Инфекционные заболевания в художественной литературе

Обновлено: 28.03.2024

Статья посвящена анализу названий болезней, используемых в процессе общения врача с пациентом. Особое внимание уделяется критериям доступности специальной информации для обычных носителей русского литературного языка, выступающих в роли пациентов. Автором проводятся типологические исследования характерных признаков наименований болезней и осуществляется попытка дать их классификацию с учетом возможного стилистического диапазона этих номинаций.

Ключевые слова

Статья

Названия болезней и их стилевой диапазон

Научный руководитель: д.ф.н., проф. Кочеткова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Названия болезней и их стилевой диапазон

Названия болезней и их стилевой диапазон

Научный руководитель: д.ф.н., проф. Кочеткова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Названия болезней и их стилевой диапазон

Научный руководитель: д.ф.н., проф. Кочеткова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Больной (пациент) прежде всего пытается узнать у врача свой диагноз. Разобраться в медицинских терминах не специалисту бывает сложно, несмотря на то, что пациент может быть весьма образованным человеком и иметь свободный доступ к существующей словарно-справочной литературе и Интернет-ресурсам.

Причины болезней разнообразны и многочисленны, что дает возможность классифицировать их по различным типологическим признакам. В течение жизни у человека могут быть 1) врожденные болезни; 2) инфекционные болезни; 3) болезни нарушения обмена веществ; 4) дефицитарные болезни; 5) опухолевые болезни; 6) болезни, вызываемые физическими или химическими воздействиями, ядами и интоксикацией; 7) дегенеративные болезни; 8) аллергические болезни.

В зависимости от возрастной, гендерной, профессиональной принадлежности выделяются болезни детские, женские, мужские, профессиональные, болезни пожилых людей.

Классификация болезней происходит по тому, какие именно органы или системы организма они затрагивают: болезни пищеварительной системы, болезни сердечно-сосудистой системы, нервные болезни, внутренние болезни, болезни органов дыхания, глазные болезни и мн.др.

Врожденными называют болезни (заболевания), присущие человеку с самого рождения (например, пороки развития и внутриматочные инфекции). К приобретенным болезням относят болезни, полученные в результате бытовой и профессиональной деятельности человека: травмы, ушибы, порезы, заражения, повреждение различных органов, неправильное питание, физические перегрузки и т.д.

Причины болезней разнообразны, но все они сводятся в строго определенные группы: механические, физические, химические, биологические, психогенные. Любой из перечисленных факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен для организма. Неадекватность может быть количественной, качественной, временной и зависящей от индивидуальных свойств организма человека. У разных людей болезнь протекает по-разному, на что влияют физические возможности организма, своевременное оказание качественной медицинской помощи и последующий уход за больным.

Следует различать следующие периоды болезни:

1) Скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом болезнетворного воздействия и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе).

2) Продромальный период — период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания (например, характерные пятна при кори или ветрянке).

3) Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа).

4) Период завершения болезни (быстрое или постепенное выздоровление, полное или частичное возвращение к привычному образу жизни, потеря трудоспособности, приобретение инвалидности).

По характеру течения заболевания выделяют: острые болезни и хронические болезни. По уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения, выделяются молекулярные болезни, хромосомные болезни, клеточные болезни, тканевые болезни, органные болезни, болезни всего организма.

Болезни могут быть вызваны механическими, физическими, химическими, биологическими, психогенными факторами. По способу их лечения болезни делятся на терапевтические и хирургические.

Речь пациента при изложении жалоб бывает далека от нормативной. Народные названия болезней (разговорные – падучая, варикоз, ИБС, сумасшествие, картавость, гнусавость, триппер, базедка, просторечные – шишки на ногах, пузырчатка, заячья губа, волчья пасть, гусиная кожа, куриная слепота, диалектные – кондрашка, закрут, лихотка, сонячница, веснянка, лихоманка), а также социально-маркированные названия болезней (жаргонные – кесонка, белочка, венера; слэнговые – шиза, депрессняк, тряска, ломка, сушняк) достаточно часто встречается в речи больных людей, которые испытывают острую боль и теряют контроль над своим самочувствием. Возможны узкопрофессиональные наименования болезней, знакомые только представителям определенных профессий – шахтерам, грузчикам, парикмахерам, водителям.

Многие народные названия болезней стали нормативными и вошли в словари медицинских терминов (молочница, рожа, чесотка, свинка, водянка, грудница, крапивница, желтуха). Некоторые наименования болезней сохранили прозрачную этимологию (косолапость, плоскостопие, дальнозоркость, близорукость, косоглазие, плешивость, глухонемота) и вполне понятны носителям русского языка.

Опыт классификации болезней в русскоязычной среде имеет определенную традицию. Возможны классификации названий болезней, в которых номинации объединяются, прежде всего, по предметному признаку (лексемы, обозначающие болезни). Предлагается, во-первых, логический критерий (исследуются общие и специальные названия болезней), и, во-вторых, во главу угла выдвигается лингвистический подход: языковой материал рассматривается с точки зрения синтаксических конструкций, описывающих состояние болезни, в выделяемых синонимических рядах исследуются структурные характеристики и различные семантические модели словообразования.

В широком медико-антропологическом ключе - с привлечением народной медицины - формируется историко-культурный подход к проблемам изучения языка медицины. При этом в названиях болезней просматриваются культурно-антропологические, этнологические основания.

Предлагаемая в данной работе идея анализа материала основана на реальной врачебной практике, опирающейся на интегративный подход, в котором обнаруживается и органично сосуществует сплав культурно-антропологической и медицинской составляющих. Категорией, оформляющей эту ситуацию, бесспорно, является медицинский опыт. Собственно, определяющим критерием классификации болезней в данной статье выступает специфика медицинского опыта в культуре русской нации, отразившая, с одной стороны, определенное качество медицинских знаний, а с другой, имплицитно сохраняющая некоторые культурные установки, проявляющиеся в языковом сознании сквозь призму медицинской лексики живого языка.

Литература

Библиографический список:

1) Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

3) Формановская Н.И. Коммуникативно-практические аспекты единиц общения. - М: Изд-во ИКАР, 1998. - 291 с.

Статья посвящена анализу изображения болезни в художественных произведениях и его сравнению с симптоматикой данных заболеваний, представленной в специальной медицинской литературе.

Ключевые слова

Статья

.Изображение болезни в художественных произведениях

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель – доцент А.А. Живайкина

Тема болезни отражена во многих видах искусства. Это и литература, и живопись, и скульптура, и кинематограф. Рассмотрим примеры изображения болезни в литературных произведениях.

То изображение заболевания, к которому прибегали писатели в своих работах, мало отличается от клинической картины, описанной в специальной медицинской литературе, так как болезнь имеет яркую специфическую симптоматику.

На сегодняшний день лепра уже давно не считается неизлечимой болезнью и успешно лечится антибиотиками, также известно, что проказой нельзя заразиться при простом контакте: она передаётся только при тесных контактах через выделения изо рта и носа.

Изображение болезни в художественных произведениях часто не уступает описанию симптоматики этих же заболеваний в научной литературе (а в некоторых случаях литераторы вообще опережали медицину в описании симптомов болезней) и имеет большое значение для читателя-медика и простого обывателя. Ведь не зря врачи, которые были современниками писателей, восхищались тем, насколько точно отображены клинические картины заболеваний в литературных произведениях. Даже такие крупные деятели медицины как И.И. Мечников, В.М. Бехтерев, Г.А. Захарьин, А.А. Ухтомский в своих научных изысканиях не раз обращались к художественной литературе.

Значение для читателя, не имеющего отношения к медицине, также нельзя недооценивать: раньше не было такого объёма научной информации, которым мы располагаем сейчас, поэтому практически единственным источником представлений людей о заболеваниях была художественная литература.

В наши дни многое изменилось. Это и понятно: медицина не стоит на месте. Но и сегодня нельзя умолять важность изображения болезни в художественных произведениях. Такая литература расширяет кругозор любого человека, а для будущего врача имеет более важное значение: даёт возможность сравнить отношение к заболеваниям той эпохи и современные представления о них и, как следствие, формирует критическую точку зрения.

Литература

1. Аленин П.Н., Андриянова Е.А., Клоктунова Н.А., Живайкина А.А. Статус фтизиатрии как специализации в представлениях студентов-медиков // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2015. – Т. 11. – № 3. – С. 349-353.

2. Достоевский Ф.М. Идиот. – М.: Эксмо, 2008.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Правда, 1974.

4. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве / Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. – Краснодар, 2013. – С. 65-70.

5. Живайкина А.А., Шилкина И.В. Текст как средство развития личности // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 1784.

6. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

7. Минх Г. Н. Заразительна ли проказа? – Киев, 1891.

9. Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. – М. — Л., 1965.

10. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гиперион, 2011.

11. Толстой Л.Н. Анна Каренина. – М.: Правда, 1978.

12. Тургенев И.С. Живые мощи. – Минск: Народная асвета, 1977.

13. Чехов А.П. Чёрный монах. М.: Эксмо, 2011.

14. Шилин Г.И. Прокаженные. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1965.


Источник: kot.sh

Иллюстрации: Наталья Дюкова
Авторы: Анастасия Иванова, Алексей Торгашёв
Благодарим за советы медиков: Ренату Высоцкую, Наталию Сидельникову, Юлию Майорову, Антона Самойлова, Евгения Пашнина, АЛлексея Маковского, Ивана Щербакова.

Анамнез: «Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня.

— Есть; на что тебе?

— Нужно… ранку прижечь.

— Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она?

— Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню, знаешь — откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся.

Диагноз: Тиф. Вероятнее всего, сыпной или возвратный. Первый вызывается риккетсиями, второй — боррелиями. Если бы уездный врач носил с собой адский камень, то Базаров еще много лет раздражал бы окружающих нигилизмом и упрямством, женился бы на Анне Одинцовой и нарожал бы детишек. Прижечь рану необходимо сразу, потому что адский камень, или нитрат серебра, только лишь выжигает ткани и живущие там микроорганизмы, предотвращая заражение. Базаров же этого не сделал, поэтому появи­лись симптомы: озноб и жар, учащенный пульс, помутнение сознания. Чем все закончилось, мы знаем.

Современное лечение: Тетрациклины, левомицетин.

2-sp-heroes-bobo-2.jpg

Пациент: Илья Муромец, герой народных былин.

Диагноз: Можно предполагать паралич нижних конечностей. В 1988–1990 годах было проведено медицинское исследование мощей Илии Муромца Печерского в Киево-Печерской лавре и обнаружено заболевание позвоночника, возможно, приведшее к защемлению спинномозговых нервов. Здесь интересно, каким образом странники излечили Илью — возможно, они владели техникой мануальной терапии, о чем былины умалчивают. Не исключается и периодический паралич, связанный с нарушением обмена калия.

Современное лечение: В зависимости от природы паралича Илью Муромца лечили бы разными препаратами, возможно, прооперировали бы или назначили физиотерапию.

Анамнез: «… Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого.

Современное лечение: Антидепрессанты, нейролептики, психологическая и социальная терапия. При подтверждении гипотиреоза гормональная заместительная терапия.

Диагноз: Растяжение связок или сухожилий в области голеностопного сустава. Связки у деда порвались частично (при любом растяжении часть связок рвется), иначе он бы просто не смог встать. Это не вывих, поскольку вывих всегда вправляют, а Шолохов ничего об этом не говорит. Нога довольно быстро заживет, потому что связки имеют высокую регенеративную способность и без труда срастаются после разрыва.

Современное лечение: Иммобилизация, холод, обез­боливающее, компрессионный бинт, покой.

2-sp-heroes-bobo-6.jpg

Пациент: Тарас Бульба, герой одноименной повести Н. В. Гоголя.

Получается, что у Бульбы вес 328 кг. Возможно, это гипербола (или мнительному коню показалось, что это двадцать пудов), но все равно герой страдает от избыточного веса.

Диагноз: Морбидное ожирение, нельзя исключать сопутствующий сахарный диабет второго типа, гипертония. Возможны различные нарушения обмена веществ.

Современное лечение: Диеты, ингибиторы аппетита, хирургические операции по уменьшению объема желудка.

Анамнез: Фирсу 87 лет. Все сходятся, что он немножко не в себе. Потом он сам себя забывает в пустом доме. Из пьесы:
«Фирс. Они были у нас на Святой, полведра огурцов скушали… (Бормочет.)

Любовь Андреевна. О чем это он?

Варя. Уж три года так бормочет. Мы привыкли.

Финальная сцена — сопорозный сон, глубокое угнетение сознания.

Диагноз: Сенильная (старческая) деменция. Нейродегенеративное заболе­вание головного мозга — отмирание нервных клеток. Для постановки точного диагноза необходимо обследование, поскольку спектр нейродегенеративных заболеваний велик: болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви…

Современное лечение: Поддерживающее клетки мозга в рабочем состоянии. Самое простое — глицин под язык и так недели две. Но есть и новые средства, восстанавливающие баланс нейромедиаторов — посредников между нейронами. В перспективе генная терапия.

картинка Arlett

Анамнез: «Приближенные утверждают, что это ревматизм, — говорил Воланд, не спуская глаз с Маргариты, — но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах.

Диагноз: Сифилис, третичный период. Боль односторонняя, не характерная для ревматизма, как раз может быть тоже признаком сифилиса. Парез лицевого нерва (поздний нейросифилис). Кривое лицо указывает на нарушение лицевого нерва. Разные глаза — следствие сифилитического поражения.

Современное лечение: Антибиотики пенициллинового ряда. Возможно анонимное лечение.

Анамнез: «Страшный холод обхватил его; но холод был и от лихорадки, которая уже давно началась с ним во сне. Теперь же вдруг ударил такой озноб, что чуть зубы не выпрыгнули и всё в нем так и заходило.

Со вчерашнего дня в жару.

Диагноз: Грипп. Не ­совсем типично для июля, но вполне типично для Петербурга. Гриппозный психоз в острой форме может продолжаться в течение одного дня. Часто в первые дни наблюдаются аментивные расстройства с помрачением сознания, двигательным беспокойством. Картину гриппозного психоза убедительно описал Достоевский: аментивное расстройство, делириозный синдром, сумеречные состояния, наконец, шизоморфный синдром — все это есть в романе. Поразительно, что никто из литературоведов до сих пор не исследовал возможность совершения преступления в состоянии интоксикации продуктами деятельности вируса гриппа.

Современное лечение: Противовирусные препараты (ингибиторы нейраминидазы, амантадины, интерферон).

2-sp-heroes-bobo-9.jpg

Пациент: Мцыри, герой ­одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова.

Анамнез: На фоне общего истощения в схватке с кавказским барсом (леопардом) Мцыри получает ранения.

Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Еще они не заросли
И не закрылись…

Затем у пациента резко повышается температура:

И, как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.

Через несколько дней пациент при смерти.

Диагноз: Сепсис (бытовое название — заражение крови). У Мцыри, вероятно, сепсис развивается в форме септицемии, то есть общей интоксикации без явных очагов нагноения.

Современное лечение: Антибиотики (сепсис вызывают различные виды бактерий), ликвидация ­осложнений интенсивной терапией.

2-sp-heroes-bobo-11.jpg

Пациент: Господин из Сан-Франциско, герой одноименного рассказа И. А. Бунина.

Диагноз: Можно подозревать тромбоэмболию. Сгусток крови оторвался, прошел по вене и добрался до легких.

Современное лечение: Сердечно-легочная реанимация, фибринолитики, хирургия.

картинка Arlett

Диагноз: Близорукость (миопия). Пьер молод и начитан — возможно, испортил зрение в детстве, читая при свече.

Современное лечение: Коррекция очками, как и во времена Безухова, или современными контактными линзами. Самый технологичный способ — лазерная коррекция роговицы, что в наше время занимает один день.

Анамнез: Лирический герой всю ночь разговаривает с неким черным человеком. При этом автор понимает, что болен и причина заболевания — употребление алкоголя.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Диагноз: Алкогольный психоз.

Современное лечение: Комплекс мероприятий, как психиатрических (например, купирование возбуждения препаратами), так и устраняющих последствия приема алкоголя для всего организма (например, восстановление метаболизма).

Анамнез: «Сказанное при пробуждении “гут морген” обычно значило, что печень пошаливает, что 52 года не шутка и что погода нынче сырая.

Диагноз: Хронический гепатит. Возможна как вирусная природа (гепатиты B и С), так и невирусная. В пользу первого варианта говорит перенесенное венерическое заболевание. Если же Киса не заражен, то все тривиально: интоксикация печени вследствие нездорового образа жизни.

Любая форма гепатита может привести к раку и циррозу печени.

Современное лечение: Антивирусные препараты (в случае вирусного гепатита), гепатопротекторы, диета.

Анамнез: Раб собрал смолу дерева анчар ядовитый (Antiaris toxicaria) и умер по возвращении.

Принес он смертную ­смолу
Да ветвь с увядшими ­листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ­ручьями…

Диагноз: Интоксикация сердечными гликозидами с развитием первичного специфического кардиотоксического эффекта и остановкой сердца. Вероятно, раб поранился при сборе сока анчара и занес яд в ранку. Иначе трудно объяснить летальный исход, ведь сок дерева убивает только при попадании в кровь. Пушкин ошибался, думая, что яд анчара передается через воздух. Точнее, повторял расхожее мнение, коим Европа была обязана голландским ботаникам с острова Ява. Хотя уже в 1805 году француз Лешено де ля Тур сделал верное описание растения. В середине XIX века был исследован состав млечного сока анчара — в нем обнаружили около 30 сердечных гликозидов, наиболее опасный из которых, антиарин, вызывает паралич сердечной мышцы.

Современное лечение: Антиаритмические средства, сердечно-легочная реанимация, интенсивная детоксикация организма.


Очень часто вынужденные жизненные обстоятельства вдохновляли писателей на создание подлинно литературных шедевров. Такими обстоятельствами часто были эпидемии различных болезней: холеры, чумы, тифа, малярии и т.д. Однако эти болезни не только не вызывали у авторов творческий кризис, а, наоборот, подстегивали их воображение и будили фантазию.

Перед Вами некоторые произведения русской литературы, которые своим существованием, сюжетными поворотами и художественными образами во многом обязаны различным эпидемиям.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/629/629748445f4c552dfab5e15dea4f85fc.jpg

Александр Грибоедов

(1824 год)

В апреле 1818 года Александра Грибоедова назначили секретарем русской миссии в Персии. С тех пор он стал кочевать по Востоку - жил и работал в Тифлисе, Тегеране, Тебризе. А его спутниками стали эпидемии тифа, холеры, чумы, которые то и дело вспыхивали на фронтах Кавказской войны среди военных и раненых. В 1819 году Грибоедов попал в карантин в крепости Ананури.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/93c/93c66d795dddbaa76b2e7131b17a126d.jpg

«Вползываем в странноприимную хату, где действительно очень странно принимают. Холод, спрашиваем дров. Нет, а кругом лес.

Над своей самой известной комедией он начал работать в 1822 году в Тифлисе. Грибоедов тогда стал чиновником дипломатической части генерала Алексея Ермолова. Вечерами придумывал характеры, написал первые два действия пьесы. Но в конце года снова разбушевалась эпидемия, от которой умер верный слуга писателя Амлих.

«Это было время Рамазана, и после, с тех пор налегла на меня необъяснимая мрачность. Алексей Петрович смеялся, другие тоже, и напрасно. Пожалей обо мне, добрый мой друг! Помяни Амлиха, верного моего спутника в течение 15 лет. Его уже нет на свете. Потом Щербатов приехал из Персии и страдал у меня на руках; вышел я на несколько часов, вернулся, его уже в гроб клали. Кого ещё скосит смерть из приятелей и знакомых? А весною, конечно, привлечется сюда cholera morbus, которую с прошлого года зимний холод остановил на нашей границе.

Александр Грибоедов – Вильгельму Кюхельбекеру. Конец января 1823 года.

За пять месяцев до трагической смерти в январе 1828 года Грибоедов тяжело переболел малярией – очередная эпидемия чуть не сорвала его женитьбу на Нине Чавчавадзе.

Александр Грибоедов – Ивану Паскевичу. 23 августа 1828 года.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/715/7157d0ea781f11bd7aed3d2fa9d4df4e.jpg

Михаил Булгаков

(1925-1926 годы)

Вслед за Мировой войной последовала Гражданская. Смерть приходила не только с оружием в руках врагов соотечественников, но и от многочисленных инфекций – холеры, малярии, чумы, скарлатины, оспы, дизентерии. Самой опасной стала эпидемия тифа – Булгаков и сам переболел им во Владикавказе.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/b2a/b2a5df61577d6fecc1c99ae76048d416.jpg

Николай Гоголь

(1842 год)

Гоголь занимался сочинением в основном за границей, где провел (с перерывами) около 12 лет. В июне 1835 года писатель доехал на пароходе до германского Любека. Оттуда через Гамбург, Ахен, Майнц, Франкфурт и Баден-Баден перебрался в Швейцарию, где провел всю осень.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/e51/e517d52c464d17da1f9c0bbbdfd3a50f.jpg

Николай Гоголь - Василию Жуковскому. 12 ноября 1836 года.

Николай Гоголь - Василию Жуковскому. 19 ноября 1836 года.

С марта по июнь 1837 года Гоголь всё-таки жил в Риме. Летом снова выехал в Баден-Баден на лечебные воды. А когда захотел вернуться в Италию, там опять разыгралась холера.

Николай Гоголь - Николаю Смирнову. 3 сентября 1837 года.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/b20/b20b0d54ab9b8e5a37894e22cf042c35.jpg

Николай Лесков

(1880 год)

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/560/560d86d579c7e62414c5c9b5556138ea.jpg

Антон Чехов

(1895 год)

С апреля по декабрь 1890 года Антон Чехов совершил невероятное путешествие: стартовав из Москвы, он преодолел путь через Ярославль, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск, Благовещенск до Сахалина, а потом вернулся обратно через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Порт-Саид, Одессу. Эпидемия настигла его в середине пути.

Антон Чехов - Алексею Суворину. 11 сентября 1890 года.

Вернувшись домой, Чехов занялся оформлением своих путевых впечатлений и собранных статистических материалов. Но холера догнала его и в России. В начале 1892 года Чехов купил имение Мелихово в Серпуховском уезде недалеко от Москвы. И в тот же год ему, как практикующему врачу, пришлось организовать для своей округи противохолерный участок для предупреждения эпидемии.

Антон Чехов – Николаю Лейкину, 4 августа 1893 года.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/f6b/f6b4c5ee3abfca6d9576cfd8bc1b7fce.jpg

Александр Куприн

(1898 год)

В России конца XIX – начала XX веков малярия была очень распространенной в тех местах, где есть болота и выпадает много осадков. Рядом с болотом как раз и живет героиня со своей бабушкой. Лихорадка же становится одним из значимых образов всего произведения – метафорой болезненных, обреченных отношений между персонажами.

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/c20/c20bf310fe30a5489040dbde4308b480.jpg

Александр Грин

(1925 год)

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/bee/bee2ba8ce7a99ff05ce6852134917065.jpg

Борис Пастернак

(1957 год)

История, как и художественная литература, способны преподать людям жизненные уроки, если они оказываются способными воспринять их, сделать выводы и изменить себя, свою жизнь, своё отношение друг к другу и тем жизненным обстоятельствам, в которых они находятся. Вот и сейчас пандемия коронавируса преподает всем нам новый урок. Как и какими мы выйдем из этой ситуации, сможем ли сделать правильные выводы, покажет время. Ведь возможно уже сейчас кто-то задумался над новым сюжетом, а может быть уже и приступил к работе над новым романом о жизни в этот непростой период.

Подборка лучших литературных произведений, где любовь сплетается с неизбежной смертью, а чудовищная эпидемия служит лишь фоном человеческих страстей.

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Дневник чумного года


Страшные события о перевозе трупов, общих могилах и поглощающем страхе быстро сменяются равнодушием рассказчика, который скрупулёзно перечисляет факты, количество заражённых и прослеживает распространение заболевания по городу. Книга также изобилует сносками о жизни Англии во времена правления Карла II и биографическими данными самого автора.

Охотники за микробами


Первопроходец в научпопе Поль де Крюи посвятил свою книгу микробиологам и их профессиональным открытиям, которые повлияли на становление современной медицины. Примечательно, что книга, написанная в 1926 году, всё ещё способна погрузить неискушённого читателя в увлекательный мир исследований, перевернувших сознания миллионов.

Благодаря сюжету вы познакомитесь с нидерландским конструктором микроскопов Левенгуком, немецким микробиологом Кохом, который открыл бациллу сибирской язвы и туберкулёзную палочку, основоположником химиотерапии Паулем Эрлихом и другими деятелями медицины и науки.

Узорный покров


Сюжет романа пронизан душевными терзаниями главной героини, которая будучи замужней влюбляется в другого. Желая освободиться от брака, она осознает, что её любимый не нуждается в ней. Обременённая тяжёлой ношей, она отправляется с мужем-бактериологом в Китай, где бушует холера.

В новом месте, несмотря на сотни заражённых, она обретает новую жизнь и постепенно обменивает легкомыслие на смирение. Путешествие, которое в самом начале казалось ей невыносимым, становится внутренним перерождением.

Вирусы. Драйверы эволюции. Друзья или враги?


Что может быть лучше, чем изучение вируса во время разгара новой пандемии? К тому же автор произведения Майкл Кордингли предлагает нам взглянуть на ситуацию под другим углом и узнать, как вирусы адаптируются в нашем организме, выстраивают собственную систему правления и создают опасные заболевания, на которые не действуют лекарства.

Если пришла пора взглянуть страху в глаза, то вооружайтесь этой книгой и погружайтесь в микромир опасных вирусов, предварительно изучив основы биологии.


Сюжет, созданный Альбером Камю, повествует о чуме в Алжире. Страшная эпидемия пожирает население, а главный герой — доктор Риэ — опирается на сухую рациональность в период хаоса и страданий. Другие персонажи, обладающие внутренней верой и смирением, лишь усиливают строгий образ доктора.

Многогранность книги позволяет читателю рассмотреть эпидемию чумы не в качестве страшного заболевания, а художественного образа, где добро сталкивается со злом, материализм со спиритуализмом, а внутренний конфликт приобретает облик внешнего мира.

Обручённые


Труд итальянского писателя Алессандро Мадзони изучается на его родине в качестве обязательного аспекта школьной программы, но совершенно несправедливо обходит международного читателя.

Любовь во время чумы


Хувеналь Урбино мечтает спасти испанские колонии от холеры и, в отличие от возлюбленного главной героини, напрочь лишён романтических стремлений. Вся его жизнь посвящена врачебному делу. Пока сотни людей умирают от страшной эпидемии, главная героиня терзается в сомнениях, а её возлюбленный утопает в одержимости, которая не пропадает даже спустя десятилетия.

Слепота


Единственной зрячей оказывается жена одного из больных. Она притворяется слепой, чтобы не разлучаться со своим супругом и видит ужасы новой реальности. Несмотря на фантастичный сюжет, работа Сарамаго больше похожа на философский трактат об ужасах человеческой жизни, напрочь лишённой света.

Волшебная гора


Знаменитая книга немецкого писателя Томаса Манна рассказывает о роскошном туберкулёзном санатории в Швейцарских горах, куда съезжаются люди всех мастей и возрастов. Главный герой, посещая двоюродного брата, поселяется там и совсем не замечает, как втягивается в пучину размеренной жизни, которую может прервать лишь смерть постояльцев.

Произведение было не раз отмечено критиками, потому что помимо интересного сюжета оно представляет собой литературный памятник Европы, стоящей на пороге войны. Кроме того, Манн исследовал в книге феномен танатоса — влечения к смерти, введённого Фрейдом.

Алая чума


Роман Джека Лондона пропитан чувством безнадёжности и неизбежного присутствия смерти, которая плетётся у ног. Вовлекаясь в книгу, читатель всё больше задается вопросами о связи жизни и смерти, губительной силе человечества и возможном воссоединении с утерянным балансом.

Читайте также: