или лихорадки Эбола в 2013-2016 гг.

Обратим внимание и на то, что коронавирус не числится в списках заболеваний, любое событие с участием которых всегда оценивается как чрезвычайное согласно Международным медико-санитарным правилам (2005 г.).

Тем не менее, 31 января этого года Правительство добавило коронавирус в российский перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, тем самым породив очередную волну паники и необоснованных страхов, а также всяческого рода спекуляций на чрезмерной мнительности населения страны.

Целесообразность подобного решения вызывает вопросы, все-таки вспышка нового коронавируса несопоставима по степени риска для общественного здравоохранения с такими заболеваниями как, например, чума или сибирская язва.

Таким образом в первую очередь мы должны понять, как именно вопросы противодействия опасным инфекционным заболеваниям регулируются на международном и национальном уровнях, и есть ли между ними различия. Для этого следует рассмотреть и проанализировать Международные медико-санитарных правила ВОЗ (2005 г.), а также отечественные законодательные нормы, регулирующие противоэпидемические мероприятия в сфере защиты от особо опасных инфекционных заболеваний.

Международная классификация инфекционных заболеваний (согласно медико-санитарным правилам)

Одним из наиболее важных аспектов ММСП-2005 года является создание глобальной системы эпиднадзора за чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения, имеющими международное значение. ММСП-2005 года расширяет сферу применения правил, укрепляет авторитет ВОЗ в области эпиднадзора и ответных мер, содержит более строгие обязательства по эпиднадзору и ответным действиям и применяет принципы прав человека к мероприятиям общественного здравоохранения.

Стоит отметить, что такого понятия, как ООИ, в ММСП-2005 г. не содержится. Этот термин используется только в странах СНГ и то, преимущественно, неофициально (в ХХ веке такой термин действительно существовал в законодательстве, однако сейчас его используют, скорее, по привычке). Согласно же ст. 1.1 ММСП-2005 г. ВОЗ определяет любую инфекцию как заболевание или состояние здоровья, которое угрожает или может угрожать здоровью человека независимо от его источника или происхождения и разделяет на:

  1. болезни, которые являются необычными и могут оказать серьёзное влияние на здоровье населения:
    • оспа,
    • полиомиелит, вызванный диким полиовирусом;
    • человеческий грипп, вызванный новыми подтипами;
    • тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) или (SARS);
  2. болезни, любое событие с которыми всегда оценивается как опасное, поскольку эти инфекции обнаружили способность оказывать серьёзное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах:
    • холера,
    • легочная форма чумы,
    • желтая лихорадка,
    • лихорадка Ласса,
    • лихорадка Марбург,
    • лихорадка Эбола,
    • лихорадка Западного Нила.
    • лихорадка денге,
    • лихорадка Рифт-Валли,
    • менингококковая болезнь (менингококковая инфекция).
  3. болезнь или медицинское состояние, любые события с которыми потенциально имеют международное значение, включая события с неизвестными причинами или источниками.

Таким образом, в настоящее время сфера применения ММСП-2005 г. не ограничивается конкретными инфекционными болезнями, что позволяет не только быстро реагировать и предупреждать распространение уже известных заболеваний, но и применять соответствующие меры к новым и постоянно изменяющимся рискам для здоровья населения. С учетом тенденции глобализации распространения инфекций, неуклонного появления новых и возвращения старых инфекционных заболеваний, роста миграционной активности населения и торговли, всеобщей урбанизации и новых условий хозяйствования, такой подход является более содержательным и предпочтительным для практического применения.

Цели и основные методы ММСП-2005 г.

Чтобы помочь странам определить, о каких событиях следует сообщать, новые правила предоставляют механизм оценки того, являются ли события потенциальными международными угрозами. Государства-члены должны в течение 48 часов оценить любое событие, происходящее на их территории, и определить, может ли это быть чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения с использованием алгоритма (см. Приложение № 2 ММСП-2005 г.).

Помимо защиты общественного здоровья, другой важной целью ММСП-2005 г. является предотвращение ненужного экономического ущерба. В случае возможной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, страны могут стремиться закрыть свои границы, чтобы защитить свое население. Однако преждевременное или необоснованное закрытие границ может иметь серьезные негативные экономические последствия.

Препятствия в реализации ММСП-2005 г.

Несмотря на серьезный шаг вперед в глобальном эпиднадзоре, существует ряд недостатков и проблем в реализации требований ММСП-2005 г.:

  • многие развивающиеся страны не имеют возможности выявлять и реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения в силу банального отсутствия необходимых для этого ресурсов и соответствующей инфраструктуры эпиднадзора (лишним тому подтверждением является вспышка лихорадки Эбола в 2014-2016 гг. в Западной Африке);
  • некоторые страны могут принять решение действовать в одностороннем порядке исключительно в собственных интересах, где собранная информация и биологические данные совсем не обязательно передаются международному сообществу. такая ситуация имела место в 2007 году, когда правительство Индонезии отказалось передавать ВОЗ штаммы птичьего гриппа, опасаясь завышенных цен на вакцину и требуя гарантии того, что ни одна фармацевтическая компания не станет продавать вакцину с коммерческой целью (что сделало бы вакцинопроофилактику нереально дорогой для страны);
  • во многом Международные медико-санитарные правила рассматривают интересы здоровья населения, как подчиненные по отношению к проблемам государственной безопасности и состоянию экономики. Поэтому меры их реализации в значительной степени сводятся к чрезмерному надзору, со значительно меньшим вниманием к вопросам помощи развивающимся странам;
  • отсутствуют правовые механизмы для обеспечения соблюдения установленных ММСП-2005 г. требований. Таим образом, накладывая определенные обязательства на государства-участники, ВОЗ не предусмотрело никакой ответственности за их нарушение, тем самым подрывая надежность в осуществлении достигнутых договоренностей.

Положительные тенденции в области международного здравоохранения

Расширение спектра событий общественного здравоохранения, находящихся под наблюдением, и использование критериев оценки риска при принятии решения , о каких инцидентах следует сообщать ВОЗ, возможно, является единственным наиболее важным достижением в области эпиднадзора в ММСП-2005 г. Это изменение значительно повышает эффективность эпиднадзора за возникающими инфекционными заболеваниями, которые недавно появились в человеческой популяции или существовали в виде спорадических случаев, но теперь быстро растут по частоте или географическому охвату.

Стратегия надзора ММСП-2005 г., особенно в части инструментов принятия решений, была специально разработана для того, чтобы сделать ММСП-2005 г. непосредственно применимым к возникающим случаям инфекционных заболеваний, которые обычно являются неожиданными, и угрожают распространиться на международном уровне.

Противодействие особо опасным инфекционным заболеваниям в нормативно-правовых актах РФ

Российская Федерация как социальное государство в полном объеме реализует право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одним из способов реализации данного права является обеспечение благоприятной окружающей среды, в том числе путем ограничения распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

  • Оспа
  • Полиомиелит, вызванный диким полиовирусом
  • Человеческий грипп, вызванный новым подтипом
  • Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)
  • Холера
  • Чума
  • Желтая лихорадка
  • Лихорадка Ласса
  • Болезнь, вызванная вирусом Mapбург
  • Болезнь, вызванная вирусом Эбола
  • Малярия
  • Лихорадка Западного Нила
  • Крымская геморрагическая лихорадка
  • Лихорадка Денге
  • Лихорадка Рифт-Валле (долины Рифт)
  • Meнингококковая болезнь

Таким образом, перечень заболеваний, требующих изоляции лиц и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, не классифицирован по тяжести, степени опасности, по возможным последствиям для здоровья и является исчерпывающим, т.е. в целом не определен вариационный ряд событий в связи с новыми и постоянно изменяющимися рисками для здоровья населения, что не совсем корректно и требует дальнейшей доработки.

В связи с ужесточением наказания за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, многих руководителей интересует вопрос на сколько велика вероятность подвергнуться административным штрафам.

Для ответа на этот вопрос предлагаю вместе с нами проанализировать действующее законодательство и нормативные правовые акты.

Ответственность за нарушения карантина

С 01 апреля 2020 года статьи 6.3. КоАП РФ дополнена частями 2 и 3, согласно которым:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных прав ил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий , совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания , представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) , либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

– влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч д о ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Действия предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Какое законодательство имеется ввиду?

Речь идет о Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, в большей степени о нормах, предусмотренных главами 3 и 4 данного Закона.

Согласно ст. 29 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе:

по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина),

осуществлению производственного контроля,

мер в отношении больных инфекционными заболеваниями,

проведению медицинских осмотров,

гигиенического воспитания и обучения граждан.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица СЭС имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания

об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Что касается Правил и гигиенических нормативов здесь ситуация обстоит сложнее. На территории РФ действует бесчисленное количество таких правил и времени на их изучение требуется достаточно много.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.”

Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования установлено Руководством Р 1.1.002-96″ (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 14.05.1996). Нас интересует раздет 3 Руководства Он содержит перечень документов, касающихся Эпидемиологии.

Сейчас в него включены следующие документы:

Документ или орган, утвердивший санитарные требования

Временные методические рекомендации “Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 4 (27.03.2020)

Временные рекомендации по организации лабораторной диагностики новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)

Роспотребнадзор (письмо от 21.01.2020 N 02/706-2020-27)

Предварительные рекомендации по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в медицинских организациях

Роспотребнадзор (письмо от 25.01.2020 N 02/847-2020-27)

Методические рекомендации о проведении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и присмотр и уход за детьми, любой формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями необходимых мероприятий, направленных на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе об организации медицинского осмотра детей при функционировании указанных образовательных организаций в режиме свободного посещения

Минпросвещения России (письмо от 25.03.2020 N ГД-65/03)

Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях

Минпросвещения России (письмо от 13.03.2020 N СК-150/03)

Роспотребнадзор (письмо от 13.03.2020 N 02/414б-2020-23)

Временное руководство “Рекомендации ВОЗ “Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупами в контексте COVID-19”

Мероприятия по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2019 – 2020 годов

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2019 N 10

Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами

Роспотребнадзор (Письмо от 23.01.2020 N 02/770-2020-32)

Протокол мероприятий по недопущению внутрибольничного распространения инфекционных заболеваний, вызванных коронавирусом штамма COVID-19 в медицинской организации

Приказ Минздрава России от 16.03.2020 N 171

Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания и пищеблоках образовательных организаций

Роспотребнадзор (Письмо от 14.02.2020 N 02/2230-2020-32)

Рекомендации по проведению профилактических мероприятий и дезинфекции автотранспортных средств для перевозки пассажиров в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции

Роспотребнадзор (письмо от 13.02.2020 N 02/2120-2020-32)

Согласно пункту 5.2 Временных методических рекомендаций “Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 4 (27.03.2020)

к Неспецифической профилактике коронавирусной инфекции относятся:

Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. От 25.03.2020)

Приказ Минздрава ( Приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н (ред. От 27.03.2020) “О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19”

Разбираемся с периодами, когда возможно привлечение к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.

Административное наказание по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение Закона и Правил грозит в том случае, если нарушение вышеуказанного законодательства допущено:

В период режима чрезвычайной ситуации

При возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих

В период карантина

За невыполнение законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Что такое ЧС когда и кем она вводится

Постановлением Правительства России от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

госпитализации для обследования

об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания

проведении обязательного медицинского осмотра

изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Что такое карантин

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, на территории РФ, территории субъекта РФ, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Карантин вводят (отменяют) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные меры по защите населения

ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию , на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

кто и как определяет зоны чс

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

чрезвычайную ситуацию локального характера ,

зона ЧС не выходит за пределы территории организации (объекта), количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 240 тыс. рублей;

чрезвычайную ситуацию муниципального характера ,

зона ЧС не выходит за пределы территории одного муниципального образования, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью, не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера,

зона ЧС затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;

чрезвычайную ситуацию регионального характера,

зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;

чрезвычайную ситуацию межрегионального характера,

зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;

чрезвычайную ситуацию федерального характера,

в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласно ст. 11 Закона о защите населения…, в том числе, разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Читайте также: