Инфекционные и соматические заболевания у детей

Обновлено: 15.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Дети с соматическими заболеваниями

Соматические болезненные состояния - это целый ряд осложнений, связанных с физическим ростом, функционированием и развитием, такие как ухудшение зрения и слуха, что составляет часть картины в целом. Около 1/5 детей с соматическими болезнями или с болезненными состояниями значительно ограничены в повседневной деятельности и сталкиваются с многочисленными трудностями в приобретении друзей, в посещении школы и просто в достижении нормального качества жизни.

Ряд особенностей познавательных и эмоциональных процессов у учащихся с ослабленным здоровьем накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность и, как правило, приводят к возникновению следующих трудностей в обучении:

1) низкая готовность к школьному обучению, личностная и мотивационная незрелость;

2) трудности в школьной адаптации (особенно в первом классе): нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни и смены ведущей деятельности;

3) высокая утомляемость при выполнении заданий;

4) медленная переключаемость внимания с объекта на объект; выраженная невнимательность, из-за чего соматически ослабленных детей часто относят к категории ленивых;

5) низкий темп работы, особенно при письме и чтении;

6) высокая чувствительность к замечаниям учителя;

7) эмоциональная неустойчивость, особенно проявляющаяся в реакциях на поставленную оценку;

9) особенности эмоционально-личностной сферы впоследствии влекут изменения личности ребенка: он считает, что имеет право на облегченную деятельность, щадящий режим, сострадание и соучастие со стороны педагогов и окружающих детей.

Самой главной особенностью, отличающей социальную ситуацию развития соматически ослабленного ребенка, является наличие образовательной депривации в результате частых пропусков школы и госпитализации. Подобные условия развития ребенка неизбежно влекут пропуски программного материала, его несистемное и непоследовательное усвоение и как следствие пробелы в знаниях.

Все патологические расстройства данной группы условно можно дифференцировать на такие классы:

  1. Конверсионные болезни – патологии, возникающие после невротического конфликта. Такие соматические расстройства носят временный характер. Яркими примерами этих заболеваний являются слепота, паралич и глухота.
  2. Органические болезни – они провоцируются стрессом, испугом и чрезмерными переживаниями. Чаще человек испытывает сильные болезненный ощущения, который могут иметь различную область локализации.
  3. Патологические расстройства, возникновение которых связано с индивидуальными особенностями организма. Например, у пациента имеется склонность к получению травм. Ее возникновению способствуют вредные привычки (переедание, злоупотребление спиртными напитками или табакокурение).


Острые соматические заболевания

Чаще такие патологические расстройства развиваются в детском и молодом возрасте, реже – после 30 лет. Больше им повержены девушки и женщины. Выше вероятность того, что начнут развиваться соматические болезни, у тех женщин, близкие родственники которых страдают аналогичными недугами. Увеличивают шансы появления такого патологического расстройства лекарственная и наркотическая зависимость. Перечень соматических заболеваний в острой форме:

  • гастрит;
  • бронхит;
  • ревматоидный артрит;
  • поражение почек и желудочно-кишечного тракта;
  • язвенный колит и так далее.

Хронические соматические заболевания

Патологические расстройства в такую стадию переходят из острой формы. Заболевания соматического характера:

  • нейродермит;
  • эссенциальная артериальная гипертензия;
  • нефрит ;
  • гепатит;
  • пневмония;
  • диффузный гломерулонефрит;


Причины соматических заболеваний.


Соматическая система сложна, но чаще она дает сбой под воздействием следующих факторов:

  • сильной нервозности;
  • страхов;
  • постоянных конфликтов;
  • чувства недовольства;
  • тревог;
  • сильного гнева.


Симптомы соматических заболеваний у детей, подростков и взрослых

Для таких патологических расстройств характерна определенная клиническая картина. Даже самые тяжелые соматические заболевания могут сопровождаться следующими симптомами:

В детском возрасте соматические расстройства сопровождаются следующими признаками:

  • эмоциональной нестабильностью;
  • повышенной чувствительностью к инфекциям;
  • аллергической предрасположенностью;
  • вегетативной дистонией;
  • заиканием, тиками и прочими психомоторными нарушениями;
  • метеозависимостью ;
  • снижением защитных сил организма.

Лечение соматических заболеваний

Перед тем как назначить терапию, доктор должен:

  1. Выявить первопричину расстройства.
  2. Определить, не является ли это заболевание наследственным.
  3. Изучить результаты анализов.

Соматические заболевания список имеют большой. Их лечение должно проводиться комплексно. Психотерапия соматических заболеваний позволяет добиться более быстрого результата. Она воздействует конкретно на механизм развития недуга. Также могут назначаться транквилизаторы и антидепрессанты. Дополнительно используются средства народной медицины.


Обучение и воспитание детей с соматическими заболеваниями


Обучение соматически ослабленных детей должно проводиться в особых условиях, по индивидуальным программам, специально разработанным с учетом особенностей их психического развития. Кроме того, для данной категории детей необходимо разрабатывать методы психолого-педагогической помощи, социально-психологической и профессиональной адаптации.

Решение этих задач возможно только с учетом особых образовательных потребностей данной категории детей.

1. Время начала образования - как правило, соматически ослабленные дети идут в школу в возрасте 7 лет. Но в силу определенных обстоятельств (частые и продолжительные заболевания, госпитализация, длительный реабилитационные период после перенесенного заболевания и т. п.) может случиться так, что ребенок поступает в школу в возрасте 8 лет и позже.

2. Содержание образования - потребность во введении специальных разделов обучения для соматически ослабленных детей не предусмотрена. В большинстве случаев эти дети интеллектуально сохранны и при определенных условиях вполне усваивают программу массовой общеобразовательной школы. Однако частые пропуски школы ребенка по болезни приводят к тому, что впоследствии ему приходится осваивать образовательную программу в сжатые сроки.

4. В особой организации обучения - потребность в качественной его индивидуализации, в особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды:

а) преимущественное использование индивидуальных форм работы;

б) выделение промежуточных этапов достижения результата как самостоятельных в усвоении определенного содержания учебного материала;

в) усвоение основной программы через погружение в проблемно-творческие ситуации с использованием базовых элементов предметного мира (дерево, дом, человек, животное);

г) исключение состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;

д) подбор индивидуального темпа работы и нагрузки учащегося;

е) избегание повышенной утомляемости детей;

ж) психологическое сопровождение образовательного маршрута.

5. В определении границ образовательного пространства - потребность в максимальном его расширении за пределы образовательного учреждения. Соматически ослабленного ребенка следует максимально включать во внеурочные и внешкольные формы взаимодействия, которые позволят ему ликвидировать коммуникативные и социальные барьеры в общении со сверстниками.

6. В продолжительности образования - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста - в особых случаях (случаях неусвоения образовательной программы) соматически ослабленные дети требуют пролонгиро-ванности обучения, т. е. его продолжения и (или) повтора.

7. В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии - потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей. Единство лечебных, педагогических, воспитательных и психологических задач в обучении и оздоровлении детей позволяет своевременно диагностировать нарушения физического развития, оказывать детям лечебную и коррекционную помощь, проектировать индивидуальнообразовательные маршруты, варьировать нагрузку для отдельных категорий детей, разрабатывать соответствующие рекомендации и проводить консультативную работу для педагогов и родителей.

Эмоциональное и социальное состояние, способность к обучению у таких детей могут медленно нормализоваться. Дети в этом случае нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей и учителей, а родители в свою очередь должны получать поддержку со стороны педагога и лечащего врача. В этом случае особого внимания в семье и учебном коллективе требует формирование благоприятного микроклимата, который в свою очередь зависит от постановки задач, решаемых в ходе инклюзивного обучения.

Одна из самых серьезных диагностических проблем - психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Леонид Семенович Чутко

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Представлена основная информация о жаропонижающих препаратах для детей, показания для снижения температуры у детей, возможные причины лихорадки, сопровождающей инфекционные и соматические заболевания.

General information about antipyretic medications for children, indications for reduction of the temperature in children, possible reasons of fever accompanying infectious and somatic diseases were presented.

Лихорадка — это повышение температуры тела выше нормальных суточных колебаний (в течение суток колебание температуры тела составляет 0,5–1 °С у здорового человека), сопровождающее большинство инфекционных и некоторые неинфекционные заболевания. Развитие лихорадки связано с пирогенами — веществами, попадающими в организм человека извне, а также образующимися внутри него. Экзогенные пирогены чаще всего представляют собой компоненты инфекционных возбудителей (липополисахариды, суперантигены, пептидогликаны, мурамилдипептиды клеточных стенок грамположительных и грамотрицательных бактерий и т. д.). Экзогенные пирогены действуют опосредованно, через эндогенные пирогены — провоспалительные цитокины (интерлейкин-1β, интерлейкин-6, фактор некроза опухоли-α, интерферон-α), которые продуцируются макрофагами, моноцитами, дендритными, эндотелиальными, эпителиальными клетками (рис.). Это приводит к образованию простагландина Е2 (PGE2), активирующего терморегулирующие нейроны со смещением установочной точки в центре терморегуляции переднего гипоталамуса, поэтому нормальная температура тела воспринимается как пониженная и теплопродукция начинает преобладать над теплоотдачей [1].

Лихорадка (температура 38 °C и выше) как компонент воспалительного ответа организма на инфекцию во многом носит защитный характер, тогда как гипертермический синдром (температура 40 °C и выше) является патологическим вариантом лихорадки и сопровождается быстрым и неадекватным повышением температуры тела, с нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных систем организма.

Клиницисты под лихорадкой понимают повышение температуры тела более чем на 1 °С по сравнению со средней нормальной температурой в данной точке ее измерения.

Нормальная температура тела ребенка колеблется в течение суток в пределах 0,5–1,0 °C с повышением в вечерние часы. При измерении в подмышечной ямке нормальные колебания температуры тела составляют 36,5–37,5 °C, максимальная ректальная температура достигает в среднем 37,6 °C, превышая 37,8 °C у половины детей. Критерием лихорадки следует считать: ректальную температуру больше 37,9 °C, оральную — более 37,5 °C, температуру в подмышечной впадине более 37,3 °C, тимпанальную температуру выше 37,5 °C.

Лихорадка сопровождается рядом субъективных ощущений: ознобом, головной болью, анорексией, сонливостью, жаждой, олигоурией, но у детей они обычно выражены слабо или отсутствуют. Повышение температуры на каждый 1 °C сопровождается учащением частоты дыхания на 2–3 в минуту и пульса на 10 ударов в минуту.

Сочетание лихорадки с отдельными клиническими симптомами при инфекционных и соматических заболеваниях представлено в табл. 1.

Приблизительно в 20% случаев у детей в возрасте от 0 до 36 месяцев наблюдается лихорадка без явного очага инфекции (ЛБИО) — температура выше 38 °С, продолжительность лихорадки не более 7 дней, данные анамнеза и объективного осмотра не позволяют выявить причину лихорадки [2, 3]. При ЛБИО следует исключить такие заболевания, как инфекция мочевыводящих путей, бактериальный и асептический менингит, остеомиелит, скрытая бактериемия (Str. pneumoniae, Staph. aureus, H. influenzae, E. coli, Salmonella spp., Listeria monocytogenes), пневмония, инфекции желудочно-кишечного тракта [4]. Кроме раннего возраста, предрасполагает к ЛБИО недостаточность системы комплемента, аномалии опсонизации и фагоцитоза, тяжелый комбинированный иммунодефицит.

При оценке тяжести интоксикации у ребенка с ЛБИО необходимо обращать внимание на: активность ребенка; реакцию на окружающую обстановку, родителей; беспокойство, не связанное с внешними обстоятельствами; характер крика, плача; окраску кожи; состояние гидратации. Лабораторные и инструментальные исследования при ЛБИО включают:

  • развернутый анализ крови с оценкой лейкоцитарной формулы, скорость оседания эритроцитов;
  • морфологические изменения нейтрофилов периферической крови;
  • анализ мочи;
  • определение микробного числа в моче;
  • люмбальную пункцию с исследованием цереброспинальной жидкости;
  • микроскопию крови и ликвора на наличие грамположительной или грамотрицательной флоры;
  • бактериологический посев крови, ликвора, мочи, кала;
  • копрограмму;
  • определение уровня С-реактивного белка;
  • рентгенографию органов грудной клетки.

Необходимо помнить, что лихорадка у ребенка первых трех месяцев жизни является показанием для неотложной госпитализации в стационар, с последующим проведением вышеперечисленных исследований и назначением парентеральной антибактериальной терапии [5].

  • лихорадка Понтиак;
  • туберкулез внелегочный;
  • бруцеллез;
  • болезнь Лайма;
  • вирус иммунодефицита человека;
  • паразитарные заболевания (лейшманиоз, трипаносомоз);
  • грибковые заболевания (аспергиллез, бластомикоз, криптококкоз, пневмоцистоз);
  • солидные опухоли;
  • гистиоцитоз;
  • системные заболевания соединительной ткани;
  • васкулиты;
  • подострый тиреоидит;
  • болезнь Крона;
  • неспецифический язвенный колит;
  • целиакия;
  • тромбофлебит;
  • остеомиелит;
  • лекарственная лихорадка (β-лактам­ные антибиотики, сульфаниламиды, метоклопрамид, бензодиазепины, фенитоин, фенотиазины, азатиоприн).

Для установления причины ЛНП помимо вышеперечисленных исследований при ЛБИО рекомендованы:

  • исследование сыворотки крови и ликвора методом иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции на вирусные, бактериальные, грибковые и паразитарные возбудители;
  • определение уровня антинуклеарных и антинейтрофильных антител, ревматоидного фактора;
  • исследование уровня тиреотропного гормона, Т3, Т4, антител к тиреоидной пероксидазе;
  • реакция Манту, Диаскинтест;
  • ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, легких, щитовидной железы;
  • магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга;
  • мультиспиральная компьютерная томография органов грудной клетки и брюшной полости;
  • фиброколоноскопия.

Лихорадка не является абсолютным показанием для снижения температуры. Прием жаропонижающих препаратов при температуре 38 °С и выше показан: детям первых трех месяцев жизни; детям с фебрильными судорогами в анамнезе; при тяжелых заболевания сердца и легких; при органических заболеваниях ЦНС; детям с наследственными метаболическими заболеваниями [9].

Всемирная Организация Здраво­охранения рекомендует в качестве жаропонижающей терапии у детей только два препарата: парацетамол и ибупрофен [11]. Основные характеристики данных препаратов представлены в табл. 2.

Проведенный в 2010 г. метаанализ 85 рандомизированных исследований показал, что ибупрофен, в сравнении с парацетамолом, более эффективен при лихорадке и болевом синдроме у детей и взрослых, также исследование подтвердило высокий профиль безопасности данных препаратов [12].

В исследовании A. M. Magni и соавт. (80 детей в возрасте от 6 месяцев до 8 лет) показан более выраженный жаропонижающий эффект ибупрофена в дозе 10 мг/кг, чем у метамизола натрия в дозе 15 мг/кг. Преимущество ибупрофена было особенно выражено у детей с высокой (> 39,1 °C) температурой тела [13]. Интересен и тот факт, что ибупрофен лучше снижает высокую температуру тела (> 39,2 °C), чем парацетамол, у детей в возрасте от 2 до 11 лет [14].

Таким образом, ибупрофен (Нурофен® для детей) является препаратом выбора при таких состояниях, когда требуется комплексный жаропонижающий, анальгезирующий и противовоспалительный эффект: грипп; энтеровирусная лихорадка, энтеровирусный везикулярный фарингит, энтеровирусный везикулярный стоматит с экзантемой; скарлатина; инфекционный мононуклеоз; экстраинтестинальный иерсиниоз; острый отит, тонзиллит, фарингит; синдром прорезывания зубов и острая зубная боль; профилактика лихорадки в поствакцинальном периоде; заболевания, сопровождающиеся хроническим воспалением [15–18]. Не следует применять ибупрофен (Нурофен® для детей) более 3 дней в качестве жаропонижающего, более 5 дней в качестве анальгезирующего препарата при острых заболеваниях у детей.

Одна из форм выпуска ибупрофена (Нурофен® для детей) — суппозитории, разработаны специально для детей первых двух лет жизни, когда затруднен пероральный прием лекарств (при рвоте и срыгивании у ребенка, отказе от приема пероральных форм).

Чередование жаропонижающих препаратов для лечения лихорадки у детей является достаточно старой и обычной практикой. Однако комбинация парацетамола и ибупрофена может рассматриваться как возможный фактор риска развития дополнительных нежелательных явлений (острая почечная недостаточность, токсический гепатит, желудочные кровотечения) по сравнению с использованием каждого из препаратов по отдельности [19].

Назначение Аспирина, нимесулида, а также Анальгина в таблетках для снижения температуры в детском возрасте противопоказано!

Таким образом, в педиатрической практике в качестве жаропонижающей терапии показаны препараты парацетамол и ибупрофен (Нурофен® для детей) в соответствии с высоким профилем безопасности. При заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, болевым синдромом, выраженным воспалительным процессом, целесообразно назначение ибупрофена (Hурофен® для детей).

Литература

  1. Dalal S., Zhukovsky D. S. Pathophysiology and management of fever // J Support Oncol. 2006; 4: 9–16.
  2. Wittler R. R., Cain K. K., Bass J. W. A survey about management of febrile children without source by primary care physicians // Pediatr Infect Dis J. 1998; 17 (4): 271–277.
  3. American College of Emergency Physicians Clinical Policies Committee; American College of Emergency Physicians Clinical Policies Subcommittee on Pediatric Fever. Clinical policy for children younger than three years presenting to the emergency department with fever // Ann Emerg Med. 2003; 42: 530–545.
  4. Ishimine P. Fever without source in children 0 to 36 months of age // Pediatr Clin N Am. 2006; 53: 167–194.
  5. Infants and children: acute management of fever second edition (clinical practice guidelines). NSW HealtH, 2010. 20 р.
  6. Petersdorf R. G., Beeson P. B. Fever of unexplained origin: report of 100 cases // Medicine. 1961; 40: 1–30.
  7. Tezer H., Ceyhan M., Kara A. et al. Fever of unknown origin in children: the experience of one center in Turkey // The Turkish Journal of Pediatrics. 2012; 54: 583–589.
  8. Shi Xiao-chun, Liu Xiao-qing, Zhou Bao-tong et al. Major causes of fever of unknown origin at Peking Union Medical College Hospital in the past 26 years // Chin Med J. 2013; 126 (5): 808–812.
  9. Таточенко В. К., Учайкин В. Ф. Лихорадка // Педиатрическая фармакология. 2006; 3: 43–44.
  10. Баранов А. А. Лихорадочные синдромы у детей. М.: Союз педиатров России, 2011. 228 с.
  11. The management of fever in young children with acute respiratory infections in developing countries. WHO. Geneva, 1993.
  12. Pierce C. A., Voss B. Efficacy and safety of ibuprofen and acetaminophen in children and adults: a meta-analysis and qualitative review // Ann Pharmacother. 2010; 44 (3): 489–506.
  13. Magni A. M., Scheffer D. K., Bruniera P. Antipyretic effect of ibuprofen and dipyrone in febrile children//J. Pediatr. (Rio J). 2011; 87 (1): 36–42.
  14. Walson P. D., Galletta G., Braden N. J., Alexander L. Ibuprofen, acetaminophen, and placebo treatment of febrile children//Clin. Pharmacol. Ther. 1989; 46 (1): 9–17.

За полным списком литературы обращайтесь в редакцию.

Ю. Б. Белан 1 , доктор медицинских наук, профессор
М. В. Старикович, кандидат медицинских наук

Соматическое заболевание – это патология, которая возникла на физиологическом уровне, в результате определенных психологических травм или патологий. Нередко в терапевтических стационарах встречаются молодые женщины, у которых вместе с физиологическими проблемами присутствуют аффективные заболевания, расстройство адаптации.

Причины, выявление и методики лечения соматических расстройств

Расстройства соматического характера могут иметь различные формы, наиболее распространенными являются анорексия, депрессивное, конверсионное, сексуальное расстройство, астенический синдром. Пациенты жалуются на боли в груди, тошноту, отвращение от пищи, онемение конечностей. Причины соматических расстройств заключаются в психических отклонениях. Лечение зависит от вида расстройства, его формы и степени тяжести.


Соматическое заболевание – это патология, которая возникла на физиологическом уровне, в результате определенных психологических травм или патологий. Нередко в терапевтических стационарах встречаются молодые женщины, у которых вместе с физиологическими проблемами присутствуют аффективные заболевания, расстройство адаптации. Если рассматривать группу более пожилых пациентов, то им, как правило, присущи органические психопатологии. Примечательно, что наличие психологических или психиатрических проблем значительно замедляет процесс лечения соматических заболеваний. Также есть связь между сложностью патологии и психическим состоянием. Очень часто психические расстройства становятся причиной возникновения соматических расстройств. Они могут проявляться по-разному – это расстройство аппетита, тахикардия, импотенция, повышенное потоотделение, диспепсия, общее физическое недомогание. Наиболее ярким примером того, как психическое расстройство влияет на организм, является паническая атака, в процессе которой резко повышается сердцебиение и проявляются другие физические симптомы.

Соматическое состояние: немного истории

Основоположником теории связи психологического состояния и физиологических расстройств стал Томас Ханна, исследователь и ученый 20-го века. Им было написано несколько научных трудов и налажен выпуск журнал. За основу своих трудов он взял учение Моше Фельденкрайза. Так, ученый хорошо понимал, что работа в данном направлении будет в будущем полезной для общества.

Этиология соматических расстройств

  • расстройства аппетита и пищеварения. Сюда следует отнести булимию и анорексию. Такие заболевания обычно проявляются у девушек, стремящихся любыми способами сбросить лишний вес или достичь в их понимании идеальной фигуры. Если при анорексии пациентки практически не едят, то при булимии они поглощают огромное количество пищи, после чего принимают слабительные и другие средства, либо вызывают рвоту, чтобы освободить желудок;
  • астенический синдром. Характеризуется повышенной утомляемостью, нестабильностью психоэмоционального состояния. Пациенты могут внезапно сорваться на крик, заплакать, впасть в истерику или совершать другие нелогичные действия. Синдром часто сопровождается головными болями, тошнотой и головокружениями, иногда встречаются жалобы на боли в животе и в области сердца;
  • конверсионные расстройства. Характеризуются частыми истериками и различными жалобами на здоровье, которые направлены на привлечение повышенного внимания. Пациенты могут жаловаться на головные боли, на сердце, на слабость в конечностях, озноб, удушье, ощущение мурашек по коже. Несмотря на то, что симптомы являются надуманными, пациенты в действительности их ощущают;
  • депрессивное расстройство. Пациенты обычно ощущают перепады артериального давления, бессонницу, запоры, тяжесть в груди и головные боли. Обычно такие депрессии сопровождаются тоскливым состоянием;
  • ипохондрические расстройства. Проявляются в твердой уверенности пациента в том, что он болен. Обычно такие люди часто посещают различных врачей, проходят множество диагностических обследований, составляют собственные схемы лечения от мнимых болезней и, несмотря на здоровье, твердо уверены, что неизлечимо чем-то больны;
  • сексуальные расстройства. Отличаются тем, что пациенты могут иметь проблемы сексуального характера, что сопровождается чувством собственной вины. Иногда подавленное состояние возникает при совершенно нормальной сексуальной жизни.

Почему возникают соматические нарушения?

  1. Эссенциальные артериальные гипертензии. На развитие очередного приступа влияют сильные эмоциональные потрясения, стресс, чрезвычайная ответственность.
  2. Нейродермиты. К кожным проблемам приводят комплексы, замкнутость, неуверенность в себе.
  3. Тиреотоксикозы.
  4. Пептические язвы.
  5. Патологии ЖКТ. Такие проблемы возникают во время сильного внутреннего напряжения.
  6. Ревматоидные артриты. На возникновение и осложнение патологии влияют тревога, депрессивные расстройства.
  7. Бронхиальные астмы. Считается, что этому заболеванию способствуют неразрешенные эмоциональные конфликты. В частности, это гнев, страх и перевозбуждение.

Как диагностируют и лечат соматические расстройства?

Набор методов диагностики будет зависеть от того, на что именно жалуется пациент. Врачи могут проводить обследования на МРТ, КТ, сделать ряд анализов крови, мочи, применить рентгенографию. Далее, если окажется, что пациент не имеет никаких физиологических проблем со здоровьем, становится ясно, что жалобы носят соматический характер, и пациент направляется к психиатру. Специалисты проводят лечение таких заболеваний антидепрессантами и анксиолитиками, сеансами когнитивно-поведенческой терапии, поддерживающей терапией. Обычно расстройства такого характера не являются серьезным заболеванием, и врачи легко с ними справляются. Нередко для полноценного лечения психиатры ведут сотрудничество с теми специалистами, от которых был направлен пациент – например, если он жаловался на боли в желудке, то психиатр будет работать совместно с гастроэнтерологом.

Профилактика при соматических расстройствах

Детские болезни – это целая категория медицины, которая включает в себя ряд инфекционных заболеваний, свойственных исключительно детскому возрасту. Однако это ограничение не дает никаких гарантий на то, что заболевание не возникнет во взрослом периоде. Современная медицина рекомендует следовать обязательным прививочным мероприятиям, хотя многие родители до сих пор отказываются делать их своим детям. Какие детские инфекции известны, и чем они грозят маленьким пациентам?

Виды детских инфекций

Все детские инфекционные заболевания передаются при контакте с больным пациентом воздушно-капельным или контактно-бытовым способом. В некоторых случаях ребенок может не заразиться, потому что ему передались антитела от матери. К детским инфекциям относят:

  • Скарлатина.
  • Краснуха.
  • Корь.
  • Ветряная оспа.
  • Полиомиелит.
  • Коклюш.
  • Вирусный паротит (свинка).

Какие бывают виды детских инфекций

Такие заболевания, как ОРЗ, кишечные инфекции, менингит, мононуклеоз также часто регистрируются в детском возрасте. Но они нередко встречаются и у взрослых, поэтому их нецелесообразно относить к категории детских инфекций.

Корь относится к инфекциям с высокой степенью заразности. Инфекционный агент распространяется с потоком воздуха, при этом он не быстро погибает во внешней среде. Инкубационный период в среднем составляет 20 дней. Начальные симптомы очень похожи на обычное простудное заболевание, и примерно на 4-й день появляется сыпь, которая распространяется по всему телу. Даже на слизистых оболочках во рту наблюдаются мелкоточечные образования.

Температура при кори держится до исчезновения сыпи. Но важно понимать, что для иммунной системы ребенка это очень тяжелое заболевание, поэтому после кори часто наблюдаются бронхиты, отиты и даже пневмонии.

Вирусный паротит

Инфекция распространяется воздушно-капельный путем. Инкубационный период длится от 7 до 20 дней. К первым симптомам относят появление головных болей, что не удивительно, так как при данном заболевании страдает нервная система, и держится высокая температура до 39 градусов. Так же инфекция поражает поджелудочную железу, а у мальчиков яички, поэтому нередко после перенесенного заболевания во взрослом возрасте диагностируется мужское бесплодие.

Заболевание очень серьезное, оно может осложниться менингитом, поэтому важно не отказываться от прививки и при первых же признаках заболевания обращаться к врачу.

Скарлатина

Инфекция имеет стрептококковую природу, характеризуется высокой заразностью, и практическим отсутствием инкубационного периода. У ребенка появляется боль в горле, рвота, температура, а сыпь мелкоточечного характера локализуется преимущественно на животе, щеках, в подмышечных впадинах, в паху.

Дифтерия

Особенности инфекционных заболеваний у детей

Возбудителем заболевания является дифтерийная палочка, а заражается ребенок путем ее негативного воздействия на миндалины. Симптомы появляются в среднем через 10 дней после заражения, основным из них считается серый налет на миндалинах – он и отличает заболевание от ангины. Дифтерия опасна для жизни ребенка, поэтому от прививки АКДС не стоит отказываться, ведь именно она и превратила данное заболевание в редкую инфекцию.

Ветряная оспа

Передается очень легко, инкубационный период от 7 до 21 дней. Лечится заболевание легко, а характеризуется оно пузырьковой сыпью. Ветрянку переносит практически каждый человек.

Полиомиелит

Это вирусная инфекция, инкубационный период которой может достигать 30 дней, хотя на деле он гораздо короче. Симптомы инфекции можно назвать классическими для вирусного поражения, но имеется все-таки одно отличие – это боли в конечностях. Чтобы предотвратить инфекцию, нужно делать прививки.

Краснуха

Инфекция имеет много схожих черт с корью – такая же сыпь и повышение температуры. Но имеется одно отличие – при краснухе воспаляются лимфоузлы, но переносится она гораздо легче, да и сыпь проходит раньше.

Инфекционные заболевания должен лечить только врач. Учитывая, что многие детские инфекции имеют общие черты, а начало заболевания практически всегда одинаковое, без специалиста не обойтись. Самолечение детей может привести к нежелательным или негативным последствиям, как и выбор не качественного врача. Именно поэтому следует пользоваться услугами только квалифицированных специалистов с опытом работы.

Читайте также: