Инфекционные заболевания человека конспект урока

Обновлено: 11.05.2024

Основные задачи данного урока СБО: Познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи и вооружить знаниями, необходимыми для укрепления здоровья.

ВложениеРазмер
infektsionnye_zabolevaniya._profilaktika.docx 47.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока СБО в 10 классе

" Инфекционные заболевания. Причины возникновения. Профилактические меры"

1. Познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи.

2.Закрепить имеющиеся знания по личной гигиене и продолжить познания в области медицины.

1.Формировать умение делать небольшие выступления, умение сравнивать, анализировать и обобщать;

2.Вооружить учащихся знаниями, необходимыми для укрепления здоровья.

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Power Point, словарные слова, кроссворды, карандаши.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о личной гигиене. Что это такое? (Уход за собой).

Слайд 1: Закрепление пройденного материала: Я предлагаю вам небольшой тест по этой теме. Вам нужно закончить фразу.

1. Ежедневный душ поможет очистить кожу от ….

А) От пыли и пота

Б) От соли и пищи

А) Перед едой и туалетом

Б) Перед игрой и занятиями спортом

3. Ухаживая за ногтями их нужно …..

А) Полировать и покрывать лаком

Б) Мыть и стричь

А) После каждого приема пищи

Б) Два раза в день

5. Чистота тела – это первая защита от ….

Б) Животных и насекомых

Что происходит с теми, кто не ухаживает за собой? (болеют)

Вступительное слово учителя

Слайд 2: Мы часто говорим о заразных болезнях.

В медицине такие болезни называют инфекционными.

Слайд 3: В переводе с латинского, слово инфекция означает — заражение )

Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).

Слайд 5: В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.
Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?

Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.

Что нужно делать в таком случае?

Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?

В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.

Как защититься от таких инфекций

Как можно заразиться через продукты?

Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.

В почве, также живут возбудители. Они попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.

Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.

Слайд 6: Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.

Слайд 7: Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути

Слайд 8: Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.

Слайд 9: Кишечные инфекции. Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.

Слайд 10: Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.

Слайд 11: Кровяные инфекции делятся на 2 группы:

- когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.). Возбудители проникают в кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.

Слайд 12: Кровяные инфекции , когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.

Г епатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С , который попадает в кровь человека.

Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.
Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:
- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;
- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;
- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;
- при переливании препаратов крови

- половой путь передачи

- передача инфекции от инфицированной матери к плоду (инфицирование происходит при родах )

Слайд 13: Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки

Слайд 14: Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк).

Слайд 15: Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.

Из истории – Эпидемия

Слайд 16: Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.

Слайд 17: Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

Слайд 18: Релаксация:

Давайте и мы попробуем предупредить болезни, которые нас окружают. А для этого проведем небольшой точечный массаж.

2. Парные точки по краям крыльев носа.

3.Парные точки в височных ямках.

4. Парные точки в областях козелка уха.

Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний

Слайд 19: Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.

Сегодня вы много узнали об инфекционных болезнях, способах их передачи. А теперь попробуйте сами выделить из материала урока, что же не нужно или наоборот нужно делать, чтобы не заразиться инфекционными болезнями.

- Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).

- Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.

- Соблюдение этических норм. (половые контакты)

- Вакцинация населения (прививки)

И еще одну меру профилактики вы выделите из стихотворения.

Заболел один мальчишка,

А затем другой за ним,

В нашем классе почему-то

У друзей температура,

Пьют лекарства разные,

И меня к ним не пускают –

Все боятся, что инфекция

Только я не опасаюсь,

Потому что закаляюсь:

Ноги мою холодной водой,

Пью витамины, хожу босиком.

Если ж говорить серьезно,

Заразиться все же можно.

Какие меры профилактики вы услышали? (карантин)

Слайд 20: Что такое карантин?

Это комплекс мероприятий, предотвращающих распространение инфекции:

- изоляция уже заболевших людей.

- тщательная дезинфекция(обработка) места жительства.

- выявление контактов с больными.

- Какие болезни называются инфекционными?

- Чем они вызываются?

А теперь свои знания вы покажите, отгадав кроссворд

  1. Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
  2. Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
  3. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
  4. Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
  5. Вирусное заболевание, поражающее печень.
  6. Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
  7. Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

Если затрудняетесь ответить, можно использовать слова для справок:

Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.

Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.

Итог урока: На какую серьезную тему мы с вами сегодня поговорили?

Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. Выполнять меры профилактики.

1.Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.

2.Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.

3.Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.

4.Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

5.Вирусное заболевание, поражающее печень.

6.Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.

7.Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

Слова для справок:

Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок-исследование по ОБЖ "Инфекционное заболевание. Грипп".

В данной работе содержится конспект урока и презентация.



СБО 9 класс. Инфекционные заболевания. Меры предупреждения.

Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупрежденияЗадачи:· образовательные: .


Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа.

конспект урока в 3 классе по математике на тему: "Меры времени 1 ч, 1 сутки"

Цель: Систематизировать и расширить знания детей об измерении времени.Задачи: Образовательные: Формирование умений ориентироваться во времени, научить Коррекционно- развивающие: способствовать развити.


Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний", 9 класс

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.


презентация урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания"

Технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания".

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Чертыгашева Елена Геннадьевн,

Педагог дополнительного образования

с.Аскиз Аскизского района

Тип урока: Усвоение новых знаний учащихся.

Цель: 1. Изучить инфекции передающиеся половым путем.

2. Разобрать методы предохранения от заболеваний передающихся половым путем.

Планируемые результаты: 1. Личностные результаты:

*Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступка;

*Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

2. Метапредметные результаты:

* Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

3. Предметные результаты:

* Формирование умений к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении поставить проблему и выбрать способы ее решения, включая поиск и обработку информации.

Используемые технологии: репродуктивное, технология проблемного обучения, развивающая, технология критического мышления.

Информационно-технологические ресурсы: Ноутбук, мультимедиа и презентация.

Что такое иммунитет и резистеннтность.

Разобрать, что такое антиген и антитело.

Разобраться с путями передачи инфекции.

Здоровый образ жизни. Условия для сохранения здоровья.

Беседа по вопросам

Отвечают на вопросы, обсуждают.

2. Изучение нового материала

1.Познакомить учащихся с понятие инфекции, возбудитель и пути передачи инфекции.

2. Объяснить, что такое бактериальные, вирусные, грибковые и паразитарные инфекции.

3. Рассказать о половом пути передачи инфекции.

4. Привести примеры заболеваний бактериальных, вирусных, грибковых и паразитарных передаваемые половым путем.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ § 15 Инфекционные заболевания человека.docx

План-конспект по биологии 10 класс

Тема урока: Инфекционные заболевания человека

Тип урока: комбинированный

Цель: формировать знания об различных группах инфекционных заболеваний человека

Задачи: образовательные: организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о наиболее распространенных инфекционных заболеваниях человека, о группах таких заболеваний, путях их передачи и профилактике заражения;

развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, анализировать; научить учащихся различать инфекционные заболевания по их симптомам; развивать навыки профилактики инфекционных заболеваний;

воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры здоровьясбережения.

Методы: словесные, словесно-наглядные, практические.

Материалы и оборудование: учебное пособие для 10-го кл. учреждения общ. сред, образования с рус. яз. обучения / С. С. Маглыш - Минск : Народная асвета, 2019. - 280 с., рабочая тетрадь, презентация, подборка заданий для изучения темы.

Структура урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

2.2. Как вариант, можно дать индивидуальные карточки: до 6 баллов – по материалу параграфа (за правильный ответ о,6 б), до 8 баллов – материал параграфа + простой вопрос, до 10 баллов – материал параграфа + сложный вопрос.

1. Изменение температуры на 3-4 градуса является для организма:

а) Слабым б) Нормальным в) Умеренным г) Резким д) Средней величины

2. Восприятие температуры связано с:

а) работой только головного мозга б) физиологическими особенностями человека

в) физическим состоянием человека г) утомляемостью человека

3. Восприятие температуры происходит при помощи:

а) фоторецепторов б) терморецепторов в) головного мозга г) спинного мозга д) кожи

4. Какой орган при изменении температуры начинает проходить цикл непроизвольных сокращений:

а) гладкие мышцы артериол б) потовые железы в) скелетные мышцы г) кожа

5. Какой орган приспосабливается к изменению температуры при помощи выделения гормонов тироксина и трийодтиронина:

а) надпочечники б) потовые железы в) поджелудочная железа г) щитовидная железа

6. При помощи какого органа происходит расходование тепла при помощи выведения веществ:

а) стенок артериол б) скелетных мышц в) потовых желез г) надпочечников

7. С помощью каких гормонов происходит сужение сосудов кожи, изменяя уровень теплоотдачи:

а) тироксина б) адреналина в) инсулина г) глюкогона д) трийодтиронина е) норадреналина

8. Ускоряет обмен веществ для теплообразования:

а) надпочечник б) поджелудочная железа в) щитовидная железа г) вилочковая железа

9. Расширяют просвет для теплоотдачи:

а) скелетные мышцы б) гладкие мышцы стенок артериол

в) потовые железы г) протоки надпочечников

10. Закаливание - это

1. Изменение температуры на 3-4 градуса является для организма:

а) Слабым б) Нормальным в) Умеренным г) Резким д) Средней величины

2. Восприятие температуры связано с:

а) работой только головного мозга б) физиологическими особенностями человека

в) физическим состоянием человека г) утомляемостью человека

3. Восприятие температуры происходит при помощи:

а) фоторецепторов б) терморецепторов в) головного мозга г) спинного мозга д) кожи

4. Какой орган при изменении температуры начинает проходить цикл непроизвольных сокращений:

а) гладкие мышцы артериол б) потовые железы в) скелетные мышцы г) кожа

5. Какой орган приспосабливается к изменению температуры при помощи выделения гормонов тироксина и трийодтиронина:

а) надпочечники б) потовые железы в) поджелудочная железа г) щитовидная железа

6. При помощи какого органа происходит расходование тепла при помощи выведения веществ:

а) стенок артериол б) скелетных мышц в) потовых желез г) надпочечников

7. С помощью каких гормонов происходит сужение сосудов кожи, изменяя уровень теплоотдачи:

а) тироксина б) адреналина в) инсулина г) глюкогона д) трийодтиронина е) норадреналина

8. Ускоряет обмен веществ для теплообразования:

а) надпочечник б) поджелудочная железа в) щитовидная железа г) вилочковая железа

9. Расширяют просвет для теплоотдачи:

а) скелетные мышцы б) гладкие мышцы стенок артериол

в) потовые железы г) протоки надпочечников

10. Закаливание - это

11. В зимнее время вы могли наблюдать следующую ситуацию. Если выйти из теплого помещения на улицу, где температура воздуха около – 25 0 С, кожа на щеках сначала краснеет, а спустя некоторое время белеет. Если оставаться на улице при такой температуре воздуха 20-30 минут без движений (на автобусной остановке, например), то человек начинает покрываться дрожью. Попытайтесь объяснить описанные явления, опираясь на материал учебного пособия.

1. Изменение температуры на 3-4 градуса является для организма:

а) Слабым б) Нормальным в) Умеренным г) Резким д) Средней величины

2. Восприятие температуры связано с:

а) работой только головного мозга б) физиологическими особенностями человека

в) физическим состоянием человека г) утомляемостью человека

3. Восприятие температуры происходит при помощи:

а) фоторецепторов б) терморецепторов в) головного мозга г) спинного мозга д) кожи

4. Какой орган при изменении температуры начинает проходить цикл непроизвольных сокращений:

а) гладкие мышцы артериол б) потовые железы в) скелетные мышцы г) кожа

5. Какой орган приспосабливается к изменению температуры при помощи выделения гормонов тироксина и трийодтиронина:

а) надпочечники б) потовые железы в) поджелудочная железа г) щитовидная железа

6. При помощи какого органа происходит расходование тепла при помощи выведения веществ:

а) стенок артериол б) скелетных мышц в) потовых желез г) надпочечников

7. С помощью каких гормонов происходит сужение сосудов кожи, изменяя уровень теплоотдачи:

а) тироксина б) адреналина в) инсулина г) глюкогона д) трийодтиронина е) норадреналина

8. Ускоряет обмен веществ для теплообразования:

а) надпочечник б) поджелудочная железа в) щитовидная железа г) вилочковая железа

9. Расширяют просвет для теплоотдачи:

а) скелетные мышцы б) гладкие мышцы стенок артериол

в) потовые железы г) протоки надпочечников

10. Закаливание - это

11. Известно, что при гипотермии жизнедеятельность организма снижается, это приводит к уменьшению потребности в кислороде. Как вы думаете, где может применятся данное обстоятельство? Назовите факторы развития гипотермии. Какую помощь можно оказать человеку с гипотермией?

Целеполагание, актуализация знаний

3.1 Учитель предлагает учащимся посмотреть за окно и описать погоду, которая сейчас на улице. В процессе писания учащимися погоды, учитель подводит к тому, что за окном сейчас осень, скоро будет зима, а это значит что начинается сезон заболеваний ОРВи. Учитель задает вопрос: а что такое ОРВи? (острая респираторная вирусная инфекция).

3.2 Озвучивается тема; формулирование цели урока учащимися.

Изучение нового материала

4.2. Выполнение задания №1 из карточки заданий на уроке. Учащиеся могут работать парно: обсудить какие биотические факторы могут влиять на организм человека. Афиширование результатов. По ответам учащихся, учитель подводит ребят к тому, что возбудителями и переносчиками инфекционных заболеваний могут быть самые разнообразные живые организмы и в зависимости от пути передачи, возбудителя и переносчика выделяют определенные группы инфекционных заболеваний (слайд презентации).

4.3. Выполнение задания №2 в карте заданий урока: самостоятельное выполнения (индивидуальное или парное – по желанию учителя). Учащиеся должны на основе своего опыта и знаний (без использования книги) попробовать соотнести группу заболевания, путь его передачи и инфекцию.

4.4. Физкультминутка: в рамках такого урока можно провести дыхательную гимнастику с закрытыми глазами (поднимает руки вверх – глубоко вдыхает, опускаем вниз – выдыхаем).

4.5. Афиширование результатов выполнения задания №2 с сопровождением презентации. Учитель комментирует и корректирует ответы (при необходимости).

4.7. Профилактика инфекционных заболеваний (ориентируясь на время, учитель либо демонстрирует слайд с рекомендациями и проводит небольшое обсуждение или дает время на групповую работу, где составляется памятка о профилактике).

Систематизация и закрепление изученного материала

5.1. Работа с вопросами № 3 и №4 по карточкам работы на уроке.

5.2. Работа с вопросом №5 (если осталось время; можно задать как дополнительное задание домой)

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Бессмертная Юлия Андреевна

Тема урока: Инфекционные заболевания

Тип урока: комбинированный

Обеспечивать в ходе урока закрепление понятий о инфекционных заболеваниях. Рассмотреть отличие инфекционных заболеваний от других. Вспомнить какие пути передачи инфекционных заболеваний существуют. Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои;

Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения

Обеспечить нравственное воспитание учащихся, обучение подростков сознательному, долговременному, безопасному поведению. просвещение, обучение и поддержка рационального поведения, направленного на снижение риска заражения.

Оборудование: доска, мел, индивидуальные карточки с тест-опросом, проектор, ноутбук

Формы контроля и оценки результатов:

Орг. момент (3 минут)

Проверка домашнего задания (10 минут)

Объяснение нового материала (20 минут)

Подведение итогов урока (2 минуты)

Орг. момент (3 минуты)

Приветствие. Проверка отсутствие учащихся по списку.

Проверка домашнего задания.

Инструктаж к проверочной работе ( Приложение 1 ), решение тестовых заданий (10 минут).

Объяснение нового материала.

Цель: Повторим что такое инфекция, какие пути передачи инфекции существуют, рассмотрим некоторые инфекционные заболевания.

Что такое инфекция?

Инфекция (от средневекового латинского слова infectio — заражение), внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микроорганизмов, сопровождающееся комплексом реактивных процессов; завершается инфекционным заболеванием, бактерионосительством или гибелью микробов. Источник возбудителя инфекции заражает здоровых при соприкосновении, через рот (с водой и пищей), воздух (с капельками слюны и слизи), членистоногих переносчиков.

Инфекция, а точнее, процесс, обозначаемый этим термином, лежит в основе существования особого рода болезней — инфекционных.

Инфекционные болезни — заболевания, вызываемые болезнетворны ми микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека здо ровому. Каждая инфекционная болезнь вызывается особым возбудителем.

Что характерно для инфекционных заболеваний? (инкубационный период, цикличность).

Возбудители инфекционных заболеваний имеют ряд особенностей:

Специфичность – способность вызывать определенные инфекционные заболевания.

Контактность (заразность) – способность передачи возбудителя от больного к здоровому

Наличие инкубационного периода размножения в организме.

Цикличность – последовательная смена периодов инфекционного процесса

Какие пути передачи инфекции вы помните?

Пищевой ( фекально-оральный). Кишечные инфекции: дизентерия, холера, сальмонеллез, брюшной тиф и пр.

Водный. Кишечные инфекции: дизентерия, холера, сальмонеллез, брюшной тиф и пр.

Воздушно-капельный. Инфекции дыхательных путей: все детские инфекции, ангина, туберкулез, менингококковая инфекция и пр.

Контактно-бытовой. Инфекции наружных покровов: грибковые заболевания, столбняк, сибирская язва

Через передатчиков (зоонозный, трансмиссивный). Кровяные инфекции, через инъекции, укусы: клещевой энцефалит, малярия, сыпной тиф, бешенство, гепатиты (В,С,Д)

Половой. Инфекции наружных покровов: венерические заболевания, передающиеся половым путем.

Признаки инфекционных болезней:

Повышение температуры

Разбитость в теле

Головная боль

Выделения из носа

Жидкий стул

Боли в животе

Холера (греч. cholera , от chole желчь + rheo течь, истекать) — острая инфекционная болезнь, характеризуется поражением желудочно-кишечного тракта, нарушением водно-солевого обмена и обезвоживанием организма; водянистой диареей, вплоть до шока и смерти, относится к карантинным инфекциям. В истории человечества холера периодически распространялась на многие страны мира и целые континенты, уносила миллионы человеческих жизней. Последняя, седьмая, пандемия болезни началась в 1961 г. Эпидемическая ситуация по холере в мире остается напряженной, ежегодно заболевает от нескольких тысяч человек. В странах Южной и Юго-Восточной Азии и в ряде стран Африки (на Африканском континенте регистрируется более половины случаев заболеваний) существуют эндемические очаги холеры и периодически возникают эпидемии.

Источником возбудителя инфекции является только человек — больной или носитель холерных вибрионов. Холера передается только фекально-оральным механизмом. Основной путь передачи водный — при употреблении загрязненной воды для питья, мытья посуды, овощей, фруктов, при купании и т.п., а также через загрязненную пищу и при бытовых контактах. Восприимчивость человека к заболеванию высокая.

Дизентерия. Возбудитель — дизентерийная палочка. Сохраняет свои свойства: в испражнениях, в белье, во влажной почве, в молоке, на поверхности плодов, ягод, овощей, бумажных и металлических денег. Погибает во вешней среде под воздействием высокой и низкой температуры, солнечных лучей, дезинфицирующих веществ. Температура 60 °С и 1%-ный раствор карболовой кислоты убивают ее за 30 мин. Источники: больные или выздоравливающие люди. Заражение происходит через грязные руки, инфицированные предметы и пищевые продукты. Разносчики — мухи. Заболевание регистрируют в течение всего года, пик его приходится на июль-август.

Профилактика дизентерии заключается в строгом соблюдении правил лич ной гигиены, гигиены питания и своевременном выявлении бациллоносители

Инфекционный (эпидемический) гепатит болезнь Боткина. Возбудитель — особый вид фильтрующегося вируса (вирус, проходящий через бактериальный фильтр). Он поражает, прежде всего, печень и находится в крови, желчи и испражнениях больного человека. Он устойчив во внешней среде и поэтому очень опасен.

Заражение здорового человека может происходить двумя путями: через желудочно-кишечный тракт (с водой и пищевыми продуктами), а также через кровь (при использовании плохо стерилизованного шприца, при переливании крови, не прошедшей контроль, во время операции, через иглу наркомана). Инкубационный период до 50 дней, а при заражении через кровь — до 200 дней. Здоровый человек, перенесший болезнь Боткина, представляет опасность, т.к. вирус и после выздоровления находится в его крови. Основное средство профилактики — обязательное выполнение требований личной гигиены и гигиены питания.

Профилактика дифтерии заключается, прежде всего, в иммунизации детей, ревакцинации взрослых и выявлении бациллоносителей. При вспышке дифтерии организуют карантин в течение 7 дней от момента последнего заболевания. В эти дни у соприкасавшихся с больным проводят контроль температуры тела и ведут тщательное наблюдение за их состоянием. В помещении проводят дезинфекцию, посуду и детские игрушки обрабатывают дезинфицирующим раствором и кипятком.

Для малярии характерны повторяющиеся приступы сильного озноба, высокой температуры и обильного пота. Она широко распространена в теплых и влажных регионах со среднегодовой температурой 16 °С и выше, встречается также в зонах более умеренного климата и совсем отсутствует приполярных областях. Заболевание наносит серьезный экономический ущерб странам с тропическим и субтропическим климатом, лидируя среди всех заболеваний как основная причина нетрудоспособности и смертности населения.

Клещевой энцефалит (весенне-летний, таежный, дальневосточный, русский энцефалит). В 1935 г. был выделен фильтрующийся вирус — возбудитель энцефалита и показан путь передачи: от грызунов, через иксодовых клещей, основных переносчиков весенне-летнего энцефалита. Помимо укуса клеща, заражение возможно и при употреблении молока инфицированных животных. Кроме грызунов, резервуаром вируса могут быть птицы, дикие и домашние животные, а также сами клещи.

Инкубационный период длится от 1 до 30 дней. Заболевание начинается внезапно с озноба, быстрого повышения температуры тела до 38—39 °С, сильной головной боли, боли во всем теле, разбитости, слабости, нарушения сна, тошноты, иногда рвоты. С 3—5 дня болезни начинается поражение нервной системы.

Заболевают клещевым энцефалитом преимущественно лица, живущие или работающие в лесистых, таежных районах (лесорубы, охотники, геологи, нефтяники и др.), причем приезжие заболевают чаще, чем коренные жители.

При укусе клеща вирус попадает непосредственно в кровь больного и затем распространяется с током крови, достигая максимальной концентрации в мозге на 3—4 сутки после укуса. Тяжесть течения клещевого энцефалита находится в определенной зависимости от количества укусов и количества вирусов, попавших в организм во время каждого укуса.

После болезни возникает стойкий иммунитет, в крови переболевших в те чение длительного времени определяются специфические антитела.

Инфекции, передаваемые половым путем . Венерические болезни — инфекционные болезни, возбудители которых передаются от больного человека или носителя здоровому. Могут передаваться не только половым путём, но и при тесном бытовом контакте (через общую посуду и т. п.), внутриутробно. К заболеваниям, передаваемым не только половым путем, относят: уреаплазмоз, трихомониаз, генитальный герпес. В эту же группу включают и ВИЧ-инфекцию.

Тема. Источники возбудителей инфекционных заболеваний. Меры профилактики. Эпидемии.

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;

- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;

- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

Итак, тема нашего урока …..

II. Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?

. III. Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода , то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.

Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

Читайте также: